FFG RIP?

Года два я вынашивал идею написать что-нибудь про некогда горячо любимое издательство, провести масштабный анализ и расследование=) Очевидно, что про Fantasy Flight Games теперь пишут гораздо реже, чем раньше. Что случилось-то? Или может я один не замечаю крутых хитов, которые продолжают валить из рога изобилия имени Кристиана Петерсена?

Но прежде чем я начну развивать тему, хочу вас попросить вот прямо сейчас подумать и сказать, какой год по играм ФФГ для вас самый лучший? Я пока не буду раскрывать формулу, как я считал лучший год для издательства, но с итогом (плюс/минус 1 год=)) я согласился. Посмотрим, были ли правы мои расчеты, совпали ли они с вашими прогнозами.

Я долго пытался вспомнить, в какой момент я узнал про ФФГ и какие конкретно это были игры, но не смог. Где-то в 2010 году мне удалось заполучить коробку с Call of Cthulhu LCG, что было для меня глотком свежего воздуха после различных затратных ККИ. И это была моя первая купленная игра от издательства. Примерно в то же время я стал периодически наблюдать в интернете появление русскоязычных статей о настольных играх, в которых очень часто упоминались самые разные игры ФФГ. И еще в тот период я активно облизывался на такие крутые игры по лицензиям, как World of Warcraft и Starcraft, которые выпускались кем? Правильно, ФФГ. В общем, так получилось, что все самое крутое для меня по настолкам было именно у этого издательства, особенно если вам интересен америтрэш и карточные игры. Друзья-знакомые с радостью рассказывали о сыгранных партиях в Descent, Twilight Imperium, Arkham Horror, Battlestar Galactica, Chaos in the Old World, Fury of Dracula, Runewars, Nexus Ops и т.д. Так хотелось отдать все свои сбережения, чтобы заполучить все эти ништяки в коллекцию!

И первой забугорной игрой, которую я купил самостоятельно, а не через кого-то, по свежей сделанной карточке в банке, которой можно было рассчитываться в зарубежных интернет-магазинах (да, в 2011 году далеко не все банки могли этим похвастаться), была тоже игра от ФФГ. Причем я покупал ее в фирменном магазине издательства, потому что не знал еще всех нюансов, что можно было купить в другом месте дешевле. Я просто хотел проверить, как работают покупки в интернете. Зашел на сайт, нашел самую дешевую игру, которая мне была интересна (Chaos Marauders), закинул ее в корзину, ввел адрес, данные карты… Я думал, на каком-то этапе меня спросят, как в компьютерных приложениях/играх — «а вы абсолютно точно уверены, что хотите купить эту игру?«. И я тогда подумаю, посмотрю стоимость игры с доставкой и приму окончательное решение. Но никто у меня ничего такого не спросил. После ввода данных карты мне сказали «спасибо за покупку, ждите игру по почте!«. Игра тогда мне обошлась где-то в 40 или 50 долларов, что было довольно много 😦

Я думал, может мне игра придет с каким-нибудь приятным сюрпризом (открыткой, магнитиком, что угодно), но нет, все было довольно обычно=) Мне же хотелось жутко какой-нибудь большой игры, чтобы с полем, миньками, горой карточек. И в 2012 году я заказал уже Ужас Аркхэма второй редакции. На английском, что было одной из моих больших ошибок. Когда играешь в игры с большим количеством текста с людьми, которые не особо шарят в английском, то лучше обращать внимание на локализации, а не оригиналы.

А помните те самые фирменные «гробы» ФФГ? Огроменные коробки с шикарными компонентами! Наверное, это были жемчужины любой коллекции настольщика. У меня из таких коробок была только игра Twilight Imperium, которой я очень гордился. Хотя тайно желал еще заполучить все те же старые хотелки — Варкрафт и Старкрафт.

В общем, очень быстро я стал фанбоем этого американского издательства. Мне были интересны любые их продукты, потому что все они были со знаком качества. Накануне каждой выставки GenCon я с нетерпением ждал именно их анонсов, чтобы знать, на что копить и тратить деньги в этом и следующем году. Остальные издатели меня интересовали гораздо меньше, так как не было такого издательства, чьи продукты бы выстреливали гарантированно каждый год. ФФГ можно даже назвать как бы законодателем мод. Крутые арты, клевые миньки, офигенные сеттинги — все было у ФФГ.

Где-то в году 2013 или 2014 я понял, что у ФФГ на самом деле вектор развития довольно прстой. У них есть некоторое количество лицензий по сеттингам, под которые они подстраивают новые игры. Терринот заменяет все фэнтезийное. Еще есть Вархаммер, Варкрафт, Старкрафт, Ужас Аркхэма, Звездные войны, Властелин колец, позже добавился Марвел. Шикарные сеттинги с кучей поклонников, что еще нужно для счастья? Еще есть давно прекрасно работающие тайтлы, типа Ярости дракулы, Ужаса Аркхэма, Особняков безумия, Runebound, Descent и т.д. Проходит лет 5-7 — выпускаются совершенно новые редакции или переделываются старые. Прям вот абсолютно новые проекты у ФФГ всегда выходили довольно редко.

Этот факт самую чуточку, но немного меня все-таки задел, т.к. я не очень понимал, почему бы не сделать абсолютно новую игру, нежели переделывать старую. С другой стороны, годы шли, менялись рыночные условия, и старые гробы было уже невыгодно выпускать. Да и по механикам кое-какие вещи устаревали. Поэтому и рождались те самые вторые и более поздние редакции, а также revised editions. Тем более, что после знакомства с новыми версиями опасения как-то улетучивались сами собой (они оказывались хорошими), а игры надолго застревали на полках.

А вот потом пошли тревожные звоночки. Один из первых — отзыв лицензий на некоторые сеттинги. Близзарды, с которыми у меня ассоциировалось ФФГ по духу и качеству (эдакий их настольный аналог), отобрали лицензию на Старкрафт и Варкарфт. Тут не было никакой крамолы, просто Близзы решили сами развивать игровые вселенные, поэтому пострадали не только ФФГ, но и Cryptozoic, которые делали отличную ККИ по Варкрафту. Это все было печально потому, что допечатка или переиздание настолок по Варику и Старику больше нам не грозило. А казалось, что счастье было так близко.

Следующий удар был для меня более ощутимым — ссора с Games Workshop. Официально там все было просто — GW забрали лицензию на Вархаммер, потому что захотели сами развивать линейку настольных игр по Вахе. Неофициально же якобы произошла ссора из-за ФФГшной миниатюрной игры по Звездных войнам. По слухам ФФГ влезла на территорию GW своей новой игрой, чем подпортила продажи миньковой игры по Вахе. ГВ предупредили — или вы закрываете игру, или мы забираем лицензию на Вархаммер. Победил, как вы понимаете, второй вариант. А это значит, что куча игр прекратила печататься. Chaos in the Old World, Warhammer: Conquest, Blood Bowl Team Manager, Warhammer Quest, Warhammer: Invasion, Warhammer Diskwars, Horus Heresy, Forbidden Stars — все это мгновенно осталось в прошлом и доступно только на б/у рынке за большие деньги. Мне кажется, выгоды от этого никто не получил. Тот самый злополучный варгейм по ЗВ последний раз обновлялся в 2018 году, а ГВ до сих пор не выпустили ни одной годной игры по Вахе для массмаркета. По факту, обкакались все.

При этом сказать, что ФФГ пошло под откос, нельзя было. Все равно периодически появлялись новые интересные тайтлы. Например, Star Wars Rebellion, AH:CG, Android: Netrunner, Star Wars Outer Rim. То есть никакой безнадеги не предвиделось.

Но шататься издательство не прекратило. Следующий неприятный момент — отток ведущих дизайнеров. С этим прям совсем швах был, если честно. Все мы любили ФФГ за Коничку/Конеску, Уилсона, Лэнга и некоторых других менее известных товарищей. Во второй половине 10-х, да и периодически в последние годы тоже, мы регулярно слышим, как кто-то покинул ряды талантливых работников издательства. Я сейчас даже понятия не имею, кто из интересных авторов остался в ФФГ. Такое ощущение, что все там временные. Например, на днях читал тред на реддите про то, как ушел дизайнер Андроида Нетраннер. В комментах писали, что по условиям работы издательство так себе и совершенно неудивительно, что мало кто там приживается.

Помню, еще читал одно интересное интервью, каюсь, не помню подробностей. Там человек, который сделал какой-то хит для ФФГ, рассказывал, что сразу начинал работать в группе тестировщиков, потом делал доп к какой-то популярной серии (Дисент или УА), а потом ему дали ведущего дизайнера для нового издания крутой старой игры. Он ее сделал и через год свалил. Или его «свалили», если я правильно читал между строк. В итоге получается, что всеми новыми проектами занимаются люди, которые когда-то начинали с малого под начальством более опытных людей. Мальки быстро набирали скилы, получали крупные проекты, работали с другими мелкими сошками уже под видом опытных камрадов… Это как бы и нормально. Везде так все работает — ты приходишь неопытным юнцом, потом учишься у опытных коллег, набираешься опыта, потом уже сам можешь тянуть проекты покрупнее, ну а дальше уже ты крупная зубастая рыба, если все твои таланты включились в работу. В ситуации с ФФГ мне кажется, что тут все прям очень зациклено на уровне планктона. Быстро чему-то научили, дали проявить себя, погнали с работы, нашли других лошариков. Поэтому сейчас понятие репутации авторов ФФГ как-то сильно размылось.

К слову, про авторов хочу добавить, что многие из тех монстров, которые свалили из издательства, не сделали ничего интересного за время фриланса. Прикольно, правда?

Далее случилось вообще нечто странное — Asmodee купило ФФГ со всеми потрохами. Асмоди на данный момент — это такой бизнес-монстр, который пытается монополизировать рынок. Правда, последние год или два они ведут себя тихо (или мне просто не попадаются новости?). Как только кто-то начинает выбиваться в лидеры, тут же Асмоди подкрадывается сзади и заставляет влиться в общий список крупной корпорации. Почему ситуация с покупкой ФФГ меня насторожила? Потому что я всегда считал, что ФФГ — вполне себе богатая компания, которая сама может купить кого угодно. А оказалось все совсем не так. Конечно, официально был опубликован позитивный текст про то, что круто было бы работать вместе, теперь появились новые горизонты рынков сбыта, стало проще и интенсивнее работать. В общем, тот еще елей.

В целом действительно особо ничего страшного не случилось. Я могу провести параллель с предприятием, на котором я работаю, которое несколько лет назад заставили вступить в холдинг. Да, у нас поменялись финансовые обязанности. У нас забрали, скажем так, кошелек, то есть прибыль идет в головное предприятие, а не нам, а те уже они решают, сколько нам платить и сколько денег выделять на нужды, что раньше все было подконтрольно только нам самим. Но в плане производства ничего не поменялось — мы как делали, так и продолжали делать тот же продукт с тем же качеством. То есть потребитель не заметил разницы. Поменялись только финансовые и экономические пути. И, естественно, над нами появились еще одни начальники, которые диктовали нам, что и кому делать. То есть те же Асмоди, могут сказать ФФГ уменьшить или увеличить штат работников, выпустить или наоборот заморозить некоторые проекты, выпускать больше или меньше игр. Например, с вас на текущий год 5 больших игр и 30 дополнений, ожидаем от вас таких-то показателей продаж. Выполнили — получили премию, не выполнили — ждите порки.

В ту же очередь Асмоди может помочь с покупкой новых лицензий, помочь разрулить сложные ситуации, т.к. это все-таки очень богатая и влиятельная компания. Проще делать коллабы.

Но это все-таки еще один шаг к тому, чтобы сделать ФФГ не тем ФФГ, которое мы знаем.

Последним гвоздем в крышку гроба ФФГ стал уход основателя компания — Кристиана Петерсена. Такого цирка я просто не мог себе даже представить. Петерсен у меня всегда ассоциировался только с его собственным издательством. Он же автор игры флагмана — Сумерек империи!!! Я ожидал, что Петерсен спокойно доработает до пенсии в ФФГ и даже потом продолжит принимать участие в развитии компании. Но… Но с другой стороны это лакмусовая бумажка всего того, что творится в ФФГ. Помните историю про Apple и Стивена Джобса? Пришли новые хозяева, ввели новые правила, Петерсену поставили условия, и все. Или терпи и подстраивайся, или бери манатки и уходи. Если кто-то знает интересные подробности ухода основателя компании — пишите в комментариях, будет интересно почитать. Ибо в интернете я ничего интересного про уход не нашел.

И ведь кто-то может подумать, что Петерсен просто уже старичок, ушел на пенсию разгадывать сканворды. А вот и нет. На момент ухода ему было 46 лет. И я как-то потом перестал следить, что дальше стал делать основатель ФФГ. Поэтому пришлось гуглить. Оказывается, он основал другую компанию=))))) И выкупил права на Keyforge у Асмоди. Его новая компания занимается всякими инновационными продуктами, но пока никакой конкретики нету, кроме того самого купленного Кифорджа. Плюс еще на сайте нового издательства нашел инфу, что Петерсен перетянул кое-кого из ветеранов, работавших в ФФГ.

В общем, получается, что на данный момент ФФГ — это прям совсем что-то другое, чем оно было 10 лет назад. Для меня является странным то, что на сайте нет информации о старых проектах, есть только текущие. Сложная и непонятная навигация, часто страницы на сайте переделываются. Такое ощущение, что они живут только настоящим. Как только проект списывается, он уходит навсегда в архив.

Лет 5 назад я как-то задумался, если ФФГ для меня уже не ведущее издательство, то какое тогда стало заменой ему? И я понял, что у меня изменилось понимание настольного бизнеса и трендов. Если раньше мне было важным издательство, то постепенно я стал следить сугубо за авторами. Все издательства теперь вполне могут издать хороший продукт. Это подтвердил и Кикстартер, который убедил нас в том, что не обязательно для игры нужно искать крутое издательство, ибо по-другому игру не выпустишь. Теперь можно легко основать какой-нибудь ноунейм и подписать условного Фельда или Розенберга, если возможности позволяют. Если раньше я горел желанием узнать, что нового анонсируют ФФГ, CGE, Days of Wonder, IELLO, AEG и т.д., то теперь смотрю на имена на коробке. И на картинки=)))) Если на картинках игра классно выглядит, можно и детально присмотреться. От ФФГ уже почти ничего не жду.

Испортились ли они? Откровенно говоря да. В каком-то роде да. Стоит заметить, что до низкопробных проектов они не скатились, конечно. ФФГ продолжает делать громкие игры для фанбоев. Новый Дисент, Marvel Champions, Сумерки империи ролэндрайт, карточные LotR и AH. Более того, нашел только что инфу, что в 2023 году выйдет декбилдинг в сеттинге Star Wars. Для меня же лично флагманом является карточный УА — действительно уникальная и приятная игра, на основе которой хотелось бы видеть и Нетраннер, и Легенду пяти колец… Это были бы бомбы!

Но вернемся к тому, с чего я начинал. Надеюсь, вы уже подумали и загадали число удачного года. Моя формула расчета была простая. Я обратился к рейтингам БГГ (да, некоторые из вас уже сказали «фуууууу», я к этому морально готов=)) и отсортировал все игры ФФГ по рейтингу. Далее просто шел по списку сверху вниз и ставил плюсик напротив того года, в котором выходила топовая игра. Решил, что остановлюсь либо на десятом плюсике какого-то года(если лет будет мало), либо на пятом (если хороших лет много). В итоге получилось остановиться на пятой звездочке. Только один год набрал 5 звездных игр топа. Всего в рейтинге принимали участие 18 разных лет, что, как мне кажется, хороший показатель для адекватности победителя.

Третье место, набрав по три звезды, заняли сразу 3 года — 2012, 2016 и 2019.


2012 (***)

Android: Netrunner

Для меня это однозначный хит издательства, и очень жаль, что все как-то быстро закончилось, хотя я ждал, что потом выпустят какое-нибудь новое издание. Практически идеальный настольный асимметричный карточный киберпанк, в котором один игрок — это хакер, а второй — мегакорпорация. Сейчас не могу припомнить другой хорошей новой игры в таком же сеттинге.

Star Wars: X-Wing Miniatures Game

Эта игра прошла мимо меня по объективным причинам — я не фанат ЗВ, не фанат миньковых варгеймов, не разбираюсь в этих ваших самолетиках. В общем, не видел смысла вникать в игру, которая ни внешне, ни механически меня не привлекает. Тем не менее, как лайтовый варгейм с линейками вполне хорошо заходит как новичкам, так и более опытным настольщикам. Огромный выбор минек, красивое оформление, сказка для любителей ЗВ.

Descent: Journeys in the Dark

Второе пришествие Дисента воспринималось сначала немного скептически, потому что нам обещали обрезанную и переделанную первую редакцию. Ну как же мы без гробищи с кучей барахла внутри? Но, как оказалось, страхи были напрасными и игра оказалась очень хорошей. Одной коробки хватало на много часов прохождения, а если еще накупить дополнений, то вообще скучать не придется.

Правда, чуть позже выяснилось, что игроку за оверлорда играть не очень интересно, поэтому разработчики принялись искать варианты. И нашли их в цифровом приложении. Что, как еще чуть позже выяснилось, тоже не всегда восприняли на ура.

Как по мне, Дисент — отличный образцовый америтрэш про подземелья и драконов.


2016 (***)

Этот год у ФФГ особенно удачный. Из пяти самых топовых игр за все время издательства целых 3 игры вышли в 2016 году.

Star Wars: Rebellion

К сожалению, я мало что могу сказать об этой игре, потому что… ну, как вы поняли, я не фанат ЗВ. Я не знаю, что происходит в этой игре и галактике вместе взятые, но тут 150 минек и 2 игровых поля, что не может не радовать.

Arkham Horror: The Card Game

А вот эта игра у меня если не самый топ ФФГ, то топ-5 точно. Карточный УА прекрасен! Здесь вам и построение уникальных колод, и сценарные прохождения, и настраиваемая сложность. Это тот самый кооп, в котором ну очень трудно быть альфа-игроком, а это ведь прекрасная черта игры. Дополнений куча, поддержка отличная. Я просто не знаю, как можно не любить данную игру.

И очень-очень хочется, чтобы на основе нее сделали какой-нибудь Марвел, Legend of the Five Rings или Трансфомеры.

Mansion of Madness: Second Edition

Удивительно, но второй МоМ тоже очень высоко котируется. Второе пришествие игры получило приложение в качестве ГМа. Да, кому-то понравилось, кому-то нет — дело вкуса. Но зато теперь можно проходить сценарии вместе. Игра хорошая, истории интересные, но — она очень дорогая для того, что предлагает. Сценарии по большей части одноразовые, миньки средненькие. Я поиграл и продал. Грустная история.


2019 (***)

Marvel Champions: The Card Game

К сожалению, в данную игру не играл, но присматриваюсь. По отзывам это что-то типа карточного УА, но без мозголомного колодостроя и с более семейным подходом к геймплею. Эдакая простенькая карточная игруха про то, как вы кооперативно избиваете злодеев.

The Lord of the Ring: Journeys

in Middle-Earth

На этой игре продолжили обкатывать идею сценарной игры с цифровым приложением. Нельзя сказать, что это была САМАЯ первая такая игра, потому что ранее был X-COM и МоМ2. Но именно данный ЛотР показал, что идея хорошая, рабочая, людям нравится. Сам не играл, но слышал самые разные мнения. Кто-то кипятком писается, кто-то ругает вовсю. Тактичка с приложением и историей. Норм для тех, кто любит коопы.

Star Wars: Outer Rim

Снова игра про ЗВ, но на этот раз я не напишу про свое традиционное наплевательство на сеттинг, т.к. игра есть у меня в коллекции и она мне нравится=) Это игра-песочница, в которой вы летаете на самолетиках по планетам, выполняете задания, собираете опыт и жетоны, качаете кораблик и стараетесь выполнить квесты раньше других игроков. С удовольствием играю, хоть и не фанат ЗВ.


Второе место поделили два года — 2005 и 2015.


2005 (****)

Twilight Imperium: Third Edition

Скажем так, данная игра — лицо издательства. Долгое время третья редакция Сумерек империи была маст хэвом для уважающих себя настольщиков. «Была» потому, что вроде как вышла уже четвертая редакция, но она почему-то уже не маст хэв. Прошла эпоха=)

Каноническая 4Х-стратегия на много игроков и много-много часов. В общем в нынешнее время довольно специфическая игра. Но тем не менее именно третья редакция пользовалась огромной популярностью и долгое время была эталоном жанра. Через какое-то время вышла игра-соперник Eclipse, но мне кажется, что и у нее не получилось сместить короля с трона. Космос, освоение, строительство, развитие, сражения, дипломатия — всего хватает в игре.

Arkham Horror

Немного удивительно, но эта игра не входит в топ-25 игр ФФГ по версии БГГ. Но лично для меня эта игра самая «ффгшная» из всех. Именно с нее у меня началась ФФГ-мания. Вот кажется вышла настолка аж в 2005 году, а играют в нее и любят до сих пор. И для некоторых даже Древний ужас не заменил любимой УА.

Великая игра про блуждания по городу, мочилово монстров и закрытия врат в потусторонние миры. Да, фиддлево, да, местами примитивно, местами нудно. Но какие это приключения! Какие истории! Кстати до сих пор люди подсаживаются на настолки именно через эту игру.

Lord of the Rings: The Confrontation

Редкий случай, но я мало что могу рассказать об этой игре. Немного даже странно, что Конфронтация оказалась выше той игры, которая идет чуток ниже (не буду спойлерить), ведь кто сейчас говорит об этой игре? Еще в 10-х годах иногда кто-то в русскоязычных блогах упоминал вскользь, но не более.

Игра в сеттинге Властелина колец. Шахматно-подобная игра, хардкорная версия Stratego (если кто играл). Суть простая — один играет за компанию Саурона, другой за мир во всем мире. Первому надо свои 3 фишки протянуть на игроков скрыты и имеют разные интересные свойства. Когда две фишки разных игроков встречаются в одной локации, они вскрываются и дерутся. Проигравший выбывает. Игра короткая. Вот как бы и все, что нужно знать об игре. Почему не переиздают? Потому что.

Descent: Journeys in the Dark

Та самая первая тяжелая гробина имени Descent. Теперь о ней редко вспоминают, т.к. вторая редакция как-то довольно быстро перехватила пальму первенства. Но я прекрасно помню споры в интернете о том, первая часть лучше или вторая. Я не играл в первую, мне о ней нечего сказать. Но пишут, что первый Дисент был более гиковский, более хардкорный. Вторая редакция — как урезанная, упрощенная первая. Это как бы примерно про одно и то же, но игровые механические нюансы таки решают. Имхо, споры о том, какая редакция лучше, такие же, как и между УА и ДУ. При этом обе стороны понимают, что Д1 все-таки морально уже устарел и не проходит в рамки нового времени.

Тем не менее, старичок хорош.


2015 (****)

Fury of Dracula (Third/Fourth Edition)

Еще одна игра, которая жесточайше ассоциируется с ФФГ. Вторая редакция тоже была неплохой, но следующие редакции исправили все недочеты и сделали игру максимально идеальной. Это игра про поимку вампира. А если вы играете за вампира, то игра про прокачку вашего влияния. Игра про скрытые перемещения. Охотники видят примерный путь вампира, строят планы по его поимке. И даже если они его поймают, то приходится вступить с ним бой, после которого вампир может сказать «хаха!» и улететь в какую-нибудь другую секретную точку на карте.

Forbidden Stars

Сколько лет настольщики просили переиздать Starcraft в другом сеттинге! С самим Стариком все было плохо, так как лицензию отобрали Близзарды. ФФГ наконец-то прислушались и презентовали нам кое-что похожее, но все-таки другое в сеттинге Вархаммера, что лично мне было даже лучше. Тяжелая большая коробка вмещала в себя кучу минек, карточек, жетонов и модульные поля. В игре мы летаем по секторам, строим базы, копим ресурсы, плодим армию и воюем друг с другом. Хороший такой 4Х.

Но только-только игра начала набирать обороты и расти в рейтингах, как ФФГ успели разругаться с Games Workshop, что привело к потере лицензии на Вархаммер. Таким образом, никаких допов к этой чудесной игре нам не светит.

Mission: Red Planet (Second Edition)

Немного странно, что эта игра не очень популярна в наших широтах, хотя мне кажется, что локализация Красной планеты не была бы провальной. Игра движется в сторону семейного жанра. Вы боретесь за территории на Марсе, размещая там своих астронавтов. Каждый ход игроки скрыто выбирают по одной карте действия, а потом разыгрывают их свойства. Карты позволяют размещать и перемещать астронавтов, а также влиять напрямую на действия и ситуацию других игроков. Весело, задорно, куча блефа и обид. Необычная игра для ФФГ.

Star Wars: Armada

Еще одна редкая игра ФФГ, практически целиком прошедшая мимо меня. Эта игра того же поля ягода, что и X-Wing Miniatures. Но чем-то они все же отличаются! Те же самолетики, тот же космос, те же Звездные войны. Но другие правила. Отзывы говорят, что Армада таки лучше. Ок, я им верю, но не мое 😦


Ну и наконец-то победитель! Угадали?

2011 (*****)

The Lord of the Rings: The Card Game

Именно из этой игры выросла другая популярная карточная игра по УА, которая сейчас прям бьет все топы. Карточный ЛотР позволил игрокам отыгрывать сценарии, к каждому из которых нужно было формировать боевую колоду. Выбора была уйма, сценарии разные, интересные, сложные. Если правильно выбрать сеттинг, можно отыграть множество интересных историй, и все это удачно воспроизвело издательство. Эта же игровая идея перекочевала потом в УА. ЛотР же является замечательным подарком для любителей вселенной ВК. Но при этом нужно еще являться любителем собирать колоды, ибо без этого тут никак. Если набрать карты от балды, закусает первый попавшийся паук или гоблин.

A Game of Thrones: The Board

Game (Second Edition)

Что уж говорить, игра действительно мегапопулярна за счет сеттинга. Знаю людей, которые никогда не играли в настолки, но купили эту игру только для того, чтобы любимая вселенная была теперь не только в книгах и кино, но и на столе. Правда, очень часто эта первая игра для многих людей становилась и финальной в настольном мире (слишком тяжело и непонятно).

Игра престолов позволяла побороться за территории Вестероса, возгласив одну из великих семей. Основная фишка игра — механика скрытых приказов, когда игроки выбирают тайно жетоны действий и благодаря им продвигают свои армии по игровому полю.

Letters From Whitechapel

Если честно, данный представитель довольно серенький для нашей территории, т.к. данная настолка не только не очень типична для ФФГ, но и мало известна в наших широтах. Игра про скрытые перемещения, в которой полицейские пытаются поймать Джека Потрошителя. Джек убивает жертв, полицейские преследуют его по пятам, и так все 2 часа. Говорят, база довольно быстро наскучивает. Имхо, уж лучше вспомнить про Ярость Дракулы

Blood Bowl: Team Manager —

The Card Game

«О, нет! Игра про спорт!«, — вопили мои друзья. «Блин, классная игруха!«, — говорили они же после ознакомительной партии. Скажем так, для меня это более старый, но более стратегический вариант игры Замес. Суть в том, что у вас в руке есть набор карт, которые представляют собой вашу команду, которую можно отправлять на соревнования. Все карты соревнований расположены в ряду в центре. Как только собирается нужное количество игроков, соревнование проходит и игроки решают, кто из них сильнее. Все игроки имеют разные свойства, которые позволяют меняют ситуацию на поле. Из прекрасных плюсов — вы имеете возможность по ходу игры докупать новых более сильных игроков в свою команду. Веселая, интересная, бесшабашная карточная игра. Теперь уже нигде не достать, потому что это снова Вархаммер.

Mansions of Madness

Удивительно, но первый МоМ до сих пор котируется среди игроков. Возможно потому, что вторая редакция убрала игрока, который играл за Зло, и заменила его планшетом. В этой же версии Оверлорд сам рулил сценарием и отыгрывал действия монстров. Но и вместе с этим он знал весь сценарий, поэтому он получал удовольствие не от раскрытия тайн сценария, а от того, что он сам решает, где можно усложнить игру для игроков, а где облегчить. А в целом это все то же блуждание по особняку, полного тайн и кошмарных существ.


Угадали победителя? Какой год для вас был самым успешным для ФФГ? Что в целом думаете про издательство — есть у него будущее?

Реклама

11 Responses to FFG RIP?

  1. Xiton says:

    Амери не совсем мое.
    Из всего выше, играл в особняки второй редакции, незашло от слова совсем.
    Да игру престолов. Понравилось. Не понравилась только длительность игры. И боевка, лучшей боевкой на данный момент, считаю боевку в корнях.
    Ну и да намного неправильно написано. На каждый отряд выкладываться жетон, и уже согласно жетону двигаются отряды или выполняются другие действия.

    • scafandr says:

      Я сейчас тоже отошел от амери, т.к. жанр в застое, к сожалению. Такое ощущение, что пройдет год-два и начнут делать хиты под амери, если найдут новые какие-то механики. Т.к. однообразное приключалово в лабиринтах уже надоело.
      Про Игру престолов — спасибо за замечание, исправлю. Забыл, что там жетоны.

      • Xiton says:

        Недавно споили с товарищем, он у меня ярый защитник амери, хотя играл всего в две штуки. Я видимо его евро перекормил.

        Так я в споре пришел к пониманию почему с рынком амери так плохо.
        1. Амери сильно зависит от темы. Так как для амери первичны ощущения, а не механики. Соответственно зачем мне играть в игру, если она мне ненравиться темой. Тем более она плоха в корневых механиках. Двинул фишку кинул кубик.
        2. Амери убил кикстартер. Т.к. Первичны ощущения на Кикё стало слишком много проектов с миньками. Которые окупаются ещё на стадии: посмотрите какие у нас миньки и тема. Следовательно нет смысла в игру завозить гемплей.

        В итоге, в амери тупо нет смысл делать интересным, механически так как он и так коммерчески успешен. Тот же пример с миньками Комон. Славу, кровь и ярости так и не смогли превзойти. Но будут дальше клепать миньки.

        • scafandr says:

          Да, в целом в амери уже все было. выкристаллизовался общий рабочий механизм. Сейчас новый поворот жанра заключается только в сценарности. А в целом только тему натягивай — все так. Двигай фишки, выполняй квесты, мочи монстров, бросай кубики.
          По Кику — вполне может быть. Как-то от кика все ждут сугубо минек, покерных фишек и прочих делюксов. В амери много разных монстров и героев, и тут изготовители пластмассовых изделий только улыбнулись и потерли свои руки. Но сейчас уже и в евро стали завозить делюксовые компоненты.
          И да — забавная аналогия, но это так — если даже игра не работает, то у покупателя остается удовоьствие любоваться хорошего качества миньками=) Вот только много ли кто красит эти миньки? Ведь по факту миньки — это еще и покрас. Для игры картонные жетончики пойдут=)
          Вот поэтому я и жду, что что-то потом хорошее будет с амери. Уберут цифровые приложения, придумают интересные механики. А потом начнут как дурные все это копировать друг у друга=)

  2. Hoot says:

    Ха, угадал — чисто по ощущениям)
    Моя первая зарубежная покупка настолок: Nexus Ops, Android: Netrunner, Eldritch Horror, Descent 2ed, RftG с допами (не FFG, но в этой же посылке). Далее были Игра Престолов, BB:TM, LotR LCG. Острое, но не свершившееся желание купить Сумерки Империи, Старкрафт, Warhammer Diskwars и Conquest, Space Hulk Ангелы Смерти, Battlestar Galactica, Star Wars Rebellion, Outer Rim и Imperial Assault, . Иии… кажется, на этом всё. Карточный УА не заинтересовал вторичностью при наличии LotR LCG, в который, к тому же, больше шансов поиграть с женой, МоМ сам по себе не интересовал, так же как и другие игры по Терриноту.
    Тем не менее, Нетраннер, Игра Престолов, Нексус Опс, ВК LCG и BB:TM остались в моём личном топ-10. Ну вот потому что нравятся.

    Кстати, если вдруг не знал — Android Netrunner продолжает жить под крылом https://nullsignal.games/ и сейчас в ВК и телеге идёт запись на очередной тираж их наборов (самостоятельная печать материалов от null signal в московской типографии). В том числе 2 начальных набора можно напечатать в альтернативном оформлении — иллюстрации от нейросетки.

    • scafandr says:

      ПРочитал список первых забугорных покупок, аж прослезился — все крутые ништяки. До сих пор топовые игры. У меня еще боль до сих пор, что не успел купить второй доп к карточному ББ и первый большой доп к каротчному ВК. Со вторым так неудобно получилось — в Львове купил два допа. Приехал домой и узнал, что они чисто к большому допу, который так и не удалось урвать. А сейчаС, как я понял, уже и не издают его. Сейчас же там какие-то переиздания пошли.
      По Нетраннеру видел на Тесере посты, которых я не очень понял. Решил, что какие-то энтузиасты просто перевыпускают старые выборочные сеты. Я так понял, это что-то фанатско-пиратское? В продаже вообще ни разу нигде не видел. Но я Нетраннера более-менее набрал, чтобы нормально гуляться и были варианты по колодам. Так что тут не очень сильно страдаю. А вот ВК не хватает… У меня по сути только база и зеленые допы к ней.

      • Hoot says:

        Даа, к ББ:ТМ тогда подумал — ну, ща наиграемся в базу, куплю допы. А потом их не стало. Купил в итоге, пару лет назад, первый доп на немецком…
        К ВК тоже только первый набор мелких допов.

        О Нетраннере: я так понял, авторское право у ФФГ осталось только на иллюстрации. И какие-то энтузиасты собрали группу, сделали новый стартер (даже два) и делают новые допы, это всё идёт в ротацию для турниров. Какие-то карты от ФФГ перепечатываются с новой картинкой, но в основном новые делают. В магазинах их, собственно, и не продают. Основное распространение — пнп, бесплатные пдфы карт в не очень хорошем качестве и платные пдфы в высоком качестве. Также периодически делают свои тиражи, на которые просто собирают деньги.

        Во вконтакте посмотри группу vk.com/n1531, там расписано, что и как печатают в Москве.

        • scafandr says:

          Первый доп я купил как раз где-то накануне закрытия. Причем с той посылкой, на которую мне сразу наложили огромную пошлину и я думал от нее отказаться. Потом пару недель страданий и переписок и коробку я таки себе вернул без доп затрат.

  3. Дмитрий Калинин says:

    Отмечусь, а то что-то мало комментариев)
    Забавно, но для меня первой игрой от FFG оказалась Цитадели)
    А вообще с издательством можно сказать, что и не знаком
    Несколько раз в Игру Престолов (второе издание) и в коллекции есть УА (2ое издание) и то потому что жене нравится, так бы я его точно не взял.
    Да и в целом не привлекают игры этого издателя, если кооперативное амери ещё норм, то всякие конфликтные типа ИП совсем мимо. Мне бы ферму какую лучше или абстрактик))

    • scafandr says:

      Да теперь по ходу по комментам это норма уже. Хорошо, хоть кто-то комментирует=) Закат=)))
      Ох, а мне когда-то только ФФГ давай. Любые игры. А потом уже пересел на евры. И абстракты — да=))) У них карточных игр много хороших было. Да и есть.

  4. Vladimir says:

    Мда, FFG все, но хорошо, что ещё что-то изредка выпускают неплохое. Но, к сожалению, это теперь просто подразделение Асмоди, а не флагманский издатель, как было раньше. У меня из из игр до сих пор остались: первый Mom со всеми допами, Нексус ОПС, Gears of War, Forbidden Stars 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: