Кладу на совесть — обзор настольной игры «Азул»

Часто мне приходится слоупочить со знакомством с некоторыми настолками… Это с одной стороны расстраивает, а с другой говорит о том, что просто игр в нынешнее время так много, что просто невозможно все перепробовать.

Я совсем недавно познакомился с Азулом, с самой первой его частью, в то время как уже вышла третья часть этой настолки. И теперь всякий раз, когда я говорю своим настольным друзьям, о том, как меня сильно зацепил Азул, они очень удивляются и спрашивают: «Ты только СЕЙЧАС поиграл???». Дада, только сейчас, извините. Но лучше поздно, чем никогда=) И вообще я крайне рад, что в свое время решился на приобретение этой игры, хотя сомнений было выше крыши…

img_4359

Азул или Саграда? — часть 1

В последнее время издательства очень интересно борются с конкуренцией. Они могут в одно время запустить предзаказы на игры из одного сегмента. И бедный настольщик не знает, что ему взять — Место преступления или Шерлока Холмса? Саграду или Азул? Вот и я сначала планировал взять Азул, но потом меня напугала цена и я задумался. Читал разные обзоры, советовался со знакомыми… И так как на тот момент у меня особо не было лишних денег, то все-таки решил взять Саграду. Подумал, что игры похожи по сути (выкладывание мозаики по правилам), поэтому лучше сэкономлю немного денег.

img_4372

Когда же вышли обе игры, то я начал кусать локти, потому что Саграда как-то тихонько прошла по хайпу и ее мало теперь кто вспоминает, а вот Азул на слуху у всех настольщиков. И каждый год выходят новые версии этой игры, что говорит об ее успехе. Все мои друзья наперебой хвалили этой самый проклятый Азул, на которого я пожалел денег, поэтому мне было немного обидно.

Долгое время я потом решался на покупку игры в рознице (это же дороже, чем на предзаказе!), ведь игра может и не зайти (такое тоже бывает), но в итоге плюнул и взял.

И не пожалел?

Что внутри

Если вы не живете на Антарктиде, то уже давно видели или слышали о прекрасных пластиковых плитках, которые скрываются в коробке Азула. Это самое первое, что бросается в глаза и что хочется тут же пощупать.

img_4360-1

Безусловно, остальные компоненты не настолько ярки, по сравнению с плитками, но и они выполнены весьма похвально. Это и планшеты игроков, и круглые плашки под плитки, и большой тканевый мешочек.

img_4364-1

В моей копии не было никаких косяков. Мне очень понравилось качество игры, оформление классное, но плитки однозначно затмевают собой все остальное содержимое коробки. Кстати, отмечу еще удобный пластиковый ложемент.

Играть просто!

В настольной игре Азул вам предстоит выкладывать плитку на стену. Все как в жизни. Красивые пластмассовые квадратные фишки — это плитки. Каждый игрок получает себе планшет, в правой стороне которого изображена стена, на которую мы и должны выкладывать плитки. Как только кто-то из игроков выложит целый горизонтальный ряд на стене, игра заканчивается.

img_4369

Игра разбита на раунды, в каждом из которых игрокам предстоит по очереди брать плитки одного цвета. В начале раунда на каждую из круглых плашек, расположенных по кругу, выкладывается из мешочка вслепую по 4 плитки. В свой ход игрок должен либо взять все плитки одного цвета с одной плашки либо из центра стола. Если игрок берет плитки с плашки, то все остальные плитки, не взятые игроком, уходят в центр стола.

img_4377

Взятые плитки нельзя сразу разместить на стене. Сначала их нужно сложить на складе, который размещен на левой стороне планшета. Ряды могут вмещать от 1 до 5 плиток. В одном ряду должен быть только один цвет плитки. Все взятые в свой ход плитки обязаны быть размещенными в одном ряду. Все лишние плитки, которые не влезли в ряд, выкладываются на самый низ планшета, который символизирует собой «пол», и в конце раунда они приносят штрафные очки.

img_4392

Когда все плитки будут разобраны, начинается фаза облицовки стены. Начиная сверху вниз игроки смотрят, собрали ли они целый ряд на своем складе. Если ряд собран, то одна плитка из ряда выкладывается в том же ряду на стене, заполняя ячейку со своим цветом (остальные плитки из ряда уходят в сброс). И сразу же игрок получает очки — если рядом с плиткой на стене нет других плиток, игрок получает 1 очко. Если рядом есть плитки по вертикали или горизонтали, то игрок получает очки и за них в том числе. В конце хода не забываем отнимать очки за «штрафные» плитки внизу планшета.

img_4386

Если никто не завершил хотя бы один горизонтальный ряд, начинается новый раунд. Снова достаем из мешочка новые плитки и раскладываем их на кругляшах.

Когда в конце раунда кто-то закроет целый ряд, игроки приступают к финальному подсчету очков. 2 ПО приносят целые горизонтальные ряды, 7 — вертикальные, 10 — за каждый полностью заполненный на стене один цвет.

img_4396

Кто больше наберет очков, тот и победит в игре.

Еще можно играть на обратной стороне планшета, где вся стена серая. Это значит, что плитки можно выкладывать в любом месте. Но с одним условием — цвета плиток, находящихся в вертикальном ряду, не должны повторяться.

img_4397

Если у вас получится найти в продаже фишки джокеров (они прозрачные), то вы сможете играть в Азул с небольшими новшествами. Джокеры можно брать с кругляшей или центра стола с любым одним другим цветом. Джокер как будто становится тем же цветом, что и взятые плитки. Когда заполняется ряд с джокером, то именно джокер выкладывается на стену. В конце игры джокеры считаются не имеющими цвета.

Это просто чудесно! Правда!

Азул принадлежит группе абстрактных настольных игр, которые не так часто попадают на мой стол. Не то чтобы я их игнорирую, просто не всегда у меня лежит душа к раскладыванию и перекладыванию фишечек на поле. Но если вдруг и попадает мне какой-то абстракт, то отношусь я к нему с большим интересом, как к диковинному зверю. Конечно, Азул для меня был очень «горячей штучкой», потому что все вокруг его хвалили. Да и мне, судя по прочитанным обзорам, игра казалась симпатичной. Но не поиграв не узнаешь, правильно?

img_4379

После первой же партии меня просто снесло волной удовольствия. Думал, что игра просто понравится, а тут прям такое ВАУ! Не думал, что в этой игре передвигать фишечки будет так интересно=)

Игровой процесс в Азуле довольно простой, о чем я и писал в разделе правил. Сначала драфтим плитки, потом их выкладываем на стену. Первая половина игры обычно не очень интересная, потому что стена у вас плохо заполнена, места много, бери что хочешь. Но чем ближе финал, тем становится интереснее выбирать фишки. Игр с таким эффектом довольно много (стандартное скучное начало), и я не скажу, что мне это сильно нравится, но ради эпичного финала я готов немного поскучать в начале партии.

img_4380

Один из самых главных плюсов Азула для меня — это необходимость следить за тем, что делают другие игроки. Если играть в «песочницу» в этой настолке, то победы вам не видать. Вы ОБЯЗАНЫ смотреть за прогрессом соперников, видеть их несобранные ряды и анализировать, потому что от этого очень сильно зависит, что возьмете со стола вы сами. Возможно, тут еще сказывается моя любовь к созданию трудных ситуаций для соперников. Я люблю тихо играть, заставляя соперников под конец раунда или партии (в любой игре) забирать то, что им совсем не нужно. В данной игре вы пытаетесь и свою стену строить, и не давать соперникам забирать фишки нужного им цвета.

Самый пик удовольствия для меня, это когда все игроки, кроме меня, в конце раунда забирают себе штрафные фишки. И это не я злой, а игра такая=)

Дилемм во время игры хватает. Можно взять 3 или, если сильно повезет, 4 фишки одного цвета и закрыть сразу целый ряд. Можно брать по одной фишке и не рисковать, но зато и стенка ваша будет заполняться очень долго. Прикольно в игре сделано то, что ряды имеют разное количество пустых клеточек (от 1 до 5). Сначала на это дело не обращаешь внимания, но потом понимаешь, что если за прошлый раунд не заполнить несколько рядов, то в следующем раунде можно набрать кучу штрафа, если будут попадаться «плохие» цвета.

img_4389

Постоянно во время взятия плашек ты думаешь над тем, чтобы взять то, что нужно тебе сейчас и при этом оставить плохой выбор для соперников. Т.е. игра реально «думательная», поэтому она может не понравиться тем настольщикам, которые не любят грузиться.

Я считаю, что игра на самом деле совсем не сложная. Это скорее даже гейтвей. Но абстракты на самом деле не всем нравятся. Как я уже писал, если вам не нравится следить за соперниками и перебирать возможности в голове, то Азул вам не понравится. Для меня же такой геймплей является захватывающим.

Рандом. Он заключается во взятии фишек из мешочка во время начала раунда. Допустим, вам очень будут нужны красные фишки, а их всего вышло только 2 штуки на раунд, и те расположены на разных плашках, поэтому кто-то может забрать вашу вторую фишку, если вы возьмете только первую. Но я все-таки не считаю Азул сильно рандомной игрой. Все цвета гарантированно выйдут из мешочка, сколько я раз не играл, всегда еще заново перемешивали сброс. Конечно, иногда выходит слишком много фишек одного цвета, но зато их потом мало будет. Я к этому отношусь как к вызову и не вижу проблемы.

img_4394

Вспомнил, что еще приносит мне большое удовольствие — задумать какую-то аферу и ждать, что до тебя дойдут нужные плитки. И когда все проходит, то это вызывает прямо свинячий восторг. «Мне нужны 2 синие плитки, но они лежат на разных плашках. Если я возьму вот это, то вторая плитка мне точно не достанется, а если вот то, то Паша возьмет красное, Маша желтое, Олег черное, а мне может достаться синее… Ага…«.

О внешнем виде. Если совсем честно, то из всего представленного мне больше всего понравились пластиковые плиточки и оформление коробки. Мешочек, планшеты игроков и круглые плашки для плиток оставили меня равнодушным. Плитки тактильно очень приятные. При распаковке вы точно потратите пару минут на то, чтобы подержать разноцветные фишки в руках. Конечно, такая пластмассовая радость сказалась и на цене…

Мне кажется, что Азул — это такая игра, которая либо сразу заходит на ура, либо ты после первой партии понимаешь, что это не твое. Она довольно простая в понимании, во второй или третьей партии вы вряд ли найдете какое-то второе дно в геймплее. Для меня игра стала настоящим открытием, поэтому понятно, что меня перехлестывают эмоции. Об Азуле, как мне кажется, много не напишешь, и я вроде объяснил вам, в чем суть игры и что меня в ней цепляет, поэтому не могу придумать, что еще можно добавить. Она очень крутая=) Но о специфических моментах обязательно расскажу.

img_4395

В моей игровой компании не все согласились с моим восторгом по поводу игры. Некоторым игра показалась слишком «грузящей», некоторые хотели сыграть еще раз, чтобы понять, как работает механика. Женская часть компании восприняла настолку весьма неплохо, и, уверен, они сыграли бы легко еще не раз.

Посему первый специфический нюанс — не все сразу въезжают в суть. Можно было бы отбрехаться фразой Задорнова про «ну тупые«, но я стараюсь не обижать тех, с кем играю. У меня не было проблем с пониманием во время первой ознакомительной партии (разве что потом я уже с самого старта понимал, что лучше взять сразу, а что оставить на потом). Но я не имею привычки ставить себя в пример всем остальным, понимая, что у других людей может быть другая реакция. Хотя мне кажется, что некий внутренний тормоз может появиться только по неопытности. Те тормозящие люди, с которыми я играл, впервые играли в абстрактную игру.

Реиграбельность у Азула относительная. Я пока еще не наигрался до икоты, но прекрасно понимаю, что могу запросто в игру переиграть, так как она мне очень нравится. Можно сказать, что я заставляю себя играть чуть реже, чем хочется, чтобы растянуть удовольствие=) По реиграбельности Азул может вам предложить случайное вытягивание плиток из мешочка. У вас никогда не будет двух одинаковых партий, так как тут все зависит от предлагаемых плиток и решений игроков (что взять, а что оставить). Еще планшеты имеют вторую сторону, где стена полностью серая, т.е. на нее можно выкладывать любые плитки. И как бы на этом реиграбельность вроде бы заканчивается.

img_4401

Если кого-то сильно припрет ощутить новизну, то можно докупить альтернативные коробки Азула из продолжения серии. Пока Звезда выпустила только вторую игру (Витражи Синатры), но скоро планирует локализовать и третью часть серии. Конечно, за каждую коробку придется выложить немаленькую сумму. Но если вы фанат, то вам все должно быть по плечу=)

Лично моя претензия к Азулу — это то, что фишки легко сбиваются, если случайно толкнуть стол. Тут все примерно как в Покорении Марса, которому жуть как необходимы накладки. И если еще плитки держатся более-менее нормально, то фишка для подсчета очков скользит как лыжи морозной зимой. Да и сам трек для подсчета не очень удобный…

Но все же основной специфический момент Азула — это его стоимость. Как видите, мне самому пришлось бороться с собой, чтобы купить коробочку. В Беларуси игра стоит порядка 90-100 рублей (а в моем городе видел даже за 120 рублей). За абстракт, пускай и с красивыми плиточками, это немного дорого. Но я вам честно скажу, что покупкой остался очень доволен и ни капельки не жалею, что купил Азул. Буду ли я покупать другие игры серии — вот тут вопрос. Пока сильного желания нету, т.к. надо наиграться в этот Азул.

img_4384-1

Азул или Саграда — 2

Итак, мы снова подошли к старому вопросу. Хотя вопрос этот в некотором роде провокационный, так как на самом деле это не две совершенно одинаковые игры, хотя по духу они похожи. В каждой из этих игр нужно раскладывать какую-то мозаику на своем планшете. В одной игре нужно выбирать фишки методом драфта и складывать их в ряды, в другой тоже драфтят кубики, но там имеет большое значение количество точек на кубах. Азул чуть проще и может быть покрасивше, Саграда мозголомнее, но кубики там тоже симпатичные.

Я соглашусь с высказыванием моего брестского знакомого, который сказал, что на самом деле обе игры хорошие, вот только о Саграде теперь мало кто вспоминает, а Азул все еще находится в топах обсуждений. Каждая новая часть Азула вызывает большой интерес у настольщиков.

Если у меня спросить «Азул или Саграда«, то я однозначно скажу Азул. Пускай он и дороже, но он классный. Саграда тоже хорошая, но мне Азул нравится больше.

Итог

Азул стал одним из моих главных открытий года. На данный момент я смело оцениваю игру на 9/10. Мне хочется в него играть, переигрывать и ждать следующей настольной встречи. Не слукавлю, если скажу, что для меня это одна лучших абстрактных игр. Больше всего в игре ценю то, что в ней прекрасно сочетается простота и увлекательность. Ну а замечательные звонкие фишки — это вкуснейшая вишенка на торте.

Не жалейте денег, пробуйте, играйте и получайте удовольствие!


Страница настольной игры на сайте издательства «Звезда»

img_4405

13 Responses to Кладу на совесть — обзор настольной игры «Азул»

  1. biodji says:

    «Мне кажется, что Азул – это такая игра, которая либо сразу заходит на ура, либо ты после первой партии понимаешь, что это не твое.»
    — Не соглашусь. С самого начала я игру не распробовал, и вчетвером вообще ставлю выше Саграду (до сих пор). Но втроём-вдвоём Азул забирает лавры себе, я поверил в это много позже, чем познакомился с игрой.

    • scafandr says:

      Такое дело вполне может быть, поэтому я и написал, что «мне кажется». В моей игровой ячейке было именно так. Мнения разделились. Но вполне может быть, что кто-то потом тоже распробует.
      Саграда меньше 4-х вообще идет плоховато, особенно вдвоем. Имхо, в нее только вчетвером и играть.

      • biodji says:

        Да, Саграда лучше на четверых. Думаю, с допом на 5-6 игрока она наконец бьёт в нужное количество игроков, но я умудрился прошляпить этот доп, а теперь его нигде нет. 😦

        • scafandr says:

          Я такой же лошара. Думал в рознице взять потом. Ага=) Теперь Кг еще и эксклюзивы продают. оказывается. Надеюсь, что когда будут печатать следующий доп, то и прошлый тоже напечатают…

          • biodji says:

            О каких эксклюзивах речь?

            • scafandr says:

              Может я неправильно выразился, но я имел в виду, когда игры собираются на предзаказах, а в розницу не поступают. Что-то такое было с допами Киклад, с допом Саграды… Да и частенько пишут, что быстро в рознице расходится и все 😦

              • biodji says:

                В этом плане да, политика CG обходиться практически без розничных магазинов иногда поворачивается спиной (как в этом случае)

  2. Ирина says:

    Отличный обзор, спасибо. Я одно время присматривалась и к Азулу и к Саграде, но так не приобрела ни то ни другое😀, хотя обе, скорее всего, нам бы зашли) А этим летом купила Tiny Towns от AEG — тоже абстракт на размещение сначала ресурсов, а потом домиков на планшетах игроков. Семейству понравилась🙂))

    • scafandr says:

      Про Тайни Таунс я читал на БГГ буквально вчера, когда вывесил обзор. Там все три игры сравнивали=) ТТ третье место заняла:( Азул победил=) Как и по моей шкале тоже=)

      • Ирина says:

        Я читала тот обзор) Насколько я могу сравнить эти игры, Азул наиболее универсален и элегантен из этой троицы и поэтому охватывает более широкую аудиторию, как любителей абстрактов так и не очень жалующих такой тип игр. А Tiny Towns чуть сложнее и мозголомнее, что не очень нравится «нелюбителям» абстрактов да и рекомендуемый возраст тут повыше (10+ против 8+ в Азуле) — поэтому отваливается и часть детской аудитории😁)) А вообще Азул и Tiny Towns не очень-то и похожи.

        • scafandr says:

          Мне кажется, что он (Азул) и чуть более попсовый. И да, он рассчитан на более широкую аудиторию — полностью с вами согласен. Саграда более мозголомная и гиковая. Наверное, и Тайни Таунз такая же игра. Азул продать легче, имхо=)

  3. Ирина says:

    В Tiny Towns я тоже туплю (хотя и играю далеко не в первый раз) и зависаю над своим планшетом с мыслью — «Куда же приткнуть этот чертов кубик, чтобы не испортить себе жизнь»😀🤣

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: