Беседую со Славой Юминым (Zordok)

К никнейму Zordok так и хочется добавить «великий и ужасный». Настолько это необычный человек в рунете. В основность эта необычность заключается в том, что он пишет открыто то, что думает. Не нравится игра — написал, не нравится челвоек — написал. Нравится игра — тоже написал, поэтому все-таки на ужасного он не тянет. На днях я пообщался со Славой о его настольных буднях. Мне было очень приятно, что с ответами Zordok справился за один день. Сей разговор прилагается для прочтения ниже. Как Слава относится к филлерам, Hobby World и внешнему виду настольной игры? Все узнаете после прочтения.
(Фотографии сперты с интернета, спасибо http://www.boardgamer.ru и http://nastolnost.daniilmarkov.ru)
1. Привет, Слава! Спасибо, что согласился поболтать со мной на тему настольных игр. Говорят, что мужчина каждые 15 минут думает о сексе, а как часто ты думаешь о настольных играх?
Интересная аналогия. Сразу представил примерно такой вопрос, например, Медведеву: «Говорят, мужчина каждые 15 минут думает о женщинах, а как часто вы пишете в Твиттер?» Каждые 15 минут я думаю об архитектуре веб-проекта. Боюсь, что настолки занимают нишу между международными новостями и информацией о пробках в моём районе. Примерно раза 3-4 в день.
2. Zordok стал одной из самых известных фигур в настольном рунете, как ты думаешь, почему?
Главное — не плыть по течению, и делать это максимально шумно.
3. Ты всегда говоришь то, что думаешь. В то время как многие другие настольщики предпочитают выражаться хорошо, когда хорошо, и нейтрально, когда плохо. Есть ли смысл в прямой критике?
Конечно есть. Просто «другие» ждут бесплатных игр на обзоры, боятся «испортить отношение», надеются на издание и т.п. А зачем получать на обзоры всякую ерунду и захламлять ей полки? Но мне кажется, что у Нюси и Юры сейчас вполне себе критичный взгляд. По закону Старджона 90% всего — полная чушь. Настолки не исключение.
4. Какие положительные тенденции ты можешь отметить в российской настольной сфере? Заметно ли вообще развитие?
Бизнес становится более крупным, и (по всей видимости) рентабельным. Больше локализаций, шире охват у магазинов, более профессиональный подход к медиа. В остальном всё хреново: рынок в РФ стремительно уходит в мейнстрим, ориентируется на мам с детьми, на вечеринки. Тайм-кафе заменяют игротеки. Локализуют либо проверенное годами старьё, либо филлеры. Качество не улучшается (экономят), но цены довольно высокие даже на то, что полностью произведено у нас. Производители и магазины никак не сотрудничают с муниципалитетами на тему популяризации игр. Я за прошлый месяц получил предложение проведения игротек в библиотеке и доме культуры. Бизнесу это не интересно, ведь проще всё дать на откуп тайм-кафе и получать деньги с патигеймеров (их много), закрывая глаза на то, что тренд на настолки у этой аудитории проходит, постепенно переходя в тренд на игровые приставки, активные игры, мафию и пр.
5. Чего тебе не хватает как настольщику, живущему в России (ну или на территории бывшего СССР)?
Нормальных дневных платных игротек по разумной цене и с хорошим ядром игроков. Локализаций новинок.
6. Покупаешь ли ты локализованные игры? Наших настольщиков можно разделить на 2 группы: одна ругает локализаторов за плохие переводы и качество компонентов, другая более лояльно к этому относится и поддерживает любой продукт, а то и вовсе не замечает огрехов. Ты в какой группе?
Раньше был во второй, теперь в первой. Позавчера купил Love Letter, очень доволен. И не купил локализованный Ingenious, т.к. удешевили компоненты, а ценник выше, чем если купить качественное западное издание.
7. Что для тебя главнее в настольных играх: внешний вид, качество, механика, тематика?
Если в игру хочется сыграть прямо сразу вот тут прямо после первой партии, это хорошая игра. Важны и внешний вид, и тематика, и качество. Механика на последнем месте, т.к. можно и из плохой механики получить шедевр (например из Take That механики вышел отличный Spartacus).
8. Есть ли смысл делать упор на издание филлеров в России? Как нужно развивать настольное общество в твоей стране?
МХ издаёт филлеры ограниченным тиражём просто потому, что их покупают. И Стиль Жизни аналогично. Основная претензия к МХ не филлеры, а то, что остальные игры — старые. Филлеры — это положение немецкой настольной индустрии в 80-х до Колонизаторов. Странно что мы откатились к тем годам, ведь начиналось всё с хардкора: Старкрафт, Цивилизация (2002), Века империи, WoW и т.п.
9. По какому принципу ты выбираешь игры для приобретения?
По внешнему виду. Ничего не могу с собой поделать, если игра зацепила внешне, рано или поздно на неё раскошелюсь. Осознанные покупки делаю по рейтингу на BGG, аннотациям и видео-обзорам Тома Вэсела.

Слава справа медитирует на настолку

10. Ты уже столько раз уходил из настолок, что я даже сбился со счета=) Что тебя заставляет возвращаться обратно?
Я не ухожу из них, просто это одно из циркулирующих хобби. Весь май я смотрел японскую анимацию. Сейчас снова увлёкся работой. Настанет день, и я внезапно сделаю заказ, поеду на игротеку, всю неделю буду читать правила какого-нибудь хардкора, делать переводы и выискивать в гиклистах на BGG стоящие новинки.
11. Слышал мнение, что когда-то в будущем настольные игры на планшетах могут победить обычные настолки (не нужно раскладывать компоненты, игроков можно найти по сети и т.д.). Что ты думаешь об этом?
Не, не победят. Так же точно думали в 70-е, когда появились полуэлектронные игры (в духе Операции от Хасбро), в 80-е компьютерные. В 90-е приставочные. Настолки — это своеобразный фетиш, когда картон можно потрогать, выдавить, снять плёнку с новой коробки, бросить кубики, ощутить подушечками пальцев прорези на них.
12. Почему у тебя так часто бывает, что сначала ты хвалишь игру, а через полгода ставишь ей более низкие оценки и продаешь. Первое впечатление обманчиво?
У некоторых игр есть предел реиграбельности. Она не кажется новой с 3-го, 5-го раза. А ещё я ошибаюсь. А ещё бывает такое — кажется игра хорошей, всё замечательно, но потом лежит на полке год. Почему? Значит она не зацепила кого-то, с кем я обычно играю. Вообще, простой тест: если взгляд падает на игру, и её почему-то не хочется доставать, значит надо избавляться. В последнее время часто так думаю про Доминион.
13. Читал у тебя в блоге про идею созданию клуба. Насколько близка реализация идеи?
Было несколько предложений. Есть в Питере такой челоек, Борис Лиров, он занимает какую-то должность в Игроведе, связанную с организацией мероприятий. Сейчас он как раз ищет место, и с ним есть большой коллектив хардкорных игроков. Но как выяснилось, игроки оказались не готовы к абонементу (нам предложили 1200 в месяц за 8 игротек по 7 часов). Если бы я был также свободен как 5 лет назад, я бы сам взялся за организацию такого клуба. Но сейчас жена, ребёнок и работа.
14. Как ты думаешь, какие настолки будут пользоваться спросом в мире и у нас через 4-5 лет?
Короткие по времени (30-60 минут), с америтреш-тематикой (фентези, скайфай) с гибридными механиками и прямым противостоянием.
15. Какие основные признаки хорошей и плохой настольной игры?
Хорошая — хочется сыграть ещё раз после первого. И ещё раз завтра/в другой компании после второго. Плохая — не хочется играть уже после первых ходов или даже до партии.
16. Будешь ли ты своего сына приучать к правильным играм? Например, в Магию не играй, патигеймы бросай в костер.
Не, в настолки конечно будем играть (это тренд сейчас в досуге детей), но в те, которые понравятся ему самому.
17. Как ты относишься к варгеймам и воинствующе настроенным варгеймерам?
Я пробовал войти в эту реку не раз, но понял, что классические варгеймы не моё. Варосы (гибриды в духе Игры Престолов или Антика) да, но не варгеймы.
18. Спасибо большое за ответы! Желаю тебе всего хорошего. Напоследок, твой ТОП-5 игр за последний период.
Тебе спасибо за интервью.
1. Либерталия
2. Love Letter
3. Анк-Морпорк
4. Автомобиль
5. Инновация

19 Responses to Беседую со Славой Юминым (Zordok)

  1. Spotty says:

    Атас, строчишь посты как из пулемета!

  2. Очень хорошо, но ощутился привкус, что где-то мы уже это слышали =) 2-3 поста от Зордока и ты все это знаешь.

  3. Уведомление: Беседую со Славой Юминым (Zordok) | Мир настольных игр

  4. Vladimir says:

    Иногда читая Зордока, складывается впечатление, что ему главное встать в позу и пойти против всех, нежели написать своё реальное мнение. Поэтому как-то перестал доверять его обзорам (Кингс Баунти — крутая игра, Король Токио — лажа, потому что рандом, и т.д.). Но почитать можно, пишет хорошо 🙂

    • Spotty says:

      Мне кажется, хотя Слава много играет и делает выводы после многих партий. скорее он основывается на текущих эмоциях. Была партия (не игра а партия). он ругает. Классно сыграли — он хвалит.

      Да, правду матку рубит с плеча, за это уважаю. Но порой слишком часто меняет мнение из-за этого размывается эффект от предыдущих слов. Но все равно читать-читаю.

      Козырный чувак, я бы с ним сыграл во что-то.

      • Vladimir says:

        Эмм, по поводу многих партий… Зачастую его обзоры/отчёты начинаются со слов «разложил сам с собой, сделал пару ходов» 🙂

        • Spotty says:

          Это да, увиливать не буду. Но судя по игротекам и порой ео статьям создается впечатление что он играет достаточно часто. По крайней мере меня обгоняет в разы

          • Vladimir says:

            Да что тебя обгонять, судя по отстутствию статей, ты совсем перестал играть!!!

            • Spotty says:

              Твоя правда — статей нет. Но игры есть, просто не все пишу. Например, сегодня придет Денис Лоншаков с Twilight Struggle, но писать наверно не буду. т.к. по паре партий ее не поймешь. Есть солидные игры, которые почему-то не описываю — Империал 2030 (обалденная штука), вот достаю раритет (фиг найдешь) Эл Гранде, нравится тоже, но народ на партию не найду. в Пандемию проигрываю безбожно — писать снова не о чем.

              Плюс последнее время как-то стараюсь подсадить новых людей. Начинаем с малого, филлеры. хвастаться нечем.

              Я к чему, пишу мало — факт. Старею ))

    • scafandr says:

      Да почитать Зордока всегда интересно. Согласен с ним или нет, а пишет он прикольно=)

  5. Vladimir says:

    Слава! Даёшь обзор Либерталии и Love Letter, охода сравнить впечатления.

  6. Artemy says:

    Помойму, вы очень сильно утрируете.

  7. PitCher says:

    Что касается муниципалов и настольных игр, то нередко этого не хотят сами муниципалы. Когда мы с друзьями организовывали первую настольную игротеку у нас в городе, то первым делом обратились в местный ДК, с просьбой предоставить нам место для поиграть, благо свободных помещений у них полно. Это не считая просторного фойе, где стоят столы для шахматистов.

    Нам сказали, что раз мы собираемся рекламировать(!) свои игры, то должны заплатить ДК за рекламу. Мы ответили, что продажей не занимаемся. Просто хотим поиграть и представителей коммерческих структур среди нас нет (так оно и было). Тем не менее, нам сказали, что или мы платим три тысячи за помещение для одной игры, или дел не будет.

    На вопрос, почему шахматистам можно, а нам нет, нам ответили, что шахматисты числятся по документам, а за нас их накажет прокуратура.

    Тогда мы обратились в комитет по делам молодежи, Рассказали, что хотим сделать, предложили им привести молодежь и поиграть вместе. Т.е. мы совершенно бесплатно организовываем готовое мероприятие, и просим только о помещении.

    Сначала вроде заинтересовались, но при звонке в назначенное время говорили уклончиво, явно пытаясь уйти от разговора. В конце концов, когда мы нашли помещение для игры и снова обратились в комитет с предложением направить к нам людей поиграть, они сказали, что им очень интересно и они прийдут даже сами. Но никто с той стороны так и не появился.

    Конечно, нам и без них было здорово, но отношение государственных структур налицо. Бумажки про вас не написано — гуляйте вальсом, ребята.

    • scafandr says:

      У нас тоже обычно сразу нужно сделать пробную игротеку, чтобы кто-то посмотрел, что это такое и что не опасно для жизни. Но по большей части, конечно, все боятся, что настольный клуб — это как притон и игорный клуб.

      • MisteriG says:

        Особенно радуют граждане со всей дури, притягивающие покер или другую ересь. Мозгов-то тю-тю совсем. Ну а сопротивление госмашины можно преодолеть либо с помощью бумаги с визами либо через активных понимающих людей.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.