Тематика настольных игр

Раньше очень часто говорили о противостоянии механики и темы. Сейчас как-то это все улеглось, потому что игры, возможно, стали более ровными. Т.е. если кто-то делает игру про нерест крабиков, то там точно будут крабики. Всегда ведь интересно, что было сначала — тема или механика. Практически все говорят, что тему нужно натягивать на механику, а не наоборот. А некоторые рассказывают про то, что приснил сначала тему игры, а потом на утро набросал все остальное.

Важна ли вам тема настольной игры? Я всегда практически на автомате говорю про то, что мне важнее всего геймплей. Оно как бы так и есть. Если игра классно выглядит и тема прям огненная, но играть в нее совершенно не интересно, то грош цена такой игре. А вот если выглядит настолка коряво, но играется шикарно, то она все равно хорошая.

Картинки по запросу star wars destiny

Написать эту небольшую заметку меня вдохновила игра Destiny, которая по Star Wars. Год или два назад (память куриная) мне эту игру показывал Игорь Трескунов в Санкт-Петербурге. Он вообще молодец и все делал правильно — если подсяду я, то я начну агитировать покупать игру в своем городе, чтобы организовать ячейку. Будет ячейка — будут турниры и постоянная поддержка как со стороны производителя, так и со стороны потребителя. Т.е. игра будет развиваться. И по геймплею вроде норм игра, а вот сказать чтобы тянуло… не могу сказать.

Потому что я профан в сеттинге Звездных войн. Я просто кидаю большие кубики с картинками на гранях. Что конкретно там нарисовано, я не знаю. Люди, пушки, гуманоиды. Вообще странное ощущение — вроде механика годная, а азарта нету. Почему?

А потом через какое-то время я узнал, что Destiny плохо показала себя в продаже и развивать ее в СНГ уже никто не будет. Как так? Стар ворз же! Столько фанатов! Какие классные кубы! А потом лежа на диване и смотря в потолок я стал мечтать о том, какой мог бы быть редизайн у этой игры. Взять, например, Вархаммер. Который сорокатысячник. Несколько фракций (космодесантники, хаоситы, орки, тау, некроны, эльдары…) сходятся в бою, и выживет только самый удачливый и тактичный игрок. Вау! Я бы в это сыграл! И играл бы за все фракции, потому что они клевые.

Т.е. разница только в картинках??? Т.е. если на картинке джедай, то мне не интересно, а если мужик в скафандре с двумя сердцами и тремя легкими, то это круто? Странная логика, не находите?

А вы представляете, каково тем, кто ходит по авторским игротекам и выбирает игры для издания среди предлагаемых проектов? Там вообще одна сплошная механика. Конечно, тему на геймплей там тоже цепляют, но шита она такими белыми нитками, что каждый издатель так и норовит ее оторвать и пришить другую. У меня были случаи, когда я играл в прототип и он мне казался так себе, а потом мне показывали готовый проект (допиленный конечно) и у меня менялось мнение об игре. Хотя бывало и наоборот (прототип классный, а готовая игра meh!) =) Но не буду признаваться, что это были за игры=)

Так вот издателям приходится вообще ориентироваться на квадратики и кружочки с таблицами. Потом они вспоминают, что у них есть лицензия на Мстителей, которую и вешают на новую игру. А потом настольщики ворочают носы и говорят — ой фууу, Мстители… А игра-то хорошая.

Значит ли что-то тема? Купите ли вы игру по любимому мультфильму, но среднюю? Или лучше выберете классную игру про шитье колпачков для гномиков?

А ведь темы ой как важны в мире настольных игр. Каждый год доминирует несколько тем. Вдруг все начинают делать игры про Марс, викингов или музей. Почему-то вдруг игры с одной темой приобретают невиданную ранее популярность. Почему-то космос перестает продаваться, а на Ктулху всегда есть спрос.

Когда-то я хотел сделать игру про астрологию, которой немного увлекаюсь. Но меня отговорили, так как тема плохая. «Знаешь, почему игр про знаки зодиака и планеты так мало? Потому что эта тема не продается!», — говорили мне все опытные настольщики. И про музыку делать игры не стоит тоже.

А сколько я наслышался разговоров про фермы… Несмотря на то, что агронастолки выходят каждый год, лишь некоторым из них удается покорить вершины. Не раз мне приходилось писать краткие продажные описания игр про приусадебные участки, и постоянно все заказчики твердили, что нельзя ни в коем случае писать о том, что в этой игре приятно провести время во время зимних вечеров и во время отдыха от дач. Потому что никому не нравится трудится в огороде, и когда им говорят про то, что в этой игре нужно копаться в земле и что-то там выращивать, то интерес к ней падает. Вот почему и тема шитья для мужчин так себе, а девушки вряд ли сядут играть в настолку про спорт.

Мне когда-то очень трудно было усадить людей за Blood Bowl: Team Manager. Классная игра, в которой ты борется за мажорити (эдакий хард-Smash Up), но все мои друзья и подруги говорили — мы не любим спорт, нам не интересно. Да игра не про спорт вообще! Но нет, не будем, мы спорт не любим.

Хорошо только, что игр так много, что не стоит расстраиваться, что есть игра с кубиками про Звездные войны, а про Ваху такой нету. У нас есть прекрасный широкий выбор настольных игр на любой вкус и любую тему. Главное, не ныть. а просто играть в то, что нравится, и получать от этого удовольствие.

25 Responses to Тематика настольных игр

  1. mazzooo says:

    Сразу же почему-то вспомнилась игра «13 стратагем», которая есть в ассортименте Мосигры. Загугли при желании. )

    А убитую издателем игру сразу же навскидку вспоминаю «Няшку». Я так кайфовал от тестовой версии и такой провал в итоге…

    • scafandr says:

      36 стратагем про китайские иероглифы, я правильно нашел? 13 стратагем что-то не вижу.
      Няшка в первозданном виде я не видел, к сожалению. Только знаю, что Гонки няшек запороли темой, потому что игра на самом деле на подумать, а не с детишками побаловаться. Вроде слышал, что игру будут переиздавать в другом сеттинге

    • Hoot says:

      Для меня тематика и оформление игры чрезвычайно важны.
      Зеленым просторам препочту космического предшественника, пусть и с чуть худшими механиками; поселенцы своей мимишностью вообще не привлекают прошли мимо меня (ну или я прошел мимо, смотря с какой стороны посмотреть). Hero Realms победили Star Realms за счет гораздо более сочного арта, ну и, вишенкой, слегка улучшили геймплей.
      Stone Age, Теотиукан — двойное мимо: не нравятся ни их тематики, ни геймплей. Но в Брасс поиграть охота — интересна тема, а оформление в новой версии просто шикарное.
      LCG Властелин колец — или Ктулху? ВК, конечно же! Мотыга- или Нетраннер? Нетраннер, ибо киберпанк- наше всё. BCG, Dead of Winter? В топку зомбарей, вайперы отправляются на охоту за тостерами.

      Но, конечно, тема не продаст мне откровенно неинтересную игру. Засматривался на Star Wars Fluxx, но сам Флакс совсем мне не интересен. Как и куча других поделок по лицензии крутых франшиз, направленные на выкачивание денег из слепых фанатов.
      И при этом хорошая механика продаст игру с нейтральной темой типа дженерик фэнтези.
      Ну и крайне желательно, чтобы механика соотносилась с темой.

      Есть ли вывод?
      Я за баланс:)) крутая тема не продаст плохую механику, хороший геймплей не продаст мне совсем не интересную тему.

      PS BBTM — просто крутейшая штука. Продолжаю кусать локти, что в свое время пожалел 2к на допы («сначала надо заиграть базу»), а теперь пришлось купить Sudden Death на немецком (6к за англ- перебор), а Foul Play даже на испанском не попался за устраивающую цену.

      • scafandr says:

        Проблема в том, чтобы угадать ту тематику, которую заценят. И при этом хоть немножечко удивить. не все где все Ктулхи выстреливают=) Пора начинать делать одинкаовые настолки с разными темами. Как халат с перламутровыми пуговицами=)

  2. mazzooo says:

    Насчет тематик всё сложно. Я, к примеру, не очень жалую лавкравтовщину, зельеварения и прочую «тёмную» тематику. Складывается ощущение, что если ты не можешь логически объяснить механизм в процессе, начинаешь делать в подобных сеттингах, где типа такие повороты разрешены «магически». ))

    • scafandr says:

      В принципе, да, так и есть=) Можно все свалить на магию=) Но в книгах все куда сложнее. Сначала магам дали силу и мощь, а потом получили порцию гнева, что зачем тогда рыцари с мечами, если один маг может закопать 10-тысячную армию таких чугунных болванчиков и сделать вид, как будто так все и было. И тогда писатели начали придумали проблемы для магов, которым нельзя так просто кастовать, что захочешь. Я сейчас книгу читаю, так там 2 мага за битву несколько лошадей ухандохали, так как питались силами от них, один каюкнулся в итоге, а второй еле выжил. Но я эту тему люблю=) Как говорится, нахожусь по другую сторону баррикад=)

      • mazzooo says:

        Я не против магии, я против нелогичночти. Когда есть ощущение высосанности из пальца, прям раздражает.

        • mazzooo says:

          (именно поэтому не зашли Дальние Рубежи)

          • scafandr says:

            Может если бы осталась первоначальная тема, может была бы логика во многих моментах игры.

        • scafandr says:

          Иногда авторы еврогеймов и без магии просто говорят, что надо так. Не знаем почему, но так надо. Меня это удивляет больше, чем магия=)

  3. timmyfoox says:

    Я ярый адепт культа настольных механик, и буду всегда ставить ее выше картинок на картах. Пэчворк мог быть игрой про мафиозный склад и контрабанду, и он бы ни капли не изменился как игра. Но опыт показывает, что не все, почему-то, могут это осознать, и не каждый парень захочет сыграть в одну из лучших дуэльных игр, потому что ну не солидно как-то. Поэтому, считаю, что везде должен быть баланс. Интересная тема и яркое оформление только помогут хорошей игре, и где-то, даже могут стать решающим фактором (привет, Серп), а вот невзрачность или треш может погубить даже потенциальный шедевр индустрии. Главное чтобы, как это в последнее время бывает, это не стало самоцелью, иначе у нас будут не игры с миниатюрами, а миниатюры, в которые еще и можно играть. Но это уже крайности 🙂 В общем, для меня сетинг может быть любой. Более того, я не представляю что в оформлении меня должно отговорить от партии. Я крайне удивляюсь, когда люди продают действительно хорошие игры, потому что там коммунизм и русские негативно показаны, потому что не люблю космос, и так далее. А казалось бы, интеллектуальное развлечение. Ну и особняком стоят игры, своей механикой только подчеркивающей тему, и сетингом, грамотно вплетенным в геймплей. Из ярких примеров для меня — Сквозь Века. Казалось бы, абстрактнейшее перетягивание карточек с рынка, никаких привычных для жанра цивилизаций механик, но так передает дух культурной гонки, одна механика коррупции и работа с банком ресурсов дает столько атмосферы и ощущения сеттинга. В общем, хорошо когда игра помимо интересного процесса дает еще и тематическое погружение. Если нет — абы игралось приятно. Остальное — совсем про другое хобби

    • scafandr says:

      Молодец, грамотно все расписал, согласен с твоим мнением. Для меня тоже в первую очередь игра должна быть играбельной. Раньше как-то обходил стороной не мои темы (пираты, фермы), но потом потом попалось несколько хороших экземпляров, и я изменил свое мнение.

      • Fill Freeman says:

        Полностью согласен с timmyfoox. Тема и механика в иделе должны дополнять друг друга. У меня в этом отношении Сквозь Века тоже лучший пример. Желтые и синие кубы олицетворяющее разное, находясь в разных местах, это гениально.
        Еще вспоминаю Остров Духов. Когда с женой прочитали описание («вы дух изгоняющий загрязняющих ваш остров колонистов»), сразу поняли «да это же идеальная тема». Купили не читая правила (только на рейтинг посмотрели (= ). А когда я почитал правила и понял, как тема хорошо обыгрывается через механики, просто влюбился в нее.
        Следом я всегда всмоминаю Roll for the Galaxy — кубы в зависимости от грани становятся разными рабочими — мне почему-то этот момент очень нравится.

        Ну и контр-пример не отходя от космической темы. Вспоминаю друзей, которые на предложение поиграть в Race for the Galaxy сказали «Нам не нравится космическая тематика». А я настоял, говорю «да там космоса то и нет, значки на картах смотрите и играйте». Так после первой же партии они в один голос говорили на сколько игра крута. Тут тематика оказалась вторична. При этом в ней я всегда люблю смотреть на то, какая галактическая империя у кого получилась.

        Так что тут еще важно включать иногда вооброжение. Тогда и в «сухих» евро внезапно тема заиграет.

  4. Сергей Григораш says:

    Хорошая статья! Про дестени согласен: после опыта хартстоуна какое то рандомное кидание карт и кубиков на стол. Не зашло, хотя ЗВ уважаю (восстание топчик). Так что тут игра плохая и сеттинг ни при чем имхо. Про бладбоул тоже верно: хоть и слышал массу положительных отзывов но играть не тянет, так как американский футбол фу. Поэтому скорее так: тема привлекает и даёт шанс игре быть попробованной (хотя это не единственный стимул конечно) далее уже должна быть хорошая механика. Плюс при прочих равных играть сядешь за игру с любимым сеттингом. Как то так ) ПС в этом году будет модной тема Египта как я понял )

    • scafandr says:

      Блад Боулу таки дайте шанс, ибо футбола там практически нету. Вы просто боретесь за карточку, набирая больше силы, чем соперник. Игра классная.
      Про Египет пока не слышал, но обязательно запомню ваши слова и проверю летом=)

  5. kil_q says:

    Как по мне, так если это евро игра (сори за клише по «жанрам»), то я в первую очередь смотрю на механику,а оформление и сеттинг становятся вторичными. Если же игра амери, то от амери я хочу погружения, погружаться в то, что мне не интересно, сложнее. Например, в современном мире слишком много зомбятины, как по мне, меня от неё уже воротит. Заигрывать Зомбицид не тянет от слова совсем, хоть это и вполне забавный кубомётик. Попробовать на раз для отчёта, для понимания, о чём говорят, для осмотра «чего ещё бывает» — могу, но вместо повторной партии предпочту аналогию того же (а может и ниже, если выбора не будет) уровня, но в другом сеттинге.

    Если рассматривать сеттинг в контексте продаж, то, думаю, так дело обстоит:
    1) Знакомый сеттинг «заставляет» фанатов посмотреть, что же в нём такого придумали нового, что может привлечь в настолизм новых игроков, которые, освоившись, начнут смотреть и на игры других сеттингов.
    2) В качестве рекламы сеттинг отрабатывает за «узнаваемость» или «знакомость». Меж двух неизвестных большая часть людей выберет то, что чаще мелькало на слуху.
    3) Чем чаще используется некий сеттинг, тем сложнее в нём выделится. Выехать может получиться или если сам проект очень силён, или попытавшись заманить аудиторию, которая «накушалась» до отвала заезженных тематик. Кто куда метит. Кто как свои силы оценивает. Хорошо, что система динамическая, мы обречены на появление игр даже в самых необычных сеттингах.

    Если брать чисто с эстетической точки зрения, то лично мне бы хотелось, чтобы игры выходили в 2-3 вариациях исполнения. Чтобы они отличались не только цветом коробок, как пандемия, а полной перерисовкой и сменой терминологии в соответствии с выбранными сеттингами. Фиг знает, есть ли у этого какая-либо экономическая целесообразность, но я, при прочих равных, всё хотел бы иметь такой выбор.

    • scafandr says:

      Интересное мнение про несколько коробок одной игры. Это, конечно, дорого, но зато каждый может найти себе тему по душе. Изредка такое делают. Правда, лишь в косметической обработке. Например, ч/б исполнение, или были герои, стали враги. Но, как правило, так делают, когда игра была успешной.
      У евро я как раз раньше всегда обращал на тематику. И мне они тогда не нравились. Потом понял, что нужно смотреть не на тему, а на механику. Вдруг игры открылись с другой стороны.
      В амери да, тема важна. Но я устал от однотипных игр про кубики и подземелья. Поэтому не клюну на 3 одинаковые по геймплею игры, но одна про Ктулху. вторая про древнегреческие мифы, а третья про рыцарей и драконов.
      На сеттинг действительно клюют. Где-то когда-то читал интервью с человеком, который выбирал себе тему, и взял какую-то попсу, хотя изначально думал о другом. И игра продалась. Сейчас весь мир построен на самоповторах с целью продажи прав на некоторое время. Ты придумываешь что-то клевое, а потом зарабатываешь на том, что кто-то другой этим будет пользоваться. Как вчера с братом смотрим фильм, а там спецэффекты из фильма в фильм кочует. Я по этому поводу бешусь, а брат говорит — за новые спецэффекты нужно заплатить, чтобы их знаово записали. Проще купить готовые. И с музыкой та же тема (набор эффектов, лупов и т.д.). Можно придумать новое, но это риск. Но если выстрелит — будет круто. Не все не боятся экспериментов. Поэтому вместо джаза мы получили бронзу

  6. Ирина says:

    Для меня тема и оформление — вторичны) Если я чувствую, что сплав механик в игре то, что я хочу и на 99% подойдёт и мне, и моей семье — беру. Но никогда не куплю настолку только из-за оформления — лишь посетую, что хотела бы такие арты или тему в игре «для себя любимой»))

  7. Ирина says:

    Я не могу сказать, что у меня есть любимая тематика в настольных играх, а женская и подавно)) Для меня, чем больше разнообразия, тем лучше. Например, Пэчворк, если бы были не лоскутки, а прокладка трубопровода или рытье туннеля в поисках сокровищ — для меня это было бы не принципиально. Я бы и от Гонки Няшек не отказалась с детскими иллюстрациями (главное — механика), вполне себе неплохое оформление😀. Вообще иногда создаётся впечатление, что настольщики слишком серъезно относятся к этому вопросу, словно подростки, желающие показать, что они взрослые и в фигню с таким оформлением уже не играют — и со стороны это выглядит иногда несколько комично😁 )))

    • scafandr says:

      В целом, слишком серьезно относятся — это точно=) И заусенцы, и реклама на бортах… Чего только не придумают=) Бедные авторы, которые хотели удивить темой, а потом получили порцию люлей за то, что тема не та=) Правда, все-таки за рубежом более просто относятся ко всему.не нравится — ок, ничего страшного, бывает. Улыбнутся друг другу и пожмут руки=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: