Совсем не 7 Wonders — обзор настольной игры «Хадара»

Для меня сравнение любой игры с 7 Wonders говорит о том, что на эту игру как минимум любопытно взглянуть. Потому что для меня 7 Чудес — это прям 10/10, просто топ и космос. И если есть что-то похожее на эту гениальную игру, значит оно мне может быть потенциально интересно.

Хадару внешне и при беглом осмотре правил тоже можно причислить к числу похожих на 7 Чудес игр. Драфт карт, 3 игровые эпохи, развитие цивилизации — все это кажется уже таким родным и близким. К счастью, игру локализовало издательство Hobby World, поэтому проблем с нахождением игры в продаже и знакомством с ней у меня не возникло.

Про Хадару как-то мало пишут или снимают видео в нете, поэтому я спешу восполнить этот пробел и рассказать вам о том, что из себя представляет данная настолка.

img_5447

Компоненты

Наполнение коробки меня порадовало. Я люблю, когда внутри коробки лежит много всего, в том числе есть необычные штучки. В Хадаре есть прикольное сборное игровое поле с колесиком посередине. Конечно, это совсем не чудесные колеса, которые мы видели в Tzolk’in, но тем не менее любителям покрутить будет за что ухватиться=)

img_5448

Так же в комплекте еще идут планшеты для игроков, всякие разные картонные жетончики для всего подряд, блокнот для подсчета очков, деревянные фишки и толстенькая стопка игровых карт.

img_5450

Что по качеству у нас? Я пытался найти что-то кривенькое, облазящее, но так и не нашел. Скажу свою любимую фразу — стандартное качество HW. Изьянов не наблюдается.

А выглядит игра вообще очень красиво, конечно. Моя душа радовалась и пела, когда я распаковывал игру. Я же люблю все яркое и насыщенное.

Что такое «хадара»?

Я правда не знаю, что значит это слово. Гуглил в интернете — ничего не нашел. Наверное, придется писать автору игру — Беньямину Шверу, чтобы найти ответ на вопрос. Да-да, я тоже, как и вы, не слышал об этом разработчике раньше. Хотя может быть среди вас и есть эксперты, которые знакомы с творчеством этого автора.

img_5452

Хадара — это такая карточная игра-цивилизация. На протяжении трех эпох мы будем драфтить карты и прокачивать свои счетчики.

img_5453

Каждый игрок получает в свое распоряжение планшет. По большей части на планшете мы будем работать со счетчиками, которые расположены с правой стороны планшета внизу. Желтый — счетчик экономики, красный — счетчик военного дела, синий — счетчик культуры, зеленый — счетчик сельского хозяйства. На случайно выпавшей стартовой карте будет указано, на какие ячейки счетчиков выкладываются фишки каждого игрока, т.е. начинаем мы не с нуля.

img_5454

Ходы в игре очень простые, запутаться сложно. Игра состоит из трех эпох, каждая из которых разбита на 2 фазы. В первой фазе игроки одновременно берут по 2 карты из стопок, на которых указывает стрелка на центральном колесе. Каждая стрелка колеса имеет свой символ. И на всех планшетах игроков также есть символы. Символы определяют, из какой колоды вам нужно взять карты. Из двух взятых карт вы должны выбрать одну. Вторая карта идет в стопку сброса на игровом поле.

img_5457

Со взятой картой вы должны определиться — либо оставить ее себе, потратив монеты на ее покупку, либо продать за 2, 3 или 4 монеты (зависит от текущей эпохи).

img_5458

Когда вы покупаете карту, то сразу же применяете все ее бонусы. В верхней части карты указано, на сколько и какого цвета прокачиваются ваши счетчики. Внизу указаны стоимость карты и победные очки, которые принесет карта в конце игры. Еще иногда вместо прокачки счетчиков карта может иметь специальное свойство.

img_5456

Когда игроки выберут карту, колесо поворачивается и игроки набирают новые 2 карты из других стопок. В итоге первой фазе любой эпохи каждый игрок возьмет по одной карте из стопки каждого цвета. В конце фазы игроки получают доход (за это отвечает желтый счетчик), могут захватить колонию (если наберут достаточное количество баллов на красном счетчике) или могут создать статую (если продвинуться до нужной цифры на синем счетчике).

img_5460

Переходим к фазе Б. Эта фаза похожа на первую фазу, только теперь мы драфтим те карты, от которых мы откладывали в сброс. Эти карты лежат в открытую, выбирать можно только из верхних карт. Система та же — мы либо покупаем карту, либо продаем ее. Всего таким образом мы возьмем 5 карт.

img_5462

Когда закончатся карты в сбросе, мы снова получаем доход, захватываем колонии и создаем статуи. Но также еще  мы проверяем, обеспечены ли мы продовольствием. Количество набранных карт должно быть не больше показателя счетчика сельского хозяйства (зеленый счетчик). Лишние карты должны быть сброшены. При этом если на сброшенных картах есть модификаторы счетчиков, то показатели этих счетчиков также уменьшаются.

img_5477

В конце фазы игроки могут приобрести серебряные и золотые медали. Серебряные приносят ПО, равные половине показателя одного из счетчиков (игрок сам выбирает, какой именно счетчик будет учитываться). Золотые медали приносят 7 ПО за каждый набор из разного цвета карт. В каждой эпохе стоимость медалей меняется (с каждой эпохой она растет).

img_5472

Далее начинается новая эпоха — на игровое поле выкладываются по 2 новые карты на игрока следующей эпохи.

img_5497

В конце игры происходит подсчет очков. Очки приносят завоеванные колонии, построенные статуи, купленные серебряные и золотые медали, задрафтованные карты и оставшиеся монеты. Победителем считается тот, кто наберет больше очков.

Впечатления

Давайте сразу разберемся с похожестью на 7 Wonders, потому что любой, кто заинтересуется Хадарой, будет сравнивать ее с игрой Антуана Баузы. Я уже писал про 3 эпохи, про 5 типов карт, про драфт… На самом деле забавно получается, что при похожих наборах и механиках, игры на самом деле играются по-разному=) Все-таки в Хадаре немного иной драфт (мы не передаем карты по кругу, а драфтим то, что взяли с поля). Также в этой игре мы качаем счетчики, которые периодически приносят нам всякие игровые бонусы. Несмотря на то, что Хадара — тоже лайтовая игра, как и 7 Чудес, играется она все же иначе.

img_5464

В первую очередь Хадара должна заинтересовать тех, кто любит механику драфта. Тут их аж два вида — мы выбираем карты, когда берем их из каждой стопки по 2 штуки, и когда драфтим карты во второй фазе, выбирая их из сброса. В чем тут кроется интерес для игрока? Во-первых, мы выбираем, исходя из нашей тактики прокачки счетчиков. Каждая карта гарантированно качает свой цвет, плюс иногда она может качнуть какой-то другой цвет. Но проблема в том, что монет вам будет постоянно не хватать. Т.е. нельзя будет покупать вообще все подряд, от каких-то карт придется отказываться. Поэтому в первой фазе драфта примерно около трех карт покупается, а где-то две продается.

И тут главное не оказаться без денег, когда колесо очереди укажет на нужный нам цвет. Например, вам позарез нужны красные карты, но когда вы получаете возможность их взять, то у вас не хватает денег. Поэтому к таким важным ходам нужно готовится заранее. В каждой эпохе первый игрок сам выбирает начальное положение колеса, чтобы подстроиться под свои запросы.

img_5465

Открытый драфт, который происходит во второй фазе, мне более интересен. Там мы можем повлиять на то, что останется другим игрокам. Например, если вам ничего не нужно из того, что лежит на поле (например, не хватает денег), то вы можете продать любую карту. Ага, смотрим, кому что нужно, и делаем им маленькую пакость=) Красота!

Теперь о самих счетчиках. У каждого цвета свои преимущества. Желтый счетчик влияет на количество получаемых денег. Его очень важно качать, потому что за деньги мы покупаем карты и медали. Если денег будет мало, то вам будет сложно в более поздних раундах.

img_5469

Красный счетчик идет по войне. С помощью него мы можем захватывать специальные жетоны, которые в конце игры дают ПО. Чем больше будет прокачан счетчик, тем больше жетонов можно будет захватить (максимум 5).

img_5475

За синий счетчик мы строим статуи. Они тоже, как и колонии, строятся при достижении определенного показателя на счетчике. Статуй может быть 4 штуки. Они приносят ПО. При желании, можно в статую вставить жетончик не «очковой» стороной, а цветной, и тогда можно будет прокачать этот счетчик на несколько пунктов. Вы сами решаете, что вам больше необходимо — получить больше ПО или продвинуть конкретный счетчик.

img_5485

Зеленый счетчик с одной стороны бестолковый — он всего лишь влияет на количество карт, которые вам можно иметь перед собой. С другой стороны, если на него забить, можно неожиданно потерять кучу лишних карт. Т.е. тут надо соблюдать баланс.

img_5481

Вы можете удивиться, что счетчика 4, а цветов карт 5. Все верно — фиолетовые карты не имеют своего счетчика, но они качают любой другой + имеют разные полезные игровые свойства. Например, могут приносить ПО в конце игры за какие-нибудь сеты.

img_5467

Я пока еще не определился со стратегией — что лучше — качать один-два счетчика или все по чуть-чуть? Я обычно в таких играх качаю все потиху. Что в руку лезет интересного, то и беру. Конечно, если вкачаться в одну линию и взять серебряную медаль для нее, то можно набрать кучу очков за один цвет. Но не всегда это дают сделать противники. Если у вас будет перекос в одну сторону, то у противников будет перекос в другую=)

img_5478

Идея медалей интересная. Одни медали дают очки за сеты из разных карт, а другие дают очки за прокачку двух счетчиков. Это придает игре разнообразия. Когда вы будете выбирать, какую карту взять, будете всегда еще и про медали помнить.

img_5470

Взаимодействие в игре скромное. Своими действиями вы можете повлиять только на то, что достается вашим соперникам. Например, если кому-то очень нужна карта определенного цвета, а вы ее забираете, то можете послать ему воздушный поцелуй в качестве компенсации. Как бы вот больше ничего и нету. Каждый сам себе что-то собирает и все.

img_5492

Внешний вид у игры классный. Для меня это практически идеал игры такого уровня (карточная игра с планшетами и небольшим игровым полем). Кого-то могут отпугнуть слишком яркие краски, но мне нравится. Чувствуется, что игра  как праздник=) Единственное, может быть хотелось бы большего художественного разнообразия на карточках, помимо всяких разных непонятных людей. А вообще я люблю игры, где нужно что-то вставлять, стыковать… В общем, внешне Хадара для меня 5/5.

img_5476

После первой партии у меня были очень хорошие впечатления от игры. Прям очень. Игра очень простая по правилам, клево выглядит, играется приятно. Тем более, что я обожаю драфт. Конечно, это совсем не 7 Чудес. В Хадаре надо гнать по трекам и пытаться прикупить карточек, которые дают кучу очков в конце игры, а в 7 Чудес мы драфтим разные виды карт, которые потом соединяются в наборы/сеты и дают нам ПО. Т.е. вроде на словах похоже, а по геймплею нет.

img_5504

Во время игры в Хадару мои мозги отдыхают. Игра не перегружена элементами, в голове не нужно держать тысячу и одну комбинацию возможных ходов. Игра отлично подходит для того, чтобы быстро научить играть людей, которые не шибко разбираются в настольных играх.

img_5483

Еще мне нравятся все эти микро-прокачки разных треков, каждый из которых приносит свою пользу. Ты сидишь и думаешь, что тебе взять — синенькую карту, красную, желтую… Или брать все, на что хватит денег… Чаще всего я ориентируюсь на то, сколько у меня есть денег=) Но иногда приходится со слезами на глазах что-то клевое сбрасывать, чтобы накопить монет на нужную карту.

img_5498

Но вторая и последующие партии меня немного озадачили. Игра не стала для меня плохой, но стало казаться, что все, что бы ты ни сделал, все приносит пользу. Есть деньги — покупаешь. Нет денег — продаешь и получаешь монеты. Простая философия. Порою выбор очевиден. Допустим, у вас на руках 5 монет, вы берете 2 карты, а там все по 6. Естественно вы продаете карту вместо ее покупки. По сути в каждой партии вы решаете, в красную или синюю линию вкачиваться, по ходу не забывая про зеленую ветку и обязательно качая желтый счетчик, который дает монетки. Вот как бы и вся стратегия. Для новичков этого прям с лихвой хватает, офигенная игра. Но если вы опытный настольщик, если любите поломать голову, то вам эта игра может показаться скучной.

img_5488

В инстаграме я недавно оставил коммент, что игра вызвала неоднозначные впечатления, на что мне сразу ответили: «чем игра не понравилась?». Так вот я ни в коем случае не хочу сказать, что игра плохая. Мне просто немного не хватает в ней сложности. Она довольно простая, вполне легко может использоваться как гейтвей. Разве это плохо?

В моей коллекции Хадара заняла нишу игр, которые идеально подходят для отдыха, но чтобы в них еще и интересно было играть. Со своей задачей игра справляется на 100%, имхо.

img_5494

С реиграбельностью в Хадаре, как мне кажется, все в порядке. С каждой эпохи вы отбираете карты по 2 на игрока, поэтому всегда какие-то карты остаются в стороне (если не играть максимум игроков, т.е. впятером). Чтобы переиграть все карты и игра начала надоедать, нужно сыграть хотя бы 4-5 партий минимум. На сколько я знаю, у Хадары есть допы, и я очень надеюсь, что мы все-таки увидим их когда-нибудь локализованными.

img_5500

Прям очевидных минусов в Хадаре для меня нету. Но я прекрасно знаю, что для кого-то игра будет скучной. Собственно, поэтому я и написал про неоднозначность. Нехардкорная эта игра, как ни крути. Если бы я работал в магазине настольных игр, то советовал бы Хадару для теплых семейных посиделок и тем, кто только недавно начал осваивать игры про драфт. Конечно, это совершенно не значит, что если вы опытный драфтоман, то вам будет скучно. Любителям драфта будет чем себя потешить в этой игре.

img_5496

Цена у игры как раз такая, какая и должна быть. Т.е. цена полностью соответствует тому, что вы получаете.

Моя оценка Хадаре находится где-то между 7 и 8 из 10. Рекомендовать ее могу непривередливым настольщикам, которые любят простой игровой процесс, красочное оформление и игры про драфт и сбор сетов.


Страница настольной игры «Хадара» на сайте издательства Hobby World

img_5502

17 Responses to Совсем не 7 Wonders — обзор настольной игры «Хадара»

  1. mistytotem says:

    Я бы игры сравнивал скорее с Paper Tales, которую сам люблю и уважаю)
    Почему? Потому что не совсем типичный драфт, стратегий почти нет, не хардкорная, «хардкорщики» и «гики» ещё на однообразность жалуются.

    Что на одну, что на другую, но! Игра рассчитана на быстрые и легкие партии, небольшие комбо и имеет осень приятный арт и цену (это я про Хадару или Paper Tales?)), а не на хардкор, который некоторые ждут. Зачем это делать, если игра изначально в другой весовой категории?

    А вам, Александр, спасибо за обзор) Раньше я даже притрагиваться не хотел, арт уж больно отталкивал, а после обзора понял, что не всё так и плохо) Может даже возьму, если на маленькие игры деньги останутся.

    • scafandr says:

      В Paper Tales не играл, к сожалению. И даже не изучал, поэтому не в курсе, что там делается.
      В обзоре заранее я и предупреждаю тех, кто ждет мозголомства, чтобы потом не было обид=) В целом игрушка приятная. Мне кажется, должна нормально продаваться

  2. biodji says:

    Хадара (Hadara) — с арабского «Цивилизация». Только написана транслитом, а не вязью 🙂
    Вполне согласен с твоими выводами. Ненапряжная игра, последнее время я чаще выбираю такие, когда хочу провести лайтовый вечер, но без амери. Единственное что, для меня 7 чудес Дуэль предпочтительнее обычной версии.

    • scafandr says:

      О, спасибо! Буду знать.
      А мне все-таки дуэль на балл ниже. Я вот сколько лет играю в 7 Чудес, на БГА все равно регулярно захожу за партеечкой.
      Доп к дуэли имеет смысл брать?

      • biodji says:

        Если честно, можно и без допа. У нас получилось так, что после того, как я приобрел доп — мы перестали играть в Дуэль. Сейчас игра опять возвращается на стол, но чисто база.

        • scafandr says:

          Я в Дуэль баловался с женой брата, которой игры дико зашла. Правда, она в обычные 7 Чудес не играла. Мы как-то с ней наигрались, и я забыл о ней. Про доп читал, что делает игру хуже, поэтому не брал.
          Надо будет расчехлить как-нибудь игру. Вспомнить=)

          • biodji says:

            Конкретно сейчас вспомнить Дуэль меня мотивировала именно Хадара ) Сам сыграл в неё уже всеми составами, скоро и обзор свой приготовлю

  3. Ирина says:

    Я всё в раздумьях по поводу Хадары. Люблю драфт и, может быть, со временем куплю. То, что это не хардкор было понятно сразу и по сложности на bgg и по отзывам. Но как семейная игра (а она таковой и задумывалась), по-моему, она получилась очень хорошей. Посмотрела на bgg по поводу допов — в 2019 году было два мини-дополнения. Ещё одно мини-дополнение, третье по счету, этого года доступно в виде pnp на сайте Hans im Glück. Интересно, будет ли большой доп в будущем? Спасибо за отличный обзор🙂

    • scafandr says:

      Я надеюсь, что какой-то доп будет. Можно что-нибудь добавить, имхо. Я бы и от минидопов не отказался бы=)
      Мне почему-то кажется, что вам для семьи вполне нормальная игра была бы. Хоть и не совсем в курсе вашего топа=)

  4. Сергей Григораш says:

    Спасибо за обзор. Как только появились какие-то отзывы думал, что это игра-цивилизация и заинтересовался. Но потом посмотрел летсплей и все понял: суходрафт с невнятным, хотя и ярким, артом. Даже как-то пробовать перехотелось. Лучше уж 7 чудес, в том числе дуэль.

    • scafandr says:

      Суходрафт — надо запомнить=) Прикольное слово.
      Мне кажется, лучше 7 Чудес нет ничего=)

      • timmyfoox says:

        В Хадару не играл, но вот вся эта прокачка треков и выборы что полезного взять, а от чего полезного отказаться, очень напомнили Прогресс. Последняя в компашке сперва не очень зашла, я даже играл исключительно соло-режим, но один раз случайно досталась из-под пыльных коробок, и понравилась всем. Может быть пора дать ей еще один шанс 🙂

        • scafandr says:

          Я Прогресс пропустил, потому что отзывы были прям совсем плохие. Потом ее много кто продавал на барахолке. На обзоры такое брать как-то рискованно=)

          • timmyfoox says:

            Я в свое время повелся на тему и карточки, ожидал новую Инновацию (репринта которой до сих пор жду во влажных мечтах), но получил совсем инное. Помню, что в игре разочаровался, и долго не доставал. Потом случайно сыграли, и прям положительные впечатления от партии у всех были, даже не могу тебе сказать, что изменилось. В общем, как и не вспомню, чем она не нравилась 🙂

            • scafandr says:

              Где ж ты был несколько лет назад, когда я Инновацию продавал=) Ушла куда-то к маме с ребенком. Я очень надеюсь, что ее дитенку игра зашла=)

              • timmyfoox says:

                У меня есть локализация от МХ, все хорошо) Я просто считаю, что это мог быть хит, как мачи коро, мечтаю допы увидеть. Но мой энтузиазм, видимо, не разделяют правообладатели 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: