Мой первый roll-and-write — обзор настольной игры «Солнечная долина»
03.02.2019 17 комментариев
О том, что есть такое понятие как «roll-and-write», я узнал только в прошлом году. Да и то случайно — спросил в Инстаграме у одного товарища под фоткой «Что за игра?», и мне ответили — «Обычный роллэндрайт». Полез в интернет и узнал, что это такая новая модная настольная фишка. Хотя на самом деле она не совсем новая, так как игры с такой механикой выходили и раньше. Просто почему-то именно в последний год «роллнэдрайты» как-то зачастили.
Суть таких игр простая — бросаешь кубики, выбираешь нужные выпавшие значения и записываешь их на бумаге. Безусловно, значения нужно выбирать особенные, за которые в конце игры получают больше очков. Самые известные игры с такой механикой Yahtzee, Qwixx, Qwinto, Roll Through the Ages: The Bronze Age, The Castles of Burgundy: The Dice Game и т.д.
О том, что Hobby World готовит в 2018 году что-то новенькое и интересненькое от молодого голландского разработчика, я узнал в начале лета 2018 года на Граниконе. Позже оказалось, что это будет игра Солнечная долина, в которой нужно бросать кубики, выбирать один из них и рисовать барашков в блокнотике. Отзывов на игру я встречал немного, поэтому через пару месяцев после выхода игры я решил на себе проверить годность Солнечной долины и новомодной механики, которая таится в данной настолке.
В этой статье я постараюсь рассказать о том, что такое «roll and write» и насколько ярко светит солнце в солнечной долина.
В коробке с карандашами
Заглянем на минутку в коробку игры. Ее наполнение довольно интересное — 6 блокнотов, на которых игроки рисуют всякие прикольные штучки, 6 кастомных кубиков, игровое поле и 5 простых карандашей.
Для обычной настольной игры у Солнечной долины интересные и не совсем обычные компоненты, что меня очень обрадовало, т.к. я немного подустал от полей и карточек=)
Палка-палка-огуречик
В игре Солнечная долина мы создаем собственную долину с домиками, овечками, подсолнухами и железнодорожными путями.
Перед началом игры каждому игроку раздается по карандашу и по одному листу из одного из блокнотов.
Игровой процесс крайне простой. Ведущий игрок бросает все 6 кубиков. Далее, начиная с ведущего, игроки берут по очереди кубики и рисуют на ячейке своего игрового поля символ с выпавшей грани кубика. Когда вы берете понравившийся вам кубик, вы его кладете на одну из 5 цветных ячеек на игровом поле (каждая ячейка имеет свой цвет, который отвечает за одну из 5 областей на полях игроков). На занятую ячейку свой кубик выкладывать нельзя — можно использовать только свободную ячейку. Поэтому выбрав кубик, вы не только выбираете символ, который будете размещать на своем поле, но и область, где этот символ будет размещен.
На гранях кубика могут встретиться следующие символы — овечка, подсолнух, домик, прямая железная дорога и кривая железная дорога. Каждый символ влияет в конце игры влияет на набор победных очков. Так, дома, рядом с которыми есть овцы, приносят 3 очка (дома без овец отнимают 5 очков). За наибольшее количество подсолнухов в области одного цвета, чем у каждого соперника, получаешь 3 очка. Горы за каждый подсолнух возле них приносят по одному очку. За наибольшее количество жителей получаешь 5 очков. За железную дорогу между домами, состоящую хотя бы из двух звеньев, получаешь дополнительные очки за каждую такую цепочку.
Игра заканчивается тогда, когда все ячейки на полях игроков будут заполнены. Победные очки суммируются, и кто набрал из больше всех, тот и побеждает в игре.
Впечатления
Насколько я помню, на Игроконе 2018 эта игра позиционировалась как главная у Hobby World (годом ранее главными были Бронза и Барбария). На мероприятии присутствовал сам автор игры, Ваутер ван Стрин, у которого можно было взять автограф, если кто-то их собирает.
Как вы уже поняли из названия статьи, это мой первый опыт с игрой, в которой заложена механика roll-and-write. Действительно, в Солнечной долине происходит все то, что и отмечено в названии механики — бросаешь и пишешь (в данном случае рисуешь).
От любой партии в эту игру я испытываю ровно 3 вида эмоций — в начале партии, середине и концовке. Чем же эти эмоции отличаются?
В начале партии перед вами совершенно пустое поле, поэтому выбирать символы на кубиках очень просто. На этом этапе игры размещать рисунки немного скучновато — поле большое, символов пока маловато, рисуй их где хочешь.
Самое интересное для меня — это середина игры. У вас уже будет проясняться кое-какая картина, вы будете четко видеть, где вам не хватает овцы, где нужно дорогу построить, а где можно натыкать подсолнухов (я их вообще солнышками называю).
Ближе к концу партии лично у меня возникают смешанные эмоции. С одной стороны, начинается самое интересное — сможешь ли ты построить все то, что задумал? Каждый бросок кубиков сопровождается скрещиванием пальцев, в надежде чтобы выпало то, что тебе так нужно. И я могу дать гарантию на 100%, что нужные символы в конце игры будут выпадать крайне редко. Например, вам нужна срочно овечка, и она есть на одном кубике, но пока до вас доходит ход, овечку забирает другой игрок. А вам приходится брать то, что вам совершенно не нужно. В результате я чувствую какой-то облом, потому что понимаю, что без штрафных очков никак нельзя обойтись. И вместо нужных символов ты начинаешь брать всякую ерунду, которая тебе не принесет в итоге очков, а может быть даже подарит штрафы. Собственно, в этом и кроется тот фан, который несет в себе игра. Некоторым настольщикам это ожидание желаемого будет очень нравится, а некоторым совсем нет.
Наверное, мне все-таки сложно воспринимать игры, в которых чувствуется кризис, нехватка некоторых элементов до самого конца игры. Несколько первых сыгранных партий я все ожидал, что когда-нибудь у меня получится реализовать все, что я нарисовал на поле, но каждый раз моя дорога была длиннее, чем нужно, овечек не хватало, а дома строились на поле с бешеной скоростью. Только чуть позже я изменил свое отношение к геймплею Солнечной долины, и стал более аккуратно расставлять символы на поле, стараясь уменьшить риск от будущих граней кубиков.
Делать это, на самом деле, не очень сложно. Нужно стараться чаще брать овечек, чтобы потом было безопаснее строить дома. Это гарантирует неполучение штрафных очков (-5 за дом без овечки — это очень больно!). Подсолнухи желательно выставлять рядом с горами, причем если позволяет участок поля — между двух гор сразу. Возле домов нужно оставлять место для одной овечки и одной железки. Иногда полезно взять косую дорогу, вместо прямой. А один из главных моментов — нужно всегда следить за соперниками. И это еще один неоднозначный момент игры.
Солнечная долина — это не совсем песочница. Да, вы сами по себе каждый ход что-то рисуете в своей долине, но если не следить за соперниками, можно подарить им победу. Если вам нет разницы, какой брать символ, обратите внимание, в чем нуждаются соперники больше всего, чтобы взять этот символ себе. Второй момент — если вам нет разницы, на какого цвета область выложить взятый кубик, кладите его на ту, которая нужна соперникам. Неоднозначность этого всего действа подтверждает мою теорию про тройственность эмоций — в конце игры соперники просто не дадут вам возможности взять нужные символы=)
Вы смотрите на коробку игры и думаете, что перед вами какая-то простая детская игра про подсолнухи, домики и овечки… А вот и нет! Игра дико кризисная. Я не играл с детьми, но думаю, что с ними в эту игру будет сложно шпилить. Потому что дети не прощают коварства со стороны соперников. Это как в Small World — «почему ты нападаешь на меня, а не на Петю!!!«. Так и здесь ты надеешься, что тебе достанется нужный кубик, если только ты не выбираешь первым.
Собственно, вот эта неопределенность с целевой аудиторией тоже поначалу меня настораживала. Когда я садился играть в Солнечную долину первый раз, то думал, что она что-то типа детско-семейного плана, но в конце партии мне показалось, что я бы все-таки выбрал другую тематику для этой игры, более взрослую. Хотя… Я не пробовал играть в нее с девушками, может быть им бы все зашло шикарно. Или же я стал каким-то чересчур уж нежным. Мне так иногда хочется перебросить кубики, а нельзя 😦
Сейчас постараюсь перечислить все, за что мне нравится игра.
Я обожаю бросать кубы и надеяться, что они мне дадут в итоге что-то клевое. Мне не важно, я бросаю кубики или кто-то другой — все равно до бросков я строю планы на то, что я хочу увидеть на выпавших гранях в итоге. После броска уже начинаю менять свои планы и надеяться, что никто их не разрушит.
Следующее — мне нравится система разных областей на игровом поле. Помимо мук выбора с кубиком, каждый игрок еще решает, какую выбрать область для размещения кубика. И если кто-то выставит кубик на красную ячейку, то в текущем драфте кубов ты уже не можешь поставить свой куб на красное. Единственное исключение, это когда ты не можешь разместить на оставшейся области символ на своем поле, потому что область целиком занята. В таком случае ты обязан нарисовать вместо выбранного символа в любом месте поля подсолнух.
Рисование — довольно забавная штука. Мне кажется, что этот элемент немного смахивает на какой-то патигейм. Просто обычно в настолках двигают фишки и играют карты. А тут нужно рисовать. При этом это совсем не патигейм типа «нарисуй-покажи-спой и т.д.». Сначала я старался рисовать такие же картинки, как нарисовано в правилах, но потом начал экспериментировать. Например, рисовал разные эмоции у подсолнухов. Вот этот элемент игры точно может вызвать большой интерес у детей. И не только у детей=) Хотя все-таки я считаю, что рисование — это не самая выдающаяся сторона игры, как некоторые отмечают в отзывах.
Внутри игры вы найдете несколько блокнотов с разными полями для игроков. Это очень круто для повышения реиграбельности.
В принципе, до подсчета очков довольно сложно предсказать, кто лидирует. Лично для меня это всегда плюс в настольных играх.
Принцип подсчета победных очков заставляет поломать голову над размещением символов, чтобы получить хорошие комбинации, которые не ломают друг друга.
Оформление довольно симпатичное.
А теперь пару слов о том, что мне не очень понравилось в игре.
Про самый печальный для меня минус уже рассказал выше. В конце игры игровой процесс начинает меня печалить, когда мне попадаются совсем не те грани, которые мне нужны, из-за чего ты начинаешь пробуксовывать в своем развитии.
Игра больше построена на удаче, чем на стратегии.
Подсчет очков реально ломает голову (опять же лично мне). Игровой процесс кажется таким простым, но когда начинаешь задумываться о получении победных очков, то вспоминаешь о том, что овцы могут находится в стадах, они могут перемещаться по железной дороге и т.д. и т.п. И все это нужно просчитать. Вроде такая простая игра, а вот подсчет очков получился все-таки чуть замудреный.
Сейчас в магазинах можно приобрести делюксовую версию игры со стирающимися фломастерами. У меня же простая версия, с карандашами. Так вот если вдруг мне дико понравится игра, и я буду играть в нее часто, то очень быстро у всех блокнотов закончатся странички. И у меня будет 3 выбора: распечатать на цветном принтере новые листы, купить еще одну копию игры или купить делюксовую версию игры. Цветного принтера у меня нету, покупать еще одну такую же коробку как-то глупо, а делюкс лучше все-таки брать сразу, т.к. это самый беспроигрышный вариант. Засим предупреждаю всех — если купите обычную версию и игра вам вштырит не по-детски, то вы столкнетесь с проблемой заканчивающихся блокнотов.
Карандашами рисовать неудобно. Лучше рисовать ручкой.
Часто дико хочется перебросить неудачные броски, когда вместо овец, ты получаешь 5 видов железной дороги и один дом. Но в игре не предусмотрены перебрасывания.
Итоги
Признаюсь честно, игра Солнечная долина вызвала у меня нейтральные эмоции. Про эту игру могу сказать так — если мне предложат сыграть, то я не откажусь. Сам же вряд ли стану предлагать раскинуть партейку. Почему? Потому что мне хватает одной сыгранной партии в Солнечную долину на долгое время. К сожалению, у меня нет опыта с играми в жанре roll-and-write, мне не с чем сравнить. Может быть есть такие же игры, но покруче, а может быть это не самая моя любимая механика. Я не знаю. Но я не могу ни как восхититься игрой, ни назвать ее скучной и одноразовой. Периодически играть можно, часто — вряд ли.
С точки зрения нового продукта на нашем рынке — это вполне годная настолка с прицелом на семейку. В Солнечную долину можно играть с любыми (практически) возрастами. Игра простая, геймплей может быть чуточку затянутый (на мой вкус), но потраченного времени на игру не жалко.
На мой взгляд, игра больше предназначена для начинающих настольщиков или случайных посетителей магазинов настольных игр, чем для опытных игроков. Но попробовать интересно, тем более, если вы не знакомы с жанром «кидательно-записывательских» игр.
Страница настольной игры «Солнечная долина» на сайте издательства Hobby World
У меня схожие ощущения — по оформление семейка, но по игровому процессу недетская конкуренция — за последний взятый символ, который тебе нужен хочется дать в морду!
Юра, какой ты опасный=) Максимум, я могу сказать, что кто-то редиска=)
Кто-то на тесере предостерегал от партии в эту игру с детьми. Все может плохо кончиться…
Думаю, так и будет. С детьми не играю=)
Битье морды взявшему нужное оппоненту не входит в список желаний, которые я позволяю себе реализовывать 🙂
Спасибо за обзор, добавил в виш-лист, в такого плана игры не играли еще 🙂 Мне кажется очень отдаленный принцип у Каркассонов (на что поставить мипла и случайно вытянутый тайл), но в этой игре будет больше случайности, чем стратегии.
Да, тут больше удачи. Половину игры делаете то, что хотите, а вторую половину то, что получается=)
У меня еще есть одна игра такого же плана — Бумажные кварталы. Но я в нее еще не играл
Сыграйте обязательно! Не буду сильно нахваливать, но кварталы хороши, особенно в дорогу))
Обязательно сыграю. Если разочарует, поставлю крест на роллэндрайт=)
Спасибо за обзор) Я тоже знакома с механикой roll-and-write чисто теоретически и было бы интересно попробовать. Судя по обзору эта игра — не лучший представитель жанра, а хочется действительно «покруче». Буду ждать обзор на Бумажные кварталы🙂
Постараюсь сделать обзор побыстрее! В Бумажных кварталах вместо кубиков — карточки=)
Отличный обзор, спасибо. Но вот относительно игры (и им подобных roll-and-write) есть внутренние сомнения. Вот вроде и интересно бы попробовать, но вот уже изначально заложенная ограниченность количества партий (если говорить не о делюкс-издании) как-то всегда меня смущает и остужает мол пыл. Буду думать стоит ли связываться, хотя звучит забавно.
По поводу обычной и делюксовой версии. Что мешает взять листы из обычной, заламинировать и докупить стирающиеся маркеры?
По поводу подсчёта очков. На фото планшета из вашей игры ( подписан «Саша») 5 домиков. У трёх рядом есть овечки, у двух рядом овечек нет, но вычитаются баллы лишь за один. Это просто ошибка от невнимательности или есть какие-то тонкости подсчёта ПО? По фото из правил я открыла для себя, что овечки могут по ЖД «подъезжать» к дому…
P.S. Спасибо Вам за ваши обзоры/статьи!
Кстати, отличная идея! Я как-то про это даже не подумал. На работе стоит ламинатор халявный, осталось только маркеры купить.
Про овец вы верно подметили. Это я себе хитро не начислил -5 очков за еще один дом без овец=) Никто даже не заметил, кроме вас=)
Спасибо, что читаете мой лягушачий блог=)
Скоро буду пробовать ))
Ееее, клево, клевой игры тебе!
А я в субботу обзор Картографов выкачу
ого, круто.
Картографов я тоже буду пробовать, но позже ))