Еще что-нибудь будете заказывать? — обзор настольной игры «Таверны Тифенталя»
14.11.2021 15 комментариев
Когда я шел сегодня утром на работу, то думал, за какой обзор возьмусь следующим. Наверное, мне уже есть что сказать о Тавернах Тифенталя. Эту игру я как обычно брал на предзаказе… И снова меня в этом моменте резануло, что куда ни плюнь, везде они сплошные предзаказы. Только в этом случае все же есть один прекрасный момент, что об этой игре я узнал раньше старта предзаказа, поэтому анонс локализации меня сильно обрадовал.
Когда я был в Бресте и встречался с тогда еще брестским настольщиком, а ныне уже польским, то в разговоре он упомянул Вольфганга Варша. Мы сначала говорили о другой немецкой игре Heaven & Ale, чудесной настолке про пивоварение, которую я очень хочу приобрести, но непонятно, почему ее никто не хочет локализовать. Собственно, потом мы плавно перешли к Тавернам Тифенталя, которые меня заочно на этапе показа в Эссене ничем не заинтересовали.
И чудо случилось, Лавка игр таки взялась за Варша. Хитрый ход (первая игра Варша, локализованная Лавкой) мне совершенно не интересен, а вот Тавернам я был рад.
В коробке
Взглянем на то, что нас ждет внутри коробки.
Наполнение коробки довольно неплохое. Море картона, кубики, карточки. Панчить однозначно есть что!
Поименно называть все особо нет смысла, потому что вывалив все содержимое коробки на стол вы будете иметь гору картона и карт, которые непонятно как сочетаются между собой. А все потому, что планшеты игроков — сборные. Собственно, у нас еще есть небольшое общее поле монастыря, на котором отмечаются раунды и расположен трек очков. Вокруг поля монастыря располагаются колоды карт помощников и рынок посетителей.
Каждый игрок собирает перед собой личный планшет. Все сборные элементы — двусторонние. После апгрейда плашки переворачиваются на другую, более полезную сторону. Ну и еще каждый игрок получает личный бирдекель для размещения на нем кубиков.
В целом нареканий по качеству нет. Все ровно, красиво, приятно. И радует, что компонентов довольно много.
Учимся обслуживать клиентов
Таверны Тифенталя — это настольная игра про — тадааам! — управление таверной. Вам придется нанимать персонал, завлекать посетителей, обслуживать их и зарабатывать деньги и престиж. Временным промежутком было выбрано Средневековье (если мне правильно показалось).
У каждого игрока есть своя таверна. Начинаете вы, как всегда, с минимума посадочных мест и с небольшим обслуживающим персоналом. Также у каждого игрока есть личная колода карт (на старте она у всех одинаковая). В колоде обитают завсегдатаи, официантка, столик и пивовар.
В Тавернах есть несколько модулей. Скажем так, база — это тоже модуль под номером 1. С него я и начну свой рассказ.
Игра длится 8 раундов, каждый из которых разбит на 7 фаз.
В фазе А перемещается маркер раундов. Если на делении изображен бонус, все игроки его получают.
В фазе Б прибывают посетители. Это значит, что все игроки открывают по одной карте со своих колод и распределяют их по своей таверне. Помощники идут по своим кладовкам на планшете, посетители занимают столики (на планшете их 3, но можно приобретать новые столики, изображенные на карточках, и затасовывать их в колоду). Посетители прибывают до того момента, пока у вас не заполнятся все столы.
В фазе В активируются официантки. За каждую официантку вы берете 1 кубик своего цвета (максимум 3 кубика).
Фаза Г — подготовка к обслуживанию. В этой фазе игроки бросают 4 белых кубика и выкладывают их на свои подставки. После этого игроки драфтят кубики по одной штуке, передавая друг другу подставки. Думаю, нет смысла вам пересказывать, что такое драфт, правда?
Все это были простые фазы, а самое интересное начинается потом. В фазе Д игроки планируют действия, распределяя взятые кубики по ячейкам на своих планшетах. Некоторые ячейки требуют определенных цифр на кубиках, некоторые позволяют применять любые кубики. Также ячейки делятся на одноразовые и те, которые можно использовать несколько раз. В этой фазе нам могут помочь нанятые посудомойки, ведь они увеличивают показатель одного кубика на 1.
Фаза Е — обслуживание. Во время нее поочередно мы забираем кубики с ячеек своего планшета и применяем их свойства. Я далее чуть подробней распишу, что можно получить с этих ячеек.
Посетители дают монетки (логично!). В кассе можно взять 1 монетку (или 3, если прокачать кассу). Пивовар дает жетоны пива. Помощник трактирщик и бочка фирменного пива — еще дополнительные жетоны пива. Монах позволяет продвинуть свою фишку по треку монастыря (проходя некоторые клетки, игрок получает разные бонусы).
Также дополнительно за монетки можно улучшить таверну и нанять персонал. Таверна улучшается путем переворачивания выбранной части на другую сторону. Персонал — это карточки, которые после покупки уходят в вашу колоду (официантки, помощники трактирщики, столики и т.д.).
За пиво же можно набирать посетителей в колоду. На многих картах посетителей есть одноразовые бонусы, которые срабатывают сразу же после покупки.
Последняя фаза — фаза Ж (как это ни странно). Таверна закрывается, игроки складывают в стопку сброса все свои сыгранные карты.
Игра заканчивается в конце восьмого раунда. Игроки считают все свои победные очки, которые приносят купленные карточки (очки указаны справа вверху).
Если вам показалось, что все слишком как-то просто, то это значит, что вам пора переходить к модулям. Модули в Тавернах Тифенталя реализованы достаточно интересно. Каждый следующий модуль дополняет предыдущий. То есть если вы хотите сыграть в четвертый модуль, то вы обязаны добавить второй и третий! Напомню, что база — это первый модуль.
Кратенько пробежимся по модулям.
Модуль 2 играется с обратной стороной монастыря. Там меняются бонусы, получаемые при достижении нового раунда. В игре появляются жетоны артистов и новый ресурс — шнапс. В некоторых раундах мы берем жетоны артистов и можем применить их свойства за шнапс. С помощью артистов можно получить монетки или пиво, улучшить таверну, убрать посетителя из игры, который нам не нужен, и т.д.
В модуле 3 появляется трактирщик в таверне, карты бардов и несколько новых посетителей. Важное отличие модуля — в нем появляется репутация (белый кубик). На плашке трактирщика в таверне есть шкала репутации. Если на компонентах встречается белый кубик, это значит, что мы можем продвинуть свой кубик репутации на деление вперед. На шкале щедро разбросаны разные бонусы (например, шнапс или возможность взять самую классную карту посетителя — аристократа). Также в игре добавилась фаза репутации. Игроки суммируют количество полученных в раунде монет и талеров, от большего отнимают меньшее и добавляют себе столько репутации на шкале, сколько получилось при простом арифметическом вычислении. В конце игры очки приносит еще и кубик на шкале репутации.
Модуль 4 довольно прост — он заключается в том, что игроки получают разные стартовые условия. Вы получаете карточку, на которой написано, какие бонусы вам доступны. Например, можно начать игру с прокачанной частью таверны или продвинутым маркером монастыря.
Последний модуль 5. В игру добавляется книга отзывов, которую получает каждый игрок. В книге отзывов есть 4 колонки и 4 ряда. Всякий раз, когда вы берете карту посетителя, он оставляет автограф в вашей книге отзывов. Проще говоря, вы закрываете ячейку в книге отзывов жетоном подписи. Некоторые ячейки имеют бонусы, которые вы получаете, если закрываете их. Если закрыть весь ряд или столбик, вы тоже получаете бонусы.
На этом все, переходим к самому главному.
Впечатления
Что ж, наступил самый полезный кусок обзора, ради которого мы все сегодня собрались=) Мыслей по игре довольно много, будем потихоньку их разгребать.
Если говорить об ожиданиях, то у меня их практически не было. Для меня это был скорее симбиоз интереса к автору с хорошей ценой игры на предзаказе. Варша хвалил мой знакомый, цена была вкусной, так почему бы и нет? Сказать, что я горел от желания познакомиться с игрой, я не могу. Но мне было интересно глянуть, что за клон декбилдинга встроен в игру.
По геймплею игра особо ничем не удивила. Все это по кусочкам можно встретить в других настольных играх. Если бы меня попросили рассказать об игре парой слов, то я бы сказал, что это игра про менеджмент ресурсов, которые ты тратишь на апгрейд планшета и покупку карточек, дающих в конце игры победных очки. С точки зрения тематики тут все очень логично. У нас есть таверна. Сначала она никудышная, персонала мало, пара столиков, не самые богатые посетители. Но постепенно вы приобретаете возможность нанимать дополнительный персонал и делать таверну более производительной. Причем в игре есть такой интересный момент, что вы сами решаете, что развивать и в какой момент переходить от кача монет к качу ПО.
Пожалуй, самым интересным моментом игры для меня является формирование колоды и то, как она работает. Это как бы тот самый прото-декбилдинг, о котором иногда говорят, когда вспоминают Таверны Тифенталя. Хотя на самом деле это декбилдингом назвать трудно. Ваша колода — это же и ваши игровые возможности. Например, если набрать кучу посетителей, но забыть о столиках, то вы быстро будете заполнять базовые столы и ваши ходы будут короткими. С другой стороны, вы сами решаете, в каком направлении развиваться. Прокачивать столы с посетителями, набирать официанток или помощников — на все воля ваша.
Конечно, нельзя не отметить, что вот это наполнение таверны посетителями — дело рандомное. Иногда так получается, что не успел глазом моргнуть, а у тебя все столы заняты. А соперники сумели выложить в двое больше карт, чем вы. Соответственно, их возможности будут шире, как ни крути. Для меня кайф, когда за ход большая часть колоды оказывается на планшете, вот тогда ты удачно построил колоду.
Наверное, не только у меня возникли параллели с Grand Hotel Austria, которую я обожаю. Как бы и там, и там есть посетители, выставление кубиков, расширение (строительство) планшета. Но игры эти на самом деле совсем разные по ощущению. Тематически да — мы ведем развитие своего бизнеса путем привлечения клиентов. Но Отель Австрия — это гораздо более сложная и серьезная игра, нежели Таверны. Поэтому между играми знак равно ну никак не поставишь. Только что когда играешь в Таверны Тифенталя, то внутри возникает какое-то ностальгическое чувство, что во что-то похожее когда-то уже играл=)
Так-с, про одну уникальность (карточки) я уже рассказал. Второй момент, которым выделяется игра — дайс плэйсмент. Этот прием не нов, но все-таки встречается он не так часто, поэтому интерес к нему у меня держится до сих пор. После того, как у нас по планшетам распределились карты, на которые можно класть кубики, мы эти самые кубики распределяем по местам. Чтобы уменьшить влияние рандома, кубы сначала драфтят. Это годное решение, ибо было бы совсем жестко, если бы каждый бросал и распределял сугубо личные кубики.
Собственно, куда класть кубы, является личным выбором каждого игрока, которые отталкиваются от выбранной стратегии. Пива вам больше нужно или монет? Может нанять персонал или завлечь посетителя? На поле всегда полно мест для кубиков, но не все они будут одинаково желанны, поэтому для этих целей и придуманы прачки, которые позволяют дать кубикам плюс единичку.
Собственно, выставление кубиков довольно типичное, поэтому про него особо нечего рассказывать. Мне эта механика нравится, так что мне ок.
А вот дальше я упомяну, пожалуй, самый явный бич игры, который может отвернуть людей от игры. Влияние удаче в Тавернах Тифенталя довольно-таки высоко. Во-первых, я уже писал о везении с картами, которые мы раскрываем в фазу прибытия посетителей. Во-вторых, может не повезти с драфтом кубиков. Например, нам дико нужны пятерки, а выпали единицы и двойки. Соответственно, очень сложно спрогнозировать планы на раунд заранее. И в партии запросто могут получиться ситуации, когда у кого-то из-за везения раунд пошел лучше, чем у другого. Банально вышло больше карт и классно выпали кубики. Другое дело, что за несколько раундов ситуаций будет много разных у всех игроков. Такого, что кто-то выиграл сугубо из-за везения у меня ни разу не было. Но действительно важно, особенно в первом раунде, чтобы повезло с посетителями, ибо потом трудно будет раскачиваться.
В общем, данный момент субъективен. Если вам до чертиков важен расчет, тогда Таверны могут вам принести негативные ощущения. Если же вы знакомы с играми Вольфганга Варша, то везение вас не должно удивлять. Вспомните хотя бы Шарлатанов из Кведлинбурга. Варш не делает мозголомные хардкорные евро, так что мы снова имеем фичу, а не баг.
Также игра может показаться чуток грустной, если вы любите в настолках море взаимодействия. Тут оно довольно сухое — мы лишь драфтим кубы и можем забрать интересного посетителя с рынка. Вот как бы и все, что можно сказать о взаимодействии. Далее мы просто сидим и копаемся в своей таверне, обслуживая посетителей и прокачивая свое заведение.
Скорее всего к вам быстро придет ощущение, что база довольно проста. Это как бы и не минус и не плюс, просто факт, который имеет место быть. Я не могу назвать это минусом, потому что в плане обучения и освоения игра себя отлично показала. Быстро разобрались, сыграли, сделали выводы. Но если ваш игровой опыт богат, то скорее всего вы захотите испытать весь спектр эмоций, предлагаемый коробкой. А значит пора подключать модули!
Как я уже писал выше, дополнительных модулей 4 и они работают в цепочке (2, 2-3, 2-3-4, 2-3-4-5). Модули я постигал за два присеста, пробуя сначала два, потом добавив еще два.
Модуль 2, добавляющий шнапс, приносит игре глубину. По ходу игры мы обзаводимся тремя артистами, которые позволяют нам тратить шнапс на полезные бонусы. При этом интересен факт, что жетоны артистов двусторонние, поэтому у нас на самом деле не три артиста, а шесть, а мы выбираем, какую сторону оставлять активной. Самое главное в этом допе то, что нам предлагают дополнительные плюшки «на подумать». Может взять пару шнапсов да сыграть артиста вместо чего-нибудь менее полезного?
Модуль 3 меня не особо удивил, т.к. он продолжает загружать игру, не предлагая чего-то уникального. Репутация — это еще одна дополнительная стратегия, через которую можно активно прокачивать. Скажу честно, я пока не пробовал активно скупать бардов, чтобы двигать репутацию вперед, поэтому треком репутации пользуюсь довольно пассивно. Это ни в коем случае не шляпа, но как альтернативный вариант вполне неплохо работает.
С модулем 4 все просто, и он сам по себе напрашивается в тех играх, где игроки начинают играть с равными условиями. Имхо, случайный стартовый набор — это мастхэв всегда. Как говорится, с детства привык к 7 Wonders, где у каждого игрока свой планшет. Вроде игра одна, а каждый имеет особенные преимущества. Это интересно!
Ну и пятый модуль забавный. Это такая дополнительная заманушка нанять посетителя, дабы тот расписался в книге, а ты получил за это бонусик. Снова же такое можно увидеть в других играх, но данный игровой элемент мне всегда нравится. Приятный модуль.
Когда писал о пятом модуле, вспомнил о том, что в игре море мелких компонентов. Например, те же плашки с автографами просто миниатюрные, их легко смахнуть нечаянно рукой или просто задеть. Да, в Тавернах Тифенталя много всякой мелкой ерундистики, которую надо постоянно перед игрой подготовить, а после игры аккуратно собрать и распихать по пакетикам. К сожалению, это сжирает время, что мало кому может понравиться.
Если говорить об оформлении и тематике игры, то мне кажется, что тут все удачно сложилось. Помню, что когда эту игру показывали в Эссене, я совершенно ею не заинтересовался. Обслуживание гостей в тавернах с последующим ее апгрейдом? Ну что в этой теме такого интересного? Но во время игры у меня не было никакого отторжения, все как-то гармонично и довольно приятно. И нарисована игра мило. Есть небольшое ощущение, будто играешь в какой-то компьютерный симулятор общепита.
Если говорить об игре в целом, то я не могу сказать, что она вызвала у меня восторженные эмоции. Так же как и не могу сказать, что она повергла меня в уныние. Но шкале эмоций Таверны Тифенталя стоят у меня ровно по серединке. Годная семейная евроигра. Можно сыграть, а можно и сыграть во что-то другое. Стал ли бы я ее покупать, если бы не купил сразу, а потом сыграл? Вопрос сложный, и я больше склоняюсь к тому, что все же наверное нет. Ибо все-таки игра на мой вкус простовата и не особо уникальна. Она хорошая, спору нет, но изюминки я в ней не вижу. Поэтому если у вас небольшой игровой опыт и есть интерес к еврогеймам, то я советую к этой игре присмотреться. Если вы играете компанией, которая играет нечасто и в не очень сложные игры — тоже советую присмотреться. Компания гиков вряд ли оценит игру по достоинству. Им она покажется слишком простой. Причем возможно, что даже с модулями.
В данный момент я пока не знаю, буду ли продавать игру или оставлю ее в коллекции. Мне импонирует, что она миленькая, простая, в ней хорошо работают механики. Повторюсь, простенький колодострой и выставление кубов в этой игре мне зашли и в целом всегда в любых играх нравились. Но это не та игра, в которую я хочу играть часто. Пару раз в год — ок. Причем даже только если кто-то предложит.
Но если вдруг Лавка игр в ближайшее время таки объявит сроки печати дополнения, то возможно я его дождусь и игру оставлю в коллекции. Посмотрим. Моя оценка игре без модулей — 7, с модулями — 7,5.
Кто соскучился по немецким семейным евро с простой базой и модулями, делающими игру более интересной? Вам ждут в Тавернах Тифенталя!
В игру не играл, быть может, сыграл бы партейку на игротеке, но не более. Вообще, с ней у меня связана история того рода, когда не стоит смотреть на незнакомую игру изначально с сомнением.
Дело было в 2019 году, во Вроцлаве проходил фест Gratislawia, который стал для меня первым в Польше такого рода мероприятием, где не просто игротека (за недели 2 до него мы были на Wrocław Games Fest), а выставка издательств. Наших знаний польского хватало, чтобы понять правила, но все равно раскрепощенно мы себя не чувствовали. Из всех игр, что там были представлены, я был наслышан только об Эпохах, как раз тогда вышедших, новинках Шема Филипса и новых изданиях Брасса.
И вот среди представленных игр была и эта игра Варша. Выглядела красиво, да только для меня она была ноунеймом без понимания, стоит ли в неё играть, если никто не писал. А не писал, так как она только-только была представлена, и уже через полгода, когда в русообществе стали её продвигать я понял, что упустил возможность быть в числе первых, составивших свое мнение до появления мнений других. Это, кстати, дало мне толчок в дальнейшем оценивать игры по своему опыту в первую очередь.
Но эта игра не привлекает, так как драфт не очень люблю, а ещё кубики, которые у моей супруги не в почёте, и лайтовость самой игры. Мы на игротеках играли в Шарлатанов, но двух партий вполне достаточно, чтобы в следующий раз выбрать что-то иное. Игра хорошая, весёлая, но слишком ласковая все же.
Ну да, игра вряд ли зажжет тебя настолько, чтобы играть в нее часто и с усердием.
А заочно всегда сложно понять, крутая игра или нет. Бывали случаи, когда я проходил мимо прототипов, а потом игру кто-то брал в издательстве, и она оказывалась очень даже ничего.
Heaven & Ale авторства Кислинга, Варша там нет.
Мне игры Варша импонируют новым подходом к процессу: рандомный рандом и кому нужны эти расчёты, если и так весело и здорово? При этом и в Знахарях, и в Таверне, и в Хитром ходе и даже в Майнде есть некоторое пространство для расчёта, есть комбо, которые, если получаются, вызывают дикое удовольствие. Так что и доп к Тавернам хочу, но его в зарубежных магазинах расхватывают прямо.
О, сразу видно профессионала. А чего это я про Варша подумал… Мы просто про всякие евры говорили, начиная с Heaven & Ale, а потом перешли на Варша. Сейчас подправлю статью, спасибо!
Я пока тоже доп хочу, но не знаю, когда его Лавка привезет. Слышал, что Роман обещал привезти небольшую партию
Ну просто Heaven & Ale одна из самых классных евро последних лет) А доп хотелось бы оригинальный, так как баа немецкая (правила на двух языках). Как-то игры от Лавки я обычно покупаю раньше, чем они объявляют локализацию.
Интересно, сможет ли Варш ещё что-нибудь эдакое выдать?
Меня сразу сбили с толку, что H&A типа Монополии без выбора стратегии, поэтому пропустил. А сейчас хочу, но не знаю, где и как. И граница с Польшей закрылась. Эх.
Варш, думаю, сможет. автор вполне перспективный, как мне кажется. Каждый год что-то клепает
Своеобразный автор (Варш). Шарлатанов очень люблю — заказала и второй доп к ним, хотя изначально не планировала😀 Таверны, все же, решила не брать, хотя игра вполне под нашу компанию. Спасибо за обзор)
Хоть и запоздало, но поздравляю тебя с днем рождения🎉 Побольше приятностей, поменьше неприятностей и, конечно, здоровья😊
Думаю да, как раз ваша игра. На троих весьма ок играется. И по нагрузке не сильно сложно. Но я сейчас на Паладинов полностью переключился. Пора писать обзор.
Спасибо за поздравление! ^_^
У меня уже «слишком много» семеек😀 Если буду что-то брать, то только если слишком приспичит😆 Жду Паладинов:)
Если семеек слишком много, пора переходить на варгеймы :Р
Перед Паладинами еще надо обзор анонсов забомбить и органайзеров… В отпуске так лениво писаааать….
Боюсь, что не найду подходящую компанию суровых бородатых варгеймеров🤣… Отдыхай, а я подожду))
Так и представляю тебя ждущей на стульчике возле монитора=)
Не, не, не… Лежащей на диванчике в обнимку со смартфоном😂
Тоже не могу сказать, что «Таверны» у меня вызвали восторг, но очень приятная игрушка оказалась, и моей жене очень понравилась. Плюс, она меня в нее обыгрывает постоянно. Кстати, не знаю все-таки насколько она неуправляемо рандомна. Я во всех партиях умудряюсь набирать практически одно и тоже количество очков. Хотя жена то близко, то обскочит меня очков на двадцать. Но при этом со стороны она действительно все ловчее играет, отсюда и постоянные победы.
Рандомна чисто в плане выхода посетителей. Но они все полезные. Просто может быть много, может не очень… Бывает, что в начале игры мало карт выходит.
Пока выставил на продажу, но если доп выйдет раньше, чем продам, то куплю доп=)