Режь, строй, побеждай — обзор настольной игры Cutterland

Как часто вы скучаете по инновационным играм? Зеваете ли вы, когда в очередной раз играете в настолки про евро-огороды, америтрэшевый спуск в подземелье или патигейм на ассоциации? Я вот, например, радуюсь, когда встречаю в играх что-то новое, что не видел раньше. Может быть это не всегда вызывает у меня самые позитивные эмоции, но все равно интересно глянуть на эксперименты.

Российский разработчик настольных игр Николай Золотарев как-то раз сказал мне, что любит придумывать ни на что не похожие настолки, после чего показал мне на Граниконе в 2019 году свою игру под названием Зоопарк. И ведь он был чертовски прав — его проект был не похож на то, что я видел раньше. В этой игре нужно было резать ножницами карты! «Какое безрассудство!» — подумает каждый уважающий себя настольщик. Но это на самом это очень классная фича, а не баг, поверьте.

Спустя год эта игра вышла в издательстве Hobby World под названием Cutterland. И в этом обзоре я отучу вас бояться резать карты 😉

img_5409

Разрезляндия

Как вы думаете, чего нет в коробке с игрой, в которой нужно резать карты ножницами? Правильно, самих ножниц=) Насколько я знаю, в любую настольную игру такой компонент не вопрешь — есть особенные правила для настольных игр. Видимо, с ножницами игры сразу перестают быть детскими, и на них придется вешать предупреждающие бирки. Но я не думаю, что у вас в доме нет этого незаменимого в быту предмета=)

img_5411

А так-то в коробке Cutterland типичная классика — пакетики с игровыми карточками, картонные жетончики, блокнот для подсчета очков и правила.

Как разрезать торт для 5 гостей за 2 раза?

В правилах игры мы узнаем, что в этой игре нам нужно приготовить волшебную страну с монстрами для приключенцев. Самая веселая и гармоничная страна подарит ее создателю победу.

img_5415

А если говорить более прямым текстом, то нам придется из кусочков карт собирать одну большую территорию, заселенной монстрами. У каждого монстра есть свои условия для получения очков, поэтому только грамотное их расселение может помочь вам выиграть.

img_5413

Для игры вам понадобятся карты из коробки и ножницы. Каждый игрок получает 3 карты местности. В свой ход игрок разрезает карту ножницами на столько частей, сколько игроков участвует в игре. Карты нельзя резать по диагонали, только строго по ячейкам. Карта состоит из 12 ячеек, и ваша фантазия ничем не ограничена. Вы можете на троих сделать куски местности, состоящей из 1, 2 и даже 9 ячеек, а можете постараться разрезать все на равные части.

img_5416

Далее, начиная с соседа, сидящего слева от активного игрока, каждый игрок забирает себе один кусочек и добавляет его в свою территорию. Да-да, тот игрок, который резал карту, заберет самый последний никому не нужный кусок. Сам же резал, обижаться не на кого=)

img_5421

Куски карт должны обязательно стыковаться по правилам — ячейки не должны «висеть» по диагонали, также они не могут накладываться друг на друга.

На кусках помимо монстров могут встречаться бонусы — крепости, стены и мосты. Как только вы берете кусочек с бонусом, вы сразу же можете взять соответствующий жетон, который можно будет применить в конце игры перед подсчетом очков, когда все игроки порежут свои карты. Жетон крепости можно наложить на фигурку на своей территории, чтобы защитить его от пожирания хищником. Стеной можно разделить регионы. А мостами  можно соединить 2 региона, разделенные ячейкой другого региона.

img_5423

Когда все игроки порежут свои карты и разберутся с жетонами, переходим к кровожадной фазе, во время которой 2 хищника — дракон и кракен — набивают свои брюхи теми, кому не повезло оказаться рядом. Так кракен съедает всех, кто находится на клетках вокруг себя. На съеденных существ кладутся жетоны костей=) Каждый дракон съедает одного монстра в своем регионе (регионы выделяются цветом). Игрок сам выбирает, кого съедает дракон, если есть выбор.

Теперь наш мир готов к наплыву приключенцев. Мы получаем очки за то, что успели налепить перед собой из кусочков карт за несколько игровых раундов.

img_5426

С очками все просто:

  • кракены дают 2 очка за каждого монстра, съеденного ими;
  • чем больше гоблинов в регионе, тем больше очков получит игрок (за одного гоблина — 1 балл, за 2 — 5, за 3 — 9 и т.д.):
  • кентавры приносят очки за каждую клетку в своем регионе;
  • драконы дадут 7 очков, но только в том случае, если в регионе их будет ровно 2 штуки;
  • если в вашей стране 1 черепаха, то вы нарисуете себе в блокноте 10 очков, если 2 черепахи — 5 очков, а если 3 и больше — 0;
  • мои любимые лягушки, оказывается, те еще твари. Они с удовольствием подарят вам по -2 очка за каждую лягуху;
  • непотраченные жетоны добавят в вашу копилку по одному очку за штуку.

Набрали больше всех очков? Победили в игре!

Чик-чик!

Для меня Cutterland — это прежде всего игра, в которой нужно резать карты. Конечно, для любого настольщика это звучит жестко. Где еще такое вы могли встретить? Разве что в Pandemic Legacy, в которой иногда приходится рвать карты, выходящие из игры. И я прекрасно помню, сколько было споров на тему — рвать или не рвать карты в Пандемии.

img_5424

Конечно, интересно, что в мире настольных игр каждый год рождаются какие-то новые прикольные идеи, к которым может быть мы не сразу привыкаем. Например, появились одноразовые игры, после прохождения которых игру можно смело продавать или дарить кому-нибудь. Это ломает устои, которые формировались десятками лет. Мы все привыкли к тому, что ты покупаешь игру и играешь в нее так долго, на сколько выдерживают компоненты. И порой нам трудно перестроить себя, что игра может быть испорчена не временем, а нами самими. Порою сложно принять, что в игру можно сыграть только один раз. Я призываю вместе с Колей Золотаревым взять всем в руки ножницы, сломать заржавевшие устои и по-другому посмотреть на веселое времяпрепровождение с настолками=)

У меня фобия к порче карт прошла буквально ко второму раунду. Я вдруг подумал о том, что это как раз таки прикольная фича, а не баг. Это то, что выделяет Cutterland из кучи игр на сбор сетов и тайловыкладывание. Сколько раз мы сокрушались по поводу того, что нам попадались не те тайлы, которые нам были нужны в данный момент в других играх? До тебя доходит ход в Пэчворке, а там одни сплошные кракозябры на выбор. Обидно ведь… Cutterland предлагает вам самим повлиять на форму тайла и его содержимое. А это, не побоюсь этого слова, офигенная идея!

На Граниконе 2019 года многие издатели хотели забрать эту игру себе, но никто не знал, как обойти идею порчи карт. Честно говоря, ножницы и наборы карт — это самая оптимальная идея на самом деле. Поэтому я не был удивлен, что хоббики выбрали именно этот путь. Он самый простой и рациональный.

Но давайте отложим пока в сторону вопрос о жестоком обращении с картами и поговорим о геймплее=)

img_5431

В Cutterland‘е на самом деле заложены простые идеи — вы собираете из кусочков цельную территорию, населенной всякими разными существами, которые в конце игры принесут вам победные очки.

Если вам нравятся настолки с модным нынче словом «полимино», то Cutterland сможет вас порадовать составлением геометрических фигур разной формы. Фишка игры заключается в том, что вы сами определяете формы фигур. Можно даже сказать, что обдумывание того, на какие части резать карту, является центральной составляющей игры. При этом всегда нужно смотреть на то, что собирают ваши соперники. Вы можете даже отрезать всего одну ячейку, но будьте уверены в том, что она достанется именно вам=) Только если это не какая-нибудь ценная черепаха или очень нужный кракен, который усмирит всех жаб на вашем поле.

Если резать не думая, то можно легко подарить сопернику победу. Если вы видите, что кто-то качает гоблинов, нужно постараться всунуть гоблину дракона или лягуху. Если кто-то идет по кентаврам — не давайте ему кучу зеленых полей. Поэтому нужно внимательно изучить, кто что строит у себя, и прикинуть, как разрезать свою карту. Будет чувствоваться немножко даунтайм, но зато победа никому не достанется на блюдечке с голубой каемочкой.

Так как в каждой игре у вас будет только 3 карты, то после одной партии будет чувствоваться дефицит удовольствия от порчи карт=) Поверьте, у меня было именно так. Сначала я думал — «как это резать карты???», а потом это превратилось в «дайте еще порезать что-нибудь!!!».

img_5434

Игра заканчивается довольно быстро (если долго не жевать сопли при обдумывании, конечно же). Чем больше игроков за столом, тем больше кусочков достанется каждому игроку. Например, на троих это 9 кусочков (но побольше размером), а на четверых 12 (но поменьше). Для составления приличной территории этого хватит. Как лучше строить свою фэнтезийную страну — решать вам. Игроки драфтят тайлы между собой. В этой игре есть несколько прямолинейных, простых персонажей, типа гоблинов и кентавров, которые неплохо майнят очки. Есть специфические монстры, типа драконов или кракенов, которые вроде как плохие, но при правильном применении могут принести много ПО. И есть вредные создания, т.е. лягушки, которых ну никак не хочется видеть у себя на поле. Безусловно, весьма полезны и всякие жетончики типа крепостей и мостов. В общем, в теории сложно все это представить, так как на практике полезность каждого монстра опциональна. Вы сами выбираете, как вам развиваться, исходя из предложения.

Концовка игры мне очень нравится, так как именно в эту фазу станет понятно, кто лучше развил свою территорию. Для подсчета очков есть удобный блокнотик.

Честно говоря, после одной партии я всегда не против сыграть еще раз. Игра несложная по правилам и довольно реиграбельна за счет того, что вы всегда по-разному режете карты.

Сейчас я как-то побаиваюсь разбрасываться словами «хит», «шедевр», «надо брать». Я не то чтобы стремлюсь этим искусственно нагонять хайп, просто радостно за российских разработчиков, когда у них выходит что-то интересное и необычное. Когда выходит условное Шевели извилиной — это одно дело. А вот когда Смартфон или Бронза — совсем другое. Для меня Cutterland — это классная игра. Даже если бы компоненты резать не надо было, все равно сказал бы, что игрушка годная. А вот самостоятельное изготовление тайлов — это же вообще клевая идея! Так что Cutterland — это не грандиозный хит все-таки, но очень смелый и оригинальный проект, в который я с удовольствием играю. Сама игра находится на уровне филлера, сильно большой глубины ждать не стоит. Другое дело, любите ли вы эксперименты?

Почему не надо бояться?

Основная проблема игры — в ней нужно портить компоненты. И никак эту проблему решить нельзя. Но я считаю, что лично для меня никакой проблемы на самом деле нет. Имхо, в коробке лежит достаточное количество карт, чтобы наиграться и получить море удовольствия. Если играть вчетвером (это максимальное количество игроков), то карт вам хватит на 13 партий. А если вы все переиграете, то значит игра вам понравилась, поэтому можно докупить дополнительный набор и играть дальше. По крайней мере у меня такая логика.

Как часто вы играете в одну игру? Я обычно играю раза 4-5, а потом кладу ее на полку. Потом периодически достаю ее, конечно же, но для того, чтобы сыграть еще пару раз и опять отложить на какой-то период. Так что 13 партий — это уже прекрасно для игры, которая стоит всего лишь 35 бел. рублей (990 российских).

img_5432

А теперь смотрите — если вам вдруг игра дико вштырила, то вам не нужно покупать еще раз базу. В продаже есть миленькие классные дополнительные наборы, которые сделаны в виде классических 8-мибитных желтых картриджей. Внутри них лежит 80 карт, т.е. с ними можно наиграть еще 6 партий. Карты там будут те же, что и в базе. А еще можно купить другой желтенький набор, который называется Грибница. Он уже как дополнение идет. В этом наборе вы найдете новый вид монстров — грибницу. Если в регионе есть хотя бы одна грибница, то она приносит 2 очка за каждого монстра в регионе. В принципе, мне кажется, что нас ждут еще дополнения в будущем, потому что монстров можно придумать много разных. Главное, чтобы баланс соблюдался.

Стоимость этих желтых наборов — 14 бел. рублей. Я даже вам больше скажу — если вам прямо совсем жалко денег, то можно играть одной этой маленькой желтой коробкой. Вам нужно просто скачать правила, а жетоны заменить пуговицами (монетами из другой игры) и спичками.

img_5433

Я пока ограничился базой и двумя допами (классика и грибница). Если вдруг карты закончатся, докуплю еще, но пока мне этого хватит.

Если вас все равно бомбит по поводу порчи карт, то в правилах можно найти вариант игры с обрезками карт. Вы просто достаете их из мешочка и драфтите=) Вариант прикольный, конечно, но очень рандомный, поэтому вряд ли надолго вас затянет=) Хотя все может быть=)

Так что не бойтесь резать карты, это на самом деле прикольно=)

Минусы

Мне частично не нравится оформление… Я фанат восьмибитных игр, но почему-то в настольных играх пиксельная графика мне не всегда заходит. Картинка с коробки выглядит как-то невзрачно, поэтому я бы не заметил игру, если бы она стояла на полке в магазине.

Тема тоже какая-то так себе. Нам нужно собрать волшебную страну для приключенцев. Честно говоря, надоели уже эти вечные приключенцы=) Мне почему-то больше нравится оригинальная идея создания фэнтезийного зоопарка. Там хоть было понятно, почему на одной территории не могут находится драконы и единороги.

img_5435

Все настольщики очень любят толстые прочные карточки, но в этой игре я бы предпочел иметь карты потоньше. И вот почему — центральные ячейки трудно резать, так как когда поворачиваешь ножницы, то карта просто начинает рваться, что сильно подрывает мое стремление к перфекционизму. С тоненькими картами такой проблемы не было бы.

Если кто-то по невнимательности ошибется, то может сильно помочь оторваться по очкам игроку, сидящего слева от активного. Например, можно начать чикать карты и забыть про нужное количество разрезаемых кусочков. С результате может получиться пара маленьких и один здоровый кусок, который сильно поможет тому, что будет выбирать куски первым. Так что надо было очень внимательным.

Итог

Без лишних слов сразу скажу, что у Николая Золотарева получилось прикольная игра, аналогов которой пока что нету. Хит — не хит — узнаем через полгодика. Для меня это отличная настолка, в которую мне всегда приятно сыграть. Очень хочется в скором времени увидеть дополнения с новыми монстрами.

В общем, не бойтесь резать карты, это на самом деле прикольно=) Игра, имхо, доступна по цене, чтобы сильно не жалеть, если вдруг что-то пойдет не так. Тайлоразрезание, тайловыкладывание, драфт, сбор сетов — все это есть в данной настольной игре. Если у вас мурашки бегут по коже от этих механик — бегом за игрой!=)

Поздравляю Николая с очередной годнотой! Очень рад, что спустя год у меня есть возможность вдоволь наиграться в лучшую игру Граникона 2019=) При возможности обязательно попробуйте — рекомендую.


Страница настольной игры Cutterland на сайте издательства Hobby World

img_5445

16 Responses to Режь, строй, побеждай — обзор настольной игры Cutterland

  1. Отлично, будет чем ребенка занят на карантине.

  2. timmyfoox says:

    И вправду прикольная игра, сказал — как отрезал 🙂

    • scafandr says:

      Вау, первый комментарий за 4 дня=) Вот это обзор так обзор=)
      Ты сам играл?

      • timmyfoox says:

        Да, получилось попробовать.
        У меня есть что сказать и по другим статьям, Картографы например шикарное открытие последних недель, никак просто не соберусь с мыслями 🙂

  3. Тимур says:

    Действительно, идея у игры здоровская, молодец Николай. По возможности попробую, люблю поддерживать хорошие разработки наших авторов. Еще, кстати, попробовал недавно «Тайную власть», тоже оказалась очень недурственной.

    • scafandr says:

      Я пока над Тайной властью думаю. Когда играл на Граниконе в прототип — вроде ничего так, поиграл бы. Не скажу, что меня зацепила чем-то игра, но хотелось сыграть нормальную полноценную партию. Вроде и денег небольших стоит… Но есть и другие, более интересные игры=)

      • Тимур says:

        И я сначала был такого же мнения. Но тут недавно довелось попробовать, и неожиданно нам с супругой очень понравилось. Особых нововведений может и нет (хотя я мало где их вижу, откровенно говоря), но любопытные находки имеются, и они так тесно увязаны между собой. Наши партии вдвоем быстро превратились в очень плотное противостояние, прямо сами удивились.

        • scafandr says:

          На долго игры хватит? Если нарвусь по классной скидке, то может и возьму

          • Тимур says:

            Мы пока отыграли 4 партии, полет нормальный. Реиграбельность, конечно, немало зависит и от соперников, в игре же для этого предусмотрены карты союзов. Плюс, мини-дополнение добавляет разнообразие. Ну, и вроде в этом году будет дополнение, скорее всего привнесет новые проекты мирового господства и дополнительные карточки, которое я теперь точно возьму. С учетом ее очень небольшой цены, незазорно поддержать наших автора и издательство.

            • scafandr says:

              Клево, спасибо за отзыв, присмотрюсь

              • Тимур says:

                Пожалуйста 🙂 Не надо ждать там суперхита. Тем не менее у нас супругой игра вызвала ощущение «вау» после второй или третьей партии именно своей крепостью и ладностью механик. Притом, что ни я, ни она ничего от нее не ждали.

  4. Ирина says:

    «Вау, первый комментарий за 4 дня=) Вот это обзор так обзор=)»
    Заставляете чувствовать меня виноватой?😀 На самом деле, это мой комментарий был первым, правда мысленно😆😀😀 А обзор хорош, как всегда. Идея у игры действительно интересная и я бы не отказалась в нее сыграть. Ещё она хороша тем, что детям ее давать не опасно — компоненты не испортят, а сами развлекутся))

    • scafandr says:

      Ну так, немножко попортят карточки, конечно…=)
      Я как-то привык, что в течении 1-2 дней хоть 1 отзыв, но появляется, а тут тишинааа=) Помню, в 2014 году я после двух таких обзоров так расстроился, что потом не писал пару недель=)))
      Игра прикольная, попробуйте, если будет возможность

  5. Ирина says:

    «Помню, в 2014 году я после двух таких обзоров так расстроился, что потом не писал пару недель=)))» — А вот этого не надо😀 Я за вами слежу, заглядываю в профиль — какие игры появились, в какие уже успели сыграть и поставить оценку…. и жду обзоров😜

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: