Моя любимая мобильная игра — обзор настольной игры «Корпорация Смартфон»

Наконец-то я добрался до одной из самых громких российских игр последнего времени! Если мне память не изменяет, это первая изданная игра замечательного российского игродела и настольщика Ивана Лашина, которая сразу же сразила наповал Тома Вэсела и его друзей из Dice Tower (отличное начало!). Правда, пока зарубежом больше обсуждают игру, чем в наших восточнопейских странах, поэтому сегодня я постараюсь подробно рассказать вам о том, что это за игра и на какой операционной системе работает смартфон Ивана Лашина.

img_3652

Комплектация

Смартфон (позволю себе упростить название игры) обязательно удивит всех настольщиков своим весом. Коробка тяжеленная! Что же они там в Космодроме  сумели насовать внутрь?

img_3656

Самый большой и тяжелый компонент игры — это двойное игровое поле. Оно собрано из двух обычных полей, поэтому и толстое. Двойное поле нужно было для того, чтобы разместить на поле выемки для игровых фишек. Если бы поле было обычным, то дырки были бы пробиты насквозь. Как я понял, Cosmodrome Games выбрали для себя путь качественных изданий, поэтому удивлять нас такими вот мощными компонентами они будут еще не раз.

img_3743

img_3676

В самом низу коробки вы найдете 5 пластиковых лотков для каждого игрока, внутри которых располагается органайзер под все фишки, которыми пользуются игроки. Это очень удобно в том плане, что ты берешь такой лоток и у тебя уже все есть для того, чтобы начать игру. Минус лотков состоит только в том, что пластик очень тонкий и хрупкий. Если он упадет или коробка игры просто будет ездить туда-сюда при транспортировке, то обязательно у лотков будут трещины и сколы. Я после первой партии обнаружил, что у меня уже один лоток немного треснул. Видимо, это произошло во время пересылки.

img_3660

К полю и лоткам прилагается много разных картонных фишек улучшений, жетонов товаров, патентов, технологий, а также пластиковых маркеров товаров, офисов и прогрессов. А еще ширмы, стартовые улучшения, планшеты игроков, счетчик ПО, компоненты для игрока-бота — в общем, море всякой всячины. Отсюда и вес соответствующий.

img_3674

Качество компонентов довольно хорошее. Жетоны отпанчились отлично, игровое поле вызвало бурю восторга (это реально просто монстр!!!). Пластмассовые (акрилловые?) компоненты тоже прикольные, но некоторые из них мне попадались неровно вырубленными. А в «синем» лотке так и вовсе обнаружились маркеры офиса чуть большего размера, чем у других цветов. При этом в отверстия на поле они вставляются без проблем. Какого-то откровенного брака, с которым неудобно или невозможно было играть, я не заметил.

Инструкция

Корпорация Смартфон — это экономическая настольная игра, в которой вам нужно будет производить и продавать мобильные телефоны, улучшать свои технологии, искать новые рынки сбыта и бороться с конкуренцией. И все это делается на протяжении 5 раундов.

img_3680

Подготовка к игре довольно быстрая. Берете ширму и свой пластиковый органайзер, раскладываете в нем маркеры по отсекам, выставляете одну фишку на счетчик победных очков и и одну фишку на стартовую цену телефонов (5 баксов) на игровом поле, после чего выставляете фишку офиса в стартовую локацию на поле (определяется ширмой и выбранным цветом), и можно начинать играть.

img_3682

Игра разбита на 5 раундов, каждый из которых делится на 8 фаз. Фаз много, но они простые.

Фаза 1: планирование. В этой фазе игроки берут свои игровые планшеты (и улучшения, если они есть) и, закрывшись ширмами, накладывают их друг на друга, определяя свои возможности на текущий раунд. Ширмы разбиты на 6 ячеек-действий (среди них есть и пустышки). Все, что будет расположено наверху планшетов, будет применено игроками в текущем раунде. Планшеты должны лежать перпендикулярно относительно друг друга и закрывать от 1 до 4 ячеек. Сначала будет трудно разобраться, какие ячейки вам нужны, а какие нет, но потихоньку вы разберетесь с тем, что вам нужно в первую очередь, а что не нужно вообще. Планшеты, кстати, двусторонние, и вы вольны выбирать любые стороны в этой фазе. В конце фазы ширмы убираются.

img_3692

Фаза 2: формирование цены. Теперь игроки передвигают свои кубики цен на игровом поле, исходя из символов +$ или -$ на своих личных планшетах. Именно столько будут стоить ваши телефоны в текущем раунде. Также цена влияет на вашу очередность хода в поздних фазах.

img_3694

Фаза 3: производства товара. Все символы ящика на планшетах приносят 1 товар (он же смартфон). Соответственно столько кубиков игроки перемещают в соседнюю ячейку в своих органайзерах. Также товары приносят все скрытые ячейки (т.е. те, которые скрыты под планшетом).

img_3696

Фаза 4: улучшение производства. Первый игрок (тот, чья цена на телефон ниже всего) имеет право взять плашку улучшения из нескольких на выбор, если тот оставил на своих планшетах символ улучшения. Если символа улучшения нету, игрок берет жетон товара (всегда имеешь +1 товар в следующих раундах). Плашка улучшения состоит из двух символов, которые также можно будет потом накладывать на планшеты в первой фазе.

img_3701

Фаза 5: изучение технологий. Технологии нужны для увеличения продаж, и для этого необходимы маркеры прогресса. За каждый символ технологии на планшете игрок получает маркер прогресса, который можно потратить на изучение любой технологии (например, Wi-Fi, 3G и т.д.). Каждая технология требует траты определенного количества жетонов. Когда игрок собирает в ячейке нужное количество маркеров, он изучает технологию и выставляет в ячейку данной технологии свой маркер. Также технология еще приносит постоянный игровой бонус.

img_3712

Фаза 6: логистика. Логистика позволяет расширить рынок сбыта. За каждый символ логистики на планшетах игрок опять же получает маркер прогресса (но непотраченные маркеры прогресса с прошлого раунда сгорают!). Маркеры распределяются по регионам. Чтобы построить в регионе офис, нужно собрать некоторое количество маркеров прогресса на ячейке региона. Регионы связаны друг с другом путями. Чтобы построить офис в регионы, вам также нужно иметь офис в соседнем регионе, который с ним связан.

img_3705-1

Фаза 7: продажа. Наконец-то, вам теперь можно продать свои телефоны. Тут опять очень важно то, кто ходит первым. Продавать товар можно только в том регионе, где есть ваш офис. Фиолетовые и красные квадратики в регионе — это покупатели. Каждый покупатель предъявляет свои требования к телефонам: красные — к стоимости телефона, фиолетовые — к технологиям. Красный покупатель готов купить телефон по цене, не выше предлагаемой. Фиолетовый готов купить телефон по любой цене, но главное, чтобы в нем была нужная технология. Если вы выполняете требования, вы можете выложить свой товар (телефон) в ячейку покупателя. Если вы ходите первым, то у вас есть приоритет выбора. Последнему игроку приходится продавать телефоны оставшимся покупателям (если такие будут).

img_3714-1

Фаза 8: получение ПО. Очки получают в этой игре очень просто — вы считаете количество проданных товаров в регионе и умножаете цифру на стоимость товара (вы выставили на поле 5 кубиков, а цена вашего телефона составляет 5 долларов — вы получили 25 ПО). Также очки получают за контроль регионов. Если ваших кубиков в регионе больше других, то вы получаете очки, которые указаны под самой правой фишкой офиса (любого цвета) в регионе.

img_3709-1

Перед новым раундом все кубики (товары) возвращаются в органайзер, обновляются плашки улучшения, а все цены игроков возвращаются на деление 5.

После пятого раунда игроки добавляют очки за патенты (это если вы первый изучили какую-то технологию) и за ритейлеров (если играть неполным составом, то некоторые регионы закрываются плашками ритейлеров, которые дают очки, если построить там офис). Кто набрал больше всех очков, тот и победил.

На мой взгляд, у игры довольно простые правила. Нюансы есть, но их не много и все они легко запоминаются.

Впечатления тестера

Итак, перед нами экономическая настольная игра. Я бы даже рискнул сказать «твердая» экономическая игра, по аналогии с твердой научной фантастикой. Смотрите сами — в этой игре мы производим телефоны, ищем рынки сбыта, улучшаем технологии, боремся с конкуренцией, манипулируем ценами. Видите, в этой игре все происходит как в настоящей жизни. Поэтому если кто-то хочет чего-то волшебного, фэнтезийного и немного рандомистого, тот может, как мне кажется, смело проходить мимо этой игры.

img_3669

Для себя я Смартфон называю калькулятором или симулятором калькулятора. Знаете почему? Потому что все в игре сводится к умножению двух простых чисел. 7 на 5, 3 на 4 или 10 на 8. В начале каждого раунда вы производите некоторое количества товаров, определяете цену товара, а в конце раунда пытаетесь эти телефоны кому-нибудь впарить. Вы можете подумать — это же так просто! Да, именно что просто, потому что игра родилась из маленькой затеи филлерного формата. У автора игры, Ивана Лашина, была идея с двумя планшетами и действиями, которые можно применить к текущем раунде, если наложить планшеты друг на друга. Ближе к реализации идеи прототип разросся вширь и вглубь — появилось поле, фишки и прочее-прочее. По-моему, здорово, что Иван не стал переусложнять игру, вводя новые хардкорные нюансы, а просто сделал более удобным и вариативным изначальный вариант.

img_3718

Ядром и настоящей жемчужиной Смартфона являются планшеты и идея наложения их друг на друга. Это именно то самое, от чего вы, настольщики, должны по задумке автора получать удовольствие во время игры. Честно говоря, я такое увидел впервые. Что-то похожее можно испытать в тетрисоподобных настолках (Пэчворк, Медвежий парк), когда вы крутите в руках картонную загогулинку и пытаетесь ее как-то втыкнуть на поле, согласно правилам. В Смартфоне вы вертите в руках 2 планшета (двусторонних при этом!) и пытаетесь их расположить так, чтобы выбрать себе что-нибудь интересное из предлагаемых действий.

img_3739

Я вам честно скажу, что в каждом начале партии у вас будет широчайший выбор развития, что поначалу будет  немного пугать. Поднимать вам цены или понижать? Произвести больше товаров или заняться логистикой? Надо вам улучшение или нет? Понимание игры происходит не сразу. И как правило оно происходит после череды ошибок. Например, в начале первого раунда вы решили произвести много мобильных телефонов. Ура! А в конце раунда все доступные ячейки покупателей оказались заняты, и вы продаете ровно 0 смартфонов. Класс, да? И у меня была как раз такая ситуация, после которой я стал задумываться, смогу ли я продать все, что произвел.

img_3675

И очень здорово, что в Смартфоне нет песочницы как таковой. Знаете, бывают такие еврогеймы, в которых игроки ковыряются на протяжении всех раундов в своих планшетах, а в конце кто-то из них выигрывает. Так вот тут ситуация иная. Вроде вы никак напрямую не можете повлиять на соперников (отобрать офис, отжать смартфоны), но конкуренция чувствуется весьма прилично. Все преимущества получаются путем складывания планшетов, а делается все это за ширмами. Когда игроки поднимают ширмы, то получается интересный сюрприз для всех игроков. Кто будет ходить первым в поздних раундах, кто больше произведет товаров, кто больше получит маркеров прогресса в том или ином направлении и т.д.? Спланировать все практически невозможно. Т.е. если вы задумали сделать много дешевых товаров, то не факт, что кто-то решится сделать то же самое, только сделать цену еще меньше.

img_3689

И если вы думаете, что делать много дешевых смартфонов — это оптимальная стратегия, то просто вспомните простую таблицу умножения. Сделать 10 товаров и продать их за 2 доллара — это 20 очков. А сделать 4 телефона и продать их за 8 долларов — это 32 очка.

img_3721

На старте все игроки находятся в одинаковых условиях. Но по ходу игры игроки будут получать новые плашки улучшений, которые позволяют игрокам добиться большего эффекта от наложения планшетов. Собственно, в этом кроется вариативность действий игроков. Вы можете взять улучшения для получения большего количества товаров, для получения маркеров, необходимых для внедрения новых технологий или логистики, для уменьшения или увеличения цен. В общем, с улучшениями вы сможете подстроить игру под себя. Это ваша стратегия. Но какую стратегию построят ваши соперники, вы узнаете только после того, как они уберут ширмы со своих планшетов. В каком-то роде в Смартфоне есть элемент угадайки или повезет-не повезет. Во всем остальном игра открыта и не имеет рандома. Элемент случайности (неожиданной случайности) скрыт только в первой фазе.

img_3716

Что можно сказать о правилах? Мне немного повезло — я сыграл в прототип игры несколько лет назад на Граниконе, поэтому правила более-менее помнил. Мне оставалось только освежить их в памяти, перечитав рулбук. Не могу сказать, что правила написаны идеально (меня путали немного замены слов и словосочетаний на символы), но сама суть игры простая. Это не какой-то хардкорный еврогейм с кучей нюансов. Я не испытал сложности с освоением игры и вполне нормально рассказывал правила своим друзьям.

img_3717

По поводу количества игроков хочу сказать следующее — лучше играть составом в 3-5 человек. Я играл в основном вчетвером. На двоих не тянет играть вообще. Почему? Потому что тут очень важна конкуренция. Вдвоем конкурировать не так интересно, чем вчетвером, например. Вдвоем играть можно, но есть игры на двоих и поинтереснее. В Смартфоне прикольно бороться за регионы. По умолчанию в одном регионе может быть построен один офис игрока. Но если получить одну из технологий. то можно в каждый регион всунуть еще по одному офису, тем самым не позволив кому-нибудь построиться в этом регионе. Согласитесь, что вдвоем такой борьбы не будет. Тут же фишка состоит в том, что если вашего офиса в регионе нету, то вы ничего там и не продадите.

img_3723

Да, если хотите, то вы можете воспользоваться ботом Стивом, правила для которого также есть в коробке. Он заменит вам живого игрока и будет делать автоматические ходы. Но я с ботами не играю, ибо не мое=)

img_3731

В целом, как мне кажется, игра получилась действительно хорошей. Мне нравится Смартфон, хоть я и не могу поставить его наравне с моими любимыми еврогеймами из топ-5. Смартфон на мой взгляд довольно суховат и абстрактен. Именно по этой причине я не могу советовать игру всем и каждому. Если вы любите бомбические игры с ярким оформлением и фееричным игровым процессом про драконов и эльфов, то тут такого нету. Когда я первый раз играл в Смартфон с Иваном Лашиным, то я у него спросил, финальный это арт или нет. Оказалось, что финальный. И я Ивану говорю: «Что-то как-то слишком просто получилось…«, на что мне автор игры ответил: «Тебе символы понятны? Ты ведь не путаешься в них? Ну вот мы и хотели добиться именно этого эффекта«.

img_3725

Я задумался и не нашел, что ответить. А ведь он прав! Символы простые и понятные. И если автор вместе с художником старались добиться лучшего восприятия игры игроками, то у них это получилось. Не придерешься!

img_3726

Тем не менее внешний вид игры не каждому покажется интересным. Бородатого хипстера с коробки только ленивый, наверное, еще не обсудил, но по факту это единственное (и ширмы еще!) яркое пятно в игре, на которое художник потратил много времени. Игровое поле мне тоже кстати сразу не очень понравилось, но когда я поиграл в изданную версию, то мое недовольство куда-то испарилось. Поле выглядит действительно круто!

Тема тоже не каждому понравится, как мне кажется. Делать и продавать телефоны — это не самое веселое занятие, которое вызывает толпы мурашек по коже. Но зато никто такой игры никогда не делал! А гномов и эльфов выше крыши. В плане уникальности Смартфон смотрится очень привлекательно. Может именно поэтому Том Вэсел очень хорошо отозвался об этой игре.

img_3729

В Смартфоне мне все ок. Мне игра понравилась, тема прикольная и неизбитая, оформление стильное (хоть и я люблю поярче). Часто играть в Смартфон я вряд ли буду, но в те часы, когда игра ляжет на мой стол, я буду делать это с удовольствием. Если говорить о еврогеймах огульно, то данная игра не стала самой моей любимой, но если говорить о российских настолках, то имхо это одна из лучших российских игр (если вы любите экономические евроигры, конечно же!). И мне немного непонятно, почему на первых сборах предзаказов игра набрала небольшую сумму. Геймплей ведь хороший, а цена большая, потому что издание идет как делюкс.

Если говорить о том, что мне в этой игре нравится больше всего, так это однозначно игра с планшетами. Конечно, первая фаза игры может вызвать паралич анализа, но продумывать свои бонусы на планшетах очень интересно. А в тот момент, когда все игроки снимают ширмы и регулируются цены, я испытываю особенно бурные эмоции.

img_3732

Очень круто продумано игровое поле, в котором есть выемки для маркеров и фишек — ничего не сдвигается, не рушится.

Выделю еще последнюю фазу — продажу товаров. Потому что во время нее мозг капитально закипает. Вы думаете не только, как продать свой товар, но и как занять такие ячейки покупателей, чтобы соперники ничего не могли больше выставить. Например, у них завышены цены или нет нужных технологий.

Еще один плюс игры — ее продолжительность. Партию можно разыграть за 1,5-2 часа, что весьма неплохо для современного еврогейма.

img_3735

Из минусов трудно что-то выделить. Суховатость процесса, наверное. Все-таки тень экономического евро накладывает свой отпечаток на игровой процесс. Еще немного обидно, когда не хватает совсем чуть-чуть, чтобы забрать патент (например, вы просто ходите вторым). Может быть не хватает каких-то случайных событий, которые как-то влияли бы на продажи или внедрение технологий.

Если сейчас начнутся какие-нибудь новые предзаказы, то рекомендую обратить свое внимание на эту игру, но помните, что это довольно сухой симулятор калькулятора=) И чтобы вы ни делали, все равно все сведется к таблице умножения=)

Если у вас остались вопросы, буду рад ответить в комментариях и рассказать подробнее об игре.


Спасибо Ивану Лашину за такую чудесную игру и позитив, который он всегда излучает=)

img_3741

Реклама

6 Responses to Моя любимая мобильная игра — обзор настольной игры «Корпорация Смартфон»

  1. Ирина says:

    Пока следила за очередными баталиями на Тесере — у вас появился новый обзор, спасибо🤣😀😀) Я следила за игрой, было интересно, что в итоге получится и, судя по всему, получилось хорошо. А аскетичное оформление мне даже нравится)

  2. Иван Тузовский says:

    Если я еще раз прочитаю словосочетание «такого класса» в твоем обзоре, то придется нанимать Джордани Йовановича… 😎🧔

  3. Сергей Григораш says:

    Хорошая игра. Согласен

  4. Юрий Ямщиков says:

    А мне нравится арт — на мой вкус он замечательно подходит игровому процессу. Ведь в такой игре важно, чтобы все было четко и ясно, а изыски графики все равно отвлекаться некогда 🙂

Добавить комментарий для scafandr Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: