Бутылку рома этому Пфистеру! — обзор настольной игры «Маракайбо»

У меня был еще один вариант названия этого обзора, который бы подтолкнул нас всех к жаркому обсуждению в комментариях. «Евроигра 2020 года?» — вот так могла звучать статья по-другому. И ведь вопрос на самом деле действительно насущный. Мне кажется, что игра Маракайбо прилично так гремела в прошлом году, как первый гром в мае. Во-первых, это новая игра Александра Пфистера, который однозначно является в данный момент популярным и востребованным автором. Во-вторых, в прошлом году было не очень много годных еврогеймов для опытных настольщиков. В-третьих, многие жаловались на стоимость Маракайбо и не знали, стоит ли им тратить деньги на нее.

Весь этот хайп заразил и меня, т.к. я люблю умные еврики, и похоже, что Маракайбо действительно может удовлетворить мои запросы. Да к тому же меня часто спрашивали читатели, купил ли я игру, а будет ли обзор и т.д.. Удивительно, но в интернете не так много обзоров игры, поэтому вовсе не удивительно, что люди хотят получить больше информации. Спустя пару сыгранных партий я решил, что могу поделиться своим мнением, хоть я и не до конца вкусил прелести всего сюжетного прохождения.

Добра навалом

Если вы любите игры с кучей пакетиков, в которых лежат всякие фишки, маркеры, картонки, кубики, шмубики, то Маракайбо однозначно сделает приятный массаж вашим глазкам и ручкам.

Мне не хочется подробно перечислять содержимое коробки, так как его можно сравнить с любой среднестатической евроигрой. Фишки, монетки, очень много карт, жетонов просто завались, планшеты, деревянные фигурки и, конечно же, большое раскладывающееся поле.

В моей коробке с качеством было все хорошо, изъянов не заметил. Разве что игровое поле немного топорщится.

24 страницы правил, мамма миа!

Размер правил этой игры меня немного напугал. Не знаю почему, но вот уже несколько лет как мне лениво разбираться в толстых рулбуках, но никуда не денешься, т.к. не изучишь игру — не поиграешь.

Я пробовал сначала разобраться с игрой по-модному — посредством ютуба. Но у меня ничего не получилось. Я нашел один хороший ролик, в котором все подробно объясняется, но чуть не свалился со стула от скуки. Игра представала каким-то безумным хаосом из «этот жетон сюда, тот сюда, а этот не перепутать вон туда«. Забегая вперед скажу, что на самом все гораздо проще, чем кажется. Правила в игре довольно простые.

Маракайбо переносит нас прямо в Карибское море, в 17 век, когда на море буйствовали пираты, которые весело проводили время, грабя торговые суда, и процветала торговля. Хотя пиратами в игре вас никто не назовет. Вы — отважные моряки, желающие испытать свою удачу. Вы будете ходить в экспедиции, сражаться с пиратами, дружить с крупными державами, улучшать свой корабль и торговать с городами.

Я не буду во всех подробностях описывать игровой процесс, затрону только самое основное.

Основных плацдармов в игре два — игровое поле и планшеты кораблей. На старте игры у вас будет свой планшет корабля и небольшая команда, состоящая из парочки фигурок моряков, фишки корабля и фишки исследователя. На планшете корабле хранятся выполненные задания и отмечается сила вашей команды. Также на нем щедро разбросаны дополнительные действия игрока, которые изначально недоступны для активации, поэтому закрыты двумя специальными круглыми жетонами. Во время игры мы будем потихоньку снимать эти жетоны, тем самым получая доступ к более сильным и интересным действиям.

Основная часть игрового поля представляет собой трек из клеток, замкнутых кругом. Собственно, по этому треку мы перемещаем свою фигурку кораблика по часовой стрелке. Также на поле можно найти трек очков, счетчики влияния, доходов ПО и монет.

Суть игры состоит в том, чтобы сделать четыре круга по треку, после чего происходит финальный подсчет очков и выявление победителя. Причем четыре круга достаточно проплыть всего одному игроку, чтобы игра подошла к концу.

Ход игры состоит из трех элементарных действий.

Действие первое — передвижение. Вы можете продвинуть свой кораблик на 1-7 делений.

Действие второе — выполнить действия в поселении, в котором находится ваш корабль. Выбор действий зависит от типа поселений, в котором вы остановились. Их всего два вида — город (большой кружок) и деревня (маленький кружок).

В городе есть 2 основных действия — доставить товар и выполнить действие города. У каждого города есть свой жетон, который разделен на 2 части. Левая часть — это доставка товара, правая — действие города. Доставлять товар можно ограниченное количество раз (отмечено пустыми кружочками на жетоне). Если у вас в руках есть карты с товарами, которые отмечены на жетоне города, то вы их сбрасываете, после чего снимаете одну фишку с корабля на свой выбор и ставите ее на пустую ячейку жетона. Таким образом вы открываете для себя новые действия на корабле! Соответственно, если все ячейки на жетоне будут заняты, то продать свой товар вы не сможете.

Правая часть жетона города чаще всего бодрее и интереснее. Там может быть несколько видов разных действий. Плюс стоит упомянуть, что в начале игры эти жетоны расставляются по городам случайным образом, так что в каждой партии будет небольшой сюрприз.

Например, там может быть сражение. Это довольно долго отыгрываемое действие, которое позволяет выставить кубик одной из держав (их в игре всего 3) по ячейкам на поле, получив за это разные приятные бонусы (ПО, монеты). Чем больше будет ваше влияние на одно из государств и чем больше кубиков этого государства будет на поле, тем больше очков вы получите в конце игры. Из интересного — можно заменять на поле кубики одного государства кубиками другого, что ведет за собой противостояние между игроками.

Также действие города может позволить отправить вашего исследователя в экспедицию, находящейся в самом низу игрового поля. Вы просто передвигаете свою фишку на несколько клеток вперед и получаете бонус с ячейки, на которой остановились.

Из других возможных действий города — получить очки влияния одной из держав (вы просто продвигаете фишку по треку), выполнить одно из действий деревни, убрать круглую фишку с планшета корабля, увеличить вашу боевую мощь, взять монеты и т.д. и т.п.

Действия деревни всегда стандартны (3 вида), но их можно расширить за счет открытых действий на планшете или купленных карт.

Три основные действия деревни — это:

  • сбросить ВСЕ карты с руки и получить за каждую по 2 монеты;
  • получить 1 монету;
  • купить карту с руки или из собственного запаса и ввести ее в игру, тем самым активировав ее бонусы, которые могут быть мгновенными, постоянными или срабатывающими в конце игры.

Что еще интересного можно отметить — чем больше вы потратите очков движения за один раз, тем больше действий в деревне сможете выполнить. Если потратить 4-6 очков — вам доступны 2 действия. Если 7 очков — 3 действия. По ходу игры можно прокачать и это дело, чтобы двигаться меньше, а действий выполнять больше.

Периодически вы будете на клетках поля находить жетоны заданий. Чтобы выполнить задание, нужно потратить то, что на нем написано (карты с руки), после чего жетон помещается в трюм вашего корабля. Выполненные задания приносят бонусы и ПО.

Как только кто-либо из игроков делает один круг, начинается промежуточный подсчет очков. Он состоит из нескольких фаз, отыгрываемых игроками одновременно. В эту фазу можно купить карту с руки или получить 2 ПО, а также получить доходы ПО и монет в зависимости от положения фишек на счетчиках. Все доставленные товары с поля убираются, а корабли игроков становятся на начальную клетку, начиная новый раунд.

После 4-го раунда начинается финальный подсчет очков. Он немного похож на промежуточный, только с тем отличием, что очки дополнительно приносят карты, которые игроки покупали в течение игры, державы, чьи кубики игроки активно расставляли на игровом поле, и прочие моменты.

Само собой разумеется, что побеждает в игре тот, кто наберет в итоге больше очков.

Далее о некоторых интересных нюансах.

В начале игры каждый игрок получает уникальную карту достижений. На этих картах есть 3 вида достижений, за каждое из которых игрок может получить бонусы и фигурку моряка. Как игрок выполняет условие цели, оно сразу же получает за это плюшки.

Еще есть в игре грандиозные сооружения. Это особенные карты, которые открываются по одной за раунд. Вместо покупки карты можно за монеты разместить на такую карту свою фигурку моряка. В конце игры вы получаете очки за выполнение условия, написанного на карте. Например, получить 2 ПО за каждый жетон задания на вашем корабле. Или получить 2 ПО за каждое улучшение вашего корабля.

Но один из самых необычных элементов игры — это ее механика «наследия». Не волнуйтесь, рвать в игре ничего не нужно. Просто во время прохождения вы будете открывать особенные сюжетные карты, которые будут рассказывать некую историю, которая начинается с того, что в одном из городов появляется чума и вам нужно доставить туда доктора. Сюжетные карты влияют на размещение на поле особенных заданий, а также периодически меняют вид городов и деревень. Например, какая-то деревня может стать городов с интересными действиями. Это все отмечается накладыванием новых картонных плашек на старые клетки.

Играть с наследием совсем необязательно. Если вы уже прошли сценарий или он показался вам скучным, можно играть и по обычным правилам, используя дефолтное игровое поле.

Впечатления

Где-то раньше в первых прочитанных мной обзорах я читал, что в Маракайбо Пфистер собрал вместе несколько механик из его старых игр (Великий западный путь, Момбаса, Порт-Ройал и т.д.). Я не могу это подтвердить или опровергнуть, потому что не играл во все игры этого автора, и не могу сказать, что я являюсь фанбоем Пфистера. Но совершенно точно могу сказать, что от ВЗП тут осталась система перемещения по карте и активация действий в зависимости от нахождения вашей фишки. ВЗП можно смело назвать игрой-гонкой, и тут, в Маракайбо, тоже в принципе гонка, только с таблобилдером (это когда вы карточки выкладываете на стол и получаете от них бонусы).

Я почему-то всегда расстраиваюсь. когда узнаю, что в игре 3-5 раундов. Заочно кажется, что этого очень мало, чтобы успеть сделать все, что очень хочется. В Маракайбо всего лишь 4 раунда. Глядя на этот небольшой кружок-трек на поле, кажется, что все будет проходить очень быстро в духе часовой забористой семейки. И вы знаете — ничего подобного! Как обычно в таких ситуациях бывает — вдруг ларчик открывается и меняет все ваши ожидания на объективную реальность. Причем хорошую реальность, ту, о которой я тайно мечтал — 4 раунда могут запросто затянуться на 1,5-2 часа (при том, что все знакомы с игрой и не тупят).

С другой стороны в Маракайбо можно сыграть и очень быстро. Все зависит от того, как игроки будут идти к финишу — быстро, прыгая по 7 клеток за раз, или медленно, продвигая кораблик на 1 деление вперед. Лично я не вижу смысла идти по морю медленно, т.к. порою дойти до города первым дает тебе больше плюшек. То есть ты можешь получить выгоды больше, пройдя круг по-быстрому, чем ковыряться в деревнях сзади. У нас постоянно были ситуации, когда человек просто не успевал сделать за раунд все, что хотел, потому что кто-то этот раунд уже завершил. Хотя если играть вдвоем и никуда не спешить, то можно потратить 4-5 часов, двигаясь по одной клетке. Только зачем?

Поэтому в целом суть игры крайне проста — двигай корабль вперед, активируй действия, вот и все дела. Вот эти все 24 страницы правил на самом деле сводятся к простой сути, что на самом деле прекрасно. Хотя, если у вас завышенные требования к игре… то у вас может сработать синдром завышенных ожиданий. Поэтому предупреждаю!

Конечно. действия в городах выглядят побогаче и поинтереснее, по сравнению с действиями в деревнях. Тут можно и товары скинуть, и повоевать, и еще всяких прикольных штук понаделать. Правда, к сбросу товаров нужно готовиться заранее. Можно прийти в город и не иметь на руке нужных товаров. И это плохо, потому что освобождать планшет от противных коричневых фишек очень и очень полезно. Вообще в этой игре полезно делать одновременно несколько вещей. Например, в некоторых еврогеймах лучше сосредоточиться на одном-двух направлениях, чтобы получить максимум ПО. А есть еврогеймы, где можно качать сразу несколько позиций, и это не скажется на потере очков. Вот Маракайбо как раз такое, второе. Я даже больше скажу — тут хочешь-не хочешь, а выгодно использовать каждую возможность «отличиться» в городе. Нет смысла пропускать города, чтобы быстрее прийти к финишу. Про «выполняй все, что можешь» я упомяну потом еще раз, когда буду обсуждать выигрышные тактики.

Действия в деревнях более интересными становятся ближе к концу игры, когда вы прокачаете свой корабль и обзаведетесь помощниками на картах.

И вот кстати о картах. Это половина, если не больше, игры. Можно сказать, что это игра с карточным движком. Тут карты выступают и в роли игровых помощников, и в роли товаров, и с помощью них мы зарабатываем монеты, а в конце игры они дают очки. По сути, покупая карты, мы становимся с каждым ходом сильнее, наши возможности расширяются. Мы получаем больше монет, меньше платим за активацию действий, снимаем дополнительные фишки с корабля, эффективнее разыгрываем войну и т.д.

Хотя сильно настраиваться на большую вариативность я не советую. После нескольких партий вам будут понятны все возможности карт, и вы будете заранее знать, как эффективно строить свою стратегию. Чем дороже карта, тем мощнее ее свойство (как правило). Поэтому в игре вы встретите не один раз одинаковые карты с разной стоимостью и с небольшой разницей в показателях. У вас всегда будет выбор — или подождать, подкопив денег, и купить карту помощнее, или не ждать и использовать аналог чуть похуже.

С одной стороны вроде интересно, что карты могут быть и разменной монетой, и товаром. Но скажу честно, что меня порой это раздражает. Особенно когда ты видишь, что скоро на пути будет задание или город, и тебе нужны товары определенного типа, а их у вас нет. Несколько карт всегда лежат на рынке открытыми, но без прокачки за них нужно платить по монетке, а вслепую с колоды карты берутся бесплатно. Получается очень обидно, когда ты имеешь возможность прокачать планшет или выполнить задание, но тебе тупо нечем оплатить.

Или бывает, что ты бережно хранишь какие-то карты для покупки, но тебе нужны монеты. И чтобы получить их за сброс карт, нужно сбросить их все, а не выборочно. Лично меня порой это дико бесит. Получается, что за всю игру вы постоянно прокручиваете карты просто с бешенной скоростью (продал-набрал-продал-набрал-купил). Иногда попадаются классные карты, о которых вы мечтали. Но иногда достается совсем не то, на что рассчитывал.

Этот момент немного компенсирует область планирования на планшете. У вас есть 3 ячейки для карт, которые хранятся не в руке, а на планшете. Единственный нюанс — эти карты можно только купить. Сбросить их как товар не получится.

Как и в любом уважающем себя таблобилдере, в Маракайбо есть разные эффекты карт. Зеленые увеличивают ваш доход, красные дают постоянный эффект, синие — это действия помощников, которые выкладываются на ячейки по треку на поле, бежевые — мгновенные эффекты. Не могу сказать, что тут вы найдете много нового, если вы не первый раз играете в подобного рода игры.

Для меня в таблобилдерах сложным является то, что за всеми своими, а в идеале и за чужими, картами нужно внимательно следить. Я очень часто после сыгранного хода понимаю, что не применил свойство той или иной карты, поэтому сыграл не так круто, как мог. И это меня расстраивает. К концу игры перед игроком может лежать очень много карт, и из них нужно как-то вычленять те, которые уже были отыграны или которые сыграют в конце игры, а какие все еще актуальны. Это обилие возможностей может привести к тугодумству за столом. Или, как в моем случае, забывчивости отыграть все, как надо.

Говорил уже про это раньше, повторю еще раз в разделе впечатлений — игра оказалась совсем не кусачей в плане правил. Конечно, нюансов в игре хватает, поэтому периодически первое время рулбук листать в любом случае будете, но сама суть игры оказалась несложной. Двигаемся по ронделю, играем карты и действия, получаем профиты. Сложность могут вызвать только карты, да и опять-таки только в первых партиях, потому что иконки еще не все будут понятны. Первое время придется частенько смотреть, что значит тот или иной символ. Но стоит признать, что с иконографикой в игре все в полном порядке — каких-то сложных обозначений я не нашел, все интуитивно и понятно. В целом я бы отнес Маракайбо в разряду easy to learn hard to master.

И вот подошли мы к вкусненькому — пути победы. Мне не очень нравятся те евры, в которых нужно строго придерживаться одной стратегии. Например, сугубо строить, сугубо исследовать или сугубо воевать. Чуть-чуть отойди в сторону и качни несколько направлений, как сразу можно забыть о победе. Я люблю гибкие игровые системы. В Маракайбо можно заниматься очень многими вещами — исследовать, воевать, качать треки ПО и монет, выполнять задания, прокачивать корабль, выполнять цели и т.д. Если вы почитаете чужие отзывы, то скорее всего найдете там много мнений, что война в игре решает, потому что в конце игры за продвижение по треку лояльности к державам получаешь очень много очков. В принципе, с этим трудно поспорить, потому что сражения реально в итоге могут дать приличное количество очков.

Но с другой стороны трудно говорить, что сражаться обязательно, а все остальное по желанию. Дело в том, что все эти действия как бы всем по пути. У вас всегда на поле будет один город с действием сражения, еще одно действие сражения будет доступно, если первым дойти до конца трека. И я реально не вижу смысла пропускать эти действия, если их можно сыграть. Поэтому говорить о выигрышности ведения войнушки при том, что каждый игрок может спокойно воевать, как-то странно. Мне кажется, что Маракайбо тем и хороша, что она не заставляет тебя углубляться во что-то одно. Вы можете спокойно делать разные действия, ища среди них те, что приносят бОльшую прибыль.

Другое дело, что в сражениях тоже может везти или не везти. Имхо, война в игре реализовано странновато. Сначала вы вытягиваете случайный жетон, на котором написано, сколько очков войны вы имеете, поддержав одну из трех держав. При этом некоторые державы могут потребовать траты некоторых ресурсов или наоборот эти ресурсы давать. Поэтому если вы качаете, к примере трек у испанцев, а на вытянутом жетоне у испанцев мало очков или они дают штраф, то может быть выгоднее прокачать англичан? То есть у вас не всегда будет возможность эффективно качать тот трек, который вам выгоден. Максимальную прибыль вы будете иметь тогда, когда ваш маркер будет расположен максимально в правой стороне одной из держав. Вот тут уже качать все страны одновременно будет уже не очень выгодно, проще сосредоточиться на одной державе.

Кстати, раз начал говорить о странностях сражений, то добавлю, что когда вы определитесь с державой на жетоне, то вы сможете добавить очков сражения, сбросив своих матросов (миплов). Еще на корабле есть специальных трек, на котором тоже можно копить силу и тратить ее, когда вам нужно. Но это все мелочи, конечно… Так вот потом вы эти очки тратите на боевые действия, снимая кубики держав с со своего трека и выставляя их на поле. Т.е. вы получаете очки войны, а потом просто берете кубики держав и куда-то их выставляете.

Все это как-то интересно работает, конечно, но войной это назвать сложно=) Просто какой-то набор действий=)

А что касается споров о тактиках и стратегиях, то мое мнение такое — да нет стратегии в игре, которая бы всегда качала на уровне крутых басов в хип-хопе. Выиграть можно по-разному. И воевать никто никому не запрещает.

Более того, есть в игре очень интересный момент, когда вы можете поменять фишки одной страны на поле фишками другой страны. Это доступно после прокачки планшета корабля. Получается такая война в войне, когда вы мешаете другим игрокам выставить фишки одной страны. И если реально рогом упереться в борьбу с другими игроками, то у более мирных игроков есть хороший шанс выйти вперед, используя другие тактики=)

Но вот возможность исследовать меня, честно говоря, не очень порадовала. Она выглядит слабенькой на фоне других стратегий. Вообще в целом я люблю такие вещи, типа исследований, в еврогеймах. Мне нравятся треки с кучей разных бонусов, и чем дальше ты пройдешь, тем вкуснее бонусы. Но именно в этой игре бонусы не очень вкусные. Например, можно потратить ценное действие и получить 1 ПО или 1 монету. Это просто смешно, если честно. Поэтому лично я не стремлюсь качать исследование, но если есть возможность задействовать свою фишку исследователя, то я это делаю. Не помешает!

Очень хочется рассказать вам о «наследии», которое встроено в игру (но при желании отключается). Честно признаюсь, что со временем я понял, что механика наследия — это не совсем мое. То есть та самая популярная Пандемия с коробочками несомненно хороша и инновационна, но не вызывает у меня обильное слюноотделение. С другой стороны наследие в Маракайбо не совсем такое, как в Пандемии Легаси. Если вы уже играли раньше в другую игру Пфистера — Королевские товары (Oh My Goods), то сценарии в этой игре очень похожи на то, чем мы занимаемся в Маракайбо. Есть специальная пронумерованная колода карт, на лицевой стороне которой есть какое-то условие, которое разыгрывается в партии, а на обратной — это итоги после сыгранной партии, которые часто ставят нас перед выбором. Начинается все с появлении чумы в одном порту. А дальше мы уже ищем врача, выбираем между корыстностью и бескорыстием и продвигаемся по сценарию. Сама история не может похвастаться крутым сюжетом, но она предлагает игрокам изменять игровое поле. История, которую мы проходим, периодически вводит новые плашки, которые мы накладываем поверх игрового поля. Так в первых играх у нас одна замухрышечная деревня вдруг превратилась в город, что было для меня неожиданностью. За одну игру разыгрывается несколько сюжетных карт, поэтому на прохождение всей истории у вас не будет затрачена куча времени. К финалу у вас будет крутое игровое поле с разными интересными плашками и плюшками.

Мне не сильно хочется забегать вперед, потому что я планирую дальше рассказать о том, как механика наследия поменяло мое отношение к этой игре. Но мне оно действительно показалось забавным. Каждая партия отличается от другой тем, что поле меняется и приносит какие-то немножечко другие ощущения.

Мне нравится, когда у игроков есть небольшой набор ассиметричных действий или возможностей. В Маракайбо в этом плане мне показались интересными персональные цели. Всего одна маленькая карточка с тремя целями делают игроков немножечко разными. Одному надо качнуть треки влияния, другому набрать матросов побольше, третьему проапгрейдить корабль и т.д. В принципе, без этих карт тоже можно спокойно играть, но с ними интереснее! Ставим плюсик.

В продолжение персональных целей хотелось бы отметить улучшение корабля, которое дает игроку новые возможности. Улучшения делятся на два вида — дающие одноразовую прибыль (монеты или очки) и дающие новое постоянное свойство. Вы сами решаете, как вы хотите развить свой корабль, какие ячейки открывать. Дело в том, что полностью все открыть в игре в одной партии невозможно. И некоторые ячейки открываются только после апгрейда предыдущих. Со временем вы определитесь с цепочкой апгрейда и будете это делать на автомате. Но в первых партиях однозначно будет интересно попробовать разные варианты.

Если не углубляться в подробности, то можно сказать, что взаимодействия в игре мало. Но когда начинаешь копать глубже, то понимаешь, что это не совсем так. Во-первых, когда первым приходишь в город, то у тебя есть отличный шанс продать товары, пока пустует ячейка, т.е. вы соревнуетесь по скорости. Во-вторых, кубики стран из ячеек на поле можно скидывать и выставлять свои кубики. В-третьих, можно своим исследователем блокировать ячейки на пути, из-за чего противники будут вынуждены перепрыгивать через вашего исследователя. В-четвертых, можно забирать с рынка классные карты, которые лежат в открытую. В-пятых, задания одноразовые, поэтому кто первый до них дойдет, тот их и выполнит. Т.е. как бы прямого взаимодействия нету, но в целом это все-таки не песочница, т.к. вы зависите от действий других игроков. Хотя бы на примере гонки по треку — нужно следить за скоростью перемещения соперников, чтобы не остаться сильно позади, потратив время на слабенькие действия.

Тема Маракайбо для меня вторична. Про приключения в Карибском море сделано очень много настольных игр, так что эту тему не назовешь редкой. К сожалению, я не являюсь фанатом плаваний и торговли, поэтому в плане сеттинга Маракайбо не затронула мою черствую душу. Но в интернете можно найти много споров о том, переносит игра сеттинг в геймплей или нет. Как обычно, бытует мнение, что тема натянута на игру и не больше. По сути, это так и есть, ибо местами видишь непонятные вещи, которые трудно представить в жизни. Например, иногда мы оставляем своих моряков в деревнях, чтобы в следующем раунде к ним вернуться и выполнить какое-то полезное действие. В общем, игра истории не научит, но это не мешает непосредственно самой игре=)

Реиграбельность — мой любимый параметр игры. На мой взгляд непосредственно на реиграбельность влияет встроенная механика наследия. Интересно наблюдать за тем, как меняется игровое поле в каждом раунде. Также переигрывать заставляет возможность по разному развиваться, начиная от корабля и заканчивая сражениями за державы. Но в целом хочу особенно отметить тот факт, что реиграбельность в этой игре напрямую зависит от того, понравилась ли она вам. Да, это возможно и обычная банальность, но в этой игре она наиболее ярко выражена. Если зацепит — будете играть и получать удовольствие. Если не зайдет — ее ничто не спасет, хватит одной-двух партий.

Есть и несколько вещей, которые меня в Маракайбо если не выбесили, то расстроили точно. Например, чудовищный сетап. Я жуть как не люблю игры, в которых нужно долго морочиться с подготовкой. Разделите жетончики, одни сюда, другие туда, третьи в запас. Из колоды уберите такие-то карты, 20 отложите в сторону, другие перемешайте, добавьте еще карт, снова перемешайте. Найдите такие-то жетоны, перемешайте с другими… А потом вишенка на торте — на каждую ячейку планшета корабля положите ровно по 2 маленьких кругляша. Когда я такое встречаю в настольных играх, то печалюсь, как Пьеро в состоянии безответной любви к Мальвине. И хорошо, если геймплей потом несказанно вас порадует, как в Брассе, но иногда бывают, что и игра сама по себе вялая. Возиться с мелкими компонентами — не мое.

По картам тоже есть к чему придраться. Когда смотришь на большую стопку, то думаешь, что это просто мегаэпичная колода, которая точно зажжет. Но потом оказывается, что хватает дублирующихся карт и не на всех них есть классные свойства. Зачастую приходится решать — или купить вот эту ерунду, пока есть деньги, или сделать ход-два и таки купить эту клевую дорогую карту. Я сначала покупал все подряд, потом отказался от этой идеи. Перед тобой лежит десяток карт, и ты пялишься на них и думаешь, что из них сработает лучше. Лично мой глаз всегда загорается, когда мне попадаются карточки, особенно в начале игры, которые продвигают мои маркеры по треку ПО и монет. Это позволяет мне в конце раунда прилично качаться. Остальное все довольно опционально. Какие-то карты полезны в начале игры, какие-то в конце, какие-то на протяжении всей игры крутые или так себе…

Хотя на самом деле все это лирика, что я написал выше… Ведь самое главное — это какие эмоции тебе принесла игра. Точнее именно мне, ведь у меня индивидуальный блог, поэтому я рассказываю о своих впечатлениях. И вот тут у меня самого мнение делится на какие-то разные составляющие. Я не могу однозначно сказать, что да, это класс, или нет, это отстой. Мною было отыграно 3 партии. И честно скажу, что ничего нового в этой игре для себя я не увидел. Пожалуй, это было первое потрясение. Любой игрок, особенно со стажем, от каждой новой игры требует хотя бы капельку новизны. А у меня сложилось впечатление, что Александр Пфистер в Маракайбо просто соединил воедино многое из того, что сделал раньше (либо сам, либо у кого-то подсмотрел). Причем механики-то годные, хорошие на самом деле. И я смело скажу, что Маракайбо — игра хорошая. Она нормально работает, неполоманная, довольно бодро играется. Но я практически все это видел раньше. И таблобилдеры попадались поинтереснее.

Каждый, кто играл в Маракайбо, обязательно сравнивает эту игру с Великим западным путем. Оно и понятно — это одна из лучших игр Пфистера и она чем-то похожа на Маракайбо. И судя по отзывам, игравшим либо одна игра лучше либо другая. При этом многим Маракайбо понравилась больше. Мне же все-таки нет — «коровки» пока еще в топе. Трудно объяснить почему. Наверное, менеджмент карт с коровами нравится больше таблобилдера. Или оформление больше цепляет. Поэтому мне пока все же лучше ВЗП.

Наверное, мне просто хотелось, чтобы Маракайбо было лучше. Это когда ожидания немножко не сходятся с реальностью. Про эту игру мы поговорили с одним постоянным моим читателем из России, который после нескольких партий с женой продал игру. На тот момент я тоже что-то как-то расстроился и решил, что долго игра у меня не задержится. Но потом все же немного поостыл, потому что понял, что я хочу пройти до конца сюжет. Как бы это странно ни звучало, но мне понравилось терраформирование поля. Накладывание новых плашек — прикольная идея для еврогейма. И рвать ничего не нужно, и впечатления свежие. И я вот думаю, а вдруг меня под конец попрет в плане восхищения? Чего торопиться-то. Тем более, что игра свежая, все хвалят. Может я просто чего-то не понял?

Но пока я уверен в одном — все же это не еврогейм 2020 года номер 1. Я видел топы некоторых блогеров, которые высоко оценили Маракайбо, но пока я с ними не очень согласен. Это действительно хорошая, годная игра, но без изюминки. Такой игре я готов поставить 7 баллов. Часто играть в нее точно не буду, но в год 1-2 раза разложить можно. Вот такой мой вердикт. Игра дорогая, перед покупкой советую посмотреть/почитать обзоры и прикинуть, насколько это может быть вам интересно. Ну и если вы фанат Пфистера, то вообще я не знаю, почему у вас еще нет Маракайбо?=)


Страница настольной игры Маракайбо на сайте издательства Hobby World

20 Responses to Бутылку рома этому Пфистеру! — обзор настольной игры «Маракайбо»

  1. WindUpBird says:

    Отлично! Прям мудрый обзор получился)
    Рад, что ты оставил игру.Интересно будет почитать через годик какое-нибудь послесловие. После прохождения кампании.
    Недавно раскладывали «коров», поймал себя на мысли, что подготовка тоже не быстрая, но не надоедает. Проиграл. Прям расстроился, но ещё раз убедился, что игра нравится и любима не только мной.
    Понял, что игры должны приносить эмоции, а не просто пережевываться безвкусной жвачкой. Любые, а иначе смысл в них играть?
    Сколько лет прошло, а до сих пор помню как проиграл жене в Собек раз 7 подряд за вечер, ох у меня горело…xD

    • scafandr says:

      Ой, мудрый…=) Скажешь=) Я когда готовился к обзору, то думал, что всыплю хорошенько. Но потом понял, что и сыпать то по сути не за что. Тут действительно остро стоит вопрос фана. И иногда бывает, про фан к тебе просто не приходит, и ты не знаешь почему. Я думаю еще раз написать заметку про то, почему одни игры крутые, а другие нет. В чем скрывается крутость игры для каждого человека? И для эмоции стоят на первом месте. Если не прет — ничего не поделаешь.
      В последнее время я часто анализирую игры в сравнении с чем-то. Например, если просто взять Маракайбо — хорошая она или нет? Ну фик его знает, вроде хорошая. А потом спрашиваешь себя — ты сыграл бы в Гранд отель Австрия или в Маракайбо? Конечно в Австрию. Или в Замки Бургундии? Да, в ЗБ с бОльшим удовольствием сыграл бы. И вот так постепенно для себя и выстраиваешь цепочку крутости.
      Я просто надеюсь, что когда в Маракайбо все будет в накладных жетонах, то будет весьма прикольно. Надо проверить.

      • WindUpBird says:

        По поводу цепочки, Владимир из Латвии, когда свой топ составлял, он пользовался сайтом, который делает сравнения, если мне память не изменяет. Вроде так он писал, вот две игры — какую выберешь? И таким вот перебором получился тот. Понимаю, что это отражает больше желание поиграть в моменте, но всё-таки.
        Ох, сильно главное не рассчитывай на Легаси жетоны. Поглядел я их, парочка городов интересны, остальные задают условия, по большей части. Если бы я был сильно уверен в игре как её автор, я бы на эти жетоны наклеил магнитный слой. И на поле бы что-нибудь придумал. Вот это было бы действительно крутой оверпродакшн xD

        Ждёшь новых коров?)

        • scafandr says:

          Наверное все-таки нет. Я подробно не изучал их, но слышал, что первая коробка — это просто редизайн. А у меня уже и так игра есть с допом. Если это будет новая игра со старыми идеями, которые были модернизированы, тогда может и присмотрюсь. А пока похоже на то, будто бы нам второй раз продают одно и то же

          • WindUpBird says:

            Ну так сейчас одни ремейки, да ремастеры кругом. Что ещё делать?
            Меня удивило, то что они выпускают второе издание с припиской Essential edition, а доп в него не входит. Внутренности так и не показали. А на что ещё кроме арта и инфографики смотреть?
            Остальные две коробки похоже издатель уговорил слепить, глядя как народ брасс покупает в двух исполнениях.

            • scafandr says:

              Видимо, зреет кризис идей. Тем более смотри как развиваются игры с миньками. Теперь уже не игры оценивают, а компоненты с артами. Даже я не устоял перед Великой стеной из-за минек. Игра-то мне постольку-поскольку…
              Мне новые коровы пока кажутся аферой. Кто не играл, тем будет клево. Да и Звезда, как мне кажется, вряд ли будет издавать. Они и доп выпустили маленьким тиражом с большой стоимостью. Хотя все может быть

              • WindUpBird says:

                Ну ты даёшь!) Так и знал, что стену купишь) Тема для тебя.
                Может и издадут. Смотря как на западе попрет. ЗБ новые хороши только дополнениями внутри лежащими допами, арт на любителя. А тут неизвестно, положат ли промки.
                Для маленького тиража норм, сейчас на игры смотришь и диву даешься. Цены кусачие.

                • scafandr says:

                  Да я слабый на такие вещи… В этом году обещал сильно не тратиться на игры, и вот опять. И На Клэш оф калчерс еще не рассчитался, в Стену влез, Новолуние в рассрочку взял, Техену уже в спину дышит… Хорошо хоть телефон успел поменять, пока пауза в настолках была=)
                  Игры очень дорогие стали, конечно. Раньше я меньше раздумывал, брать или нет.

  2. Ирина says:

    Не поиграю, так хоть почитаю:) Спасибо за обзор. Как-то коровки меня больше впечатляют (хотя в игру не играла🤣). Про фан и крутые игры буду ждать статью☺️ Всё-таки купили Стену, не удержались😀…

    • scafandr says:

      Ну так вы ж меня не отговорили! Даже не попытались. Я надеялся, что получу пару мудрых советов… и вот получилось как получилось

      • Ирина says:

        Ну как же не пыталась🙁… Я же у вас про сеттинг спросила, намекнув, что вы не настольную игру покупаете, с чем вы согласились:)) В вашем случае нужны не советы, а кардинальные меры — отъём части денежных знаков сторонним лицом для сохранности🤣🤣🤣 Теперь остаётся только обзор ждать)) Надеюсь, что вам игра понравится☺️

        • scafandr says:

          Вот я этих мер и ждал! А вы меня подвели…
          Но ничего, я пока только 1/6 часть взял. Может на этапе 2/6 иди 3/6 одумаюсь=)

          • Ирина says:

            Хорошо, уговорили… Высылайте деньги мне (адрес в личку напишу)😆😆😆

  3. Тимур says:

    Интересно, что мне как раз наоборот, «Маракайбо» зашел бодрее, чем «Великий западный путь». Не знаю, может потому, что в первом ощущение гонки больше доведено до ума, а вот второй иногда ощущается немного затянутым. Хотя не исключено, что я так толком и не понял «ВЗП», точно уверен, что игра в него плохо.

    • scafandr says:

      Таких, как ты, большинство, если судить по БГГ. Там много кому М понравилось больше. Но ВЗП пока все равно выше по рейтингу (кажись?). Мне таскать коров интереснее=)

      • Тимур says:

        Да, я такой, люблю быть как все 😁 Мне «ВЗП» нормально, но давненько не играл. Хочу разложить, освежить впечатления, может сейчас больше раскроется

        • scafandr says:

          Попробуй. Я тоже не сразу распробовал. То есть как бы игра понравилась, но ожидал большего. А потом попробовал доп и понравилось еще больше

  4. Николай Золотарев says:

    Вот не могу такие игры оценить по описанию или по правилам. Вообще непонятно, как это будет играться.

    Но за отзыв все равно спасибо, интересно было почитать.)

    • scafandr says:

      У меня такая же ситуация была с Маракайбо, пока не поиграл. По видеоотзывам трудно было понять, что это и нужно ли оно. Не удивительно, что часто в интернете пишут, что отзывах мало и ничего не понятно

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: