Космос уже «да»!!! — обзор настольной игры «Кассиопея»

Недавно, кажется в апреле сего, 2019, года, в Hobby World вышла новая настольная игра известного российского разработчика Николая Пегасова. Называется игра Кассиопея. У меня к игре был двойной интерес, потому что: 1) она про космос и 2) я в нее играл на этапе прототипа. Я буду стараться всячески сдерживать себя, не повторяя знаменитую фразу Николая несколько-годичной давности про продаваемость космоса… Но обещать ничего не буду=)

В общем, Кассиопея сегодня на столе!

img_3560

Планетки-жетончики

Кассиопея — игра карточная, поэтому открыв коробку с игрой, вы найдете там большую стопку карт планет, стопку поменьше карт специалистов, карты-памятки, карты-объекты, а также большую гору разноцветных круглых жетончиков-ресурсов.

img_3563

Карты в игре увеличенного размера, что меня почему-то приятно обрадовало. На столе они никак не могут затеряться, всем все видно.

img_3564

Качество компонентов мне показалось стандартным для HW. Вполне нормальное качество.

Как правильно колонизировать

В этой игре нужно колонизировать планеты, тратя на это ресурсы. Кто быстрее колонизирует все свои 7 планет, тот и побеждает в игре.

img_3566

Каждый игрок перед началом игры получает 7 планет одной любой системы, перетасовывает и раскладывает их перед собой в ряд темной (неколонизированной) стороной вверх. По сути, у каждого игрока будет один и тот же набор карт, только названия планет разные. Перетасовывать обязательно потому, что стоимость колонизации карты показывает карта, лежащая слева. Из-за этого интересного нюанса стоимости колонизации планет каждого игрока будут разными.

В центр стола выкладываются двусторонние карты специалистов. Всего их в игре 9 штук, но обязательно вы должны использовать специалистов под номерами 1-4 (они обладают незаменимыми свойствами), а еще несколько можно добавить по собственному желанию. Всего в игре принимает участие 6-8 специалистов.

img_3569

Игра разбита на раунды. В каждом раунде игроки по очереди выставляют свою фишку на одну из карт специалистов. Далее исходя из того, чья фишка находится левее, игроки по очереди забирают монетки с карт специалистов (если такие есть), а потом применяют свойства выбранных специалистов или делают обмен с банком, если свойство специалиста кажется не интересным (за монеты можно приобрести ресурсы).

img_3571

Коротко пробегусь по свойствам специалистов. Все специалисты двусторонние. На каждой стороне карты есть уникальное свойство (итого мы имеем 18 разных свойств). Базовые 4 специалиста раздают ресурсы (всем игрокам или только тому, кто выбрал специалиста), а также меняют сторону карты логистики (это может быть Земля или Марс). А еще, например, археолог предлагает купить жетон джокера за монету (джокер заменяет любой ресурс), инспектор отбирает лишние ресурсы у соперников, капитан дает воспользоваться картой транспорта, пират крадет ресурсы у других игроков и отдает их вам, диспетчер дает воспользоваться свойством спутника и т.д.

img_3567

Когда игроки все получат и применят, каждый игрок может колонизировать одну свою планету, потратив на это дело ресурсы. Стоимость колонизации изображена на соседней карте слева. Колонизированные планеты увеличивают стоимость колонизации соседних карт.

После чего использованные карты специалистов переворачиваются другой стороной вверх, а на неиспользованные кладется по одной монетке.

Как только один из игроков колонизирует свою последнюю седьмую планету, он побеждает в игре.

img_3587

Марс-Земля, Земля-Марс

Как я уже сказал в начале, для меня игра представляла интерес в плане сравнить новые впечатления от игры со старыми. Я играл в Кассиопею, когда она была еще игрой про сочинение песен в эпоху Средневековья. Состав моей игровой компании был весьма внушительный — Юра Ямщиков, Ваня Тузовский и Петя Тюленев. И меня тогда игра как-то прилично загрузила (в не очень хорошем смысле этого слова). Было ощущение, будто ты играешь в жесткий филлер для гиков. Каждый из игравших тогда высказал свое мнение и пожелания. А вот что из общего мнения экспертов было почерпнуто Петром Тюленевым и внедрено в игру, это и волновало меня больше всего.

img_3570

Одна из интересных особенностей игры — это открытость информации для всех игроков. В Кассиопее нет никаких секретиков, когда кто-то достает из-за пазухи пачку джокеров и все хватаются за сердце. Все в игре отлично просчитывается. По крайней мере на один-два раунда вперед это делается легко. Но это, кстати, один из факторов, который может отпугнуть начинающих игроков. Им гораздо интереснее соревноваться со случайностью, чем выворачивать мозги в просчетах.

img_3585

Самые первые параллели Кассиопеи у меня пошли с игрой Love Letter. У вас есть какой-то набор карт со свойствами, вы их драфтите с другими игроками и собираете ресурсы. Но уже сейчас я подумал о том, что Кассиопея смахивает больше на Цитадели. Это будет более точное сравнение. Только представьте, что все игроки видят выбор своих соперников, а не делают это в закрытую. И вот эта очевидность чужого выбора довольно интересна в плане просчетов. Во время своего хода вы думаете, что вы хотите сделать и что это даст соперникам. Порою выбор не так очевиден, как кажется.

img_3573

Например, вам нужен синий ресурс для колонизации планеты, и вроде как вам просто достаточно выбрать специалиста, который дает этот ресурс (инженер), но… но он дает этот ресурс ВСЕМ игрокам. А оно нам надо? Зачем помогать всем? И вы начинаете искать какие-то альтернативные пути — может попробовать взять археолога с джокером или отказаться от свойства специалиста и купить нужный ресурс в банке.

img_3579

img_3580

А вообще в игре вы найдете море интересных моментов, которые стопорят ваш выбор действия. Вот смотрите — в игре еще есть понятие логистики. На картах специалистов написано «логистика: …«, но вместо двоеточия там будет какое-то полезное свойство. Логистика срабатывает в том случае, если большинство ваших карт соответствуют планете, изображенной на карте логистики. Карты планет двусторонние. Часть из них принадлежит Марсу, часть — Земле. Если карта логистики показывает Марс, и у вас больше планет с Марсом, то для вас срабатывает дополнительно и свойство логистики на картах специалистов. Карта логистики поворачивается с помощью карты специалиста, который всегда доступен в партиях. Но пока до вас дойдет ход, кто-то может повернуть карту логистики и вы в свой ход не получите бонус с выбранного специалиста.

img_3576

Либо вот еще такой момент. Некоторые колонизированные планеты дают бонус, увеличивающий получение того или иного ресурса на 1 штуку больше. И если кто-то построил такую планету, а вы используете специалиста, который раздает всем ресурсы, то вы помогаете этому игроку вырваться вперед больше, чем поможете себе.

В общем, в Кассиопее все сделано так, чтобы вы постоянно и усиленно думали и просчитывали.

img_3577

Про первый интересный момент я рассказал (открытая информация). А второй такой момент — стоимость колонизации, которая определяется соседней планетой. Мне эта идея показалась интересной и довольно инновационной (буду рад, если подскажете, в каких играх такое случалось раньше). Но вместе с этим стоимость на соседней карте сильно путает. Я сыграл 3 партии (без учета игры в прототип) и до сих пор путаюсь. Настолько привычка видеть стоимость на самой карте въелась в кору головного мозга, что победить ее сложно. Но уникальность самой идеи состоит в том, что в каждой новой партии стоимость колонизации будет меняться. Сегодня 4-ая планета системы лежит возле 1-ой, а завтра будет лежать уже возле 2-ой, к примеру. Это действительно прикольная идея, которую запросто можно взять в какие-нибудь другие еврогеймы, использующих ряды из карт.

img_3589

Как только планета колонизируется, вам становится доступна ее абилка. Например, 3 планеты в игре при получении конкретного ресурса дают на 1 ресурс больше. 1 планета за колонизацию другой планеты дает монетку. Еще несколько планет позволяют хранить на специальных ячейках монетки и ресурсы, которых нельзя украсть или заставить сбросить. Я пока не определился с тем, какие планеты выгоднее колонизировать раньше, ибо каждая дает довольно неплохие бонусы. Единственное, планеты с ячейками хранения я обычно стараюсь колонизировать ближе к концу игры, так как в начале они практически не приносят пользы.

img_3578

Конечно, очень многое зависит от раскладки планет на столе. Например, опытный игрок не бросается колонизировать все подряд. Он сначала анализирует, что ему выгоднее, проще и нужнее, а потом старается плясать от этой карты влево. Дело в том, что колонизированная планета имеет гораздо большую стоимость колонизации соседней планеты. Т.е. колонизировать и получать бонус — это круто, но это и усложняет колонизацию планеты, находящейся справа. Но если колонизировать четко справа налево, то все получается четенько и дешевенько=) Правда, в реальности так колонизировать практически нереально=)

img_3581

Специалисты. Идея двойных сторон специалистов хороша. Но… Но они, стороны, тоже суют палки в колеса=) Некоторые стороны специалистов мне нравятся больше, некоторые меньше. И чтобы более-менее сбалансировать их, в игре предусмотрены монетки. Если все игроки игнорируют какого-то специалиста, он начинает обрастать монетками. Потом просто берешь все эти монеты, тратишь их на обмен в банке, и вот вам профит. Т.е. каких-то откровенно провальных штук в геймплее Кассиопеи я как-то не заметил.

img_3582

Свойств у специалистов много самых разных. Мне нравится использовать капитана/интеданта, которые манипулируют картой базы/транспорта. База позволяет всегда иметь профит с логистики, а транспорт крадет ресурс у другого игрока. Еще забавен боевой спутник, который запрещает использовать выбранного специалиста. При подготовке игры вы вольны сами выбирать тех специалистов, которые вам больше нравятся (включая стартовые 4). Немного странно видеть в правилах вольные условия выбора количества специалистов (от 6 до 8). Я ведь люблю точность, как образованный технарь, который работает по специальности=) Понятное дело, что чем больше специалистов на столе, тем больше выбора. С 6-ю специалистами однозначно играется пожестче.

img_3583

Итак, я понимаю, что вы ждете от меня каких-то конкретных, личных впечатлений, а не воду. Честно говоря, впечатления от игры у меня не особо изменились со времен прототипа. Это по-прежнему филлер для гиков, который заставляет все жестко просчитывать и держать в уме море информации. Мне в такие игры играется немного сложно. Пару раз поиграть интересно, а потом интерес появляется лишь периодически. Поэтому я сам предлагать в Кассиопею вряд ли буду, а вот если мне предложат — сыграю. Но прям всячески рекомендовать игру всем поклонникам настолок точно не собираюсь. Имхо, это игра на любителя. Я понимаю, что любая игра на любителя, но именно эта — особенно на любителя. В моей компанию она зашла на процентов 50%. Кому-то понравилась, кому-то нет.

Еще отмечу, что правила написаны не супер идеально. У меня были вопросы во время изучения Кассиопеи, но немного мне помогало то, что я уже играл в эту игру раньше. А так бы может и не разобрался бы без помощи тесеровцев (в частности, нужно подробнее описывать смену карты логистики, указать, что дополнительные специалисты выбираются по вашему вкусу, спутники, базы и прочее можно забирать друг у друга и т.д. и т.п.).

img_3584

От себя хочу сказать, что сыграть пару раз интересно, а там уже как повезет. Если вам нравятся игры на сухой просчет — отлично, берите. Цена у игры отличная. Стоила бы игра дороже, то я сразу же написал бы о сомнении в реиграбельности, а так…


Страница настольной игры «Кассиопея» на сайте издательства Hobby World

img_3591

Реклама

11 Responses to Космос уже «да»!!! — обзор настольной игры «Кассиопея»

  1. Сергей says:

    Очень ждем вторую часть про надоевшие настолки.

  2. Hoot says:

    А как с темой? Ощущаются вот эти все специалисты, грузовые спутники, диспетчеры итд?

    • scafandr says:

      Я сначала думал отписаться насчет темы и артов, но потом подумал, что все это особой роли в игре не играет, и я не знаю, что толкового об этом можно сказать. Как я уже написал в статье, игра претерпела кучу изменений в плане темы. То есть на эту механику можно натянуть было вообще что угодно. В итоге остановились на космосе, потому что в портфолио мало игр на космическую тематику. Названия планет роли не играют вообще (там есть и Нью-Москва, и Пегасус, и Ктулху=)).
      А вот специалисты скорее были сделаны в угоду западноевропейских и американским настольщикам. Судя по всемУ, Кассиопею потом повезут куда-нибудь показывать. Карты двусторонние, на каждой стороны разный пол. Плюс все цвета кожи — от белого до черного (китайцы, негры, мулаты, белые). Но это еще ладно, норм. А вот картинки некоторые весьма забавные в плане как они нарисованы. Археолог держит штангенциркуль так, как будто первый раз видит инструмент и не знает, что с ним делать. Контрабандистка показывает, что у нее под пальто, с таким видом, будто конфеты продает. Да и на вид ей лет 18. И причесон такой… =) Чувак в каске провода прокладывает, тоже забавно.
      По артам — ретрофутуризм. Ничего клевого в артах не увидел. Обычные картинки. На любителя

      • Йошкин Кот Давинчиков says:

        Ахаха! Карточки персонажей — по общему виду чисто из Нетраннера слизаны, и немного из Пандемии (новой версии). Это не плохо, но и не хорошо. Что поделать все дезигнеры боятся что-то необычное нарисовать, а то фениберные игроки нос заворотят, покупать не будут.

  3. Тимур says:

    Вот неплохая идея у игры с этими ее двусторонними карточками, а вот надолго ее не хватает, очень быстро приедается. Словно идея не до конца реализована. Какого-то разнообразия не хватает.

    • scafandr says:

      Ага, на партий 3-4 норм, а потом может надоесть. Но благо и игра недорого стоит

      • Тимур says:

        Стоимость — ее несомненный плюс. Но все-таки жаль, мне кажется, потенциал у механики хороший, главное — найти достойное применение. Возможно, Николай с «МХ» будут смелее в дополнении, если таковое случится.

        • scafandr says:

          Мне кажется, допов не будет. Да и игру делали несколько лет вроде. Скорее всего будет штучный продукт

          • Тимур says:

            В таком случае грустно. Зарубят на корню любопытную идею. Бизнес по-русски — такая суровая штука порой.

            • scafandr says:

              Ну почему зарубят… Может Пегасов в другой игре реализует эту же механику. Все зависит от него самого

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: