Карету мне, ка-ре-ту! — обзор настольной игры Карета к Замку Дьявола (The Castle of the Devil)

Мне вспомнилась одна фраза про карету из замечательного мультфильма «Падал прошлогодний снег». Пластилиновый мужичок требовал подать ему пластилиновую карету. А у настольщиков есть своя «карета» — настольная, загадочная, таинственная, везущая мужичков и дамочек в некий далекий и опасный замок дьявола.

Представьте себе вечер ближе к ночи, лютую непогоду (идет сильный дождь, гремит гром и сверкают молнии). Вам нужно срочно попасть из точки А в точку Б, в качестве транспорта вам предоставлена карета с безбашенным кучером и какими-то непонятными людьми в качестве попутчиков. Изначально планировалось, что с вами поедет пара человек из вашего закрытого клуба любителей нюхать свежераспакованные настолки. Но вместо нескольких «своих» человек в карету заваливается в два раза большей людей, и кто из них ваш друг по клубу, совершенно непонятно. Но совершенно точно ясно, что половина ваших попутчиков состоит в клубе ненавистников одевать карты в протекторы.

Вы попали в очень коварную и опасную «Карету». Поездка обещает быть долгой, в течение которой вы должны разобраться, кто ваш друг, а кто враг, иначе вы проиграете.

Прокатимся с ветерком!

Сегодня я расскажу вам о последней из выпущенных на данный момент настольных игр сетью магазинов GaGa Games — игре Карета к Замку Дьявола. Любителей чертовщины сразу спешу расстроить — ни замка, ни дьявола в игре нету, они в названии упомянуты только для красного словца, чтобы настольщикам страшнее было.

По факту это мафиеподобная игра, в которой игроки делятся на 2 враждующие команды, причем своих однокомандников никто не знает, и в течение игры игроки должны найти «своих» ребят, а также собрать 3 предмета — ключи или кубки. Ничего не понятно? Да ладно, все просто же!

Как провести в карете запрещенные предметы?

Давайте я вам расскажу в чем смысл игры и как осуществляются ходы игроков.

В фазе подготовки к игре игроки получают несколько карт, среди которых есть:

карта персонажа. Это просто карточка с изображением человека мужского или женского пола. Внизу карты написано имя персонажа. Карта персонажа двусторонняя — на одном обороте в углу стоит значок атаки, в другом — значок защиты. Никаких свойств у этих карт нету, и можно сказать, что все персонажи идентичны;

карта профессии. Профессия скрыта от посторонних глаз, и только вы знаете, чем вы занимаетесь по жизни. Эта карточка дает игроку уникальное свойство, которое можно применить один или несколько раз за игру (о количестве применений написано на самой карточке). Как только игрок применил карту профессии, она уже перестает быть секретной и переворачивается лицом вверх, так что ее будут видеть все игроки;

карта тайной организации. В игре есть 2 организации — Орден и Братство. Среди них нету плохой или хорошей организации. Считайте, что это некие абстрактные синие и красные, т.е. все хорошие, но у каждой стороны есть свои цели. Орден должен собрать 3 карты ключа, а Братство — 3 карты кубка. В игре с четным количеством игроков членов обеих организаций будет поровну, а при нечетном количестве игроков в одной из организаций будет на одного члена меньше;

карта предмета. Предметы находятся в руке игрока и дают ему определенные преимущества. Собственно, в этих самих картах предметов прячутся ключи и кубки, которых нужно собирать, чтобы одержать победу.

Получив все нужные карты на руки, можно начинать играть.

Игроки ходят по очереди и в свой ход можно сделать из одно и четырех действий:

1. Шпионаж

Выбрать одного из игроков, наугад взять одну карту из его руки, посмотреть ее и вернуть назад. На мой взгляд, это довольно слабое и бесполезное действие, которое редко применяется в игре.

2. Обмен

Это действие является самым популярным из всех остальных действий. Вы выбираете предмет из руки и предлагаете его на обмен другому игроку (остальные игроки этот предмет не видят, так как карта лежит рубашкой вверх). Другой игрок смотрит вашу карту и думает — соглашаться ему на обмен или нет. Если он соглашается, то тогда он должен отдать вам свой предмет из руки взамен. Если не соглашается, то обмен считается не состоявшимся, и вы получаете за это жетон дуэли, который здорово помогает в дуэлях с игроками.
На обменах завязана одна из основных фишек игры — свойства многих предметов срабатывают только в том случае, если их обменяли. Например, свойство саквояжа, которое позволяет после обмена взять карту предмета из колоды, срабатывает только при обмене, а по-другому набрать карту из колоды нельзя.

3. Дуэль

Когда кому-то из игроков надоест меняться предметами, и он решит действовать радикально, то он вызовет другого игрока на дуэль. Для этого нужно просто сказать тому, кого вы хотите вызвать на дуэль — вызываю на дуэль тебя, защищайся! После чего нужно перевернуть карту своего персонажа значком с мечом вверх. А защищающийся поворачивает карту персонажа щитом вверх. Остальные игроки решают, хотят они поддержать атакующего или защищающегося. Когда они определятся с выбором, то поворачивают персонажа нужной стороной вверх и закрывают карту рукой, чтобы никто не видел их решение. Одновременно по сигналу все открывают карты и смотрят, какая ситуация образовалась на поле. Но даже если одна из сторон получила больше поддержки, у игроков есть еще возможность разыграть свойства карт профессий и предметов. Например, добавить +1 меч или +1 щит, отменить дуэль и т.д. Также можно сыграть дополнительно жетоны щита или меча, которые были собраны за отказ от обменов.

Когда все сыграют все, что хотели, игроки считают символы мечей и щитов. Победитель (атакующий или защищающийся, который набрал больше символов) имеет право на одно из двух действий:

— посмотреть карту организации побежденного игрока;

— обыскать багаж проигравшего (т.е. взять все его карты себе, выбрать из них одну, положить ее себе в руку, остальные вернуть назад).

В случае ничьей атакующий берет себе карту из колоды предметов.

4. Объявление победы

Любой игрок может закончить игру, если он владеет хотя бы одним предметом своей организации (напомню, это ключ или кубок). Также он должен назвать других участников своей организации, у которых есть остальные ключи или кубки. Всего должно получится или 3 ключа, или 3 кубка. Всего в игре столько ключей и кубков и есть! Единственное, когда заканчивается колода предметов, то один саквояжей становится кубком, а другой ключом (тогда всех нужных предметов будет по 4 штуки).

Если все названо правильно, то игрок и его организация побеждает. В противном случае побеждает другая команда.

Поездка была жаркой

Рассказывать о впечатлениях я начну, пожалуй, с итогов первой партии, после которой я вообще не понимал, как в такое можно играть. Скажем так, я был в легком шоке, потому что не ожидал, что игра будет настолько «беззубой». Мы играли вчетвером, довольно быстро поняли, кто за кого играет, и в итоге оставалось только уныло рыть колоду предметов, чтобы найти свои ключи или кубки. Хотя признаюсь, что играли мы с ошибками, (неверно поняли кое-какие правила), но все же эмоции от игры были не очень хорошие.

Может кто-то не верит, но все мои обзоры никогда не подкупались и не финансировались. И если мне что-то не нравится категорически, то я просто не пишу обзор на эту игру — так лучше и мне, и издательству. И мне было как-то обидно, что игру я взял, а обзор хороший, скорее всего, не получится написать. Как же быть?

Самое главное, что и другие игроки не понимали, в чем прелесть игры. Те же Сопротивление или Гномы-Вредители с первой же партии всем понравились. В Карете же просто нужно меняться предметами да рыться в колоде этих самых предметов. Шпионаж вовсе оказался каким-то бесполезным действием — ну посмотрел ты карту противника, дальше-то что? Когда атакуешь игрока, тоже непонятно кого лучше поддерживать. Одно расстройство…

Но тем не менее я все-таки решил не хоронить игру заранее, а дать ей второй шанс. Я побродил по форумам на БГГ, почитал отзывы блоггеров, стал понимать ошибки, которые я делал в первой партии. И уже когда я более-менее понял стратегию, я снова собрал компанию и мы попробовали сыграть в Карету еще раз.

Что я могу вам сказать — когда ты начинаешь смотреть в игру глубже, она наконец-то расцветает и начинает приносить удовольствие. Карета — это такая игра, в которой нужно «смаковать» каждое свое и чужое действие.

Петя предложил обмен Васе, но Вася отказался. Почему? Или у обоих игроков в руках были саквояжи (саквояж на саквояж нельзя менять), либо у Васи было что-то ценное, на что он не захотел меняться. В свой ход можно попробовать обменяться с Васей, а можно на него напасть! Давайте нападем, тем более, что у Пети есть уже жетон дуэли. И вдруг бац — игроки поддержали Васю, а не тебя! И теперь Вася знает, из какой вы организации, а вы про него ничего не узнали. И если он из вашей секты, то будет вам помогать, а если нет… Значит будет делать что-то другое. И во всех его действиях вы будете пробовать угадать, за вас он играет или против вас.

Таких дедуктивных моментов игре просто навалом. Хотя что это я говорю о моментах — вся игра основана на дедукции. Чем быстрее вы поймете, кто из игроков играет за вас, тем быстрее одержите победу. Просто нужно очень внимательно следить за каждым действием других игроков, нужно пытаться понять, почему сейчас помогли вам, стоит ли поддерживать того, кто посмотрел карты троих игроков (в игре вчетвером) и понял ситуацию на поле.

Некоторые из сыгранных мною партий были просто шикарными — неожиданные предательства, разоблачения, тайные сговоры. А некоторые партии проходили как-то вяло. Почему так?

Во-первых, есть проблема из-за численности игроков. Играть четным количеством игроков приветствуется, нечетным — не рекомендуется. Все из-за того, что если члены банды, имеющей численное преимущество, найдут друг друга, то все дуэли будут проходить с победой одной стороны. Поэтому играть нечетным количеством игроков можно, но лучше найти еще одного игрока для комплекта.

Во-вторых, в игре есть хорошие и интересные предметы, а есть проходные. Хуже всего, когда эти проходные предметы начинают ерзать между игроками. Тогда игра превращается в тягомотину, потому что если тебе предлагают ерунду, то и ты отдаешь такой же по ценности предмет.

В-третьих, не все профессии можно назвать одинаково полезными. Есть гарантированно клевые профессии (отменить дуэль, покопаться в колоде предметов), а есть специфические профессии, которые зависят от конкретной ситуации, которая может не появиться за всю партию.

В-четвертых, если одна команда находит друг друга быстрее, и у них есть 2 саквояжа… То это все, ребята. Саквояжи начинают ходить по команде, в результате чего только одна команда роется в колоде предметов, в то время как другая уповает только на дуэли и везение. Такое случается нечасто, но все-таки имеет место быть.

В общем, по итогам сыгранных партий я пришел к выводу, что «Карета к замку дьявола» — игра не для всех, не для любой компании. Я не могу вам сказать точно, пойдет игра у вас или не пойдет. Мне кажется, что лучше всего будет, если за столом окажется опытный игрок, который знаком с Каретой. Он сможет объяснить нюансы и подсказать, как лучше играть и как лучше НЕ играть. Вполне возможно, что эта игра может оказаться для вас очень классной и вы будете от нее в восторге. Особенно будет здорово, если за столом  соберется 6 человек (я считаю такое количество игроков идеальным для данной настольной игры). В любом случае, эта игра подойдет тем, кто любит игры типа Мафии или Сопротивления. Только Карета мне кажется чуточку более стратегической и больше гиковской что ли, потому что в игре все-таки большое значение имеют предметы, которые ходят по рукам, а не слепые догадки (этот моргнул, а тот улыбнулся). Получается, эдакий блеф для профи.

Не могу не отметить шикарное исполнение игры. Мне ооочень приятно держать коробку в руках. Когда снимаешь крышку, видишь отлично оформленный органайзер с ячейками под жетоны и карточки. Бог ты мой, там даже есть выемки под пальцы, чтобы карты было удобнее брать! Оформление карточек стильное, с немного вампирско-готическим уклоном. Так что внешнему виду игры ставлю смело 5+. Отличное, отличное исполнение!

Итак, что мы имеем в итоге? Карета — это настольная дедуктивная игра с элементами блефа, которая заинтересует в первую очередь любителей Мафии и прочих подобных игр. Возможно, игра не сразу раскроется игрокам, от чего те могут получить не самые позитивные эмоции. А может и наоборот, игроки сразу въедут в игровой процесс и получат максимальное удовольствие. Если игроки втянутся и разберутся со всеми нюансами, то игра безусловно их порадует интересным геймплеем. Я не осмелюсь рекомендовать игру всем — лучше игру попробовать до покупки. Ну или покупайте смело, если вам нравятся игры такого типа и они никогда вас не разочаровывали. Я уверен в одном — я не смогу сыграть в Карету с любыми игроками, но с определенной, правильной, компанией, эта игра пойдет на ура, а количество сыгранных партий перевалит за сотню.


Настольная игра Карета к Замку Дьявола предоставлена для обзора сетью магазинов GaGa Games

5 Responses to Карету мне, ка-ре-ту! — обзор настольной игры Карета к Замку Дьявола (The Castle of the Devil)

  1. даёшь мафию втроём says:

    Поиграл в мафию вчетвером — почему-то не понравилось… А вроде вшестером лучше… Батенька, да Вы суровы нипадеццки.

  2. Siarhei says:

    Часам гуляю ў кампаніі тэатралаў. Тут вельмі «заходзяць» гульні менавіта мафіёзнага кшатлту: персанажы, якасці і ўменні — гэта самая што ні на ёсць крутаценія. У нас нават банальны «Бэнг» ідзе за будзь здароў як. У гэтай кампаніі таксама руляць «Цытадэлі», «Ярасць Дракулы».
    Мяркую, што і карэта тут прыйдзецца дарэчы.

    • scafandr says:

      Май на увазе, што тут меньш дыялогау, а больш гульнi у карткi. Таксама могуць з’явiцца багi, з-за якiх гульня можа быць сапсавана. Бачыу у краме у Мiнску ёсць, можаш пацiкавiцца.

  3. Andres says:

    Мой опыт с игрой привёл меня к выводу, что не все профессии всегда полезны — особенно одноразовые. И зависит от начального расклада. Если у одной фракции попались вещи с +1 к атаке, например, то другая вряд ли сможет их «догнать». Плюс, мы сделали домашнее правило, что нельзя обсуждать действия и догадки. Потому что так очень легко подсказать другим кто с кем. То есть играя, стараемся говорить о чём-то другом. Лично мне игра кажется скучноватой после того, как все узнают, кто с кем — начинается обмен сумками и просто добор карт, чтобы получит заветные ключи или кубки.
    Купил игру на немецком-английском после первой игры, но продал через пару игр — не моё, всёже. Однако, не пробовал с дополнением, так что не знаю, как оно влияет.

    • scafandr says:

      Со всем с вами согласен. Профессии очень неравнозначны, обсуждать и высказывать догадки в этой игре категорически нельзя, в конце игра легко может скатиться в унылый добор предметов — все так. Если не новые эмоции после смены компании, я бы написал совсем другой обзор, так как после первых партий я понять не мог, что в этой игре хорошего, кроме дизайна и оформления коробки. Но с другой компанией Карета пошла хорошо, были сыграны отличные партии, поэтому мнение несколько улучшилось

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.