Гениально просто — обзор настольной игры «Лоскутное королевство»

Основные этапы моего развития любви к настольным играм можно разделить на 3 части — 1) ух ты, настолки!; 2) ух ты, большие сложные настолки!; 3) ух ты, простые, но гениальные настолки!

На первых порах мне просто было интересно играть во все подряд, потом я стал получать удовольствие от хардкорных игр, которые заставляют потеть мой извилистый мозг, ну а последние несколько лет я получаю огромное удовольствие от тех игр, в которых есть простые правила, но играть в них жутко интересно. Сейчас у меня просто нет времени изучать многостраничные правила, потом пытаться пересказать их своим сопартийцам, чтобы те всё поняли, и, сыграв, получить огромное удовольствие. Со временем я стал понимать, что в любой настольной игре есть некое гениальное зерно, от которого аж мурашки ползут по коже. Если этой фишечки нет, игра нам не интересна. А если есть, то даже если она голая, не обросшая нюансами, то все равно игра будет цеплять.

Сегодня я хочу рассказать о своих впечатлениях именно о такой игре. Хотя, честно говоря, я сильно припозднился на вечеринку (от английского выражения late to the party), ибо игра вышла в 2016 году и мне кажется, что все в нее уже поиграли, а я только что выбрался с необитаемого острова. Это игра Лоскутное королевство Бруно Каталы (только недавно узнал, что он КаталА, а не КатАла=)).

Бруно Катала легко узнаваем в этой игре. Этот известный автор каждый год выпускает несколько простых, но занятных игрушек на разные темы. Причем его внешний задор и позитив отображается и в его играх.

Почему я так долго ждал со знакомством с игрой? Лоскутное королевство позиционируется как простая семейная игра с тайлами аля домино. Каждая клетка доминошки — это вид местности (лес, поле, горы, вода). Из доминошек игроки составляют поле, размером 5х5. Со стороны опытного серьёзного игрока это выглядит и звучит тааааак просто, что хочется просто улыбнуться и пройти мимо. Собрали поле, посчитали очки — вот и вся игра.

И да, я видел, что игру многие хвалили, что вышло потом еще одно самостоятельное дополнение (Лоскутная империя), которое вроде как еще круче, чем Лоскутное королевство. Но в прошлом году я узнал, что по игре уже начинают турниры даже делать. А это все-таки многое значит! Турнирная игра должна быть идеальна по геймплею и балансу. В прошлом году у меня была возможность взять игру — это я и сделал=) Благо, стоит она не ахти каких больших денег — 52-55 рублей (а если нарваться на скидки, то можно еще выгоднее взять).

Компонентов в игре не много — горсть миплов и 48 тайлов с разными ландшафтами. Да, внутри есть удобный пластиковый ложемент, все красиво и удобно, но все же… 55 рублей… Про цену, думаю, я еще раз напишу потом ниже. По факту это оверпрайсд, конечно, но! Качество компонентов отменное. Картон толщенный! В руках держать все весьма и весьма приятно. Все бабки ушли на качество.

Правила уместились на четырех страничках, и они крайне просты. По сути, я их вам уже рассказал выше. Из тайлов мы собираем поле 5х5. В каждом раунде игроки драфтят тайлы. Тайлы на драфт размещаются на рынке по количеству игроков и в строгом порядке от тайла с меньшей цифрой к большей. И это все сделано не просто так! Хотя я поначалу не просек этой гениальной фишки.

Что могут означать эти цифры на рубашках тайлов? Оказывается, чем выше цифра, тем ценнее тайл. На некоторых местностях есть изображения корон в углу. Так вот очки мы получаем именно за наличие этих корон в построенных областях. Корон нет? Получи ноль очков. На тайлах с маленькими цифрами корон нет.

Собственно, далее идет другая гениальная идея. Вот вы выставили свой мипл на тайлик, забронировав его. Потом, когда вы по очереди будете забирать тайлы, вы своего мипла выставляете на соседний ряд тайлов. То есть у вас всегда будет в наличии 2 ряда тайлов — один на этот раунд, другой на следующий. И у вас будет выбор — или разместить мипл повыше, где цифра меньше, но зато в следующем раунде вы будете ходить первым. Либо пониже — тайл будет круче, но ходить будете последним.

Ох, в данном месте мне хочется дать себе по башке за то, что полез в дебри механики, ведь я обещал в Новом году писать более современные обзоры=) Но поверьте, по-другому не могу, так как иначе не передашь гениальность авторской задумки.

Сама суть игры простая — вы строите свое королевство, выкладывая тайлы на стол. Очки вы получаете за области с коронами. Области без корон ничего не приносят. Очки высчитываются по формуле — количество квадратов умножается на количество корон в области.

Первая мысль, которая пришла мне в голову после розыгрыша первой партии — почему игра такая простая и ее не придумали раньше? Ну странно же! Вот кажется, все уже придумали, что могли, уже даже и не надеешься, что кто-то изобретет новую механику, и вдруг получаешь игру, основанную на, не побоюсь этого слова, базовых механиках, и она прекрасно работает!

Второй момент, который меня удивил — я никак не мог понять, к чему тут можно придраться. У Каталы все-таки иногда бывают небольшие косячки в дизайне, которые никак не лечатся. Когда ему об этом пишешь, он просто улыбается и отвечает, что мол настолка и так забавная, просто не обращайте внимания. Но в Лоскутных королевствах таких косяков я не нашел. Имхо, игра идеально выверена. Вот взять этот открытый драфт тайлов, например. Во-первых, тайлы имеют номера в соответствии с их пользой. Во-вторых, вы сами решаете, что вам лучше в следующем раунде — первым походить или взять тайл поинтереснее.

Но! Когда вы выбираете тайл, то руководствуетесь сразу несколькими вещами — подходит ли местность под ваши имеющиеся области, есть ли на новом тайле короны, но самое главное, про что часто забывают, нужны ли эти тайлы соперникам. Часто бывает, что игроки смотрят только на свою пользу, забывая, что выбрав тайл за 5 очков вместо тайла за 3 очка, вы отдали тайл игроку, который вместо 5 очков даст ему 20. Математика и аналитика, куда ж без всего этого…

При размещении тайлов тоже есть над чем подумать. Новую область открывать или стараться прицепиться к старой? Думаем, решаем. Это не сумасшедше ломает мозг, конечно, но и глупой игрой никак не назовешь.

Еще один прикольный игровой момент, который усложняет условия — вы всегда начинаете с одноклеточного тайла королевства. К нему можно стыковать любые тайлы. Но к другим тайлам можно приставлять тайлы только той же местности. Если вы взяли тайл и не можете его добавить в королевство, то вы просто его кладете в сброс.

На разное количество людей игра по разному масштабируется (играется от 2 до 4 игроков). Естественно, меньше игроков — меньше используешь тайлов. Когда играешь вчетвером, используется максимальное количество тайлов. При меньшем количестве некоторые тайлы рандомно уходят в коробку. Единственный вариант, который я не пробовал — это дуэль. В этом вариант игроки составляют квадрат 7х7. Надо будет обязательно попробовать!

Сложность. Игра очень простая. Имхо, сложность может быть только с первоначальным восприятием игры, так как у игрока квадрат может развиваться в любых направлениях. То есть вы можете начать строить квадрат с середины, например, а не с угла. В начале игры трудно спрогнозировать, как будет строиться квадрат дальше. Не все сразу это понимают, поэтому в первой партии могут слить из-за перфекционизма. В остальном это простая игра с легкими правилами, быстрым геймплеем и понятным подсчетом очков.

Компоненты прекрасны! Тайлы приятно держать в руках, они сделаны просто в самом дорогом виде. Органайзер удобный, игра выглядит красиво, ярко, идеально для семейки.

Реиграбельность. Вот тут можно подискутировать. С одной стороны, вы все время строите разные варианты квадратов, но если часто играть, то игра быстро приестся, потому что глубины у нее особо и нет. Опять же из-за того, что правила простые. Вряд ли вы спустя 20 партий удивитесь новому открытию, что играть можно еще и вот так. Поэтому я не советую сразу заигрывать Лоскутное королевство дыр. Это прекрасные настольные семечки для заполнения пауз или разогрева.

Влияние удачи. Да, тут этот фактор имеет место быть. Но я не могу в данном случае назвать это жирным минусом. Удача кроется в рандомном выкладывании тайлов на рынок. При этом тайлы мы видим только на 2 ближайших хода, то есть долгосрочной стратегии здесь нет никакой. Вы можете брать пустые тайлы с водой, строя огромный бассейн и надеясь на то, что скоро выпадут короны, но короны вам могут так и не прийти! Это было бы жестоко, если бы игра была каким-нибудь мидкор еврогеймом, а то и вообще зубастым хардкором. Но Лоскутное королевство позиционируется как семеечка, а значит фактор удачи тут вполне хорошо себя проявляет (и вообще должен это делать!). Если играть с детьми, то им как раз такие вещи заходят на ура. Дай им кубики побросать, повынимать из мешочка что-нибудь — и тэдэ и тэпэ, ну вы поняли. Если вам нужно подстроиться под обидчивого ребенка, вы просто можете брать не самые удачные для себя тайлы, давая кому-то без проблем выиграть. При этом играя со взрослыми можно рубиться как в любой другой серьезной игре, просчитывая все выходящие карты, как в карточном Дураке. Это не детская игра, но в нее можно играть с детьми.

Все же из мелких обид и недочетов я могу отметить вот что — периодически у меня возникает желание сыграть в такую же игру, но с огромным квадратом. При этом я сразу же начинаю опасаться за элегантность игры, которая скорее всего будет разрушена, поэтому продолжаю думать, что 5х5 — это оптимальный вариант.

Второе — не понимаю, зачем в игре объемные картонные замки, которые никакой роли не играют. Или я что-то не понял?

В общем и целом Лоскутное королевство просто взорвало мой гиковский разум. Безусловно, после этой игры я не перестал любить классные хардкорные игры. Более того, уверен, что некоторые гики не поймут, в чем прелесть данной игры, но в качестве гейтвея или просто отдыха для мозгов Лоскутное королевство работает изумительно хорошо. Для меня это действительно вау. Приятная, четко выверенная настолочка для любых полов и возрастов.

Сразу же захотелось каких-нибудь других версий и дополнений. И тут нас есть чему порадовать. Есть Лоскутная империя, в которую можно играть как самостоятельно, так и как дополнение, с возможностью строить квадраты 7х7. Есть Век великанов, которым можно дополнить как Королевство, так и Империю. Есть Дуэль гербов, которая играется как ролл-энд-райт и не является дополнением. И в прошлом году вышли Истоки — самостоятельная игра про пещерный век с несколькими игровыми режимами.

Мне очень хочется что-нибудь прикупить, но я пока не знаю, что из этого всего стоит внимания. Буду рад, если вы посоветуете что-нибудь в комментариях.

Итог

Лично я считаю, что Лоскутное королевство вполне может претендовать на место в любой коллекции настольных игр. Ее можно дарить в подарок (стоит недорого), можно начинать с нее играть в настолки, можно купить просто ради быстрых посиделок с друзьями, детьми или коллегами по работе. Яркая, простая и прикольная игра. Мне она очень понравилась, и я немного корю себя за то, что я ее долгое время игнорировал.

Если 10-20 игровых минут не вызывают у вас чувства пренебрежения — смело рекомендую. Отличная настолка.

И никакой рекламной интеграции, между прочим :Р

30 Responses to Гениально просто — обзор настольной игры «Лоскутное королевство»

  1. Стас says:

    Помню, в году 2017 или 2018, когда были во Львове на игрофесте, эта игра стала для нас с другом хитом. Дизайн у неё откровенно детский, и если бы остальные столы не были заняты, мы бы за неё не сели. Точнее, мы видели, что в неё играют много, но обычно там сидели дети, а потому я даже не рассматривал её как кандидата на знакомство. Игра была уже в украинской локализации, и только имя автора работало как крючок. Тогда же издательство представляло локализацию игры Конфетый Джо или как-то так, которую, помню, очень продвигал Зуйков, как весёлую игру для компании. А мы тогда играли только в недорогие игры или ПнП, а Бэнг у нас был намбер ван. Потому неудивительно, что я держал в уме эту игру и хотел попробовать. Девчонки ушли поесть, а мы с другом сели за игру… и закончили её досрочно, так как она была унылой донельзя (тогда я и понял, что верить блогерам нельзя;)

    Собрались уже уходить, как парень из издательства предложил опробовать их новый хит — Кингдомино. И уговорил, так как я даже не хотел начинать, но друга заинтересовало оформление. Стоит ли говорить, что сыграли мы партий три подряд с таким азартом, что будь у меня доступные деньги, я бы её сразу же купил. Остановило лишь то, что это только первый день мероприятия был, и надо было рассчитать бюджет на следующие три дня проживания и досуга. Но я сразу проверил на форуме пнп-шников, есть ли там файлы, и это уберегло мой кошелёк. А так, взял бы сразу.

    Однако, когда уже сделал игру, оказалось, что визуальная часть работает в минус: и хоть всем нравился процесс, но детскость оформления несколько отталкивала. То есть умом понимаешь, что речь не в визуале, а все равно охота разложить что-то ‘взрослое’. Её же забрал потом с собой, даже раскладывал с людьми, которые в настолках вообще нули, и им сразу зашло. Что не удивительно, так как игра замечательная. И оформление у неё под стать, просто не для всех оно работает. Но отлично игру продаёт, я думаю.

    С допами и в другие версии не играл, потому не знаю, что там, но по тому, что читал по правилам, меня не привлекло. Не люблю, когда игры достраивают просто для того, чтобы удлинить время партии. Это начинает отвлекать от самой её сути, переключая внимание на второстепенные действия. Хотя изначально все эти надстройки могли уже быть, но были вырезаны издателем для увеличения продаваемого контента. И если это так, то это было отличное решение, на мой взгляд. По крайней мере, когда я читал правила допа, мне показалось, что со всеми этими нововведениями простая быстрая игра превратиться в простую небыструю игру, на которую попросту будет жаль времени при сравнении с играми чуть более высокого уровня сложности. Но это все из разряда «не играл, но оскждаю», конечно, хотя твой обзор подтвердил мои мысли.

    Я бы провел небольшую параллель с Пэчворком, который был вычленен из карточного монстра и стал явно одной из главных доходный статей Уве. Недавно поляки выдали свою версию в национальных узорах, уже на сайтах появилась версия к дню влюблённых (выглядит жутко приторно). Хотя Кингдомино стараются делать разными, а не штамповать в разных сеттингах, однако удивительно, что до сих пор не стали, видимо, сперва соберут сливки с оригинала.

    Катала явно не мой автор, в какие его игры я не играл, умом понимаю, что они отличные, но есть в них та абстрактность, которая остаётся, какую тему на неё не натяни. Но то, что у него получаются простые, но увлекательные игры, это факт. Даже жаль, что я не могу оценить этого по достоинству.

    • scafandr says:

      У меня тоже были заочный ассоциации как с детской игрой. Доминошки, квадрат 5х5, а не 50х50… Легко и просто… Зачем? Но оказалось «затем!».
      Конфетный Джо сугубо на новичков в мире настолок. Русский аналог Манчкина. Имхо.

      • Стас says:

        Да-да, я это тоже сразу понял, стоило начать играть) и то, что блогерам верить нельзя 😉

        • scafandr says:

          Все же тут есть несколько моментов. Да, есть и продажность, конечно, когда издатель настаивает, чтобы игру впарили. А есть такое, что ты играешь в игру с автором или с издателями, они все хорошие, добрые, была прекрасная атмосфера… И как-то ругать после всего этого стремно. Ведь все от чистого сердца было. Поэтому все углы сглаживаются, и ты пытаешься помочь автору или издателю как-то продвинуть проект… Через какое-то время пелена радости проходит, а уже поздно — все снято и выложено на ютуб=)))

  2. Wirgis says:

    Kak raz vchera raskladivali kingdomino. Paru pervix partij bilo kak-to grustno, no vitashcjil gigantov i srazu stalo bolee veselo i azartno. Dopolnenie stojashchee! Kogda v igru dobavliajut dopolnitelnie celi eto bolshaja konkurencija. Giganti — nu eto kak posmotret’ (kto nibud’ mozhet i obidetsia), no mozhno i bez nix igrat’. A vot queendomino mne nenravitsia — dobavili tam vsiakogo, no, kak po mne, to eto vse nemnogo s boku — tolko portit osnovnuju krasotu nachalnoj igri. (Situacija kak s isle of skye dopolnenie journeyman).
    Esli chestno to pnp dopolnenija s resursami neproboval (ruki u menia nemnozhko lenivie, tak chto nesdelal), tak chto neznaju. No est podozrenie, chto mozhet bit’ xoroshil. A vot nashcehet novoi versii origins, to dazhe neznaju — neliubliu ja takoe, kogda perevipuskaet prakticheski takoe zhe samoe, no s malenkimi izmenenijami. No nadejus’ chto iz vsego vibrali samoe luchshee.

    • scafandr says:

      Ого, первые партии грустные были… У меня наоборот сразу восторг. Хотелось играть еще.
      Хм, интересно, что Квиндомино более дорогая. А судя по комментам, игра оказалась так себе.
      В Ориджинс вроде добавили всяких плюшечек. Плюс несколько игровых режимов. Я когда смотрел обзор с Эссена, то вроде был заинтересован

      • Wirgis says:

        V istokax v osnovnom dobavili pnp dopolnenie «korolevskij dvor». V etom dopolnenii mozhno sdelat dva modulia (no eto neskolko natianuto). Nu i nemnozho pomeniali odin landshft (vmesto vmesto shaxt sdelali vulkani, kotorije mozhet podkinut’ neskolko koron). Ja dumaju chto vpolne mozhno podognat’ staroe kingdomino pod novij seting. Ili srazu nado brato tolko istoki (ona absoliutno spokoino dolzhna pokrit’ staruju versiju).

        • scafandr says:

          Угу, тоже подумал, что судя по всему Истоки — подогнанная база. Чуть покрутили то, что можно было подкрутить. Так-с, начинаю остывать

  3. andrey1941 says:

    Я остановил свой выбор на Лоскутном королевстве с дополнением Гиганты и ПнП дополнением Королевский двор. Эту игру можно разложить и в семье, и с гиками — за счёт дополнений можно настроить взаимодействие чуток. Лоскутная империя больше гикам зашла, но лично мне показалась не такой изящной. В семье ЛИ посчитали слишком замудренной.

  4. MistyTotem says:

    Абсолютно согласен, отличная семейка-филлер!
    Себе не брал, жду, когда будет возможность взять Истоки. Там и тематика с оформлением приятнее, и небольшие плюшки.

  5. Дмитрий Калинин says:

    В своё время игра зацепила ещё до покупки, на стадии чтения правил. Ещё во время прочтения подумал что драфт в таком варианте должен офигенно играться и не прогадал) Плюс к этому у меня в коллекции был дефицит филлерор.

    • Дмитрий Калинин says:

      Случайно отправил

      В коллекции есть Лоскутная империя и Гиганты
      В Империю сыграно с десяток партий, тоже хорошая, за счет более навороченных правил ощутимо мясистее стала, но несколько потеряла изящность оригинала.
      Себе её брал в большей степени для того что бы играть вчетвером с королевствами 7х7, ибо 5х5 очень корокие партии получаются, хотелось подлиннее.
      С Гигантами всего одну партию сыграл, и уже даже не помню как они, но вроде что-то было интересное)

      • scafandr says:

        Гигантов как-то тут другие комментаторы любят. Я вот все же решил, что лучше возьму Истоки, чем Империю. Хотя и не прочь усложнить игру…

    • scafandr says:

      О, клево, всем нравится, значит я не прогадал=) А то были мысли, что напишу обзор и все начнут писать, что игра простая, детская=)

  6. Макс says:

    Тоже игра зашла: как и автор, я ценю изящные и простые игры. Купили Age of Giants (Век великанов), в основном играем без великанов, но с башней и новыми заданиями (там еще и блокнот для подсчета очков, тоже вещь полезная). Великаны с детьми слишком конфликтный доп. Также зашло pnp-дополнение The Court (Королевский двор). Это уже почти полимперии («Лоскутная империя»). Насчет покупки Империи не уверен, так же, как уже писали выше. Это уже около 100р., но при этом развитие всё той же игры.

    • scafandr says:

      Ок, спасибо! Присмотрюсь к Гигантам. Надеюсь, по цене там более-менее. Потому что Империя 100 р, и как-то вот жаба немного душит

  7. RooF says:

    Королевство тоже очень нравится. Простотой,изяществом и срытой в них гениальностью. Возможностью играть всем от мала до велика. Добавили Гигантов, но играем в основном без них самих. Купил на волне теплых чувств еще и Лоскутную империю. Но играем в нее крайне редко — всеж она кажется перегруженной. Игры посложнее есть и поинтереснее))).

  8. RooF says:

    Вот интересно было бы услышать мнение насчет Ориджинс. Не перегружена ли нюансами, как с Квиндомино?

    • scafandr says:

      Я смотрел видеообзор — вроде перегруза не заметил. Сложнее — да, но для опытных это самое то. Помню, что там был замут с вулканами и символами огня. Но возможно там короны просто на огонь заменили… Когда смотрел. еще не играл в Королевство

  9. Артур says:

    Отличная игра, играю с женой и 2 детьми: 6 и 8 лет. Всем всё понятно и трудностей не возникает. Единственный вопрос появился после первой партии, нафига нужны башенки/картонные замки? Без них удобней чем с ними.

    Кстати, обзор можно делать еще короче и добавлять побольше личных впечатлений, возможно воспоминаний из каких-то партий, забавных случаев и т.д.

    • scafandr says:

      Я тоже не допер, зачем тут картонные башни. Решил, что может я что-то в правилах не увидел…

  10. Ирина says:

    Классная игра… Для меня она из тех, которые я бы оставила в своей коллекции навечно🙂 Спасибо за обзор. Долго не заходила к тебе, прости. Вся семья (муж, сын и я) болели ковидом и последствия расхлебываем до сих пор. Сейчас другая напасть — война, сирены, бомбежки и т.д….

    • scafandr says:

      Так, я ужо пачау хвалявацца, куды вы знiклi. Добра, што вы ужо здаровыя! Але… Часы зараз цяжкiя. Я стаулю блог на паузу, пакуль не зменiцца сiтуацыя ва Украiне… ну i у нас… Таму тут магу не адказаць. У мяне усе сябры у тэлеграме, калi ведаеш маё мыла цi яшчэ якую лiчку, напiшы, як з табой там звязацца. Будзем там размауляць, дзялiцца навiнамi!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: