Зэ кэпитал оф Грэйт Бритен — обзор настольной игры «Лондон»

У каждого настольщика есть любимые типы игр. Мне, например, нравятся карточные игры. Вот вижу что-то карточное, и сразу глаза горят — ХОЧУ! Не так давно на русском языке вышла вторая редакция карточной игры Лондон за авторством Мартина Уолласа. В этой игре суть примерно похожа на то, что делается в моей любимой игре Race for the Galaxy, т.е. игроки строят карточный движок. Желание купить эту игру у меня менялось несколько раз. Сначала я решил, что хочу. Потом посмотрел обзор правил Ильи Мурсеева и понял, что игра меня вообще ничем не зацепила. А потом увидел стоимость игры на предзаказе и решил, что можно смело рискнуть и взять.

После четырех сыгранных партий у меня наконец-то есть что вам рассказать.

Состав

Коробка средних размеров, но компонентов в ней не очень много (таки продали воздух). Одно раскладывающееся поле для складирования карт и подсчета очков, 101 карта города, 20 карт районов, картонные жетоны монет и займов, деревянные жетоны бедности, маркеры игроков.

В принципе, обычный такой набор для карточной игры. По качеству вроде бы все неплохо, но замечания есть. У меня дико гнутые карты. Так как в игре нужно выкладывать карты в стопку и рубашкой вверх и рубашкой вниз, то это дико неудобно, так как стопки часто сползают. Также цвет рубашек гуляет, но для меня это не сильно критично.

В остальном вроде все в порядке. Красиво оформлено, приятно смотрится на столе.

Как играть

Играть очень просто. Лондон — не очень сложная игра. В этой игре нам предстоит отстраивать разрушенный после пожара Лондон. Оперируем мы всего четырьмя элементами: постройки, деньги, районы и бедность. Если объяснять на словах, то наверное сложно будет понять, как между собой увязаны все эти элементы, но я таки попробую.

Карты построек играются с руки перед собой в стопки. Сколько стопок складывать — дело сугубо личное. Можно 1, 2, 3 — сколько угодно. Просто чем больше будет стопок, тем больше фишек бедности вам придется периодически получать (а это плохо). Многие карты построек требуют сброса некоторого количества монет. Также монеты нужны для строительства карт районов. Районы — это отдельные карты большого размера, которые дают игроку бонусы после покупки (ПО, монеты, полезные игровые свойства и т.д.). Бедность — это такие штрафы, которые игрок периодически вынужден набирать. Иногда жетоны бедности можно сбрасывать. В конце игры эти жетоны влияют на количество получаемых штрафных ПО.

Теперь ближе к сути. В свой ход вы обязаны набрать новую карту в руку (ее можно взять в закрытую с игровой колоды или с планшета в открытую).

Далее у вас есть четыре варианта отыгрыша действия:

  1. Развитие города. Это значит, что вы можете сыграть карту с руки и выложить ее в новую или старую стопку. Но помимо этого вы должны еще сбросить карту того же цвета на планшет. Если у вас нет двух карт одного цвета, это действие вам недоступно.
  2. Покупка района. Выбираем один из четырех доступных районов на рынке, оплачиваем его стоимость и выкладываем его перед собой, получая все сопутствующие бонусы.
  3. Управление городом. Вы можете активировать верхние карты ваших стопок. Активированные карты приносят разные полезные бонусы (деньги, новые карты, подлянки, очки). Чаще всего после активации карту придется перевернуть рубашкой вверх (если того требует символ на карте). Также срабатывает свойство активации на верхней карте района. В самом конце вы набираете маркеры бедности за количество стопок в области построек, за карты в руке и за взятые жетоны займов.
  4. Добор трех карт. Карты можно брать как с колоды, так и с планшета.

В любое время можно взять заем в банке, если у вас не хватает денег для выполнения игровых действий. Заем можно взять на 10 фунтов, но потом придется возвращать в банк целых 15 фунтов. Если вовремя не погасить заем, то в конце игры можно получить кучу штрафов.

Конец игры наступает, когда в колоде города не осталось карт и игроки сделали по последнему ходу. Далее игроки просто выполняют вместе несколько пунктов:

  • каждая оставшаяся карта в руке приносит 1 маркер бедности;
  • начисляются очки за все карты в области построек;
  • можно погасить займы за 15 фунтов;
  • каждые 3 фунта, оставшиеся у игроков, приносят 1 ПО;
  • каждый непогашенный заем дает 7 штрафных очков;
  • игрок с наименьшим количеством маркеров бедности возвращает их в банк. Остальные игроки убирают такое же количество маркеров;
  • за оставшиеся маркеры бедности игроки получают штрафные очки, исходя из таблицы.

Ну вот как бы и все. Кто больше очков наберет, тот и победит.

(Not) my cup of tea

Обычно в разделе впечатлений я действую по привычной схеме — сначала немного общих впечатлений, потом плюсы, потом минусы, потом подвожу итог. Сейчас же мне очень сложно организовать что-нибудь такое же, потому что игра вызвала совсем другие эмоции, чем я ожидал. И на каждый факт мне хочется сказать некое «но», что ломает мою устоявшуюся систему. Поэтому в этом обзоре будет просто некий поток мыслей.

Мартин Уоллас — автор весьма известный и почитаемый в определенных кругах. Из известных его игр можно назвать Brass, Steam, A Few Acres of Snow, Diskworld: Ankh-Morpork, а также обозреваемый мной London. До Лондона я был знаком только с Брассом, который в принципе доставил мне немало удовольствия.

Лондон меня прельщал тем, что это карточная игра на построение движка, что для меня является весьма вкусной игровой механикой.

Мне очень понравилось, что в игре на самом деле легкие правила. Может быть в первой партии мы еще путались и искали ответы в правилах, но потом все пошло уже гораздо легче. Правила могут на слух немного пугать, но если все показывать за столом, то игроки довольно быстро понимают, что тут нужно делать и зачем. А уж если играют опытные карточники, так и вовсе проблем не должно быть.

Если сравнивать эту игру с какими-то другими настолками, то мне в голову пришли такие игры, как Race for the Galaxy, 7 Wonders и Крылья. Во всех этих играх мы строим движок, дающий нас ресурсы и игровые возможности. С каждым раундом мы все больше собираем, больше строим, получаем больше очков.

В отличие от вышеперечисленных игр в Лондоне мы строим не один мощный движок, а несколько маленьких. Построили, активировали, строим новый, активировали и т.д. Т.е. перед нами некий конструктор по созданию микродвижков. Для меня это была первая закавыка, потому что мне такая серия микродвижков не кажется сильно интересной затеей. Хотя и это можно было бы записать в плюсы, если бы не один момент, о котором я расскажу дальше (про эпохи).

Для меня один движок хорош тем, что ты видишь, как развиваются твои возможности. Как ты берешь больше камня, кирпича или золота, как можешь строить более мощные здания, как получаешь доступ к новым видам карт и т.д. В Лондоне это я этого не чувствую. Как только ты активируешь свои постройки, закрываешь свои карты и покупаешь новый район, понимаешь, что нужно все начинать с нуля. Т.е. если у вас нет в руке новых прикольных комбинаций, приходится надеяться, что вам следующий раз повезет набрать что-нибудь интересное. Подстраховаться заранее не получится.

Теперь про розыгрыш карт. Идея «одну карту играем — одну сбрасываем» мне показалась прикольной. Я не помню, в каких играх есть такое же. Наверняка есть еще такие игры, но я не могу их сразу вспомнить, поэтому мне такая механика зашла хорошо. Для меня это свежо и необычно.

Но тут есть разные подводные камни. Чтобы сыграть карту, вам нужна еще одна карта того же цвета. Т.е. не всегда желание влияет на то, что вы можете сделать, а зачастую сюда еще вклинивается удача. В принципе, в игре встроено много разных вариантов, которые помогают вам сыграть так, как вам хочется. Допустим, карта нужного цвета есть на планшете. Или вы набираете несколько карт в руку, используя свойство карты. Я всегда стараюсь перестраховываться и заранее слежу за тем, чтобы в руке был баланс с цветом. Т.е. если на планшет выпадает карта нужного мне цвета в единственном количестве, я стараюсь ее быстрее схватить, чтобы у меня была пара.

Иногда это влияет на то, что вам приходится играть не совсем то, что вам хотелось бы. Например, вам нужны карты для получения монет, а в руке только карты с получением ПО. Приходится играть то, что есть. Если начать искать нужные карты в колоде, то можно набрать кучу лишних карт, что потом приведет к взятию большого количества маркеров бедности.

Так что я бы сказал, что рандом в игре таки есть. Я довольно часто ближе к концу игры сталкиваюсь с тем, что мне не приходят в руку карты, позволяющие получать деньги. Без денег сложно строить дорогие карты. Круг замыкается, и мне приходится смотреть как шикуют соперники, пока я пребываю в нищете.

В правилах нас предупреждают, что сбрасывать карты на планшет нужно с умом, т.к. ваши карты могут подобрать соперники. Логично! Я думал, что в этом будет скрываться еще один интересный уровень игры. По факту, если у вас в руке только 2 синие (к примеру) карты, то вам особо не из чего выбирать. Если вы точно знаете, что хотите сыграть одну конкретную карту, то вторую придется сбросить, какая бы она крутая ни была. Скажем так, лишь в редких случаях я действительно не решался сбросить карту на планшет, чтобы не отдать ее соперникам. Так что никакого тут интересного уровня я не обнаружил.

Совершенно четко я вижу в Лондоне классные карты, которые всегда хочется сыграть, и какой-то хлам, который я строю только при отсутствии альтернативы. Попались классные карты — шикуем. Попалась ерунда — ждем, пока получим что-то путное. В чужих отзывах читал, что все карты классные. Не могу с этим согласиться. Может быть в каких-то ситуациях какие-то слабые карты играют продуктивно (например, при игре вчетвером или при особом сборе комбинации), но в целом видно же, что одни карты специфичны, а другие универсальны.

Меня, например, бесят карты с накоплением денег при триггере определенного условия. Например, за каждый купленный кем-либо район положите на карту монетку. При активации забираем монетки себе. Ну 3 района купят за пару ходов, ну 4. Разве 4 монеты — это крутота под конец игры? Когда вам надо 7 или 8. Это так, баловство.

Сами карты разбиты на 3 эпохи. Как я понимаю суть эпох — в каждой новой эпохе должны быть более мощные карты, которые еще больше развивают ваш движок. Т.е. вначале вы собирали по одному камню, потом по два, а потом еще и ПО в придачу стали получать. Лично я в эпохах Лондона не вижу практически никакой разницы. В этой игре вам будут доступны всего несколько видов действий: получить/сбросить монеты, получить/сбросить маркеры бедности, получить/сбросить карты и получить престиж. ВСЕ!!! Вот всем этим вы будете заниматься 80-90% всего игрового времени. Также еще иногда попадаются карты со свойствами. Например, которые копят монеты за условие, дают очки за наличие определенных районов, забирают монеты у других игроков и т.д. И в третьей эпохе такие карты со свойствами попадаются чаще. В первой эпохе больше простых карт с получением монет и начислением ПО.

Так что у меня не замирает сердце, когда открывается новая эпоха, потому что это все те же — получи монеты, набери маркеры бедности и т.д. И это для меня просто дикий фэйл.

Есть в Лондоне один интересный момент — сколько собирать стопок? Для меня это как раз минус, потому что я люблю определенность, а тут надо как-то постоянно подстраиваться. Хитрить, ловчить, считать маркеры бедности у других игроков. Для себя я определился с тем, что я обычно собираю 4 стопки, а если в конце игры у меня мало бедности, то я могу построить еще 1-2 стопки без особого риска. Вы же помните, что каждая новая стопка увеличивает количество взятых маркеров бедности после активации построек? В интернете я читал мнение, что это еще один минус игры (с чем я, в принципе, согласен), но было очень интересно почитать в комментариях под этим мнением, что некоторые люди наоборот тащатся от этой угадайки со стопками. Говорят, что они и купили игру благодаря этому элементу. Так что видите — тут как кому нравится.

Лично для меня стратегия в этой игре предельно проста: стараемся сыграть все карты с руки на стол, активируем постройки, стараемся получить маркеры бедности по минимуму, набираем новые карты в руку и т.д. в том же порядке. В нашу стратегию постоянно влезает то, что карты попадаются разные, не всегда хватает денег, поэтому надо отталкиваться от того, что есть.

Еще один специфический момент — трудно понять, кто лидирует. По большей части это игра-песочница, в которой каждый игрок что-то себе делает, а потом кто-то выигрывает. С другой стороны, даже если бы и был лидер, на него практически невозможно повлиять. В игре нет никаких средств для борьбы с лидером.

Все карты проходят за одну игру. Для меня это тоже не самый радужный момент. В 7 Чудес вроде как тоже вся колода прокручивается, но там игра работает как часы. Если ты что-то собрал не то, то будет больно под конец игры, т.к. твой движок будет барахлить. В этом плане Лондон более спокойная игра, т.к. в каждой эпохе есть равные карты. Т.е. нельзя что-то пропустить, о чем вы будете жалеть потом. Мне не хватает каких-то неожиданностей от колоды. Чтобы она неожиданно заканчивалась, чтобы в каждой игре колода была сформирована из разных карт — что-нибудь такое. За 2-3 игры вы точно столкнетесь со всеми типами карт.

В игре есть довольно забавный тип карт — нищие. По сути, это карты, которые трэшат (мусорят) вашу колоду. Это карты-пустышки, которые ничего не дают и их просто так не сбросишь. Попадаются они в руку только после набора карт с колоды. Иногда за раз может придти несколько карт нищих. И это опять же специфический момент! С одной стороны нищие прикольны (просто как альтернатива обычным картам), с другой стороны совершенно бесполезны (лишь в редких случаях, когда за сброс карт с руки можно получить плюшки). Жалко, что на нищих не завязаны свойства других карт. Например, за каждого нищего в руке получи такой-то бонус.

В целом про карты — мне просто не хватает хороших, интересно работающих карт. Хочется ощущать, что я становлюсь круче с каждым раундом. А так получается какое-то баловство с шариком — надули шарик-сдули, надули-сдули.

Была бы еще игра немного короче… Все-таки чувствуется, что Лондон где-то не обрезали. Особенно это чувствуется при игре с разным количеством игроков. Я играл сугубо втроем — эдакая золотая середина между двумя и четырьмя игроками. Не важно, сколько вас за столом — колода никак не увеличивается и не уменьшается. Т.е. пока вы все карты не разыграете, игра не закончится. Чем больше игроков — тем меньше активаций вы успеете сделать. Максимум активаций работает при игре вдвоем. Так вот если на троих я считаю, что игра длинновата, то на двоих и подавно! Я бы смело на треть урезал колоду, но сделал карты более вариативными. Имхо, в этом и кроется бич игры.

Инфографика местами так себе. Особенно хочется пнуть художественного дизайнера за то, что он сделал малюпасенькими буквы эпох и очков на картах. Это дико важная информация, которую надо смотреть почему-то с лупой. Неужели нельзя было нормально выделить важные игровые элементы? Почему я вынужден щуриться, чтобы что-то увидеть? Но в остальном легко понятно по символам, что делает та или иная карта.

Оформлена игра офигенно (особенно карты районов). Но только в отрыве от самой игры. Художник нарисовал симпатичные рисунки, на которых мы видим районы и достопримечательности Лондона. Но все эти картинки куда класснее смотрелись бы в какой-то книге про Лондон. Связи между свойствами карт и иллюстрациями я особой не вижу. Хотя как-то был у меня один фонарь, который за активацию в 4 монеты избавлял меня от двух маркеров бедности. И я все время прикалывался, что за 4 фунта стерлингов я включаю фонари, которых боятся низшие слои населения (карта после активации не переворачивалась, и ее можно было использовать сколько угодно раз). Но все равно еще раз отмечу, что рисунки очень хорошие. А вот тема…

Тема пришита к игре белыми нитками. Она могла быть про что угодно, но выбрали Лондон. Опять же на словах все прикольно — мы отстраиваем разрушенный после пожара город. Но мы то переворачиваем карты, то не переворачиваем, постоянно боремся с бедностью, которая приходит к тебе просто так и непонятно чего. Может быть если вы много раз были в Лондоне, для вас все эти картинки близки, то может быть и играть вам интересно. Но меня игра ничему не учит, к сожалению. Я кое-что знаю из того, что вижу на картинках, но все остальное не вызывает у меня желания найти новую информацию в интернете. В общем, не моя тема, к сожалению. Просто набор классных картинок.

Вообще я изначально не собирался брать себе Лондон. Посмотрел арты, глянул пару обзоров в интернете — не вдохновился. Потом еще на закуску посмотрел обзор правил Ильи Мурсеева, после которого окончательно убедился в том, что игра для меня скучна. Какая-то возня с маркерами бедности, стопками карт, активациями… Не торкнуло. Но я поменял свое решение, когда начался предзаказ. Цена была удивительная, и мне не жалко было потратить требуемую сумму денег на эксперимент с игрой.

И вот мы сыграли первую партию, а я сижу как пришибленный. И это все? Простите, где тут фан? Я все-таки ожидал от игры большего. Клевых комбинаций, интересных решений. Примерно уровня РфтГ. В итоге я получил совсем не то, что ожидал. Но тем не менее я надеялся на то, что я не до конца понял игру. Все-таки мы играли полпартии с ошибками, может быть во второй партии игра раскроется?

Играем вторую партию и… снова те же ощущения. Ничего не изменилось. Вы знаете, чувства можно описать как ожидал одно, а получил другое. Т.е. игра просто обязана была быть другой. Но она, блин, скучная… Где-то на уровне 5/10.

Перед третьей партией я взял перерыв в месяц. Хотел немного забыть все, что меня разочаровало. И в третьей партии было таки чуть лучше. Нет, не подумайте — игра не плоха. Она вполне нормальная игра, которая ровно работает. Но я не получаю от нее удовольствия. Если мне предложат сыграть в Лондон — я не откажусь, но сам предлагать вряд ли стану. Я просто с гораздо большим удовольствием сыграю в РфтГ, 7 Чудес или Крылья.

Все-таки правильно говорят, что если ты сомневаешься, брать или нет, лучше не брать. И снова таки хочу отметить — я не считаю Лондон плохой игрой. Просто пока писал обзор, в голову пришла мысль, что в этой игре собралось все, за что я не любил еврогеймы до 2014 или 2015 года. Сухая игра с пришитой белыми нитками темой. После такой игры дико хочется разложить безбашенный америтрэш с кубиками.

И теперь вот сижу и думаю — продавать игру или нет… Внешне игра клевая. Мне коробка очень нравится, она стильная, художник постарался. Но играть не тянет. Может быть потом откроется дзен на игру? Сколько дать ей шансов? У меня примерно похоже было с Конкордией, только Конкордия таки сразу больше понравилась, но тоже немного разочаровала (оказалась проще, чем я думал). Но потом через год я снова разложил игру, потом еще раз, потом еще… И игра с каждой партией все больше раскрывалась, и я получал от нее все больше кайфа. Не знаю, раскроется ли когда-нибудь мне Лондон.

Пока игре могу от силы натянуть 6,5/10 и занести ее в разряд игр, которые обязаны были мне понравится, но что-то пошло не так…

16 Responses to Зэ кэпитал оф Грэйт Бритен — обзор настольной игры «Лондон»

  1. WindUpBird says:

    Спасибо за обзор. Да, не зря я передумал.
    И не первый раз уже слышу фразу «если есть сомнения, то лучше не брать».
    Качество карт в карточной игре всегда должно быть хорошим, а только разочарование будет.

  2. WindUpBird says:

    Ааа, забыл! Многие пишут про рельсовость игры — типа метро или что-то там и погнал ПО стричь, прокомментируешь?

    • scafandr says:

      Тут сложно играть в рельсовость, потому что все зависит от карт, которые придут в руку. Конечно, ты со временем четко видишь, какие карты надо играть, а какие тебе не нужны. Может быть в этом рельсовость и есть. Тем более, что в каждой партии колода полностью прокручивается. И да, есть комбинации, которые отлично работают. Главное, эту комбинацию собрать.
      Стричь ПО тут сложно, потому что многие карты после активации переворачиваются. Т.е. ты их сыграл и все, надо собирать новые карты. А те, что не переворачиваются, как правило требуют дополнительной платы. А денег всегда жалко…

  3. Аноним says:

    V principe spravedlivij obzor. S nekotorimi veshchami nesoglashus’, no skoree vsego eto tolko vkusovie raznici. Skazhem mne ponravilas’ eti mini dvizhki (xotia da, ja bolshe liubliu takticheskie igri).
    S tem chto kart v igre slishkom mnogo, ja soglasen, esli igrat’ v dvoem, to ix nuzhno vikidivat (vladimir v svoe vremia predlozhil spisok). A mi eshcho i pravila «ben & zen-luca» primeniaem. Vot togda uzhe vse idet v samij raz.

    • scafandr says:

      Ага, я сам читал комментарии на БГГ и удивлялся, как одни элементы кому-то нравятся, а другим эти же элементы вообще никак. Я когда писал этот обзор, то побаивался, что не так понял игру и в комментах меня сразу разнесут за критику. А оказалось, что все ок=)

  4. Сергей Григораш says:

    Прям в точку все. Очень люблю карточные игры, но эта мимо. Красиво, но скучно. И вроде как карта Метро имбалансная.

    • scafandr says:

      У меня на метро часто денег не хватает=) А если хватает, то да, можно попировать.
      Уф, как хорошо, что мои впечатления не оказались ошибочными. А то я думал, что будет много споров по поводу моих претензий

  5. Yury Yamshchikov says:

    Согласен с обзором, меня игра тоже не зацепила. В отличие от упоминавшихся RftG, 7 чудес и Крыльев в которых есть нормальное построение движка.

    • scafandr says:

      Ну все, теперь я точно спокоен. А то я думал, что не понял игру и она шедевр на самом деле… Напишу обзор, а на меня как накинутся… Но я ничего не мог поделать со своими ощущениями. Ну вот вообще игра не зацепила…

    • Аноним says:

      Tak tut dvizhka i netu. I bit nemozhet. Eto skoree sobiaresh kombo, zapuskaesh. I tak — neskolko raz 😀

  6. Николай Золотарев says:

    Тоже совсем не зашла игра.

    Особенно вопросы к балансу. Почему-то карты, которые стоят одинаково, дают разное число денег. Ну и других вопросов хватает.

  7. Тимур says:

    Пока сыграл только один раз, так что мнение может изменится. Игра вроде бы и неплохая, но каких-то восторгов не вызвала. И, как показалось, затянута она немного, могла бы быть и побыстрее.

    Буду раскладывать еще пару-тройку раз, прежде чем приму окончательное мнение об игре и ее судьбе в моей коллекции.

  8. Ирина says:

    Я про игру давно читала и тогда не вдохновилась… И переиздание на мое мнение никак не повлияло, так что тоже мимо🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: