Как я сам дошёл до настолок.

Пока у меня ещё кораблик маленький, который бороздит по океану настольных развлечений, темы мои пока что будут ознакомительные. Вообще планирую писать о том, что имею, о том, что думаю, и о новинках, которые вызвали у меня интерес, но безусловно не перекатанную с другого сайта, а всё самостоятельно написано. Что это будет, как это будет – в ближайшем будущем материализуется. А пока расскажу, как я стал увлекаться настолками.

К сожалению, начну я простых банальностей. Ничего экстраординарного, всё как у всех – увлекался я этим с детства. Когда был совсем маленьким, то играл в различные кубики, собирал слова, советские пазлы перебирал, играл в ассоциации на картинках. Потом, когда немного подрос, очень любил игры с полем, кубиками и фишками. Такие игры можно было не только купить отдельно, но они и встречались на разворотах «Весёлых картинок» или других подобных детских изданий. Я обожал играть в них с папой, иногда с друзьями, иногда всей семьёй. Суть до банальности проста – все начинают с одного места-кружка. Наша задача дойти по последнего финишного кружка. Кружки представляют собой цепочку, они выстроены один за одним, мы бросаем кубик и ходим на то количество кружков, на сколько выпал кубик. Но не всё так просто – есть волшебные кружки, которые могут нам подарить ещё один ход, заставить нас постоять один или несколько ходов, позволить нам прыгнуть далеко вперед, либо наоборот откинуть нас назад. Полчаса, а то и час веселого времяпрепровождения обеспечено. И родители меня всегда обеспечивали новыми такими игрушками. Они знали, что мне это нравится, и хоть я и не просил – покупали. Игр у меня было много, детских конечно, но были. С самой разной механикой – и карточки с заданиями, и охотник должен был на похожем на шахматное поле убить 3 зверей, и прочее-прочее. Уже в 5-ом классе я познакомился с Монополией, Эрудитом, Миллионером и всем тем, что мог предоставить российский игропром. В Эрудите уже многие из моей компании знали ответы, но всё равно играли либо у кого-то дома, а если дома нельзя было – на лестничной площадке на полу. В Миллионера мы с братом сыграли тысячу партий, у нас даже и правила уже свои были, потому что по оригинальным сложно было играть. А мне хотелось больше игр. Но, к сожалению, спрос мой превышал предложение.

Поэтому я стал делать свои игры. Самая грандиозная дурацкая игра, которую я придумал, была про обычные пуговицы. Как-то раз гостил я у бабушки, делать было нечего, я обратил внимание на 2 ковровые дорожки в полоску. Они были длинные, метров на 7, и в голове родилась идея сделать гонки пуговиц. Кубики у меня были под рукой, я достал бабушкину шкатулку с пуговицами и на каждую полоску поместил по одной пуговке. Они были разные по диаметру, в этом и была суть. Задача была такой – я бросаю кубик и пуговка перемещается на такое же количество своих диаметров, сколько выпало на кубике. Соответственно самая большая пластмассовая «гонщица» при выпадении 6 могла спокойно уйти в отрыв. Но не тут то было – не всегда везло на 6. Итого на одной дорожке у меня было около 30 пуговок и им нужно было пройти до финиша 2 дорожки. Я не совру если скажу, что дойти до финиша по времени было около 6-8 часов. И всё это время у меня хватало терпения дойти до конца. Иногда оставлял гонку до завтра, предупреждаю бабушку, что тут ходить нельзя, тут у меня игра.

Вторая игра была наподобие теперешних коллекционных карточных. Я конечно же не имел понятия тогда, что это такое – коллекционные карточные игры. Я нарезал из бумаги около 50 маленьких карточек, на каждой нарисовал что-нибудь файтинговое-боевое. У меня был ниндзя, робокоп, терминатор, боксёрская перчатка, бэтмэн, монстр и т.д. Каждая карточка имела цифровое выражение, а также ещё были карты без цифр, но позволяющие побить любую карту, либо открыть руку соперника, либо просто её раскрыть. Суть игры была проста – есть одна колода, каждый берет по 5 карт, одну объявляет атакующей, другой должен защититься. У кого цифра больше, тот и побеждает, принеся себе одно очко. Сыгранные карты шли в дискард. Каждый ход игрок добирал по одной карте из колоды. Когда карты на руках заканчивались, считали количество побед – так и определялся победитель. Брату игра не нравилась. Мы с ним поиграли несколько раз и он отказался играть ещё когда-либо. А для меня это была революционная игра.

А потом пошли старшие классы и о настольных играх пришлось забыть. Мне казалось, что я может быть вырос, чтобы в них играх. Иногда только с братом разворачивали огромный игровой лист с полем, по которому бегал Робот-полицейский и ловил 3 мафиози. Один играл за робота, второй играл за 3 мафиози. Было достаточно интересно, только вот за мафию играть было сложнее. И на добрых 6 лет я забыл о настолках. Пока на глаза не стали попадаться известного в настольных кругах Андрея Окушко, он же Моргул Ангмарский, он же руководитель луба настольных игр «Кронверк» г. Минск. Он вёл страницу, посвящённую настолкам, в газете «Виртуальные радости». Сначала я не обращал внимания на эту страницу, а потом как-то стал почитывать. Понятного было мало мне из того, что там писали. К примеру, я понять не мог, по какому принципу играется в Magic: The Gathering. Я понимал, что есть колоды, которые покупаются, но если там то же самое, что когда сделал я на бумажных самопальных карточках, то это не очень интересно, ведь даже я это придумал, но вот сегодня вряд ли бы играл в эту игру. Хорошо, у меня есть зомби с силой 5, у противника есть демон, силой 6, демон победил. Это же так просто. Почему игра такая популярная? Понятное дело, у нас, в Барановичах, про игру никто наверное не знал. А в Минске, говорят, многие дети покупали просто так бустера и менялись карточками. Они наверное даже не знали, что в них можно играть. Я поднял старые номера «Виртуалки» и перечитал всё, что было связано с настольными играми. Читал внимательно и новости, и обзоры игр. Подозревал, что эти игры можно где-то купить и у нас, если о них пишут, но вот где? Да и действительно ли это интересно? Может всё это для детей. А потом попал на обзор фестиваля, на котором играли в Зельеваренье и Князья. На фото я увидел достаточно взрослых парней и девушек, детьми даже и не пахло. Эх. если бы я мог своими глазами это всё увидеть, а по обзорам сложно сказать, интересно ли это мне. А знакомство получилось случайным.

В 2006 году мой приятель сообщил мне о первом белорусском аниме-фестивале Хиган в Минске. Я туда с радостью собрался ехать, особо не изучая ни секции, представленные на фестивале, ни саму программу. Потому что уже сам фестиваль был большим событием. И вот я на фестивале, гуляю по секциям. Просто захожу во все открытые двери и изучаю контент. Там я и зашёл в дверь с вывеской «The Legend Of The 5 Rings». И сразу не понял, что тут делать. Зато меня и всю мою компанию приветливо встретил молодой человек – я рад вас видеть, сейчас я вам с удовольствием расскажу о настольной карточной игре «Легенда пяти колец». И тут я понял – я попал туда, куда давно мечтал – увидеть своими глазами, как в это играют. Я понял, что Легенда – это одно семейство с Магией, поэтому слушал внимательно. Мне поскорее хотелось увидеть саму игру, как в это играют. А вместо этого молодой человек грузил историей этой игры, что она связана с псевдо-Японией, что она про самураев и про 7 великих кланов, что мы выбираем себе клан и воюем против других. К середине рассказа в голове у меня была уже каша. Всё что я видел – это рассказчика и висящую на стене карту Рокугана (вымышленная страна), в которой и происходила вся кутерьма по Легенде пяти колец. А он всё грузил и грузил, кто самурай, кто ниндзя, кто хороший, кто плохой, кто император, а кто узурпатор. В конце концов нас привели к столу с карточками – безумно красивыми! Арт на карточках мне очень понравился. Игра, оказывается, была на английском языке, но это меня не пугало, так как уровень английского у меня приемлемый. В углу был стол, за которым сидели ребята и играли, но нам сказали, что сам турнир, включая показательные бои, будут завтра, а сегодня просто история.

Кстати в той же секции я с удивлением обнаружил самого Моргула Ангмарского, к которому подошёл и познакомился. Он тогда и сказал, что при желании, можно будет у него приобрести стартовый набор по игре. Я не долго думая купил у него набор клана льва. Домой приехал счастливый, так как сбылась моя мечта=) На следующий день я стал разбираться в том, что приобрёл. Во-первых, удивили огромные правила. Я привык к одному листочку, максимум 2, а тут целая книжечка мелким шрифтом. Карточки оказались не такими простыми, как я думал. Там были и красные, и синие, и серые, и золотистые и ещё самые разные карточки. Ну и конечно же я понял, что для игры мне нужно купить ещё один набор, так как в один этот набор поиграть нельзя. Я стал читать правила и глаза у меня сошлись в одну точку от безумия информации. Практически ничего не было понятно. Я не мог понять смысл слова bow. Зачем нам поворачивать карту, сможем ли мы её потом развернуть или она до конца игры находится повернутой. Почему bowed карта не может сыграть свою абилку? что такое токен? Вопросов была тьма тьмущая. Я взвыл от сложности восприятия прочитанного и бросился искать Моргула в нете. Я уже был и ранее зареген на сайте http://www.rpg.by, там я Моргула и нашёл. Я попросил его помочь с игрой, разобраться с правилами, решить вопрос с ещё одним стартовым набором. Ответа я ждал около недели. За это время я даже как-то разочаровался в игре, потому что не мог понять, как в это вообще можно играть, это же нереально понять. Ответ был очень сухим, что на данный момент у него нету наборов и он немного занят. Я тогда был готов запустить мою коробку с карточками в стену и забыть об этом как о страшном сне. Через пару дней я решил попробовать найти того самого парня, который нам рассказывал об игре на фестивале. Ни имени, ни фамилии я не знал, но догадывался, что может быть смогу найти его на том же рпг.бай. Оказалось, что там на форуме есть несколько тем, посвящённые игре. Я выбрал несколько активных юзеров с этих тем и решил, что человек под ником Pirogen может оказаться тем самым рассказчиком. И как бы это ни было странно, я попал в точку. Зовут его Данила, работает он врачом, и хоть он сильно устаёт после работы, каждый вечер он отвечал на мои глупые вопросы. Он дал мне ссылку на переведенные на русский язык правила, помог с правилами, а потом сказал – Шура, ты лучше приедь в субботу и я тебе всё покажу. Он же мне купил 2 других стартовых набора по игре, но когда я приехал в субботу, оказалось, что у него случилось дежурство и он не смог придти ко мне на встречу. Зато пришёл его друг, который тоже играет в Легенду. Пока мы добрались до клуба, пока мы болтали о правилах Легенды, пока мы вскрывали мои коробки, время быстро прошло, мне пора было уезжать, а мы так и не сыграли. Приехал я домой практически такой же мутный. Через пару недель я опять поехал в Минск, на этот раз уже к Даниле, с которым мне не только удалось поиграть, но и отлично поговорить про настольные игры в целом. Он мне рассказал, что существуют не только коллекционные карточные игры, есть самые разные другие. Рассказал о миниатюрах, о других интересных кки, которые не очень распространены у нас. Я не догадывался даже, что это целая индустрия. Тогда же он мне посоветовал игру Зельеваренье, про которую я уже знал. Сказал, что это хорошая игра для компании.

Когда я приехал домой, мне нужен был напарник, с которым я мог играть. Брат наотрез отказался, он уже вырос и подобные развлечения стали неинтересны. Тогда я направился к своей знакомой, которая, к моему удивлению, согласилась составить компанию. И я стал её грузить тем, чем грузил себя целый месяц. Я представляю, насколько тяжело было во всё это въехать несведущему человеку. Дело в том, что Легенда считается одной из сложных игр, с которых начинать не рекомендуется. Но она же и одна из самых интересных. Поэтому вопреки всему, знакомая не только скрипя зубами разобралась в азах игры, но и успешно играла против меня. А я добился своего – у меня появился дома игрок и мне необязательно ездить играть в Минск постоянно. В основном играл я только с ней, иногда ездил на турниры в Минск, которые старался не пропускать. Иногда ездил вместе со знакомой. Там же мы купили базовый набор Зельваренья. И эта игра у нас отлично пошла. Она даже меньше хотела играть в Легенду, чем в Зелье. Спустя месяц я приобрёл и 2 дополнения, так что можно сказать, что именно в простых настолках я начинал с российской игры Зельеваренье. Игра хорошая, компанейская, на руках у тебя рецепты и ингредиенты, из которых ты можешь создавать зелья и получать за них очки. У кого будет больше всего очков, тот и выиграл. Но всё равно больше всего я играл в Легенду пяти колец. Хотя и очень хотелось попробовать себя и в других кки. Но меня предупредили, что 2, а то и 3 кки потянуть очень сложно. Лучше всего играть в одну, максимум 2, иначе либо останешься без штанов, так как будешь отдавать все деньги на это, либо не соберешь ни там, ни там нормальной колоды.

Хотя несколько стартеров Магии для интереса я всё же купил. Потом купил настолку Ордонанс, в которую с удовольствием играли не только знакомая, но и даже мой папа. В 2007 году попал на фестиваль настольных игр, где купил Anima – настолку в фентези стиле от FFG. Вообще у меня сложилось общее такое мнение тогда, что играть в кки на порядок интереснее, чем в простые настолки. Объяснял это тем, что кки постоянно развиваются, каждый год выходят новые наборы, механика меняется, колоды меняются, а настолку купил и всё, играй, ничего не изменится. Разве что может быть выйдет дополнение когда-нибудь, а так всё, все карты приедятся, поле надоест, разнообразия мало. Конечно на месяц-второй в настолку играть интересно, а потом будет пылиться. Поэтому дружил я больше с кки.

Потом вышла такая коллекционная игра как World of warcraft. В неё я сразу решил начать играть, так как вселенную Варкрафта я обожаю. Я купил 2 стартера. Кстати забавный случай: в стартерах герои рандомные, я хотел себе пала и рога, купил 2 стартера, где мне попались… да, пал и рог=) Но, к большому сожалению, знакомая наотрез отказалась играть со мной в ВОВку, она сказала, что ей хватает Легенды, хотя в Варкрафт играть на самом деле гораздо легче. В итоге бустера то я покупал, а вот играл по сути сам с собой. Несколько раз ездил в Минск поиграть, но там у ребят колоды гораздо лучше моих, ведь у них основная игра была именно Варкрафт, а у меня Легенда. В 2008 году мне удалось найти несколько игроков в Легенду у себя в родном городе. Событие можно сказать мирового масштаба. Теперь я мог не ждать, когда у знакомой будет свободное время, а спокойно сыграть компанией. Правда, соль была в том, что ребята на то время были школьниками, учились в 11-ом классе. В этом и вся проблема, так как денег на игру у них было ограниченное количество. Турниры они играть не могли, покупали новые карты очень ограниченно. В конце концов все трое через год из игры ушли. Но с ними мы играли не только в Легенду. У нас отлично пошёл Манчкин, которого я купил весной 2008-го. Вот где мировая игра! Моя любимая Легенда пяти колец стала чахнуть одно время. Были трудности с приобретением новых наборов, Данила ушёл из игры, проводить турниры стало некому. За турниры и за покупку новых наборов взялся я.

За 2 года ведения игры я как-то подустал и был бы рад, чтобы кто-нибудь помог или делал всё это за меня. За это время я купил Звёздного манчкина и был им разочарован (практически копия оригинала) и замечательную игру Крагморта, в которую правда мало сыграл. Знакомая переиграла в неё со своими подругами, а я не мог найти компанию для игры. В 2009 году у меня случился переломный в жизни момент, когда я забросил практически все свои увлечения. Про настольные игры я даже не вспоминал – не смотрел новости, не покупал, не посещал форумы. В общем, жил как в глухом таёжном лесу. А уже весной 2010 я стал немного припоминать, что я дескать увлекался настольными играми вроде и мне это было интересно. Я стал потихоньку посещать форумы и сайты, посвящённые настолкам. Оказывается, Легенда пяти колец моя умерла в Беларуси окончательно, так как меня никто не стал замещать, все дружно перестали играть. А потом один человек на форуме разместил объявление, что он купил бы вместе с кем-нибудь пару наборов LCG Call of Cthulhu. И я тогда с чего-то решил, что мне нужна эта игра. А в конце мая я забрал заветную коробочку в Минске у человека. Вот с неё у меня начался второй мой период в настольных играх. Зов ктулху – игра интересная, хоть и поиграл я в неё мало. Зато с неё у меня появился интерес к издательству Fantasy Fliht Games. Я изучил игры, которые она выпускает, познакомился с другими издательствами, стал посещать boardgamegeek.com и другие интересные сайты. Потом сделал себе карточку и стал заказывать игры, о которых раньше и не думал. Так как в кки мне стало банально не с кем играть, а шансов заинтересовать людей у обычных настолок больше, нежели в коллекционных карточных, то я изменил свой курс в сторону board games. К тому же там есть игры, в которых можно играть даже одному. Таким образом, я открыл для себя другие настолки, которые не хуже любых кки, а то и даже лучше.

У меня небольшая коллекция настолок, как мне кажется, хотя кое-кто говорит, что по их мнению много=) Пока что я мечтаю, что найду хороших людей, которым тоже это будет интересно и я смогу опробовать настолки с большим количеством людей, нежели одному=) Пока что я всё хожу мимо варгеймов и миниатюр, но надеюсь, что когда-нибудь попробую свои силы и в этом. А пока мой рассказ закончен, спасибо за внимание=)

11 Responses to Как я сам дошёл до настолок.

  1. Vladimir says:

    Целая настольная биография, только тексты бы на абзацы поделить, трудно текст воспринимать 😉

  2. volt says:

    Ух ты! Оказывается и у нас в Беларуси есть Настольные Герои!
    Поздравляю с начинанием.

    • scafandr says:

      Спасибо=) Но герой — это как-то слишком наверное=)
      Я кстати вчера нашёл в своих залежах пару советских карточных детских игр. Они очень простые, но обзор обязательно сделаю=) Много вечеров в детстве прошло с ними=)

  3. Greta says:

    Хорошо написано, хоть всё так банально)) Но душевно, а это главное! Продолжай в том же духе!

    • scafandr says:

      В смысле банально я дошёл до настолок?=) Это да конечно, ничего особенного. Было бы интереснее, если бы я сказал, что к настолкам я пришёл через годы учёбы в тибетском монастыре, я таки разгадал свой коан, который мне задал мой учитель, постигнул сатори и просветление дало мне наставление быть настольщиком, хех=) Я пешком пришёл в Беларусь из Тибета и играю в Зельеваренье=)))
      Так было бы интереснее, но неправда=) Помню, как на анимешных форумах часто создавали темы — как ты пришёл к аниме. Все одинаково — в детстве сморел китайские мультики, как думал, оказалось это аниме, вот и смотрю=)))
      Следующий раз обязательно совру=)

  4. Даниил says:

    Интересно читать про жизненный путь. Мне тоже нравились советские игры в свое время, и еще игры из детского журнала «Трамвай» =) но я вот не чувствую тягу начинать заниматься ККИ — нравятся настольные =) я начинал с «кинь-двинь», игр на игральных костях, «Монополии», «Пиратов» (Гол.), а первой моей покупной лицензионной игрой была «Город Голубой луны» =)

    • scafandr says:

      Кинь-двинь у меня в детстве вообще всегда шли на ура. Я помню как как-то у мамы, она воспитатель в детском саду, нашёл пару таких игр, так вот я просил сына нянечки, которая с амой работала и мы приходили в тихий час рубиться на ковре в игровом углу=) Про это пару дней назад только вспомнил.
      Ещё дома нашёл пару советских карточных. Надо будет статейку написать по ним. Они детские ну погоди и всё такое=) Но игралось шикарно=)

  5. tiperet says:

    «Вообще планирую писать о том, что имею, о том, что думаю, и о новинках, которые вызвали у меня интерес, но безусловно не перекатанную с другого сайта, а всё самостоятельно написано». Напомнило работу программы-переводчика, но смысл улавливается. Вообще, когда говорю или пишу, о чем-то волнующем, тоже делаю всяческие ошибки. А тут ажиотажа и волнения через край. Меня захватила «судьба героя», и я искренне тебе сопереживаю (но уже знаю, что все у тебя будет хорошо).

    Отдельное «спасибо» всем тем людям, которые были с тобой в то время. Отвечали на вопросы, не давая разочароваться, играли с тобой, подсказывали. И, конечно, родителям и воспитательнице отдельная благодарность.

    • scafandr says:

      =) Улыбнуло=)
      Как уже писал, я просто тогда не перечитывал то, что написал=) Набираю текст я очень быстро и не перепроверяю, поэтому перлы вылезали огого какие=)
      Я в конце 90-х и в 00-х делал с приятелем самиздат журнал. Я по большей части писал, а приятель все оформлял. И приходили такие письма нам, типа, клевый журнал, только смысл некоторых статей непонятен=) Это было в первых номерах. Я перечитываю и думаю — отстой, тут и правда написано странно=)
      А вообще никакого героизма здесь нету. Это Олег Volt написал про «героя», может быть его тоже захлестнули какие-то эмоции. Все мы обычные люди и ходим под одним солнцем.
      Это был август 2011… Да уж, если бы мне тогда показали, какая у меня будет коллекция игр…=) А еще в то время я просто играл, допустим, в Зельеварение, мне оно очень нравилось, и я думал, что Туловский — это какой-то нереальный человек. Или Пегасов. Знаешь, типа смотришь фильмы Дзибли и думаешь — оо, какой Миядзаки крутой и далекий. А потом бац, и ты знакомишься с этими людьми, и они тебе что-то пишут, ты им, жмешь им руку. Вот ощущение от этих людей, от настолкопроизводства, они уже другие. Играя в 2006 году в Зелье я бы не поверил, что когда-то я во что-то сыграю с Туловским, который эту игру издал.
      Прикольно=)

  6. tiperet says:

    Зря смутило слово «герой», подразумевалось «главное действующее лицо» рассказа.

    Так получилось, что с самого детстства никто не был слишком «крут и далек» для меня. Все люди ходят под одним небом и по одной земле.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.