За что кобольды сидят в тюрьме? — обзор настольной игры «Взаперти»

Мне иногда становится интересно, почему на некоторые игры собирают предзаказы на краудфандинговых площадках, а некоторые выходят сразу в тираж. Мне всегда казалось, что чаще всего так делают в том случае, если игра большая, хардкорная и тираж у нее минимальный. Игра Взаперти (Lock Up: A Roll Player Tale) также прошла через ножи Crowd Republic‘овой мясорубки. Я присматривался к этой игре, когда она была на предзаказе. Смотрел немножко видео геймплея у Зуйкова. Но ничего внутри не шевельнулось, чтобы тут же захотелось бросить деньги в монитор. Именно тогда я и задумался — почему эта игра на предзаказе? Это же не какой-нибудь там Frostpunk, с кучей минек и дополнительных целей.

И вот как-то обидно немного, что игра вышла, а про нее практически никто не говорит. На Тесере всего 16 комментариев и 1 обзор. Непорядок! Это дело надо обязательно исправить — подумал я. В общем, я поиграл во Взаперти, и игра в итоге вызвала у меня много интересных мыслей и эмоций.

Состав

Игра поставляется в большой прямоугольной и довольно тяжелой коробочке. Добра в ней хватает:

  • большое раскладывающееся игровое поле;
  • 30 жетонов банд (по 6 на игрока);
  • 5 подставок под жетоны;
  • 65 фишек ресурсов;
  • фишки силы и репутации;
  • 12 фишек подозрения;
  • 166 карт;
  • и всякое другое по мелочи.

Компоненты красивые, приятные. Есть чудесные пластмассовые полупрозрачные фишечки в виде кубиков. Карты яркие, привлекают своими красками. Брака у меня не обнаружилось, так что в целом качеством я остался доволен.

Особенно хочу отметить необычные компоненты — подставку для жетонов, которая выполнена в виде камеры с железными прутьями. Очень атмосферно и забавно!=)

Фэнтезийная тюрьма во всей красе

Игра Взаперти является частью мира Roll Player, по которому уже выходили настольные игры Путь героя и Картографы. Если честно, я не особо знаком с этим миром и понятия не имею, как там все работает. Я играл только в Картографов, где нам нужно расширять территорию фэнтезийного королевства. Во Взаперти фигурирует то же самое королевство, на которое напали враги. Но в итоге нападавшие были сокрушены защитными рядами. Неудачники были помещены в тюрьму. Раз в год правитель королевства устраивает побоища среди тюремщиков, позволяя победителям выйти из заточения досрочно.

Нам предстоит возглавить одну из 5 банд, сидящих в тюрьме. Все банды представляют собой фэнтезийные расы — гоблины, инсектоиды, багберы, кобольды и гноллы. По сути в этой игре мы не сражаемся на арене, а только готовимся к этому сражению. Прокачиваем свою команду, собираем ресурсы и тратим их на покупку полезных предметов.

Цель игры — завоевать больше всех звезд репутации, которые тут являются аналогами победных очков.

Основные действия игры происходят на игровом поле, которое представляет собой план подземной тюрьмы. Тюрьма разбита на локации, на которые мы будет отправлять членов своей банды.

Каждый игрок получает планшет банды, подставку для жетонов и 6 жетонов банды. Члены всех банд имеют идентичный состав, различаются они только картинками. Планшеты имеют две стороны — одна у всех одинаковая, а другая отличается стартовыми условиями и особыми свойствами.

Игра длится 6 раундов. Раунд разбит на 3 фазы.

В фазе переклички игроки выкладывают свои жетоны в локации тюрьмы. Выложить за раз можно как 1 жетон, так и больше. Выкладывать жетоны можно как в открытую, так и взакрытую, но за один раунд можно выложить не больше 2 жетонов взакрытую.

В фазе отбоя игроки проверяют локации по возрастающей их номеров, сравнивая силу выложенных там банд. В зависимости от занятого места по силе игроки получают награды. Все, кто не занял призовое место, перемещаются в локацию «Библиотека», где в конце фазы ими будут получены утешительные призы.

Вкратце расскажу о каждой из 8 локаций.

  1. Качалка. Дает самой сильной банде 1 фишку силы, которая размещается на планшете игрока. Фишка силы повышает силу одного конкретного члена банды, может влиять на количество получаемых в конце игры ПО и дополнительно дает жетон первого игрока.
  2. Канализация дает фишки мусора (зеленые).
  3. В Лазарете можно раздобыть фишки зелий (синие).
  4. Кузница наградит сильнейшего фишками железа (серые).
  5. В Лавке можно взять любой ресурс на свой выбор (или обменять свою фишку ресурса на любой другой ресурс).
  6. В Столовой можно завербовать одного из предлагаемых на рынке наемников, которые дают интересные игровые свойства.
  7. В Камере можно создать один из предлагаемых предметов, потратив на него накопленные ресурсы. Предметы дают свойства и очки.
  8. В Библиотеку напрямую попасть нельзя. Туда можно перейти только в том случае, если члены вашей банды не заняли призовые места в других локациях. В конце фазы в библиотеке можно взять карточки книг, содержащие разные игровые свойства, хранящиеся в секрете от других игроков.

Третья фаза — фаза караула. Это такая практически автоматическая фаза, в которой мы проверяем предел хранения ресурсов на планшете (лишние ресурсы сгорают), пополняем области предметов, которые были куплены, сдвигаем оставшихся на поле наемников и выкладываем новых, выкладываем фишки подозрения исходя из символов на картах наемников.

Про фишки подозрения расскажу чуть подробнее. На некоторых картах наемников нарисованы фишки подозрения, которые сразу же выкладываются в текущую локацию, в которой находится наемник. Когда игрок побеждает в локации, то он обязан забрать себе и жетоны подозрения. Когда нужно выложить на поле новые жетоны подозрения, а они закончились, то тут же наступает этап обыска. Все игроки сравнивают между собой количество имеющихся фишек подозрения. Игрок, занявший первое место по фишкам, теряет 8 ПО. Тот, кто занял второе место, теряет 4 ПО. После этого все игроки сбрасывают свои фишки подозрения назад в банк.

В конце 6-го раунда происходит принудительный обыск, после которого игроки начисляют себе очки за:

  • достижения «Превосходство» и «Конец игры». Это карточки целей, которые выбираются в начале игры. Тот, кто выполняет их условие, забирает карту себе;
  • наемников;
  • оставшиеся ресурсы;
  • оставшиеся карты книг;
  • фишку первого игрока.

Уточню, что купленные карты предметов приносят очки сразу же, а не в конце игры.

Победителем считается тот, кто наберет больше очков репутации.

В игре также есть экспертный режим. Что в него входит? Игроки начинают игру с нулевой репутацией, а не с цифрой 10; игроки не получают в начале игры 1 фишку силы; все играют на стороне планшета Б (все начинают игру с разными бонусами и пределами хранения ресурсов); игроки играют с одной из картой черт, которая дает уникальное свойство.

Более того во Взаперти можно играть одному! В этом режиме вы сражаетесь против нейтрального соперника. Если вы наберете больше очков, чем автоматизированная стража, вы победили!

Кто ответит за наколочку?

Как хорошо, когда от игры ничего не ждешь. Я не знаю, как можно избежать соблазна хайпа, но разочаровываться в расхваленном очень неприятно. Совсем другая ситуация, когда игра не получила огромного количества внимания, поэтому у тебя нет к ней никаких заочных эмоций. Для меня именно такой была игра Взаперти.

Механически это очень простая игра. Можно сказать, что настолка Взаперти построена на worker placement’е и сборе сетов. Причем это чистые механики, без каких-либо новомодных примесей. Все локации элементарны. Первая локация — это просто кач силы одного члена банды и возможность взять фишку первого игрока. Вторая, третья, четвертая и пятая локации — это набор ресурсов. Шестая локация — получение карты наемника. Седьмая — крафт карт. Т.е. половина локаций нужна для того, чтобы крафтить карты. Наемники же нужны, чтобы собирать сеты или получать моментальные бонусы.

Для меня самое интересное в этой игре — это пытаться собрать необходимые ресурсы для «вкусных» карт с рынка. Наиболее сильные карточки требуют траты большого количества ресурсов. Поэтому либо нужно подкопить немного, чтобы купить карту покруче, или не ждать и брать то, что есть. Крафтить крутые карты сложно, но благо, что есть один прикольный момент в правилах. Вместо того, чтобы скрафтить карты с рынка можно взять любую карту с рынка себе и скрафтить ее в одном из следующих раундов. Главное, успеть это сделать до конца игры=)

Мне кажется, будто Взаперти напичкана мелкими «приколюхами», которые дают игре необходимый нам уровень фана. Убери их, и будет скучно. Но они есть, поэтому все класс. Например, берем элементы блефа — каждый игрок может выложить до двух скрытых жетонов. Это же невероятно круто! С открытой информацией было бы скучнее играть. А так у вас практически в каждой локации будут маленькие сюрпризики, которые заставляют задуматься. То есть это даже как бы и аукцион еще в придачу. Местами открытый, местами закрытый. Меня эта тема жутко веселит и вызывает приступы неудержимого азарта. Я люблю, когда в настольных играх есть немного блефа и скрытой информации. Когда все сухо просчитывается, это мне не так интересно.

И то, что в игре члены банд разные — тоже тот самый маленький приятный плюс. Пускай вас не смущает, что у всех игроков одинаковый набор жетонов. Если бы они были разными, в игре был бы полный дисбаланс. 4 из 6 жетонов — это жетоны с фиксированной силой — 2, 3, 4 и 5. У еще одного жетона сила равна количеству ваших кубиков силы на планшете. Забавно, что сила этого жетона может увеличиться в раунде до того, как он сыграет (если успеть получить новые кубики силы). А шестой жетон не имеет силы, но зато он защищает вас от взятия кубиков подозрения. Выбор всегда есть, и он интересный.

Каждая локация имеет какие-то интересные разнообразия в плане призовых мест. Большинство локаций поощряет тех, кто занял первое и второе место. Но в лазарете, например, второе место ничего не получает, зато фишку зелья получает тот, кто занял последнее место в локации. Вот вам еще один забавный пример сюрпризов. Даже если вы вдруг остались с пустыми руками, вы всегда сможете что-то вынести из библиотеки.

Достижения также прекрасно легли в основу Взаперти. В игре есть три вида карт, за которые можно получить дополнительные очки. Одна карточка достается строго одному игроку, который первым выполнит ее условие. Вторая карточка переходная — кто становится лидером по требуемому условию, тот и забирает карточку себе. Третий тип достижений срабатывает в самом конце игры при подсчете очков. Так как каждого типа карт достижений несколько штук, то в каждой партии у вас будет разный набор карт.

Для меня очень важно, чтобы в игре был контроль над тем, кто выбился в лидеры. Автор Взаперти этот вопрос досконально проработал. Во-первых, ходить первым тут не сильно важно (можно пойти последним и перебить все ставки). Во-вторых, если ты везде занимаешь призовые места, то наберешь много кубиков подозрения, а значит рано или поздно получишь штраф в 4 или 8 очков. В-третьих, есть карты книг в библиотеке, которые позволяют кому-то подкинуть бяку, что позволит его чуток затормозить. В общем, инструментов торможения хватает. Но и отстающим тоже есть помощь. В частности, для них всегда доступна библиотека.

На мой взгляд с реиграбельностью в этой игре более-менее хорошо. Экспертные правила, разные наемники, плотненькая колода карт предметов, карты достижений — этого достаточно для игры такого уровня, как Взаперти. Бесконечно играть и радоваться вряд ли получится, но пофаниться хватит.

Так как игра несложная, то в нее очень легко учить играть. Вот уже лет десять это мой любимый параметр в настольных играх, т.к. мне часто приходится учить играть в настольные игры. Если игра сложная, на объяснения можно потратить много времени и игроки устанут. С этой игрой таких проблем не возникало.

В интернете очень хорошо отзываются о соло-режиме. К сожалению, не могу вам ничего про него рассказать, так как практически никогда соло не играю (разве что в кооперативные игры).

Что касается количества игроков, то я играл только втроем и вчетвером. Оба варианта мне показались хорошими. Игра одинаково приятно играется с любым из этих составов. По поводу игры вдвоем у меня есть небольшой скепсис, т.к. в игры с аукционом и скрытой информацией всегда лучше играть бОльшим составом. Вдвоем все будет более просчитываемо и сухо. Конечно, при игре вдвоем и бонусы от локаций будут другими. Но все же механики скрытых действий пострадают.

Впятером возможно будет наоборот слишком много всего твориться за столом. Трудно будет уследить, кто лидирует в локациях по силе, кто какие жетоны оставил на потом и т.д. Такое мне тоже не очень нравится.

Тема в игре довольно необычная. Если говорить в целом о тюремном сеттинге, то меня он никогда не привлекал. Может быть и это в некоторой степени повлияло на мой первоначальный игнор игры. Все равно это настолка про тюрьму, пускай и фэнтезийную… Но когда я сыграл, то понял, что как раз именно фэнтези тематика сделала мрачную тюрьму не такой унылой, как мне казалось изначально. Я не могу вспомнить, есть ли еще игры с такой тематикой. Прикольно придумано, что в каталажку попали разные фэнтезийные расы, которые борются между собой за право досрочного освобождения. В качалке подкачался, в библиотеке научился волшебству и магии, в других местах, типа мусорки, поковырялся и что-то нашел полезное, что потом сумел обменять на ножи и топоры. Ну клево же, правда?

Оформление игры мне тоже пришлось по вкусу. Может быть сначала мне показалось странным изометрическое расположение тюрьмы на игровом поле, но потом я решил, что это наоборот необычно. Немного похоже на картинку из компьютерной игры. Мордочки рас прикольные, как раз отражают суть головорезов=) А карты предметов нарисованы просто мегаэпичными. Чувствуется, что ценятся они в тюрьме на вес золота. В общем, по артам 5/5.

Порою в игре все-таки чувствуется влияние везения. Например, среди карт предметов может попасться одна очень крутая карта, а остальные будут похуже. И если вам не удалось стать первым, чтобы взять годноту, придется брать хлам. Или может не повезти, когда вы собираете конкретный сет наемников, но остальные нужные карты оказываются в самом низу колоды, т.е. никогда не выйдут в игру. Собираясь играть во Взаперти, нужно понимать, что где-то может немного не повезти — это просто такая игра. Фишка такая=)

Вы наверное уже поняли, что игра вызвала у меня позитивные эмоции. Она действительно отлично мне зашла, но понимаю, что за что-то нужно игру и поругать. Но вот за что?.. Сам не знаю… Ах да, есть одно замечание, которое может оказаться для многих из вас критическим. Когда я покупаю игру, то всегда заранее оцениваю в голове ее привлекательность по системе «цена-качество». Даже если игра очень красивая и приятно играется, но слишком дорогая, я ее не возьму. Когда я играю в чужую копию или присланную игру на обзор, то иногда играю после партии в угадайку, т.е. задаюсь вопросом — сколько я бы за нее отдал, когда уже знаю, что из себя представляет настолка? Так вот с игрой Взаперти я не угадал. В магазинах она стоит 4 тыс российских или 150 белорусских. Я бы оценил ее как игру до 100-120 рублей, но… Но реальность оказалась суровее. Т.е. получается, что Взаперти играет на одном поле с Звездными войнами: Внешнее кольцо, Ужас Аркхэма: Третья редакция, Fallout, Робинзон Крузо, Древний ужас и т.д. Но это все бодрые хардкорные игры, а Взаперти — это гейтвей, пускай и очень хороший. Игры находятся в разных весовых позициях, хоть и Взаперти очень старается быть похожей на игру ААА-класса. У нее большая коробка, много приятных игровых компонентов. Но мне кажется, что некоторые вещи можно было бы заменить, чтобы игра стала дешевле и доступнее для широкого круга игроков. Например, прикольные подставки под жетоны не так уж и нужны в игре (жетоны можно держать в руках). Поле могло быть меньше или вовсе заменено карточками/планшетами.

Я уже когда-то раньше имел неприятный опыт, когда посоветовал человеку игру Camel Up, которая была прикольная, но реально стоила дороговато. Человек купил по совету, а потом сделал меня виноватым, что ему игра не зашла и ему пришлось ее продать. Так что я вас предупреждаю заранее=) Эта игра проще, чем Древний ужас или Звездные войны, имейте в виду.

Еще из мелких замечаний — после пары партий я задумался — а планируются ли дополнения к игре? Кажется, сюда легко можно впихнуть еще больше рас, больше предметов и больше каких-то новых интересных плюшек. Игра простенькая и сразу видно, что ее спокойно можно расширять.

С другой стороны может и клево, что вот она такая «дистиллированная». На мой взгляд, это образцово-показательная игра для тех, кто недавно заинтересовался настолками. Игра имеет несложные правила, играется недолго, она азартная, в ней есть несколько отличных ключевых механик. И что самое главное — игрокам с опытом тоже интересно играть! Из тех, с кем я играл, никого не было, кому бы игра не понравилась. Все были согласны играть еще при случае.

Мои впечатления от игры также улучшались с каждой новой сыгранной партией. После первого знакомства с Взаперти я был более скромен в эпитетах. Забавная игра, простенькая, на семерочку потянет. Потом я сыграл еще раз и во мне уже горел огонь азарта. Я лучше понимал игру, знал, чего от нее можно ожидать, поэтому повысил оценку на полбалла. Когда готовил этот обзор, то подумал о том, что на самом деле это прекрасный гейтвей, который я хотел бы показывать любым начинающим настольщикам. И мне самому нравится в нее играть. Конечно, «мяса» игре может немножко не хватает, но и так весьма годно. Поэтому все-таки рискнул добавить игре еще полбалла. Получилось 8/10.

Так что если вам не жалко денег, если вы думали купить Взаперти, но чего-то боялись, то я хочу вам сказать, что игра годная, рекомендую. Игра состоит из тех простых механик, которые всегда отлично работают без сбоев практически в любой игровой компании. Образцово-показательный гейтвей, возможно немного недооцененный массами. Будет возможность сыграть — сыграйте. Потом обязательно поделитесь ощущениями! Про цену и легкость геймплея я вас предупредил;)


Страница настольной игры Взаперти на сайте издательства Hobby World

18 Responses to За что кобольды сидят в тюрьме? — обзор настольной игры «Взаперти»

  1. WindUpBird says:

    Спасибо за обзор, Саш! Было интересно)
    Но, мажорити # хорошо на двоих(
    Плюс мне надо 4к отдать HW за мамонтов.
    Цены кусачие…

    • scafandr says:

      Мне нужно для тебя пару игр заказать на обзор, чтобы на двоих. Хотя парочку брал у Звезды=)
      Палео тоже хочу. Но он пропал из продажи, прикинь! Только доп остался. Доп к Подводным городам тоже был тютю. Сейчас не знаю. Дорого-дорого, а гребут

      • WindUpBird says:

        Интересно читать про любые, эта как мне кажется, тоже бы зашла)
        Тоже видел, что то есть, то нет. К нам в город всё никак не доедет, миллионик, блин. Доп к городам есть в наличии. Была бы доставка не такая дорогая, я б тебе высылал что надо))

        • scafandr says:

          Да, доставка сумасшедшая. Причем пару раз книги у меня россияне брали. Видимо, совсем раритет был.

  2. Ирина says:

    Я игру приметила, когда пошли первые отзывы и некоторое время следила за ней. Но ценник… У нас в магазинах РРЦ 65-70$ — при том, что в miniaturemarket РРЦ 50$. Это за гранью добра и зла. Поиграла бы с удовольствием, но покупать точно не буду, а жаль(( Спасибо за обзор🙂

  3. Николай Золотарев says:

    Спасибо за обзор. Действительно, игра как-то совсем незаметно вышла, что у нас, что на западе.
    Играл в нее один раз. Понравился полузакрытый аукцион. А вот сеттинг, на мой взгляд, притянут за уши. Вообще не уверен, насколько оправдано создавать такие вселенные из нескольких игр. Сюжет в них не особо сильный, а вселенная — обычный дженерик фентези.

    • scafandr says:

      Про сеттинг согласен. Можно было взять тему натянуть. Но текущая вселенная для меня какая-то мутная. Может быть даже не совсем удачная. Какое-то королевство, какие-то герои, расы… Как-то слишком безвкусно. Локап мог бы спокойно быть игрой про муравейник.

      • Николай Золотарев says:

        Мне например еще не понятно, если не знать, что Картографы в том же мире, как об этом догадаться? Там какие-то очень характерные монстры или об этом просто написано в правилах?

  4. Юрий says:

    Недавно вышла игра «Сибирь. Начало». Интересно было бы почитать обзор)

    • scafandr says:

      Мне тоже, наверное, было бы интересно=) Но это инди-издатель, не знаю, будет ли возможность купить-взять на обзор. Кому-нибудь точно дадут, почитаем, посмотрим=)

  5. Тимур says:

    Пожалуй, это самый неинтересный для меня проект из условной вселенной Roll Player’а. Обожаю «Путь героя», есть для него все дополнения. Замечательная головоломка, вполне органично использующая тему создания фэнтезийного персонажа. Очень пришлись по душе «Картографы», оказались гораздо интереснее, чем я первоначально полагал. А вот с «Взаперти» как-то не складывается. Попробую, если будет возможность, потому что о ней в итоге отзываются достаточно положительно, но выискивать игру специально не буду. Вот такая я редиска 🙂

    • scafandr says:

      Неинтересный заочно, как я понимаю? Ты же не играл? У меня кстати тоже были до игры подозрительные отношения — не особо верил, что это интересная игра. Это была моя первая после ковидного больничного. И прям весьма приятно оказалось. Несложно, ненапряжно, весело.
      Поиграй обязательно, если будет возможность. Но многого не жди=)

      • Тимур says:

        Да-да, именно заочно. Прочитал уже пару положительных обзоров, что радует, конечно. Так что при возможности сыграю 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: