Чем разбавить Каркассон? — обзор сборника мини-дополнений «Каркассон. Предместья и обитатели»

В этом году меня сильно заштормило по настольной «классике». Всю зиму и весну я с большим удовольствием играл в Каркассон и Catan. Самому мне больше нравится из этих двух игр именно Каркассон. У него быстрые партии и довольно простой игровой процесс. Безусловно, после 30-ой или 40-ой партии ты начинаешь задумываться о том, что может сделать любимую игру еще интереснее. Есть ли к ней классные дополнения, которые делают игру лучше? Этим летом я взглянул в сторону допов к Каркассону и начал со сборника мини-дополнений Предместья и обитатели.

Состав

Предместья и обитатели можно легко спутать с базовой игрой, потому что у коробок одинаковый формат, и по весу они тоже примерно одинаковые. Вы, наверное, уже в курсе, что у Каркассона есть много альтернативных базовых версий, которые играются сами по себе. Предместья и обитатели — это чистейшее дополнение, в которое нельзя поиграть, если у вас нету базовой синенькой коробочки.

Открыв коробку, вы увидите тот же ложемент, что присутствует и в базовой игре, в котором разместились пакетики с деревянными фишками, а также много картонных листов с тайлами.

В Предместьях и обитателях находится четыре расширения для базового Каркассона и одно для игры Каркассон. Охотники и собиратели. Также в коробке вы найдете миплы для шестого игрока (они серого цвета), поэтому с этим допом вы сможете играть в любимую игру бОльшим составом.

Каждое расширение состоит из небольшого количества новых тайлов и деревянных фишек (только в расширении Король фишек нету). Вы можете добавлять расширения в игру по вашему желанию — хоть выборочно, хоть сразу все. О каждом из расширений я расскажу далее более подробно.

Таверны и соборы

В состав расширения входят 18 тайлов местности, 6 фишек больших миплов, серые миплы для шестого игрока и двусторонние тайлы для подсчета очков.

Про шестого игрока я вам уже рассказал в начале. Тайлы для подсчета очков имеют с обоих сторон цифры 50 и 100. Нужны они для того, чтобы игрок не забыл о том, что у него больше 50 или больше 100 очков, когда его маркер пойдет на очередной круг трека очков. Это действительно удобно!

Из новых тайлов местности стоит отметить появление таверн и соборов (логично, правда?=)). Работают эти тайлы одинаково, только таверны встречаются возле дорог, а соборы в городах. Если рядом с достроенной дорогой стоит таверна, а в достроенном городе есть собор, то игрок получает за каждый участок местности 2 и 3 очка соответственно (вместо 1 и 2). Это, конечно, здорово, но есть в этом и подвох — если дорога или город с таверной или собором не будут достроены, то игрок при финальном подсчете не получит за эти участки очки.

Большой мипл в начале игры добавляется в пулы миплов всех игроков и пользоваться им можно по обычным правилам выставления миплов. Если на дорогу, город или поле претендуют несколько игроков, то большой мипл считается за два мипла.

Мнение. С Тавернами и соборами я познакомился еще до того, как Предместья и обитатели попали в мою коллекцию. Что за магия? — спросите вы. А я отвечу — это не магия, это Board Game Arena. Не так давно в этом онлайновом сервисе помимо базового Каркассона ввели возможность сыграть и с допом Таверны и соборы. Это расширение сразу заметно улучшает базу новыми тайлами. Есть монастырь с двумя дорогами, куски города с острыми концами, которыми можно перекрыть поле для крестьянина, но больше всего мне нравится тайл с четырьмя кусочками поля, которого всегда можно выгодно использовать для себя.

Таверны и соборы — штука прикольная, но опасная. И зачастую от нее нет спасенья, т.к. если попался такой тайл, то никуда от него не денешься. Хороши эти построения тем, что они приносят больше очков, чем обычные участки. Но ведь их обязательно нужно достроить до конца, что не всегда получается. Особенно в этом плане выделяется собор, который является одной большой клеткой города (ее ведь потом придется со всех сторон закрыть другими частями города, чтобы завершить строительство). Тайл с собором всегда можно подкинуть сопернику, чтобы не дать ему успеть построить город,  из-за чего тот не получит очки за недоделанную работу. В общем, из новых тайлов расширения я больше радуюсь тем, которые не имеют таверн и соборов.

Большой мипл хорош для полей. Чаще всего все игроки его под это дело и держат, чтобы в конце игры красиво уйти в отрыв. Честно говоря, я сам не большой любитель «схваток на полях», т.к. предпочитаю строить, а не «валяться» на поле. Поэтому чаще всего крупный мипл для меня — это обычный мипл, который никогда лишним не бывает.

Неплохое расширение, которое радует шестым игроком и новыми тайлами.

Купцы и строители

В состав расширения входят 24 тайла местности, 20 картонных жетонов товаров, 6 миплов свиней (иха!), 6 миплов строителей.

Основная фишка этого расширения — это товары, которые можно получить за строительство городов. Некоторые тайлы этого допа отмечены символом товара. Если игрок завершает строительство города, то он берет себе жетоны товаров за каждый соответствующий символ в городе. При этом неважно, был у него мипл в городе или нет. Достаточно просто выложить последний тайл города. Всего товаров 3 вида — вино, зерно. ткань. В конце игры игрок, у которого будет больше жетонов определенного товара, получает 10 ПО. Т.е. если иметь лидерство по всем трем товарам, то это сразу +30 очков. Согласитесь, лишние десятки очков никогда не помешают.

Миплы свиней меня порадовали своим внешним видом. Я родился в год свиньи, поэтому люблю видеть это животное в настольных играх (всегда вызывает улыбку). Свинья помогает крестьянину лежать на поле=) Когда вы выкладываете тайл с полем на стол, то на нем можно разместить мипл свиньи (у каждого игрока есть один такой мипл). При этом на поле уже должен лежать хотя бы один ваш крестьянин. Когда в конце игры игрок получает очки за поля, то если на поле есть его свинья, то города в этом поле приносят ему не 3 очка, а 4.

Ну и последняя фишка расширения — это строители (у них даже каски есть). Строитель — дико хитрый жук. Если его поставить в город или на дорогу, где есть ваш мипл, то потом каждый раз как продолжаешь или заканчиваешь эту дорогу или город, ты можешь делать еще один ход. Еще один ход, Карл! Когда участок завершается, строитель возвращается назад своему владельцу, и тот может использовать снова.

Мнение. Купцы и строители — довольно живенькое расширение. Мне очень понравились товары, хоть я и понимаю. какой это рандом. Прелесть товаров в том, что иногда тебе полезно помочь другому игроку завершить город. Да, пускай он получит свои 4-10 очков, но зато ты наберешь кучу товаров, которые потом помогут тебе набрать, к примеру, 20 очков. Не то чтобы всегда полезно помогать другим игрокам завершать города, но все же иногда это работает в плюс. Мне нравится идея соперничества за товары. Это никак не меняет игру, но придает ей новый оттенок.

Свиньи клевые. Их бы я использовал всегда в любых партиях в Каркассон. Но порою свиньи похожи дикий чит. Иногда так получается, что крестьяне на полях приносят ну очень много очков. И если у вас есть еще свинья при этом, то победить в игре становиться слишком просто. Я имею в виду те случаи, когда в игре есть одно большое поле с кучей построенных городов рядом. Добавь сюда свинью, и это автовин. Но мне еще свинка нравится тем, что иногда миплы заканчиваются, а тайлы все равно выкладывать нужно, поэтому возможность добавить свинью на поле становится приятным событием. Как по мне, свиньи клевые.

А вот строитель мне показался слишком читерным, поэтому он мне не очень понравился. Походить 2 раза подряд в такой игре, как Каркассон, это довольно сильно дисбалансно. Тут вроде и так все зависит от везения — вытянул нужный тайл — радуешься, вытянул ненужный — грустишь. Так вот некоторым игрокам могут переть нужные тайлы, и они часто будут ходить по 2 раза подряд. А вы, допустим, ставите строителя на дорогу, и тут вам эти самые дороги перестают попадаться. И все, строитель ваш не работает. Для меня строитель — это чисто побаловаться. Если хочется больше фана — можно играть с ним. Если хочется серьезной игры — никаких строителей!

Как всегда в расширении есть новые классные тайлы местности. Мне больше всего понравились мосты, которые позволяют продолжать свою дорогу и не давать присоединиться к твоему участку другим игрокам.

По крутости я бы оценил это расширение как чуть выше среднего. Классные тайлы, товары и свиньи. А вот строитель — это чит.

Аббат и мэр

В состав расширения входят 12 тайлов местности, 6 тайлов аббатства, 6 миплов мэров, 6 миплов амбаров, 6 повозок.

В этом расширении нас снова ждет много разных новых фишек. Кажется, что их тут даже побольше, чем в других мини-допах.

Местности в Аббате и мэре шикарные. Кто бы мог подумать, что дороги могут входить туннелем в город, как будто насаживая его на шпагу. Но самые прикольные тайлы — это города, которые находятся друг над другом. Отличная тема!

Если играть с аббатствами, то в начале игры каждый игрок получает по одному тайлу аббатства. Это эдакий тайл-джокер, который выкладывается по желанию игрока вместо того, чтобы вытянуть новый тайл из стопки. Аббатство выкладывается строго в пустое место, окруженное по горизонтали и вертикали тайлами. После чего на аббатство можно выложить своего мипла, и в данном случае аббатство будет работать как монастырь. На этом чудеса тайла не заканчиваются. Аббатство служит границей всех объектов, расположенных на прилегающих четырех сторонах соседних тайлов. Если какие-то объекты были в итоге завершены (например, построилась дорога), то за них игроки сразу получают очки и потом забирают свои миплы назад. Если вдруг игрок не смог выложить за всю игру свой тайл аббатства, то он может это сделать в самом конце после того, как был сыгран последний тайл местности.

Мэр, как вы можете догадаться, работает только в городе. Мэра можно поставить только в пустой город, в котором еще нету миплов. Если после постройки города на него претендуют несколько игроков, то один мэр считается за столько миплов, сколько щитов в городе. Но если в городе щитов нету, то сила мэра равна нулю. В общем, задача мэра эффективно отжимать города.

Амбары — довольно мощная штука, но ее не так легко разыграть. Амбар размещается на стыке четырех тайлов, один из которых должен быть только что сыгран вами. Четыре тайла должны строго смыкаться полем, на которое амбар и кладется. Как только был выложен амбар, все крестьяне, лежащие на поле с амбаром, немедленно приносят очки своих хозяевам (как при финальном начислении очков) и убираются с поля. На поле с амбаром уже нельзя далее класть свои миплы. В конце игры владелец амбара получает по 4 очка за каждый завершенный город, примыкающий к полю, на котором находится амбар. Просто имба!

Последней в этом расширении у нас осталась повозка. Повозку можно сыграть вместо мипла на дорогу, монастырь или город, в которых нет других миплов. Если завершить объект, на котором находится повозка, то ее можно не возвращать в руку, а переставить на дорогу, монастырь или город, примыкающие к только что построенному объекту. Один важный нюанс — повозка не может пересекать поля. Поэтому переместить повозку можно только на тот участок, который действительно примыкает к построенному объекту (например, дорога входит в город или монастырь).

Мнение. Это расширение дает много разных новых возможностей, поэтому мне оно сразу понравилось. По старой доброй традиции новые тайлы привели меня в восторг. Они все клевые, я их обязательно буду добавлять в базовый Каркассон.

Мэр неплохо отпугивает соперников, чтобы те не лезли в ваши города. Если в городе много щитов, то шансов на владение этой постройкой очень мало. Единственный неприятный нюанс — сам по себе мэр (если за город не спорят) приносит 0 очков. Поэтому сказать, что мэр ну очень полезный, я не могу. Он опциональный скорее.

Аббатство мне дико закатили. Это очень клевые тайлы. У меня практически в каждой партии попадаются «дыры» на карте, которые можно заставить аббатствами. Тайл аббатства может здорово выручить в том моменте, когда игроки закрывают ваш строящийся участок так, что вы никак не можете его завершить. В итоге и объект не достроен, и мипл, который на нем стоит, потерян. Теперь же все может исправить аббатством. Самое классное, что этот тайл можно применить в самом конце игры и повлиять этим на итог. На мой взгляд, аббатство маст хэв для любых партий в Каркассон.

Повозка и амбар мне понравились куда меньше. Начнем с амбара. Дело в том, что его довольно сложно выложить. Это нужно или ждать халявы, чтобы все случайно совпало  так, что и поле нужное попалось (в котором много построенных городов) и 4 тайла имели на концах элементы поля, или самому стараться подготовить площадку под амбар. Зачастую, когда ты вытягиваешь тайл, то его хочется сразу же задействовать в получении очков. С амбаром приходится долго возиться. В первой моей партии с этим расширением ни один игрок не смог выложить амбар, хотя польза от него, конечно, колоссальная. На амбаре можно очень здорово наживиться, причем несколько раз, если выставить его на поле, где лежал ваш крестьянин и именно он владел полем (т.е. получаешь очки за крестьянина, а потом еще и за амбар). Мне просто показалось, что амбар (и некоторые другие новые штучки из прочих расширений) чрезмерно нагрузили игру, из-за чего приходится долго думать при принятии решений.

Повозка интересна тем, что ее можно сразу перевыставить. Закончили объект — оп — и вы уже строите новый. Но сделать это не всегда получается, т.к. повозке нельзя пересекать поле. Скажем так, повозка — это такой продвинутый мипл, который все так же приносит очки, и он может вернуться в руку, а может и сразу перейти на новый объект. Это неплохо, но ничего «ахового» в ней я не вижу.

В итоге расширение я могу назвать середняковым. Одна половина — класс, вторая — так себе.

Король

В состав расширения входят 5 тайлов местности, 1 тайл короля и 1 тайл атамана.

По составу это самое маленькое дополнение, которое не сильно освежает игру.

Я называю это расширение «с приветом от Колонизаторов«, т.к. атаман и король как будто был подсмотрен именно в этой игре. В начале партии король и атаман нейтральные. Но как только игроки начнут строить дороги и города, то эти тайлы начнут ходить по рукам. Когда любой игрок строит первый город, он забирает себе тайл короля. В случае с первой дорогой это будет тайл атамана. Если позже другой игрок построит город или дорогу, превышающие размеры города или дороги игрока, у которого есть король или атаман, то тот игрок забирает эти тайлы себе. В конце игры король/атаман приносят своим владельцам по одному очку за каждый построенный город/дорогу в игре.

Новые тайлы местности, как обычно, хороши. Их немного, но они клевые. Выделю тайл с монастырем возле города.

Мнение. Расширение Король сугубо на любителя.

Новые тайлы местности клевые, всем рекомендую их добавлять в игру.

Тайлы короля и атамана меня совершенно ничем не удивили. Лидерство за рыцарей и дороги мы уже видели в Катане, поэтому удивляться этой же фишкой в Каркассоне как-то не получается. Побаловаться можно, но я не могу сказать, что хочу играть с королем и атаманом постоянно.

Доп чисто для фана.

В итоге

В каждое из этих расширений я играл по отдельности. Т.е. брал базу, брал одно расширение, смешивал их и пытался получить удовольствие от игры. Как видите, ни одно из расширений я не могу назвать 100%-ым хитом. Что-то мне понравилось больше, что-то меньше. При этом, когда я доигрывал партию в Аббата и мэра, то понял, что не хочу сыграть в мегаэпическую партию, в которой я замешаю абсолютно все расширения из этого набора. Знаете почему? Потому что в таком случае партия будет очень тугодумной, ведь у каждого игрока будет огромный выбор новых миплов, которые он может выложить вместо обычных миплов. Мэр или повозка? Крупный мипл или амбар? Свинья или строитель? И каждый момент нужно просчитать в голове, чтобы понять, что же в итоге принесет больше очков.

Например, у меня в партии всего с одним из расширений и то были проблемы с тем, что я не мог выбрать, какой мипл мне лучше взять. Например, обычного мипла или мэра. Т.е. когда выбор — это не всегда хорошо.

Но если собирать сборное расширение, то я могу точно сказать, что мне очень понравилось — это товары, свиньи, аббатства и мэры. Мне они нисколечко не мешали во время игры, и на мой взгляд эти элементы никак не ломают игру. Остальные новинки мне зашли чуть меньше.

Я вдруг понял, почему мне все опытные игроки в Каркассон говорили, что нет ничего лучше обычного классического Каркассона. Почему так? Неужели ничего из допов не ложится идеально в базовый игровой процесс? И только когда поиграл в Предместья и обитатели, понял, что со всеми надстройками игра превращается во что-то более сложное и хаотичное. Базовый Каркассон прост, но изящен. В него легко играть и партии не отнимают много времени. Имхо, это прекраснейший филлер. С расширениями игра становится более тягучей, в некоторых моментах более случайной, чем хотелось бы. Я не могу сказать, что это однозначно плохо. Это скорее на любителя. Если классический Каркассон для вас слишком прост, то вам обязательно нужно замешать в него несколько допов. Они вас точно смогут «подгрузить».

Но вы знаете, при всех этих неоднозначных моментах я вам очень рекомендую познакомиться с Предместьями и обитателями, потому что в этой коробке есть одна такая штука, которая на 100% нужна вам, если вам нравится базовый Каркассон. Это новые тайлы местности. Они в расширениях просто великолепны. Новые тайлы совершенно не повторяют старые, они петляют дорогами, имеют мосты, закручивают в разных направлениях города, преграждают поля. Однозначно смело забрасывайте все новые тайлы в кучу к старым — с ними игра становится еще более интересной! Только после тайлов из Предместий и обитателей я понял, на сколько суха была база в плане возможностей. Я уверен в том, что буду играть теперь в Каркассон только со всеми тайлами местностей, которые есть в базе и допе.

Все остальные плюшки, которые есть в дополнении, зависят от вашего вкуса. Если вы подустали от базы, то расширения могут освежить игру, сделать ее более вариативной и неожиданной. Но я согласен с тем, что сама по себе база смотрится лучше (если не брать в расчет новые тайлы местности). Для меня Предместья и обитатели — это классный конструктор, из которого я могу собрать то, что мне принесет удовольствие. Именно поэтому я рекомендую его к покупке тем настольщикам, которым нравится Каркассон.

Если вам понравилась идея дополнений, и у вас до сих пор еще нет базы, то вы можете купить сразу большой набор Каркассона, который содержит в себе как базу, так и этот набор мини-дополнений. Называется он Каркассон. Королевский подарок. И обойдется он вам дешевле, чем если брать базу и доп по отдельности. Поэтому я рекомендую сразу брать Королевский подарок. Но если вы боитесь, что игра может не понравиться, тогда лучше начинать с обычной базовой коробки.

Кстати, помните, что в Предместьях и обитателях есть еще одно расширение для альтернативной версии Каркассона, которое называется Охотники и собиратели? У меня эта версия есть, но я ее пока еще не изучал, но обещаю, что скоро сделаю это и напишу подробный обзор. Там же я и расскажу о расширении из Предместий и обитателей. Договорились?

В итоге могу сказать, что Предместья и обитатели — это классное дополнение для классной игры, в котором вы обязательно найдете что-то интересное для себя. Игра однозначно стоит потраченных денег!


Страница настольной игры Каркассон. Предместья и обитатели на сайте издательства Hobby World

Официальная страничка любителей КаркассонаВКонтакте

15 Responses to Чем разбавить Каркассон? — обзор сборника мини-дополнений «Каркассон. Предместья и обитатели»

  1. Мы когда играем новые тайлы замешиваем всегда, а вот новые механики практически не используем, разве что больших миплов, ну и таверны и соборы)

    После статьи возникли сомнения на счет мера, если он один в городе и город без щитов, то при завершении города он очки хозяину принесет, или нет, или его вообще там нельзя разместить было?

    • scafandr says:

      Если в городе нет щитов, то сила мэра равна 0, соответственно, очков он не приносит

      • oleg lozovy says:

        Если в городе без щитов стоит мер, и при этом он единственный претендент на власть то он считается как простой мипл. щиты считаются только в спорных ситуациях когда 2 и более игрока имеют своих миплов в городе

    • Machairod says:

      Аналогично. Купив Каркассон — королевский подарок, мы множество раз экспериментировали различными дополнениями и базой. В итоге, после всех проб, мы остановились на новых тайлах, больших миплах, телегах (когда много тайлов — миплов не хватает , ателега тот же мипл только переезжающий), таверны и соборы (эти два очка или 0 — ничего не ломают в базовом Каркассоне, но добавляют изюминку.
      Изредка берем ангары. Больше ничего. Все остальное ломает игру, на наш взгляд.

      • scafandr says:

        Имхо, новые тайлы окупают всю игру. Они клевые

        • Поделюсь мнением от второго сборника дополнений «Дворяне и башни»

          • Блин, случайно отправил…

            Брался сборник исключительно ради новых тайлов местности, ну и ещё чуть-чуть ради мипла дракона)
            В общем в таком плане очень разочаровывающий доп, кроме действительно классной «реки», остальные интересные тайлы можно сосчитать по пальцам одной руки, все остальные повторяют с небольшими изменениями, в силу появления новых механик, базовые плитки.
            Правда в этом плане последний сборник «Наука и Магия» ещё хуже, хорошо что в «Дворянах» вложен буклет со списком тайлов всех дополнений, можно оценить по этому параметру нужность дополнения)

            • scafandr says:

              Круто, спасибо большое за впечатления от сборника. Я догадывался, что больше ничего брать не стоит (кроме Реки). Лучше поизучаю stand alone коробки Каркассона

  2. Ostkaka says:

    Из королевского подарка опробовал все, кроме Охотники и собиратели — честно сказать, прочитав в первый раз правила, так до конца их не понял. А после руки уже не доходили. Тем интереснее будет почитать на них обзор — возможно, смотивирует сделать это опять)

  3. zinzy5 says:

    В свое время у одного из друзей был » Каркассон Королевский подарок», но уже в то время мне нравилась просто база. С дополнениями играли редко. Так что сейчас, имея на руках лишь базу, покупать дополнения не стремлюсь.

    • scafandr says:

      В Королевском подарке много крутых новых тайлов. После них мне база кажется уже какой-то обрезанной

  4. Владимир says:

    Спасибо за полезную инфу по допам. Действительно некоторые из них убивают притягивающее волшебство простоты базового Каркассона, хотя конечно на всякий товар найдется покупатель.
    А будет ли обзор на «Каркассон. Золотая лихорадка.» ?

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.