Подкинь угля! — обзор настольной игры «Королева Миссисипи»

Мне так трудно было удержаться от цитирования в названии статьи фразы из прекрасной книги «Денискины рассказы» Драгунского… Это я про «Миси-писи», если кто не помнит. Само название этой настольной игры мне очень нравится. Честно, я не помню игр, в которых тоже упоминается название величайшей реки Северной Америки. Как только посмотрю на коробку Королевы Миссисипи, так сразу в голову приходят Виктор Драгунский и Марк Твен.

Королева Миссисипи — это еще один настольный артефакт, выкопанный Звездой в 2019 году. Оригинальная игра выходила в 1997 году, и вы не поверите, наверное, но она выиграла звание лучшей игры Spiel des Jahres. Об том я узнал уже после того, как поиграл в Королеву Миссисипи. Но вы не подумайте, что Звезда издала эту настолку в том самом древнем виду. Нет, ее причесали, помыли, перерисовали, добавили дополнение в коробку и издали в таком вот приятном модерновом виде.

В этой игре нам нужно принять участие в гонке пароходов и прийти первым к финишу. Если вы любите игры-гонки, то вам будет интересно ознакомиться с этим обзором;)

Коробка

Большая и тяжелая. А все из-за горы картона, аккуратно сложенной внутри.

Игра состоит из 18 картонных частей реки, маленьких картонных и пластиковых пароходиков, колесиков для пароходов, кастомного кубика, планшета очередности хода и 16 фигурок пассажиров.

Все компоненты добротно сделаны, их приятно держать в руках (особенно мне понравились пассажиры), нареканий никаких нету. 5/5.

По Миссисипи с ветерком

В этой игре игроки борются за титул «Королевы Миссисипи», участвуя в гонке на пароходах. Я так понимаю, что по времени это где-то середина 19-го века. Каждый фрагмент игрового поля — это один из кусочков реки, по которым игроки двигают фигурки своих пароходов. Игроки заранее не знают, как фрагменты будут стыковаться друг с другом в течение игры. Как только чей-то пароход заходит на крайний фрагмент реки, тут же из стопочки закрытых фрагментов вынимается новый, бросается кубик и определяется направление нового фрагмента — прямо, влево или вправо.

Эта игра практически не имеет фактора случайности. Игроки сами выбирают сторону движения своего парохода и его скорость. За передвижение пароходов отвечают колесики, которые вставляются в фигурку парохода справа и слева. Слева — колесо скорости, а справа — колесо угля. Все игроки начинают гнать по реке со скоростью 1 и с запасом угля, равным цифре 6. Скорость обозначает количество клеток, на которые должен передвинуться пароход. Причем все клетки обязательно должны быть пройдены! Меньше пройти нельзя.

Играть можно по базовым и продвинутым правилам. По большей части они между собой мало чем отличаются. В основном это касается наличия разных фрагментов реки в стопке тайлов. В простых правилах участки реки более легкие для передвижения.

Игроки ходят по очереди в зависимости от того, кто находится ближе к финишу (это определяется специальной линейкой). Причем кто ближе, тот и будет ходить первым! Как только все игроки сделают по одному ходу (т.е. проходит один раунд), очередность пароходов пересматривается.

В свой ход вы просто должны продвинуть свой пароход по реке. До начала движения вы можете поднять или опустить скорость на одну единицу. Для этого вы простого выставляете новое значение на колесике с левой стороны парохода. В любое время передвижения вы можете повернуть пароход на 60 градусов бесплатно. Клетки на поле представляют собой гексы, поэтому пароход для маневров всегда поворачивается на 60 градусов.

Можно выставить скорость на колесе и больше. В том числе можно повернуть пароход несколько раз на 60 градусов. Но за каждое дополнительное повышение или поворот необходимо потратить 1 уголь. Чем больше манипуляций, тем больше потратится угля. Но так как уголь в базовых правилах никак не пополняется, то тратить его нужно в крайних случаях, когда это ОЧЕНЬ нужно сделать, чтобы добиться успеха или не наделать бед.

В базовых фрагментах реки встречаются островки. Если не рассчитать скорость и врезаться в остров, то игрок теряет один ход на восстановление парохода. Вот почему очень важно контролировать скорость и уровень угля.

Врезаться можно и в чужой пароход, но если потратить одно дополнительное очко движения, то чужой пароход можно толкнуть на другую соседнюю клетку и спокойно проехать, куда вам нужно. Правильное «толкание» — одна из стратегий игры;)

А теперь — внимание! Один из важных моментов игры — до финиша вы должны подобрать двух пассажиров. Обычно пассажиров (а если быть точнее — пассажирок) можно подобрать с островов по дороге. Важное условие — к причалу на острове нужно подойти со скоростью 1. Тогда можно будет взять фигурку пассажира и разместить ее на своем картонном пароходике перед собой. Суть в том, что даже если ты придешь к финишу первым, но без пассажиров, то выиграет тот, кто будет с пассажирами, даже если он придет позже тебя.

Когда будет выложен последний фрагмент поля из стопки, к нему пристраивается фрагмент с финишем. Чтобы финишировать, нужно причалить к мостику со скоростью 1. Если у вы это сделали первым, и у вас есть 2 пассажира на борту, то вы победили.

В дополнительных правилах для продвинутых игроков некоторые базовые фрагменты реки заменяются другими фрагментами. На них, например, есть островки, на которых можно пополнить запас угля. Также на этих фрагментах изображены новые опасные участки. Например, плавник, на прохождение которого надо потратить больше очков движения, или отмель, попав на которую ты теряешь ход.

Дополнение включает в себя нейтральный пароход черного цвета под названием «Черная роза». Его может двигать игрок, который находится на последнем месте. «Черная роза» позволяет блокировать определенные участки поля, толкать соперников на мель и всячески портить им продвижение по карте.

Впечатления

Когда я поиграл в Королеву Миссисипи, то понял, что у меня до этого не было в коллекции настоящей игры-гонки. Я иногда писал в своих обзорах, что обозреваемая игра — чистейшая гонка, так как в ее суть входило сделать что-то быстрее других игроков. Т.е. по сути я писал все верно, но именно такой игры, где нужно было гонять на каком-то транспортном средстве, у меня никогда не было (Camel Up — это все-таки ставки, а не гонки). Я много слышал о Formula D и Snow Tails, а Flamme Rouge даже думал купить, но знакомство с этой игрой так и не состоялось.

А вот Королева Миссисипи — это именно настоящая игра гонка, в которой вы управляете пароходом. Ощущения у меня прикольные, как будто я получил ачивку=) Еще я привык к тому, что в таких настольных играх чаще всего все управляется колодой карт или кубиком. Например, каждый игрок получает по одинаковой колоде карт, в руку берет энное количество карточек и начинает играть. Получается, что вы играете сугубо тем, что вам пришло в руку. Из-за того, что игрокам приходят разные карты в руку, на игровом поле получается разная картина. Ты думаешь — может придержать карты помощнее на потом или лучше сыграть сейчас, когда есть возможность разогнаться на прямой? В Королеве Миссисипи такой случайности нету. Вы спокойно сами контролируете скорость парохода, которые являются очками движения.

Такая система перемещения мне понравилась. Тут если что-то не рассчитал, то всегда виноват сам. Можно перемещаться со скоростью 1, но так никогда не выиграешь. Можно разогнаться, как в Формуле-1, а потом не вписаться в поворот. Но при этом я не могу сказать, что игра дико прямолинейна и просчитываема. Во-первых, тут есть огромное количество препятствий в виде островов, чужих кораблей и всяких плавников с отмелями (если играть по расширенным правилам). И постоянно приходится обходить препятствия стороной, надо поворачиваться, а сильно развернуться вам никто не даст, т.к. на большой разворот надо потратить много угля, а он на вес золота. Конечно, если скорость позволяет, можно чужой корабль толкнуть и пойти прямо по курсу, но так не всегда получается сделать.

Во-вторых, игроки не знают, как выглядит весь путь. Ты видишь только свой фрагмент, на котором стоишь, и следующий. А что будет дальше — загадка. Иногда бывает, что ты лидируешь, стоишь в левой стороне поля, открываешь новый фрагмент, а он поворачивает вправо. И ты понимаешь, что тебе надо потратить больше ходов на разворот-поворот, надо резко сбавлять скорость, а может ты вообще на скорости влетишь в край поля, так как не сможешь вовремя скорректировать траекторию движения… В этом плане тем, кто идет за лидером, проще, так как они могут немного перестроить свое движение под только что открытый фрагмент реки.

«Угольный остров»

Отстающему вроде как сложнее, но и в каком-то плане проще. Сложнее потому, что иногда трудно противостоять лидеру. Ты ходишь последним, противники могут забрать все плюшки с островов себе. С другой стороны, ты абсолютно без проблем видишь больший участок поля, чем твои соперники. То есть отстающему проще скорректировать скорость под определенный участок поля. В одной сыгранной мной партии один соперник плелся в хвосте всю вторую половину игры. А потом включил гиперскорость, ловко проплыл между островами, в самом конце потратил весь уголь, чтобы опустить скорость до единицы, и победил.

Для тех, кто все-таки видит проблему отстающего, есть нейтральный черный пароход. Им легко можно блокировать узкие проходы или толкать противников на мель. Хотя бывают моменты, когда и черный пароход не сильно помогает. Например, не всегда легко им догнать лидера, чтобы всунуть ему палки в колеса.

Пассажиры — это еще один интересный элемент замедления прогресса игроков. Если бы нужно было просто прокатиться из точки А в точку Б, это было бы слишком просто. Но тут по пути нам нужно подобрать еще двух пассажиров. Это порою дико затруднительно, но приходится жертвовать прогрессом, потому что можно в итоге остаться с носом. Каким образом можно это сделать? Например, пропустить пару островов с пассажирами в надежде, что потом попадется классный остров, к которому легко можно будет пристать. А потом бац — и таких островов вообще не будет! Или всех пассажиров разберут соперники. И это мой личный опыт, между прочим=) В первой партии я решил пожертвовать несколькими первыми пассажирами, ибо думал, что потом подцепить их будет проще. Но потом мне попался всего один остров с одной дамочкой, поэтому пришлось проиграть в этой партии.

Вообще эти искусственные замедления пароходов порою создают много прикольных ситуаций. Например, во второй моей партии один из игроков призабыл, что финишировать нужно строго на скорости 1. А он летел со скоростью 5. И ему остается один ход до финиша. Он радостно заявляет, что победа у него в кармане. А мы ему напоминаем, что если влететь на финиш на большой скорости, то пароход разбирается вдрызг. Вы бы видели его удивленное лицо=)

Мне самому больше понравилось играть по расширенным правилам (что и неудивительно=)). Я люблю, когда на карте тесно, когда надо потолкаться, поприжимать друг друга. И на альтернативных тайлах двигаться чуток сложнее, что мне нравится больше. Например, там есть парочка классных мест, где можно набрать угля, поэтому не так страшно его использовать в первой половине игры.

В целом сама задумка с углем мне показалась весьма удачной. Когда я читал правила, то ругался про себя, что угля всего 6 штук, а поворотов и подъемом скорости предостаточно. Как оказалось, экономить в Королеве Миссисипи вполне можно. Не приходится рвать волосы на голове из-за расстройства. Просто играешь аккуратнее и все.

Хоть и можно играть в Королеву Миссисипи вдвоем, я все-таки рекомендую играть минимум втроем. А лучше вчетвером или впятером. Вдвоем будет слишком просторно на карте. Плюс все-таки в этой игре нужно чувствовать тесноту, чтобы игра приносила удовольствие. Если играть аккуратно, никого не трогая, то впечатления будут довольно пресными. Вчетвером вполне жестко играется. Как говорится, самый сок.

По реиграбельности Королева Миссисипи может предложить только случайные доставания тайлов из стопки и расширенные правила. Не могу сказать, что это сильно увеличивает значение реиграбельности, но все же хоть что-то.

Есть один моментик с игровым полем. При всем моем желании, я никак не могу разложить его полностью, потому что оно огромное и неконтролируемое по направлению. В этом обзоре я никак не смогу показать вам фото с полным путем, т.к. у меня нет таких столов=) Обычно, когда последний кораблик переходит на новый фрагмент, я сразу же убираю последний тайл, потому что назад точно никто не вернется. Как правило, у меня на столе всегда разложено 3-4 тайла, не больше.

Оформление игры мне действительно очень понравилось. Особенно здорово получились фигурки дамочек-пассажирок. Приятно держать в руках и их, и пароходики. Игра явно сделано добротно по качеству и с душой по оформлению.

Если бы я мог назвать Королеву Миссисипи одним словом, то это было бы слово «приятная». Игрушка действительно именно такая. После нескольких сыгранных партий у меня не возникло ощущения, что она или старая, или детская, или скучная. Вполне миленькая гонка, которая легко подходит тем, кто ни разу не играл в игры данного жанра. Но при этом у меня не возникло каких-то фееричных впечатлений от игры. Спокойно, мило, даже сказал бы по-девичьи мило. Мне почему-то так и хочется назвать Королеву Миссисипи «девочковой». Хотя на самом деле игра не совсем девичья. Просто все вот эти вояжи на пароходах, кисейные барышни с зонтиками, знойное солнце и блики на воде наполняет мою душу романтическими нотками 19-го века. Еще не хватает пикника, собачки и поцелуйчиков в гроте. Как-то захотелось даже Марка Твена перечитать…

И мне кажется, что для современной аудитории эта тема может быть немного проигрышной. Теперь давай всем постапокалиптические гонки на груде металлолома или доисторические забеги на динозаврах. А вот пароходы, Америка, барышни… Специфично. Но это бы точно понравилось одной девушке, с которой я когда-то шуры-муры водил.

Поэтому я бы вам советовал не ждать от игры слишком большого. Хорошая приятная настолочка, которую можно иногда раскладывать в кругу семьи. Правда, еще нужно вам напомнить постараться не обижаться на то, что вас могут прижать где-то на реке, вывести из строя ваш пароход или увести из-под носа пассажира. Если вы слишком обидчивый, то Королева Миссисипи может быть последней игрой в вашей игровой компании=)

Прикольная настольная игра из далекого 97-го с редизайном. Хорошо подходит для домашних посиделок. Поставлю игре 7/10.


Страница настольной игры «Королева Миссисипи» на сайте издательства «Звезда«

11 Responses to Подкинь угля! — обзор настольной игры «Королева Миссисипи»

  1. WindUpBird says:

    Забавно! Весьма интересно было почитать об этой игре. Спасибо большое! А то обзоров на неё вроде совсем нет (не видео).
    Идея с углем понравилась, ведь все играют по-разному и это, уже исходя из текста, генерит много неожиданных игровых ситуаций. Как игра пришлась твоей компании?

    • scafandr says:

      Угу-мс, я тоже заметил, что игра как-то совсем тихо проплывает мимо многих настольщиков. Вчера зашел на Тесеру, чтобы разместить ссылку на обзор, а там очень мало каких-либо отзывов или обзоров. Но при этом все говорят, что игра прикольная.
      По поводу компании я обычно всегда пытаюсь упоминать любые чужие мнения в обзоре. Если кого-то что-то не устраивает, сразу спрашиваю, что не так. Игра вроде всем понравилась. Единственное, брат не любит жесткие игры, где нужно агрессивно играть против других игроков. Типа, если ты мог обойти меня, зачем ты толкал? Поэтому его на мель я старался не сталкивать=) Но если играть аккуратно, то становится не очень интересно=)

  2. Ирина says:

    По мере выхода игр-гонок засматривалась на каждую:) Больше всех по описанию понравилась Downforce, но до покупки дело не дошло. У нас в коллекции есть Rallyman, купленная ещё в 2013 году, и нам пока хватает её😀 Оформление и правда классное — кораблики, тётеньки в юбочках, напоминающих ракушки на море🙂 Спасибо за обзор.

    • scafandr says:

      На здоровье!
      После этой игры мне стало интересно, есть ли что-то такое же, но для гиков. Потому что это похоже на семеечку

  3. biodji says:

    Потолкаться на поле в этой игре -самое милое дело. Вот только внешний вид настраивает на другое. У нас в итоге из-за этого несоответствия она и ушла.

    • scafandr says:

      Ага, про диссонанс внешнего вида упоминал в статье. Вроде как девочковая игра, а вроде и совсем нет. Сменить тему не помешало бы…

  4. Владимир says:

    Я бы с удовольствием сыграл с такой же механикой, но на тему альпинизма.

    • scafandr says:

      Есть К2, но там именно карточная система передвижения. Что в руку пришло, тем и играем. Такого рандома в Королеве нету

  5. Тимур says:

    Симпатичная игрушка. Сыграю при возможности, но себе брать не буду, пожалуй. По крайней мере, вот так сразу, не попробовав.

    Кстати, только сейчас сообразил, что я не пробовал ни одной, именно гоночной игры. Пока сталкивался только с теми, что используют элемент гонки, однако он не является главенствующим.

    • scafandr says:

      Вот и я наконец-то исправил это недоразумение=) Поиграл в настоящую гоночку. Все Формулу Д хвалят

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: