Игры, в которые все играли, а я нет

В общем, лет 10 назад я столкнулся с необычной для себя ситуацией. Я попал в группу настольщиков, которые обсуждали игры, а я в них не играл. И дело в том, что это были популярные игры. Например, Пандемия (тогда еще обычная, не легаси не было), Каркассон… Я тихонько все это слушал, меня безуспешно пытались подключить к диалогу, на что мне приходилось отвечать, что я не играл, поэтому даже вот не знаю, что сказать по этому поводу. И все удивленно смотрели на меня и говорили — как не играл? Это же такие популярные игры!

В общем это самое «как не играл???» меня преследует до сих пор. Вроде и игры меняются, на место элитных старичков приходят «безусые» новинки, а вот все равно появляются новые игры, которые быстро, как вирус, распространяются, а у меня как будто иммунитет к этому вирусу=) В целом я считаю, что ничего страшного нет в том, что ты во что-то не играл, мы же не роботы какие-то, в голову которых закладывается информация терабайтами. С другой стороны, возможно блогеры считаются эдакими всезнайками, которые во все сыграли, даже в еще неизданное.

Со временем у меня начали формироваться списки игр, в которые мне бы хотелось сыграть хотя бы раз, чтобы закрыть гештальт «позора». Чтобы не скромно тупить взгляд и тихонько мямлить, что игра прошла мимо, вот как-то так непонятно как получилось. Я не вижу в этом ничего плохого, и уверен, что каждый из вас, читающих, есть игры, в которые вы не играли по совершенно разным причинам, хотя эти игры давно уже стало попсой.

Я постараюсь расположить список самых «горячих» для меня игр по возрастанию уровня моего внутреннего фэйспалма. От «как бы и не жалею, что не сыграл» до «вот за это стыдно, да«.

Runebound

Я не берусь утверждать, что это мегапопулярная игра, но я решил ее добавить потому, что раньше она очень часто появлялась на барахолках, причем зачастую по хорошей цене. Из-за этого и возникло ощущение, что люди наигрались и пытаются спулить ненужное, а никому это и не нужно особо.

Небольшой интерес к Runebound у меня был всегда и остается до сих пор. Я застал время, когда еще продавалась вторая редакция, про которую говорили, что к ней сразу нужно докупать кучу допов. Игра мне была интересна потому, что в то время я увлекался америтрэшем, а это как раз яркий представитель жанра. Ходи по карте, мочи монстров, выполняй квесты, качайся — кайф.

После выхода третьей редакции я был как-то совсем уверен в том, что ее купить надо. С другой стороны, в отзывах есть такие нюансы, которые скорее отталкивают, чем привлекают. Например, простая прокачка, так как сначала вы качаетесь на мобах попроще, потом переходите на другую часть карты, качаетесь там, а потом привет босс. И как бы если брать только одну базу, то два босса вам быстро наскучат. Собственно, именно поэтому и нужны новые боссы и герои, чтобы было чем разнообразить игру.

В итоге я не вижу смысла прям во что бы то ни стало купить Runebound, но вот понимать, на чем строится игра и нравится ли тебе эта механика, было бы неплохо. Я все еще жду того удачного момента, когда игра с допами вдруг появится на барахолке и у меня как раз будут лишние деньги.


Unlock!

Тут кстати ситуация тоже примерно такая же, как с Рунбаундом — вроде и не скажешь, что все переиграли, но как только заходит разговор о детективных настольных играх, так сразу спрашивают — ну а как игра по сравнению с Анлоком? Как не играл???

Мне кажется, Unlock! стал некой дефолтной детективной игрой, с которой многие начинают. Есть еще кстати одна детективная игрушка, которая как раз подефолтней этой, но она будет ниже в списке.

И если честно, к этой игре у меня довольно низкий интерес. Дело в том, что я вообще не по детективным играм практически. Я наигрался во всякое, что мне было доступно, и довольно быстро насытился. Анлок 100% я не собираюсь приобретать, но если бы была возможность, сыграл бы, чтобы просто галочку поставить.


Robinson Crusoe

Вот тут ситуация чуть поинтереснее. Робинзон тоже прошел мимо меня, но я его не списывал со счетов. Просто сначала я не верил в игру, потом вышла вторая редакция и как-то опять стало интересно. Потом меня отговорили от покупки (мол, плохая на самом деле игра), а потом я просто ждал, что может быть где-нибудь на барахолке по хорошей цене когда-нибудь попадется. В итоге пока все жду. Но вот какое интересное наблюдение — почему-то те, кто поиграл в УА (пускай даже на заре своего настольного увлечения) обязательно потом играет в Робинзона. Заметьте, не в попсовую Пандемию, а в Робинзона! Кому-то УА лучше заходит, кому-то Робинзон

Так как я периодически поигрываю в коопы, то не вижу ничего плохого в том, чтобы попробовать и польскую игру от Тшевичека. Правда, в Тшевичека я уже давно не верю, поэтому немного скептически отношусь к этому знакомству…


Galaxy Trucker

Некогда это была очень популярная игра. В ней изящно сочетаются патигеймовость и стратегия. Помню, в первой половине 10-х много кто в нее играл. Потом, как это обычно бывает, игра потихоньку ушла на вторые роли.

Я прекрасно понимаю, почему игра прошла мимо меня. Потому что когда-то я больше любил серьезные игры, чем игры-«хватайки», большой компанией редко собирались, поэтому… GT казалась просто прикольной шебушной настолкой. Правда, потом мои друзья-знакомые стали самостоятельно (т.е. без меня) знакомиться с этой игрой и им было интересно узнать мое мнение. А какое у меня мнение? Никакого. И мне немного стыдно, что я в целом люблю игры Влаады Хватила, а в эту не играл. По-моему, GT есть в стиме, так что как бы худо-бедно где-то поиграть можно, не имея физической копии


Sherlock Holmes

Мне кажется, что в Шерлока точно все уже поиграли. Игра же бомба получилась, да? Имхо, до этого все какие-то филлерки по детективам выходили, а вот Шерлок смог предоставить возможность хорошенько загрузить голову, обладая отличным набором сценариев.

В свое время игру я пропустил, причем сделал это специально. Я был чем-то обижен на Крауд Геймз и в тот момент вообще ничего не хотел у них покупать. Когда игра разошлась, пошли сумасшедшие отзывы, немножечко мне наверное таки было обидно, что я так профакапился. Я искренне надеялся, что когда народ наиграется, то барахолка завалится предложениями купить Холмса. Это было даже в некотором роде моим планом — дождаться, пока барахолка пресытится Шерлоком, цена опустится до приемлемых пределов и можно будет спокойно попробовать, что это за зверь.

И меня ждал крутой облом. Шерлока на барахолке я видел лишь пару раз и то примерно по магазинной цене (мне очень нравится, что детективные игры без порчи компонентов продают по высокой цене, и без разницы, что это уже 10-й владелец коробки). Удивительно, но многие предпочитают оставлять Шерлока дома в коллекции. Настолько он запал людям в душу!

У меня, наверное, все знакомые, кто является любителем детективных игр, сыграли в эту игру. Я пошел немного другим путем — я поиграл в Тайны Аркхэма от Hobby World, которые вроде как являются «лавкрафтовской» копией Шерлока Холмса. Та же карта города, те же блуждания по абзацам контактов в поисках правильной цепочки. И хочу сказать, что спустя 3-4 сценария этими приключениями я почему-то наелся, поэтому к Шерлоку уже сильно не тянуло. Правда, все-таки было бы интересно сравнить обе игры, все-таки антураж — дело тонкое, но важное.


Zombicide

К этой игре у меня поверхностный интерес. То есть если в другие списка мне было бы действительно хотелось сыграть, и если бы они оказались в моей коллекции, я был бы совсем не против, то вот именно к Зомбициду я довольно прохладен. До выхода игры я ожидал, что у авторов получится что-то более серьезное, более мрачное. А вот в итоге получилось веселое кубикометание, но зато с разнообразными миньками. Это, кстати, один из первых таких проектов, в которых миньки стали чуть ли не главной особенностью игры.

В общем, после парочки прочитанных (привет, динозавры!=)) обзоров я как-то быстро охладел к игре. Но! Я постоянно периодически встречаю людей, которых можно назвать довольно опытными и которые Зомбицид любят всей душой и сердцем, т.к. это весело и задорно. И вот они мне все в один голос говорят, что зря я так сразу махнул рукой на игру. Она не так плоха, как кажется. Поэтому я вернул назад игру на полку интереса, но точно покупать ее не собираюсь. Хотя у меня даже есть мааааленькое предположение, что я могу когда-нибудь поиграть и захотеть ее купить=) Это лишь маленькое подозрение.


Twilight Struggle

Ладно, хватит баловаться — пора переходить к более серьезным проектам=)

Долгое время у Twlight Struggle была серьезная причина познакомиться с нею. Это был топ-1 на БГГ! Имхо, это чуть ли не самая лучшая характеристика любого продукта — лучшая игра, лучший сыр, лучший парикмахер города=) Но тут скорее интересно другое — в топе была довольно специфическая по теме игра. Ну вот скажите, вас будоражит тема «холодной войны»? Все эти Hruschev, kukuruza, плохие американцы, отравленные ножки Буша, у кого ядерная боеголовка крупнее… Мы этим канадцам на льду покажем!.. Я за мир и любовь, мне противна тема войны (если только это не орки с эльдарами дерутся). Сама тема холодной войны довольно смешная, поэтому все это воспринимаю скорее как сюр.

А вот с игровой точки зрения тут вроде более интересно. Это дуэлька с карточками, у которых есть два способа розыгрыша. Получается что-то типа варгейма, но совсем не варгейм (дилемма еще похлеще платья, которое то ли золотое, то ли синее).

Почему я думаю, что сыграть в Twilight Struggle надо обязательно? Несмотря на потерянное первое место, игра не стала хуже. Просто мода на новинки оказалась значительно сильнее опытных и проверенных игр. А еще я наблюдаю тот факт, что кто бы ни сыграл в TS, имеет разную оценку игры. Одни хэйтят, другие хвалят. Как-то сложно стать на одну или другую сторону, не сыграв ни одной партии. Быть в стороне можно, но не так интересно. Локализация от ГаГи почему-то не поспособствовала моему решению приобрести игру, но зато я взял ее позже в стиме за то ли за 5, то ли за 6 у.е. Так что уже одно радует, что игра находится на расстоянии вытянутой руки.


Terra Mystica

Еще один интересный и довольно жирный экземпляр, у которого есть одна проблема — игра появилась для меня слишком рано. К тому времени у меня еще не сформировалось хорошее отношение к еврогеймам, поэтому Terra Mystica была для меня страшноватым и скучным, как дискотека в душком сельском ДК.

Но мои друзья/знакомые, как оно обычно бывает, активно пытались меня уверить, что игра на самом деле наиприятнейшая и я зря упираюсь. И правда, отзывы в интернете на игру были очень хорошие. Но следует понимать, что писали их люди, которые обожают еврогеймы. А я в то время боготворил америтрэш.

По мере роста моей увлеченности евриками я стал заново перечитывать написанное. И вы знаете, начало доходить, в чем крутость игры. Все, что мне рассказывали ранее знакомые настольщики, все начало формироваться в цельную привлекательную картинку. Но было поздно, ибо игра давно пропала из продаж. Можно было купить б/ушку, но «вы же понимаете, цена оправдана тем, что игры давно не в продаже, это раритет«. В итоге как только получилось ухватить Проект Гайя по неплохой цене, я тут же это сделал.

Проект я брал именно на замену Терры, ведь по сути это игры про одно и то же. Игра действительно оказалась хорошей. Хорошей, но не чертовски хорошей, чтобы я мгновенно влюбился в нее. Если бы сейчас вдруг кто-то захотел локализовать Терру Мистика, я бы много думал, брать или нет. С другой стороны, хочется сравнить обе игры. Все же отличия, хотя бы между расами, у них должны быть.

Но самое интересное, что я сейчас оказался немного по другую сторону баррикад, потому что довольно много людей хотят сыграть в Гайю, а ее нет в продаже. И как мне кажется, пока не будет какой-нибудь второй редакции ТМ или ПГ, остается надеяться только на барахолку.


Memoir’44

Чтобы понять эпичность этой игры, нужно лет так на 10-15 вернуться назад. Да-да, в то время, когда игр было мало, годных локализаций пара в год от силы, все тянули настолки из-за бугра и в одну игру могли играть круглый год. И Мемуары в то время были просто капец какие популярные. Это была очень мужская игрушка про войнушку, с классными миньками, всякими интересными сценариями… Все равно же каждый мужчина в душе мальчик и поиграть в солдатики ему страсть как хочется.

Я прочитал миллион обзоров этих Мемуаров. Все они были прям очень хорошие. Разве что иногда писали, что в итоге игра надоедает и хочется дополнений, но это можно сказать практически о любой игре. Так вот знаете, какую игру я добавил в вишлист на Тесере первой? Правильно, эту. Я был уверен в том, что рано или поздно я куплю Memoir’44, потому что это большая серьезная игра с не шибко закрученными правилами и морей фана.

А потом меня вылечило время. Я всем говорю, что торопиться вредно. Подумайте, посидите, переболейте желанием. И вы знаете, иногда оно проходит. Если не проходит — покупаем. Прошло — ура. О Мемуарах стали забывать. Тем более, что ей на смену пришла вторая редакция BattleLore, которая по сути и есть родной брат Мемуаров. Мне фэнтезийная тематика ближе военной, поэтому я долго не раздумывал.

Что в итоге — BL неплох, но не шедеврален. Покупать устаревшие Мемуары смысла не вижу. Но сыграл бы, чтобы сравнить. Тут примерно та же ситуация, как и с Террой Мистикой и Проектом Гайя.

Конечно, сейчас я не могу сказать, что прям все переиграли в Mеmoir’44, а я в домике. Все-таки поколения меняются, одни игры уходят, другие приходят, настольщики обновляются. Не знаю, нужна ли эта игра тем, что присоединился к настольному миру год-два назад. Было бы интересно узнать ваше мнение.


Dead of Winter

За Dead of Winter мне чуток стыдно. Когда игра вышла в США, я сокрушался по тому поводу, что локализацию данной игры придется ждать года 2 (если она еще будет), а ведь это горячая новинка, которую сейчас активно хайпят в интернете. Короче, рынок в СНГ раньше действительно работал как-то ну очень вяленько. И тут вдруг появляются крауды и предлагают нам эту игру на предзаказе. Я от неожиданности аж присел. Просто вот бери и покупай. Правда, у краудов покупать ну очень не хотелось (репутация тогда была у них не очень). Поэтому я как будто бы ощущал когнитивный диссонанс. Вроде вот бери, а вроде и не хочу.

Игра отлично пошла в массы, потому что это:

  • горячая америтрэшевая новинка;
  • недорого;
  • можно играть большим составом;
  • в ней есть предатели!

Казалось, игру купили все, кого я знаю. Они же потом еще и допы скупили, не все из которых сумели порадовать владельцев (кажется, второй доп был так себе). Я все это время оставался в стороне, хотя вроде бы и к краудам стал относиться получше. Что не так? А просто у меня начало меняться отношение к игре. Чем больше обзоров я читал, тем больше понимал, что игра не совсем для меня и моей компании. Те самые crossroads (перекрестки), которыми так гордились авторы, это просто колода событий, которая вводит элемент неожиданности в игру. Но колода не огромная, поэтому рано или поздно ты перестанешь удивляться неожиданным сюжетным поворотам. Плюс есть предатели (а может их и не будет, если «повезет» на старте), к которым тоже в разных компаниях относятся по-разному. Я, например, играл и с теми, кто хорошо отыгрывает предателей, и кто это делать совершенно не умеет. Поэтому для меня в идеале чтобы предателей не было. Но фишка в том, что без них не очень интересно играть в Dead of Winter.

Короче, игра в итоге попала в список «хочу просто попробовать, а там уже буду действовать по обстановке«. Вообще я ожидал, что с такой механикой будет много разных игр, что и обещало когда-то издательство (мне киберпанка очень хотелось). А в итоге авторы перестали работать вместе, и бобик сдох. Один из авторов даже свалил работать в другое издательство. И многообещающая затея осталась висеть, как сопля в открытом космосе.


Mysterium

Ух, еще одна моя боль… Обидно то, что я был в шаге от того, чтобы увидеть игру до того, как она стала всемирно известной. В 2013 году на Игросфере в Львове IGames показывали две игры — Пираты семи морей и еще одну игру, у которой даже названия, по-моему, не было. Про Пиратов я уже был наслышан еще до начала фестиваля (мне авторы в кафешке показали арты и немного рассказали о геймплее). Поэтому я выбрал сначала глянуть на Пиратов. И остался тогда от них в восторге между прочим. А в ту другую игру пошла играть моя подруга, которая тоже осталась в восторге от сыгранного. В Мистериум я думал сыграть завтра, но прототип отдали Игнацию Тшевичеку, поэтому скафандр заткнул варежку и пошел играть в другие игры.

Я не верил, что Мистериум взлетит. Еще один Диксит на детективную тему… И что? А он взял и взлетел. И еще как взлетел. А Пираты наоборот быстро утонули на своем корабле.

Год-два я еще думал, что как-нибудь надо сыграть в этот хит из Украины. Может на обзор кто пришлет, может друзья купят, может волшебник прилетит в голубом вертолете. Снова сильно играла роль компании. В эту игру я от силы поиграю раз-два, ибо общаюсь с не очень патигеймерами. Собственно, на приобретение игры я как-то не рассчитывал, но и на стороне гульнуть не удалось.

Но то, что Мистериум прошел мимо как-то еще не сильно тревожно, ибо финалист списка нас ждет поэпичнее=)


Fury of Dracula

Оёй, с каждой новой позицией мне все больнее. Мне кажется, что как только я отошел от ККИ и пришел к обычным настолкам, Ярость Дракулы тут же прилипла ко мне как банный лист. Тема вампиров мне интересна. Правда, не тех вампиров, которые напомаженные красавчики, по которым сохнут романтично настроенные девушки. А вот всякие там Маскарады — это уже да, мое. Ну и классический граф тоже все еще хорош.

В Ярости Дракулы несколько охотников пытаются найти в городе одного Дракулу. Это классическая игра в догонялки со скрытыми перемещениями, в которой охотники не видят прямые перемещения кровососа, но получают подсказки и делают догадки. В итоге или охотники несколько раз догонят графа и сделают ему больно осиновым колом, либо граф полетает-полетает над городом в виде нетопыря и улетит.

Игра меня заинтересовала скрытыми перемещениями. В 10-х годах это была прикольная тема, хотя и отживала свое. Но прекрасно помню, что меня отталкивало от покупки — кривая боевая система. А я ж то время, напомню, любил всякие там боевочки, кубики побросать, фаерболы покастовать, всякое такое. Но судя по обзорам и отзывам, игра была весьма популярной.

Потом игра вовсе пропала из продаж. Как оказалось, это было неспроста, ибо спустя не помню сколько лет вышла новая редакция игры, которая обладала несколькими привлекательными характеристиками — переделанная боевка и доступная локализация.

Казалось бы, просто бери да покупай. Вот она, твоя игра, даже на Кулстафф не надо идти за ней. И снова что-то не то. Опять эта проблема компании… Были уже у меня игры со скрытым перемещением, и не скажу, что они прям выстрелили в компании, поэтому инстабай не случился.

Но я наблюдаю следующую тенденцию — периодически игра появляется на барахолке. То есть или народ наигрался, или игра все-таки не так хороша, как хотелось бы. Думаю, что рано или поздно у меня получился купить б/ушку, потому что ну как-то вот хочется и все тут. Жду, пока прям всевсевсе наиграются.


T.I.M.E. Stories

Говорить про эту игру мне просто, потому что при этом я не испытываю никаких сильных чувств. Тайм сториз прошли мимо по моей же инициативе и без особых терзаний. Хотя первоначально интерес был, так как идея игры была инновационной. Игроки занимаются расследованиями и сами влияют на возможные концовки. Для настольной игры это звучит просто как «супа пауа мэджик». Вот эти все временные откаты, возможность играть автономно с другими игроками (у вас своя история, у них другая) — все звучало круто.

Охладили меня ребята из Dice Tower, которые сказали, что эта игра одноразовая, и это плохо. Но по ощущениям это как если бы ты купил билет в кино. И если каждый игрок скинется на коробку суммой в один билет, то как бы весьма прикольно получается. Вместо кино вы просто соберетесь с друзьями на пару часиков и приятно проведете время. Это все так, и вроде звучит весьма хорошо же, но я понял, что отдавать деньги целиком на одну игру для одного прохождения я не хочу. Если вместе покупать — ок. А один — не ок. Поэтому решение далось мне легко. Есть много других интересных игр, на которые можно потратиться.

А потом те, кто поиграл, начали выкладывать свои мнения в интернете, часть из которых подтверждали мои опасения, что игра специфическая. Кому-то отлично заходит, а кто-то ругается на рельсовость и иллюзию выбора.

Тем не менее игра отлично пошла в массы. Хорошие продажи гарантировали выпуск многочисленных дополнений. Но все же потом, видимо, произошло пресыщение, ибо с новыми арками «вороны» до сих пор тянут. Плюс еще хочется отметить лояльную для игроков систему допов, ведь для них нужна всего лишь база, поэтому допы потом можно смело продавать или менять на другие допы, что активно делалось год-два назад. В последнее время я как-то уже не наблюдаю ни базы, ни допов на барахолке.

Эту игру я точно не собираюсь покупать, но все же мне интересно глянуть на игровую механику и сделать выводы, поэтому пациент для меня скорее жив, чем мертв.


Таверна «Красный Дракон«

На эту игру обратил где-то год назад, когда вдруг мне начали поступать от друзей и знакомых вопросы примерно такого плана: «Слушай, нужна твоя помощь по игре «Таверна «Красный дракон», ты же все знаешь…» или «Ищу подарок другу на день рождения, заинтересовался «Таверной», расскажи о ней«. Я знал, что это лайтовая карточная игрушка про то, как бухают фэнтезийные герои. Как бы забавно, конечно, но это не совсем мое. О популярности игры говорило и то, что «хоббики» активно издавали дополнения.

Вот как-то незаметно для меня получилось, что Таверна уже впиталась в кровь настольщиков, в которой давно уже растворились Манчкин, Каркассон и Свинтус, а я почему-то остался в стороне. Обидно в этой истории то, что тебя просят помочь, а ты не можешь это сделать. Кажется, что вот-вот услышишь «Эх, ну как ты так, а еще опытный настольщик, называется…«.


Legends of Andor

С этой игрой у меня связаны кое-какие воспоминания, о которых я иногда люблю рассказывать друзьям.

Так иногда бывает, что мастера одного дела вдруг могут попробовать себя в деле другом. Например, художник. рисующий карты МТГ, вдруг неожиданно решает написать художественную книгу. А в настольном мире как-то раз художник решил сделать свою настольную игру. И этот художник — Михаэль Менцел. У игры была хорошая стартовая кампания, о ней много говорили и писали, Звезда тут же решила локализовать сию настолку. И не успели еще остыть копии локализации, как они были разосланы всем-всем русскоязычным блогерам на обзоры. Всем, кроме одного. И да, этот один — это я. И для меня это было и остается тайной до сих пор, почему я оказался не у дел. Помню, что даже один парень, который уже где-то год не писал ничего в блог, написал, что неожиданно ему прислали игру, поэтому блог пришлось реанимировать на один день. Получается, что мой активный блог еще хуже того блога, который давно умер. Эх, что поделаешь, знай свое место, как говорится=)

В общем, мой игнор Андора был частично вызван вот этим вот игнором со стороны издательства. Я понимаю, что это несколько по-детски, но я в плане эмоций довольно открытый человек и смело могу говорить о своих недостатках, с которыми, конечно, нужно бороться.

Плюсы игры я для себя безусловно отметил сразу — красивая, кооперативная, фэнтезийная. Драконы, магия, герои — люблю такие сказки (тот, кто следит за моими отзывами на прочитанные книги, об этом давно знает).

Но где-то спустя годик некоторые мои друзья, услышав мою историю, принимались уверять меня в том, что на самом деле ничегошеньки я не потерял. В общем, как оказалось, Легенды Андора — не бриллиант, чтобы всем нравиться. Некоторые считают, что Андор — скучная рельсовая игра. Как будто не ты в нее играешь, а она в тебя, параллельно тебе рассказывая сказку. Это меня немного успокоило, но все же я вижу огромную армию любителей данной настольной игры, поэтому не могу не признать, что попробовать таки хочется.


Шакал

Можно сказать, что это уже игра-легенда.Но название ее мне никогда не нравилось (не вяжется у меня поиск сокровищ с животным или жаргонным словом).

Вообще Шакал у меня был в некотором роде лакмусовой бумажкой по определению настольщика. Издавала ее МосИгра, которая почему-то всегда контрила с другими издательствами. Мол, мы сами по себе круты, у нас классная сеть, классные игры, классные продавцы и т.д. Как-то так получалось, что те, кто подсаживался на настолки через МосИгру, отличались от людей, которые играли через Игровед или МХ. Я не утверждаю, что это факт, но лично у меня было такое восприятие. То есть кто начинал с Каркассона, они вряд ли пойдут к Шакалу. Это как ветка развития настольщика — где-то потом игры будут обязательно пересекаться, но стартовая точка у каждого своя.

У Шакала репутация примерно как и у Манчкина. Как бы общепринято говорить, что обе суть говно. Но при этом самые начинающие будут спорить, что совсем нет, это отличные игры, вы просто мало играли, или не с теми людьми, или не поняли правила. А добрые настольщики будут говорить, что игры как бы неплохие, просто ты быстро из них «вырастаешь» и попадаешь на следующий уровень развития.

В Шакал я не играл, но абсолютно все мои друзья-настольщики были уверены в том, что это еще та ботва. Но меня поражало, как много людей увлекаться настолками начинают именно с этой игры. Продавцы в магазинах подтверждают, что продается Шакал отлично.

Может я ошибаюсь, но с ликвидацией МосИгры про Шакал немного призабыли. Раньше можно было найти много статей по играм для новичков, в которых регулярно упоминали эту игру. Теперь ситуация все же изменилась.

Хотелось ли мне сыграть в Шакала? Практически нет. Помню, кто-то в нете меня пытался убедить, что с игрой все ок, я загуглил геймплей на ютубе, посмотрел и понял, что в лет 10 в такое играется вполне хорошо. Сильно попахивает рандомным олд скулом. У Монополии примерно то же самое. Вроде нафталин, а людям нравится, покупают, радуются. И мне не хочется переубеждать людей в том, что есть игры лучше, потому что это бессмысленно. Если людям нравится, значит все ок.

Мне до сих пор не хочется попробовать сыграть в Шакала. Я не отказался бы один раз, если бы мне предложили, но только для того, чтобы убедиться в том, что это унылый проходняк.


Мафия

Если верить википедии, игру придумал российский студент еще во времена СССР. Для меня она стала популярной где-то в 00-х, когда кто-то в чате предложил сыграть в Мафию, потому что это классная игра и в нее играют у них все в школе. Мы тогда не собрали желающих в чате, но мне подсказали, что есть специальные комнаты в чатах, где активно рубятся в эту игру. Я куда-то тыкнул по ссылке, зашел в комнату, получил какую-то роль, решил, что разберусь по ходу, ибо я понятия не имел, в чем суть игры. К сожалению, буквально на первом ходу часть людей ушла, игра застопорилась…

И тут начался самый настоящий бум на Мафию. Партии начали снимать на видео и выкладывать их в интернет. Приглашали всяких разных известных личностей — спортсменов, писателей, певцов, политиков и т.д. Вроде по телику даже программа была специальная, в которой тупо показывали партии по полчаса. Вот парочку таких передач я и посмотрел.

И эти передачи меня озадачили, ведь я не понял, в чем вообще заключается кайф игры. Для меня игра — это условия, задачи, тактики и стратегии. А тут просто кто-то улыбнулся, кто-то покраснел, у кого-то пуговица белая на рубашке и прыщ на носу. В общем, какая-то ерунда, если честно. Но если есть хорошие интересные игроки, то смотреть было не скучно. Кто-то классно шутит, умеет вывернуться из трудной ситуации и т.д. То есть все очень сильно зависит от самих игроков. Получается, это довольно обычная словеска, для которой не нужно никаких игровых компонентов, а тон игре задают сами игроки.

Потом на основе Мафии стали появляться другие настольные игры. Возможно они и раньше были, но в 10-20-х годах их стало больше. В США, например, многим полюбилась игра One Night Werewolf со скрытыми ролями. А куда более популярной стала игра Saboteur, в которой, в сравнении с Мафией, есть игра, а не просто треп.

И я дико удивляюсь, как я смог пройти мимо Мафии во время ее сумасшедшей популярности в общагах, дворах и попсовых клубах при барах, в которых теперь уже вместо Мафии играют в квизы.


Battlestar Galactica

Ох, жир пошел! Вы бы знали, как меня бесит, что все играли в Бэтлстар Галактику, а я нет. Еще лет 10 назад она была дико популярна среди настольщиков. Тогда было значительно проще с привозом игр FFG. Те же хоббики регулярно 2 раза в год привозили огромными ящиками игры этого издательства. Но пугала меня как обычно одна и та же тема — игра с предателями, нужно много игроков. Это то, что я не мог себе позволить. Но читать отчеты по поимке сайлонов в других блогах было интересно.

Полный абзац начался тогда, когда игра пропала из продаж. Ой сколько нытья было! Кто-то не успел взять базу, кто-то профукал какие-то дополнения, но обидно было одинаково всем. И не совсем было понятно, почему популярная игра исчезла с полок. Если мне память не изменяет, опять нарисовалась проблема с лицензией, которую не дали ФФГшкам. На фоне терок с Games Workshop это был очередной гвоздь в крышку гроба. Другой момент, положительный, заключается в том, что ФФГ так просто не убивает проекты, приносящие прибыль. Я подозревал, что в будущем выйдет какая-то другая настольная игра про предателей.

И так оно и получилось — в прошлом году вышла в свет игра Unfathomable в сеттинге… тадам! Ужаса Аркхэма. На самом деле новость хорошая, ведь теперь все, кто ОЧЕНЬ хотел поиграть в игру типа Бэтлстар Галактики, может легко это сделать, не запарываясь с барахолками или зарубежными заказами. Честно говоря, косился я на этот самый Unfathomable, но ждал толковых отзывов. И они меня убедили в том, что торопиться совершенно некуда. Опять некоторые говорят, что не проперлись от игры. То ли компания вялая, то ли состав не тот, то ли правила не поняли. Есть мнение, что играть надо строго максимальным составом. Короче, получается, что это еще одна игра, которая виснет на уровне патигеймов со скрытыми ролями, но где надо еще и думать иногда. А это как бы не совсем мой вариант.

Но блин, сыграть надо как-нибудь, надо-надо.


Jaipur

Эта игра у меня ассоциируется с тем временем, когда в Беларуси начали активно открываться магазины настольных игр. Естественно, на первых страницах своих сайтов эти магазины предлагали самые лучшие, по их мнению, настолки. Некоторые особо инициативные магазины даже иногда устраивали игротеки или выезжали с показами в другие города, где настольных магазинов пока что не было. Так вот практически все они рекламировали Джайпур. В лучших продажах, в лучших играх, в лучших играх для новичков — везде.

Помню, я даже один раз задал вопрос одному такому магазину, почему они пиарят не Каркассон, Тикет ту Райд или Катан, например. Да Манчкин в конце концов! Меня спросили: «А ты играл в Jaipur? Нет? Сыграй, это потрясающая игра! Ты все сам поймешь«.

Поэтому всякий раз, когда я вижу коробку этой игры, вспоминаю 2012 год и интернет-магазины того времени. Честно, я не знаю, хорошо ли она продается до сих пор, и реально ли это лучшая игра для казуалов, но вроде как в продаже ее можно найти до сих пор.

И да, мне хочется сыграть в эту настолку. К счастью, кто-то из посетителей блога не так давно меня обрадовал тем, что Jaipur появился на БГА, так что осталось просто пнуть себя под зад и сыграть на сайте.

Если честно, то даже не знаю, о чем эта игра и что там делать надо=))


Hanabi

Сейчас пойдут самые «сильные» для меня игры, в которые точно играли все, кроме меня.

Игра Ханаби прошла мимо меня, да… Не знаю, как так получилось. Она популярная, о ней много писали, она недорого стоит и всегда есть в продаже. Но почему-то это та самая популярная игра моего любимого автора Антуана Боза, в которую я не сыграл ни разу.

Наверное, с года 2017 я очень часто слышу в разговоре с кем-то, что это мол практически тоже, что было в Ханаби. Спрашиваю — а как было в Ханаби? На меня удивленно смотрят и спрашивают — а ты не играл что ли???

Минус этой ситуации может заключаться в том, что тебе действительно могут подсунуть копию Ханаби, ты будешь ее хвалить, а окажется, что игра-то не инновационная. Это же просто гребаная пиратская копия! А ты на нее повелся.


Элементарно

Собственно, вот она та самая детективная игра, которая набила мне оскомину. Дело в том, что когда ты с кем-то одним встречаешься, вы начинаете говорить о настолках, ты предупреждаешь, что не играл в Элементарно, то на этом тема сразу и заканчивается. Но если вы не вдвоем, а втроем или вчетвером и все, кроме тебя, играли в Элементарно, то тебе придется послушать о том, какие выпуски были лучше, какие хуже, кто в каком составе играл, какие загадки понравились больше и т.д.

Конечно, у игры есть отличные плюсы, которые делают ее такой популярной. Простота, цена, интересность. Это тот самый случай, как и TIME Stories, только гораздо более дешевый и быстрый. Купил, сыграл, прошел, продал.

И я согласен с тем, что с точки зрения идеи тут все очень хорошо. Маленькая коробочка, колода карт, пара улик, анализируйте карты, принимайте решения — все очень доступно и интересно. Почему же я остался в стороне? Да потому что мне просто надоели детективные игры. Кто-то не любит котов или вкусные тортики, и это нормально. Вот и у меня какое-то равнодушие в детективным играм. Просто не хочется. Но я из-за этого теряю возможность вступить в диалог с тем, кто поиграл, и поделиться с ним впечатлениями=)


A Game of Thrones: The Board Game

Ну правда, вы же играли все, да? Я не верю, что кто-то прошел мимо Игры престолов. Но у меня есть маленькое оправдание на этот счет.

Для меня очень важно быть в теме. Просто играть в игру, не зная, что это за герои, если это не просто дефолтные герои, а настоящие персонажи из кино или книги, я не могу. Про Игру престолов я слышал еще где-то в 2007 или 2008 году, когда были только книги. Я играл в ККИ Legend of the Five Rings, и мои тоглашние друзья из Москвы и Питера сказали, что они помимо Легенды подсели играть в ККИ (или тогда уже ЖКИ?) по книге Джорджа Мартина. Некоторые ребята не только играли, но и читали книги, сюжет которых обсуждали на одном популярном в то время настольном форуме. Но мне игра была не интересна, потому что этих книг я не читал. Мне, соответственно, были до лампочки персонажи на картах, и как там они между собой взаимодействуют.

Когда позже появилась вторая редакция большой настолки, она как-то быстро стала популярной. Скорее всего, на это сильно повлиял сериал, первый сезон которого вышел в том же 2011 году, как и настолка. Сериал пользовался бешенной популярностью. Знаю, что эту игру часто покупали люди, которые вообще никогда не играли в настольные игры, но зато смотрели сериал. И у многих из них были проблемы с освоением игры.

Я человек не сериальный. Смотрю что-то нечасто и, как правило, всякую фигню. Но в 2012 году или 2013 году купил книгу. Тогда я еще не знал, что это всего лишь первая книга цикла. Прочитал ее, книга понравилась. Пробовал смотреть первый сезон сериала… Сиськи-сиськи-сиськи… Сиськи ради сисек короче. В книге сюжет приятнее, если честно. Но я в этом мнении одинок, наверное, ибо общался с теми, кто и читал. и смотрел, и все в восторге от одного и другого.

Где-то спустя 6 лет я прочитал все книги цикла (кроме вбоквелов). Первые 3 книги хороши, дальше все хуже, к сожалению. Почему-то после прочтения у меня не возникло желания сыграть в A Game of Thrones: The Board Game. А вот в ЖКИ хотелось! Но ЖКИ почему-то ушла в тень. Ее пытались издавать на русском, но что-то дело не пошло. Большая настолка как бы немного про другое, чем мне хотелось бы. Про контроль территорий. Про перетягивание одеяла, про союзы и предательства. Помню, что вышедшую не так давно игру Битва за Рокуган часто сравнивали с ИП. Но мне Рокуган как-то ближе, если честно.

У меня такое ощущение, что сейчас игроки наелись ИП. Довольно часто эту игру продают, зачастую в пленке и по хорошей цене. Опять же, видимо, сказывается популярность сюжета, а начинать играть в настолки все-таки лучше с другого.

Не раз слышал, что некоторые люди, которые раньше фанатели по настольной игре Игра престолов, теперь говорят, что это уже пройденный этап. Мол, позорно играть в такое, ведь есть игры получше, поинтереснее.


Splendor

Это одна из самых противоречивых настольных игр, что я знаю. Помню. что сначала после выхода был восторг. Всем нравилось, и мне тоже чесалось приобрести игру. Потом часть игроков такие — СТОООООП! А не кажется ли вам, что игра — говно? В итоге все вокруг разделились на 2 группы — те, кто считает Сплендор шедевром, и кто терпеть не может эту игру.

Это было так забавно. Только я все-таки очередной раз заинтересуюсь Сплендором, как тут же кто-то из друзей начинает отговаривать. Имхо, главная проблема игры — стоимость. Вот с этим, наверное, никто не спорил. Ибо все согласны с тем, что покерные фишки делают простую игру делюксовой. В какой-то момент у меня в голове картинки стали на место, и я понял, что за эту цену можно взять более долгоиграющую игру. Да, держать в руках приятно, но стоит ли оно того? С другой стороны, Азул я купил. Сижу такой и бздэнькаю костяшками друг о друга, и мне кайфово=)

В этой ситуации меня печалит то, что Сплендор уже давно перерос формат одной игры. Теперь игровые элементы этой настолки могут быть интегрированы в какие-то другие игры. В результате вы получаете отзывы в духе — это примерно то же самое, что вы делали в Сплендоре. А ты такой — а что мы делали в Сплендоре? В общем, все та же ситуация, какая у меня была когда-то с Пандемией или Каркассоном, когда лучше один раз сыграть, чем сто раз услышать.

Но это все фигня, наконец-то мы добрались до топа!=)


Dixit

Вот за какую игру мне стыдно больше всего. Пожалуй, сколько я увлекаюсь настолками, столько и слышу про Диксит. Действительно, эту игру смело можно назвать флагманом гейтвеев и игр для посиделок с большой компанией.

Несмотря на то, что в эту игру я не играл, чувства у меня к ней теплые. Может потому что картинки приятные, ламповые, душевные. И иллюстрировала карточки девушка. Не подумайте, я не сексист, просто чувствуется в иллюстрациях женская душа.

За все эти годы я прочитал огромное количество прекрасных обзоров на эту игру. В отличие от казалось бы чем-то похожих Кодовых имен (пускай даже это Картинки), после Диксита никто не жаловался, что игра напрягает, все тупили, да и вообще как это могут называть топом. Споров вокруг игры я ни разу не слышал. Были совсем другие споры, но в контексте сравнения с другими играми-клонами. Что тут ходить вокруг да около — Имаджинариум прилично так взбаламутил воду, и игроки навечно потерялись в вопросе, что же лучше. В результате все это стало какой-то одной такой большой кашей, называемой игрой в ассоциации.

Для меня Диксит — это именно игра для компании. Для того, чтобы компания лучше поняла друг друга, посмеялась, приятно провела время, узнала что-то новое друг о друге. Во многом именно поэтому я считал, что Диксит мне пока не нужен. Но вот для клубных посиделок это просто бриллиант.

И еще есть один момент — у меня сложилось такое впечатление, что я поиграл в игру, не играя в нее. Я сто раз видел ее иллюстрации в базе и многие другие из дополнений и игр-клонов. Конечно иногда задумывался, какие ассоциации у меня вызывают те или иные картинки. Поэтому внутренне я ощущаю, будто бы «наелся» игрой. Если у меня спрашивают про Dixit, то у меня всегда есть что ответить. В данном случае я не буду глупым болванчиком, попавшим в трудную ситуацию.

Ну и еще мне кажется, что эта игра как-то даже выходит за формат коробочной игры. Ведь действительно можно скачать разных шизоидных картинок с интернета, взять поле для подсчета и фишки из другой игры, и играй себе на здоровье. Хочет в Диксит, хочешь в Иманджинариум=)


Пишите, если у вас есть какие-нибудь мысли по этому поводу. Есть ли у вас такие игры, в которые вы не играли, а все играли. И вам за это стыдно, а может быть наоборот вы этим гордитесь.

29 Responses to Игры, в которые все играли, а я нет

  1. timmyfoox says:

    Удивил несколькими позициями) Что касается меня, есть игры, которые были у многих на хайпе, а вот меня совсем не тянет. Вышеупомянутый Зомбицид, или Глумхевен из более свежих (свежих ли?) например. А вот за что стыдно? Только за неигранные коробки на полке 🙂

    • scafandr says:

      Мне стыдно за неигранные коробки только тогда, когда кто-то знал, что я несколько лет назад что-то купил, и решил спросить совет по игре. И тут такой облом, что игра даже не распакована. Но чаще всего могу выложить в инсту покупку, а на завтра меня уже спрашивает, как оно=)
      Но сейчас я исправляюсь, покупаю меньше, играю в неигранное. После обзора Сабурбии запулю Он Марс, который давно был в коллекции

      • timmyfoox says:

        Обзор на Keyflower был, а значит я спокоен) К слову, совсем недавно обладатель Андройда сдул пыль с коробки, и делился впечатлениями по свежим сыгранным партиям — «Это кайф. Сейчас так не делают». Он сейчас живет в Минске, если есть желание пощупать ту же БСГ, могу поделиться контактом

        • scafandr says:

          Ну да, я считаю, что выгодно махнулись. Андроид печально лежал, а вот Кифлауэр зажег.
          Пощупать БСГ не сложно. Сложно выбраться в Минск именно на игры, а не то, что я обычно делаю=)

  2. А у тебя в Минске нет проката настольных игр? Я через него попробовал для общего развития всякий треш типа «Шакала» и «Битвы магов» (или как там называется этот навороченный вариант «Чапаева»). В игровых клубах тоже можно попробовать что-то, в чём не уверен, Splendor например. Или «Андоровскую» шляпу.

    Феномен «Мафии», возможно, будет проще понять под тем соусом, что эта игра куда ближе к обычному общению за столом, чем к собственно играм. Вот как в компании люди собираются и начинают шумно болтать, шутить, подкалывать друг друга, социализироваться — но разговор идёт на любые совершенно темы, так же и тут примерно, только структура разговора уже задана «игрой». Стоит попробовать, опыт достаточно уникальный. Но тут как никогда нужна подходящая компания и настрой (а ещё ведущий).

    Вообще же, из всего твоего списка в первую очередь нужно брать «Ханаби», конечно. Ну да я тебе уже рекомендовал. Там правда с первого раза вряд ли прочувствуешь весь цимес (нужно выработать ряд внутренних правил и невербальных приёмов), и опять же лучше всего играть с близким человеком. Но других таких игр я не знаю.

    P.S. Забавный факт: когда распродавал свою коллекцию лет семь назад, оставил себе несколько коробок на чёрный день, и среди них «Джайпур». Так и лежит с тех пор неигранный, ждёт своего локального апокалипсиса 😉

    А самой-самой первой моей настольной игрой в своё время чуть не стал «Зомбицид», очень уж нахваливал этот дайсомёт странный продавец. Слава богу, цена отпугнула, 5 или 6 тыс. рублей что ли — несусветная тогда сумма 😉

    • scafandr says:

      В Минске есть прокат. Да и в других городах вроде тоже. Но вроде и у них уже есть проблемы. Вообще настольный рынок конкретно у нас стагнирует. Ест ьпримеры, когда магазин начинал от безвыходности давать игры в аренду, а потом закрылись.
      Сейчас больше по клубам выгодно ходить. Пускай там и плату берут. Но ты прав — можно за недорого посмотреть на то, что интересно, а потом сделать выводы.
      Про Ханаби я немножко затронул один забавный момент, но не раскрыл его. Короче, играл я как-то в прототип игры. Там самураи дерутся друг с другом, но ты свои карты не видишь, но их видят другие. А ты видишь чужие карты. Ты отталкиваешься при выборе своей карты от того, какая реакция на свои карты у других игроков. И ты атакуешь своими картами других игроков. Забавная игра, вот только, наверное. не выйдет уже никогда.
      И короче мне потом говорят — ну игра же типа Ханаби. То есть основу была взята именно эта игра, а потом идею развили. А я то думал, что игра уникальная=)
      Джайпур не продавай, говорят, игра на все времена. И с девушками топово играется=)
      Возможно, Зомбицид стал бы и твое последней игрой=) Такое бывает, когда игра сразу не заходит. И кажется, что теперь все будет такое же.
      А вот сумма — дааааа… Теперь по-другому ее воспринимаешь, чем раньше. Вчера смотрю Too Many Bones — 23 тысячи… Ужас. Не брал=)

      • timmyfoox says:

        Немножечко добавлю, что когда мы сделали у себя «Библиотеку Настольных Игр» (прокат, в сути), она наоборот тянула на себе магазин когда стукнул ковид, и продажи упали. Не хочу бросаться громкими заявлениями, но насколько мне известно, нашу модель даже пытались повторить некоторые столичные и более крупные коллеги. В любом случае, для нашего города это был прорывной и крайне успешный проект, я им очень горжусь. Когда магазин таки закрылся, 80% комментариев были сожаления и вопросы именно по поводу Библиотеки. Такие дела 🙂

        • scafandr says:

          Да, вы в этом плане были самые активные. Сейчас точно знаю. что Знаем-Играем тоже пытаются такую же модель использовать. Активно берут хорошие бу игры. Но я не знаю, на сколько это прибыльно… Как-то пару месяцев звонил ребятам. Сказали — пипец, даже не спрашивай о продажах.
          У нас рядом тоже пытались запустить прокат настолок, но там и выбор был УГ, и пиара ноль. Не с того ребята начали

  3. fromshkap says:

    Хорошая тема, это действительно важный психологический феномен, когда ты в хобби кажется что нужно пропустить через себя всё… а так как это маловозможно, то возникает ощущение не удовлетворённости. у меня тоже есть такой список, но особо о нём не думаю, будет возможность поиграю, а нет так и не надо )
    Действительно игры которые на полке ждут, вот о них больше переживаний ))
    p.s. есть вероятность что Шерлока нет на барахолке так как его мало кто проходит всего.
    у нас например остановился на 6 деле, и чем больше времени проходит тем сложнее за него взяться, так как в последних делах вроде должен быть сквозной сюжет с мариарти подсказки по которому (делу) разбросаны были по всем газетам.

    • scafandr says:

      Оу, какие люди из Дойчлянда=)
      У тебя есть неигранные игры? Я думал, ты во все успеваешь сыграть=)
      По Шерлоку — не задумывался о таком. Может быть. Но пару человек мне говорили, что не продают после прохождения, чтобы через лет 5 пройти еще раз.
      А сколько всего дел в базе? 10? Мне по Тайнам Аркхэма показалось немного все однотипным. Там есть конечно развитие идей в каждом новом деле, но в целом-то тот же игровой процесс.

      • fromshkap says:

        — откуда*!?, игровой ячейки особо не было. правда сейчас появилась, проходим челюсти льва. И десент 3 ещё играется помаленьку.
        — через лет 5 пройти еще раз, такой себе вариант. хотя как то мы начали новое дело, и только спустя минут 20 поняли что оно уже проёдено… )))
        — немного все однотипным, — ну технически то точно. тут всегда момент с тем что угадал ты ход мысли авторов или пошёл в силу своего «особого пути», в какие-то нелепые дебри и в итоге ничего не понял)

        • scafandr says:

          Интересно твое мнение по Дисенту. Я пока только распаковки наблюдал, видимо, игры у людей в процессе. Себе не брал, ибо дороговато, конечно.
          Челюсти льва — займусь после Дестини. Надо размораживаться потиху.

          • fromshkap says:

            мне отлично, уже в сети есть отзывы, и на тесере и в группе десанта в вк (там есть отдельная беседа). для тех у кого нет предрассудков о приложение, всем заходит.

  4. Сергей Григораш says:

    Только Красного дракона и Мистериум не пробовал )

  5. Xiton says:

    Во многое не играл, но про многое читал-слышал. Да и проходит у меня эйфория первого-второго года в хобби, когда охота хапать и играть во все без разбора. Вкус появился, понимание, что не так много играем и сыграем пару раз, и продам, или будет лежать под пылью. Пока второй год выручает маттрейд. Но изредка что-то продаю. Я как то проще начал смотреть на то во что не сыграл. В мире столько отличных настольных игр, что я стараюсь теперь снимать только сливки. Остальное подождёт.
    В твоём случае видимо синдром блогера сказался, вроде и не обязан сыграть, но ты же блогер. А значит должен, обязан. Ты же в хобби не первый год, значит должен знать про эту фигню. А то что игр много, а времени мало в расчет не берут. Это как у кого-то спрашивать какую то уникальную инфу связанную с его профессией и сказать ну тыж «вставьте название профессии».
    Теперь по играм которые я сыграл из данного списка:
    1) андор. очень простая игра, с детьми наверное самое оно. Есть правда условности с которых смешно, но куда без них. Что не понравилось: излишняя евровость. Всего пять сценариев. Слишком неразнообразные классы героев. Прям веет что игра устарела. Что там четыре класса. мечник и дворф, по сути одно и тоже с небольшой разницей что им важнее «качать». Лучник тупо может стрелять с соседней клетки, и кидает кубы не скопом, а по одному. А маг саппорт, (кто за него играл плевался) в бою кидает только один кубик но может перевернуть кубик на противоположную грань у себя или у союзника (с кем на данный момент в паре, дерется против монстра). Все! Хоть бы пару заклинаний дали. В итоге, мы на это плюнули и не прошли. Ушел на маттрейде за повелителя Токио, о чем не жалею.
    2) жайпур. Взял на Али, пиратскую копию (ая-яй, какой я плохой.) Но блин две тысячи за дуэльный фильер, ну такое. Сыграл партии четыре. Занятно, но даже на момент вхождения в хобби игра оказалась слишком простой. Если была бы оригинальная копия, то продал бы. На обмене получил баталию в оригинальной античной коробке, и вот баталия оказалась топ. Уж лучше в нее играть дуэльно.
    3) в игру престолов всё ещё не сыграл. Ибо прям пунктик только на шестерых. Хоть и знаю что будет с не скем. Но прочитав правила. Я просто: блин да это же симулятор феодальных войн.
    На этом все. Занавес.

    • scafandr says:

      Синдром блогера — да, верно, это в основном и работает. По Таверне Красный дракон так и было. Звонили из магазина, чтобы расспросить подробнее. И вроде игра популярная, а ты в пролете.
      Спасибо за разбор игр. Андор я видел со стороны, как в него играли взрослые люди. Не могу сказать, всем им понравилось или не всем, но сценарии они прошли все. Специально играли одним составом. Кстати тоже слышал много, что с детьми заходит хорошо. Видимо, ориентация больше на семейность и детскость.
      А Повелитель Токио крутой, да. Вроде кажется наигравшись в него, я себе его купил в коллекцию с допом — всегда работает идеально.

  6. Altergoth says:

    С возвращением! Зашел на сайт посмотреть есть ли публикация про «Таверну» (на вторичке в моем городе по вкусной цене появилась) и был рад вновь появившейся активности на на странице! Ура)) А тут еще и про интересующую меня как-бы упоминается)))

    По поводу «Непостижимого» — взял себе коробку на ДР в начале июня. Игра классная, рекомендую! В «БСГ» не играл, сериал не смотрел, сеттингу не сопереживаю. Другое дело вселенная Лавкрафта — это ближе и роднее) Что касается игры — многие жалуются, что в ней перекос в сторону предателей. Отчасти согласен, но есть нюансы. Во-первых, игра раскрывается после 4-5 партий, когда игроки (в частности люди) начнут понимать как игра работает и как действовать максимально рационально для победы. Ну а во-вторых — то, что чаще побеждают последователи Дагона и Гидры — это вполне так по лору вселенной))) Спустя 10 партий ощущения, что игра поломана не возникло (хотя сперва такие подозрения были).

    Да, читая BGG, понял что большинство ветеранов БСГ ругают «Атлантику» за то, что она обесценивает их прошлый опыт. То есть игромеханически игры почти одинаковые, но стратегии людей из БСГ совершенно не подходят пассажирам «Атлантики»: дьявол кроется в мелочах, а их в новинку насыпали достаточно.

    • scafandr says:

      Не зря зашли, повезло=)
      Мне тоже Лавкрафт гораздо ближе, потому БСГ как сериал не смотрел и не хочу. Это кстати тоже отталкивало заочно.
      Я обзоры на Unfathomable почти не читал. Надо будет глянуть на досуге, на что жалуются. Мне кажется наоборот хорошо, что стратегии поменяли. Можно иметь обе игры в коллекции. Все правильно сделали, имхо.

  7. Василен says:

    Робинзон Крузо и Андор — две кризисные игры про попытку расчёта ходов наперёд и про то как рандом ломает все попытки. Если нравится в настолках испытывать боль и превозмогать, и в конце партии, когда побеждаешь на тоненького из последних сил, испытать кайф сродни оргазму — то вперёд. Мне лично обе зашли.

    • scafandr says:

      Робинзон Крузо меня привлекает больше Андора. Помню, когда игра вышла, меня заинтересовало, что у каждого игрока своя роль, то есть не надо каждому игроку в свой ход делать одни и те же действия. что и все делают. Но почему-то на барахолке чаще продают первую редакцию и очень редко вторую

      • Василен says:

        Между 1й и 2й разницы нет. Сменилось только оформление коробки и правила подредактировали. Можно и 1ю редакцию смело брать.

  8. Дмитрий Калинин says:

    Люблю статьи такого плана) Спасибо

    Кратенько выскажу своё мнение по тем в которые играл
    Unlock — играл в демо сценарий, он бесплатно доступен, не понравилась концепция, показалось слишком простой, поэтому для себя сделал выбор в сторону Exit’а
    Космические дальнобойщики — Классная, очень давно хотел взять, остатки магазинные упустил, с барахолкой тоже не сложилось как-то и как оказалось не зря, взял обновленное издание от Гаги, отыграли партии 4 пока, все продул жене с разгромным счетом, но игра всё равно нравится, быстрая, фановая, но есть где подумать.
    Мистериум — Играл 2 партии очень давно, помню только что неплохо было)
    TIME Stories — Играл в самый первый сценарий, и мини сценарий, «Фома Аквинский» вроде
    Мини сценарий норм, он гдето-то на часок максимум, а вот основной — очень скучно из-за той самой механики перезапусков, все эти повторы одного и того-же очень достали к концу.
    Таверна — в свое время это была одна из немногих игр у нас в клубе (3 разные коробки), очень спасала она нас по началу, можно было аж 12 человек занять). Отыграли очень много партий в неё, ничего особенного, но игра приятная, никогда не откажусь сыграть снова.
    Мафия — в своём исходном виде это не игра, вероятно всякие Сопротивления и Авалоны лучше, в них не играл, не знаю.
    Battlestar — В неё непосредственно не играл, играл в Unfathomable, неплохо, но игра не моего типа, не люблю всякое со скрытыми предателями, мне было скучно
    Hanabi — Шедевральная игра, эталонный кооператив, её обязательно стоит попробовать.
    Элементарно — Прикольно, мою картинку с BGG взяли) Хороший детектив, у нас как завершение вечера классно заходил под чаёк)
    Игра Престолов — Сыграл в своё время около десятка партий, как и с Unfathomable не моего плана игра, мне было скучно. Ну и совершенно ненавистная мне возможность договариваться и объединяться в союзы которая никак не регламентируется правилами, ИМХО, это дикий костыль.
    Splendor — возможно я его не понял, но геймплей показался очень примитивным и тупым, для меня одна из худших игр в которые довелось играть (наравне с Манчкином и Мафией)
    Dixit — Он замечательный, да он очень простой, однозначно есть патигеймы интереснее, но всегда раскладываем его с удовольствием. Основной минус, на мой взгляд, что его нельзя купить только базу обязательно надо взять хотя бы один доп. набор карт.

    • scafandr says:

      Да, вот эти самые скрытые предатели действительно не для всех. Я играл в разных компаниях в такие игры, и всегда получалось по-разному. Иногда, если повезет, очень крутые ощущения. А бывает просто ужас, можно сразу игру складывать. Поэтому сейчас чаще всего их пропускаю.
      Ханаби постараюсь взять, ок.
      За фотку Элементарно спасибо=) Я видел, что Калинин, только не подумал, что это именно ТОТ самый Калинин=) Ссылочку дал, надеюсь, обид нету=)
      По Сплендору вы как раз в той компании, которые не понимают, в чем там фан. Всегда вижу противоречивые отзывы. Или прям очень да, или совсем нет.
      Спасибо за подробный отзыв!

  9. Vladimir says:

    Много хорошего пропустил! Но с таким потоком новинок не удивительно. Из упомянутого не играл в таверну и шакал. И нет никакого желания 😁

    • scafandr says:

      Да, это не то, что лет 10 назад было, когда в год 5-6 годных тайтлов выходило=) Теперь ешь не хочу.
      Правда, в этом году у меня и к новинкам поменялось отношение. Решил, что брать надо только если прям уж совсем интересно и круто. Куча неигранного еще лежит…

  10. Стас says:

    Ох, нарешті добрався до коментаря)
    Цікаву тему ти підняв, особливо цікаву для мене у розрізі вже піврічної відсутності російської настільної спільноти у моєму житті. Бо знаєш, мешкаючи в Польщі і дивлячись їхні відео та часом читаючи статті, я не бачив жодноно разу оцього токсичного наратива «не грав у класику — як ти можеш вважатися настольщиком». Не аналізував інші країни, тому на тлі Польщі це виглядає дикунством і явним впливом того совєтского мислення, що треба грести все, поки є, бо може не бути, разом із звичним «не знаєш класики — ти взагалі ніхто і твоя думка нічого не варта». Цього я за роки на Тесері дуже багато начитався, і взагалі наратив, що кожен поважаючий себе настольщик має обов’язково зіграти у всі ті «першоджерела» дуже сильний у російській спільноті. Звісно, через сильні донедавна зв’язки з руським ринком (не через нормальні ринкові відносини, а через примус), ми й мали вплив думок російських блогерів та й взагалі орієнтувалися на російського слухача-читача. Я сам до вторгнення коли писав тексти, то в першу чергу під тесерівську аудиторію, а української навіть не шукав, бо навіть не цікавився достатньо, де вона є і як її шукати. Тому я знаю, про що кажу. І це не враховуючи справді активних українських ютуберів, які в першу чергу працювали на російський ринок, бо наше ком’юніті було так само інтегровано у нього. І це зрозуміло було, як би не хотілося визнавати іншого. Але в останні роки нашим видавництвам вдалося довести західним, що Україна є самостійним ринком і тому маю надію, що вже цього фактору буде достатньо, аби творити своє ком’юніті без руських наративів.

    Так ось, повернемося до теми статі) Як я казав, тільки на Тесері зустрічав безліч тем щодо обов’язковості зіграння у всі ті класики. І я так само, читаючи один за іншим тексти досвідчених настольних блогерів, відчував свою некомпетентність та необізнаність. Настільки, що став писати якісь відгуки лише, коли купив та пограв у купу ігор, аби мати особисте право щось на ту тему казати. І це здавалося нормальним, тому що токсичність руського ком’юніті така, що ти не маєш права голосу, якщо зіграв в одну-п’ять ігор і все про них знаєш. Яка різниця, що твого досвіду гри в конкретні тайтли достатньо для оформлення думки, ні, ти маєш знати всі першоджерела, інакше який ти взагалі настольщик. Це я пишу як колись неофіт, який дізнався про великий світ настолок саме завдяки Тесері, тому при нагоді дякую цьому ресурсу, який справді дав поштовх для цього чудового гобі, з рештою як і комплекси)

    І так, знати ігри, розумітися в них, бачити паралелі, перехресні зв’язки і купу інших нюансів, це класно, але все одно, як би кому не хотілося з високолобих, головне в іграх саме емоції і потім ігровий досвід. І жоден неофіт не має картати себе за відсутність досвіду у каркасони чи білети на поїзд, якщо у нього є досвід знайомства з якоюсь іншою грою, яка приносить задоволення. І не має бути відчуття провини, що ніколи не мав з ними справу. І відчуття своєї неповноцінності.

    Наприклад, у Польщі класикою вважається Talisman. Я від багатьох поляків чув, не рахуючи блогерів, що саме в дитинстві вони грали у Магію та меч (так у них була колись адаптована гра, і тому її пам’ятають саме під цією назвою). І коли заходить мова про класику, в першу чергу вони проговорюють, що це старі ігри, зі старими механіками, але милі серцю та спогадам, і тому нові варіації гри так само користуються популярністю. І ще купа інших ігор, про які в роском’юніті і не чули.

    Отже, гадаю, зрозуміло, до чого я веду. Якщо вас шеймлять за те, що ви не грали в ту чи іншу гру, або шеймите ви самі, то так роблять тільки, скажімо так, недобрі люди. А у настолки грати приємно тільки з добрими людьми. Чого я і бажаю всім)

    • scafandr says:

      Дзякуй за вялікі адказ! Тэму ты падняў вялікую і ў нейкім сэнсе цяжкую. Я згодны з тым, што ўплывы расійскай настольнай культуры на вас ці на нас безумона ёсць. Перш за ўсё і мовай, і тым, што рынак настолак у нас (тут маю на ўвазе Беларусь) адзін. Я не адзін раз чуў ад нашых настольшчыкаў (і нават сам пару разоў лавіў сябе на гэтым) — «у нас выдалі, нашыя гульні». А выдалі ў расіі. Чамусьці гэта здаецца нашым.
      Наконт уплыва культуры зносін, тут не зусім згодны, таму што я бачу велізарную розніцу паміж беларускім і рускім менталітэтам. Я таксама, як і ты, абапіраўся больш на тое, што мяне больш чытаюць з расіі. Цяпер я змяніў сваю пазіцыю, і буду пісаць толькі як для сябе і сваіх чытачоў. Не буду дзяліць на нацыянальнасці. Калі чалавек дурань, то няма розніцы, хто ён па пашпарту.
      Я не скажу, што ёсць «булінг» у адносінах да аматарў настолак. Напрыклад, у маім жыцці людзі толькі здзіўляліся, калі чулі, што я не гуляў у што-небудзь, але ніхто не абзываўся, не смяяўся. Не ды не, пайшлі далей.
      Рускае камьюніці таксічнае — гэта так. Нічога не зробіш. Таму я і не пішу на Тэсеры нічога. Але там проста ў людзей у крыві дакапвацца да ўсіх і лічыць, што ўсе табе нешта павінны. Пакачаць свае правы, па-пацанскі пагаварыць… Гэта проста культура, нічога не зробіш. Дарэчы, Тшэвічэк казаў, што польскае камьюніці таксама таксічнае. Ён нават быў забанены на нейкім форуме. Канешне, заходняя культура больш талерантная. Але талерантнасць за год не з’яўляецца.
      Я сам лічу, што ведаць карані — добра. Не толькі калі гаварыць пра настолкі. Напрыклад у той жа музыцы. Так, ты можаш быць крутым музыкам, але ведаць і Лэд Зэпелін, і The Cure, i Ramones, i Black Sabbath, i Meshuggah не будзе дрэнным. Трэба развівацца, расці, дацягвацца да ўсяго, да чаго можна.
      А тых, хто дакапвацецца, хто кпіць за ерунду, хто ганьбіць, тых можна слаць нахер=) І не сябраваць з імі, так, згодны=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: