Переосмысление Катана — обзор настольной игры Колонизаторы. Князья Катана (The Rivals for Catan)

Когда люди отвечают на вопрос «С какой настольной игры вы начинали», то чаще всего называют такие гейтвеи, как Диксит, Каркассон, Уно, Манчкин, и обязательно в ответе проскакивают Колонизаторы. Совсем недавно звонит мне мой старый знакомый и спрашивает, как называется настольная игра, в которой нужно собирать ресурсы, строить города, а потом нападают разбойники и все грабят. Это он про Колонизаторы так говорил, как вы уже догадались. Он рассказывал кому-то из друзей про настолку, которая ему очень понравилась и которую он хочет приобрести, но забыл название. И раз уже мой старый знакомый заговорил об этой игре… Значит она действительно очень популярная. Но сегодня пойдет речь не совсем о том самом Катане, о котором мы чаще всего слышим, а о его карточной версии — The Rivals for Catan, или «Колонизаторы. Князья Катана» — так звучит локализированная версия издательства Hobby World.

Наверное, прежде чем приступить к рассказу о новинке HW, стоит уделить внимание оригинальной игре, т.е. Колонизаторам в привычном их понимании, потому что у меня не было обзоров на эту игру. Так как я собираюсь в обзоре немного сравнивать обе игры, то про The Settlers of Catan напишу пару строчек. Не раз уже писал о том, что я пришел в мир настольных игр не через гейтвей, и много позже мне пришлось знакомиться с тем, через что другие начинают свой путь в этом чудесном мире фишек, кубиков и полей.

Я прекрасно понимаю, почему Колонизаторы являются замечательным гейтвеем. Это яркая игра с отличными компонентами, простая, понятная, совмещающая несколько механик, которые доступны любым новичкам. В эту игру очень любят играть в местном клубе настольных игр. Когда я туда похаживал, то часто сталкивался с предложением сыграть в Катан. Причем все посетители эту идею поддерживали и мне деваться было уже некуда, поэтому всегда соглашался. Отторжения игра не вызывает — мне нравится и кубик бросать, и прокладывать пути от одного тайла к другому, нравится торговаться, люблю ощущать драйв, когда-то кому-то осталось набрать всего одно победное очко и все пытаются ему помешать. При всем этом у Колонизаторов много минусов. Самые главные из них два — плохая начальная расстановка поселений на поле может сильно усложнить игру, и броски кубиков могут отлично фартить одним игрокам и ненавидеть других. Кому-то обязательно будет везти на ресурсы, а кто-то будет ждать, когда выпадет 4 или 5, чтобы хоть чем-то поживиться. Больше ресурсов — больше возможностей в игре. Поэтому первоначальное восхищение игрой может постепенно дойти до умеренных эмоций, а потом и вовсе скатиться до унылости. Просто когда человек только начинает увлекаться настолками, то до унылости дело не доходит, так как он знакомится все с большим количеством игр, от которых он получает колоссальное удовольствие, поэтому про Колонизаторов можно и забыть. Гик про эту игру может забыть сразу же.

Поэтому для меня Колонизаторы — это игра, сыграть в которую я не откажусь, особенно если игру нужно показать потенциальным новичкам, но большого восторга от игры не испытываю.

Все, теперь можно перейти к нашим баранам, т.е. Князьям. Для удобства, чтобы не путаться, обозреваемую игру я буду называть Князья Катана (или КК).

Игру придумал тот же Клаус Тойбер (автор оригинальной игры). Для кого-то это покажется грустным, но КК расчитана сугубо на двоих игроков. Да-да, это дуэльная карточная игра, так что для большой и веселой компании ее никак нельзя рекомендовать.

Снимаем крышку коробки и видим там правила, 180 квадратных карт, 2 деревянные круглые фишки и 2 кубика. Коробка имеет явно бОльшие размеры, потому что компоненты легко помещаются в одном ее углу. Остается надеяться, что такой размер коробки рассчитан на дополнения, которые могут появиться в будущем.

Когда я просматривал компоненты игры, то мне казалось, что эта настолка из серии быстрых, в меру рандомных, быстро наскучивающих стратежек. Ну правда, 180 карточек и 2 кубика — этого же очень мало!

Правила, на удивление, оказались слегка объемными, чем я ожидал, причем большую часть рулбука занимает описание вводной версии игры без сценариев. К счастью, все замечательно расписано и проиллюстрировано, поэтому особо и перечитывать ничего не приходилось, чтобы все усвоить. И еще отмечу то, что книгу правил приятно листать — в ней очень много поясняющих картинок, удобный размер шрифта, приятные цвета. Нечасто я в обзорах упоминаю книги правил, потому что это не основной элемент самой игры, но уж эти правила как-то по-особенному мне понравились.

Давайте взглянем на саму игру, на то, что она собой представляет.

Это поразительно, но когда разбирался в правилах КК, меня не покидало ощущение, что я изучаю давно мне известную игру, но она выглядит совсем по-другому. Это как если бы ты читал сказку про колобка, но вместо колобка был квадратный пудинг. У каждого игрока теперь своя местность (а не один общий остров), на которой он строит поселения и города, между которыми прокладываются дороги. Вы начинаете игру с двумя поселениями и одной дорогой между ними. Также у игроков есть по 6 стартовых областей. Эти самые области — это старые добрые тайлы местностей из оригинальных Колонизаторов. На каждой области нарисован кубик с числом от 1 до 6. Всего есть 6 разных областей, дающие шерсть, зерно, дерево, камень, золото и глину.

Игроки раскладывают карточки по определенному принципу перед собой на столе в три ряда (можете посмотреть на фото над абзацем) — сверху и снизу области, посередине дороги и поселения.

А теперь внимание — в КК есть совершенно новая и доселе невиданная доселе в Колонизаторах колода карт базового набора. Эти карточки игроки будут набирать каждый ход и применять их в игре. Карточки делятся на:

— карты действий. Разыгрываются один раз и сразу же уходят в сброс. Платить за них не нужно, но иногда они требуют соблюдения кое-каких условий;

— карты улучшений. В свою очередь они могут быть или постройками или отрядами. В любом случае, за них обязательно нужно платить ресурсы, и они кладутся в пустые зоны меду областями. Чаще всего постройки позволяют увеличить добычу ресурсов с определенных областей (если они лежат рядом с картой). Но есть и другие постройки, которые могут увеличить количество допустимых карт на руке (изначально это количество равно трем), хранить золото при нападении разбойников и т.д. Отряды — это корабли и герои. Корабли пришли из оригинальной игры, где можно было менять ресурсы не 3 к 1 (как прописано в правилах), а 2 к 1, если построить деревню рядом с морем. Каждый корабль взаимодействует только с одним ресурсом. Герои практически не имеют способностей, но зато дают значки силы и умений. Эти значки влияют на то, кто будет разыгрывать свойства определенных карт, требующих превосходства по первому или второму параметру.

В свой ход игрок бросает 2 кубика. Первый кубик обычный — с точками от 1 до 6. Он показывает то, какая область приносит один ресурс. И срабатывают области у обоих игроков! Вы понимаете, что это значит? Что теперь каждый ход у вас будут появляться ресурсы! Не будет такого, что вы долгое время будете сидеть на бобах, пока соперник хапает все подряд. Область может содержать до 3 единиц ресурса (ресурсы добавляются путем поворота карты, сколько внизу на карте ресурсов нарисовано, столько у вас их и есть).

Второй кубик — это кубик событий. На нем могут выпасть старые добрые разбойники, которые забирают всю шерсть и золото, либо другие символы, дающие ресурсы по выбору игрока, владеющим неким преимуществом. Также на двух гранях этого кубика изображен знак вопроса, который отсылает нас к еще одной особенности обозреваемой игры — колоде событий. Активный игрок открывает верхнюю карту из колоды событий и зачитывает ее свойство. Событие может касаться двух игроков, одного из них или не касаться никого. Как только событие разыгрывается, оно уходит в сброс.

Прокрутив область с ресурсом на 90 градусов и применив действие кубика события, игрок имеет полное право тратить ресурсы на все, что он хочет. Можно сыграть одноразовое действие карты с руки, можно что-нибудь из руки построить, или выложить отряд. А можно построить дорогу, а рядом с дорогой основать новое поселение, которое автоматически принесет 2 новые области, взятые рандомно из колоды областей. Чем больше областей, тем больше получаемых ресурсов. Как и в оригинальных Колонизаторах, поселение приносит одно ПО, а построенный на месте поселения город — 2 ПО.

Игра по вводным правилам идет до 7 очков, которые получают с поселений, городов, построек, также по одному ПО приносят фишки «героя» (берет тот, кто лидирует по значкам силы) и «купца» (берет тот, у кого больше значков торговли).

Кто изучил возможности игры по вводным правилам, может играть по сценариям. Базовые правила немножечко корректируются и в зависимости от выбранного сценария к колоде базового набора добавляется 1 (а если хотите, то и 2) колода сценария, которая разнообразит ваш игровой процесс новыми способностями. Игра со сценариями проходит до набора 12 очков.

Самый хардкорный режим — Поединок Князей — представляет собой партию со всеми тремя сценариями.

Поразительно!

Князья Катана меня поразила с первой же партии. Мои ожидания были не очень высокими, и КК сумела с легкостью удивить меня своим интересным геймплеем.

Играя, я постоянно удивлялся, как из той самой игры, в которую играешь только по просьбе друзей, сделали игру, в которую я сам с удовольствием предложу сыграть. Поразительно, но это та же игра — с поселениями, дорогами, накоплением ресурсов, броском кубиков, разбойниками — но при этом совсем другая по ощущениям! Все, что мне не нравилось в оригинальных Колонизаторах,в этой игре исправлено.

Каждый ход приносит вам ресурс. Это значит, что в любом случае вы не будете развиваться медленнее, чем оппонент. Другое дело, что может быть вам не совсем ходовой ресурс будет попадаться. Но для этого нужно построить что-нибудь, что позволяет выгодно менять один ресурс, которого у вас много, на другой, которого не хватает. Это всего лишь одна стратегия из огромного количества прочих.

Ваш оппонент построил один сильный отряд и забрал фишку героя. И это грустно, потому что в игре частенько выпадают события, которые разыгрываются тем игроком, у кого есть фишка героя. Как правило, это довольно жестокие события (например, рушат готовую постройку противника), поэтому приходится резко менять планы, и вместо нового торгового корабля нанимаешь отряд, чтобы забрать злополучную фишку себе.

Когда я рассказывал о правилах игры, то не упомянул, что колода базового набора раскладывается по трем стопкам, а колода сценария по двум. В конце хода игрок может сбросить 2 ресурса и обменять карту с руки на любую карту с одной стопки. Игрок берет стопку, просматривает ее, берет одну карту и возвращает стопку на место. Как и в любых играх, которые предусматривают разные режимы игры, в КК рекомендуется сначала сыграть по вводным правилам. Я сначала хотел проигнорировать этот совет, типа я опытный игрок и все такое, но все же для обзора нужны полные впечатления, поэтому играл, как советуют. И я понял, для чего все это нужно — сначала сыграть по базовым правилам, потом первый сценарий, потом второй, потом третий, а уже потом все вместе. Карт очень много и почти все они разные. Я настоятельно рекомендую пользоваться обменом карт в конце хода, а для этого вы должны знать, какие карты находятся в каких колодах, чтобы знать, что вообще искать.

В картах базового набора находятся способности, позволяющие манипулировать кубиком, меняющие области по вашему усмотрению, увеличивающие приход ресурсов с конкретных территорий и позволяющие нанимать корабли торговцев.

Сценарий «Золотой Век» может похвастаться картами, улучшающими ваши торговые возможности, и постройками, приносящие победные очки.

Сценарий «Смутное Время» — это самый конфликтный сценарий. В нем есть много карт, позволяющих причинять материальный ущерб сопернику и добавляющих новые сильные отряды. Также не обошлось без построек, дающих ПО.

Сценарий «Эпоха Прогресса» лишен конфликтов, в нем много построек, которые работают в тандеме, т.е. только построив что-то, вы можете использовать другую постройку.

Все сценарии разные. Поэтому если вы все их изучите, то только тогда можно приступать к основному режиму «Поединок Князей».

Хочу предупредить, что если не использовать свойство обмена карт, то игра может превратиться в долгую и унылую жвачку. Если у вас на руке будут карты, которые вам не нужны в данный момент, набирать больше карт в руку нельзя, и вы будете ждать того хода, когда сможете применить карты с руки, то этот ход может оказаться очень неблизким. Выиграть только за счет постройки городов нельзя. В любом случае нужно бороться за фишки героя и купца и строить здания, дающие ПО.

Но сам по себе «Поединок Князей» — это не оптимальный вариант игры, к которому все должны стремиться. В этом режиме просто применяются почти все игровые карты. Если вы хотите сыграть в спокойную партию, то уберите сценарий «Смутное Время» в коробку. Игра по вводным правилам отлично подойдет для игры с детьми и для начинающих игроков.

В игре я выбираю обычно такую тактику — сначала максимально быстро нужно построить несколько поселений, потом неплохо было бы нанять пару кораблей для обмена ресурсов, дальше набрать в руку побольше построек, дающих ПО, и потихоньку их выкладывать на поле. Если соперник сильно мешает своим преимуществом по силе, то приходится нанимать отряды. Но играть в КК действительно можно по-разному. Игра позволяет выбрать ту тактику, которая вам ближе по душе.

Не обошлось и без мелких минусов (они есть в любой настолке;). Мне кажется, что в КК сильно много внимания уделено конфликтам. Если у тебя есть фишка героя и в игре попадается много событий, разыгрываемые игроком с этой фишкой, то сопернику придется очень несладко. Особенно неприятно терять постройку, на которую долго копил.

Пожалуй, главный минус, оно же особенность игры, заключается в том, что она всего лишь на двоих. Оригинальный Катан — это что-то задорное и под чаек с плюшками, где обмен ресурсами превращается в веселый турецкий базар. КК — это более сухая игра, в которую иногда так хочется добавить еще несколько игроков, что… обязательно сломает игру, поэтому я понимаю, что она сугубо дуэльная и никак иначе.

Игроки раскладывают поля друг напротив друга. Шрифт мелкий, поэтому вы вряд ли что-то прочитаете, что написано вверх тормашками. В связи с чем часто приходится спрашивать соперника, что где у него лежит. При этом остается надеяться, что соперник не жульничает, когда применяет способность.

Стол для игры нужен большой. Если вширь игра точно не поползет, то удлиняться ряды будут 100%.

Когда игра пересекает экватор и карт на поле становится много, то глаза начинают запутываться в карточках. Нужно стараться держать в голове абсолютно все способности карт, которые вам доступны. Очень легко можно забыть использовать карточку, которую вы уже построили, поэтому обидно будет проигрывать из-за невнимательности. Если бы еще эти карточки лежали в одном ряду друг за дружкой, то было бы проще за ними следить, а так ведь они лежат вперемешку с областями, что приводит к тому, что приходится немного «тупить», пока ищешь что-то нужное.

Раскладка игры занимает довольно много времени. Разложить карты по стопкам, составить стартовые поля игроков, перетасовать карты в стопках, разбить сценарии на несколько стопок, отделить лишние карты в колоде событий, а если играть в «Поединок Князей», то еще и убрать все карты с символом месяца в коробку.

Также нельзя сказать, что из игры улетучился хаос — все равно в ней есть броски кубиков, колода событий, и карты иногда приходят не те, какие нужно.

Но еще раз отмечу, какой же в игре великолепный арт! Наш старый знакомый и любимый художник Михаэль Менцель постарался на славу — все карточки замечательно проиллюстрированы и их приятно держать в руках.

В итоге

 Князья Катана — это не супер шикарная обалденная игра, но она очень хорошая. Оооочень. Очень интересно, что когда играешь, есть какое-то ощущение, что это старые добрые Колонизаторы, но при этом это совсем другая игра, с другими компонентами. Это как бы тот же фильм, только с другими актерами и в другой вселенной.

Я сыграл около 8-и партий и мне не надоело, хочу играть еще, так что про реиграбельность не стоит волноваться.

Яркая, красивая настольная карточная игра отлично подойдет для маленькой компании, например, в сочетании муж/жена. Настоятельно рекомендую обратить внимание на эту игру. Это совсем другие Колонизаторы, более гиковские, но с функцией настраиваемой сложности. Отличная игра. Только жаль, что на двоих. Очень рекомендую к знакомству!

Настольная игра Колонизаторы. Князья Катана для обзора предоставлена компанией Hobby World.

26 Responses to Переосмысление Катана — обзор настольной игры Колонизаторы. Князья Катана (The Rivals for Catan)

  1. Spotty says:

    Хорошие фото

  2. SSS says:

    А в оригинальные играл? Те что появились в далеком 96?..

    • scafandr says:

      Неа. Пару раз приносил на игротеки знакомый, но сказал, что игра очень так себе и лучше поиграть во что-нибудь другое

      • SSS says:

        Знакомый был неправ 🙂

        • scafandr says:

          А ты что про нее скажешь?=)

          • SSS says:

            У меня первая редакция в топ-10. Новая редакция стала быстрее, но потеряла весь тру-Средневековье антураж и стала какой-то мимишной по сравнению с оригиналом. Дома есть обе, но старая мне нра больше

  3. Suzume says:

    Я в оригинальные Колонизаторы не играла, но у нас была «Быстрая карточная игра», которую я недавно продала. Там не было кубика, но она была не очень глубокой и слишком быстрой %)
    В этой версии заинтересовали квадратные карты, что-то очень я их люблю. А ещё деревня с дорогой навевает что-то от Каркассона.
    В целом, хорошо написал, сразу хочется опробовать игру 🙂

    • scafandr says:

      Вот тебе с мужем рекомендую особенно присмотреться к этой игре. Она как раз сугубо для двоих. Отличие от обычных Колонизаторов в том, что здесь гораздо больше стратегии. Там ты сидишь и ждешь, когда выпадет нужная цифра, чтобы получить хоть какой-то ресурс (ресурсы нужны для постройки дорог, деревень и городов, за которые игроки получают очки). В Князьях по-любому что-то да получаешь, любой бросок кубика приносит ресурс. В результате, ты не будешь расстраиваться, что кому-то везло больше, а ты просто не так начал строиться.
      Игра хорошая. К сожалению, стоимость не смотрел, но не думаю,что она дорогая.

  4. Spotty says:

    Всегда интересно делать какие-то сравнения игр. и поэтому то что ты не играл в обычные Колонизаторы конечно минус. Ты не обязан любить эту игру, но для опыта и понимания что это — было бы неплохо. И тогда бы ты смог сделать сравнение.

    Конечно, сравнение не помогло бы определить какая из игр лучше/хуже, т.к. это разные игры. Но в плане «это сделано так», «а вот это сделано вот так» было бы интересно

    • scafandr says:

      В смысле я не играл в обычные Колонизаторы? Что ты имеешь ввиду под «обычными»?

      • Spotty says:

        Да ты же играл, помню у тебя и статья была но не про Колонизаторы отдельно. а что мол не нравится, т.к. пришли ресурсы — гуд, не пришли — сиди скучай. Я про то что в играх сериях именно прикольно понять что появилось нового.

        Скажем я играл в Енергосеть а потом в дополнение Россия/Япония. Там не радикально но новое. Еще больше если сравнить Тикет и Тикет Северные страны.

        Просто такие сравнения прикольные

        • scafandr says:

          Я играл в обычных Колонизаторов, не могу понять, с чего ты взял, что я этого не делал. Я не играл в карточную версию игры 96-го года

          • Spotty says:

            Я просто запутался и тебя запутал ))
            Я пока читал почему-то вспоминал еще о карточном Каркассоне

  5. nightstork says:

    Играл в обычных колонизаторов, карточных и на кубиках. Что меня больше всего удивило — колонизаторы на кубиках больше всего понравились моим родителям, которые сами вдвоем рубились до ночи. Лично мне и моим друзьям больше нравятся обычные колонизаторы с полем из многогранников. Влияние рандома можно снизить борясь за территории с наиболее часто страдающими числами. А карточные колонизаторы как-то не пользуются вниманием (у меня версия с пластмассовой мыльницей и рыцарем), хотя сказать что игра прям чем-то ужасно плоха не могу.

  6. spivak_sas says:

    Обзор шикарный, обязательно куплю себе эту игру. Так как обычные колонизаторы очень люблю, а колонизаторы. быстрая карточная игра на двоих очень сухая.

  7. tyoma53 says:

    когда выйдут дополнения, станет еще интереснее: каждый сет (сценарий) требует свой стратегический подход.
    нам очень нравились первые карточные колонизаторы, но КК живее и разнообразнее. да и иллюстрации просто потрясающие.
    если будете играть часто, то рекомендую обзавестись протекторами, т.к. даже немецкое издание не обеспечивает долгое активное использование.

    • tyoma53 says:

      кстати, во всех обзорах отсутствует упоминание турнира, когда каждый игрок из своей копии игры составляет колоду, из которой он и будет разыгрывать карты (что-то вроде MTG), т.е. требуется две коробки с игрой. в этом случае уже именно от умения стратегически мыслить в большей степени зависит успех, поскольку карту, которая нужна тебе уже соперник не отберет.
      правила на английском есть на офф. сайте — http://www.catan.com/files/downloads/rfc-tournament_game.pdf

      • scafandr says:

        Упоминание отсутствует по понятным причинам — в правилах (по крайней мере русскоязычных) об этом режиме нет ни слова. К тому же, не каждый побежит в магазин за второй коробкой, чтобы опробовать турнирную версию

  8. александр says:

    Отличный обзор,но я таки не удержался и решил купить оригинальных колонизаторов,на барахолке уж очень вкусная цена была.
    и нашел в плеймаркете для андроид интересную штуку https://play.google.com/store/apps/details?id=com.kaybogerd.catanassist&hl=ru
    Ассистент для игры катан помогает снизить рандом:генерируется более «честная» раскладка поля и «читерские» кубики которые снижаю вероятность постоянного выпадения одних и тех же чисел.
    Возможно кому нибудь будет интересно.

    • scafandr says:

      Спасибо за ссылку, кому-нибудь она действительно окажется полезной!
      Игра хорошая, надеюсь. что вам она тоже нравится. А локализация или нет — разницы особой нету=) Что выгоднее, то и стоит брать

      • Александр says:

        Не так написал, я имел ввиду базовую версию колонизаторов,и программа её касается.
        В магазине я бы её не купил,слишком много негатива читал,я и сам пробовал на компе играть неправильно выставил поселения в начале и сидел курил,смотрел как выпадают значения не мои,и я остаюсь с носом.Но комп,зато легче опрокинуть на торгах,чем сына и жену))))

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.