Настолки перестали удивлять? — часть 3

Первая часть. 

Вторая часть.

Saboteur

Неожиданно, правда? Некоторые долгое время знали меня только как хардкорного игрока, который редко играл в пати и лишь иногда брал в руки филлеры. Но с Саботером у меня случилась интересная история, которая в каком-то роде перевернула мое мировоззрение на настольные игры.

В 2012 году я поехал в Львов на настольное мероприятие под названием Игросфера. Это была вообще моя первая поездка в Украину. Практически никого я не знал, лично знаком не был, с некоторыми общался в интернете. Но ребята, с которыми я познакомился на выставке, были очень классные.

Ехал я туда с сознанием гика. Я любил карточные и сложные игры, к мелким играм и всяким играм для новичков относился с иронией. И как только был дан старт Игросферы, меня ребята из Львова пригласили сыграть в игру Saboteur.

Не ну, ребят, ну я же не из таких, я в такое не играю, ну возьмите кого-нибудь другого. А они влепились в меня и все — пошли. И друга своего возьми! Говорю, это мой брат, а не друг, и он вообще настолки не любит. Нет, он тоже играет с нами!

И если бы брат не согласился на уговоры, то я бы продолжал до конца отбиваться от нападок львовских настольщиков. Правила мне объясняли на украинском. Я вроде этот язык более-менее понимаю, но все равно половину смысла почему-то прошляпил. Поэтому весь первый раунд сидел как дурак, плохо понимая, что происходит за столом. Благо, я оказался не саботером, и мы выиграли. В первом раунде я вообще не понимал, чем саботер отличается от нормального гнома (типично для всех новичков, кстати). А брат меня толкал в плечо и говорил — слышишь, а мне нравится, прикольная игра!

К третьему раунду я въехал в суть игры и начал получать удовольствие. По окончании партии мой брат, который не любит настолки, сказал, что вот в эту игру он бы играл. Я так обрадовался, что сразу же купил коробку по приезду домой. Кстати, до сих пор брат не любит играть в настолки, но в Саботер — всегда пожалуйста.

Для меня эта игра — идеальный вариант показать кому-то, что настолки — это круто и прикольно. Вот Каркассон, например, может понравится, а может и нет. А Saboteur заходит практически всегда. Но он хорош именно для разных компаний, а не для заигрывания в одной. Минус этой игры заключается в том, что ты со временем начинаешь понимать, как работает игра, как играют другие игроки и как они пытаются хитрить. Тогда нужно срочно доставать дополнение, в котором присутствует больше ролей.

Я сыграл уйму партий в Саботера. И не могу вспомнить, что когда-то у меня была печальная и скучная партия. Мы всегда смеемся, что дурные, когда играем. Новички порят ерунду и не понимают шуток опытных игроков. Опытные начинают косить под саботера, даже если они хорошие гномы. К этой игре нельзя относится супер серьезно, потому что процесс дележки золота тот еще рандом. Но я в эту игру играю не для победы, а чтобы посмеяться и хорошо провести время.

Саботер, да и в целом та поездка в Львов, перевернули мое отношение к настольным играм. До этого времени я не считал маленькие игры серьезными. К патигеймам вообще испытывал презрение. Вот он побочный эффект гиковства. Это теперь я смеюсь над теми, кто в упор не хочет видеть прелести в филлерах и испытывает трепет только при виде игр в больших коробках, ведь сам был когда-то таким же. На Игросфере я очень часто слышал разговоры о Билете на поезд, о Каркассоне, о Колонизаторах, о Пандемии… Сначала я не понимал, как могут опытные настольщики обсуждать игры для новичков, но потом в итоге сам задумался — а не купить ли мне Пандемию для клуба?

Когда возвращался с Львова, решал, какие простые игры я куплю сразу же по приезду. Потому что тогда я понял, что на самом деле счастье не в размере коробки, а в том, сколько радости и удовольствия приносит сама игра.

В Saboteur играю до сих пор. В разных компаниях. До сих пор считаю, что эта простая игра гениальна и идеальна для знакомства с настолками. Очень многие купили эту игру по моей рекомендации.

Как-то раз я писал статью для блога, в которой в очередной раз признался в любви к этой игре. И мне было немного обидно получить первый же комментарий о том, что это продажная статья, ведь это просто наглая ложь. С другой стороны, пускай думают, что хотят, а мне все равно нравится=)

В чем вау-эффект игры? Стратегический патигейм с блефом и шутками-прибаутками. Совсем не ожидал, что играть в игры такого рода весело. Изменил свое отношение к простым играм для широкого круга настольщиков.

Ундервуд

Для меня это первая игра про слова. Я люблю составлять слова из букв, не раз писал о том, что в детстве, когда смотрел передачу «Звездный час» с Супоневым, сам придумывал и записывал на листочке слова в финальной части конкурса.

И вот как-то раз мне присылает издательство Правильные игры  свою игру Ундервуд (я знал до этого только группу с таким названием). Оказалось, что это просто игра, в которой нужно из букв собирать слова и получать за это очки. Принцип игры как в «Тысяче» — играем кучу партий, пока кто-то не наберет 1000 очков. Вот кажется совсем просто и ничего особенного, но вы не представляете, сколько вечеров мы заканчивали этой игрой свои настольные посиделки с 2012 по 2014 год!

Я очень быстро влюбился в эту игру, потому что она предлагала постоянно новые сочетания букв. И если вам нравится собирать слова, вам будет сложно отлипнуть от этой игры. Отличная семейка, отличная игра под чай с печеньками. Это уже потом другие издательства зашевелились и начали выпускать свои версии игр про слова (и до сих пор выпускают). А для меня все равно милее самый первый для меня Ундервуд.

Вау-эффект: не ожидал, что ковыряться в карточках с буквами может быть так залипательно.

Nexus Ops

Хехехе, вот тебе и америтрэшер… Раньше я любил говорить, что предпочитаю только амери, а евро вообще фуфуфу, а сам играл в карточные игры на самом деле=) И хотя в настолки я играю где-то с 2005 года, первый америтрэш, запавший в душу, попался мне только в 2012-ом. И это не Arkham Horror (хотя про него тоже думал написать, если честно). Ужас Аркхэма меня поразил скорее наполнением коробки, чем геймплеем. А вот Nexus Ops попал в самое яблочко.

Для меня это эталон америтрэша. Тут вам и развитие, и контроль, и исследование, и войнушка. Все есть. После первой сыгранной партии я с друзьями шел домой и всю дорогу обсуждал, кто что делал и как надо было делать на самом деле. Уже перед сном, лежа на диване, вместо отключки мозга я в голове прогонял варианты развития в Nexus Ops и анализировал свою тактику в сегодняшней партии. Редко какие игры настолько меня цепляют, что я не могу их выбросить из головы.

Nexus Ops предлагает широкий выбор вариантов развития при одинаковом, казалось бы, наборе юнитов. Все как в каком-нибудь компьютерном Старкрафте. Хотите — сидите тихонько и плодитесь. Хотите — лезьте на монолит в центре поля. Хотите — мешайте развиваться соперникам. И вы совершенно не знаете, что другие игроки будут делать на поле. Будут они строить много дешевых юнитов или мало сильных? Может кто-то объединится в альянс, чтобы защемить третьего в углу? Кто его знает. Каждая партия полна сюрпризов.

Мне сложно сейчас объяснить, почему Нексус — это вау, потому что рынок заполнен самыми разнообразными америтрэшами с похожим геймплеем. Только еще более ядреным, пожалуй. Только следует учесть, что NO — игра староватая (2005-ый год), то есть она была раньше, и в ней есть все азы америтрэша, которые вызывают табун мурашек по коже настольщика.

Сейчас, конечно, понимаешь, что Нексус довольно простой. И если хочется чего-то сложного, то лучше выбрать другой америтрэш. Но если хочется хорошей зубодробительной войнушки — NO прям очень классная игрушка. До сих могу не спать ночами, обдумывая ошибки, сделанные в последней партии=)

Mage Knight

Ух, сколько я намучился с этой игрой…

Это был первый случай экстремального хайпа в моем жизни. Игру показали в Эссене, напечатали тираж и быстренько за пару недель продали. Под дружный рев огромного числа настольщиков в конце зимы тиснули еще один небольшой тираж, который также за начало весны был благополучно растаскан по разным частям планеты. И я был постоянно в числе тех, кому не хватило. В моей голове не укладывалось, как можно недопечатывать тиражи при таком огромном спросе. Это искусственный ажиотаж или боязнь издателя положить кучу коробок на склад?

И вся эта ситуация прекрасно содействовала продвижению игры. Те счастливчики, которые наконец-то заполучили игру, писали свои восторженные отзывы и хвастались покупкой. Остальные возмущались и ждали третьего тиража. Где-то в начале августа мне пришло письмо с интернет-магазина о том, что третий тираж поступил на склад, и я сразу бросил всю свою работу и полетел оформлять заказ.

Итак, вот я наконец-то счастливый обладатель коробки. Несмотря на каличный покрас минек и тонкие карточки, я был в восторге от того, что находилось в коробке. Почувствовалось, что я стал одним из тех избранных людей, которые могут уже писать свои восторженные отзывы в интернете.

Но не все так было гладко. Оказалось, у игры одни из самых паршивых правил. Вы не представляете, как я с ними намучился. Читал в день по страничке. Текст мелкий, запутанный, 2 книги правил. Пока читаешь новую страницу, старую забываешь, в голове никак не может сформироваться целая картина. Я был бы счастлив, если бы меня кто-то научил играть в эту игру, потому что самому разобраться, при моем богатом опыте, мне было тяжело. Причина в том, что правила содержат огромнейшее количество нюансов. Я еле себя переосилил, добил правила и сразу же принялся за игру. Вдвоем, чтобы не сильно разочароваться, постоянно тыкаясь в правила, как слепая мышь.

И несмотря на то, что мы делали ошибки, неправильно играли, очень часто листали обе книги правил (не всегда находя там ответы), все-таки это… Это было ЛЕ-ГЕН-ДАР-НО! Это была для меня первая игра, в которой пересеклись еврогейм и америтрэш. Если смотреть визуально — это амери. Миньки, герои, враги, атаки, перемещения по карте, кубики. Если смотреть геймплей — это евро. Действия выбираются с помощью колодостроения, практически вся информация открытая, бои просчитываются. Гибрид оказался вкуснейшим.

В этой игре я впервые увидел колодострой, который является лишь частью игры. По-моему, получилось очень интересно. Есть замуты с магией. Есть куча разных сценариев, в том числе и соло. Мы долго играли, мы дико устали после первой партии, в которой просто надо было найти замок и завоевать его. Но мы ощущали дичайшее удовлетворение от игры.

Я не ожидал, что мне понравится играть с открытой информацией. Это когда ты находишь врага и сразу знаешь, победишь его или лучше подождать следующего хода. В Mage Knight нет кубиков для боя, вы просто суммируете силу на карточках и сравниваете ее с силой монстра. Другое дело, что вместо карт с атакой вам могут прийти карты с перемещением, и вам придется думать, как выпутаться из этой сложной ситуации.

По сути Mage Knight — это винегрет. Именно это и произвело на меня большое впечатление. Мне кажется, в этой игре каждый найдет для себя что-то захватывающее. Я боялся, что открытая информация покажется мне унылой, но нет — все клево, Хватил молодец.

Но. Но… При всех хвалебных отзывах и моих ахах и охах, Магорыцарь — это очень специфическая игра. Я играю в него редко. Когда Лавка объявила локализацию, я улыбнулся. Да, игра классная, но она все-таки на любителя. Потому что она грузящая, потому что долго играется, потому что много нюансов. Потому что надо быть задротом, чтобы играть в эту игру. Если бы Mage Knight был действительно user-friendly, то и я играл бы в него часто-пречасто. Но мне нужно всегда находить особое настроение и особую компанию, чтобы разложить эту игру. К счастью, Магорыцарь и соло очень хорошо играется!

Тем не менее я рад, что Лавка локализовала премиум-версию. И я ее купил. И теперь у меня есть 2 коробки — русская и английская. Видите, как я люблю игру?

Космонавты

Сейчас некоторые из вас испытали шок, наверное. Какие такие Космонавты? Вау-эффект — это не всегда идеальная настолка. Это значит, что в игре что-то есть такое, что вызвало у меня бурю эмоций, поэтому она отложилась в моей памяти. Это может быть самая первая настольная игра, самая длинная партия в игру, или, как в этом случае, самая продвинутая на то время российская настольная игра.

2012 год. Я играю практически только в западные игры и меня мало интересует российский игропром. Конечно, в России тоже что-то выходит, что-то прогрессирует, но все-таки все это уступает западным проектам. И тут вдруг я знакомлюсь с Юрием Ямщиковым, который неожиданно приехал в Минск по работе и сам настоял на приезде в мои провинциальные Барановичи, чтобы показать свою игру… Вау. Это был действительно неожиданный ход.

И показывают мне, значится, игру, в которой ты управляешь космическим кораблем, который двигается по космосу и садится на планеты, которые в свою очередь сами двигаются по орбитам… Мне, как технарю, это было очень интересно. Мне понравилась симуляция движения космических объектов. Игрокам нужно подгадать момент и направление, чтобы удачно приземлиться на объект и выполнить свою миссию. И я не мог поверить, что такую игру придумал россиянин, а издают ее вообще португальцы. Чувствовался капитальный прорыв. Это сейчас можно легко ожидать, что кто-то из российских разработчиков может в любой момент сделать достойный проект мирового уровня, но в 2012 году я как-то в это не очень верил. Ну Мачин, ну Кнорре, ну кто еще?

И вдруг появляется некий Ямщиков, и БУМ! Космонавты… Совсем неожиданно Юрий повышает планку качества российских настолок. Разве это не вау?

Я уже несколько лет пытаюсь написать об этой игре еще раз. Так сказать, освежить впечатление о том, что меня впечатлило в 2012 году. Но пока так и не нашел время для этой заметки. Конечно, спустя 7 лет планка поднялась еще выше, и Космонавты уже не смотрятся так выгодно на фоне российских новинок. Однозначно игру нужно освежить, чтобы она снова засияла всеми цветами радугами. И я знаю, что периодически работа над полировкой ведется, и может быть в будущем мы увидим Космонавты 2.0.

Кстати, не зря я тогда заметил и игру, и автора, ведь теперь это не просто «некий Ямщиков», а один из лучших российских разработчиков. Браво!


Продолжение следует

16 Responses to Настолки перестали удивлять? — часть 3

  1. Hoot says:

    Ууу, Нексус Опс- одна из первых и любимейших настолок. Где-то наткнулся на статью про него (Еще про старое издание), искал, но не удалось взять. Но потом все-таки купил издание от ффг. На мой скромный взгляд, один из лучших представителей поджанра dudes on the map. Исследования, сражения, щепотка экономики, добавить тактики, кинуть горсть рандома, посыпать секретными заданиями и положить вишенку карт способностей. Все, что нужно, в достаточном количестве, ничего лишнего. Просто прекрасная игра.

  2. Ирина says:

    Захотелось попробовать Nexus Ops — да где же его сейчас найдешь😀😀😀

    • scafandr says:

      FFG уже не печатает? Интересно…

      • Ирина says:

        Если верить bgg, было два тиража — в 2005 году и в 2012. И, насколько я поняла, о переиздании ничего не слышно😏))

        • Hoot says:

          Это не тиражи. Это разные издания от разных компаний. Сначала было издание от Авалона (2005), а в 2012 году ФФГ, получив права, выпустили переиздание. А уж сколько было тиражей — хрен их знает, искать надо.

        • scafandr says:

          Хм, интересно. Честно говоря, после покупки я и не следил за доп тиражами. Думал, печатают потиху, как обычно делают. Жаль, если был всего один тираж. Игра клевая

    • Hoot says:

      Действительно, пропала.. На Ебее есть неколько экземпляров, даже еще авалоновское издание есть, но цена, конечно, кусается: с доставкой под 10к выйдет.
      Хоть что-то классное я купил до его исчезновения :)) (ща охочусь за допами к Blood Bowl Team Manager, на которые в свое время пожалел 2к — «заиграем сначала базу» — а теперь один доп тысяч за 6 на ебее.Правда, не-английские издания дешевле. И с WFB, который с дисками вместо минек, тоже пролетел. Крайне жаль, что FFG и GW не продлили лицензию).

      • scafandr says:

        Я прошляпил второй доп к Блад Боулу и доп к Хаосу в старом мире. Думал все, что вот-вот закажу. А потом бац — и нет лицензии

  3. Тимур says:

    Из всего этого до сих пор хочется попробовать «Mage Knight». Останавливает только время, необходимое на партию — не получится мне выделить на игру 3-4 часа. Помню даже заметку писал на эту тему на «Тесере». Вот и терзаюсь: попробовать хочется, но колется. Помнится даже пропустил кампанию от «Лавки». Хотя может и стоило взять тогда.
    В качестве альтернативы пока жду цифровую версию «Мага» — может так удовлетворю свое любопытство и распробую игру. Если зайдет, глядишь, и замахнусь на коробочную версию.

    • scafandr says:

      Да, Магорыцарь очень специфический. Можно долго играть, долго тупить. Но мне нравится. Он меня обычно вымывает полностью. Я без сил остаюсь после партии. Но ощущения при этом хорошие=) У Лавки на время сборов была прекрасная цена. Плюс я скидку активировал. Не жалею ни капельки. Хоть и не играю=)))

      • Тимур says:

        Лавка сказала, что печатается второй тираж и ожидается в 2020 году, может пораньше. Жду. Глядишь цифровая версия тоже появится, успею опробовать перед покупкой 😀

  4. Hoot says:

    Саботер тоже классный. Играл в него мало, но каждый раз с удовольствием.
    Я не понимаю, как можно играть в Мафию при наличии таких игр, как: Саботёр, Сопротивление, BSG и прочие НОРМАЛЬНЫЕ игры с предателями и скрытыми ролями, где есть на чем основывать мнение о роли другого игрока.

    • scafandr says:

      Мафия — это как Монополия. Типа эталон игр про роли. Я себе Werewolf’а взял от ХВ, даааавно не играли. Никто не хочет

  5. Ирина says:

    Ничего не надо искать — в карточке игры на bgg все указано😀. Я знаю, что было два издания, но карточка для игры одна, где указываются компании, которые печатали игру — Avalon Hill и FFG. Каждая из компаний напечатала только по одному тиражу — это даже можно узнать по продающим. Кто-то продает Nexus Ops (English first edition) (2005), а кто-то Nexus Ops (English second edition) (2012).

  6. Ирина says:

    Ничего не надо искать — в карточке игры на bgg все указано😀. Я знаю, что было два издания, но карточка для игры одна, где указываются компании, которые печатали игру — Avalon Hill и FFG. Каждая из компаний напечатала только по одному тиражу — это даже можно узнать по продающим. Кто-то продает Nexus Ops (English first edition) (2005), а кто-то Nexus Ops (English second edition) (2012). На странице игры на bgg есть информация про Versions или другими словами тиражи (если есть допечатка тиража, обычно это тоже указывается в карточке).

Ответить на Hoot Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.