Как замечательно работать за значок и светлую идею — обзор настольной игры «Дальние рубежи»

Меня периодически спрашивают друзья-настольщики, которые не следят за трендами, вышло ли что-нибудь толковое от автора из Беларуси. Мы все уже привыкли, что максимум, на что способны беларусы, это переделать Монополию и Дженгу. И вроде же не скажешь, что мы настолько ленивая и бедная на таланты нация, но что-то все никак не получается заявить громко о себе на настольном поприще.

И вдруг совершенно неожиданно осенью прошлого года Игровед издает игру Дальние рубежи за авторством Романа Григорика. А это ж наш парень, беларуский! Оказывается, я даже игру эту знаю! Это бывший Фальварак, который в 2017 году вошел в список финалистов авторских игр на Игроконе. Вот это сюрприз!

Хочу отметить, на мой взгляд игра получила после выхода сразу много внимания. И блогеры хвалили, и обычные настольщики делились своими радужными впечатлениями. Да и не одно интервью вышло с Романом в прошлом году. В общем, неплохо так хайпануло. Из-за всей этой шумихи я решил не сильно торопиться со своим обзором, лучше чуть дольше поиграю, определюсь с мнением и потом поделюсь им с вами.

И вот наконец-то я готов!

img_4976

Серпасто-молоткастая тематика, заправленная космосом

У оригинальной игры была довольно простая и рабочая тема — вы играли роль панов в фальварке (оно же имение, поместье), которые должны доказать, что они умеют лучше всех распоряжаться крестьянами. Но издателю не очень понравилась тема 2-3-вековой давности, поэтому ее заменили на что-то совершенно сумасшедшее — в 1969 году СССР закинула людей на Луну, на которой поселенцы пробуют строить советско-коммунистический мир (читай, колхоз).

Знаю, что не всем игравшим закатила тема. Я сам считаю, что она не совсем удачна, т.к. в ней либо не докрутили сюр либо просто рассчитывали не на нашу аудиторию. Для Запада псевдо-космический СССР вполне может выстрелить. Я же по-прежнему смотрю на Дальние рубежи как на Фальварак.

img_4978

В советское время все миплы были общими

Дальние рубежи — это довольно необычное евро. Это как бы worker placement, но миплы в игре общие. В какой другой игре вы такое видели? Я, например, ни в какой. На игровом поле вы найдете 12 мест с действиями, в правой части поля расположены иконки с рабочими и треками их настроений. Никаких вам личных игровых планшетов, никаких мест для апгрейдов… Бери рабочих да отправляй их в шахты и поля — вот и вся премудрость.

img_4981

В чем суть игры? Все игроки — это управленцы. Ваша задача — грамотно направлять трудяг на работы, чтобы они приносили максимальную пользу для общества. Ваши эффективные решения приносят победные очки.

img_4990

Игра проходит всего 2 раунда. Или, если быть точнее, 2 игровых дня, которые делятся в свою очередь на 5 фаз — утро, первая половина дня, обед, вторая половина дня и вечер. В трех фазах (утро, обед и вечер) игроки ходят по одному разу, в другие фазы — несколько раз.

img_4985

В свой ход вы обязаны взять стоящего (т.е. не лежащего) рабочего, перенести его на другое свободное место, выполнить его действие и положить рабочего плашмя на поле. Любое место изменяет настроение рабочего — либо добавляет ему радости, либо наоборот огорчает. Это зависит от того, что умеет рабочий и куда вы его отправляете. Например, если отправить рыбака на озеро, то его настроение не изменится, т.к. это привычная для него работа. А если отправить его в шахты, то рыбак сразу же получит 2 грустных смайла, потому что эта работа ему не нравится. Поднять настроение можно, например, в пивной, в столовой или бараке. Фишка в том, что активируя каждого рабочего игрок кладет на его ячейку свой жетон и меняет его настроение, т.е. он как бы в ответе за рабочего. В конце раунда настроение дает победные очки. Т.е. если рабочий запарился на целине, то вы получите минус ПО. Если наоборот работа была ему в кайф, то вы получите плюс.

img_4991

Вкратце расскажу про все доступные места. На пастбище, в поле, в шахте, в трудовом лагере и на озере добывают ресурсы. Во дворце советов можно улучшить настроение и пожертвовать кристалл на его строительство. В пивной также улучшается настроение у рабочих, и еще там можно потратить кристалл, чтобы повысить настроение у одного рабочего и понизить у другого. На складе хранятся общие ресурсы, их можно сбросить и повысить или понизить кому-нибудь настроение. В администрации бюрократ получает кристалл, а остальные работяги повышают настроение бюрократу и могут перенести фишку игрока с одного рабочего на другого. На космическом корабле можно взять карту со случайным бонусом. Полевая кухня доступна только в обеденное время, там повышают настроение. Тоже самое с бараками, только они работают вечером.

Что можно сказать о ресурсах? Они общие. После получения кубиков ресурсов, они отправляются на склад. Если после вашего действия на складе скопилось три кубика одного цвета, то вы 2 кубика сбрасываете, а 1 кубик отправляется в таблицу, расположенной на краю игрового поля, что принесет вам от 1 до 3 очков (исходя из таблицы).

img_4994

В конце раунда наступает фаза начисления очков. Игрок получает (или теряет) очки за тех рабочих, на портретах которых его фишек больше. После второго раунда наступает последний подсчет, в котором еще добавляются очки за постройку Дворца Советов, на который мы тратили кристаллы.

Также стоит упомянуть, что в некоторых фазах игры недоступны некоторые участки — они не работают утром или вечером, что заставляет игроков крепко задуматься.

Для усложнения (или разнообразия?) игры в Дальних рубежах предусмотрены карточки участков и рабочих. Каждый игрок в начале игры получает по одной такой карточке, и если он использует рабочего или участок с карточки, то он еще может воспользоваться дополнительным свойством.

img_5016

Раунды между собой практически не отличаются, кроме того, что на складах остаются ресурсы, а игроки не теряют накопленные кристаллы.

Побеждает тот, кто после двух раундов будет иметь больше всех очков.

img_5013

Мы строили-строили и наконец построили!

Для меня Дальние рубежи хороши прежде всего необычным взглядом на евро про размещение рабочих. Я безумно люблю эту механику, но давайте посмотрим правде в глаза — практически все они в последнее время сильно похожи друг на друга. Когда я первый раз увидел Фальварак, то меня сильно удивил тот факт, что в игре все рабочие общие. Разве такое может быть? Неужели в такое интересно играть? Оказалось, действительно интересно.

img_4989

Фишка игры в том, чтобы угадать, к какому рабочему лучше пристроиться и как его выгоднее использовать. Безусловно, это не просто лотерея с сюрпризом в конце хода. Тут как бы все на самом деле зависит от решений игроков. Вот только проблема в том, что кто-то может «помочь» тому рабочему, за которого вы больше всего переживаете, и отправить его на каторжные работы, ведущие к понижению настроения.

Получается, что игра на самом деле не про то, как сделать себе хорошо, а как не допустить, чтобы у других было очень хорошо. Исходя из своего опыта скажу, что в Дальних рубежах невозможно сделать так, чтобы все рабочие были довольны. 1-2 будут в хорошем плюсе, остальные около нуля, парочка может быть с минусами. Это нормально. Игра представляет собой некое подобие перетягивания каната, когда вы пытаетесь влезть к одному крестьянину, понизить настроение другого, перекинуть свою или чужую фишку, выбиться в лидеры у «положительного» рабочего и т.д.

img_4992

Каждый ход нужно внимательно анализировать. Тем более, что вы имеете богатый выбор только если сидите с фишкой первого игрока. В других случаях приходится выбирать из остатка рабочих. И из не самых перспективных работяг вы пытаетесь добиться максимум выгоды. Например, всегда полезно добавить на склад ресурсы (даже если этим ты поднимаешь настроение «чужого» рабочего), выгодно использовать с понижением настроения тех рабочих, в которых лидируете не вы, а другие игроки.

img_5015

Получается, игра про мелкие подвохи? Наверное, да. Но это фича, а не баг. Я знаю, что настольщики разделились в этой игре на 2 половины — одни называют игру злой, а другие относятся к этому нормально. Я скорее нахожусь на второй половине, которая понимает, что игра злая, но по-другому нельзя. Игра так придумана, что в ней злых мордочек больше, чем веселых. Чтобы поднять настроение рабочему, нужно хорошенько поломать голову. А чтобы испортить — тут ума практически не надо. Поэтому если я вижу, что ни один из оставшихся рабочих не принесет мне очков в конце раунда, то почему я его не могу использовать на то, чтобы испортить ему настроение и получить какую-то другую выгоду в виде кристаллов? Если так можно сделать, и это выгодно, то почему нет?

img_4995

Но в целом я понимаю обиды настольщиков. Уже давно доказано, что люди любят игры с развитием. Мы любим чувствовать, как наша империя растет, как засеиваются новые поля, строятся новые заводы, как растет прибыль. И нам трудно воспринимать штрафы и минусы, особенно если их много. В Дальних рубежах вы начинаете играть в пятью очками. Первый раунд вы можете закончить с ними же, не набрав ровным счетом ничего. Правда, с опытом вы начнете гарантированно набирать очки, потому что будете лучше понимать игру. Так вот отсутствие прогресса или даже регресс не способствует выделению положительных эмоций у игроков. Вы решили сконцентрироваться на пастухе и идеологе, их потом другие отправили в шахту и трудовой лагерь, чем окончательно испортили карму ваших рабочих, и вот вам минус в конце раунда. И это обидно.

img_5010

Теоретически, было бы лучше, если бы минусов не было? Например, все рабочие начинают с двумя очками настроения, а минимумом является ноль. На уровне подсознания нам приятнее получить 1 очко, чем потерять его. Пускай даже другие игроки получат 5 очков, а не 2, как это есть в оригинале. Т.е. мы скорее всего выберем систему +5/+1, а не +3/-1. И там, и там разница в 4 балла. Я не автор игры, я не знаю, были ли такие мысли у Романа или у издателя. Может и были, но ничего не получилось. Но по факту мы имеем обиды, что игра злая.

img_4996

Еще мне кажется, что злая она больше из-за того, что игроки не сразу въезжают в течение игры. С опытом ты начинаешь лучше видеть выгодные ходы. Например, в первой партии я смело переставлял рабочих, забывая про то, что я освобождаю занятое место под других рабочих. Роман (я играл с автором) несколько раз меня предупреждал об этом. Т.е. в голове нужно держать много разных факторов. Не всегда выгодно использовать конкретного нужного вам рабочего, ведь вы можете не заметить какие-то подводные камни. Признаюсь, что в первых партиях мне было сложно ориентироваться во всех ячейках действий. Что-то недоступно правилами, что-то занято рабочими… И в итоге ты предпринимаешь что-то первое пришедшее на ум. Ай, пускай будет так. А потом удивляешься, почему оказался в минусе.

img_5014

Очень интересно в игре продумана система «общности». Тут не только миплы общие, но и ресурсы. Если кто-то умудряется собрать несколько ресурсов за ход, то может получить приличное количество ПО. Поэтому нужно всегда следить за тем, чтобы не оставлять на складе больше одного кубика каждого типа. Игра весьма конфликтная, т.к. вы напрямую влияете на то, что могут сделать и получить другие игроки.

img_5021

Что касается дополнительного варианта игры с карточками участков и рабочих, могу сказать, что вещь эта получилась специфической. она добавляет в игру еще больше мозголомности — это раз, и немного дисбаланса — это два. Не всегда удается пользоваться дополнительными свойствами мест и рабочих, поэтому больше везет тем, кто это может сделать. Так что играть с этими картами или нет — дело вкуса.

img_4999

На мой взгляд, Дальние рубежи — это филлер для гиков. Игра имеет не много компонентов, правила простые, она быстро играется. 2 раунда пробегают незаметно (минут за 40-45), и ты удивляешься — как? это уже конец игры что ли? Реально хочется играть еще. Но с другой стороны играть еще один такой же третий раунд тоже не шибко тянет, потому что все настроение опять обнуляется, все рабочие снова идут в бараки… Ничего другого игра предложить не может. В качестве аперитива для гиков перед другой гиковской игрой — весьма хороший вариант.

Исходя из выше сказанного, из минусов, которые скорее всего проявятся у вас в Дальних рубежах, я могу назвать скоротечность игры и злой геймплей. И есть еще какое-то непонятное ощущение, что чего-то игре не хватает, какой-то маленькой изюминки, но я не знаю, чего именно. Поэтому это скорее что-то из разряда суслика из ДМБ. Как будто бы взяли среднестатистическое евро про размещение рабочих, выпарили из него всякую ненужную воду в виде сбора сетов, гонки треков, строительства, оставив только самое главное.

img_5001

Но я все же рекомендую вам попробовать. Не говорю вам сразу ломиться в магазин за игрой, а хотя бы сыграть на игротеке или копию друга. Игра оставляет очень интересное послевкусие. Она необычная, это другой взгляд на то, к чему мы давным-давно привыкли. А вот зацепит ли вас игра — это уже я не могу спрогнозировать. Боюсь, что и тех, кому понравилось, и тех, кто не понял игру, будет немало. Поэтому пока рекомендую хотя бы попробовать.

А вот беларусам можно и поддержать своего земляка, который сумел наконец-то пробиться на пускай и маленькую, но гору настольной индустрии. Нечасто мы видим толковые проекты от беларусов. Игра стоит недорого (до 60 рублей, а если еще и со скидкой купите, то вообще красота). Кстати, в одном из магазинов Минска вы можете найти за прилавком самого автора игры=) Заодно и автограф возьмете=)

img_5003

Оформление игры неплохое. Может быть немного пестрое (я зачастую теряюсь в ячейках, потому что все кажется слито в один большой рисунок), по качеству компонентов претензий нету (миплы рабочих классные!).

Игра от 2 до 4 игроков, и геймплей может немного меняться при разном количестве играющих. Например, вдвоем каждый отыграет все ходы поровну. А в остальных случаях кто-то может чаще быть первым игроком.

img_5007

Вывод

Я искренне рад за Романа, что у него получилось найти издателя для своей игры. Очень переживал в 2017 году, что Фальварак не нашел издателя. Но очень здорово, что все закончилось позитивно. Игра продается в магазинах, недавно собрала деньги на Кикстартере, может и второй тираж не за горами…

Игра смогла меня удивить — это для меня самое главное. Она не собрана из кусков разных старых игр, а содержит ту самую инновацию, ради которой хочется достать коробку с полки. Тема может быть странная, может и прикольная — это дело вкуса. Где-то внутри меня гложет червяк, что игра слишком короткая. Ну почему в сутках нет еще несколько фаз! Но с другой стороны игра в таком виде становится легким евро-укольчиком, который весьма приятен и хочется еще.

img_5009

И предупреждаю вас, что в Дальних рубежах думать надо. Если не думать, то невозможно понять, как вообще побеждать и как не дать от обиды игровым полем по башке победителю в конце игры.

Все, что я могу, это порекомендовать попробовать. Очень интересный и необычный проект. Если он вам понравится, то где-то в Минске порадуется один человек, а рядом с Минском другой=) Как говорится, проект гикам от гиков.


Спасибо Роману Григорику за знакомство с игрой!

img_5018

 

18 Responses to Как замечательно работать за значок и светлую идею — обзор настольной игры «Дальние рубежи»

  1. mistytotem says:

    А, так осенью не обзор был…
    Было очень интересно читать, спасибо)
    Всё по полочкам, самый полный и доходчивый обзор без всяких «классная/г••••» игра.

    • scafandr says:

      Да, до этого была просто заметка по встречу с автором. Он тогда сразу предложил сыграть, не отходя от кассы=) Для обзора нужно было еще сыграть партий 3-4, чтобы составить мнение

  2. timmyfoox says:

    Система общих миплов косвенно напоминает открытый драфт ролей а-ля пуэрто-рико, но Рома все равно сделал эти впечтатления уникальными, добавив воркер плейсмент и нюансы получения ПО 🙂 Согласен про ощущение регрессии, и что игра в принципе немного «грузит», ходы здесь не идут «легко», есть что просчитать, но удивительным образом это работает, и в конце ты получаешь свою долю сацтисфакции. Игра безусловно конфликтна, идет тесное взаимодействие между игроками сразу на нескольких уровнях, в этом ее дар, и в этом ее проклятье. В целом, если ты принимаешь правила и условности игры, то на выходе получается не стыдный, крепко сбитый продукт, с нетривиальной тематикой и необычным взглядом на механику. Кто бы что не говорил, но эта игра — определенный успех, вне зависимости от прописки автора. Ценный экземпляр моей коллекции 🙂

    • scafandr says:

      Я пытался играть по-доброму в одной партии, но понял, что это совсем не выгодно. Например, остались хорошие места с двумя кислыми минами. Ну какой смысл туда ставить того, у которого ты лидируешь и он дает плюс? Конечно берешь чужого!
      Игра действительно ценный экземпляр. Для меня это пример годной беларуской игры. Буду всем показывать и говорить — вот могут же наши, если захотят!

  3. Michael says:

    Очень хороший обзор!

  4. Ирина says:

    Обзор, как всегда, замечательный)) Игра очень интересует, но я и сын любим играть «по-доброму» и слегка обидчевы 😀 в отличие от мужа, который совершенно спокойно относится к подлянкам. А тема меня совершенно не смущает — Хрущев же обещал коммунизм в СССР к 80-му году, вот заодно, видимо, решили ещё подсуетиться, обогнать и перегнать Америку, увеличить свое влияние на мировой арене, построив светлое будущее еще и на Луне😆.

    • scafandr says:

      Добрым игра не понравится. Вам нужно с сыном принять озверин=) У нас в компании разные люди. Мой брат, например, силньо обижается на подлянки и когда все мочат одного. Начинает сильно злиться и больше не играет. И я всегда боюсь, что последний раз играю с ним в настолки. Сам к злым играм отношусь с пониманием=)
      Тема нормальная, если не заморачиваться. Но я бы добавил еще больше клюквы, если бы занимался темой=)

  5. Wirgis says:

    Zhdu nedozhdus poka pridet. Zakazal v kike 🙂 posmotrim chto za zubr

  6. прототип says:

    Когда ждать обновлённый топ настольных игр по мнению автора?

    • scafandr says:

      Пока не знаю, чуть позже, наверное. Я сейчас вообще отдыхаю от блога и настолок:) нахожусь в другом городе. Через две недельки вернусь

  7. Hoot says:

    Как-то надолго затянулось молчание, давно новых статей не было. Всё хорошо?

    • scafandr says:

      Ну так, немного выбился из привычного ритма. Сначала уехал в другой город на повышение квалификации на какой-то период, потом обрушилась плановая проверка, которая еще не прошла, поэтому я все время трачу на наведение порядков на работе, а на настолки пока нет времени. Как все улажу, вернусь назад

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: