Почему люди до сих пор не бегут из Аркхэма? — обзор книги-игры «Тайны Аркхэма» (без спойлеров)

Я часто пишу, что я вроде как не фанат детективов, мне не требуется их иметь в большом количестве и все такое. Но сам потихоньку обрастаю и книгами, и играми=) Вот какой интересный парадокс=) Наверное, это все потому, что этот жанр сейчас сильно популярный, модный, поэтому выходит много разных интересных вещей, которые манят и переливаются всеми цветами радуги.

Например, можно ли вообще пройти мимо игры по мотивам мифов Лавкрафта? Если вы впервые слышите это имя или если не питаете сильных чувств к хтоническим сущностям, то да, пройти мимо можно, даже не повернув голову. Но если вы, как и я, фанат этого дела, то конечно же вам будет интересно узнать, что нам такого предлагают в Hobby World на модную ныне детективную тематику.

А называется сие чудо Тайны Аркхэма. И я не могу назвать это настольной игрой. По крайней мере в привычном понимании этого слова так точно. Это книга-игра, в которой нам предлагают раскрыть 8 таинственных дел. Я долго готовился к этому обзору, и наконец-то готов рассказать вам об этой игре.

P.S. некоторые картинки взяты из интернета и с этой игрой никак не связаны.

img_5897

Комплектация

Игра поставляется в довольно большой коробке с типичной для игр про Ктулху артом. Коробка не сильно тяжелая, и вот что находится внутри нее:

  • большая карта город Аркхэм;
  • правила игры;
  • большая и толстая книга расследований;
  • книга адресов;
  • 8 ч/б газет (на самом деле это просто четыре двусторонних листочка);
  • карты допуска;
  • счетчик времени;
  • лист союзников.

img_5899

Самое основное в этой коробке — это книга расследований и адресная книга. Книга расследований будет направлять вас по сюжету и рассказывать страшные истории. Адресная книга будет подсказывать, где находится в городе тот или иной персонаж или здание.

Иногда вам придется обращаться к карте города, когда будет не совсем понятно, куда двигаться дальше, но имея несколько намеков.

Счетчик времени показывает, когда закончится игра.

img_5930

Газеты могут подсказать о том, о чем смолчали жители города, с которыми вы общались.

img_5907

Качество компонентов очень хорошее. Особенно порадовала книга расследований. У нее полностью все страницы глянцевые и цветные. Внутри нее вы найдете много классных рисунков. На обложке красуется рельефное изображение Ктулху, которое очень приятно трогать перед новым расследованием=)

Качество 5/5.

Как в это все играть

Я так долго тянул со знакомством с игрой, потому что мне казалось, что это какая-то серьезная детективная игра, в которой нужно много думать, много обсуждать, принимать трудные решения… Это же все-таки детективная игра! Поэтому я готовил себя к чему-то эпичному. Когда же я прочитал правила игры, то первая моя реакция была что-то типа «хаха!», т.к. оказалось, что ничего сложного в Тайнах Аркхэма на самом деле нет. Это просто как читать книгу и периодически немного думать и анализировать.

Авторы игры вам предлагают раскрыть 8 дел, которые связаны со странными событиями в Аркхэме. Каждое дело попахивает культами, ведьмами и всякими другими потусторонними вещами.

img_5901

В начале каждого дела вы берете книгу расследований, открываете первую страницу выбранного дела и читаете о том, что вам сообщает о происшествии Генри Армитедж, профессор местного университета. Профессор может сводить вас на место преступления или может дать указания просто из своего кабинета. Вам нужно внимательно читать или слушать (если вы использовали аудиозапись с помощью своего смартфона при сканировании кода на странице книги) все, о чем вам говорят. Все названные фамилии и места ведут вас к возможному раскрытию дела.

img_5909

Далее вам придется еще пользоваться картой Аркхэма, свежими номерами местной газеты и книгой адресов.

Всю полученную во время игры информацию нужно записывать в блокнот, т.к. просто так смотреть то, что вы смотрели раньше, посещая разные адреса, можно только с помощью траты хода. Это немного странное на мой взгляд правило, но оно довольно реалистичное.

img_5925

Как происходит расследование? Вы анализируете полученную информацию и решаете, куда вы хотите сходить в городе. С кем встретится, какое место посетить. Например, Армитедж вам посоветовал обратиться в библиотеку, дополнительно назвал имя и фамилию случайного свидетеля, а в газете вы вычитали, что в местной церкви произошло что-то странное, что может вас заинтересовать. В итоге у вас есть 3 точки, которые можно посетить.

img_5933

В книге адресов собраны абсолютно все адреса заведений и все фамилии горожан. Так что если вы знаете точно, куда вам нужно пойти, вы берете книгу адресов, ищете нужную фамилию (или название места), находите там номер дома (например, У1, Ф5, А18) и смотрите, есть ли такой параграф в книге расследования. Т.е. вы этим самым как бы передвигаетесь в новое место. При этом тратится один ход.

img_5911

Если такой параграф есть, то вы читаете все, что там написано. Например, вы звоните в дверь, вам открывает нужный вам человек, вы у него что-то спрашиваете и получаете важную информацию. В любом месте, которое вы посетили, вы можете как продвинуться в расследовании, так и не получить никакой информации. Например, вам сообщают, что заведение было закрыто или человека не оказалось дома.

img_5939

На раскрытие преступления вам отводится определенное количество ходов. Например, это может быть 5 дней, в каждом из которых есть 3 фазы, что в целом представляет собой 15 ходов.

img_5917

По завершении времени вы обязаны открыть страницу с вопросами в книге расследования. Там будет около десятка вопросов, на которые вы должны дать ответы. Каждый правильный ответ дает некоторое количество очков. Также за некоторые действия вы будете получать штрафные очки. Например, если Армитедж рекомендует пройти дело за 12 ходов, а вы потратили все максимальные 18, то за каждый дополнительный ход вы получите 1 штрафное очко. Также штраф можно получить, если вы на своем пути встретили что-то ужасное, что лучше было бы обойти стороной. Вы испугались и получили -1 балл.

img_5922

Далее вы суммируете очки и читаете, в итогах, чего вы достигли. Тут может быть 3 варианта — 1) вы успешно прошли дело и вами гордится Армитедж, 2) вы таки раскрыли дело, но можно было бы сделать это лучше, 3) вы плохо справились с раскрытием преступления или вовсе его провалили, но в следующем деле Армитедж вам за это даст небольшой бонус.

В некоторых делах вам понадобятся карты допуска. Например, в некоторых локациях их можно получить, а в некоторых при предъявлении этих карт вы сможете узнать нечто большее, чем вы узнали бы, если бы у вас не было нужной карты.

Вот такой несложный игровой процесс получился.

Впечатления

Тайны Аркхэма я планировал пройти еще зимой. Казалось, что это отличная вещь для коротания времени долгими зимними вечерами. Я все думал, как бы это собрать друзей, которые шарят в том, кто такой Лавкрафт, да пораскинуть мозгами, проходя впечатляющие расследования. И я всех пугал тем, что это детектив, тут надо думать, все очень серьезно… Друзья пугались и говорили — давай потом.

img_5904

Как оказалось, пугались совершенно зря. Видимо, сказывался опыт прохождения серии Exit, когда порою было так трудно и мучительно думать, что ты игру начинаешь тихонько ненавидеть. У Тайн Аркхэма нет ничего общего с играми-квеструмами. Я эту игру охарактеризовал как симулятор бродилки. Есть в компьютерных играх похожий жанр, когда вы просто ходите туда-сюда, с кем-то общаетесь и в итоге куда-то выходите, тем самым проходя игру. Здесь мы тоже ходим по разным адресам, что-то узнаем и потом отвечаем на вопросы.

После прохождения первого дела я даже немножечко был подавлен тем, как в этой игре все проходит просто и быстро. Первое дело мы прошли буквально минут за 40. При этом все нужные адреса и фамилии в книге были выделены жирным шрифтом. «Наверное, стоит навестить кинотеатр. Также нам может быть полезна Мэри Сью«. Из-за этого я как-то немного расстроился, потому что все было настолько легко, что мне было не понятно, от чего в этой игре можно получить удовольствие.

img_5915

Правда, потом я приступил ко второму дело и увидел, что там знаковые места и фамилии уже не выделяются. В целом, первое дело можно назвать обучающим. Нам показывают, как игра работает и на что нужно обращать внимание в первую очередь. Так что обязательно это учтите, когда будете раскрывать первое дело. Дальше все будет гораздо интереснее.

По старой доброй традиции начну сразу рассказывать о том, чем мне игра понравилась.

То, что Тайны Аркхэма оказались не тяжеловесными, а наоборот довольно несложными в освоении, для меня оказалось большим плюсом. Если бы мне сразу сказали, что игра такая, то я бы в нее сыграл ее зимой и не ждал, пока не найду желающих сыграть в хардкорный, как я думал, детектив. Игра очень проста в изучении. Буклет правил небольшой, он легко и быстро читается. Все самое основное спрятано в книге расследования.

img_5918

На одно дело у нас тратилось где-то около 45-60 минут. Конечно, если очень долго обсуждать полученную информацию и не торопиться с передвижениями, то можно потратить на дело и несколько часов. По сути, за один вечер можно пройти несколько дел за раз. Но я быстренько отмел эту идею, т.к. мне наоборот хотелось растянуть прохождение игры. Поэтому я для себя выбрал режим «один вечер — одно дело». И так играть мне очень даже понравилось. И от игры не устаешь, и темп не падает, и ты с нетерпением ждешь следующей партии.

Несмотря на то, что общая суть всех дел одинакова (посещение мест и получение информации), все-таки в каждом деле есть какая-то отличительная особенность. Я пообещал в названии обзора, что не буду спойлерить, поэтому подробности раскрывать не буду. В этой игре интересно все изучать самостоятельно. В каждом деле появляется что-то новенькое, какой-то новый механизм расследования. В следующем деле этот механизм может остаться и добавиться новый. Из-за этого у меня не было ощущения, что истории повторяют друг друга. Где-то мы ищем конкретного человека, где-то ищем нескольких людей, где-то ищем место, которое может находиться не только в реальном мире, и т.д.

img_5920

Игру сложно назвать линейной. В ней нет одного пути прохождения. Да, есть быстрый путь, про который вам расскажет в самом конце Армитедж, но иногда интереснее посетить побольше интересных мест, чем быстро пробежаться из точки А в точку Б. Я не раз находил в разных параграфах книги схождение в одной точке местности. Т.е. чтобы раскрыть дело, можно пойти в три разных места и все они в итоге укажут на что-то одно. Другое дело, что из одного места вы сразу попадете в нужную точку, а из другого вы тоже туда попадете, но потратите на это больше ходов.

Вот простой пример. Я опросил таксиста, знает ли он что-то о случившемся. И тот сказал, что нужного мне человека обычно можно встретить в таком-то заведении. Я узнал полное имя и фамилию искомого человека, пробил его по адресу. У меня было 2 выбора — пойти сразу туда, куда указал таксист, или пойти к нему домой. Я решил пойти домой. Но там его не оказалось. Дверь открыла жена нужного мне человека. Она сказала, что обычно ее муж в это время находится там, где и говорил таксист, но сегодня он вроде должен быть в другом заведении. Итак, у меня снова появилась дилемма — пойти туда, где человек обычно сидит, или туда, где он по словам жены должен быть сейчас. Я решил пойти по совету таксиста в ресторан. Но там мне сразу сказали, что сегодня нужный мне мужик в другом месте, о котором говорила жена=)

Получается, что я потратил 4 хода, чтобы найти того, кто мне был нужен. А мог потратить только 3, а может и даже два, если бы нашел еще один путь. Иногда самые простые пути очень сильно шифруются. Например, если кто-то говорит, что некто любит поддерживать себя в форме, то вероятнее всего он будет в каком-нибудь спортзале. И возможно такое место будет единственным в городе. Поэтому это как бы тонкий намек, раскусив который ты экономишь время. А чтобы найти прямое указание, куда идти, нужно потратить больше времени.

img_5923

Как-то раз мы нашли один артефакт, а мне нужно было еще найти человека, который связан с этим артефактом. Про вещицу нам подробно рассказали и указали на то, что человек должен быть в школе. А школ в городе штук 5. Я посмотрел название всех школ и подумал, что раз вещица издалека, то название одной школы ей очень подходит. Но решил, что я скорее всего ошибаюсь. Через несколько ходов оказалось, что нужный мне человек действительно работает в той самой школе, о которой я подумал=) Может быть совпадение, а может и нет=)

Особый шарм игре придают газеты. На каждое дело приходится один номер. Правда, где-то 90-95% газеты будет представлять собой пустую информацию, но кое-что занятное там вы точно найдете. Как правило, все, что представляет собой интерес в номере, вы сразу поймете. Кого-то убили, похитили, какие-то странные дела творятся в церкви или библиотеке… Вот бы еще кофе поставляли в коробке вместе с газетой=) Можно было бы расслабиться и погрузиться в реальную атмосферу детектива=)

Тайны Аркхэма — довольно тематичная игра. Если вы поклонник вселенной мифов Ктулху, то вам однозначно будет интересно окунуться в происходящее в этой игре. Я как раз-таки тот самый поклонник, поэтому с точки зрения тематики игру оцениваю высоко. У меня было ощущение, что я всякий раз читаю очередной рассказ по вселенной. Здесь как раз таки больше хоррора и саспенса, чем унылой детективной слежки и допросов, что мне и понравилось.

img_5924

Игра выглядит отлично. Несмотря на то, что компонентов в ней не очень много, все равно смотреть на них довольно приятно. Особенно удалась книга расследования. Внутри нее вы найдете множество рисунков, выполненных в разной технике.

С другой стороны, хочется отметить, что из книги можно было бы сделать небольшой артбук, чтобы после прохождения книгу можно было оставить в коллекции как красочное издание по любимой вселенной. Для артбука картинки в книге все-таки маленькие и их не так много, как хотелось бы.

На мой взгляд идеально играть в Тайны Аркхэма от 1 до 3 игроков. Больше будет не очень интересно, т.к. это будет балаган. Все равно все игроки играют сообща. Тут нет персонажей на каждого игрока, все играют вместе, как один. Поэтому если играть большим составом, то кто-то точно будет скучать и слушать, как кто-то руководит процессом. Кстати, проблема альфа-игрока тут есть совершенно точно есть. Если кто-то начнет затыкать всем рты и командовать парадом, то играть в Тайны Аркхэма будет один человек. Но это не проблема игры, а компании (всегда так считаю). Идеально же играть вдвоем. У вас есть жена, подруга, друг? Отлично! Это игра как раз для вас.

img_5927

А теперь я пройдусь по специфическим моментам игры. В данном случае это не очевидные минусы, но такие штуки, которые для кого-то будут плюсом, а для кого-то минусом.

В детективных играх часто устанавливаются некие рамки, которые заставляют тебя ценить каждый ход и не тратить каждое перемещение попусту. Иначе было бы очень легко проходить, ведь ты можешь всех опросить, все узнать и отгадка давалась бы слишком легкой ценой. В Тайнах Аркхэма есть счетчик времени, который контролирует прохождение. Хорошо это или плохо?

В плане ощущения какого-то страха за то, что ты не успеешь все выполнить, тут все отлично. Вот почему имеет смысл вместе обсудить, куда лучше пойти, а не принимать решения наобум. Конечно, не обязательно вы выберете совместно правильный путь, но все же. Если бы счетчика не было, то вам было бы все равно, куда идти. Мой внутренний манчкин терзает меня постоянно за то, что мне хочется залезть в каждый угол, опросить всех, кого я знаю, и узнать все-все-все. В каждом деле уйма параграфов, которые скрывают какие-то секреты, но все посетить за отведенное время вы просто не в состоянии. 

Более того, игра заставляет вас стараться закончить прохождение раньше установленного срока. Допустим, вам можно это сделать за 15 ходов, но идеально закончить за 9. И когда наступает 9-ый или 10-ый раунд, то вы понимаете, что вроде вы чуть-чуть уже разобрались в том, что в итоге произошло, но очень хочется проверить еще пару мест. Вдруг там вы найдете какие-то новые нюансы. В конце концов вы же без понятия, что у вас будут спрашивать в итоге. Меня этот момент очень терзает. И я всегда плюю на то, что можно справиться пораньше, и использую все ходы, чтобы узнать побольше.

img_5929

И такой манчкинизм, который у меня проявляется, чреват тем, что по итогу я могу провалить дело, ответив на все вопросы. После определенного хода ты начинаешь получать штрафы. А если залезть туда, куда не надо, можно получить дополнительный штраф за описанные от страха штаны. И вот вы отвечаете на вопросы, почти на все дали правильные ответы. Потом вычитаете штрафы, сверяетесь с таблицей… И вам говорят, что вы завалили дело.

Как??? Как можно завалить дело, ответив практически на все? По-моему, я ни разу не прошел ни одно дело идеально. У меня всегда были средние или низкие результаты. Причем чем более позднее было дело, тем меньше баллов я набирал. В итоге я плюнул на баллы и просто получал удовольствие от того, на что я тратил все ходы до последнего.

Вопросы вас могут сильно удивить. Как правило, половина из них касается конкретного дела, которое вас просит раскрыть Армитедж, а половина — это какой-то случайный вбоквел, о котором можно узнать по мере прохождения. Так вот если не лезть в дебри, о вбоквеле вы никогда не узнаете. Так что в целом мне ситуация с очками показалась немного странной. Как бы получается, что чем раньше закончишь, тем меньше штрафов наберешь. Но при этом не узнаешь много интересного и не получишь дополнительные очки.

img_5935

Надо ли шевелить мозгами в Тайнах Аркхэма? И да, и нет. Такого хардкора, как в каком-нибудь Exit тут нет. Здесь нет головоломок и ребусов. Но надо уметь анализировать полученную информацию. То есть проявлять те навыки, которые присущи всем сыщикам. Повторю то, что я писал выше — это симулятор бродилки. Ваша задача — правильно выбирать новое место. Если вы идете правильным путем, игра будет вам давать новые подсказки. Это игра про разные интересные истории, леденящие душу.

Вопросы иногда кажутся очень странными. Допустим, в каком-то моменте вы посещаете левого человека, который вам особо ничего не рассказывает, и вы спокойно идете дальше. А в конце у вас спрашивают — как звали того человека? Фишка в том, что подсматривать пройденные параграфы нельзя. Вы должны все записывать на листочек. Поэтому если вы не записали имени того человека, то вам будет сложно получить очки.

Cultist of Cthulhu, AtomicSpaghetti (me), digital 2D, 2020 : Art

Не совсем понял, зачем в этой игре карточки-допуски. В смысле физические карточки. Я вполне легко записываю полученные номера карточек себе на листочек. Я их даже не доставал ни разу из пакетика за все время.

Надо ли читать Лавкрафта до Тайн Аркхэма? Лично я считаю, что в любой игре по мифам Лавкрафта было бы круто, если бы игроки хоть какое-то понятие имели о том, что это за сеттинг. На моей памяти хватало партий, когда игроки разочаровывались во всяких Ужасах Аркхэма, потому что они слабо понимали, что тут к чему. Кто такой Ктулху, Йог-Соттот, Хастур и т.д. Конечно, это совсем не значит, что без знания лора категорически нельзя играть в такие игры. Может быть наоборот кто-то после игры пойдет и купить книгу или почитает что-то в интернете. У меня была одна такая знакомая, которая спокойно играла в УА и получала удовольствие без особого понятия, что тут к чему. Как бы хоррор и хоррор.

img_5938

Но именно в Тайны Аркхэма вам будет проще играть, если вы кое-что читали. Вы будете по небольшим подсказкам понимать, с кем вам предстоит иметь дело. То есть некоторые ответы вам дадутся меньшей кровью. Для меня, например, это плюс, т.к. я во время игры встретил много знакомых лиц и созданий.

Если вы привыкли в других играх в том же сеттинге сражаться, стрелять, убивать и закрывать порталы с помощью магии, то вынужден вас разочаровать — Тайны Аркхэма не про это. Это детектив, в котором нет погонь, перестрелок и всего такого.

Ctulhu, #fantasy, #pictures, #Ктулху, #фэнтези, #картинки https ...

Некоторые моменты требуют от игроков интеллектуального развития. Да, в одном месте я почувствовал себя тупым. При прохождении одного дела мне кто-то ненароком сказал, что в спикизи лучше знают о том, что мне нужно. Я решил, что это какой-то местный жаргон, который ничего не значит (я имею в виду «спикизи»). Speak easy переводится как говорить тихо. Я воспринял это буквально. У меня была мысль, что может быть это какое-то место, просто я не понимаю, что именно имеется в виду, но быстро полистав адресную книгу я ничего не нашел. В итоге нами было потрачено несколько пустых ходов, пока нас не тыкнули носом, что спикизи — это конкретное место, где продают нелегально алкоголь. И да, оно все-таки есть в адресной книге. Вот такая забавная ситуация.

Satibalzane | Lovecraft art, Scary art, Dark fantasy art

Прохождение все-таки довольно рельсовое. Несмотря на то, что к одному выходу можно придти несколькими путями, мне как-то трудно было запутаться в прохождении. Все равно кто-то тебе даст хорошую подсказку, куда идти дальше. Главное, не забывать, что в книге всегда есть несколько помощников, которые готовы придти на помощь в трудную минуту. Но да, на них тратятся ценные ходы…

С реиграбельностью тут на мой взгляд никак. С одной стороны когда вы проходите дело и не отвечаете на часть вопросов, то у вас есть желание попробовать пройти еще раз. Но при этом вы будете повторно проходить 50%, а то и больше, пройденной игры. То есть разница будет буквально в мелочах. Интересно ли вам проходить то, что вы и так уже знаете?  Интересно ли вам находить ответы на вопросы, которые вы знаете? Например, у вас спрашивают — в каком место пастор нашел улику? «Аааа, так это к пастору надо идти!». Это разве интересно? Мне нет. Поэтому я ничего не перепроходил. И у меня ни разу не было такого, чтобы я не понимал, что вообще в итоге произошло и почему.

img_5942

Более того, я не уверен, что я забуду прохождение через лет 5. У меня довольно хорошая память. Конечно, нюансов я помнить не буду, но основные моменты точно сразу же всплывут в голове. Поэтому я скорее всего после этого обзора или подарю игру или продам. Конечно, книга расследований очень клевая, но если она будет просто у меня лежать на полке, то толку в ней будет мало. А так хоть кто-то еще сыграет.

В правилах написано, что во время чтения параграфов надо стараться не смотреть на соседние параграфы. Честно говоря, порою это очень трудно сделать. Например, когда вы ищете С15, а рядом есть С10 и там куча текста и в конце вы замечаете, что там дают карту допуска, то прекрасно понимаете, что надо как-то попасть на С10. Особенно это забавно бывает, когда вы выбираете между двумя соседними адресами. Там подсмотреть правильный адрес просто крайне легко. В книгах-играх обычно эти параграфы перемешаны между собой, поэтому два параграфа, которые являются продолжением друг друга, рядом быть никак не могут. А в Тайнах Аркхэма могут.

Cthulhu Mythos - Wikipedia

По-моему практически во всех делах трудно понять, все ты раскрыл или нет. Хватит ли той информации, которую ты нарыл, чтобы ответить на все вопросы? Поэтому иногда ты продолжаешь что-то искать, а в итоге оказывается, что ты уже как бы раскрыл дело и можно было ставить точку ходов 5 назад. То есть какого-то грандиозного финиша я в делах не видел. Вы можете только догадываться, что вот это наверное уже конец.

Ну и последний момент, Тайны Аркхэма — это не настольная игра в ее прямом понимании. Здесь нет фишек, нет привычных механик, нет перемещений по карте фигурками. Представьте себе, что вы читаете книгу, но только вам не автор книги говорит, что делает главный персонаж, а вы сам им управляете. Автор спрашивает — вот после того, что вы узнали, куда вы хотите передвинуть фишку вашего героя? Вы говорите — туда. И автор вам рассказывает, что там происходит, куда вы передвинулись. Я знаю людей, которым игра (эта или похожая) совсем не зашла, потому что люди ожидали другого. Ожидали Ужаса Аркхэма, а получили книгу.

Azathoth | The H.P. Lovecraft Wiki | Fandom

По сравнению с Шерлоком Холмсом

Во всех чужих обзорах я видел этот пункт, потому что вроде как обе эти игры используют одну механику. «Вроде как» — потому что в ШХ я не играл. У меня в этом обзоре не будет этого сравнения, к сожалению. Я поспрашивал у тех, кто играл в Шерлока, и судя по тому, что они мне рассказывали, игры действительно очень похожи (там тоже есть книга расследований и походы туда-сюда по карте). Вроде как даже Тайны Аркхэма были слизаны с ШХ.

tylerdscott: Nebulous Nightmares by Matthew Attard. | Cosmic ...

Так что я думаю, если вам ШХ пришелся по вкусу, то и Тайны Аркхэма будут интересны. Имхо, конечно же.

Вывод

Конечно, Тайны Аркхэма нельзя назвать идеальной игрой. Как видите, всяких шероховатостей у нее хватает. После первого дела я вообще был сильно удивлен — что в игре вообще такого крутого, о чем я читал в чужих отзывах? Но каждое следующее дело только распаляло мой интерес. Я ждал каждого вечера, чтобы пройти новое дело, встретить старых знакомых по мифам Говарда Лавкрафта и узнать, что случилось с очередной жертвой в Аркхэме.

Мне игра показалась реально интересной и достойной внимания. Если вы поклонник всего про Ктулху — обязательно сыграйте в Тайны Аркхэма. После прохождения 8 дел у меня остались только позитивные эмоции, я бы с удовольствием сыграл во что-нибудь еще такое же. Можно про Ктулху, можно про вампиров или киберпанк — мне все равно. Я отлично провел время за игрой. Идея интерактивной книги-игры мне показалась очень клевой.

Так что рекомендую и ставлю игре 8/10.


Страница игры «тайны Аркхэма» на сайте издательства Hobby World

Dagon by Satibalzane.deviantart.com on @DeviantArt | Dibujos dark ...

17 Responses to Почему люди до сих пор не бегут из Аркхэма? — обзор книги-игры «Тайны Аркхэма» (без спойлеров)

  1. Ирина says:

    От любителя детективов большое спасибо за обзор😀 Я из тех, кто прошел мимо мифов Лавкрафта. Всегда любила детективы, ужасы, фантастику, мистику, но не фэнтези. С удовольствием бы попробовала, но покупать точно не буду, опять же, книги-игры — не мой жанр. Я лучше книгу почитаю… Причуды характера, если так можно выразиться. Но… возможно и прочту что-нибудь из его произведений — вот что ваши обзоры с людьми делают😂😂😂

    • scafandr says:

      В принципе, если бы мне сказали, что вот есть крутая книга примерно про то же самое, я бы тоже прочитал книгу. Я из когорты читателей=) Зато если кто читать не любит — Тайны Аркхэма вполне ок=)
      Лавкрафт очень специфический писатель. Следует понимать, что он писал давно и это накладывает оттенок. Все-таки хоррор потом ой как сильно развился. Там и хоррора как такового мало, больше атмосферы. Выборочные произведения весьма симпатичны. А если брать все подряд, то можно легко нарваться на рутину и словоблудие=)

      • WindUpBird says:

        Вот я и нарвался после «этих ваших» ужасов Аркхема xD
        «Хребты безумия» неплохие, а «Зов Ктулху» вообще ни о чём.
        Я, вероятнее всего, не знаю матчасть, но его последователи так развили тему Ктулху или это всё из одного рассказа высосано?

        • scafandr says:

          Я помню, как с трепетом начинал читать Зов Ктулху. Думал, ну капец, сейчас меня понесет в хорошем смысле этого слова. А рассказ оказался таким… ну таким… ну очень простым. А ведь именно там как бы появляется тот самый Ктулху. Великий Ктулху!
          Помню, как лежал в больнице и взял с собой Лавкрафта. Меня попросил дать почитать книгу мужик, которого где-то по пьяни ножом пырнул. Я с улыбкой дал Лавкрафта. Тот прочитал страниц 100. Потом отдал и говорит: «Ну как тебе сказать…Очень странные рассказы, конечно… В них что-то есть… Может тебе они и нравятся… Но я тебе скажу так, только ты не обижайся — это какая-то несусветная херня».
          Лавкрафт просто писал все, что было у него в голове. У него не было четкой картины или затеи. Просто хотелось заселить мир чем-то из какого-то другого мира страха и ужаса. Типа, придет бука и всех убьет. Я думаю, что тут скрывается некий психологический портрет Лавкрафта, который вероятно считал себя неудачником. Типпа, я ничего не могу сделать, но Ктулху… он вас всем порешит. Если проснется и у него будет плохое настроение…
          Его последователи развили идеи Лавкрафта. Существ наплодилось еще больше. Тут в принципе вообще можно придумывать хоть каждый день новых Азатотов и Йог-Соттотов.
          Эту уже после смерти Лавкрафта все эти мифы привели к какой-то одной системе. У него самого никакой иерархии особо не было

  2. mistytotem says:

    Игра классная, поддерживаю)

    Но вот не соглашусь, что было бы неплохо прочитать что-нибудь из Мифологии Ктулху до ознакомления с игрой. Суть в чём: если ты разбираешься в мифах, что буквально с завязки и одного-двух первых контактов становится понятно вокруг чего всё строится. Дошло до того, что я разгадывал внутриигровые загадки не потому что нашёл ответы в контактах, а потому что знаком с Мифологией…

    Это, конечно, спорный момент, но мне он удовольствие подпортил.

    • scafandr says:

      У меня тоже такое было=) Просто мне показалось, что если кто совсем ничего не читал и не слышал, тому будет сложнее разгадать. Например, я и так знаю, из чего сделан Некрономикон. Не проходя ничего в книге=) Это да, минус… Но с другой стороны, если человек не знает, что его ждет, ему сеттинг может не зайти от слова совсем. Есть такие люди.

  3. Andrei Ivanov says:

    У меня в компании игра зашла очень хорошо (именно атмосферой!), но не уверен, что захотим играть в аналогичную игру с другой тематикой (смотрел на агенство время и шерлока холмса и не решился купить). Тайны заказывал через краудрепаблик, поэтому удовольствие растянулось еще на 9-е расследование (плюс еще какие-то мелкие бонусы были). Про то как выглядит игровой процесс имел смутное представление — знал, что лавкрафт и что чего-то там расследовать надо и не сойти с ума. Играли в 5-6 человек, одно расследование занимало 2-3 часа. С первой игры как-то автоматически распределились роли — один игрок с выражением читал книгу, стараясь не смотреть в соседние абзацы (а остальные и не видели их), другой отвечал за записи в дневнике и общую память на имена, третий за адресную книгу с картой, четвертый был самый начитанный лавкрафтом (мог пояснить за неясности), пятый за внимательное чтение газет, в том числе и архив прошлых выпусков, ну и общие неторопливые обсуждения за чашечкой чая. И каждому нравилась своя роль! А на игрока, чей ход сейчас, по-сути ложилось только окончательное решение куда двинуть дальше. Плюс создали небольшую атмосферу загадочности — приглушенный свет, в полной тишине слушали вступления и итоги — по факту получили удовольствие от такого прохождения игры! Всем запомнился такой начальный опыт погружения в лавкрафтовские миры) Вдохновило почитать книги!

    По голым механикам — да, вопросы в конце дурацкие, половина на память и никак с сутью расследований не связаны, больше на то, как глубоко пробежишься по правильным контактам. Ну и связанный с этим подсчет очков — такое себе. Хотя сойти с ума и после месяцев лечения узнать концовку у армитейджа мне понравилось! Неглубокие знания мифологии лавкрафта скорее помогали, чем мешали — приятно вдруг что-то понимать! Но, да, если бы хорошо знали, то, вероятно, было бы существенно проще понимать куда двинется расследование. И еще не понравилось расследование, где надо было наркоту глотать, чет никого не вдохновило.

    На позитиве от тайн попробовали древний ужас несколько партий, но не зашло.

    • scafandr says:

      У меня к сожалению обычная ритейловая версия. Я пожалел денег на крауд. Да и в Беларуси невыгодно это делать.. Только если ухватить плюшку для бэкеров.
      У вас очень клевая атмосфера получилась при прохождении. Прямо завидую=)
      Кстати, я тоже за Древний ужас взялся, который у меня 2,5 года лежал=) Но мне нормально зашло. Я знал, что меня ждет. Все эти УА и ДУ очень похожи

  4. ZloDreamer says:

    Так. Минутка образования.

    Лавкрафт действительно очень специфический писатель, и это еще мягко сказано. Если не путаю, при жизни не была не опубликована ни одна его работа. Попытки стать официальным автором приводили к разочарованию — критика была разгромной и в публикации его рассказов/повестей в различных сборниках было отказано. Поэтому все что написал Лавкрафт он писал либо в стол, либо в письмах своим друзьям. Опять таки, многие рассказы существовали в недописанном варианте или в виде кусочков — они были дописаны после смерти Лавкрафта его друзьями и последователями.

    Вся слава пришла именно после смерти. За что же она к нему пришла? Он сам придумал и сформировал целую мифическую культуру из всех этих ктулху, йог-сатотов и прочее, прочее. Все произведения обладали своеобразной атмосферой, которую оценили только потомки. Тот же Стивен Кинг говорил, что ужасы он полюбил именно благодаря Лавкрафту, и читая его работы он сам захотел сотворить что-нибудь эдакое в своем стиле.
    В настольных играх тема Лавкрафта попала в яблочко, потому что никому не нужно платить за использование персонажей, этих персонажей очень много и из них можно лепить кучу игр, пока из ушей уже не полезет, хорошо подходит для амери и тд.

    Что касается сравнения ШХ и ТА — это не просто похожие игры, это почти близнецы. Только ТА более упрощенная и казуальная, с упором на лавкрафтарианскую атмосферу.

    Спасибо за внимание, доклад окончен.

    • mistytotem says:

      Минутка образования (2х).
      Публиковали его работы и не одну, пусть и не в отдельном книжном формате. Он публиковал в журналах и большую часть того, что всё-таки выпускали в печатном виде выходило в журнале Weird Science за сущие гроши.

      Также есть момент по поводу того, что его книги дописывали последователи. Да, такое было, но не все его большие и популярные рассказы. В основном дописывали то, что он сам забраковал — это и сейчас читать не стоит (такие себе дописыватели вышли).
      Однако из больших рассказов некоторые (какие точно не помню) были закончены + он часто помогал другим писателям с редактурой их книг, где в итоге оставалось 90% от Лавкрафта, а не от изначального текста.

      И последний момент с Мифами Ктулху — сформировал их не Лавкрафт, а Дерлет. Да, Лавкрафт писал и связывал иногда рассказы, делал отсылки, но именно как Мифология, т.е. структурированная система, которую мы знаем сейчас, создал Дерлет, основываясь не только на произведениях Лавкрафта, но и его друзей и последователей.

      В остальном да, основа была необычной, заложенные идеи специфичные даже сейчас, а популярность пришла много позже, как это частенько бывало с фантастами и писателями ужасов. Другое дело, что в кругу таких вот фантастов и писателей ужасов сам Лавкрафт был очень известной личностью. Сам факт того, что его просили с написанием и редактурой текста не только сами авторы, но и издатели журналов — дорого стоит.

      • scafandr says:

        Дада, про мифологию то же самое хотел написать=) У Лавкрафта не было нормальной структуры. Он просто писал рассказы.
        Там за рассказы платили копейки. Печатать печатали, но на этом не заработаешь. Так и ушел из мира нищим

  5. Тимур says:

    Мне (книга)-игра понравилась. Прошли с удовольствием, Боялся именно того, что мое совсем шапочное знакомство с творчеством Лавкрафта, помешает при прохождении дел, но обошлось. Правда, не все дела можно назвать удачными. Дополнительные механики тоже показались интересными, добавляют «кризисности» в казалось бы размеренный процесс.

    Потом начали играть в «Шерлока», но остановились после одного дела. Пока заметно, что литературная составляющая в «ТА» действительно уступает, и само расследование явно более сложное.

    • scafandr says:

      Я все-таки решил пройти мимо ШХ. Сейчас много разных интересных проектов на предзаказах было, что я решил на ШХ сэкономить. Честно говоря, думал, что много будет этой игры на барахолке, но удивился, что видел всего пару раз как продавали (у нас тут в РБ). И продавали обычно практически по цене новой.
      Для меня эти книги-игры — скорее повод побаловаться. Сыграть не откажусь, а вот ладошки не особо потеют, когда есть возможность взять=)

      • Тимур says:

        Я первого взял, когда еще предзаказ проходил, хотел попробовать. А вот второго тоже решил не брать. Во-первых, и первого-то так и не прошел еще, а во-вторых, еще раз того же мне как-то не хочется.

        • scafandr says:

          Вот от многих людей слышу фразу, что первого еще не прошли, чтобы второго брать=) Интересно, сколько ж там дел=)

          • Тимур says:

            Если правильно понял, то в коробке 10 дел. Проблема, скорее, в другом: квесты и детективы нам с супругой быстро приелись, и нет особого желания садится пока. Но это не значит, что не пройдем уже имеющегося «Шерлока», просто попозже.

            • scafandr says:

              Ага, вот у меня тоже приетость. Их вышло слишком много. Решил, что мне пока Тайн Аркхэма хватило

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: