Дорогами инков — обзор настольной игры «Альтиплано»

В прошлом году я делал обзор на одну очень интересную игру, которая называется Орлеан. Основная фишка этой игры — вытягивание жетонов из мешочка и активация с помощью них различных полезных действий, размещенных на игровых планшетах. Это довольно интересная и свежая механика, на основе которой можно придумать много всего восхитительного.

И пока многие из русскоязычных настольщиков ждали от GaGa Games выхода дополнения к полюбившемуся Орлеану, вдруг неожиданно этим издательством была выпущена на русском языке другая игра того же автора, Райнера Штокхаузена, эксплуатирующую все ту же механику вытягивания жетонов из мешочка, а именно Альтиплано. Меня удивило то, что почему-то вместо развития линейки старой игры, нам предложили совершенно новую. Можно ли считать, что Альтиплано — это тот же Орлеан, но гораздо лучше? Или же новая игра вполне спокойно может существовать наравне со старой, а игроки будут получать удовольствие от двух разных настолок? Вот на эти сложные вопросы я и постараюсь найти ответы в этом обзоре.

IMG_2238

Распаковка

Альтиплано — это весьма увесистая коробка, битком набитая картоном. Вы это сразу почувствуете, когда возьмете игру в руки. Конечно же после выдавливания жетонов вес коробки немного уменьшится, но все равно вы будете физически чувствовать тяжеловесный еврогейм=) В прямом и переносном смысле.

IMG_2245

Внутри коробки лежит куча картонных компонентов — планшеты, игровые поля, сборные ящики для жетонов, тканевые мешочки, жетоны ролей и товаров, карточки, пристройки, жетоны ролей и товаров, памятки, деревянные фишки и маркеры, а также блокнот для подсчета очков.

IMG_2249

У меня все выдавилось без особых проблем. Судя по всему, игра печаталась в Китае, и если в моей копии Орлеана у меня были кое-какие огрехи в вырубке, то в копии Альтиплано было все идеально. Игра порадовала меня при распаковке своими разноцветными красками и наличием большого количества плотных (!!!) зиплоков.

IMG_2256

Азы игры

Честно говоря, мне сразу хотелось рассказать вам только о новой сути геймплея этой игры, не затрагивая всех подробностей, которые вы могли уже прочитать в моем старом обзоре на Орлеан. Я часто так делаю, когда пишу обзоры игр, похожих на другую (например, всякие декбилдинги). Но, как оказалось, в этом тоже есть свои минусы, т.к. те, кто впервые сталкивается с урезанным разделом правил, не может понять, как же все-таки нужно играть в данную игру. Засим будем считать, что Орлеана мы пока в глаза не видели=)

IMG_2267

Итак, Альтиплано. Это евроигра, в которой нужно развивать фермерскую экономику путем обмена одних жетонов товаров на другие. Действие игры происходит в южноамериканской местности, в которой есть ровно 7 локаций — деревня, рынок, дорога, пристань, ферма, шахта и лес. Каждая локация дает игроку несколько вариантов действий. Например, на пристани можно добыть еду и построить лодку, в шахте можно найти камень, руду или серебро, а на рынке можно купить пристройку, продать товар или взять карту задания.

IMG_2270

У каждого игрока в начале игры есть планшет действий (на него выкладываются жетоны товаров, а еще он служит памяткой действий всех локаций), склад (на него складывают ненужные жетоны товаров), несколько фишек для слежения за игровым прогрессом, мешочек для жетонов товаров и ящик для них же.

IMG_2272

Перед началом игры игроки случайным образом получают жетон роли, на котором написаны стартовые ресурсы игрока и дополнительное свойство, которое можно применять в одной из местностей.

Ход игры состоит из 4 фаз (общие для всех игроков):

  • вытягивание жетонов из мешка;
  • планирование (размещение жетонов на ячейках действий на планшете);
  • выполнение действий (поочередное, пока все игроки не спасуют);
  • подготовка к новому раунду.

IMG_2274

В данном случае все очень похоже на то, что мы делали в Орлеане. Но все же различия есть, и они существенные. Жетоны по-прежнему вытягиваются из мешка (в начале игры можно брать только 4 жетона, но потом можно увеличить их количество до 8), размещаются они на ячейках планирования на личных планшетах игроков, откуда потом попадают на ячейки действий. Но теперь активация ячеек действий зависит от того, в какой местности находится фишка игрока.

IMG_2277

Местности располагаются по кругу, и каждый игрок кладет свою фишку на одну из местностей. В свой ход с помощью повозки можно передвинуть своего рабочего на 1-3 местности в любую сторону. Соответственно, можно активировать местность, на которой ты стоял сразу, потом передвинуть фишку и активировать действие в новой местности. Таким образом, если ты стоишь в лесу, то можешь делать лесные действия, если на рынке, то только то, что можно делать на рынке и т.д. По ходу игры можно купить новые повозки и передвигаться на большее количество клеток, затрачивая при этом жетоны еды (первая повозка передвигается бесплатно).

IMG_2316

Далее важное отличие — использованные жетоны товаров уходят не в мешок, а в ящик. И только когда в мешке заканчиваются жетоны, жетоны из ящика пересыпаются в мешок. Таким образом у игроков будет полный оборот жетонов товаров.

IMG_2289

В чем заключается основная суть игры? В конвертации жетонов и периодическом складировании их на специальный планшет. Все это в конце игры приносит победные очки, которые и приводят игрока к победе. Если взглянуть на таблицу, которая содержит информацию о том, что приносит очки в конце игры, то мы увидим, что монеты, еда, рыба, альпака и кукуруза очков не приносят. А вот все остальное приносит от 1 до 4 очков. Естественно, товары за 4 очка добываются более сложным путем (зачастую с помощью двойной конвертации).

Помимо товаров еще очки приносят карты домов и лодок, которые можно получить в нескольких местностях. Товары, попавшие на склад и занявшие целый ряд, также приносят очки.

IMG_2309

Заканчивается игра в том случае, если в одной из местностей закончатся все жетоны и карты или когда нечем будет заполнить колонку пристроек, доступной игрокам для покупок. Игра закончилась, очки посчитались, победитель определился.

IMG_2326

Еще в качестве развлекухи правила предлагают играть с помощью мини-дополнения, в котором в начале игры игрокам раздаются карты заданий, выполнив которые можно получить дополнительные победные очки.

Впечатления

Перед тем, как начать расписывать свои мысли об игре, я глянул на объем моего пересказа правил и удивился, потому что он у меня получился маленьким и лаконичным. Но когда я первый раз читал правила игры, то мало что понял, чем был очень расстроен=) Пришлось все панчить, раскладывать на столе и заново перечитывать рулбук. И со второго раза уже все пошло идеально.

IMG_2278

Но после первой сыгранной партии я испытывал что-то наподобие шока, как будто меня ударили мешком картошки по голове. Дело в том, что я с какого-то перепугу решил, что Альтиплано — это более казуальная версия Орлеана. За бугром игра вышла в прошлом году, и я внимательно следил за ней, потому что мне нравится то, что делает Райнер Штокхаузен. И где-то на БГГ в каком-то из самых первых отзывов я прочитал, что в Альтиплано облегчили игровой процесс, изменили тему, убрали лишнее, оставив только обмен жетонов на более крутые жетоны. Я и настраивался на легкую прогулку от лайтового еврогейма, но все оказалось гораздо серьезнее, чем я думал.

IMG_2280

Мне прямо сразу хочется начать сравнивать обе игры, но мне кажется более уместным было бы делать под конец обзора, сначала расписав мнение только об Альтиплано. Но вряд ли у меня получится дотерпеть до конца=) Ибо скорее всего у вас в голове уже крутится один насущный вопрос — как оно в сравнении с Орлеаном? У меня тоже такой вопрос крутился после первой партии, и я четко знал на него ответ — это все-таки разные игры. Порой даже хочется сказать очень разные.

IMG_2283

Если брать основу геймплея, то нам снова предлагают старую добрую систему вынимания жетонов из мешочков, т.е. так называемый бэгбилдинг. Но в новой игре очень сильно изменился принцип активации ячеек. В Орлеане если ты заполнил все ячейки, то сразу получал бонус. В Альтиплано же еще нужно находиться в правильной местности, чтобы выполнить действие. Кажется, мелочь, но это очень сильно меняет восприятие игры. Ведь теперь ты думаешь не только о том, как заполнить ячейки жетонами и взять указанный бонус, но и как оптимально использовать фишку рабочего. И все местности до того хороши, что их надо как-то увязывать в цепочку, чтобы применить все так, чтобы было максимально круто. Например, в начале игры желательно увеличить число ячеек планирования под вынимаемые жетоны. Для этого нужно бегать на плашку дороги и тратить там камень и дерево, которые, в свою очередь, очень нужны для других ячеек действий. На рынке можно продавать товары за монеты, брать карты заданий и покупать очень полезные пристройки, расширяющие возможности местностей. Но сначала нужно эти продаваемые товары заработать и выложить на ячейки местности, а значит нам нужно посетить лес, шахту или ферму… В общем, все очень круто взаимосвязано.

IMG_2285

В начале игра будет довольно вязкой и медленной, потому что жетонов мало, заход придется активировать всего по одному виду ячеек, но постепенно число жетонов будет расти, появится необходимость приобретения новых повозок, а вместе с этим вырастет количество посещаемых мест за один ход. Может быть это можно даже назвать неким слабым местом игры (долгий старт), т.к. у игроков не получается рвануть с места в карьер. Сначала надо долго раскачиваться, собирая нужные жетоны, а потом уже эффективно действовать.

IMG_2286

Все ячейки активируются с помощью двух жетонов. Т.е. игрокам не придется собирать много жетонов вместе, чтобы взять какую-то очень крутую фишку. Но это и понятно, почему именно так сделано. Проблема в игре скорее не в том, как найти нужные жетоны, а как все нужные ячейки вместе активировать. Т.е. эта игра заставляет игроков задумываться над построением движка, который приносит оптимальный эффект. Не просто активировал ячейку и сидишь себе дальше спокойно, а за этим должна следовать некая цепочка. И если у игрока не получается делать такие цепочки, то он будет тормозить относительно других игроков. И, соответственно, он проиграет.

IMG_2288

Как и в Орлеане, в Альтиплано перед игроками разворачивается множество путей развития. Можно собирать дорогостоящие жетоны, можно пробовать собирать карты домов, которые приносят бонусы за определенные виды товаров, можно активно заполнять жетонами свой склад. Безусловно, максимальную прибыль приносит какой-то один выбранный путь. Т.е. если распыляться на сбор абсолютно всех жетонов и карточек, то в конце игры у вас будет некий средний по больнице результат, что может привести к победе только в том случае, если остальные игроки выберут такую же тактику.

IMG_2292

А в целом что можно сказать про взаимодействие между игроками? А его нету. Без разницы, сколько игроков присутствует за столом — это влияет только на количество жетонов и карточек, которое выкладывается на местности во время подготовки игры. Все, что можно сделать друг другу, это забрать из-под носа классную пристройку, карточку дома/лодки или дополнительный кубик повозки. Именно ради этого в игре есть последовательность отыгрыша действий игроками. Чтобы игрок переживал, что он может не успеть забрать лодку, дающую жетон рыбы, так как ее умыкнет другой игрок, которому рыба тоже нужна. Небольшая кризисность в Альтиплано есть — свободных повозок всегда меньше, чем ячеек у игроков. Поэтому если зевать, то можно остаться без повозок, что отрицательно повлияет на итоговый результат. Так что подстраиваться под темп других игроков иногда весьма полезно.

Мне очень понравилась идея склада в Альтиплано. В Орлеане тоже была возможность сбрасывать ненужные жетоны, но выгода от этого действия, на мой взгляд, была не самая очевидная. Почистить мешок от лишних жетонов —  вещь полезная, но вот бонусы за это в первой игре были специфическими. В Альтиплано сброс жетонов — это прямой путь получения победных очков. Причем вы не зависите от того, сбрасывают что-то другие игроки или нет — склад всегда только ваш. Складом пользоваться очень удобно — как только у вас появились лишние жетоны, тут же их кладете на клетки деревни, двигаете туда фишку рабочего и избавляетесь от балласта.

IMG_2299

И снова устроим перекличку с Орлеаном=) Как мы распоряжаемся жетонами в этой игре? Вынули, разложили, активировали и засунули жетоны назад в мешок. «Айяйяй, как много рандома!», — сказали настольщики, которые иногда за всю игру вытягивают нужный жетон всего лишь один раз. В Альтиплано вы гарантированно переберете в руках все заработанные тяжким трудом жетоны товаров, потому что после применения они попадают сразу в ящик, т.е. как будто бы ящик — это аналог сброса в декбилдинге. А когда мешочек наш оказывается пустым, то мы снова закидываем жетоны из ящика обратно в мешок. Хорошо это или плохо? Большинство отзывов говорят о том, что это очень круто. А я скажу — это на вкус и цвет! Это очень хорошо, если вы не любите случайности и хотите всегда иметь возможность реализовать все то, что задумали. Т.е. купили вы крутое какао, захотели его через ход-два применить в игре — и вы это точно сделаете! А плохо будет тем, кто любил игру под названием «поиграй с судьбой и попробуй вытянуть нужный жетон». Так что все это вкусовщина. Но с точки зрения прожженного еврогеймера, прокрутка жетонов — это однозначный плюс игры.

IMG_2312

Пристройки, как мне кажется, в Альтиплано гораздо полезнее аналогов из Орлеана. Суть их примерно та же — получение бонусных действий для игроков. Но в Орлеане это были просто дополнительные ячейки действий, которые можно было применить в любой момент. А в Альтиплано нужно по-прежнему стать в нужную местность, чтобы активировать эти ячейки. Это круто тем, что увеличив возможности конкретных местностей, вы можете не выходя из одной местности сделать несколько крутых действий. К тому же пристройки нельзя выбирать свободно для покупки, как это было в Орлеане. Для них есть специальный планшет пристроек, в котором одновременно вмещается только 5 пристроек, и в зависимости от положения пристройки на планшете, ее стоимость меняется. Это однозначно делает игровой процесс интереснее. Перебирать что-то можно только в картах лодок, домов и заданий.

IMG_2324

Пару слов о заданиях — пока что по моему опыту они как-то не сильно стреляют, если честно. Дают они много очков, но требуют траты очень дорогих и редких жетонов товаров, которых нужно сначала заработать, потом достать из мешка, разместить на ячейках рынка, и только потом отправить товары на карту задания. В конце игры эти потраченные товары очков не принесут. В первой моей партии никто из игроков не успел выполнить задание, а во второй партии один человек все же выполнил. Одновременно можно выполнять только одно задание. Поэтому мне пока что кажется, что лучше идти через дома и лодки, чем заморачиваться с заданиями…

IMG_2327

О! Вспомнил очень крутой и важный момент — это карты ролей, которые игроки получают в начале игры. И снова мы пересечемся в сравнении с Орлеаном — там все игроки начинали игру с одинаковыми жетонами. Можно было смотреть, что делает другой игрок, и делать точно так же. В Альтиплано на старте у всех игроков будут разные ресурсы. Например, монеты, альпака, еда и камень. А у другого игрока — еда, камень, рыба и 2 монеты. Ежу понятно, что теперь игроки со старта будут посещать разные локации. Причем периодически игроки будут чувствовать дефицит некоторых товаров. Например, без рыбы вам бесполезно будет посещать пристань. Но это не значит, что дело швах и вы проиграли. Скорее всего у вас будет альпака, и с помощью этого животного вы можете получать и еду, и шерсть, и ткань, но на ферме. Т.е. в этой игре отсутствие каких-то жетонов еще не значит, что вам будет сложнее играть. Просто вы чаще будете посещать определенные локации. Конечно, имея весь спектр жетонов в мешочке, будет проще выполнять действия любых местностей. Поэтому иногда полезно стремиться к тому, чтобы взять важный жетон, которого у вас не было в начале игры. Для этого чаще всего используются карты лодок, которые дают 2 очка в конце игры и 1 товар, нарисованный на карте. Также отсутствующие жетоны иногда можно получить по карте пристройки (например, там есть плашка, позволяющая менять еду на рыбу или альпаку). Собственно, этот момент я нахожу тоже достаточно крутым.

IMG_2330

Мини-дополнение. Оно довольно нейтральное. Можно играть с ним, можно без него — особой разницы нету. С ним просто играть чуточку разнообразнее, потому что с заданиями из дополнения вы будете стремиться выполнить кое-какие цели, за которые потом получите ценные очки. Примерно то же самое предлагают карты заданий, но только на карты из дополнения не надо тратить жетоны.

IMG_2300

Оформление игры. Я не сильно люблю то, что делает Клеменс Франц. 100500 раз я уже говорил про то, что у него клево получается оформлять игры про Средневековье, но вот с другими темами у него все как-то не айс. Так вот в Альтиплано он меня очень сильно удивил в хорошем смысле. Мне ОЧЕНЬ нравится, как выглядит Альтиплано! Яркие краски, сочные тона, клевые символы, та же альпака прикольно нарисована. В общем, в плане артов тут все супер, как по мне.

IMG_2295

Что можно сказать о минусах игры? Ну, во-первых, мне не нравится долгая подготовка и уборка игры. Нужно все жетончики достать из зиплоков, аккуратно разложить по местностям, отсчитать нужное количество жетонов, согласно количества игроков, отсортировать пристройки и т.д. и т.п. Это реально долго делается. А потом уже нужно все назад по пакетикам рассовать…

Если в середине игры вы замечаете, что ваш движок тормозит по сравнению с другими с игроками, то скорее всего вы уже проиграли. Догнать лидеров довольно сложно.

Так как в игре очень много моментов, которых нужно детально обдумывать, то некоторые игроки могут сильно тормозить, что приведет к увеличению игрового времени. В общем, склонность к параличу анализа в Альтиплано определенно есть.

IMG_2319

Также могу отнести если не к абсолютным минусам, то как к особенности игры — практически полное отсутствие взаимодействия между игроками. Все тихонечко строят свой обменный движок и друг дружке не мешают.

2 ящика в моей версии  вообще физически не могли собраться — у них были слишком маленькие пазы. Пришлось использовать скотч. Но! Вам нужен для игры всего один ящик на игрока, а их в коробке ровно в два раза больше, поэтому на самом деле никакой проблемы с ящиками нету=)

Так как я больше не нашел, за что можно поругать Альтиплано, давайте перейдем к важному обсуждению тех самых насущных вопросов, которыми я задавался в начале обзора.

IMG_2329

Орлеан или Альтиплано?

Может быть у вас уже есть в коллекции настольная игра Орлеан, может быть даже с дополнениями. А может быть у вас нет ни Орлеана, ни Альтиплано, и вы не можете выбрать, на чем лучше остановиться. Я постараюсь вам объяснить свою точку зрения на это противостояние двух игр.

IMG_2321

Самая первая мысль, которая меня посетила после первой сыгранной игры в АльтипланоОрлеан на балл или полбалла лучше. Просто я совсем не ожидал, что Альтиплано окажется такой «думательной» настолкой. Я ожидал чего-то простого, а в итоге после партии у меня голова звенела от напряжения. Поэтому я сразу же вспомнил, как в Орлеане все было просто — выставил жетончики, собрал ряд, выполнил действие, передвинул фишку и дальше что-то себе собираешь.

Вроде кажется, что все в Альтиплано логично, все здорово работает как единое целое, но первый раз мы играли значительно больше, чем было написано на коробке, а очков набрали немного (в районе 50 +/-), и у некоторых игроков было желание поскорее закончить игру, чтобы определить победителя. Но вторая партия расставила все на свои места.

IMG_2302

Для того, чтобы начинать получать удовольствие от Альтиплано, нужно сыграть как минимум 2 партии. В первой партии вы действуете как слепые котята, которые не знают, в какой точно стороне находится мамина столовая. И вы то одно попробовали, то другое, то третье, плюс это непонятное движение по кругу. Что-то забыл, что-то не сыграл. В итоге как бы игра нравится, но такое ощущение, что наш трактор как бы клевый, но он застрял где-то в болоте. Во второй партии у меня было полное понимание того, как нужно передвигаться по игровому полю. Абсолютно не важно, в какой последовательности лежат планшеты местностей, т.к. из одной точки вы всегда можете попасть за одно передвижение в противоположную точку. Но по крайней мере в моей голове уже было понятие, куда и откуда лучше двигаться. В конце концов, я начал получать удовольствие от обдумывания своих действий на ближайшие несколько раундов. Т.е. игра начала работать и приносить удовольствие.

IMG_2354

В очередной раз я убедился, что карта в Орлеане — это какая-то не совсем нужная игра в игре. В Альтиплано нет карты, и от этого она не стала хуже. Где-то читал мнение, что передвижение по местностям пришло на замену передвижению по карте, но это совсем не так. Передвижение по местностям усложнило активацию ячеек. Раньше ячейки активировались по желанию игрока и заполнению ряда жетонами. Теперь нужно еще стать на нужную локацию. Это сложнее. Передвижение по местностям в Альтиплано мне нравятся ГОРАЗДО больше карты в Орлеане.

IMG_2296

Круговорот жетонов из/в мешочка — вкусовщина. Но я понимаю, почему в Альтиплано сделали полный оборот жетонов — чтобы игроки могли  полностью контролировать ситуацию.

Альтиплано мне кажется более цельной игрой. Орлеан как будто бы сшит из нескольких кусочков (набор жетонов, передвижение по карте, сброс жетонов за сомнительные плюшки). Альтиплано в плане игрового процесса выглядит более логично.

IMG_2318

В общем, спустя несколько партий я сделал вывод, что для меня Альтиплано и Орлеан — совершенно разные игры. Да, у них одинаковая механика и есть совпадения в некоторых игровых моментах, но ощущаются эти настолки по-разному. Для меня сейчас Орлеан — это более казуальная игра, эдакий лайтовый еврогейм. А Альтиплано (чуть было «Орлеано» не написал сейчас=)))) — это средний по тяжести еврик, который сильнее заставляет задуматься игроков, чем Орлеан.

IMG_2304

Если сравнивать две базы, то я бы все-таки предпочел Альтиплано. Интерес к Орлеану заканчивается, когда ты находишь оптимальную для себя стратегию, которая приносит большую кучу победных очков. В Альтиплано может быть тоже есть такие стратегии, но стартовый расклад жетонов может заставить игрока действовать как-то иначе. Допустим, даже если идти через строительство домов, то любой другой игрок может начать у вас перехватывать карты домов, и все. Лично я пока что не хочу ничем дополнять Альтиплано. Это вполне самостоятельная игра, хотя к ней уже в этом году вышло первое дополнение. Честно говоря, я даже пока не уверен, стоит ли связываться с допом, не нарушит ли он тот классный баланс, который есть сейчас в игре.

Но вот дополнения к Орлеану я очень и очень жду. Абсолютно все опрошенные мной настольщики высказали мнение, что с допами Орлеан лучше, чем Альтиплано. Но пока что я не могу это проверить. Может быть и хорошо, что сначала ГаГа выпустила Орлеан, а потом Альтиплано… По крайней мере я теперь жду допов как к одной, так и к другой игре=)

IMG_2323

На мой взгляд, обе игры интересные. Имея в коллекции и то, и другое, я не собираюсь от чего-то избавляться. А если вам все-таки нужна только одна игра, то смотрите сами-  Орлеан попроще, Альтиплано похардкорнее. Основные механики одинаковые.

Не буду выделять итог отдельной главой. Просто скажу, что Альтиплано — это весьма годный еврогейм с механикой бэгбилдинга. Это вряд ли Орлеан 2.0. Мне кажется, что у автора изначально было много идей, которые он не мог воплотить всего в одной игре, поэтому он сначала сделал Орлеан, а потом реализовал другую игру, в которой выложил свои остальные идеи и исправил все недочеты первой игры. В Альтиплано есть очень клевый движок перемещения между местностями и активация ячеек действий. Игра классно оформлена, тема отлично подходит геймплею. Не могу сказать, что это самый лучший еврогейм, в который я играл, но оценку 8 или даже 8,5 она смело заслуживает. Рекомендую попробовать! Это одна из лучших игр, в которую я играл в этом году.


Страница настольной игры Альтиплано на сайте издательства GaGa Games

IMG_2347

Реклама

18 Responses to Дорогами инков — обзор настольной игры «Альтиплано»

  1. Александр says:

    Отличный обзор,я как то совсем не обратил внимание на это игру,ещё я впервые посетил настольный магазин,полнейшее разочарование,груда коробок запечатанных которые не хочется крутить в руках,а хочется посмотреть,что внутри.Играешь ли ты в кодекс,поменялось ли у тебя мнение о нем?Что скажешь об обсуждении блогеров на тесере?

    • scafandr says:

      Ну да, в настольных магазинах есть много запакованных игр и продавцы, которые скорее всего знают только о Дженге, Манчкине и Каркассоне. Но раньше магазы были еще жестче.
      В Кодекс играю не часто. В начале январе будет статья о всех фракциях, которые есть в игре. Неплохая игра. Мнение не поменялось — неплохая кухонная магия. Но МТГ лучше. конечно же.
      О статье — все очень быстро слилось в обсуждение видеоблогеров, которые вдруг резко почти все обиделись. А что сказать даже и не знаю. Я готов всем пожать руку, кто не только играет в игры, но и пишет о них или снимает видео. Таких людей очень немного, поэтому то, что они делают, очень ценно. Но стремиться всегде есть в чему. К любой критике нужно прислушиваться и делать так, чтобы было лучше

  2. WindUpBird says:

    Спасибо за обзор.

    Но я что-то разочаровался в Орлеане. Жена уходит в ткань и шастает по карте собирая её же. Законтрить эту стратегию я не могу. А выбрасывать здание на ткань и шерсть не совсем хочется — костыли какие-то. Сделали пнп жетонов событий из второго допа — стало лучше с вариативностью. Но играть не хочется от слова «совсем».

    • scafandr says:

      Безусловно, игра специфическая, не каждому зайдет. Я могу вам посоветовать сыграть с другими игроками. Иногда это очень помогает взглянуть на игру по-другому. Когда играешь с одним и тем же игровым партнером, то игра может показаться однобокой (ваша жена нашла классную тактику). Возможно, вы пока не знаете, как эту тактику переиграть. Но свежий взгляд поможет решить проблему. К примеру, те же ткани не всегда выпадают на поле в большом объеме.
      Альтиплано в этом плане лучше, как мне кажется. Разве что если один игрок уйдет в сбор домов, а у других игроков не будет хватать нужных жетонов, чтобы забирать дома себе. С другой стороны, есть еще куча путей набора очков

      • WindUpBird says:

        Спасибо за совет. Но,к сожалению, других игроков у меня нет ((
        В остальных играх всё отлично.

        P.s. по поводу допов вы правы — я сделал пнп жетонов событий, поля добрых дел и несколько промо-зданий — лучше голой базы)))

        • scafandr says:

          У меня так было, что я разочаровался в Доминионе, в котором я все время выигрывал. А потом мне удалось сыграть с Димой Спутником, который в первой же своей партии меня обыграл. И игра засияла новыми красками=) Правда, я все равно Доминион потом продал=)

  3. knoppix says:

    Про тележки для сброса Гага где-то писала что изначально они получились «не очень», поэтому их переделали и доложили, в итоге теперь в каждой коробке по два набора тележек.

    Как чувствуют себя жетоны после нескольких партий? Про Орлеан говорили что через партий пять они уже выглядят существенно потрепанными жизнью.

    • scafandr says:

      В Альтиплано пока все ок, а в Орлеане стартовые жетоны начинают тереться. В ужасе кинул и пока не играю, думаю, как заказать защиту=)

      • knoppix says:

        С защитой все просто, есть на Алиэкспресс, а вот что выбрать Орлеан и Альтиплано, это уже намного сложнее =)

  4. knoppix says:

    А какое примерно время уходило на партию и каким составом?

    • scafandr says:

      Первый раз долго играли, часа 4. Играли вчетвером. Потом еще раз сыграли вчетвером, уже где-то 3 часа ушло. Втроем играли еще меньше — меньше игроков, меньше времени уходит на игру.

      • knoppix says:

        Спасибо, видимо тут как с отелем, многие ругаются на время партии, а на двоих оно выходит разумное и сама игра на двоих ничего не теряет (тем более тут фактически нет какого-либо взаимодействия).

        • scafandr says:

          Совершенно верно — чем больше игроков, тем больше играть. Взаимодействие можно сказать нулевое

  5. Spotty says:

    А жетоны не мелковаты?

  6. Тимур says:

    И все-таки я в сомнениях. Дома есть «Орлеан», к которому я жду дополнения от «Гаги» (что бы уж все было единообразно). Но и «Альтиплано» звучит, как хорошая игра. Эх, сомнения, сомнения…

    • scafandr says:

      Если ждете доп к Орлеану, можно смело ждать его. С допом Орлеан лучше Альтиплано

      • Тимур says:

        Ну, тогда буду ждать 🙂 Но «Альтиплано» в поле зрения оставлю, мало ли что и как пойдет с игрой дальше.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: