Ах, какой был бы фильм с Брюсом Уиллисом! — обзор настольной игры «Эпичные схватки боевых магов: Крутагидон»

А вы знаете, какой обзор игры у меня самый просматриваемый? Не знаете? Вот этот — на Эпичные схватки боевых магов. Оказалось, что кровавая игрушка с рейтингом 18+ очень даже востребована среди любителей настольных игр. К этой игре вышли еще 3 самостоятельные коробочки, на которые я тоже сделал обзоры (второй, третий, четвертый). И когда я обозревал четвертую часть, то словил себя на мысли, что пятую такую же часть уже не смогу выдержать. Почему? Потому что идея каста кровавых заклинаний, состоящих из трех карт, как-то уже поистрепалась немного и мне хотелось чего-то нового.

И тут вдруг следует анонс колодостроительной игры в сеттинге Эпичных схваток! Класс! Как раз то, что доктор прописал. Вы же помните, что я обожаю колодостроительные игры? Поэтому Крутагидон просто обязан был быть в моей коллекции.

В общем, вжух!, и у нас тут сегодня обзор Крутагидона! (Впечатлительным деткам не смотреть, картинки в обзоре строго 18+).

Состав игры

Сняв крышку с коробки, у вас возникнет легкое чувство дежавю, как будто вы открыли очередные Эпические схватки под номером 5. В комплект входит огромная стопка карт, жетончики дохлых колдунов, тонкие планшеты колдунов для подсчета жизней, невиданные ранее жетоны свойств колдунов и две картонки на подставках, дающие игровые бонусы своим владельцам.

Игра полностью выполнена в том же самом стиле, что и все предыдущие Эпичные схватки. По качеству опять же все на том же уровне, который меня полностью устраивает.

Из очень приятного — мне очень нравятся на ощупь жетончики черепушек. Да и выглядят они прикольно.

Из не очень приятного — картонки на подставках держатся практически на соплях простудившегося колдуна. Если их аккуратно поставить на стол — вроде стоят. Но когда поднимаешь их и берешь в руки, то ножки конструкции сразу же отваливаются. Наблюдается какая-то проблема с пазиками для ножек.

Эта игра по правилам! (а вы думали!)

Прежние версии Эпичных схваток представляли собой что-то в духе Манчкина, когда вы вытягивали случайные карты, составляли из них заклинания разной мощности и наносили ими урон соперникам. Крутагидон вам предложит нечто совершенно иное, но это если только вы не опытный настольщик со стажем.

Что обычно представляют собой колодостроительные игры? Это когда все игроки начинают играть с примерно 10 слабыми картами в колоде, часть которых умеет атаковать, а часть приносит доход. За одни карты вы можете бить врагов и получать за них победные очки, а за другие карты вы покупаете себе новые карты в колоду, тем самым делая ее более сильной. Когда у вас заканчивается колода, вы перетасовываете сброс и продолжаете играть новой более крутой колодой.

Крутагидон выполнен на основе движка Cerberus. Это, в принципе, и не удивительно, ведь компания-издатель (Cryptozoic Entertainment) является владельцем этого движка. С этим «цербером» вышла уже целая куча игр, от DC Superheroes до Attack on Titants и Наруто. В чем основное отличие этого движка? В наличии карт суперзлодеев, так называемых боссов игры, которые лежат отдельно от других карт на рынке. Игроки прокачивают колоды, пытаясь насобирать много силы, чтобы грохнуть верхнюю уберкарту злодея и положить ее себе в колоду. Говорят, что все игры с «цербером» совместимы. Т.е. вы можете картами одной серии мочить злодеев другой. Я не проверял, поэтому инфа не соточка.

Вот и в Крутагидоне у нас есть колода карт с легендарными колдунами, которых мы знаем по предыдущим играм серии. Помимо этого в центре стола будет стоять огромная стопка карт, из которой берутся карты для рынка в количестве 5 штук.

Каждый игрок берет личный планшет, на котором он будет отмечать маркером значение текущего здоровья. В этой игре колдуны у нас также имеют ассиметричные свойства, которые выбираются игроками в виде плашек в количестве одной штуки на игру.

Также стоит упомянуть о фамильярах. Это такие особый тип карт, которые даются игроку на игру в количестве одной штуки. В течение игры фамильяра можно купить и поместить в свою колоду. Основной прикол этой карты состоит в том, что при защите от урона можно вернуть урон атакующему, сбросив фамильяра.

Стартовая колода игрока состоит из 6 карт знаков, 3 карт пшика и 1 карты палочки. Знаки дают 1 мощь, а мощь — это единственный и неповторимый игровой ресурс. За мощь вы будете покупать карты и нанимать легендарных колдунов. Пшик — это карты-пустышки, мусорящие колоды. Палочка дает 1 мощь и наносит один урон выбранному колдуну.

По старой доброй традиции игрок каждый ход набирает из колоды 5 карт, которых потом в свой ход разыгрывает.

Большая стопка карт кладется в центр стола, из которой на барахолку попадает 5 карт. Эти карты будут доступны для покупки. Также всегда доступна колода с картами шаловливой магии, дающими 2 мощи.

Порядок хода прост. Заполняем картами барахолку, если там нет 5 карт. Играем карты с руки, выполняя их действия. Считаем, сколько у нас мощи на картах и покупаем карты с рынка на количество этой мощи. Все сыгранные и купленные карты кладем в сброс. Берем в руку 5 карт и передаем ход. Если карты в колоде игрока закончились, перетасовываем сброс и формируем новую колоду.

Игра заканчивается в трех случаях — закончилась колоды на барахолке, закончились карты легенд, закончились жетоны дохлых колдунов. Как только что-то из этого случилось, игроки считают очки на картах в своей колоде (указаны слева внизу), и тот, кто наберет больше очков, побеждает.

Какие есть еще интересные нюансы? Карты легенд имеют мощные свойства, но требуют траты большого количества мощи (9-12). Из типов карт в колоде встречаются твари, волшебники, заклинания и сокровища. По сути все они похожи между собой, но иногда тип карты влияют на действия некоторых других карт. Например, свойство может гласить — если у вас в сбросе есть сокровище, то его можно взять в руку и сыграть.

Также периодически в колоде карт попадаются карты беспредела. Это одноразовые карты, которые реализуют какое-то игровое событие и выходят из игры. Чаще всего беспределы, как понятно из названия, творят какую-то гадость игрокам. Могут заставить сбросить карты, потерять здоровье, а иногда могут позволить взять новые карты со своих колод (если повезет).

Есть еще один интересный тип карт — место со свойством «постоянка». Это карты, которые выкладываются перед игроком и не уходят в сброс, пока не будет сыграна карта с таким действием. Место дает игроку постоянное свойство.

Карты, которых покупают игроки, могут иметь значки атаки и защиты. Исходя из названия понятно, что одни карты наносят урон прочим колдунам-игрокам, а другие позволяют избежать урона (для этого нужно сбросить карту с защитой).

Иногда карты заставляют взять карту вялой палочки. Это замусоривающая колоду карта, которая ничего не делает, но в конце игры она приносит -1 очко.

Так как в этой игре колдуны наносят друг другу урон и имеют здоровье, то рано или поздно у одного из колдунов уровень здоровья упадет до нуля. Он не выходит из игры! Он просто получает жетон дохлого колдуна (дает -3 очка в конце игры и какое-то негативное свойство) и продолжает играть с полным восстановленным здоровьем.

Если при нанесении урона вы доводите здоровье колдуна до нуля, то вы можете взять главный приз крутагидона (та самая картонка на отваливающихся ножках), который позволяет брать в руку не 5, а 6 карт.

Вкратце это все.

Колодостроительное рубилово

Ну что ж, приступим к разбору полетов!

При том, что я люблю колодостроительные игры, ранее с движком cerberus я не был знаком, но много про него читал. Читал больше в рамках сравнения DC Deck-building Game с Marvel Legendary. Тогда примерно в один период вышли 2 колодостроительные игры про супергероев. Обзорщики сходились в мнении, что Legendary все-таки получше DC от Cryptozoic Entertainment. Это и дало мне толчок к покупке настолки по Марвелу.

Тем не менее движок «цербер» не ушел в небытие из-за того, что Марвел оказался успешнее, а наоборот отлично пошел дальше, т.к. на основе него была сделана куча других игр по разным вселенным. Это довольно прикольно в том плане, что если вам нравится идея игры, то вы можете выбрать подходящий для себя сеттинг — супергерои, аниме, книжные саги или даже хоккей.

Основная фишка этого движка заключается в наличии отдельной мощной колоды суперкарт. В принципе, практически все это мы могли видеть в игре под названием Ascension, которую я считаю ближайшей похожей на Крутагидон. Мы качаем колоду, грохаем врагов, которые после этого идут нам в деку и после приносят разные полезные игровые бонусы. Но, конечно, в плане сюрпризов и нежданчиков Крутагидон уделывает базу Ascension по полной программе.

С самого начала я вас хочу предупредить, что Крутагидон — это нечто немного другое, чем Эпичные схватки. Схватки ближе к Манчкину, а Крутагидон ближе любой другой колодостроительной игре типа Ascension. Но в плане тематики и артов эта игра остается на все том же уровне с Эпичными схватками. Прям вот ничегошеньки не поменялось. Когда я распаковывал игру и изучал карты, то на моем лице была улыбка. Ну да, я люблю всякие скабрезные шуточки про сиськи-письки=) Поэтому если вы являетесь фанатом серии Эпичных схваток, то точно останетесь довольны художественным оформлением Крутагидона.

Перейдем к геймплею. Честно говоря, не могу сказать, что движок игры меня чем-то сильно удивил. Но я все-таки не новичок в настольных играх и, в частности, колодострое. Все эти «разыграй карты с руки, купи новые карты, отправь все в сброс и набери новую руку» меня уже не удивляют.

Касательно самого центрального элемента движка (колоды легендарных колдунов) могу сказать, что эти карты вполне легко могли бы лежать и в обычной колоде на барахолке. Но с другой стороны тогда потерялась бы цель обязательно собрать много-много мощи и впаять колдунам по самое не балуй. Да и выходили бы колдуны рандомно, поэтому кому-то бы везло при покупке, а кому-то нет. Так что отдельной колодой легенды смотрятся весьма хорошо.

У легенд есть очень приятное и забавное свойство, которое срабатывает после того, как в игру входит новый легендарный колдун (взамен купленного старого). Это свойство делает всем колдунам какую-то неприятную гадость.

Из такого же типа прикольчиков мне очень нравятся карты беспредела, лежащие в основной колоде. Без них было бы скучновато, а так каждое их появление на поле вызывает большой всплеск эмоций — кто же из игроков отхватит от беспредела больше?

Основное отличие Крутагидона от старых Схваток заключается в том, что здесь играют на очки. Вроде с одной стороны надо мочить друг друга, но с другой стороны победит тот, кто наберет больше ПО. А ПО дают купленные карты. Поэтому атаки тут скорее для поддержания формы колдунов. Как еще одна фишечка, которая делает игру более увлекательной. Иначе было бы простое собиралово.

Имхо, атаки на колдунов в первых Эпичных схватках более занятные. Там было интересно собирать комбы из нескольких карт и бросать кубик. А тут просто кладешь карту на стол и читаешь — нанеси урон колдуну слева и справа. Или нанеси урон выбранному колдуну. Не так много карт ориентируются на хилых или наоборот самых ХПастых колдунов.

Но и в Крутагидоне можно легко нарваться на забавные ситуации в бою. Например, самые ржачные эмоции у меня остались после такого вот случая. Ближе к концу игры один игрок наносит всем игрокам по 1 урону, тем самым выбивая другого колдуна, допустим, Васю. Тот берет жетон дохлого колдуна и снова начисляет себе 20 жизней. Тогда активный игрок играет карту, по которой все игроки должны отхватить столько урона, сколько мощи у самое мощной карты на руке. Вася, которого недавно грохнули, открывает карту с мощью 9. У него становится 11 здоровья. Далее играется карта — каждый игрок открывает верхнюю карту и получает столько урона, сколько на карте мощи. И тут Вася открывает карту с 12 мощи (повезло так повезло). Оба-на — и у него опять 0 здоровья=) За один ход Вася получил 2 жетона=) И это было очень эпично!

Есть карты и для накрутки жизней, но их немного. В принципе, неплохо иметь пару таких штук, но они эффективно работают только в том случае, если их не пару, а больше. Тогда тебя сложно грохнуть. И, честно говоря, иногда обидно, что кто-то нормально лечится, а у тебя таких карт нет.

Есть карточки и для чистки колоды, но на мой взгляд их очень мало. Как правило эти карты действуют по такому принципу — открой карту с колоды и реши, уничтожить ее или взять себе на руку. Более интересно, когда убрать можно карту из сброса, но опять же таких карт не много. Мне обычно за игру таких карт перепадает штуки 1-2. В таком количестве чистящих карт не особо удается почистить колоду. А если учесть еще, что во время игры тебе постоянно подкидывают карты вялых палочек, то становится вообще грустно, т.к. чистка становится еще более сложным делом. Однозначно крутую колоду довольно сложно собрать. Чаще всего получается пухлая колода из всего подряд.

Но сама идея замусоривания колод мне понравилась. Тут вам и с самого старта пшики в колоде, и во время игры в колоду постоянно подмешиваются вялые палочки. А еще есть карты, которые позволяют всякую дрянь из своей колоды сбрасывать другим игрокам. В общем, весело.

С дохлыми колдунами ситуация примерно такая же, как и в Эпичных схватках. Вас убили? Бери жетон дохлого колдуна и накручивай жизни до 20 — все просто. Жетоны дохлых колдунов имеют или одноразовые или постоянные свойства. Одноразовые, как правило, заставляют владельца сделать что-то не очень приятное. Например, сбросить карту с руки, взять вялую палочку, начать играть с меньшим хп и т.д. А постоянные свойства обычно повышают для игрока стоимость некоторые типов карт на рынке на 1 мощь. Правда, если повезет, то можно получить жетон и с положительным свойством;)

По количеству игровой информации Крутагидон похож на первое самостоятельное дополнение к Эпичным схваткам (тот, что про замок Спрутобойни).В Крутагидоне нужно тоже активно следить за разными вещами. За своим постоянным свойством, за картами с постоянкой, за жетонами дохлых колдунов с постоянными свойствами, за призом крутагидона и т.д. В принципе, получается, что игра вышла сразу со всякими наворотами. Обычно ведь как бывает — сначала выпускают игру попроще, а потом ее фаршируют всяким-разным в виде допов. Считайте, что тут сразу все идет с допами. Минус этого многообразия информации заключается в том, что периодически о чем-то забываешь (это раз) и становится нереально следить за соперниками (это два). Т.е. кто-то может элементарно забыть, что у него твари и волшебники стоят на 1 дороже. Или что ты должен набирать в конце хода на одну карту больше. С другой стороны, это же не евро, чтобы все строго было… У нас в каждой партии кто-то ошибался или что-то забывал. Это нормально.

На мой взгляд, единственный шероховатый момент в Крутагидоне, из-за которого можно немного взгрустнуть, это затянутость игры. Казалось бы, в игре всего одна стопка основных карт, небольшая стопочка легендарок и горстка жетонов дохлых колдунов в количестве на каждого игрока по 3 жетона, а играть можно легко часа 2. Первая партия у меня была довольно грустная. Мы играли вчетвером, и начало игры было отличным. Мы радовались, изучали карточки, смеялись с картинок, названий и свойств, а потом прошел час, а у нас конец игры даже не был виден на горизонте. Стопка карт на рынке не дошла даже до половины. 2/3 жетонов дохлых колдунов лежат на месте. А из легендарок было осилено только 2 карты. При этом мы уже чувствовали усталость.

Тогда мне казалось, что из-за пухлых колод мы не можем собирать хорошие комбинации (на пару хороших карт попадалось несколько слабеньких), чтобы победить легендарку или нанести мощный урон по другим игрокам. Игра же требует от нас чего? Собирать очки! И тут смотрите какая ерунда — карты за 2 и 5 мощи могут приносить по одному очку. Т.е. выгоднее купить две карты за 2, чем одну за 5! Но карта за 5 по свойствам круче. Парадокс.

У вас будет выбор — или покупать все подряд на рынке, или брать точечно только самое ценное, чтобы проще было собирать комбу на много мощи.

После первой партии мне показалось, что в игре сильно растянуты условия конца игры. Если кто-то чувствует, что игра затягивается, можно уменьшить число жетонов дохлых колдунов или брать меньше карт легенд на игру.

Далее я играл сугубо втроем, при этом мы старались играть не на то, чтобы набить свою колоду всем подряд, а чтобы эффективно атаковать и собирать мощь на легендарки. Уже больше таких сильно затянутых партий у нас не было. С опытом сам четко видишь, какие лучше карты брать, как эффективнее чистить свою колоду.

Но заранее предупреждаю, что игра очень старается быть большой и длинной при довольно простом игровом процессе. Я сам люблю , чтобы подобные игры были чуть более быстрыми, поэтому и отмечаю затянутость.

На пятерых я точно не осмелюсь раскладывать Крутагидон. Разве что совсем нечего будет делать. Вдвоем кстати тоже не советую играть. Как и Эпичных схватках, тут хватает карт, которые целями выбирают несколько врагов. И когда у вас только один соперник, то выбора у вас как такового нету, из-за чего свойство карты теряет в эффективности. Всегда приятнее бить нескольких колдунов, когда есть возможность, чем одного;)

Если игра зацепит, то переигрывать в Крутагидон можно большое количество раз. Тут есть куча разных стартовых свойств, разные фамильяры, толстенная стопка карт, разные легендарки… В общем, с реиграбельностью все отлично. Я даже сказал бы, что дополнение этой игре не требуется. Вполне всего хватает.

Подвожу итоги

После нескольких сыгранных партий я задумался, кому я буду советовать эту игру в своем обзоре.

Конечно, в первую очередь эта игра должна привлечь поклонников серии Эпичных схваток. Если вам уже немного приелись составления заклинаний в предыдущих играх серии, то Крутагидон для вас будет глотком свежего воздуха. Это как бы та же карточная игра с кроваво-кишечным юмором, но с совершенно другой механикой. Чуть более серьезной. Мне показалось, что Крутагидон немножко ушел в сторону хардкора по сравнению с Эпичными схватками. Нравятся Эпичные схватки? Берите и Крутагидон.

Если вы опытный игрок, который собаку съел на колодостроительных настольных играх, то Крутагидон ничегошеньки нового вам не предложит. Это не самый уникальный и огненный представитель жанра. Но если вы любите изучать новые игры с любимой механикой, если вас не тошнит от артов Крутагидона, если вы до этого, как и я, не играли в игры с движком cerberus, то данная настолка вполне может подарить вам не один увлекательный вечер. Главное, чтобы вас штырило от колодостроя. Надолго может быть интереса не хватит, но пару партий будет занятно разложить.

Про затянутые партии я вас предупредил, но это лечится хоумрулами.

После первой партии я готов был поставить игре 6-6,5/10, но потом мы уже не садились играть вчетвером, чуть живее играли, поэтому партии стали проходить более динамично. В итоге оценку повысил на 0,5-1 балл.

Рекомендую фанатам серии Эпичных схваток и любителям декбилдинга, которым еще не приелся этот жанр, и они готовы потреблять больше игр с любимой механикой.

Я игру оставляю в своей коллекции, так как серия Эпичных схваток продолжает радовать своим безудержным весельем=)


Страница настольной игры «Эпичные схватки боевых магов: Крутагидон» на сайте издательства Hobby World

14 Responses to Ах, какой был бы фильм с Брюсом Уиллисом! — обзор настольной игры «Эпичные схватки боевых магов: Крутагидон»

  1. WindUpBird says:

    Жуть… но я б сыграл xD

  2. Ирина says:

    Совсем не поклонница «Эпичных схваток», но иллюстрации нравятся😀 Вообще затянутость игры (любой) — это, конечно, недостаток. Можно смириться с «длительностью», если она оправдана необходимостью, но вот когда во время игры посещают мысли «пора бы уже закругляться»…

    • scafandr says:

      Тут, к сожалению, именно тот случай, когда иногда хочется закругляться, а не можешь. Если все игроки наберут ерунды в колоду, то будет трудно собрать мощь для легендарок (это один из триггеров конца игры). Если слабо атаковать и лечиться или защищаться, то будут слабо расходиться жетоны дохлых колдунов (тоже триггер). Колода хорошо будет расходиться только на пятерых игроков… Так что если игра не пошла, проще самостоятельно изменить условия концовки. Тогда и послевкусие после игры будет хорошее=)

  3. timmyfoox says:

    А ведь раньше «ужасно прекрасными» считались именно иллюстрации Ascension 🙂
    Увы, так и не понял прикола цербера, колодострой, как колодострой, вообще ничего «вау». Условные Дикинги в свое время удивили больше, хотя у них и хватает болячек (взять хотя бы отсутствие возможности чистки колоды). Нужно как-то переосмысливать жанр, скрещивать механики, примеров удачных решений масса. На одних трешовых картинках далеко не уйдешь. Хотя рыночек говорит об обратном…

    • scafandr says:

      Ну так, в некоторых кругах считались=) Я от артов Эссеншена был в восторге. Узнаваемый почерк.
      По ходу цербер — это просто типа прикола такого. Типа, у нас свой движок. Ну и забавно, что игры можно скрещивать. Остальное все довольно типичное.
      Дикинги прикольные да, но очень нужен доп. База быстро приедается…
      Рынок как раз таки голосует за Эпичных. Прям очень голосует. Хотя игра 18+. Даже как-то курьер приезжал ко мне домой с оза, а у него в бардачке кому-то лежали эпичные схватки. И я такой думаю — блин, в Баранках кто—то не то что играет, а играет вот в такое…=)

      • timmyfoox says:

        Так я и говорю, франшиза расходится как пирожки. Уж мне ли не знать, как это добро продается 🙂 Хотя боевые маги мне показались игрой на один раз, с точки зрения геймплея. Тут хотя бы какую-никакую стратегию можно пытаться вести, и комбы мутить самостоятельно

        • scafandr says:

          Ну может не на один раз… Но то, что другие серии повторяют старые — это да. Часто я бы в такое (не декбилодинг я имею в виду) не играл. Но в правильной компании вполне ничего. Ну и когда заклинания выучатся, играть не так интересно, согласен

  4. Тимур says:

    Колодостроительные игры мне тоже нравятся, но в последнее время больше привлекают игры, которые используют данную механику в качестве одного из элементов. А вот в чистом его виде как-то пока авторы остановились, только нащупывают возможные варианты развития. И, судя по всему, «Крутагидон» я себе покупать не буду. Да и на двоих она вроде как не очень. Но почитать было интересно, как обычно!

    • scafandr says:

      Со многими механиками так. К какому-то моменту из механики выжимают все, что можно. И тогда механику добавляют в общую кучу. Например, драфт, сбор сетов, колодострой.

      • Тимур says:

        Это да. Вот подобное скрещивание мне и нравится. Хотя если что-то интересное в рамках deck building’а придумают, то я всегда за. Последняя любопытная попытка была в лице Mystic Vale, пожалуй, с ее составными картами.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: