Клубника белорусского блоггера (Игросфера, на которой все были)

Господа, на этот раз безо всяких шуток о конвенте, который проходил во Львове с 27 по 29 апреля. Очень много людей говорили, что по приезду сразу же будут писать отчёты, поэтому я решил, что еще один мой отзыв в целую кучу сваливать будет несовсем рационально. Сначала посмотрю, что будут другие, чтобы не повторяться. Ну а чтобы совсем не затихнуть, написал сатирическую заметку о той Игросфере, которой на самом деле не было=) Почти все фотографии в той заметке уже после закрытия Игросферы  — убирали столы и стулья, собирали игры в коробки. Вот уж не ожидал, что несмотря на клюквенный текст кто-то всерьез воспримет заметку. Ребята, всё это шутка. И борода у Саши Невского своя=)

Я не буду писать про город (он классный), это уже сделал в заметке в другом своём персональном блоге. Только про игры, только про мероприятия, которое проходило по адресу Коперника, 17.

Во Львов я приехал со своим братом. Он не настольщик, он скорее сочувствует настольщикам, но не разделяет их увлечение=) На вокзале встретили друзей из Киева — Spotty и Scorpius’а. Контакт с внебелорусской цивилизацией прошел без эксцессов, рады были видеть друг друга. Не могу не сказать, что наверное в первую очередь я приехал на фестиваль за общением. Да, хотелось поиграть, хотелось увидеть авторские разработки, но пообщаться/познакомиться хотелось больше всего. Вот он этот человек, с которым я переписываюсь по интернету. Вот парень, который зажигает на Тесере. Вот тот издатель, которому так хочется пожать руку и всем потом про это рассказывать=)

Эти двое ребят + отстающая пара из Киева составляли моих соседей по комнате в хостеле. Пока добирались до Игросферы, обсуждали  планы на 3 дня. Я отказался от судейства, поэтому был свободен т всех графиков. Скорпиус тоже не судил, а вот Денис Спотти как раз таки был в жюри. Я планировал, что в конце дня будем где-нибудь собираться, тусоваться/общаться/играть. А играть было во что. Я привез пару игр по просьбе Спотти, Скорпиус набрал туеву хучу своих игр, Андрей ФПМ имел на руках 3 свои игры, которые обещал показать нам отдельно.

Первой и главной темой беседы был Тапилин. Да и вообще, если честно, вспоминали его каждый день=) Во-первых, САМ Тапилин приехал, во-вторых, какой он в общении, в-третьих, были ли у него проблемы с бандэровцами?

Местом проведения был выбран Львовский дворец искусств. Если бы ориентировался на обзорные фото с главного сайта Игросферы, то точно не нашел бы=)

Мы пришли в 10 часов, а начало было в 11. Я уже было готовился покупать билет, как оказалось, что вход свободный. На все 3 дня вход был бесплатным.

Игросфера расположилась на третьем этаже в отдельном зале.  По трём стенамраспологались стенды, а возле четвертой стены и по центру расположилась обзорная дыра на первый этаж. Не было бы её, было бы больше места для столов. В зале были все свои люди. Пошли знакомиться?

Вот мило улыбающийся Иван Туловский со своей Правильной компанией. Вот там в углу Hobby Games с Пегасовым, Алексеем Кабановым и Денисом Настолкиным. А вот большая группа IGames во главе с Александром Невским — всем привет, будем знакомы.

Побежали вопросы — а где же сам Тапилин, где он?

Вот Остап из http://www.meeple.com.ua. Я его представлял совсем по-другому. Думал, он покрупнее и более грозный=)

Snowbody — постоянно улыбающийся веселый мужик, пожму тебе твою большую руку.

Monkey? Гда Манки? Ты Манки? Да ладно=) Я тебя по-другому совсем представлял=)

Привет, Денис Лоншаков, привет, Саша Тараненко, рад  вас видеть!

Всё так и было.  Правда, были и забавные потом перезнакомства. Уже всем пожал руки, познакомился, потом подходишь к кому-нибудь, кто-то говорит — «Вот Саша Скафандр из Бордгеймбай». А, Саша! И давай знакомиться заново=))))

В виду того, что некоторые украинские компании мне были незивестны, да и представляли они российских партнеров по ассортименту, я могу кого-то пропустить. Например, Belleville был ли? А Магеллан?  Но это всё компании типа Мосигры.

Ну давайте свожу вас за руку по стендам.

Сразу у входа слева сидела какая-то компания из тех, которых я забыл, как они называются. Так как фотографировал я все стенды в первый день, а они опоздали (на третий день вовсе не пришли), то показать ничего не могу. Придется верить на слово, что была какая-то компания. Игрушек там было не очень много, названия мне неприметные, но вроде все семейно-компанейские. Коробки большие.

У соседней стены сразу обосновалась Мосигра.

Выбор стандартный Мосигровский — Крокодил, Шакал, За бортом, Мафия, Алиас, Опята, Стартап и т.д. Стенд отличался наличием специальных полочек для игр, и мне это показалось симпатичным.

Далее нас встречал стенд IGames.

IGames встречал нас целой кучей коробок с играми К2 и Весела Ферма. Последняя игра была явно самая популярная на выставке, дети аж пищали от неё, родители покупали. ДА я и сам поддался на соблазн, не устоял перед скидкой и купил обе игры. Мне кажется, что 89000 за такую хорошую семейную игру — это суперцена.

Рядышком с IGames примостился магазин Hobby&Games.  У меня всё была путаница с этим магазином. Я сначала думал, что это та самая контора, которая теперь Hobby Games в Украине. Но нет. Это просто магазин, и никак с московской компанией он не связан. Но, между прочим, ХоббиэндГеймз привезли львиную долю настольных игр для других издательств. Например, Hobby Games не брали с собой игр (кроме прототипов), Звезда тоже. И ещё несколько компаний.

Hobby & Games ничего общего с московским издательством не имеет. Просто похожи названия. Но для опытному настольщику им было что предложить. Да и казуалам. От Монополии до америтреша FFG. Включая несколько ККИ, кубики, протекторы… В общем, их стенд мне был по нраву просто за ассортимент игр на продажу. Все 3 дня за стендом стоял Шаннар, с которым я имел честь познакомиться.

Теперь переходим к другой стене, где сразу нас встречала своими играми Звезда. Фараон, Хоббит, Плоский мир Анк-Морпорка, какая игра по Великой Отечественной Войне.

Дальше стояли Smart Games из Украины. У них были разные детские, семейные игры, поэтому меня этот стенд интересовал меньше всего. Но вот после приезда домой я кусал локти – оказывается, если не ошибаюсь, у них была игра Квааа, которую я имею желание заполучить в коллекцию.

К стенду Smart Games впритык стояли «Правильные игры». У этой компании стандартный свой набор игр, плюс я увидел стартеры из карточной игры «Война». У ПИ можно было увидеть знакомые лица – сам Иван Туловский приехал, женщина-переводчик, которая была в Эссене в 2011 году. Хотя может быть она и не переводчик, а у неё другая должность… Но лицо знакомое уже=)

И переходим к последней стене, где нас встречает большой стол с играми издательства Hobby Games. Москвичи тоже с собой не везли игры (кроме тех, что еще не были напечатаны, например, Картахена (была одна копия не на продажу). Игры на стенде были привезены компанией Hobby & Games. Выбор по играм на этом стенде был большой. Практически все игры были , которые издательство выпустило. Расстроило меня, что ни Инновация, ни Картахены, которые я хотел приобрести, не было в продаже. Познакомился с ребятами из Hobby Games, которые оказались очень общительными и располагающими к себе. Алексей Кабанов, Денис Настолкин показывали игры. Николай Пегасов тоже был на выставке, но к нему как-то было немного боязно подходить с расспросами, как-то уж и не знаю почему.

И самый последний стенд был опять у IGames. Разница была в том, что тут можно было купить еще и игру «За Волю».

Пробежав по стендам, оставив рюкзаки в углу зала, я принялся знакомиться с людьми. Так сказать, находить контакт с Игросферовцами. Ещё до 11 было время, можно кого-нибудь и помучать допросом. Выбор пал на Ивана Туловского. Оказался очень приятным парнем в общении. Никаких пафосных речей о доминанте своей компании на рынке, позитивное настроение. Вот реально еще не хватало к общей картине ещё чая с сушками и я бы точно ощутил бы себя в компании «Правильных игр»=) Ребята потихоньку продвигаются на западный рынок. Игра продаются, готовятся новые англоязычные версии старых игр. В этом году обещают еще аж целых 2 новых настолки выпустить и одно дополнение – приятно слышать! Темпы растут, механизм работает. Пока болтали, то я пожамкал в руках «Ундервуд», потому что этой игры у меня в коллекции нету. Замечательный на коробке, карты плотные. Разве что я бы хотел увидеть какой-нибудь фон на картах под старину – обои или типа старой газеты времен Российской Империи.

Не успел оглянуться, как пропали и Денис Spotty, и Остап, с которым вот буквально полчаса назад начали говорить, но нас перебили и мы разошлись. И тут до меня доходит – они же все судьи, уже 11 часов, а значит началась Игросфера. Без всяких речей, открытие произошло… Открытие произошло под крики детей, которые ворвались в зал.

Денис Лоншаков обрезает углы карт для презентабельного вида

Откуда растут ноги у такого количества ребятишек, стало понятно через пару минут. Книжная выставка-то во Дворце не взрослая, а детская. Все школы города привели сюда детей на мероприятие, причём все дети в костюмах. На улице для них была установлена сцена. То пели, то танцевали, то конкурсы проводили. Такой был основной контингент посетителей выставки на протяжении всех 3-х дней.

Фишкой выставки были слоники. Это какие-то бонусные наклейки, которые нужно было заработать, чтобы, собрав их все, получить какой-то приз. Наверное можно получить. Ну мне так кажется, что приз должен быть. Так вот дети бегали и доставали всех – слоники, а дайте мне слоника, а где его взять.

И при виде оголтелой оравы ребятишек все на выставке выпали в осадок – ну почему же, ну почему Невский не сказал, что выставка будет детской? Ну за что такое наказание на наши головы, мы же Ярость Дракулы с Ужасом Аркхема взяли показывать на выставке, оh shit.

Все столы были заняты, стулья забирали прямо на которых сидишь. Я растерянно смотрю по сторонам и думаю, куда бы податься, а Ирина из львовского клуба настольных игр меня зовёт:

— Саша, Саша, давай быстро к нам, у нас тут Саботёр! Так, брата как зовут? Олег? Олег, давай к нам, быренька!

Я знаю нелюбовь брата к настолкам, но самому мне хотелось поиграть во всё и пообщаться со всеми. Уговорил брата, играем в Саботёр. Я играл первый раз. Как обычно, на слух правила воспринимается как неиграбельная каша, в общем, нужно начинать играть, походу въеду. Игра оказалась очень простой, понятной и… Веселой! Собрали 15 камней буквально за полчаса (4 партии), получили заряд бодрости и энергии, а брат сказал, что вот в эту игру он бы играл. А это значит, что нужно обязательно её приобрести в коллекцию. К тому же моим игровым партнерам точно придется эта игра по душе.

Потом ребята предложили поиграть в WoW ККИ, но я не был настроен играть коллекционки, знал бы так свою колоду паладина из дому привез бы, а так нет, ребят, я пас, иду гулять по выставке.

Подошел к Ростику из IGames, который стоял за кучей коробок «За Волю». Пожамкали друг другу руки, произвели примерно следующий диалог:

— Откуда столько коробок?

— Это вот новый тираж напечатали.

— Как игра вообще? Мнение настольщиков разделилось – одни считают её излишне националистской, другие играют.

— Нормальные люди отиносятся к ней ненормально, вот что я скажу, а игра хорошая и интересная. Придумал её канадец. И ещё мы скоро планируем добавить еще 2 стороны в конфликт. И можно будет играть мультиплейер.

К слову, играли в эту настолку все 3 дня люди. И маленькие дети, и взрослые дяди серьезные. Я как-то профукал изучение этой игры на выставке, так только из-за спины игрока понаблюдал немного над процессом… Есть карты без текста, со значками, есть 2 стороны конфликта, есть карты с текстом. Я решил, что это наверное что-то типа «Войны».

К Хобби Геймз не пробраться. Там куча народа, Настолкин с Кабановым пашут как лошади, бегая от одного стола к другому. Решил им не мешать своими расспросами, подойду позже.

Насмотрел себе коробочку Nexus Ops по хорошей цене. И почему я сразу её не забрал? Я лениво подумал о том, что лучше заберу я её завтра, ибо кому она еще нужна кроме меня? Так вот игру эту хотел не один я. Хотел еще Денис Настолкин, но забрал еще Смайлек. Вот так украинец обскакал белоруса и россиянина. А я уехал без Нексус ОпсL

Пошел искать я людей, которые привезли свои игры на конкурс. Ещё до начала выставки видел 2 игры. Фатум, если не ошибаюсь, одна называется. Вторую не помню. Что-то про космос, жетончики, которые нужно двигать и карточки в руке. И ушли эти ребята, никого нету. К тому же уже стонал мой братишка – пошли в город наконец-то, надоел ты со своими играми. Пришлось идти.

Тот самый Фатум

Вот она, моя печаль. Мне трудно было разорваться между выставкой и желанием посмотреть город. 3 дня – это очень мало на то и другое. В итоге я каждый день по 2 часа с утра и 2 в конце проводил на выставке, а остальное время топтал кроссовки по львовским милым улочкам с многочисленными кафе, ресторанчиками, прекрасной архитектурой и потрясающей красоты девушками. Девушек много. Все красивые. Все.

Следующий раз я, наверное, поеду уже один на выставку и больше времени буду на ней находиться. Потому что так получалось, что автор мог показывать свою игру 2 часа, а потом уйти. А я в это время болтаю ногой под столом, пью кофе, закусываю шоколадкой и смотрю на город. И знаете что? А вот трудно выбрать между львовским кофе и авторской игрой. Или увидеть Спотти во время обеда, уставшего и унылого. Эх, всего 3 дня…

Появился я на выставке только к 5 часам. А нового ничего. Люди играют, компании показывают игры. Львовский клуб настольных игр до сих играют в ВОВку, Скорпиус важно снует туда-сюда с бэджиком «Пресса». Кстати о бэджах.

Небольшой прокол в них был. Мне кажется, было бы неплохо сделать заранее бэджи людям, которые кому-то могут быть интересно. И не такие, простые, что с булавкой и вынимающейся булавкой, а на веревочке, заламинированные, чтобы с нормальным напечатанным текстом, крупными буквами «Вася Балалайкин, представитель компании «Hobby Not My Games», «Света Лучко, известная блогерша на весь мир», «Семен Свисток, разработчик настольной игры «Гексы в космосе». И так далее. А так получается даже если и видишь кого с бэджиков, но там карандашом кривым почерком что-то нашкрябано, что даже в очках я не вижу. В результате, можно было кругами возле друг друга ходить, но так и не узнать, что это тот самый. Ну тот, с которым ты хотел познакомиться. Тот самый, ради которого приехал. А оно так и было, что кто-нибудь во второй день подходил по наводке кого-нибудь – мужик, ты Саша из Беларуси? Извини, мне только сейчас сказали. Голубкин был? Подожди, когда он был? Из Мипла люди приезжали??? Да гонишь, никого не было.

Но ладно, разошелся я уже. Короче, на выставке всё то же самое, что и утром. Посмотреть новые авторские игры не судьба – никого так и не оказалось на горизонте. Увидел, что Денис Лоншаков ходит-бродит туда-сюда, скучает, решил его напрячь, чтобы он мне рассказал всё о своей игре Рутения.

Рутения.

На выставке была представлена новая версия этой игры, обточенная, с новыми механиками и фазами. Игра про завоевание территорий 4-мя народами. Сама территория представляет собой древнюю Украину. Суть игры – контролировать свои территории от набегов вражеских отрядов, избегать восстаний на уже завоеванных территориях, создавать постройки, которые приносят бонусы, развивать дипломатию.

О компонентах. Всё сделано из картона, ну кроме карточек, конечно. Токены строений и принадлежности фракции маленькие и кругленькие. Фишки отрядов квадратные и на подставках, имеют своё воплощение и в карточном виде. Те, кто любит много фишечек, карточек будут рады.

А вот от выслушивания правил как-то стало не по себе. Нюансов в игре очень много. Я сначала всё внимательно слушал, запоминал, но потом глаза стали закрываться, мысли улетали куда-то непонятно куда… Может быть влияла и усталость за день. А тут такая игра мощная.

Судите сами. Начинаешь игру с отряда на одной территории. Дальше выбираешь, что построить на ней и определяешься с движением отряда – либо стоять, либо атаковать, либо грабить. Потом происходит движение войск, если есть конфликтные ситуации, то они разрешаются битвой, если всё хорошо – завоёвываются новые земли. Нанимаются новые отряды, покупаются наемные войска, строятся наши здания. Потом каждый получает по 6 карт из одной колоды. Чтобы разыграть её свойство, нужно сбросить некоторое количество карт с руки. Есть еще одна колода карт, которую тоже нужно покупать, и эти же карты влияют на розыгрыш определенных карт в руке… Это всё реально запутанно. А ведь есть отряды кочевников, нейтралов, которые тоже двигаются по полю. Отыгрыш-отыгрыш… Нереально много подробностей. Чтобы играть в эту игру, необходимо заранее прочитать правила самому. Объяснять их очень долго, к тому же из-за обилия важных маленьких нюансов можно сыграть не так, как надо. Всё это Денис прекрасно понимает сам – игра не для новичков. Он и не стремиться её упрощать – она именно для хардкорщиков, так ведь интереснее.

Все игроки ходят одновременно по фазам. Так что даунтайм здесь может быть только при стычках не ваших отрядов друг с другом. Кстати о стычках – они тоже не лыком шиты. Тут и броски кубиков, и модификаторы, и розыгрыш карт с руки, и резерв, и возможность присоединить командира в битву… Реально можно на 10 минут сражаться только в одной конкретной битве.

В конце хода игроки получают очки победы за занятые территории. Кто первым наберет 25 очков, тот и выиграл. У меня сложилось впечатление, что это недоваргейм – варгейм с экономическо-стратегическим уклоном. Денис отрекается от клише варгейма и говорит, что это стратегия – перенос компьютерной Total War на стол. Вполне возможно.

Мои впечатления от правил и игры без самого игрового процесса – очень много подробностей. Денис сказал, что раньше Рутения была значительно проще. Но он решил её усложнить и сделать интереснее. Добавил новую колоду тактики, усложнил боёвку, добавил фишек. Неподготовленным людям такую игру я не смогу показать. Например, у меня в городе я точно не найду желающих в неё сыграть. А любителям стратегий понравится. Тут есть над чем подумать – что строить, кого атаковать, что купить. Для более полной картины мне нужно было в неё сыграть. Договорились на следующий день это сделать в составе 4-х игроков.

И мы сыграли, правда, неполную игру. Я, Денис, Скорпиус и Иван Туловский. Когда объясняли правила Ивану, я вдруг понял, что я всё прекрасно помню. И даже могу сразу играть=) То ли правила не настолько сложные, то ли Денис прекрасный рассказчик правил. Начали играть и опять с Иваном напоролся на те самые маленькие неизвестные нюансы – можно то-то, но нельзя то-то. Мы не знали, настроили всякой ерунды. В то время как опытные Денис со Скорпиусом начали со строительства рынка (дает бонус золота), я строил крепости, Иван что-то тоже не то. Иван был мой сосед по карте и мы договорились не атаковать друг друга. Хотя я мог, у меня были возможности напакостить ему=) Я набрал в руку таких карт, которых, оказывается, не мог вывести (не знал). Иван сделал пару ходов, сказал всем спасибо и назвал Рутению еврогеймом, что улыбнуло Дениса. Ивана заменил другой парень, который привез свои игры на выставку. Ему опять пришлось рассказывать правила. Следующим ходом у нас образовалось на столе 4 конфликтные встречи. Сначала их стали разыгрывать Скорпиус с Денисом. Это было действительно долго. Казалось бы, начиная с битвы 2х2, потом один отряд убивался, приходил другой. Доиграли один конфликт, начали второй. Потом Денис с другим парнем дрался… Я решил размять ноги, походить по залу, а они всё сражались… В итоге так и не доиграли – закончился выставочный день.

Плохо, что Денис всё время был эдаким мастером игры. Кому что делать, куда ходить, как происходит сражение – всё объяснял он. Конечно, если все наученные, правила читали не раз, то будут играть гораздо быстрее. Но у нас игра была больше часа, а лидер не набрал и половины нужной суммы.

И всё-таки Рутению я назову неплохой игрой. Она немного суховата по сравнению с америтрешами, в которые я играю. Но несмотря на громадные правила, сам игровой процесс был интересный. Тут есть всё и для любителей конфликтовать (это для меня) и для тех, кто любит мирно решать вопросы. Вот только всё же кажется, что некоторые вещи можно из игры было убрать. А вот потом выпустить дополнение с новыми механиками, добавлением фаз и прочего. Именно для тех, кто полюбил игру так, что аж не может без допов.

С другой стороны, путь у игры скорее всего будет такой – её издадут американцы, которые специализируются на подобных играх, какая-то часть попадёт в наши края, но разойдётся она по тем же гикам. Узкоспециализированный весьма интересный продукт. Я куплю эту игру и желаю Денису Лоншакову и Александру Тараненко поскорее её выпустить.

На этом первый день выставки для меня был закончен. Я очень хотел куда-нибудь сходить компанией настольщиков, можно в кафе, можно еще куда. Пообщаться, поиграть, попить пива. В итоге как-то никто ничего… Дениса Спотти я так и не нашел, в результате отправился с новыми друзьями – Андреем Габреляном с женой – поесть пиццы где-нибудь и гулять по городу.

Андрей, он же ФПМ-07, автор 3-х игр, которые он привёз на выставку, оказался очень интересным парнем. Его болтливость в данном случае играла на руку – с ним было интересно общаться, причём на самые разные темы, с шутками, приколами. Все свои игры он тщательно упаковал в пленку, обещал сначала показать их судьям и только потом нам. Я заранее договорился с ним, что все игры он мне покажет в спокойной обстановке в нашем хостеле. Я всё зафоткаю и напишу обзоры.

Остальные наши знакомые, судя по всему, пошли в местный клуб настольных игр «Цитадель». Вообще этот сам клуб вроде хотел сделать ночную игропати, на которую я сразу сказал, что не пойду – всё-таки дорога была нелегкая, хотелось выспаться. Около 11 часов вечера в центре на площади мы случайно встретили настольщиков. Тут и Спотти, и Скорпиус, и Сноубоди, и… тадам… Тапилин! Ну наконец-то я смогу поговорить с гуру-блогером=) Юра был занят своим мобильным телефоном. Что-то всё строчил. А после того, как положил телефон в карман, развернулся на 180 градусов и ушел куда-то. За все 3 дня это был самый мой тесный контакт с Тапилиным=)

Казалось бы, вот мы все вместе, пошли куда-нибудь, но… Посидели немного и разошлись.

В хостеле спросил Дениса об играх, о том, как оно – быть судьёй. Судьёй быть интересно, но весь день сидеть в подвале напрягает. Судьи не видят самой выставки, тоже мало общаются с другими ребятами, хотели бы во что-то поиграть, но… Игры им показывали не шибко интересные, что-то имеет потенциал, что-то вообще никак. Я стал жаловаться, что никто из авторов не приносит свои игры на третий этаж, где были мы. Смысл приезжать на выставку, где есть издатели, если показываешь свои игры только судьям, которые просто блогеры. Ну дадут тебе какой-нибудь поощрительный титул «Интересная игра выставки», а издавать её как будешь? На Эссен повезешь? Денис пообещал отругать за это всех авторов и заставить их развернуться по полной на третьем этаже.

А мне еще хотелось какого-нибудь турнира. Например, по Манчкину или Цитаделям. Или 7 Чудес. Да даже в Колонизаторы хотя бы. В призы какой-нибудь символический предмет любой. И то уже интереснее было бы. Где бородатые украинские настольщики? Почему в зале одни дети? На Тесере вроде бы столько украинцев, где они сейчас?

Спать…

Второй день.

Во второй день мы договаривались со Скорпиусом утром поиграть в Рутению. Фиг мне, никто не разбудил, Спотти со Скорпиусом уже улетели на выставку в 8 или 9 утра.

Я решил, что сегодня у меня будет покупательский день. Буду выбирать настолки себе в коллекцию, мне срочно нужен лут. Ещё дома я наметил себе примерно такие позиции – Инновация, Картахена, Весела Ферма, Доминион Интриги. Эти игры и хорошие, и я их могу показать нашим некоторым казуальным игрокам. Но еще я питал надежды забрать Nexus Ops. Что в итоге оказалось – Нексус Опс попросил оставить себе Смайлек. Инновация и Картахена есть только в единственном игровом экземпляре для показа (напомню, Мир Хобби не брал с собой игры на продажу, все игры из киевского магазина Hobby&Games, и у них не было этих игр на складе). Цена на Доминион повергла меня в шок. Что-то около 580 гривен, на наши деньги 580 тысяч. В принципе, в любом нашем магазине можно купить за 430 тысяч, а на oz.by с моей скидкой я её могу купить за 390 тысяч. При этом все наши магазины продают по российским ценам, практически без накрутки. Откуда такие цены на игры Мира Хобби в Украине? На этот вопрос мне дал ответ Шаннар из того самого киевского магазина. У нас магазины возят игры сами, своим путём. В Украине они пользуются почтами/специальными доставками, платят много за воздух. В результате такая вот цена. Все игры Мира Хобби стоили на выставке дорого. Для Украины это может быть и нормально, они привыкли к таким ценам, но я не видел смысла покупать, везти домой в руках то, что я могу гораздо дешевле у себя дома. Ещё и курьер доставит. К слову, в том же Hobby&Games игры от FFG или других именитых фирм стоили по очень демократической цене. Почти во столько же мне обходятся игры с B&B. Забавно получается, что игры из Америки дешевле, чем игры из России. У нас всё наоборот. Smallworld на выставке стоил 530 тысяч. А у нас около 650 тысяч. Kingdom Builder 700 тысяч, если не ошибаюсь. На выставке 500 с чем-то.

Киевляне подписали договор с FFG, покупают у них игры на 3000 уе в месяц, всё раскупается. Это здорово. Потому что у нас если купить у FFG игр на 3000 уе, то вряд ли за полгода продашь всё. Хотя я бы 4-5 коробочек купил бы=)

Короче, я был расстроен тем, что с моими покупками был облом. Кроме Веселой Фермы, конечно. Она была в достатке, по прекрасной цене в 89 тысяч.

Очень было приятно, что люди на выставке запомнили меня и даже сами здоровались первыми. Ну вот такой я человек, не люблю снобов, люблю общительных добрых людей. И это приятно, когда подходишь к стенду, а тебе улыбаются, здороваются и спрашивают, как твои дела. Но в целом утро было идентичное вчерашнему дню. Авторов игр нету, стенды работают с детьми, шум-гам. Львовские настольщики играют в ВоВку.

Ушёл гулять по городу. Вернулся к 4-ём часам. Увидел Спотти, который радостно сообщил мне, что он отпинал разработчиков и они вышли в люди! Вот там прикольная игра, вот там хорошая, вот ту не смотри ибо лабуда. Мимо прошел Остап, улыбнулись друг другу, пожали руки и он ушел судить.

— Ну что?
— Да ничего

Всё, пошел я изучать авторские игры.

Было только где-то 4 игры. Организмо успели свернуть (именно её мне рекомендовал Денис Спотти). На одном столе были разложены Лесные Истории, в которые никто не играл. Я глянул на игру, в голове сразу промелькнула мысль, что такое мне даже не интересно, даже правила не хочу знать. Пеньки, вопросики, стрёмный арт с просторов интернета. Скорпиус играл в Ходоков. Скорпиус вообще по ходу только на выставке и торчал. Он переиграл во всё, что можно было. Поэтому он и еще судьи могут рассказать всё об авторских играх. Они уже многое и написали в своих блогах. А мне эти игры…

Ходоки

Показались унылыми. В большинстве своём. Очень любят у нас гексы. И абстрактные игры. Ну прямо почти всё с гексами и абстрактное. Ходоки – гексагональное поле. Туда ходят, сюда ходят, ловушки, тематика Сталкера (не фанат я Сталкеров). Спрашиваю у Скорпиуса – как игра? Ответ – хммммм, ничего так… Он был очень увлечен играми. Все 3 дня.

Я нашел одинокого парня со своей игрой. Представился, что я блогер, интересуюсь вашими играми.

Потом вообще много думал, какое место занимает блогер в настольном мире. С одной стороны продвигаешь настолки в массы. Тратишь своё время на писанину. Можешь помочь толкнуть игру в массы. Вот перед тобой «зеленый» разработчик, напишешь про его игру у себя в боге, засветишь лицо в настольном рунете. А надо ли это им или еще кому? Мы ж ведь не издатели. Сами издатели давно уже выбрали себе 1-2 лица в блогосфере, которые им интересны в плане пиара. А вся эта остальная орава… Может ли блогер стать на одну ступень с журналистом? Просто журналист – звучит. А блогер? Это что-то новое и неприемлемое. Как тестер, твитер, мошер или хипстер. Я надеюсь, что когда я назывался блогером по настольным играм, это кому-то что-то говорило или давало…

Денис Заец представил свою игру «Золото Драконьей Горы».Поле рисованное, арт с интернета. Игра про гномов и дракона. Кооперативка. Гномы должны вынести из пещер всё золото. Сделать это им мешает дракон. Бросаешь кубики – ходишь по полю. Доходишь до пещеры и выбираешь – либо взять 3 золота, либо один предмет. Раз в ход ходит дракон. Вытягивается карточка действия дракона и он какому-нибудь гному делает пакость. Всё очень просто. Играли с автором игры и Денисом Лоншаковым. Через пару ходов я задумался – а в чём кайф игры? Соревновательной стороны игры я не заметил. Нету разницы, сколько ты напер золота. Всё равно оно общее. Тут либо победили гномы, либо проиграли. Дракон какой-то слишком добрый. Ну отогнал он гнома на пару клеток. Ну ранил один раз. Т.е. как-то и играть неинтересно. В итоге мы остановились и стали с Денисом засыпать автора вопросами. Почему так, почему эдак, что ты менял по ходу разработки? Сам Дима сказал, что он уже понял, что игру нужно дорабатывать. Подошел Пегасов, тоже немного пообщался с нами по поводу игры. Мы автору надавали целую кучу идей и советов, он со всем согласился и сказал, что будет её доделывать дальше. В общем, перед нами просто интересная идея, голый костяк. А вот всё мясо – это нужно добавлять. Дима, всё в твоих руках, продолжай в том же духе, у тебя получится.

Дима Заец

За другим столом играли в карточную игру. Красивый арт, но всё остальное я встречал в других ККИ. Ничего нового, идем дальше. А собственно и всё. То ли авторы попрятали уже свои игры, потому что было около 6 часов, то ли больше их и не было.

От Мира Хобби получил флаер на афтапати. Вот, как-то сразу я стал еще больше любить Мир Хобби=) Я еще вчера хотел что-нибудь такое – собраться всем вместе, попить пива, поговорить в другой обстановке. И если бы не москвичи, то никуда бы мы так и не собрались.

После выставки все вместе плотной толпой двинулись в заведение, куда нас всех пригласили. Издатели, блогеры, магазины. Было 2 стола, один для курящих, второй для некурящих. Некурящих оказалось очень много, поэтому столик для спортсменов заполнился моментально. Других некурящих, со мной в том числе, оказалось тоже неприлично много. И мы ушли за «курящий» стол=) Как оказалось, свои лёгкие мучают только человек 4-5=)

Посидели хорошо, поговорили. Жаль только, что 2 стола были в разных, как бы это правильно назвать, отсеках – т.е. за перегородкой. И люди не менялись. Они там сидели в своей компании, мы тут в своей.

Короче, спасибо Миру Хобби за хороший приятный вечер=)

Не будет фотографий, не будет, хехе=)

День третий, финал.

Спотти и Скорпиус опять были самыми шустрыми. В 8 часов утра уже собрались и ушли на выставку.

Я же не торопился. Решил придти под конец дня, посмотреть награждение. На выставке был около 2-х часов дня.

Скорпиус опять играл в какую-то абстрактную игру с гексами про космос. Я посмотрел на игровой процесс, мало что понял, дизайн очень посредственный. В общем как-то всё не моё. Может быть, если бы художники поработали над внешним видом, то было бы интереснее…

Я даже обрадовался тому, что отказался от судейства. Я бы многое потерял, если бы все 3 дня просидел за сомнительными играми в подвале. На того Дениса Спотти жалко было смотреть, как он бегал оголтело по выставке по время перерыва, пытаясь то одних сфоткать, то с другими пообщаться.

Хотя и пообщаться с людьми со стендов было тоже сложно. Еле смог выцепить на полчасика Дениса Настолкина из Мира Хобби. Вот только он больше пиар-менеджер. И на многие вопросы мои мог ответить только сам Пегасов, к которому я как-то… стеснялся подходить=)

Так вот Настолкина всё равно увели дети, потому что их много, всем нужно показать игры. Я очень хотел сделать обзор игр, которые привезли с собой Hobby Games, но Настолкин с Кабановым всё время были заняты, когда я был свободен=)

Редкий случай, когда Денис Настолкин гулял по залу

Я отправился смотреть Алхимика, ту самую карточную игру, которую увидел вчера.

Алхимик

Рассказывали мне про игру не сами авторы, а их друзья. Авторы в это время показывали другую игру судьям. Есть 9 или 10 сторон конфликта. Каждый сам составляет себе колоду. На столе может быть до 6 персонажей. Есть персонажи, есть действия, которые кладутся взакрытую под персонажа. Есть такие крутые персы, которые входят в игру за сброс другого перса… Стоп-стоп… Я, кажется, знаю эту игру. Yu-Gi-Oh. Копия просто. И здоровье с такой тут тоже измеряется в тысячных! 0/2000, 1500/3000 и т.д. Я спрашиваю – это копия Yu-Gi-Oh? На что ребята не смогли ничего ответить. Судя по всему, они впервые слышали это название. Мне предложили поиграть. Но я отказался, потому что в Ю-Ги-О я уже играл и другой такой не хочу.

Потом меня пригласили посмотреть другую игру. Сам подошел молодой человек. Но он, видимо, решил, что я издатель. Мне интересно, расстроился ли он, когда узнал, что я блогер. Кто-кто? Блогер, веду блог про настольные игры. Из Беларуси. Интересно, это что-нибудь им давало?=)

Игру «Эпоха Стали» мне показывал Цуркан Андрей, который придумал Алхимика.

Цуркан Андрей

А саму эту игру «Эпоху Стали» придумал другой парень из их общей криэйтерской компании M-Games – Холод Святослав.

Холод Святослав

Друзья придумали себе название и придумывают вместе игры. Так вот эта их игра мне показалась самой приятной из всех, что я видел. Есть 2 стороны – шотландцы и англичане. Эпоха – Средневековье. Каждый набирает перед игрой себе армию из общедоступных карточек своих фракций. Просто набираешь армию на 200 очков, к примеру. Есть понятие движения карточек по столу. Чтобы атаковать, нужно подойти вплотную к карте. Копейщики могут атаковать через клетку. Можно убегать от атакующего отряда. Бои… Бои чистый Берсерк. Да и вообще очень похоже на Берс. Когда я спросил про это у парня, то он сказал, что про игру Берсерк ничего не знает и в неё он не играл. Забавные ребята, копируют Берск, Ю-Ги-О, но не знают, что это такое=)

В данной настолке мне понравилось то, что после конца сражения игроки подсчитывают очки за убитые отряды и добавляют эти очки к общему числу набора отрядов. Начинали с 200, добавили 80 за убитые отряды. Получили 280. И следующий раунд они начинают набирать армию на 280 очков. Это интересно. Так можно играть 3-5-сколько угодно раундов.

Отдельно скажу про арт – тут работал настоящий художник и карточки держат в руках очень приятно! Если ребята из M-Games немного передумают процесс движения и битвы, сделают свою уникальную игру, то игра у них будет классной. Надеюсь, что так всё и будет.

Вот-вот уже должны были закончить работу судьи. Но всё тянулось-тянулось… Брат всё ныл, когда же уже всё закончится… Ладно, фик с ними, пошли гулять.

Я пропустил все церемонии награждений, дофотографировал город, поел суши… Пошел на Игросферу в 4 часа. На входе охранники сказали, что мероприятие закончилось и пройти нельзя. И вот что я им могу сказать? Я говорю им – я на Игросферу иду. Мне – всё закончилось, извините, мы не можем вас пустить.

Где мои бэджики прессы или кого угодно? Как я дофоткаю людей, скажу всем спасибо? Вот как мне попасть к друзьям наверх? Звонить Денису, чтобы он спустился и попытался уговорить охранников, что я нужный человек там, наверху?

Я нашел, что сказать охранникам: «Я понял, хорошо, но там моё издательство на третьем этаже».

«О, выбачайце, будь ласка, заходзьце, конечно можно пройти».

Интересно, если бы они спросили, какое издательство, что бы я назвал?=)

Игросфера сворачивалась по полной.

Последние оставшиеся посетители

Все были уставшие, но довольные=) Сказали, что я лох, потому что не был на торжественной церемонии закрытия. Выиграл Сергец Голубкин. Пааадажди, какой Сергей Голубкин??? Тот который Метро придумал? И другие игры? Прикол. Ещё один нехороший жест в сторону простого незнания того, что ты не знаешь, кто стоит с тобой рядом. А еще были люди из Красноярска, те которые Мипл. Да ладно! Когда?

Прощание славянки

Были-были, привезли подарки судьям, Тапилину вручили дипломы «Лучший блог позапрошлого года», «Лучший блог прошлого года», «Лучший блог этого года», «Лучший блог всея Руси», «Лучший блог лучших блогов». Ну вы ж только не подумайте ничего эдакого, я в самом хорошем смысле этого слова=)

Саша Невский, такой устаааавший, ребята, человек отдался весь этим трём дням, он так старался, он… Он просто замечательный человек, правда.

Александр Невский просто молодчина

Именно в тот момент, когда работящие украинцы собирали столы и стулья, пока приезжие ребята с грустными лицами упаковывали коробки с играми со стендов в свои сумки и более крупные коробки, я фоткал пустой зал и задумывал коварный план рассказать всем, что Игросфера на самом деле тухлое не понятно что. Скукота и сволота. Смотреть не на что, игры скучные, Тапилин ненастоящий, Сноубоди – мистер кислое лицо… И люди поверили, писали мне письма и оставляли комментарии – как здорово, что они не были на этой выставке. Так вот со всей ответственностью заявляю – было замечательно, всё, что я написал в предыдущей статье про Игросферу – наглое проплаченное лично организаторами выставки Эссен 2012 надувательство.

Было хорошо, я рад, что потратил 3 дня на общение с хорошими людьми. Я буду по всем скучать, и, надеюсь, кто-то уже скучает по мне=)))))

Но я был бы не я, если бы не написал то, что я хотел бы, чтобы было по-другому следующий раз:

1. Хочется знать, кто передо мной. Сделать бэджи. Хочешь быть узнаваемым лицом выставки? Закажи себе бэдж и тыкай всем под нос им=)

2. Пригласить Бруно Файдутти специально для ФПМ-07. Ну или хотя бы пару-тройку зарубежных компаний. Я надеюсь, что и те издательства, которых я имел честь видеть на выставке, приедут и в следующем году, но и еще будут другие, из Польши, Чехии или Германии.

3. Большей организованности настольщиков. Чтобы после самой выставки можно было что-нибудь вместе поделать.

4. Турниров бы парочку по играм, которые есть на выставке.

5. Передумать систему авторских игр и судейства. Не секрет, что судьи не видели выставки, издательства и блогеры не видели конкурсные игры. Предлагаю сделать судейский день один. Закрыть всех судей на ключ в подвале с разработчиками, и пускай они там сидят, пока не выберут лучшие игры. Устроить отбор игр на конкурс. До выставки разработчики присылают фото, видео, правила, описание игры. Кто-то отбирает лучшие игры для конкурса. Но на выставку может приехать любой. Для всех авторов сделать столики для показа. Все 3 дня любой желающий может посмотреть игру, какую хочет. И можно сделать еще одну номинацию – приз зрительских симпатий. Посетителям можно проголосовать за игру, которая им больше всего понравилась. В третий, последний день, происходит награждение.

6. Лучше, как мне кажется, проводить выставку не при детских мероприятиях, как было в этот раз. Да и рекламы бы побольше, а то, честно говоря, за всё время я нигде не увидел упоминаний Игросферы. Где она, куда идти. В самом дворце никаких указателей.

Ну да и хватит. Очень жалею, что я не поиграл в настолки (только в Саботёр полную партию). Надеюсь, что следующий раз я уделю больше времени настольным обязанностям=)

Спасибо ребятам из IGamesза классные 3 дня во Львове!

Целую, люблю=)

17 Responses to Клубника белорусского блоггера (Игросфера, на которой все были)

  1. OberstDan says:

    [i]Когда объясняли правила Ивану, я вдруг понял, что я всё прекрасно помню. И даже могу сразу играть=) То ли правила не настолько сложные, то ли Денис прекрасный рассказчик правил. Начали играть и опять с Иваном напоролся на те самые маленькие неизвестные нюансы – можно то-то, но нельзя то-то[/i]

    Проблема в том, что под конец дня я правила уже рассказывал скомканно и не осветил нюансы сразу. Способ подачи удивительным образом влияет на восприятие игры.

    Так, что у тебя нормально отложилось только то, что я успел рассказать в первый день —
    сама по себе игра имеет интуитивно понятный процесс, который за два года был вылизан, поэтому тебе все хорошо и запомнилось.

    Основной нюанс игры в том, что для ее полного изучения нужно сыграть одну полноценную партию. И только со следующей партии уже помнишь все особенности и начинаешь чувствовать тонкости. Естественно это повышает порог вхождения.

    • scafandr says:

      Да, ты прав, без одной полноценной партии сложно судить о правилах игры. Я надеюсь, следующий раз мы сыграем=) Причём в уже выпущенную версию=)

  2. Spotty says:

    Отпад! Молодец, я конечно был там (и даже не такой уставший как ты описывал), но все равно прикольно читать чужие мысли.

    • scafandr says:

      Хорошо, если так тебе будет лучше, то Денис Спотти был ВСЕГДА бодрячком=) Приятно было посмотреть на человека, потому что пока все остальные суди, Денис отсыпался в подсобке=)

  3. небольшой офтоп
    такое ощущение что блоггеры пишут для блоггеров
    мы сами пишем, сами читаем и комментим. 15 активных участников
    прямо какая-то утопия 😦

    • scafandr says:

      Меня еще немного удивила реакция на то, когда Денис выложил свою песню, пошла критика в духе задолбали вы со своей дурацкой Игросферой. Такое ощущение, что все каждый год ездят если уж не на Генкон, то уж в Эссен точно. Тут люди пытаются делать что-то интересное, чтобы пошла традиция и развивалась культура, а людям в нете интереснее потроллить о новой игре от ФФГ

    • smilek says:

      Склонен согласиться :), но это вроде природно — активная и пассивная аудитория (в читательском смысле, конечно).

      Ну и присоединяюсь — отличный очерк, мне в очередной раз жаль, что не удалось познакомиться со многими поближе.

  4. Ostap says:

    Классно написал!
    Прочитал взахлеб. Еще раз пожалел, что не успели с тобой пообщаться получше. Да и на тусовке сидели за разными столами. Нужно было как-то рокировки делать тогда, пол стола сюда, половина туда.

    Поддерживаю, что нужно как-то более оптимально организовать работу жюри. На следующий год, судя по успеху выставки в этом году, думаю будет еще больше желающих представить свои проекты. Возможно сделать какие-то отборочные туры.

    Ток игра на фотке не «Фараон», А «Фатум» 🙂

    2 Alexander Taranenko:
    Не согласен. Просто комментируют одни и те же. А по посещаемости сайтов видно что читают достаточно много.

    • scafandr says:

      Спасибо, Остап. Я твои обзоры тоже все прочитал, увидел Игросферу со стороны жюри;)
      Я еще с Невским перетру тему жюри. Да и вообще возьму интервью по поводу всего, что происходит (о том, что у кого болит=))).
      Про Фатум спасибо — исправил.

  5. Vladimir says:

    Про Фатум что-то негде ни слова, секретная военно-стратегическая разработка?

    На следующий год, если будет Сфера, постараюсь выбраться, в основном из-за желания со всеми познакомиться, поиграть 🙂

    • scafandr says:

      Фатум я видел только буквально час на выставке, потом ушел, а когда пришел, то его не было. Там вроде абстрактный космос какой-то.
      По сути, на Игросферу только ради этого и стоит приехать. Просто отдохнуть, город красивый, взял 3-4 дня отпуска, приехал, погулял. Я следующий раз скорее всего один поеду, могу приехать на день раньше, погуляем спокойно по городу, может во что-нибудь поиграем в спокойной обстановке. Я надеюсь, что следующий раз и участников будет больше, и гостей.

    • Spotty says:

      Про Фатум ничего нет, т.к. нечего рассказывать. Сделали ее те же ребята что и Сферу. Игра практически всегда стояла на столе, подходи, смотри. Со слов авторов игра не доработана и сырая, поэтому игровой процесс не демонстрировали.

      Судя по всему со стороны похоже на комнаты и двери, Но может это области и телепорты и т.д.

  6. Уведомление: ИгроСфера 2012: ссылки | Настольные игры Украины

  7. Шаннар says:

    О, я кажется понял, в чём путаница, собственно. Мир Хобби = Hobby World, а не Hobby Games.

    Впрочем, да, нас путают. В Киеве ещё веселей. Есть мы — Hobby&Games, и есть розничный магазин «Хобби геймс» (HobbyGames), но мы дружим, поэтому когда звонят не туда — просто даём нужную информацию, не вдаваясь в детальные объяснения. (=

    • scafandr says:

      Да что-то вас всех потянуло в одну сторону=) Так не должно быть=)
      Мне Денис Спотти еще до Игросферы рассказывал про ваш магазин, а я всё думал, что он имеет в виду Хобби Геймз, который скоро откроется.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.