Проблема середняковых игр

Я уже было начал писать заметку про то, что устал от настольных игр, как подумал, что в одной этой статье я поднимаю сразу 2 темы, и мешать все в одну кучу как-то не очень хочется. Поэтому решил пока отложить написание той самой заметки, а начать корябать вторую.

Инкубатор настольных игр

Не так давно во время изучения какой-то очередной настолки я думал о том, как я буду писать на нее обзор. Хвалить вроде сильно не за что. Но и ругать не знаю за что. Вот просто ни рыба ни мясо передо мной. Играть в эту настолку, конечно же, можно, но можно и поиграть во что-нибудь другое и ничего не изменится. Для кого-то может быть это признак плохой игры, но для меня это не так. Я считаю, что если в настолку можно играть, она не косячная и баттхерта не вызывает, то это нормальная игра. Она же выполняет свои функции? Выполняет — вы собираете компанию, играете в игру, получаете какое-никакое, но удовольствие. Имхо, настолка просто должна скрашивать наш досуг и этого достаточно для того, чтобы она считалась «рабочей». А вот если настолка вас «штырит», то это уже невероятно крутой бонус, который делает эту игру любимой.

Я давно заметил, что для того, чтобы игра была классной, в ней должна быть скрыта какая-то изюминка, хитринка. Когда вас плющит от каких-то разветвлений возможных действий. Когда вы теряетесь, в хорошем смысле этого слова, от широты и интересности выбора. Мне нравится, когда в играх можно делать так, так, так, так и еще вот эдак. А когда выбора нету, то это не интересно. Но проблема в том, что автор игры не может спрогнозировать, есть в его игре фишка или ее нету. Каждый автор думает, что она есть. Поправка — каждый хороший автор. Соответственно каждый издатель тоже рассчитывает на то, что их новинка выстрелит. А вот что будет дальше — никому не известно.

В итоге наш рынок становится наводненным кучей игр, в котором львиная доля настолок представляет средний класс. Почему это проблема? Потому что эти игры немного сложно продать. Нужно ведь как-то доказать, почему кто-то обязан купить эту игру, а не другую. Особенно если за ту же цену продается офигенный хит на все времена. Я когда пишу обзоры, то представляю себя эдаким менеджером в магазине, который рассказывает покупателям или просто случайным посетителям о заинтересовавшей их игре. И мне не интересно разочаровать клиента, продав ему какую-то шляпу, после чего он ко мне никогда больше не придет. С другой стороны, у меня есть и другие разные настольные игры, и каждая из них кому-то может понравиться. Конечно, лучше продать 7 Чудес, чем Урбис. С большой долей вероятности новичку понравится все, что ему ни подсунь. У него еще не сформировался свой вкус, чтобы умело отделять крутое от посредственного.

А проблема в том, что одних хитов на всех издателей не хватит. Да и хиты — понятие относительное, ибо в них заложен большой процент хайпа. Вот и приходится издательствам искать какие-то разные альтернативные варианты, предлагая что-то похожее на «тот самый» хит. Ну или искать новый потенциальный хит, которым может стать… любая игра. Совершенно любая.

Я когда-то брал интервью у Мэтта Ликока, автора знаменитой Пандемии, и спрашивал у него, чувствует ли он, что делает хит. И он интересно ответил. Даже когда делал Пандемию, он не был уверен, понравится эта игра настольщикам или нет. В тот год, когда я брал интервью, он делал 3 какие-то игры, и ни в одной он не был уверен, но очень надеялся, что его новые проекты примут тепло в настольном сообществе. И это говорит знаменитый успешный разработчик. Поэтому хитовость — это скорее случайность. А вот середняковая игра — это обычное явление, закономерность. Именно поэтому мне забавно слышать и видеть комментарии, которые гнобят и обзорщиков, и авторов, и издателя за то, что они умудрились выпустить проходную игру. Как будто бы это что-то уникальное и редкое. А на самом деле это обычное явление в настольном мире.

Зайдите в любой магазин настольных игр — там полным-полно обычных игр, в которые можно играть, а можно не играть. Но разве они плохие? Или вы считаете иначе?

Реклама

20 Responses to Проблема середняковых игр

  1. WindUpBird says:

    Мне кажется, что повествование оборвалось на самом интересном месте. Я даже раза 3 скроллил вниз и ничего не нашел. Вывода нет и призыв к диалогу какой-то неоднозначный. Александр, мне кажется, надо вторую тему добавить сюда, да бы целостность сохранить.

    • WindUpBird says:

      Нужно чтобы хобби таковым и оставалось, а не превращалось в перемалывание кучи настольных игр из 1-2 тысячи с бгг.

      Александра прекрасно пишет о своих впечатлениях на pronastolki. Прочитав очередную статью от неё, останешься «немного голодным» — хочется самому сыграть и прочувствовать игру. Хотя порой и постебывается над тем, что никто игры ей не засылает))

      Пишите меньше, пишете о том, о чём хочется писать и чем хочется делиться. У вас ведь это хорошо получается.

      • scafandr says:

        Нуууу… тут такой стеб… поверьте, если начнут засылать, лучше не будет. Будут писать, что блог сдулся, вот раньше было хорошо, а сейчас один хлам. Да и никто ничего не будет слать. Сейчас другие приоритеты.
        Да и у меня все хорошо. Если вы о первом предложении заметки, то это просто вброс=)

    • scafandr says:

      Я не планировал писать большую аналитическую статью с громким выводом. Это так, заметка-укольчик=) Я предложил подискутировать в комментариях, поэтому оставил в конце вопросы.
      Одни хиты издавать нереально, поэтому рынок наполнен всяким полупроходным материалом. Хорошими играми, но без изюминки. Когда смотрю очередной чей-то анонс, часто думаю — «а зачем?». Но с другой стороны, эти игры и делают ассортимент. Продается тираж, издается новая игра с тиражом 2 тыс, продается за 2 года, выходит новая игра на замену… Конвейер

  2. Дмитрий Калинин says:

    Мне кажется тут ещё от конкретной компании зависит.
    Кто-то Манчкин скупает вагонами и с удовольствием играет в него, а кто-то считает его редкостной гадостью.)
    Мы вот в нашей компании с огромным удовольствием играем в Токайдо, Королевские товары, Фонарики, Паропарк. И я объективно понимаю, что игры совершенно не хитовые, в некоторых есть явные косяки, но нам они нравятся, и по числу партий они, я думаю, обгонят тот же Марс или ВЗП, например, просто потому что они быстрее и проще.

    • scafandr says:

      Все так. Причем Королевские товары или Фонарики вряд ли кто-то будет допечатывать. Вышли да вышли. Вместо них потом что-то другие будет. А Марс пойдет на седьмую допечатку=)

  3. Catmans says:

    Всё верно, но авторы и издатели будут выпускать, зная, что игра откровенный середняк! Ведь надо что-то продавать! Да так во всём. Телефоны, бытовая техника, авто…

  4. Ирина says:

    Мне кажется, что если в игру можно играть, а можно не играть, то она либо не очень хороша по объективным причинам, либо она не цепляет лично вас. Если игра зацепила, ей прощают недостатки, а если нет, то эти же недостатки превращаются из незначительных в гигантские😀)) Конечно, рейтинг на bgg или на Тесере в какой-то степени есть показателем «качественности» или «хитовости» игры, но это только отчасти. Многое решает вкус игрока, когда «хиту на все времена» можно поставить низкую оценку, а неприглянувшейся другим игрокам, но зацепившей лично вас «проходной» игре высокую. На самом деле я не вижу проблемы в «проходных» играх. По меркам гиков моя коллекция семейных игр точно попала бы в «проходную» коллекцию😂😀😀. Но за 6 лет увлечения настольными играми, чтения огромного количества обзоров, отзывов и мнений на bgg, Тесере и множестве настольных блогов я давно поняла, что нужно изучить свои предпочтения и искать «свою» игру, а не «хит на все времена», а это ой как непросто. Я не покупаю игры, только для того, чтобы провести досуг вместе с семьёй — я покупаю игры, чтобы я и мои близкие получили удовольствие от этого досуга☺️))

    • scafandr says:

      Согласен с вами, что если игра зацепила, в нее хочется переигрывать много раз, то она клевая. Но у меня есть в коллекции игры, в которые меня не сильно тянет играть, но при этом я не могу назвать игру плохой. Если брать конкретику, то, например, это ПРогулки в подземелье или Из руин. Нормальные игры же. Но сам предлагать сыграть в эти игры не буду. Конечно, я могу назвать легко 20 других настолок, которых предпочту названным.
      Проблема середняка в том, что это середняк. Причем для настольщика это не проблема, это проблема самой игры и издателя, у которого игра не выстрелила. Середняк — это 90% рынка (грубо говоря). Любая игра — середняк, просто какой-то везет чуть больше. Ну и еще есть игры, которые с большей долей вероятности нравятся настольщикам. В каком-то смысле я зацепил философскую тему представления нами настольных игр. Еще меня к этому подтолкнула реакция некоторых читателей блога, которые не хотят читать обзор Пунги (симпатичный филлер, между прочим), а хотят увидеть что-то уровня Серпа и Покорения Марса. Получается, что рынок регулярно рождает 90% мертвых проектов, которые нравятся меньшинствам, а большинство выбирает Пепси.
      Я тоже покупаю игры, чтобы играть в них с удовольствием. Но то, что нравится мне, может не нравится другим. Это хорошо, когда семья дышит одним воздухом, а если один хочет амери, другой евро, а третьему подавай пати? Когда один приносит новую игру, а другой говорит — зачем нам это, если есть условный Каркассон или Манчкин? Каждый год магазины и издатели предлагают нам новые игры в надежде, что они выстрелят. Есть, скажем, Диксит. Но сколько клонов сейчас у Диксита на рынке? Ведь можно тоже сказать — зачем вам Муза, если есть Диксит? И ни один издатель не скажет, что выпускать новые игры, которые могут стать проходными, глупо. Потому что никто не знает, будут игры проходными или нет=)
      Это замкнутый круг

  5. Ирина says:

    Конечно хочется и желательно, чтобы игра позволяла сделать так, этак и ещё вот так. Но мне также кажется, что должен быть соблюден некий баланс, чтобы игра не казалась перегруженной деталями или, наоборот, не создавалось бы ощущения, что в нее чего- то не доложили. А баланс этот может быть «свой» для разных игроков. Да и критерии, предъявляемые к разным играм (сложным и комплексным, семейным, филлерам и т.д.) тоже разные, как мне кажется🙂)

    • scafandr says:

      Вот это понимание, кстати, приходит с опытом=) Вначале хочется всего и побольше, а потом душа требует лаконичности. Чтобы без перегруза, быстро, понятно, реиграбельно и дико приятно. Именно поэтому мои бигбоксы сейчас пылятся на полках, а игры попроще играются влет.

  6. Ирина says:

    Мне кажется, что предсказать со стопроцентной уверенностью будет ли игра хитом не может никто. Можно трудиться над игрой 10 лет, а на выходе получить пшик, а может посетить внезапное озарение и… получается шедевр. Конечно, это с одной стороны является проблемой и издательства и автора — деньги и время вложены, а хит не получился. Но если ничего не издавать или издавать слишком мало, то, как мне кажется, не будет не только «проходных» игр, но и шедевров значительно поубавится. Ведь даже в средненькой игре может быть что-то, что кто-нибудь заметит, переделает, обыграет и в результате получится » та самая» игра. И как бы не ругали некоторые настольщики, что опять выпустили какую-то фигню, я думаю, что любой хороший автор никогда не откажется от возможности создать хит, который принесет и чувство удовлетворения, и признание и будущий стабильный доход от переизданий только из-за того, что ему надо на что-то жить.
    А по поводу блога и обзоров. Меня забавляет высокомерие и чувство собственного превосходства некоторых гиков или считающих себя таковыми😀)) Они уже на стадии чтения правил знают будет ли игра шедевром или г…ом. Но все равно умудряются покупать «отстойные» игры, виня при этом хайп и «продажных» блоггеров. А с обзорами или даже просто отзывами на филлеры просто беда. В них играют
    и гики тоже и, о боже, получают удовольствие. Они докидывают маленькую коробочку в заказ из-за границы, а потом пишут, что ничего не ожидали от игры (а они-то уж должны были раскусить такую простую игру при одном взгляде на коробку), а игра оказалась премиленькой. Ещё и жалуются — почему отзывов никаких нет😉. Я, кстати, несколько маленьких игрушек приобрела по отзывам в Инстаграме — открывала заинтересовавшие меня фото, читала описание и впечатления, а дальше шла на bgg изучать детальнее) Я, например, читаю обзоры даже на те игры, которые, скорее всего, никогда не куплю. Мне интересно, это расширяет кругозор да и вкусы меняются. Никогда нельзя предугадать во что захочется поиграть через год или через пять лет. Вообще позиция «так не доставайся же ты никому» или «мне не нужно — никому не нужно», по сути, кажется мне детской) Так что пишите, Шура, пишите….😁😁😁😊

    • scafandr says:

      Где тут подписаться можно?=) Вы все правильно пишете.
      Я тоже считаю, что информации должно быть больше. Меньше снобства, больше позитива. Чаще ведь хвалят большие коробки, а филлеры… ну что с них взять? Перекусить на разок. Чаще всего у каждого настольщика уже есть пару любимых филлеров.
      Иногда ощущаю легкую обиду, когда вижу в портфолио издательства игру, на которую вообще нет никаких отзывов. А вдруг это то, что мне нужно? Иногда мне о таких маленьких шедеврах знакомые рассказывают. Игра стоит копейки, фана выше крыши.
      Буду пилить, пока вы читаете=) С вами приятно общаться 😉

      • WindUpBird says:

        Напишите про бумажные кварталы. Вы их предлагали в своей новогодней заметке. Это стоящая игра и мало кем замеченная.

      • WindUpBird says:

        Напишите про бумажные кварталы. Отличная игра. Тем более вы ее предлагали к обзору в новогодней заметке. Пусть больше людей узнает о ней, хотя она и «проходная»)

      • Ирина says:

        Как говорила героиня одного известного фильма — «Мерси за комплиман»😀. Или хвалят такие игры в стиле «хорошо играется с детьми восьми лет — тренирует устный счет и развивает мелкую моторику»🤣. Я себя сразу представляю бабулей, которой уже пора что-то тренировать, пока не стало слишком поздно или уже впавшей в маразм и поэтому играющей в детские игры😱😵😤😀😀😀 А про какие маленькие шедевры вам знакомые рассказывали (шкурный интерес☺️)? И про Бумажные кварталы тоже было бы интересно почитать)

        • scafandr says:

          Я тоже не люблю итоги в духе развивает моторику и устный счет (все думают только о том, что в эти игры играют дети, а не дети со взрослыми=)). Мне кажется, это рядовые слова на отцепись. Или когда игру на пиратскую тематику советуют любителям пиратских тем. Масло масленое получается.
          Про маленькие шедевры… я не имел в виду последние годы, а в целом много интересного с Игроведа мне советовали. Причем работник ХВ (бывший уже). Был у них прикольный филлер про осьминогов. Ётта, Визуал, День сырка, Головоноги (детям очень заходит), Хекмек и прочие куриные игры, Red7…
          У меня осталось 7 присланных игр, поэтому с середины лета буду свободен на любые игры. Постараюсь сразу взяться за Кварталы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: