О старом по-новому — К2

К2 — одна из игр, которые я привез домой с Игросферы, проходившей в славном городе Львове в 2012 году. В те годы я продолжал относится к еврогеймам настороженно и сам себе не мог толком объяснить, зачем я купил К2. Это игра имеет карточный движок (а это я всегда люблю), у нее были хорошие отзывы в интернете, да и в конце концов многие посетители Игросферы покупали эту настолку, вот и я решил не оставаться в стороне. Но если игра того же издательства IGames (Моя весела ферма) стоила копейки, то К2 кусалась по цене. Не я устоял, не смог, т.к. давно хотел попасть в горы=)

K2 Second Edition

Оригинальный обзор на игру тут

Все выше, выше и выше

В настольных играх есть очень много заезженных тем. Блуждание по подземелью с монстрами, драчки против Ктулху с культистами, ламповая ферма, средневековые монастыри с монахами, строительство городов и замков… И когда тебе говорят, что данная настольная игра посвящена подъему в горы, то ты удивляешься (аналогично как и шитью в Пэчворк). Какие такие горы? Какой вообще альпинизм? Вы с дуба упали что ли? Непопулярные темы рискуют понижением интереса настольщиков к игре. Но К2 именно такая необычная игра, которая сделала вызов заезженным темам. И автор  игры знал, на что шел.

Мне кажется, что именно эта игра выделяется в первую очередь темой. В ней очень здорово механика переплетается с сутью игры — подъемом на вершину высокой горы. У вас в распоряжении есть два альпиниста, задача которых состоит в том, чтобы за игру постараться добраться до самой высокой точки горы. Игрокам во время игры идти придется следить за здоровьем своих миплов-скалолазов, устраивать им периодические передышки, следить за изменением погоды, планировать подъемы и спуски. Все это автор делал с особенной любовью, т.к. сам является альпинистом.

The easier board for K2

(текст выше был написан в мае 2019 года, далее пойдет июль 2020)


Я делаю уже третий подход к написанию данной статьи. Серия заметок про «О старом по-новому» задумывалась как оценка проверки игр временем. Что я думаю об игре сейчас, спустя много лет? И на К2 все почему-то застопорилось. Я начал писать заметку 3 года назад. Практически все уже было готово, но когда я перечитал текст, то понял, что он наполнен каким-то непонятным хэйтерством. Как будто я решил свою накопленную злость излить на совершенно невинную безобидную игру. Тогда я решил попробовать сыграть еще раз, чтобы убедиться в том, что данная игра по моему мнению является плохой. Но так и не сыграл. Год назад я решил переписать заметку заново. Но после 5-6 абзацев меня снова потянуло на моральное уничтожение игры. При этом я опять же в нее так и не сыграл спустя несколько лет! Вкусы ведь со временем могут измениться. Сейчас я люблю евры, например, а тогда не любил. Может и К2 мне уже нравится на самом деле, а я про это не знаю?

В общем, я поставил себе цель сыграть в июле в эту игру и таки дать ей новую оценку. Я сыграл, и в итоге мне пришлось писать третью версию данной статьи=) Но зато я уже уверен в том, о чем пишу.

О К2 начали забывать. Это заметно по упоминаниям в интернете. Игра жива пока она есть в продаже. Вбил в поиске, открыл несколько беларуских и российских магазинов и выяснил, что уже не везде, но игру еще купить пока что можно. Т.е. так и не скажешь, что игра забыта и похоронена под грудой новых игр. Тем не менее сейчас об игре помнят только те, кто когда-то подсаживался на настольные игры через эту самую настолку. Пик появления новых душ настольщиков приходится как раз на 2011-2013-ые годы.

K2 - visualisation

Мне кажется, у игры есть один очень важный косяк, который называется стоимость. Я сам покупал К2 не за одну сотню гривен (дело было в Украине). Потом долгое время я пытался продать игру, и вроде как интерес какой-никакой у покупателей был, но даже когда я предлагал 50% от стоимости игры в магазине, ее все равно никто не брал. Потому что по факту за те, скажем, 100 рублей, которые просят за игру сейчас, можно купить еврогейм с кучей картона внутри. К2 предлагает вам только небольшое двустороннее поле, стопку карточек, горстку жетончиков и плашки погоды. Если бы эта игра стоила 50-60 рублей — это была хорошая цена за нее, имхо. На мой взгляд игровой процесс этой игры немного расходится с ценой.

О тематике я уже писал выше. Когда я играл на днях, то восторгался тем, как автор классно передал суть подъема в горы. Игровое поле поделено на 4 отрезка, которые отличаются между собой сложностью. Чем выше ты забираешься, тем твои альпинисты больше замерзают, погреться категорически нечем, условия становятся невыносимыми, а на одной клетке могут находится только два, а то и вовсе один альпинист. Вкупе с иллюстрацией огромной горы на поле это все выглядит просто восхитительно.

Когда я играл, то представлял в уме, как взбираюсь в гору, слушаю прогноз погоды на ближайшие несколько дней и решаю, продолжать ли мне подъем или установить палатку прямо здесь, где я сейчас стою, и хоть немного отогреться. Палатка всего одна, поэтому ее ценность велика. И очень надеешься, что спустя 3 дня погода улучшиться и я смогу продвинуться дальше. Очень атмосферно на самом деле!

One of aclimatisation cards

Задача в игре вроде как проста — нужно залезть как можно выше за 18 ходов, поставить на пике горы флажок и быстренько смотаться вниз. Все как в реальном альпинизме. Другое дело, что подняться на пик на самом деле очень сложно. Если уровень акклиматизации альпиниста упадет до нуля, то он просто-напросто погибает и завершает игру. Поэтому я ее называю симулятором окоченевших трупов. По-моему во всех партиях, в которых я играл, кто-то умирал. А кто-то умирал даже два раза, похоронив под снегом обоих своих альпинистов. В этом тоже кроется такой специфический момент игры, который не всем зайдет. Иногда ты поднимаешься высоко, набираешь новые карты в руку, смотришь на прогноз погоды и понимаешь, что у тебя нет шансов выжить. Ни подняться, ни спуститься, ни погреться — ничего не получится. И это дико обламывает, если игра находится на срединной отметке. Это как играть-играть, а потом понять в середине игры, что у тебя нет шансов победить, потому что 3 хода назад надо было сыграть по-другому.

И сейчас я расскажу о том, что меня в этой игре напрягает. Почему я три года назад и в прошлом году пытался объяснить, что в игре не так.

Summer weather cards

Для меня К2 — это игра-гонка. Это никакое не евро, не карточная игра, а игра-гонка, в которой надо быстрее всех дойти до нужной точки, преодолевая все преграды и невзгоды. У игры крайне простой движок. И тут я отбрасываю все тематики и предлагаю посмотреть сугубо на то, как работает игра.

У всех игроков одинаковая колода карт. Но карты приходят в руку случайным образом. Чтобы игроки хоть как-то могли контролировать рандом, они сразу берут в руку шесть карт, а оставляют на раунд только три из них. То есть мы всегда имеем выбор из 6 карт (всего их 18 в колоде). Далее у нас есть колода плашек с прогнозом погоды, которые затрудняют наш подъем в гору. Чем выше мы забираемся, тем хуже будут условия. Карт акклиматизации в колоде мало, поэтому они особенно ценны и их нужно оставлять на самый тяжелый случай.

Что получается? Получается, что мы просто сражаемся с рандомом, пытаясь предугадать, что случится с нами через несколько ходов. Из-за того, что каждый игрок набирает разные карты, хоть и из одинаковых колод, за столом получаются разные игровые ситуации. Один игрок может залезть на отметку 7к и ему ничего, а вы на 6к замерзаете и не знаете, что делать дальше. Т.е. я бы даже сказал, что это такая ситуационная игра, в которой нужно сражаться с тем, что вам выпадает в данный момент. В игре очень мало взаимодействия между игроками, можно даже сказать, что его практически нет в игре. Вы просто сражаетесь рандомом против рандома. Вы постоянно надеетесь на то, что когда вы доберетесь до нужной точки, то вам попадется 2 или 3 карты акклиматизации, иначе вам сразу наступит конец.

One of the cards.

С точки зрения фана тут все работает хорошо. Вы с трепетом набираете новые карты, с трепетом переворачиваете новую плашку с прогнозом погоды, и все это вызывает у вас бурные эмоции. Хотя не у всех вызывает, буду честен… Наверное, мне не повезло, но у меня не было дико эмоциональных партий в К2. Как-то ровно все. Лезешь вверх, сдох, потом пытаешься другим альпинистом набрать хотя бы 8 баллов… Помню, как-то в одной партии спрашиваю у тех, кто играл в К2 впервые — «ну как вам игра?». «Ну нормааааальная«, — говорят они, отводя в сторону глаза. И мы тут же играем во что-то другое. И никто больше не предлагает сыграть в К2 еще раз. Вот в этом и проблема. Плохо, когда игра не зажигает. Игр, которые просто развлекают, уйма. Практически любую настольную игру можно разложить просто для убийства времени. Но вот когда игра заставляет разложить ее еще и еще раз, вот это уже крутая настолка. И вот именно такие игры мы с вами ищем и покупаем себе в коллекцию.

Я ни в коем разе не хочу сказать, что К2 — плохая игра. Вот почему я очень хотел сыграть в нее еще раз и написать эту заметку, чтобы найти правильные слова для выражения мнения. Благодаря К2 я понял, что игры-гонки — не совсем мое. Если это легкий дешевый филлер на полчасика — тогда прикольно. Но К2 пытается косить если не под большие, так под средние игры уж точно. В такого рода игры я могу играть 1-2 раза в год, но часто точно не стал бы.

К2 чертовски красивая, чертовски тематичная игра, которая как раз выезжает за счет того, что других таких игр нет в природе. Тут автор игры большой молодец. Как же он здорово передал в своей игре ощущение от подъема в горы! А вот механика игры довольно обычная, как мне кажется.

Мне кажется, К2 может быть отличной настолкой для начинающих. Правила несложные, азарт присутствует. Может быть поэтому об этой игре так много вспоминали 7-8 лет назад?

Сыграв на днях в К2, я определился с оценкой на текущий момент — 7/10. Можно сыграть пару раз  в год, насладиться атмосферой лютого мороза и искрящегося на солнце снега. Но часто играть не буду — сердце разрывается от боли, когда мои альпинисты засыпают в снегах.

В конце добавлю пару наблюдений о текущем состоянии игры (чтобы статья имела оттенок полезности=)). Новое издание имеет квадратную коробку и включает в себя мини-дополнение Лавина, которое состоит из 4 новых плашек погоды, предупреждающих о сходе лавины.

K2: Broad Peak, REBEL.pl, 2011 – Game board for "Traverse of Broad Peaks"

В 2011 году вышло дополнение Broad Peak, включающее в себя новое двустороннее поле, жетоны и новые правила. Появилось два новых режима. В первом режиме игра длится на 3 дня меньше, у игроков нет палаток и в колодах уменьшается количество карт акклиматизации. Во втором режиме можно посетить 3 пика горы сразу и заработать этим дикое количество очков.

K2 Lhotse packshot

А в 2018 году Адам Калужа (автор игры) разродился еще одним дополнением — Lhotze. В коробке лежит снова новое двустороннее игровое поле и новые тайлы погоды. Доп выделяется тем, что в нем игроки могут сами себе прокладывать маршруты между точками, используя карабины.

Проанализировав то, что нам предлагают дополнения, я могу сказать, что это все просто больше того же самого (more of the same), что было в базе. Самое интересное — у допов выше оценки, чем у базы=) В общем, допы фанатам будут весьма кстати.

Фух, я очень рад, что разобрался с этой игрой и теперь можно приступать к анализу другой старой игры — Ghost Stories =)

P.S. где в Беларуси можно достать дополнение к Ghost StoriesWhite Moon, а?

11 Responses to О старом по-новому — К2

  1. Николай Золотарев says:

    В последнее время, как это не удивительно, нередко натыкаюсь на игры про альпинизм. Самое большое впечатление на меня произвела Summit. Это почти полна противоположность К2 — махровый америтреш. Но каждый раз прям очень крутые ситуации возникают.

    В К2 раньше тоже очень хотел сыграть, но потом она совсем пропала с радаров.

    • scafandr says:

      Глянул Summit на BGG и вспомнил — видел, как игру показывали то ли в Эссене, то ли на Дженконе. Мне сразу показалось тогда, что игра довольно специфическая для широкого круга настольщиков. Оформление тайликов довольно специфическое. Но оценки примерно одинаковые у обеих игр=)

      • Николай Золотарев says:

        Мне тоже казалась очень специфической. Но удивительным образом, мне очень понравилась. По моим ощущениям, это прям идеальный америтреш. Очень меня увлекает история. Гораздо больше, чем в поисках Ктулху или убийстве зомби.

  2. biodji says:

    О, К2 — одна из самых первых игр, что я вообще купил (а покупать игры я стал чуть позже, чем играть в них). Лёгкая семейная игра про смерть в горах 🙂 У нас всегда кто-нибудь, да умирал в партии. Да, достаётся она всего раз в году, но я всё равно в прошлом году взял себе в коллекцию и Broad peak и Lhotse. Правда разложить второй доп руки так пока и не дошли…

  3. Ирина says:

    Когда-то тоже ходила долго вокруг нее, но… так и не купила. Хорошая игра, но не зацепила настолько, чтобы попасть в коллекцию. Спасибо за новую статью, очень интересно и полезно читать о игре и трансформации мнения спустя годы (во всяком случае мне)☺️

    • scafandr says:

      Ну и как по ощущениям, не подходит под ваши семейные посиделки?

      • Ирина says:

        Дело не в том, что не подходит… Дело в том, что игра должна меня «зацепить» и зацепить настолько, что, невзирая на ее «особенности» и «недостатки», о которых пишут в обзорах или отзывах, я все равно со стопроцентной уверенностью хочу её купить. При этом я отдаю себе отчёт в том, что в реальности (при непосредственной игре) она может оказаться не совсем такой, как хотелось бы. Если по какой-то причине у меня есть сомнения, я оставляю игру «отлёживаться». Вот так К2 у меня и «отлёживалась», а со временем и вовсе пропала из списка возможных приобретений. При этом я не могу сказать, что заподозрила её (или другую игру) в «плохости». Просто, если игра не цепляет сильно сразу, а со временем интерес и вовсе падает, то я не вижу смысл тратить деньги на покупку.

        • scafandr says:

          Вы тоже прошли тем же путем и сделали вывод, что и я=)
          Когда-то я составлял список игр на покупку. Это было где-то в 2011 или 2012 году. Сначала у меня там было 4-5 позиций. Потом 10, 20… Список быстро рос, т.к. я больше серфил в нете, читал обзоры, посещал магазины и смотрел новинки, которые там появлялись. И когда я собирал деньги на покупку новых игр, я открывал этот список и анализировал, что я хочу купить. Спустя год-два я понял, что постоянно «выигрывают» те позиции, которые были добавлены позже. Помню, как Memoir’44 всегда были первыми в списке, т.к. я их добавил в самом начале. Но я никогда не выбирал эту игру. А потом я понял, что я никогда ее не куплю. Ни ее, ни те, что рядом с ней. Потому что есть крутые классные новинки, зачем мне игра, которая вышла 7 лет назад и о которой давно все забыли. Ведь есть новые игры, хайповые. И я тогда сильно почистил этот вишлист.
          С книгами тоже была похожая ситуация. Я старался покупать то, что было первым в вишлисте. Но очень хотелось почитать последнее. Потом некоторые позиции, которые я очень хотел купить, пропадали, потому что тираж заканчивался и доптиражей не было. И мне какой-то офигенской книги мне приходилось брать хорошую, но не офигенскую. И тогда я тоже решил, что не буду мучится с этими списками и просто буду покупать то, что хочу в данный момент. И если что-то давно лежит в списке, но не покупается, значит оно мне не нужно. Надо быть жестче=)

  4. Тимур says:

    Нравится мне вот этот формат, всегда интересно узнать как мнение может изменится с прошествием времени. А сама игра выглядит любопытно, я бы попробовал, но покупать ее точно не буду.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: