Главное, не затеряться в метро — обзор настольной игры Метро 2033. Прорыв

Некоторые люди стараются избегать поездок на метро. Мол, там много не самых приятных людей, и ограбить могут, и вообще только нищеброды ездят в метро и т.д. и т.п. По версии Дмитрия Глуховского, который написал серию книг из цикла Метро, как раз таки в подземке в неком постапокалипсическом будущем продолжит существовать человеческая цивилизация. Так что может и не зря строят новые станции метро и новые ветки — больше места будет для тех, кто выживет после какого-нибудь неприятного катаклизма.

Цикл Метро был (и остается) очень популярным среди любителей фантастики. Этот успех не могли не заметить настольные издательства. В частности, сегодня я буду рассказывать о Hobby World. Ранее они уже выпускали большую настольную игру Метро 2033. которая прошла мимо меня. А в этом году появилась карточная игра под названием Метро 2033. Прорыв, которая попала ко мне в руки. О последней игре сегодня и пойдет речь. Из обзора вы узнаете, какие чудовища бродят по линиям метро, лучше свинья или патроны, и что будет, если взять в помощники парня по имени Артем.

98091_img_4145

Глуховский и его Метро

Я не могу начать писать обзор на игру Метро 2033. Прорыв не высказав своего мнения о самой книге, по которой была сделана игра.

У меня есть одно четкое мнение — не попробовав — не критикуй. Так вот книг Дмитрия Глуховского я не читал и имею о них всего лишь поверхностное понятие. Знаю, что по книге в 2033 году что-то плохое случилось на Земле, из-за чего людям пришлось прятаться в тоннелях метро. Выжившие сплотились в разные безбашенные банды, которые взяли под контроль определенные станции метро. Банды стараются выжить в суровых условиях, ищут пропитание, оружие, боеприпасы, воюют друг с другом и разными чудовищами, которых встречают на линиях метро.

Я вообще не читаю российскую фантастику (только зарубежную) и у меня сложилось мнение, что Метро — это просто попсовое чтиво. Знаю, что книги были переведены на много языков мира, что по ней выходила видеоигра, но вот до личного знакомства дело не дошло и я очень сомневаюсь, что когда-нибудь дойдет. При этом я стараюсь публично не критиковать произведение, ибо не читал.

К чему я это все пишу. Я прошу прощения у поклонников книг или видеоигры за то, что не могу рассказать о том, передает ли настольная игра атмосферу романов и похожи ли настольные чудовища на тех, что были в книгах. В своем обзоре я конкретно буду рассказывать только об игре и о своих впечатлениях от геймплея.

Спускаемся в метро!

М2033. Прорыв — это карточная игра. В очень симпатичной по формату коробке вы найдете правила, около 130 карт и кучу жетонов.

Мне правда очень нравится формат коробки. В кои-то веки воздуха в ней не так много, как обычно это бывает у HW. Т.е. она немного уменьшенного формата и много места на полке не занимает. Да и смотрится в целом симпатично.

Правила пользования метрополитеном

Об этой игре можно рассказать двумя способами. Первый способ — атмосферный и тематический. Хоть я и не совсем понимаю, на сколько правильно геймплей увязывается с темой, но тем не менее:

Вы начинаете игру как приверженец одной из фракций. У вас в подчинении находится 5 человек, для полного фракционного счастья вам нужно найти еще 5 человек. Эти дополнительные люди находятся на разных станциях метро. Вам предстоит пробираться по темным тоннелям к этим станциям, по ходу собирая оружие, боеприпасы, еду, набирая в команду помощников, постреливая в слоняющихся без дела чудовищ и заставляя помогать в нелегком труде верных друзей по фракции.

Второй способ описывает игру так:

У вас есть в наличии жетоны, с помощью которых можно играть с руки на стол карты ресурсов, которые могут быть синими или красными. Эти карты нужны для активации карт метро, которые тоже покупаются с руки за жетоны. Для активации карты метро нужно собрать n-синих или n-красных ресурсов или и того и другого. Когда карта метро оказывается завоеванной, она дает вам дополнительный жетон. Еще из руки можно играть карты чудовищ, которые ломают чужие, и иногда свои карты. 10 жетонов метро приводят игрока к победе.

Что ж, давайте обо всем этом расскажу поподробнее, чтобы стало более или менее понятно, что из себя представляет игра.

Вся суть игры сводится к получению жетонов своей фракции, они же выполняют роль рабочих. Как уже писал выше — вы начинаете игру с пятью жетонами, а побеждаете с десятью. Откуда берутся жетоны? Их можно получить, если выполнить задание на карточке метро. Это задание выражается в виде цветного кубика с цифрой на грани, размещенного на краю карточки. Кубик может быть синим, красным или зеленым. Цвет кубика говорит о том, какого цвета ресурсы нужно сбросить, чтобы разыграть карту метро на стол, а цифра говорит о количестве ресурсов. Ресурсы бывают синими и красными, а для активации зеленого кубика на карте метро подойдут ресурсы любого цвета.

Итак, мы подошли к ресурсам. Откуда же они берутся? Это определенный тип карт, которых нужно играть с руки, оплачивая их стоимость. Ресурсы могут иметь, помимо цвета, разные символы — грибы, патроны, броня и т.д. Символы влияют только на стоимость карты, которая может меняться в течение игры.

Играть карты ресурсов и активировать карты метро — это самый что ни на есть основной геймплей М2033, которым вы будете заниматься от начала до конца игры.

Каждый игрок начинает игру с пятью картами на руках и с карточкой своей фракции. Последняя содержит задание, как и на карте метро, ориентированное опять же на сбор ресурсов, выполнив которое можно до конца игры играть с руки карты ресурсов с определенным символом бесплатно.

Все остальные карты тасуются и из них формируется большая колода, с которой игроки будут набирать карты в руку в течение игры. Для удобства набора карт игрокам доступен рынок — это снятые три верхние карты с колоды, которые лежат рядом с ней. Если игроку нужно набрать карту, он может взять одну из карт на рынке и взамен выложить с колоды в ряд новую карту, либо взять в закрытую верхнюю карту колоды.

В свой ход игрок может сделать одно из трех действий:

  1. Сыграть карту с руки, заплатив жетонами своей фракции ее стоимость, и взять в руку 1 карту с рынка или верха колоды. Жетоны, которые можно использовать для покупок, лежат выше карты фракции. После розыгрыша карты с руки затраченные жетоны перекладываются ниже карты фракции. Стоимость розыгрыша карты указана на ней в виде символа кулака. И карты метро, и карты ресурсов, и все прочие карты требуют оплаты жетонами.
  2. Сбросить карту с руки и получить жетонами ее стоимость. Доступные жетоны фракции быстро заканчиваются, и вы вскоре столкнетесь с тем, что сыграть новую карту уже не за что. Для этого нам нужно пополнить банк активных жетонов, для чего нужно сбросить с руки карту в дискард. В этом случае стоимость карты указывает на количество жетонов, которых игрок перемещает выше карты фракции.
  3. Сбросить 3 карты с руки, набрать вместо них новые 3 карты. Это действие выгодно применять, когда на руке нет ничего полезного. Жаль, что за это действие не пополняется запас активных жетонов, но зато у игрока обновится рука.

Помимо этих основных действий есть еще дополнительные, которые можно применять сколько угодно раз за ход. Например, можно выполнить задание на карте фракции или метро. Если у вас собралось на столе достаточное количество ресурсов для выполнения задания, просто завершите его! Ресурсы уходят в сброс, и игрок получает 1 или 2 новых фракционных жетона (количество указано на карте задания), которые отправляются в активный запас, т.е. выше карты фракции. Если было выполнено задание на карте фракции, то карта переворачивается активной стороной, на которой указано, какой тип карты вы можете теперь разыгрывать бесплатно (грибы, патроны, пистолеты и т.д.). С картой метро можно поступить двояко — можно сбросить ее и забыть о ней, а можно оставить у себя, положив на нее n-жетонов (чем больше карт метро вы оставили на столе до этого, тем больше тратится на них жетонов), после чего вы сможете разыгрывать бесплатно карты с символом, которые указаны на карте метро (опять же всякие грибы, патроны и т.д.). Игрок сам выбирает свою стратегию — иметь больше активных жетонов для покупок или бесплатно разыгрывать определенный тип карт.

Также еще можно сделать очистку на столе — избавиться от ненужных ресурсов, убрать станции метро и забрать потраченные на них жетоны и т.д.

Пока что игра предстает перед нами в собирательно-экономическом виде без неожиданных последствий (собираем красные и синие ресурсы, выполняем задания). Но есть в этой игре и непредсказуемости, в роли которых выступают карты угроз.

Угрозы — это страшные чудовища, которые нападают на всех игроков. Они как и все прочие карты находятся в общей колоде, с нее же попадают в руку игрокам, но разыгрываются угрозы немного иначе, чем другие карты. У них есть своя особенная специфика действия. Во-первых, за розыгрыш чудовища платить не нужно. Наоборот, вы перемещаете указанное количество жетонов в кулаке выше своей карты фракции, как бы этим самым мотивируя своих людей на борьбу с чудовищем.

Далее угроза нападает на всех игроков, включая того, кто ее сыграл. На карте угрозы есть специальные символы в оранжевых щитах. если на каких-либо сыгранных ранее вами картах есть хотя бы один такой значок, то вы должны сбросить эту карту, тем самым отбившись от монстра. За успешно отраженную атаку можно сразу выложить карту из руки на стол бесплатно.

Если от угрозы отбиться нечем, то игрок несет потери, указанные на карте монстра — это потеря ресурсов определенного типа или одной карты метро.

Монстра удобно играть для того, чтобы:

  • пополнить запас активных жетонов;
  • помешать противнику выполнить задание;
  • при успешном отражении атаки выложить бесплатно карту.

Защиту от угроз можно найти на картах ресурсов, героев и самих картах угроз. Если карта ресурса имеет значки защиты, ее можно сыграть как защиту, при этом карта перестает быть картой ресурсов — ее функции заключаются теперь только в защите.

Карты героев — особенный тип карт, который при розыгрыше дает значки защиты и дарит игроку возможность одноразово увеличить в два раза количество ресурсов указанного типа (после чего карта героя сбрасывается).

Блуждания по тоннелям метро продолжается до того момента, пока кто-нибудь из игроков не получит последний, десятый жетон. Он и побеждает в игре.

Также автором придумано усложнение игры для тех, кто считает, что она слишком простая. Например, защищаться нужно от всех типов угроз на карте монстра, или если угроза не будет отражена, то игрок переводит все свои жетоны ниже карты фракции.

Держитесь за поручни!

Несмотря на то, что тема игры сильно далека от меня, М2033 все-таки привлекала в первую очередь из-за того, что это карточная игра (а я обожаю карточные игры!). К тому же эта игра представляет собой разработку российского автора, и я склонен верить, что рано или поздно настолки российских разработчиков начнут давать фору любым другим известным разработчикам. Мне очень хотелось проверить, что же в результате получилось у Евгения Никитина.

К несомненным плюсам игры могу отнести ее языконезависимость. Абсолютно все действия на карточках выражены в виде символов. Глянув на карту, ты прекрасно понимаешь, что она дает, сколько за нее нужно заплатить и какие у нее особенности. В этом плане игра похожа на любимую мною Race for the Galaxy. Там тоже на карточках размещены разные символы, которые выражают их свойства. При этом М2033 в плане иконографики значительно легче RftG, т.е. она не перегружена символами и игрок четко понимает, что вот за это нужно заплатить, это такой тип ресурсов, это другой, а здесь такие-то виды защиты. Поиграв один раз раз, вы вряд ли будете заглядывать в правила, чтобы узнать, что значит символ, который вы встретили на карте, т.к. все символы легко сразу понимаются и запоминаются.

Также мне понравилось, как написаны правила. Сначала мне показалось, что передо мной комплексная настолка, так как рулбук довольно немаленький, шрифт мелковатый, и я приготовился к шквалу информации. На самом деле букв много из-за того, что все игровые нюансы разжеваны практически до мелочей. В правилах вы найдете и примеры, и картинки, и пояснения к картинкам. Лично у меня не было проблем с пониманием игры и после одной вычитки правил я спокойно сыграл партию. Хотя при этом совершенно легкой игру не назовешь, т.к. в ней содержатся нюансы, которые могут легко вылететь из головы. Например, на следующий день я забыл про то, что карты метро можно покупать дешевле, если они принадлежат одной ветке. Но вообще в целом с правилами у меня проблем не было.

7203_img_4174

Ну и вот мы подошли к самому главному — игровому процессу. Тут не совсем все однозначно. В этом плане М2033 похожа на весы, которые легко склоняются в сторону как вполне пригодного геймплея, так и унылости.

Самый первый удар по игре был нанесен чуждой мне темой. Геймплей у меня никак не вяжется с поисками людей на станциях метро и сражениями с монстрами. Вот прям чувствуется, как тема белыми нитками грубо шита к механике. Почему мы ищем людей? Почему на каждой станции сидит всего по 1-2 человека? Почему монстры играются как монстры или как защита от монстров? Последний факт мне вообще кажется весьма забавным. Карты метро у меня не вызывают никаких чувств, так как московский метрополитен для меня неизвестен, т.е. чего-то близкого и родного не возникает при их упоминании. Знаю, что в картах героев есть персонажи из книги, например, Артем. Но опять же, книгу я не читал и для меня что Артем, что Андрей, что Петр Иваныч — роли не играет. Конечно, поклонников книги как раз все эти вещи должны «торкнуть». Т.е. прежде всего на них игра и рассчитана. Хотя вот как-то в интернете нашел дискуссию о том, что монстры на карточках на самом деле совсем не из вселенной Метро, а из Берсерка (!). Опять же, как человеку далекого от этого всего, мне изображения чудовищ кажутся вполне интересными и отторжения не вызывают. Разве что некоторые из них уж очень ужасны и как будто перекочевали в М2033 прямиком из Сайлент Хилла, поэтому с детьми особо в такую игру не поиграешь.

Поэтому вся игра мною воспринимается только со стороны голой механики. Атмосферностью мне проникнуться не удалось, к сожалению. А игровой процесс, к слову, автором был построен весьма грамотно. У нас есть задания, которые мы набираем по ходу игры. У нас есть ресурсы, которые покупаются и тратятся на выполнение заданий. За задания мы получаем не только дополнительную рабочую силу, но и, если можно так выразится, победные очки. Чтобы не уснуть и иметь возможность влезть в огород соседа, есть угрозы, которых можно подкидывать всем игрокам, в том числе и себе самому. Есть поддержка в виде героев, которые или помогут устранить угрозу или принесут двойную пользу от ресурсов. И, честно говоря, никаких проколов в этом механизме я не нашел, как ни пытался. Знаете, бывает, что какая-то стратегия тащит всю игру или есть наоборот очень плохие стратегии. В М2033 вроде как все работает как часы. Если углубится только в нахождение ресурсов, то случайные угрозы будут регулярно ломать то, что вы успели собрать. Если начать выстраивать массивные защитные отряды, то не успеешь собрать все жетоны фракции. Поэтому приходится потихоньку брать и то, и другое, и надеяться, что вам повезет на рынке больше, чем другим игрокам. Поэтому имхо — механика игры работает хорошо.

Но вот тут мы подходим к элементу везения, который в этой игре сильно влияет на целостное впечатление. Самое печальное, что может случится в игре, это когда рынок карт не может несколько ходов дать что-то толковое для всех игроков. Что самое важное в игре? Ресурсы! Карты ресурсов приносят 1, 2 или 3 ресурса. Отхватить любую карту, дающую 3 ресурса (хоть синюю, хоть красную и с каким угодно символом) — это иногда просто счастье. Карта с одним ресурсом — это так, чисто побаловаться. Но самое обидное, когда этих ресурсов долгое время не появляется на рынке, когда каждая новая открытая карта — это метро, герой или монстр. И все игроки начинают понимать, что игра провисает. Иногда бывает, что срочно нужна карта метро, а ее нету. И вот она появляется, а ее забирает другой игрок, и ты опять ждешь, когда тебе удастся взять карту этого типа.

Не могу сказать, что такое случается в каждой игре, но все-таки довольно часто, на мой вкус. Игра сначала развивается медленно, потому что за все карты приходится платить по полной, жетонов фракции мало, их часто нужно выкупать обратно. Потом вроде игра ускоряется и кажется вот-вот все должно пойти быстро, ты уже можешь выкладывать 3 вида ресурсов бесплатно, но фишка в том, что этих ресурсов нет на рынке, да и с колоды они как назло не тянутся. И вот один ход, другой, третий, кто-то играет монстра, отбиться нечем, он сжирает все собранные ресурсы — ах, неудачник, начинай все заново.

Поэтому периодически игра начинает быть монотонной. Хочется, чтобы каждый новый ход развивал твою производительность, но в каждой партии случаются моменты пробуксовки, когда ты 3-4 хода ждешь, чтобы вышло то, что тебе нужно. А если ждешь не только ты, но и другие игроки, то от этого становится немного грустно.

Мне М2033 дало понимание того, почему люди не любят Зельеварение. Мне Зелье всегда было симпатично, но я знаю игроков, которые говорят, что это жутко унылая игра. Да, в этой игре тоже иногда нужно ждать выхода определенных карт порошков или ингредиентов и без них игровой процесс начинает провисать. Но при этом есть люди, которым такой геймплей кажется интересным. Собственно, поэтому я и сравнил М2033 с весами. Одни настольщики скажут, что это унылая игра, другие наоборот порадуются геймплею. Интересно, почему же Зелье мне сразу стало симпатичным, а с М2033 любви с первого взгляда не получилось? Возможно, причина в теме. Я попробовал пофантазировать, используя ту же механику, но в другом сеттинге. Мне понравилась идея дворфов, которые добывают ресурсы, копая тоннели под горой и закладывая взрывчатку, которая может шандарахнуть по всем игрокам, но от урона взрывчатки можно защититься, если закупиться хорошей амуницией. Сеттингом могли быть принцессы с драконами, алхимия и т.д. и т.п. Причем допустим те же дворфы в пещерах могли ли бы легко быть семейкой, потому что тема добрая. А у М2033 тема все-таки более взрослая, более гиковская. Но механика при этом простая.

Вот появись эта игра в середине 00-х, она бы стала вполне хитовой настолкой на фоне других российских разработок. В то время игры типа «сыграл карту-взял карту» вполне себе были инновационными. Но мне кажется, что автор немножечко не довел игру до конца. У нее есть очень хороший движок, который работает исправно, но ему не хватает какой-то изюминки. Нету чего-то такого, что заставляло бы усиленно думать над каждым ходом и строить коварные планы. Очень часто ход решает одна нужная карта или же ее отсутствие. Мне бы хотелось увидеть в игре чуть больше взаимодействия и каких-то игровых дилемм. В таком виде, в каком игра вышла, она кажется суховатой, но при этом все-таки играбельной.

Канцавая! Цягнiк далей не iдзе, калi ласка пакiньце вагоны

Несмотря на то многостраничные правила, настольная игра Метро 2033. Прорыв оказалась довольно простой карточной игрой на сбор ресурсов, которые нужно тратить на выполнение заданий. В первую очередь я бы порекомендовал обратить свое внимание на эту настолку поклонникам вселенной Метро, которую придумал писатель Дмитрий Глуховский. Хотя на самом деле, как мне кажется, темой игры могло легко стать и что-то другое, потому что игровой процесс представляет собой абстрактный набор механик, в котором все решают синие и красные кубики с циферками. Именно в синие и красные кубики я и играл, когда раскладывал М2033.

Для меня даже арты на картах кажутся какими-то безликими. Из карточных изображений запоминаются разве что монстры, все остальное представляет что-то блеклое, тусклое и непонятное.

Игровой процесс порою скатывается в однообразность, из которого помогают выйти нужные карты, наконец-то пришедшие из колоды в руку. К концу игры практически все игроки идут вровень и выигрывает тот, кому больше повезет с набором необходимых ресурсов.

Из всех сыгранных мною партий примерно половина проходила активно и прикольно (когда везло с картами), а другая половина наоборот — монотонно и уныло (когда не везло с картами).

Надеюсь, что Евгений Никитин все-таки оставил что-то интересное для возможного дополнения (новые виды карт, новые типы ресурсов, новые монстры, новый способ завершения задания, альтернативные задания), с которым играть станет значительно бодрее и интереснее. Обозреваемую настольную игру могу порекомендовать любителям Метро и абстрактных карточных игр, остальным же советую сначала попробовать поиграть в игру перед покупкой, ибо никто не знает, в какую сторону может склониться чаша весов.


Настольная игра Метро 2033. Прорыв была предоставлена для обзора компанией Hobby World

Реклама

2 Responses to Главное, не затеряться в метро — обзор настольной игры Метро 2033. Прорыв

  1. zinzy5 says:

    Отличный обзор, как всегда. Книг по Метро 2033 я тоже не читал, но играл в компьютерную игру. А настолка «Метро 2033. Второе издание» была одной из первых мной купленных. Она понравилась всем моим друзьям, и мы провели за ней не один десяток партий. До сих пор остается одной из любимых игр. Так что объективно судить о «Метро 2033. Прорыв» у меня не получится. 🙂 Мне нравится и тематика, и механика, и время партии, которое ты затрачиваешь на игру. Меня можно назвать «слепым» фанатом натолок по Метро 2033, но ничего не поделаешь, уж очень нравится тема, да и игровой процесс цепляет меня не меньше.

    • scafandr says:

      Спасибо! Я думал о том, что было бы здорово сыграть с фанатом серии, чтобы он поделился своими впечатлениями. По твоему отзыву понимаю, что все там с темой хорошо, и это радует=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: