О старом по-новому — Onirim

Сегодня хочется поговорить об одном весьма интересном экземпляре, который цепляет собой сразу несколько занятных тем. Например, долговременность памяти о настольных играх. Бывает выходит игра, она оказывается хорошей, годик ее активно обсуждают в интернете, потом еще годик по накатанной идут обзоры всякие, а потом случается лавина новых игр, и старые игры забываются практически напрочь. Ни тебе обсуждений, ни обзоров. Так, иногда что-то где-то проскакивает, но в целом тишина. Onirim — как раз такая игра. Ее нельзя назвать устаревшей, но кто сейчас о ней помнит?

Мне почему-то кажется очень важным упоминать в заметках, почему я купил игру. Это как половина впечатлений, как лакмусовая бумажка, в которой проявляется реальность по отношению к ожиданиям. Ведь согласитесь, что если ты просто «ай, шел мимо, смотрю, что-то продается, взял да купил«, то это не так интересно, как занимательный рассказ о подготовке к покупке. Любимый автор, классный сеттинг, интересная механика, читал обзоры, смотрел картинки. К Onirim‘у я внимательно присматривался, как это было принято 10 лет назад. Основная причина покупки — у меня не было в коллекции соло-игр. Думаю, у каждого настольщика когда-либо возникало желание сыграть во все настольные жанры, перепробовать разные топы и определиться с тем, что твое, а что не твое. У меня были дуэльные игры, кооперативные, а вот соло — мимо. Наверное, здорово, когда у тебя есть игра, в которую ты можешь поиграть, когда ты один (судя по моим наблюдениям, это абсолютно нормально для настольщика=)).

Так вот, Onirim. Маленькая коробочка с колодой карт от неизвестного мне на то время Шейди Торби. В то время кстати чаще говорили об игре Friday. Это тоже хорошая соло-настолка, но в Onirim‘е мне больше понравился арт. Играть про человека на необитаемом острове мне было не очень интересно.

Onirim — игра о снах. Вам нужно выбраться из сомнамбулического лабиринта, используя ключи, открывающие двери. И все было бы хорошо, если бы не гонящиеся за вами по пятам кошмары… Не знаю, как вам, для меня это звучит неплохо. Сразу хочется поскорее взять в руки карты и надавать этим кошмарам тумаков. Тема и по сей день мне кажется симпатичной.

По геймплею я бы вас все-таки отправил к моему старому обзору, в котором как раз таки есть хороший пересказ правил, а вот с впечатлениями беда-беда=) Помню, как я год или два назад открыл этот обзор и улыбнулся, потому что я сейчас стараюсь гораздо меньше писать о правилах и больше уделять внимания моим мыслям по игре. А там их так мало…=) С другой стороны, про Onirim как-то трудно написать большое сочинение. Игра маленькая, довольно быстрая, правила элементарные.

Кому лень переходить по ссылкам — в игре мы каждый ход берем карты с колоды, собирая в руке ключи и двери. В свой ход мы играем с руки карту на стол (или сбрасываем ее), берем с колоды новую карту взамен и замешиваем отложенные в раунде карты в колоду. Нам нужно собрать 8 карт дверей. Дверь засчитывается, если мы собираем цепочку из трех карт ключей одного цвета с разными символами. Самую большую падлу нам делают взятые из колоды карты кошмаров. Именно они заставляют нас терять ключи или двери, а также уменьшают карты в колоде. Если колода закончилась раньше, чем мы собрали двери, игра проиграна.

(с) Jason

Действительно это пасьянсик. По духу напоминает всякие там пауки и косынки, которые приятно приближали конец рабочего дня в рабочем офисе лет так 5-10 назад=)

Итак, какие у меня остались впечатления от Онирима 10 лет назад? Скажем так, довольно неплохие. На Тесере я даже смело поставил игре 9,25 (сейчас, наверное, я уже не такой смелый на оценки). По факту все заявленное в игре есть. Хотите поиграться один? Пожалуйста. Игра не отстой? Совершенно нет. Но меня смутил тот факт, что в игру я играл только в том году, в котором и написал обзор (2012 год). Забавный факт, да? И я знаю, почему это так=)

Можно сказать, что в какой-то момент я понял, что в целом не нуждаюсь в соло-играх. Все они (ну ладно, во все я не переиграл, поэтому пускай будет «почти все») имеют пасьянсную основу. Вы перекладываете карточки туда-сюда, чтобы выполнить какие-то требования до того, как произойдет нечто (например, закончатся карты в колоде). По факту все сильно зависит от расположения карт в колоде. Можете легко пройти, а можно и долго безуспешно пытаться собрать пасьянс. И именно заставляет нас перепроходить уже собранную не раз ранее косынку. Примерно по такому же принципу работают и кооперативные игры, но все же по геймплейному составляющему коопы нафаршированы более объемно. И именно поэтому я предпочитаю сыграть сольно в кооператив, чем разложить пасьянс.

Второй момент — если я буду совершенно один и мне захочется себя как-то развлечь, то я предпочту почитать книгу, посмотреть кино или сыграть во что-то в стиме. На крайняк зайду на БГА, если захочу сыграть в настолку. Вот такой вот парадокс…

Шейди Торби

Сам Шейди Торби, автор игры, рассказывал, что придумал игру, когда ездил в концертных турах. Вы возможно удивитесь, но Торби — это оперный певец=) Я у него кстати брал интервью (кто не видел, здесь интервью). Когда ты находишься в стесненных условиях, не можешь брать с собой большие настолки, то карманная игра для одного тебя всегда может выручить. И с этой задачей Onirim справляется на все 100.

Пару недель назад я протер коробку от пыли, открыл ее и разложил игру по базовым правилам. Конечно же, сразу проиграл. Сказать, что я бы играл в такое часто, не могу. Раз в год вспомнить можно, но… Почему же я тогда не продам игру тому, кому она нужнее? А тут все просто — для меня эта игра как a piece of art. Я обожаю ее карманный формат и оформление. У меня не самая первая, но не последняя версия. Если мне память не изменяет, в первой версии была только база. У меня же есть еще 3 допа внутри. А потом, когда серия игр Oniverse стала популярной, Onirim перевыпустили в увеличенной коробочке уже с семью мини-допами. Я решил не выпендриваться и оставил в коллекцию урезанную версию.

Мне нравится тематика игры. Что вы блуждаете по лабиринту, ищете ключи к дверям и пытаетесь выбраться из странного места. Но все было бы хорошо, если бы не кошмары из страшных снов, которые крипово бредут за вами. Каждый раз, когда ты достаешь кошмар из колоды, расстраиваешься и думаешь «ну блиииин, ну когда же они закончатся уже?!». А потом ты проигрываешь и думаешь, что в следующий раз точно все получится, ведь ты уже понял все секреты игры… Потом опять проигрываешь и берешься за дополнения=)

Еще хочу отметить тот факт, что отношение настольщиков к соло-играм тоже изменилось. Раньше это была довольна редкая вещица, потому что ну какой дурак будет играть сам с собой? А потом пришел ковид, вскрылась грустная правда, что на самом деле не у всех настольщиков есть своя игровая ячейка, и вдруг появилась тенденция делать соло-правила почти во всех мультиплейерных современных играх. В евро такое так точно давно успешно практикуется. И если раньше соло-режим вызывал отторжение, т.к. был мало интересен, то сейчас порою слышу, что соло играть даже интереснее. Удивительно!

Но если кому хочется, то в Онирим можно и вдвоем играть. Со всякими надстройками, конечно, но можно. Я честно не пробовал. Раз сказали соло, значит соло.

А теперь давайте пробежимся по другим играм из серии Oniverse, которые вышли позже Onirim‘а.


Urbion (2012)

Вслед за успехом Онирима через 2 года вышла вторая игра Торби — Urbion. Для меня это слегка загадочная игра, т.к. она быстро закончилась и ее трудно было найти в продаже. Я так и не нашел, к сожалению. Но вроде бы ее легко можно найти в ПнП.

Корнями игра переплетается с Ониримом — мы спасаем город от кошмаров. Вместо дверей мы тут резолвим карты города (всегда доступны 4 карты, лежащие в ряд). К картам города сверху или снизу мы добавляем вытянутые с колоды карты. Размещение карт зависит от цифры на них — положительные наверх, отрицательные под низ. Задача — балансировать карты городов, т.е. сумма карт сверху и снизу должна быть равна нулю. В таком случае вы засчитываете карту города и выкладываете взамен новую.

Игра довольно математична, что вызвало баттхерт у некоторых любителей настольных игр. Не знаю как сейчас, но раньше эта игра позиционировалась, как худшая в серии. Но как вы знаете, все это не более чем вкусовщина.


Sylvion (2015)

А вот Sylvion стал воистину флагманом серии (и кстати игра печатается до сих пор!).

В этой игре Торби чуточку отошел от привычной системы розыгрыша карт с колоды. Sylvion — в некотором роде карточный tower defense. Игра делится на два этапа — подготовка колоды игрока (декбилдинг) и непосредственно охрана леса от огня (тауэр дефенс).

Нет смысла подробно описывать, как происходит декбилдинг в этой игре, но если вкратце — карты по одной выкладываются в четыре стопки. Мы берем себе одну любую стопку, одну стопку случайным образом сбрасываем и снова выкладываем по одной карте в 4 стопки. Что себе взяли, тем и играем.

Далее формируется 4 стопки с опасностями (внизу на фото они справа). В раунде вскрываются верхние карты каждой колоды. Карты со свойствами тут же резолвятся. Далее игрок может разыграть свойства карт с руки. Как правило, это карты, которые защищают от продвижения карт огня к картам леса (справа налево). Чем-то по механике игра напоминает Galaxy Trucker, когда мы рандомно собираем свой комический корабль, а потом пытаемся отбиться от атак метеоритов и пиратов тем, что в итоге получилось.

(с) Nick

Раньше очень часто писали и говорили об этой игре, потом как-то потиху шумиха улеглась. Что печально — я так до сих пор Sylvion не приобрел. Она довольно дорого стоит с пересылкой (если покупать только одну игру), а б/у никто не продает. Если в Беларуси есть желающие продать — пишите мне=)


Castellion (2015)

В том же 2015 году выходит еще одна игра серии, которую я успел купить за бугром (Sylvion на тот момент был out of print).

Castellion приятно удивляет тем, что он сумел избежать привычной нам карточной составляющей. Карты в игре есть, но это лишь цели, а механика игры — выкладывание картонных квадратных тайлов. Вместо взятия карт из колоды мы берем тайлы из стопочек. Тайлы выкладываются перед собой, формируя квадрат 6х6. Задача — выполнить задания трех карт целей. В задания входит формирование определенных типов фигур из тайлов. Грубо говоря, это примерно три в ряд, но только тут может быть больше трех и не всегда в ряд. Тайлы — это существа разных цветов. Из трудностей — нельзя ставить рядом существ с одинаковыми фигурами на их фоне (квадратики, кружки и т.д.). Плюс в стопках попадаются «падлы» типа часиков, которые нагло выкладываются на карты целей. Три таких часиков на карте ведут к поражению.

(с) Adam A.

Довольно думательно и рандомно, если честно. Если часики будут попадаться внизу стопок, то выиграть будет проще. Из положительного — несколько уровней заданий от легкого до хардкора.

Кастеллион любители настольных игр восприняли чуть хуже Сильвиона. Возможно, как раз из того самого рандома.


Nautilion (2016)

Снова Торби продолжает экспериментировать. На этот раз он приготовил для нас игру в жанре roll-and-move. Из маленьких круглых жетонов складывается длинная дорожка, по краям которых стоят две базы. С одной базы вылетает ваш кораблик, с другой — кораблик пиратов. Бросаем три кубика, один оставляем своему кораблю, второй — кораблю вражин, третий- главному кошмару игры (боссу). Сначала разыгрываем свойство босса (по выпавшему кубику). Потом двигаем кораблики по дорожкам. Один корабль просто сбрасывает жетон на дорожке, второй корабль ставит нас перед выбором — оставить жетон для специальных свойств игрока (перебросить один все кубики, выставить один кубик нужной стороной и т.д.) или взять жетон в свою команду. Задача — набрать целую команду жетонов раньше, чем пиратский корабль достигнет своей базы.

(с) Will M

По оценкам игра довольно неплоха. По отзывам же so-so. Кому-то очень нравится, кто-то считает Наутилион худшей игрой серии. Эту игру уже нельзя назвать карманной, т.к. она занимает порядочно места на столе (из-за дорожки жетонов). Игра легкая и довольно рандомная (кубики же).


Aerion (2019)

Новая игра серии вышла лишь спустя 3 года. Aerion — симбиоз кубиков и карточек. Видимо, Шейди Торби сильно проникся этими самими кубиками в последней своей игре, что решил их применить и в своей новой работе.

На этот раз мы строим летальные аппараты. Из нескольких стопок снимается по одной карте чертежей и всяких там проектов, для резолва которых нужно выбросить на кубиках определенную комбинацию. Кубиков 6. Кидаем кучу кубов и смотрим, что можно заполучить из карточек на выбор. Кубики можно перебрасывать, но для этого нужно сбросить одну из открытых карт. В связи с чем чем хуже мы бросаем, тем меньше шансов у нас собрать 6 самолетов, необходимых для победы.

По отзывам — это не самая лучшая игра серии, база довольно простая, с минидопами становится интереснее, занимает много места. В общем, еще одна вариация Yahtzee, которая после нескольких партий надоедает.


Stellarion (2022)

На данный момент это последняя игра серии, и она пока еще не вышла.

Про игру известно мало, ибо правил еще не выложили. Вы — директор обсерватории. У вас есть телескопы и прочие приблуды, через которые можно наблюдать за космосом. По механике же нас ждет deck management.


Короче, Онирим для меня теплая ламповая игра для души, в которую как-то не сильно тянет часто раскладывать, но именно из-за того, что я предпочитаю играть с кем-то, чем с самим собой. С самим собой я поиграю в стиме во что-нибудь.

Но мне очень жалко, что ни одна игра Шейди Торби до сих пор не была локализована. Если бы игры были мне ближе в плане приобретения, я бы 100% собрал всю серию, потому что они обладают какой-то необъяснимой магией. И кстати, если мне память не изменяет, в стиме можно бесплатно скачать Onirim. Так что велкам, кому интересно.

Следующий раз я реанимирую впечатления от никому не известной игры Let’s Kill.

13 Responses to О старом по-новому — Onirim

  1. Юрий Ямщиков says:

    Рад, что блог разморозился! Я тоже как-то не оценил соло-игры, проще сыграть с ботами в компьютерные версии настолок. Но сейчас везде требуют, в новой Эволюции (Волшебных тварей) мне тоже пришлось его делать 🙂

    • scafandr says:

      Угу, как-то это вот тренд уже такой. Причем лично мне он совершено не не интересен. Берешь игру, еврик, так треть правил — соло. Я даже не читаю их никогда. Везде во все игры суют соло-правила. И при этом играют же! На бгг часто вижу обзор именно соло-режима.

      • Юрий Ямщиков says:

        Знаю, что на Кик без этого выходить просто нельзя — видимо в Штатах идёт такой тренд

        • scafandr says:

          Как по мне, это лишние проблемы для авторов. Мало чего игру придумай, так еще прикрути ей тренды…

  2. Wirgis says:

    Klassnij obzor! Sam doktor propisal. Davno tak prijatno chital. I chto samoe glavnoe, to dlia menia vse eto v novinku. Pro onirim slishal (dazhe na telefone igral), no vot pro drue v pervij raz uslishal. Tak cto klass. Pobolshe bi takix statei. Uvazhaju 🙂

  3. Hoot says:

    Поиграл в Онирим несколько раз на телефоне, да и забыл про неё.Оформление симпатичное, в целом ниче так, но…
    Мне тоже соло-режим не нужен, полно других развлечений вместо этого.

  4. Дмитрий Калинин says:

    Есть на телефоне и Steam, в таком варианте нравится периодически раскладываю

    В виде просто настольной игры — странно, не понимаю я соло-игры)

  5. Сергей Григораш says:

    С возвращением!

  6. timmyfoox says:

    А я помню вот 🙂 У меня тоже французкое издание с Башнями, Сноведениями и… Пророчествами, если не ошибаюсь? Шикарная коробочка, только карты в протекторах не помещаются, я свою копию хранил в такбоксах от допов к Зельеварению (Эх, прям вернулся в 2012). Думал себе его привезти, когда оказался вне привычной жизни, на волне этих мыслей даже приобрел ту самую Пятницу (опять привет 2012 и не закрытые хотелки), но по итогу в ограниченые передачи с родины попали иные коробки, а нишу Онирима занял Arkham Noir. Да и кооперативов на полке сейчас хватает от Death Angel’a (Какой же я дед), до ффгшный Икс-менов. Фу Ленг, в конце концов греет душу 🙂 Но если задуматься, именно Онирим, хоть косвенно, но вдохнул очередной заряд любви к хобби. Забавно.
    С возвращением! Я скучал

    • scafandr says:

      Да, с протекторами беда. Помню тоже, что сразу одел в протекторы, потом снимал.
      Про Дэз анжел я периодически вспоминаю, все хочу разложить как-нибудь. У меня парочка эпичных партий по этой игре было, когда последним броском решался финал. Орали на весь клуб.
      А чего ты скучал? Мы ж на связи всегда=)

      • timmyfoox says:

        Скучал по интересным мыслям о нашем хобби. Я уже не раз тебе говорил, что лягушкин блог, это для меня как беседы со старым другом. Только ты слушаешь, а перебивать и не хочется, интересно же 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: