Настолки перестали удивлять? — часть 3
31.08.2019 16 комментариев
Saboteur
Неожиданно, правда? Некоторые долгое время знали меня только как хардкорного игрока, который редко играл в пати и лишь иногда брал в руки филлеры. Но с Саботером у меня случилась интересная история, которая в каком-то роде перевернула мое мировоззрение на настольные игры.
В 2012 году я поехал в Львов на настольное мероприятие под названием Игросфера. Это была вообще моя первая поездка в Украину. Практически никого я не знал, лично знаком не был, с некоторыми общался в интернете. Но ребята, с которыми я познакомился на выставке, были очень классные.
Ехал я туда с сознанием гика. Я любил карточные и сложные игры, к мелким играм и всяким играм для новичков относился с иронией. И как только был дан старт Игросферы, меня ребята из Львова пригласили сыграть в игру Saboteur.
Не ну, ребят, ну я же не из таких, я в такое не играю, ну возьмите кого-нибудь другого. А они влепились в меня и все — пошли. И друга своего возьми! Говорю, это мой брат, а не друг, и он вообще настолки не любит. Нет, он тоже играет с нами!
И если бы брат не согласился на уговоры, то я бы продолжал до конца отбиваться от нападок львовских настольщиков. Правила мне объясняли на украинском. Я вроде этот язык более-менее понимаю, но все равно половину смысла почему-то прошляпил. Поэтому весь первый раунд сидел как дурак, плохо понимая, что происходит за столом. Благо, я оказался не саботером, и мы выиграли. В первом раунде я вообще не понимал, чем саботер отличается от нормального гнома (типично для всех новичков, кстати). А брат меня толкал в плечо и говорил — слышишь, а мне нравится, прикольная игра!
К третьему раунду я въехал в суть игры и начал получать удовольствие. По окончании партии мой брат, который не любит настолки, сказал, что вот в эту игру он бы играл. Я так обрадовался, что сразу же купил коробку по приезду домой. Кстати, до сих пор брат не любит играть в настолки, но в Саботер — всегда пожалуйста.
Для меня эта игра — идеальный вариант показать кому-то, что настолки — это круто и прикольно. Вот Каркассон, например, может понравится, а может и нет. А Saboteur заходит практически всегда. Но он хорош именно для разных компаний, а не для заигрывания в одной. Минус этой игры заключается в том, что ты со временем начинаешь понимать, как работает игра, как играют другие игроки и как они пытаются хитрить. Тогда нужно срочно доставать дополнение, в котором присутствует больше ролей.
Я сыграл уйму партий в Саботера. И не могу вспомнить, что когда-то у меня была печальная и скучная партия. Мы всегда смеемся, что дурные, когда играем. Новички порят ерунду и не понимают шуток опытных игроков. Опытные начинают косить под саботера, даже если они хорошие гномы. К этой игре нельзя относится супер серьезно, потому что процесс дележки золота тот еще рандом. Но я в эту игру играю не для победы, а чтобы посмеяться и хорошо провести время.
Саботер, да и в целом та поездка в Львов, перевернули мое отношение к настольным играм. До этого времени я не считал маленькие игры серьезными. К патигеймам вообще испытывал презрение. Вот он побочный эффект гиковства. Это теперь я смеюсь над теми, кто в упор не хочет видеть прелести в филлерах и испытывает трепет только при виде игр в больших коробках, ведь сам был когда-то таким же. На Игросфере я очень часто слышал разговоры о Билете на поезд, о Каркассоне, о Колонизаторах, о Пандемии… Сначала я не понимал, как могут опытные настольщики обсуждать игры для новичков, но потом в итоге сам задумался — а не купить ли мне Пандемию для клуба?
Когда возвращался с Львова, решал, какие простые игры я куплю сразу же по приезду. Потому что тогда я понял, что на самом деле счастье не в размере коробки, а в том, сколько радости и удовольствия приносит сама игра.
В Saboteur играю до сих пор. В разных компаниях. До сих пор считаю, что эта простая игра гениальна и идеальна для знакомства с настолками. Очень многие купили эту игру по моей рекомендации.
Как-то раз я писал статью для блога, в которой в очередной раз признался в любви к этой игре. И мне было немного обидно получить первый же комментарий о том, что это продажная статья, ведь это просто наглая ложь. С другой стороны, пускай думают, что хотят, а мне все равно нравится=)
В чем вау-эффект игры? Стратегический патигейм с блефом и шутками-прибаутками. Совсем не ожидал, что играть в игры такого рода весело. Изменил свое отношение к простым играм для широкого круга настольщиков.
Ундервуд
Для меня это первая игра про слова. Я люблю составлять слова из букв, не раз писал о том, что в детстве, когда смотрел передачу «Звездный час» с Супоневым, сам придумывал и записывал на листочке слова в финальной части конкурса.
И вот как-то раз мне присылает издательство Правильные игры свою игру Ундервуд (я знал до этого только группу с таким названием). Оказалось, что это просто игра, в которой нужно из букв собирать слова и получать за это очки. Принцип игры как в «Тысяче» — играем кучу партий, пока кто-то не наберет 1000 очков. Вот кажется совсем просто и ничего особенного, но вы не представляете, сколько вечеров мы заканчивали этой игрой свои настольные посиделки с 2012 по 2014 год!
Я очень быстро влюбился в эту игру, потому что она предлагала постоянно новые сочетания букв. И если вам нравится собирать слова, вам будет сложно отлипнуть от этой игры. Отличная семейка, отличная игра под чай с печеньками. Это уже потом другие издательства зашевелились и начали выпускать свои версии игр про слова (и до сих пор выпускают). А для меня все равно милее самый первый для меня Ундервуд.
Вау-эффект: не ожидал, что ковыряться в карточках с буквами может быть так залипательно.
Nexus Ops
Хехехе, вот тебе и америтрэшер… Раньше я любил говорить, что предпочитаю только амери, а евро вообще фуфуфу, а сам играл в карточные игры на самом деле=) И хотя в настолки я играю где-то с 2005 года, первый америтрэш, запавший в душу, попался мне только в 2012-ом. И это не Arkham Horror (хотя про него тоже думал написать, если честно). Ужас Аркхэма меня поразил скорее наполнением коробки, чем геймплеем. А вот Nexus Ops попал в самое яблочко.
Для меня это эталон америтрэша. Тут вам и развитие, и контроль, и исследование, и войнушка. Все есть. После первой сыгранной партии я с друзьями шел домой и всю дорогу обсуждал, кто что делал и как надо было делать на самом деле. Уже перед сном, лежа на диване, вместо отключки мозга я в голове прогонял варианты развития в Nexus Ops и анализировал свою тактику в сегодняшней партии. Редко какие игры настолько меня цепляют, что я не могу их выбросить из головы.
Nexus Ops предлагает широкий выбор вариантов развития при одинаковом, казалось бы, наборе юнитов. Все как в каком-нибудь компьютерном Старкрафте. Хотите — сидите тихонько и плодитесь. Хотите — лезьте на монолит в центре поля. Хотите — мешайте развиваться соперникам. И вы совершенно не знаете, что другие игроки будут делать на поле. Будут они строить много дешевых юнитов или мало сильных? Может кто-то объединится в альянс, чтобы защемить третьего в углу? Кто его знает. Каждая партия полна сюрпризов.
Мне сложно сейчас объяснить, почему Нексус — это вау, потому что рынок заполнен самыми разнообразными америтрэшами с похожим геймплеем. Только еще более ядреным, пожалуй. Только следует учесть, что NO — игра староватая (2005-ый год), то есть она была раньше, и в ней есть все азы америтрэша, которые вызывают табун мурашек по коже настольщика.
Сейчас, конечно, понимаешь, что Нексус довольно простой. И если хочется чего-то сложного, то лучше выбрать другой америтрэш. Но если хочется хорошей зубодробительной войнушки — NO прям очень классная игрушка. До сих могу не спать ночами, обдумывая ошибки, сделанные в последней партии=)
Mage Knight
Ух, сколько я намучился с этой игрой…
Это был первый случай экстремального хайпа в моем жизни. Игру показали в Эссене, напечатали тираж и быстренько за пару недель продали. Под дружный рев огромного числа настольщиков в конце зимы тиснули еще один небольшой тираж, который также за начало весны был благополучно растаскан по разным частям планеты. И я был постоянно в числе тех, кому не хватило. В моей голове не укладывалось, как можно недопечатывать тиражи при таком огромном спросе. Это искусственный ажиотаж или боязнь издателя положить кучу коробок на склад?
И вся эта ситуация прекрасно содействовала продвижению игры. Те счастливчики, которые наконец-то заполучили игру, писали свои восторженные отзывы и хвастались покупкой. Остальные возмущались и ждали третьего тиража. Где-то в начале августа мне пришло письмо с интернет-магазина о том, что третий тираж поступил на склад, и я сразу бросил всю свою работу и полетел оформлять заказ.
Итак, вот я наконец-то счастливый обладатель коробки. Несмотря на каличный покрас минек и тонкие карточки, я был в восторге от того, что находилось в коробке. Почувствовалось, что я стал одним из тех избранных людей, которые могут уже писать свои восторженные отзывы в интернете.
Но не все так было гладко. Оказалось, у игры одни из самых паршивых правил. Вы не представляете, как я с ними намучился. Читал в день по страничке. Текст мелкий, запутанный, 2 книги правил. Пока читаешь новую страницу, старую забываешь, в голове никак не может сформироваться целая картина. Я был бы счастлив, если бы меня кто-то научил играть в эту игру, потому что самому разобраться, при моем богатом опыте, мне было тяжело. Причина в том, что правила содержат огромнейшее количество нюансов. Я еле себя переосилил, добил правила и сразу же принялся за игру. Вдвоем, чтобы не сильно разочароваться, постоянно тыкаясь в правила, как слепая мышь.
И несмотря на то, что мы делали ошибки, неправильно играли, очень часто листали обе книги правил (не всегда находя там ответы), все-таки это… Это было ЛЕ-ГЕН-ДАР-НО! Это была для меня первая игра, в которой пересеклись еврогейм и америтрэш. Если смотреть визуально — это амери. Миньки, герои, враги, атаки, перемещения по карте, кубики. Если смотреть геймплей — это евро. Действия выбираются с помощью колодостроения, практически вся информация открытая, бои просчитываются. Гибрид оказался вкуснейшим.
В этой игре я впервые увидел колодострой, который является лишь частью игры. По-моему, получилось очень интересно. Есть замуты с магией. Есть куча разных сценариев, в том числе и соло. Мы долго играли, мы дико устали после первой партии, в которой просто надо было найти замок и завоевать его. Но мы ощущали дичайшее удовлетворение от игры.
Я не ожидал, что мне понравится играть с открытой информацией. Это когда ты находишь врага и сразу знаешь, победишь его или лучше подождать следующего хода. В Mage Knight нет кубиков для боя, вы просто суммируете силу на карточках и сравниваете ее с силой монстра. Другое дело, что вместо карт с атакой вам могут прийти карты с перемещением, и вам придется думать, как выпутаться из этой сложной ситуации.
По сути Mage Knight — это винегрет. Именно это и произвело на меня большое впечатление. Мне кажется, в этой игре каждый найдет для себя что-то захватывающее. Я боялся, что открытая информация покажется мне унылой, но нет — все клево, Хватил молодец.
Но. Но… При всех хвалебных отзывах и моих ахах и охах, Магорыцарь — это очень специфическая игра. Я играю в него редко. Когда Лавка объявила локализацию, я улыбнулся. Да, игра классная, но она все-таки на любителя. Потому что она грузящая, потому что долго играется, потому что много нюансов. Потому что надо быть задротом, чтобы играть в эту игру. Если бы Mage Knight был действительно user-friendly, то и я играл бы в него часто-пречасто. Но мне нужно всегда находить особое настроение и особую компанию, чтобы разложить эту игру. К счастью, Магорыцарь и соло очень хорошо играется!
Тем не менее я рад, что Лавка локализовала премиум-версию. И я ее купил. И теперь у меня есть 2 коробки — русская и английская. Видите, как я люблю игру?
Космонавты
Сейчас некоторые из вас испытали шок, наверное. Какие такие Космонавты? Вау-эффект — это не всегда идеальная настолка. Это значит, что в игре что-то есть такое, что вызвало у меня бурю эмоций, поэтому она отложилась в моей памяти. Это может быть самая первая настольная игра, самая длинная партия в игру, или, как в этом случае, самая продвинутая на то время российская настольная игра.
2012 год. Я играю практически только в западные игры и меня мало интересует российский игропром. Конечно, в России тоже что-то выходит, что-то прогрессирует, но все-таки все это уступает западным проектам. И тут вдруг я знакомлюсь с Юрием Ямщиковым, который неожиданно приехал в Минск по работе и сам настоял на приезде в мои провинциальные Барановичи, чтобы показать свою игру… Вау. Это был действительно неожиданный ход.
И показывают мне, значится, игру, в которой ты управляешь космическим кораблем, который двигается по космосу и садится на планеты, которые в свою очередь сами двигаются по орбитам… Мне, как технарю, это было очень интересно. Мне понравилась симуляция движения космических объектов. Игрокам нужно подгадать момент и направление, чтобы удачно приземлиться на объект и выполнить свою миссию. И я не мог поверить, что такую игру придумал россиянин, а издают ее вообще португальцы. Чувствовался капитальный прорыв. Это сейчас можно легко ожидать, что кто-то из российских разработчиков может в любой момент сделать достойный проект мирового уровня, но в 2012 году я как-то в это не очень верил. Ну Мачин, ну Кнорре, ну кто еще?
И вдруг появляется некий Ямщиков, и БУМ! Космонавты… Совсем неожиданно Юрий повышает планку качества российских настолок. Разве это не вау?
Я уже несколько лет пытаюсь написать об этой игре еще раз. Так сказать, освежить впечатление о том, что меня впечатлило в 2012 году. Но пока так и не нашел время для этой заметки. Конечно, спустя 7 лет планка поднялась еще выше, и Космонавты уже не смотрятся так выгодно на фоне российских новинок. Однозначно игру нужно освежить, чтобы она снова засияла всеми цветами радугами. И я знаю, что периодически работа над полировкой ведется, и может быть в будущем мы увидим Космонавты 2.0.
Кстати, не зря я тогда заметил и игру, и автора, ведь теперь это не просто «некий Ямщиков», а один из лучших российских разработчиков. Браво!
Продолжение следует
Ууу, Нексус Опс- одна из первых и любимейших настолок. Где-то наткнулся на статью про него (Еще про старое издание), искал, но не удалось взять. Но потом все-таки купил издание от ффг. На мой скромный взгляд, один из лучших представителей поджанра dudes on the map. Исследования, сражения, щепотка экономики, добавить тактики, кинуть горсть рандома, посыпать секретными заданиями и положить вишенку карт способностей. Все, что нужно, в достаточном количестве, ничего лишнего. Просто прекрасная игра.
Ага, классная игра. Идеальный америтрэш
Захотелось попробовать Nexus Ops — да где же его сейчас найдешь😀😀😀
FFG уже не печатает? Интересно…
Если верить bgg, было два тиража — в 2005 году и в 2012. И, насколько я поняла, о переиздании ничего не слышно😏))
Это не тиражи. Это разные издания от разных компаний. Сначала было издание от Авалона (2005), а в 2012 году ФФГ, получив права, выпустили переиздание. А уж сколько было тиражей — хрен их знает, искать надо.
Хм, интересно. Честно говоря, после покупки я и не следил за доп тиражами. Думал, печатают потиху, как обычно делают. Жаль, если был всего один тираж. Игра клевая
Действительно, пропала.. На Ебее есть неколько экземпляров, даже еще авалоновское издание есть, но цена, конечно, кусается: с доставкой под 10к выйдет.
Хоть что-то классное я купил до его исчезновения :)) (ща охочусь за допами к Blood Bowl Team Manager, на которые в свое время пожалел 2к — «заиграем сначала базу» — а теперь один доп тысяч за 6 на ебее.Правда, не-английские издания дешевле. И с WFB, который с дисками вместо минек, тоже пролетел. Крайне жаль, что FFG и GW не продлили лицензию).
Я прошляпил второй доп к Блад Боулу и доп к Хаосу в старом мире. Думал все, что вот-вот закажу. А потом бац — и нет лицензии
Из всего этого до сих пор хочется попробовать «Mage Knight». Останавливает только время, необходимое на партию — не получится мне выделить на игру 3-4 часа. Помню даже заметку писал на эту тему на «Тесере». Вот и терзаюсь: попробовать хочется, но колется. Помнится даже пропустил кампанию от «Лавки». Хотя может и стоило взять тогда.
В качестве альтернативы пока жду цифровую версию «Мага» — может так удовлетворю свое любопытство и распробую игру. Если зайдет, глядишь, и замахнусь на коробочную версию.
Да, Магорыцарь очень специфический. Можно долго играть, долго тупить. Но мне нравится. Он меня обычно вымывает полностью. Я без сил остаюсь после партии. Но ощущения при этом хорошие=) У Лавки на время сборов была прекрасная цена. Плюс я скидку активировал. Не жалею ни капельки. Хоть и не играю=)))
Лавка сказала, что печатается второй тираж и ожидается в 2020 году, может пораньше. Жду. Глядишь цифровая версия тоже появится, успею опробовать перед покупкой 😀
Саботер тоже классный. Играл в него мало, но каждый раз с удовольствием.
Я не понимаю, как можно играть в Мафию при наличии таких игр, как: Саботёр, Сопротивление, BSG и прочие НОРМАЛЬНЫЕ игры с предателями и скрытыми ролями, где есть на чем основывать мнение о роли другого игрока.
Мафия — это как Монополия. Типа эталон игр про роли. Я себе Werewolf’а взял от ХВ, даааавно не играли. Никто не хочет
Ничего не надо искать — в карточке игры на bgg все указано😀. Я знаю, что было два издания, но карточка для игры одна, где указываются компании, которые печатали игру — Avalon Hill и FFG. Каждая из компаний напечатала только по одному тиражу — это даже можно узнать по продающим. Кто-то продает Nexus Ops (English first edition) (2005), а кто-то Nexus Ops (English second edition) (2012).
Ничего не надо искать — в карточке игры на bgg все указано😀. Я знаю, что было два издания, но карточка для игры одна, где указываются компании, которые печатали игру — Avalon Hill и FFG. Каждая из компаний напечатала только по одному тиражу — это даже можно узнать по продающим. Кто-то продает Nexus Ops (English first edition) (2005), а кто-то Nexus Ops (English second edition) (2012). На странице игры на bgg есть информация про Versions или другими словами тиражи (если есть допечатка тиража, обычно это тоже указывается в карточке).