Повторный заплыв брассом — обзор настольной игры Brass: Бирмингем

В конце прошлого года настольщики как обычно подводили итоги и составляли топы сыгранных игр. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что лидером по упоминаниям была игра Brass. Игра на самом деле вышла давно, а вот переиздание случилось недавно — в 2018 году. Иногда полезно вспоминать о старых хороших играх, которые легко могут показать кузькину мать новым хитам. В данном случае переиздание Brass доказало, что нестареющие настолки существуют и о них нужно периодически вспоминать.

Сам я к Брассу шел долго. До нового издания эта настолка мне на глаза не попадалась. Делюкс сразу вроде заинтересовал, но потом я подумал, что экономические настольные игры  — это специфический для меня вид игр, поэтому решил отказаться от предзаказа. Но потом я просто сломался от того количества восторженных отзывов, и мне пришлось срочно искать последние копии в магазинах, чтобы успеть на уходящий поезд.

Если вы еще не знаете, чем хороша настольная игра Brass, мой обзор поможет вам определиться.

img_2817

Синяя и красная таблетки

Как же элегантно издательство Roxley Games подложило нам, настольщикам, свинью. Оказалось, что у автора игры (Мартин Уоллас) и его друзей (Мэтт Толман и Гэван Браун) появились некоторые идеи по косметическому изменению Brass‘а, но их сложно всунуть в одну коробку с классикой существенного изменения стоимости игры. Ибо придется печатать новое поле, новую колоду карт, новые жетоны… В общем, все это проще издать отдельной игрой. В итоге вместо одной игры нам предложили сразу две — Ланкашир (классика) и Бирмингем (переработка).

img_2822

Сколько же головной боли принесло это разделение! Какую в итоге игру стоит брать? Какая лучше? Что на Тесере, что на БГГ периодически всплывали такие вопросы, на которые, если честно, не было внятных ответов. Ответы в духе «если вы играете часто, но не так чтобы совсем, то берите вот это, а если вы любите более головоломный игровой процесс, то вам лучше взять вот то» вызывали у меня еще больше вопросов. Самый четкий ответ от опытных игроков был такой — «а лучше всего берите обе игры». Но и он не мог удовлетворить запросы 100% любителей настольных игр, у которых обычно нет столько денег сразу, чтобы купить 2 похожие игры, а потом определиться, какая из них им нравится больше.

Я сам ломал голову над выбором. Изначально хотел брать классику, потому что у нее картинки на коробке лучше. Бирмингем же привлекал меня своим пивом в качестве ресурса (привет всем любителям пенного крафта!). А потом я залез на БГГ, все внимательно почитал и нашел там серию ответов, которые меня удовлетворили.

Обе игры классные, берите любую, не ошибетесь. Но я сыграл много партий в обе версии и могу сказать, что мне Бирмингем нравится чуточку больше

В итоге мой выбор пал на пиво, т.е. Бирмингем.

Распакуем?

Brass я распаковывал с большим интересом, потому что издание игры считается делюксовым. Я дико радовался, когда взял в руки коробку и снял с нее пленку. Название игры выполнено золотыми тиснеными буквами. Гадкая непонятная ерунда, которая мне виделась на картинке коробки в интернете, оказалось лужей на брусчатке, в которой отражается женщина, несущая что-то на спине.

img_2826

Коробка очень тяжелая. ОЧЕНЬ! А я обожаю тяжелые коробки. Сразу начинаешь думать о том, как много всего внутри. Панчить придется действительно много картона. Всяких фишек и жетонов хватает с лихвой. Далее в коробке мы найдем большое раскладывающееся игровое поле, планшеты игроков, колода карт, всякие мелкие кубики в пакетиках ака ресурсы и клевые большие фишки типа покерные (выполняют роль монет). Все это размещается в удобный органайзер, из которого удобно выковыривать компоненты. Как бы да, все молодцы, ни к чему не придерешься.

img_2836

Первое время меня вообще дико радовало качество и подход издательства к эргономике, но потом мой восторг как-то немножечко подувял. Даже не знаю, почему. Просто сначала мне все показалось мегаофигительным, а потом cтало просто хорошим. Может быть потому, что делюксы бывают и побогаче немного.

Из «богатого» — золотые буквы на коробке, органайзер да покерные фишки.

Как играть в Brass

Brass — это экономическая игра. А это значит, что в игре нам придется что-то покупать, продавать и получать со всего этого прибыль. Brass переносит нас в 18-19-е века в Англию, когда проходила промышленная революция. Строились новые заводы и фабрики, находились новые способы обработки металлов и их получения. Безусловно, в то время было выгодно вложить свои деньги в какое-нибудь производство, столь необходимое для государства. Игра вам предлагает побыть промышленным магнатом, вкладывающим свои деньги в производственные предприятия.

img_2831

Основное действие игры происходит на игровом поле, на котором изображена центральная часть Великобритании. Города связаны между собой торговыми линиями, которые игроки должны во время игры заменить торговыми путями. Также в каждом городе можно строить всевозможные предприятия.

img_2834

Каждый игрок получает личный планшет и гору жетонов предприятий, которые нужно разложить на планшетах от меньшего к большему.

Основной движок игры — это карты (локаций, предприятий, джокеров). За каждое действие игрок обязан сбросить карту с руки, поэтому данные карты являются еще и счетчиком окончания эпох. Всего в игре будет 2 эпохи, во время которых вы будете делать в принципе одно и то же=) Строить-продавать-получать прибыль.

img_2856

Итак, игровое поле подготовлено к игре, перед вами лежит ваш планшет с жетонами, на руках 8 карт и 17 фунтов. Что вы можете сделать в свой ход? Очень и очень много на самом деле! А именно 2 действия из следующих 6:

  1.  Самое популярное действие — это строительство. В данном случае нужно сбрасывать с руки определенную карту, которая определяет место строительство нового жетона. Строится всегда предприятие самого низкого уровня выбранного типа. Стоимость строительства указана в углу жетона.
    img_2870
  2. Продажа. Часть жетонов предприятий можно продавать. Чтобы продать предприятие, необходимо, чтобы общая сеть построек и дорог была соединена с жетоном коммерсанта, размещенного на поле. Также, как правило, для продажи нужно потратить фишку пива, причем без разницы, на чьей пивоварне находится эта фишка. Проданное предприятие переворачивается другой стороной с победными очками. Также за продажу коммерсант может подарить полезный бонус.
    img_2873
  3. Взятие ссуды. Иногда в игре катастрофически не хватает денег. Чтобы взять 30 фунтов из банка, нужно перенести свою фишку дохода на три уровня назад (т.е. будете меньше получать денег в конце раунда), но зато полученную ссуду можно будет пустить на полезное дело.
    img_2875
  4. Разведка. Иногда в руке оказываются совсем не те карты, которые нужны. Если сбросить 3 карты с руки, можно взять одну карту джокера-локации и одну карту джокера-предприятия. Да, мы как бы потеряем одно действие, но зато потом сможем построить предприятие там, где нам нужно.
    img_2877
  5. Модернизация. Позволяет убрать с планшета игрока один или два жетона предприятия. Зачем это нужно? Чтобы побыстрее добраться до более высоких уровней предприятий, которые приносят бОльшую пользу.
  6. Недостаточно только строить предприятия в городах, нужно еще города связывать путями. В первой эпохе мы прокладываем между городами каналы, а во второй строим железнодорожные пути. При постройке пути очень важно, чтобы выполнялось следующее условие — город, из которого путь выходит или в который входит, должен иметь ваше предприятие. Стройка каналов и путей стоит денег (и иногда угля).
    img_2872

В конце своего хода игроки добирают карты до 8. Кто больше всех потратил денег в текущем раунде, начнет следующий раунд раньше. Получаемый доход из банка в конце раунда зависит от положения фишки на счетчике, расположенном по краю поля.

img_2899

Когда заканчиваются колода карт и карты на руках игроков, подходит к концу и эпоха. В конце эпохи игроки получаются очки за построенные пути или каналы (очки приносят любые построенные предприятия в городах, к которым примыкают пути). Следующий вагон очков приносят перевернутые жетоны предприятий. В конце эпохи каналов (первая эпоха) все построенные предприятия первого уровня убираются в коробку (выгодно стараться строить жетоны 2-ого и выше уровней). готовится заново колода, после чего начинается вторая эпоха.

В конце игры побеждает тот, кто наберет больше победных очков.

Впечатления

Мне игра не показалась комплексной. В ней, конечно, хватает всяких хитрых моментов, когда надо тратить уголь, когда доплачивать деньги, когда два пути можно строить, а когда один, но в целом то, что нужно делать в игре, понимается без проблем. Все игровые действия логичны и практически все они весьма полезны (единственное, модернизацией пользуются не очень часто).

img_2864

Игры такого уровня (не филлеры и не середнячки-семейки) я оцениваю одним проверенным способом — если после первой партии я никак не могу отойти, думая о том, что я сделал правильно или неправильно, и горю желанием сыграть еще, то это значит, что игра мне очень зашла. Как у меня было с Brass‘ом? В первую партию мы сели играть абсолютными новичками, т.е. не видели игры раньше. Первая эпоха у нас подрастянулась, поэтому мы решили не мучить еще 2 часа вторую эпоху, т.к. чувствовалась усталость, и завершили игру после первой эпохи. Из-за этого у меня возникло чувство какого-то недоигроза. Мне было очень интересно сыграть целую партию, с железной дорогой. В правилах, кстати, такой укороченный вариант присутствует.

img_2868

Первые ощущения были положительными. Зацепило, действительно зацепило. Еще до подробного знакомства с игрой я понимал, какая в ней заложена система (случайно взятые карты определяют место строительства жетонов), поэтому в этом плане меня Брассу не удалось удивить. Но половины первой партии мне действительно не хватило, и потом я еще полдня прикидывал в уме, что случается, когда предприятия первого уровня уходят с поля, а строительство путей становится дороже.

Правда, вторая, полная, партия сильно не добавила мне новых позитивов, но игра оставила все те же очень приятные впечатления. Хорошая игра, не жалко было потратить на нее деньги.
img_2879

А теперь подробнее о плюсах и минусах.

По старой доброй традиции я люблю начинать с того, что мне понравилось. А понравилось мне в Brass’е многое. Самое-самое для меня клевое в игре — это система взаимодействия между игроками. Это не совсем та игра, в которой все сидят в своих планшетах, т.к. в Brass‘е много общих для игроков элементов. Вроде предприятия личные, а вся инфраструктура построек общая. Если какой-то город остался незадействован в сети, то к нему никто не имеет доступа. Если не был построен путь к коммерсанту, то никто ему ничего не может продать.

img_2844

Далее отмечу занятную систему применения ресурсов. Если вам нужно построить что-то и для этого тратится уголь, то вы используете уголь из ближайшей шахты. Причем это может быть совсем не ваша шахта. Когда запасы шахты опустошаются, жетон переворачивается другой стороной и приносит владельцу очки. То есть используя чужие предприятия, вы и сами получаете выгоду, и другим даете возможность заработать очки.

img_2887

Еще более интересно с пивом, которое необходимо для продажи предприятий. Кто-то из игроков строит пивоварню, производит пару бочонков пива, которые кладутся на жетон пивоварни, а потом кто-то из других игроков использует это пиво в своих целях=) Если владелец пивоварни, конечно, вовремя не сумеет воспользоваться пивом сам. Вот это все мне очень нравится. Это заставляет задумываться над своими действиями, чтобы себе сделать по максимуму круто, а другим помочь по минимуму.

Кто-то строит крутые предприятия, дающие много ПО, а кто-то строит рядом пути и в конце эпохи получает за это очки. За любыми возможностями присосаться к чужой золотой жиле всегда нужно внимательно следить.

img_2841

Игра отлично масштабируется по количеству игроков. Я не играл вдвоем, но на четверых и троих игроков игралось одинаково интересно. Баланс между количеством игроков осуществляется доступными на партию картами. То есть при игре меньшим составом некоторые регионы выпадают из игры. Это не значит, что в течение игры там нельзя будет строить предприятия, но делать это будет не очень выгодно, я бы даже сказал бессмысленно.

Т.к. Brass — это экономическая настольная игра, то вам придется приготовиться к математическому просчету ваших действий. Это все-таки не такая настолка, в которой играть можно от балды. Точнее играть так можно, но к победе это вряд ли приведет. Имея широкий выбор действий, необходимо уметь быстро принимать оптимальные решения, чтобы не затягивать время партии. Мне нравится проворачивать в голове различные комбинации, выбирая между той или иной постройкой. Например, когда ты решаешь или брать ссуду, или ты пока можешь играть без нее. Безусловно, математическое направление игры может отпугнуть некоторых настольщиков своей сухостью. Т.е. это такое евро, в котором фан получаешь от правильно выбранной стратегии, которая приносит тебе большой куш. В каком-то роде, игра для очкариков получается=) А я очкарик=)

img_2860

В настольных играх я ОЧЕНЬ ценю реиграбельность. Что в этом плане может предложить Brass? Самое очевидное — случайный приход карт в руку. Карты диктуют вам возможности постройки новых предприятий. Чтобы построить что-то там, где у вас не очень получается, но очень хочется, необходимо потратить действие, чтобы набрать в руку карты-джокеры. Поэтому если вам очень нравится, например, Стаффорд, но выгоднее что-то делать в Вустере, то придется таки заняться Вустером.

img_2846

Второй фактор, влияющий на реиграбельность — случайно расставляемые жетоны коммерсантов во время подготовки игры. В каждой новой партии меняются виды предприятий, которые можно продавать в определенном месте. Когда играешь вчетвером, то некоторые жетоны коммерсантов могут даже оказаться пустышками, что может немного уменьшить значимость конкретного коммерсанта и близлежащих городов.

Ну и третье — игра предлагает широкий выбор возможностей для развития, поэтому пока все переберешь, сыграется далеко не одна и не две партии.

В целом же хочу отметить, что на мой вкус факторов реиграбельности немного не хватает. Чувствую, что после десятка партий интерес может угаснуть. Но десяток партий еще нужно наиграть=)

img_2889

Очки подсчитываются в игре 2 раза — в середине и конце партии. Лично мне это нравится больше, чем когда игроки после каждого хода что-то получают, т.к. ты не отвлекаешься на слежение за разрывом между игроками. Как говорится, просто делай свое дело и кайфуй от игрового процесса.

Качество игровых компонентов очень хорошее. Даже и не знаю, к чему можно придраться. Мне также пришелся по вкусу органайзер, в который удобно складывается все, что можно сложить=) Для покерных фишек предусмотрен отдельный лоточек. Зиплоки также были вложены в коробку, и они очень толстые и прочные, что нечасто встречается в настолках. О том, соответствует ли данный делюкс моему ожиданию и цене, я расскажу чуть позже=)

img_2890

Тема промышленной революции мне встретилась, наверное, впервые в настолках. Мне кажется, что в Brass‘е тема реализована на отлично. Я бы даже назвал игру стильной. Лично я ощущал погружение в те времени, когда толстые дядьки в цилиндрах зарабатывали большие деньги на заводах и фабриках. В правилах вы сможете найти короткую биографию всех персонажей, за которых вы можете играть в данной настольной игре. Это очень круто, по-моему! Чувствуется, что авторы игры не просто взяли и бросили игроков в какую-то производственную вакханалию, а аккуратно погрузили нас в прошлые века.

img_2891

Мне понравилось разделение игрового процесса на 2 эпохи. Я привык к играм, в которых прогресс нарастает постепенно, а конкретно в Brass‘е в середине партии происходит переломный момент, в котором практически все с поля убирается и мы начинаем играть как будто бы заново, но с немного измененными правилами. Что важно, у меня не возникает ощущения, что я играю 2 раза в одно и то же. Эпоха каналов и эпоха железных дорог различаются между собой и стоимостью прокладывания путей, и количеством стартовых предприятий, и доступностью новых зданий к постройке. Ах да, еще вспомнил одно интересное отличие — в первой эпохе в городе может быть только одно ваше предприятие, а во второй эпохе их может быть несколько.

img_2892

Мнимая кризисность. У меня сразу же после изучения правил и нескольких сделанных ходов в первой партии возникло ощущение, что играть нужно осторожно, ибо можно легко улететь в минус или упустить возможность продать здание вовремя. В частности, больше всего переживал из-за пива, которого в игре на самом деле не очень много. Коммерсанты при подготовке игры получают по 0-2 бочонку пива, которым можно воспользоваться бесплатно при продаже, но, потратив таким образом стартовое пиво, приходится строить новые пивоварни, чтобы потом что-то продать. Самое коварное — это то, что твоим пивом могут воспользоваться другие игроки. Вот я и опасался, что будут возникать ситуации, когда построек много, а продать все это будет трудно из-за отсутствия пивных бочонков. На деле мне показалось все не таким печальным, как думалось. Это точно не Агрикола, в которой нужно бояться фазы кормежки как огня. За несколько сыгранных партий я ни разу не испытал ощущения, что у меня все плохо и что делать, я понятия не имею. Нет денег — берешь ссуду. Нет пива — строишь пивоварню или ждешь, пока это сделают другие.

img_2850

Разные уровни построек выводят игру на новый уровень интереса. Хайлевелы более мощные, более приятные, но к ним еще нужно подобраться, т.к. они доступны не сразу. Все построить в игре просто НЕ-РЕ-АЛЬ-НО! Приходится выбирать определенные виды зданий, чтобы постараться прокачать их по максимуму. При этом чем выше уровень здания, тем оно будет дороже при постройке. Это логично. Если бы все здания были одного уровня, было бы совсем не интересно играть.

img_2863

Очень нравится, что за скорость партии отвечают карточки. Они работают как часы. Игру невозможно затянуть, потому что кому-то выгодно еще кое-что сделать, хотя все уже готовы финишировать (такое иногда бывает в некоторых настольных играх). Brass же, к счастью, от этой тягомотины застрахован. За любое действие нужно заплатить карточку. За определенные количество розыгрышей карт вы должны построить свою промышленную империю, приносящую большой доход. Игра не закончится раньше или позже. Это произойдет ровно тогда, когда нужно. Никаких доигрышей и дополнительных ходов. Сыграл карту —  приблизил игру к концу!

img_2838

Постоянная смена очередности ходов. К этому можно относиться по-разному. Например, меня иногда запутывает такая чехарда, потому что проще ориентироваться на игру по кругу. А тут ты можешь быть то первым, то вторым, то третьим. Но такая смена очередности очень важна в игре. Если ты меньше всех потратился, то в следующем ходу будет ходить первым.

Игра ничего игрокам не навязывает. Это как настолка-песочница, в которой вы сами выбираете, как вам лучше развиваться. В Brass‘е нет никаких условий, заданий, целей. Стройте там, где вам удобнее, меняйте, что хотите, продавайте, где выгоднее, берите там, где дешевле.

img_2893

По плюсам практически все, что хотел, рассказал. Теперь пройдемся по НЕДОЧЕТАМ.

С картами может не везти. Вы хотите развиваться в синем регионе, а вам лезут одни зеленые карты, и это бесит. Или в руку попадутся несколько карт одного города, а реально нужна будет только одна. Такое бывает, и это не очень приятно. Не критично, но неприятно.

img_2847

Об относительной реиграбельности писал выше. Тут я не могу утверждать однозначно о большой или маленькой реиграбельности. Сам я сыграл только 3 партии, поэтому мне пока все интересно. Но самому же больше нравится, когда партии получаются реально разными (я поклонник карточных игр). Тут же вы можете спокойно придерживаться одной и той же стратегии (например, развивать только угольные шахты и пивоварни). Пока что игра предоставляет мне широкую возможность изучения всех встроенных инструментов. Как известно, нынешние игры наигрываются от силы 5 раз, и если вы сыграете такое количество партий, то это уже круто и не зря потратили деньги. Поэтому если придерживаться таких темпов, то с игрой все ок. В целом, я не сильно переживаю за реиграбельность Brass‘а, но таки наскучить он действительно может.

Я уже писал о том, что не нахожу игру сложной. Правила написаны очень хорошо и понятно. Но вот нюансов хватает с лихвой. Т.е. вы можете играть, причем комфортно играть, а потом после игры возьмете в руки рулбук и вспомните, что в каком-то моменте нужно было тратить не n-фунтов стерлингов, а на один больше, и понимаете, что победитель читерил. Просто во второй эпохе правила немного меняются… Я, например, часто забываю при модернизации платить железо. Приходится внимательно следить за другими игроками, чтобы те случайно не начитерили. Забыть элементарные моменты можно очень легко! Получается, что игра легка в понимании, но сложна в процессе.

img_2895

В Brass‘е довольно долгая подготовка к началу. В частности, долго выкладывать жетоны построек по стопочкам. Колоду подготовь, перемешай, все разложи, посчитай, выбрось лишнее… Хорошо, что хоть игра не короткая, а так было бы обидно, что больше тратишь времени на подготовку игры, чем на саму игру=)

Игра вряд ли понравится тем, кто не любит считать. Опять же писал об этом выше. Это сухая экономическая игра. Если такие не нравятся — смело проходите мимо.

img_2896

Ну и последний вопрос — что такого в игре делюксового?=) Нет-нет, я не слепой, я вижу классный органайзер и покерные фишки. Но когда я играю в Брасс, то как-то не замечаю всего этого. В частности, у меня есть кое-какие сомнения насчет необходимости этих самых больших покерных фишек. В игре они смотрятся немножко странно. Если бы игра была про казино — ок. А так как-то… Непонятно. Если бы вместо фишек были бы картонки, может быть и игра стоила бы дешевле. Единственный плюс данных чипсов заключается в том, что их можно складывать стопочкой и не боятся, что стопка упадет. Порой, когда тратишь деньги в банк и кладешь фишки на свою ячейку на поле, то стопка получается большой. Если бы это был картон и кто-то случайно задел стопку и та развалилась, то потом трудно было бы вспомнить, кто сколько денег потратил.

Но в целом мне кажется, что по ощущениям игра должна быть дешевле, чем она стоит сейчас. Ну вот не могу я сказать, что Брасс отрабатывает свои 150 рублей на все 100%. Я знаю очень классные еврики, которые стоят дешевле. А так получается, что за тисненые золотые буквы, покерные фишки и органайзер ты переплачиваешь рублей 50. Мне даже кажется, что стоила бы игра дешевле, я бы может и взял бы две игры (Бирмингем с Ланкаширом) сразу, а так мне пока хватит одной.

img_2901

Итоги

Наверное, в этом обзоре было бы уместно сравнить данную версию с классической — Ланкаширом. Если вы искали в моем обзоре именно это, то я вас расстрою — я не играл в Ланкашир. Тем не менее, я придерживаюсь мнения, что какую бы версию вы не взяли, все они хорошие. Я взял практически наугад Бирмингем и остался доволен. Не могу сказать, что это самый лучший еврогейм, в который я играл. Это не 9/10 по моей 10-балльной шкале. Но Brass находится очень близко к 9-ке.

img_2921

Согласен с теми, кто ставил в прошлом году игре высокие оценки. Геймплей Брасса приятный, насыщенный, мне ни капельки не скучно строить и продавать. А за пиво так вообще скажу отдельное спасибо=)

В моей игровой коллекции не было экономических игр такого уровня, поэтому я с большой радостью принял Brass в свою коллекцию и буду играть и радоваться=) Чего и вам всем желаю.

img_2908

Реклама

30 Responses to Повторный заплыв брассом — обзор настольной игры Brass: Бирмингем

  1. Yury Yamshchikov says:

    Да, отличная игра, рад, что наше мнение по ней совпало 🙂

    • scafandr says:

      Осталось нам еще Серп на сходимость проверить=)

      • Yury Yamshchikov says:

        Скорее всего тебе не так сильно понравится как мне 🙂
        Можем попробовать сыграть до/после Граникона.

        • scafandr says:

          В воскресенье мы помашем друг другу ручкой=) До Граникона лучше сыграем во что-нибудь попроще, чтобы не так долго играть было

  2. zinzy5 says:

    Играл только в старую версию. Насколько помню ( давно было) Брасс чуть ли не любимое мое евро. Но на вкус и цвет как говорится…

  3. import says:

    Большие покерные фишки помогают быстрее отслеживать очередность игроков. Да и тактильные ощущения очень важны в играх. В Серпе поменял ресурсы на реалистичные и монеты на железные из делюкс набора и игра по новому заблистала. Действительно, в разы приятнее стало играть. Даже дочка с большим азартом в Серп играет. Мистика.

    • scafandr says:

      Да как-то не очень-то и помогают. Когда лежат одинаковые стопки, а там и синие, и белые, и коричневые фишки лежат, то все равно приходится считать. Визуально сразу не всегда определишь. Про тактильные ощущения согласен. Это моя первая игра с такими фишками, поэтому держать их в руках было прикольно=)

    • import says:

      Сори, не успел дописать. Тоже самое и с Азул. Сделать плитки — раз плюнуть. Однако поиграв в оригинал, влюбились в игру все в семье. Именно вес, гладкость плиток…. По Брассу, думаю если и удешевлять игру, то как бы не получилось потом такое качество как — гнутые вертолетом карты, поля тарелочкой и т.п. Все таки качество исполнения Брасса на высоте. Играть приятно и это радует. Единственное, что не много темновато.

      • scafandr says:

        Конечно, если настольщика не тяготит дополнительная трата денег на красоты, то вопросов нету. Но я см лично за то, чтобы эстетика не выходила за рамки нормальной цены, если геймплей при этом не меняется. Например, к Серпу я точно ничего докупать не буду=) Но если бы в моей коллекции был только Серп, и я его обожал, то купил бы конечно.
        Если выбирать между одной дорогой, но тактильно офигенной игрой, и двумя классными играми за ту же суммарную стоимость, но с так себе компонентами, я выберу 2=)

  4. pronastolki says:

    Читать впечатления до конца не буду, сама сыграла 4 партии и скоро наверное созрею на обзор, лучше потом сравню 🙂

  5. Мо says:

    Классный обзор получился, спасибо, как раз размышляю над покупкой. Кстати, было бы интересно почитать «топ» (или не топ) игр одного ценового диапазона с привязкой к жанру или без привязки. Или про «игры, которые стоят своих денег». В общем, что-то обзорное/сравнительное с привязкой к ценнику и/или жанру.

    • scafandr says:

      Спасибо и вам!
      Топ игр ценового диапазона — действительно интересная идея. Правда, я не знаю, как ее точнее реализовать. Проблема в гуляющих ценах (доллар растет) и некоторые игры исчезают из продаж. Хотя если брать вечнозеленые игры, то можно и прикинуть такой топчик. Надо подумать, спасибо!

  6. Андрей says:

    Отлично написано. Я сам долго терзался сомнениями читая комментарии игравших, в итоге так и не выбрал что брать. Думаю после вашего обзора что игра все же мне не подойдёт. А какие игры по игровому процессу вам больше по душе нежели Брасс?

    • scafandr says:

      Рад был оказаться вам полезным.
      Из еврогеймов я ценю выше однозначно Tzolk’in. Это для меня практически номер 1. Любовь с первого взгляда. Еще очень нравятся Остров Скай, Замки Бургундии, Гранд отель Австрия. И уже потом уже идет Брасс и куча других интересных игр.

      • Андрей says:

        Благодарю. Думаю мне стоит присмотреться к Гранд отелю, очень здорово у вас про него написано. И вообще хочу выразить вам свою благодарность за ваши старания и обзоры игр. Очень интересно пишите, а я с удовольствием читаю. Ваш сайт в моем топе!

        • scafandr says:

          Спасибо большое за теплые слова в мой адрес — мне это очень приятно! Рад, что вы так высоко цените мою работу;) Хороших вам игр! А я постараюсь радовать вас и дальше

  7. WindUpBird says:

    Спасибо за обзор. После него всё-таки понял, что игра жене не зайдет, а она главный и единственный оппонент))
    А монеты надо было металлические делать, подстать эпохе.

    Ответный привет от любителя пенного крафта! Именно пиво манило меня в этой игре)

  8. Тимур says:

    Отличный обзор, Александр! Тоже в свое время разрывался между «Бирмингемом» и «Ланкаширом», в итоге жребий пал на последнего. Причина: говорят, что на двоих получше идет, что для меня важно.
    А про реиграбельность или частые партии соглашусь. Первого в ней много, но умеренно, потому второе тоже умеренно 🙂

  9. Глеб says:

    В старый Брасс сыграл 10+ игр, в новый 10 уже тоже сыграл. Не соглашусь что игра несложная. Если все игроки знают и умеют играть, то я бы сказал что игра становится очень сложной)

    Основная разница между версиями (как мне кажется) в стиле игры. Старый Брасс больше про развитие, новый про кредиты и «стащить» ресурсы оппонентов.

    • scafandr says:

      Для меня игра сложная, когда несколько раз играешь, а все равно хватает всяких трудных моментов для понимания. Постоянно о чем-то забываешь. А тут может повезло просто=) недавно пообщался с разными настольщиками, и у некоторых людей такое же впечатление, как и у вас

  10. pronastolki says:

    Похожие ощущения оказались 🙂 Только мне почему-то веет от игры большой реиграбельностью, чувством, что новая партия будет не такой, как предыдущая. Даже сама удивилась. И правила, на мой взгляд, ну ни разу не лёгкие и написаны ужасно. Остальное сходно.

    И это смутило: >>>Если ты больше всех потратился, в следующем ходу тебе сложно будет потратить опять много. Именно поэтому твоя фишка очередности ходов и будет лежать ближе к первой ячейке. В этом есть логика.<<< Тот, кто потратил больше, ходит позже, а не раньше.

    • scafandr says:

      Мне пока после 5 партий тоже хватает, а это уже хорошо. но чувствуется, что некоторые игроки, да и я сам, часто выбирают то, что привыкли брать сразу (из тайликов, я имею в виду).
      Правила даааа… Чувствую себя белой вороной. В Питере пообщался с разными людьми, и все жаловались, что правила написаны просто чудовищно. Я, когда готовился играть, несколько раз правила перечитывал, поэтому все постарался донести до других игроков предельно понятно. Вроде проблем не было.
      По очередности профакапился, исправлю. Спасибо!

  11. bialix says:

    Вы неправильно написали про очередность хода. Кто потратил больше всех — будет ходить последним. Кто потратил меньше всех — первым. Советую вам подкорректировать статью.

  12. bialix says:

    Добавлю свои впечатления. Я познакомился с Брасс Бирмингем по летсплею Ant Lab Games — они за 2 часа сыграли партию на двоих, и было очень интересно. Позже, уже зная правила и как играть — я еще раз пересмотрел их летсплей — и увидел что они делали ошибки в правилах пару раз, видимо играли первый раз только.

    В нашей игровой ячейке мы начали играть в Ланкашир, когда его неожиданно приобрел мой товарищ. После первой же партии на троих игра настолько завладела сознанием, что хотелось еще и еще. И приобрести себе тоже.

    В итоге я заказал английскую ритейл версию — оба два Брасса: и Ланкашир и Бирмингем. Главное отличие ритейла — это бумажные монеты и отсутствие даже минимального органайзера. Но за 2 игры я заплатил цену почти как за один русский делюкс одного Брасса.

    Кстати, я позже докупил таки еще набор Iron Clays — ибо играть бумажными монетами неудобно (там номинал 1-5-15). Зачем нужны покерные фишки — это же очевидно. То что ты тратишь — складывается на портрет твоего персонажа, и поскольку все фишки одного размера то нет разницы если ты на 1 фунт положишь 10 или наоборот. С бумажными надо быть осторожным чтобы башенка из монет разного номинала не разваливалась.

    По поводу разницы между версиями.

    Ланкашир — воспринимается проще. Там меньше разных зданий, гонка с продажей на внешний рынок, карта выглядит компактнее, за счет того что около 25% карты занято морем. Ланкашир у нас и играется быстрее, 2 часа или меньше — стандартное время. Для двоих есть 2 варианта — на полной карте и усеченной карте с разными наборами карт (второй вариант более продвинутый).

    Бирмингем — смотрится эпичнее, но при этом мрачнее. Больше разных зданий. Больше вариантов чего сделать. Но в отличие от Ланкашира, идея продавать только на внешние рынки — делает игру тяжелее. Вобще как-то у нас Бирмингем играется тяжелее и дольше, чем Ланкашир. В Бирмингеме у тебя больше вариантов, соответственно увеличивается даунтайм. Больше вариантов вроде себе сделать хорошо, но чаще всего у меня во второй эпохе в какой то момент возникает проблема — какую карту скинуть, чтобы не прогадать и чаще всего потом оказывается, что я скинул неправильно.

    В общем и целом — я доволен что взял обе игры. Ланкашир уже наиграно очень много партий, когда он кажется слишком легким — то берем Бирмингем.

    • scafandr says:

      Спасибо за впечатления от игр, с интересом почитал. Мне почему-то казалось, что в ритейле тоже делюксы, а не бумажные монетки и без органайзера. Надеюсь, у меня когда-нибудь получится сыграть в Ланкашир, чтобы сравнить игры. Меня как-то и Бирмингем устраивает полностью, но вдруг что-то и в Ланкашире найду….

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: