Еще одно мокрое дело — обзор настольной игры «Криминалист: Убийство в Гонконге»

Детективы до сих пор держат высокую планку популярности. Это доказывает количество книг на детективных полках в магазинах, количество сериалов и фильмов, а также количество выпускаемых настольных игр в этом жанре. Людям нравятся детективы, многие с удовольствием следят за разгадыванием загадочных убийств, потому что ничто так не интригует нас, как загадки, тайны и секреты.

Сегодня в блоге пойдет речь об еще одной детективной игре (в последнее время у меня зачастили обзоры на шпионские и детективные игры), которую локализовало издательство Стиль Жизни. Называется эта игра Криминалист: Убийство в Гонконге (ссылка ведет на магазин Игровед — там можно глянуть цену игры и краткое описание).

Описание игры на сайте издателя гласит:

Криминалист – уникальная детективная игра, соединяющая в себе психологические, дедуктивные и логические элементы. В этой игре успех зависит от вашей способности докопаться до истины или, напротив, ввести других игроков в заблуждение.

Что ж, нам остается проверить, является ли Криминалист такой уникальной игрой и легко ли в ней разгадываются убийства.

Маленькое убийство в большой коробке

Размер коробки действительно внушительный для патигейма. Складывается впечатление, что нас ждет серьезное расследование и без огромного количества компонентов нам никак не обойтись.

Открываем крышку и видим органайзер с кучей отсеков для карточек, фишек и тайлов. Обожаю игры, в которых издатель думает об удобстве для игроков. Конечно, вместо органайзера можно было бы набросать в коробку зиплоков, но это все-таки не самый удобный бюджетный вариант. В Криминалисте много разных видов карт и тайлов, поэтому для каждого вида есть свой отсек. Это очень удобно для подготовки игры — сразу можно взять то, что нужно, без сортировки.

Ничего супер уникального в компонентах вы не найдете — карты ролей, маленькие карты улик и орудий преступлений, тайлы реконструкций увеличенного размера, сделанные из толстого картона, небольшие картонные жетоны исследователей и забавные деревянные маркеры пуль.

В принципе к качеству компонентов особых нареканий нету. Первое впечатление об увиденном в коробке было очень положительным — картон толстый, пульки зачетные, удобный органайзер. В общем, вроде как все на 5+. Потом, правда, обнаружил, что на некоторых тайлах реконструкций на рубашке есть вмятины, как будто от проволоки, и некоторые тайлы имеют потертости (видимо, китайцы на этапе сортировки заиграли некоторые тайлы=)). Сначала я испугался, что тайлы оказались мечеными, но на самом деле на игру эти дефекты вообще никак не влияют. Если бы вмятины были на картах — это было бы более существенно. Тайлы реконструкций же никакого секрета в себе не содержат, поэтому можно считать, что дефекты на них придают игре особый антураж.

Город спит. Игроки закрывают глаза

Начинается подготовка игры с распределения ролей. Криминалист — это не кооперативная игра, а игра с предателем. В Гонконге произошло убийство. Игроки играют роль следователей, которые прибыли на место преступления. В ходе расследования оказалось, что убийца — один из следователей. С помощью криминалиста вам предстоит вычислить убийцу.

Итого, у нас есть 3 вида ролей — убийца, криминалист и следователи. В расширенной версии игры есть еще роли свидетеля и сообщника, но о них я расскажу попозже. В каждой игре обязательно должен быть 1 криминалист и 1 убийца. никаких случайных отложенных ролей, как в Гномах-вредителях или Цитаделях, в этой игре нету.

Само собой разумеется, что убийца — это тот, кто совершил преступление. Следователи должны вычислить убийцу. Криминалист — это ведущий, который знает, кто убийца, но он не имеет голоса, зато может давать подсказки следователям. Каждый игрок получает взакрытую карту роли и смотрит ее, никому не показывая.

Криминалист играет открыто. Он сразу открывает свою роль и приступает к подготовке игры. Каждый игрок, кроме криминалиста, получает по 4 случайные карты улик и орудий преступлений. Все эти карты лежат открытыми на столе и каждый игрок может изучить их.

Далее криминалист сообщает о том, что в Гонконге наступает ночь, все игроки закрывают глаза, потом просыпается убийца и тихонько указывает криминалисту на одну карту из своих карт улик и одну карту орудия преступления. Именно эти карты и предстоит угадать следователям. Криминалист командует закрыть глаза убийце, после чего наступает утро и все игроки просыпаются.

Признаюсь честно, что когда я читал эту часть правил про закрытие и открытие глаз, то подумал — «О Боже, это же еще одна Мафия! Сколько же можно«. Но на самом деле это единственное, что связывает Криминалиста с Мафией. Как только игроки открыли глаза, начинается совсем другая игра.

Наступает следующая фаза игры под названием «Расследование«. Фаза разбита на 2 части. В первой части криминалист молчаливо занимается подготовкой сбора сведений. Для этого ему понадобятся большие тайлы реконструкций. Криминалист выкладывает на стол тайл «Причина смерти«, который всегда принимает участие в игре. Далее он берет 4 тайла «Место преступления» и выбирает один из наиболее подходящих на свое усмотрение. Оставшиеся тайлы реконструкции перемешиваются и выкладываются на стол отдельной стопкой. Криминалист берет 4 верхних тайла из стопки и выкладывает их рядом с двумя ранее выбранными тайлами.

Что это за тайлы? Каждый тайл имеет название. Например, «Место преступления«. Под названием тайла находятся строчки со словами, которые характеризуют убийство. Например, тайл «Состояние тела» имеет следующие пункты: все еще теплоеокоченелоеразложившеесярасчлененноецелоескрюченное. Криминалист берет 6 деревянных пуль и должен поставить пули по одной на одну из строк каждого тайла. Таким образом он дает подсказки следователям о характере преступления. Следователи могут начать обсуждать действия криминалиста уже после первой выложенной пули. Исходя из обсуждения, следователь выбирает следующий тайл для размещения пули. Следователи должны быть внимательными по отношению к действиям криминиалиста — какой первый тайл он выбрал, долго ли колебался при выборе другого тайла и т.д. Выставленные ранее пули передвигать уже нельзя.

Когда все пули будут расставлены по тайлам, игрокам дается немного времени для обсуждения. Затем каждого следователя по одиночке просят коротко высказаться. Следователи должны объяснить, кого они обвиняют в убийстве и какие улики и орудия при этом задействованы.

Далее начинается второй этап сбора сведений и высказывания подозрений. Криминалисту разрешается взять один новый тайл реконструкции из стопки и заменить им один из ранее выложенных на стол тайлов. Так следователи получают еще одну подсказку и могут снова приступать к дискуссии и высказыванию подозрений. После чего наступает третий и четвертый этапы сбора со сменой тайлов и обсуждениями.

В любой момент в ходе игры игрок-следователь может сделать попытку обвинения, потратив на это свой единственный жетон следователя. Попытка одноразовая, и если она была неудачной, то игрок лишается права делать открытые обвинения. Попытка обвинения заключается в том, что игрок указывают криминалисту на одну улику и одно орудие преступления, лежащие перед другим игроком, и если оба предмета совпадают, то криминалист подтверждает раскрытие убийства и игра завершается. Если игрок указал хотя бы на один неправильный предмет, то криминалист отвечает «Нет» и игра продолжается. После неудачной попытки игрок продолжает играть по обычным правилам, просто уже не сможет обвинить кого-то в убийстве.

Игра завершается в двух случаях:

  • следователь верно угадывает улику и орудие преступления. В этом случае побеждают следователи и криминалист;
  • все следователи ошиблись в своих обвинениях. В этом случае победу одерживает убийца.

Как и обещал, расскажу о ролях свидетеля и сообщника. С этими ролями можно играть, если за столом собирается больше 6 игроков. Когда просыпается убийца, то открывает свои глаза и сообщник. Указывает на улики и орудия по-прежнему убийца. Когда убийца и сообщник закрывают глаза, просыпается свидетель. Криминалист пальцем указывает свидетелю на убийцу и сообщника, но кто из них кто остается для свидетеля загадкой.

С одной стороны, со свидетелем легче выиграть, ведь он знает двоих подозреваемых, о чем может рассказать другим игрокам. Но у убийцы и сообщника есть уникальная возможность сбежать из зала суда, если убийство было успешно раскрыто. Посовещавшись между собой, они указывают на одного из следователей, которого они решают устранить. Если этим следователем окажется свидетель, убийца и его сообщник сбегают и побеждают в игре. Поэтому свидетелю нужно вести себя скрытно.

Кто и чем убил Кролика Роджера?

Тем, кто переживает, что эта игра является версией Мафии, спешу сообщить, что Мафией в Криминалисте не пахнет, хоть и в этой игре тоже есть роли и просыпающийся-засыпающий город. Это разговорная игра про слова и ассоциации. Так как я до Криминалиста играл в Codenames, то мне показалось, что в этих двух играх есть похожие черты. По крайней мере логический аспект поиска ответов примерно одинаков. В Codenames у вас есть одно слово, которое подходит к нескольким другим словам. В Криминалисте у вас есть несколько слов, которые каким-то образом характеризуют другие два слова. Очень многие говорят о том, что Криминалист похож на Мистериум. К сожалению, не могу это мнение подтвердить или опровергнуть, потом что в Мистериум не играл.

Не буду ходить вокруг да около, описывая механические стороны игры. Скажу сразу, что игра мне понравилась, причем в некоторых моментах очень-очень понравилась. Мне нравится, что в последнее время игры про общение стали более интеллектуальными. Игры типа Мафии очень сильно зависели от реакций игроков — засмеются те, сделают ли паузу, затупят или еще как-нибудь выдадут себя. Сейчас же в разговорных играх все большую роль играет логика.

В Криминалисте вы не столько пытаетесь расколоть игрока, сколько ищете улики и орудия преступления, подходящие под сведения, выданные криминалистом. Причем делаете вы это не в одиночку, а вместе со всеми игроками (исключая криминалиста, который просто сидит и внимательно слушает). Думаю, вы сами понимаете, что чем больше будет игроков за столом, тем больше будет вариантов, подходящих под описание преступления. В Криминалиста можно играть от 4 до 12 игроков. Мною был испробован максимальный вариант на 6 человек, и он вполне годится для хорошей игры. Вариант на 4 мне нравится гораздо меньше, потому что в таком случае останутся играть 1 убийца и 2 следователя, соответственно будет мало улик и орудий преступления. Чем меньше человек за столом, тем уже список подозреваемых, меньше общения, быстрее партии.

Мне же Криминалист как раз интересен за то, чтобы за столом было больше обсуждений. Поэтому я бы посоветовал играть в эту игру большим составом. При этом сами понимаете, что 12 человек ведут за собой хаос и неразбериху. Учесть каждого из 11 игроков (минус криминалист) будет достаточно сложно. Оптимальным я считаю 6-8 игроков. Одной-двумя партиями за вечер в таком составе можно вполне обойтись.

Что касается манеры поведения и стратегии. Убийца всегда старается выбрать предметы посложнее. Например, если взять орудие «гаечный ключ» и улику «ящик с инструментами», то догадаться следователям до сути будет проще простого. У нас как-то убийца выбрал орудием игровую приставку, а уликой оставил яйцо. Бедный криминалист как только ни пытался сведениями передать слово «яйцо». Игроки четко распознали, что убийство связано с электричеством и остановились на двух игроках — у одного была игровая приставка, у другого провод. Так как убийцей был «любовник» (а если учесть, что жертва — мужчина, то любовница), то на этот момент отлично подходили улики серьги (у того, что с проводом был) и бриллиант (у игрока с приставкой). Но на яйцо подозрения ну никак не попадали. Поэтому убийца, чтобы одержать победу, должен стараться выбирать странные сочетания предметов.

Следователи, которые знают о своей невиновности, пытаются найти убийцу среди других игроков, но при этом они иногда должны отбивать от себя атаки других товарищей по следствию. Потому что вас легко могут обвинить в убийстве, если ваши предметы более-менее подходят под подсказки криминалиста. А убийца так точно будет стараться перевести стрелки на другого игрока. Задача следователя понятна — нужно найти логические цепочки, по которым вы сможете выйти на отгадки. И обязательно до конца игры нужно кого-то обвинить, чтобы победить. Но попытка обвинения только одна, поэтому ее, как правило, берегут на самый конец.

Тайлы для продвинутых партий

Криминалист, на мой взгляд, не самая интересная роль. Во-первых, криминалист не участвует в обсуждении. Он молчит, ему нельзя мотать головой, хмыкать, хлопать руками, показывать пальцами и вообще всячески реагировать на ошибки или удачи следователей. Не каждый человек выдержит всю партию сидеть с каменным лицом. Но, что хорошо, все-таки криминалист не простой статист. Он ведь знает и убийцу и нужные для победы предметы. Его задача — суметь с помощью подсказок навести игроков на правильные мысли. Он как будто бы загадывает сцену убийства, мысленно пытается связать два предмета одной историей. При этом он не выключается из игры до самого конца, т.к. периодически ему приходится выкладывать новые тайлы сведений.

Партии всегда длятся разное количество времени. Если игроки слишком долго дискутируют, можно ввести ограничение по времени, потому что долгие партии утомляют игроков. Иногда партия может закончится за пару минут. Орудие преступления и улика могут быть очень простыми и следователи сразу догадываются, что является разгадкой. Но такой быстрый успех сильно зависит от тайлов, которые попадаются криминалисту. Скажу честно, что некоторые тайлы очень бестолковые и смысла в себе несут очень мало. Например, характеристика убийцы — заносчивый, подлый, жестокий, жадный, влиятельный, извращенный. Кажется, любое слово подходит под описание убийства. Например, как можно то же яйцо описать одной из характеристик убийцы? Извращенный разве что. На самом деле в этой игре нельзя привязываться к картинке на карточке. Нужно думать только о слове. Поэтому яйцо на самом деле может быть двусмысленным. Или карта, или любовное послание, или форма — все эти слова могут иметь разные смысловые нагрузки. Если повезет с тайлами сведений — выиграть становится проще. Если тайлы не подходят, то ничего с этим не поделаешь.

Также всегда стоит помнить о том, что игроки должны угадать два слова, а не одно. В одной из моих партий орудием был лед, а уликой был ядовитый газ. Криминалист легко навел игроков на лед, но с ядовитым газом пришлось сильно попотеть, потому что он почти все тайлы потратил на объяснение льда.

Из минусов игры я могу только выделить то, что некоторые тайлы сведений бесполезные. Их так и хочется заменить чем-нибудь другим. Например, если убийство произошло в комнате, то тайл с погодой совершенно никак не поможет в расследовании. Скажем так, неудачные тайлы делают игру хардкорнее, так как не дают новых полезных сведений об убийстве.

Во всем остальном игра ну просто замечательная. Эта игра, как и Codenames, хорошо воспринимается ненастольщиками. Т.е. чтобы играть в Криминалиста не обязательно нужно быть фанатом настольных игр. Это патигейм для всех возрастов (14+) и любых полов. Хотите играете с друзьями, хотите с родственниками. Разве что с детьми, особенно маленькими, я бы не советовал играть. На коробке стоит ограничение по возрасту 14+, и я с этим согласен. Все-таки убийство — это не детская тема. Особенно если учесть дискуссии на тему чем и как убивали человека.

Особенно хочу выделить реиграбельность. В коробке с игрой вы найдете 200 улик и 90 орудий преступления. Поверьте, это ОЧЕНЬ много. Комбинаций с этими картами можно придумать огромное количество. Поэтому чтобы улики и орудия начали повторяться, необходимо сыграть огромное количество партий. Здорово, что издатели не ограничились мизерным набором карт, а потом выпускали бы периодически дополнения с новыми словами. Смело могу утверждать, что эта игра самодостаточна и ее на долго хватит.

Не поймите меня неправильно, я не пытаюсь «впарить» кому-то эту игру, описывая, как здорово мне в нее игралось. Но мне действительно Криминалист очень понравился. Вот честно не могу даже сказать, что Codenames лучше этой игры (а Кодовые Имена мне тоже ой как нравятся). Опять же, это не шедевр среди патигеймов, но это очень крепкая игра. Если вам нравится такой тип игр, в котором нужно загадывать и угадывать слова, искать ассоциации, то я советую вам присмотреться к Криминалисту. На данный момент эта игра занимает 9-ое место среди патигеймов в списке БГГ, что весьма положительно характеризует игру. К слову, Мистериум находится на 11-ом месте. Если же вам не нравятся разговорные патигеймы, то вряд ли у вас поменяется мнение после игры в Криминалиста.

В моей игровой ячейке игру восприняли очень хорошо, поэтому я с большим удовольствием оставляю ее в своей коллекции. Такие патигеймы мне нравятся.

Реклама

7 Responses to Еще одно мокрое дело — обзор настольной игры «Криминалист: Убийство в Гонконге»

  1. Suzume says:

    Ещё минус — немалая цена, почти 60 рублей. Я у себя про это упоминала. А так да, пожалуй, тайлы подсказок самое слабое место, с ними может ну совсем не повезти и тогда игра фигня получается

    • scafandr says:

      Дада, верно, про цену забыл написать. Для патигейма великовата. Хотя и Коднэймз тоже не сильно дешевле. Разница 15 рублей… А может и сильно дешевле=)
      Мне интересно, почему такие тайлы вперли в игру. Специально или просто хотели, чтобы тайлов больше было.

      • Suzume says:

        15 руб разница немалая..
        Может, для каких-то предметов эти тайлы хорошо подойдут. Но у нас часто половина тайлы ну ни о чём была. Жалко, что в каждом раунде только один тайл менять можно

  2. sputnik1818 says:

    Ха-ха))) Забавно теперь читать белорусские разговоры про цену.
    По поводу игры, что-то на меня нашло и я тут же купил её со скидкой в Юлмарте, уже поиграли. Игра годная!

    • scafandr says:

      А нам как забавно, ты не представляешь. Столько лет пользоваться тысячами и миллионами, а теперь понять не можешь, 2 рубля — это много или мало

  3. Виктор says:

    А какая из патигеймов лучше на ваш взгляд (раз уж не шедевр среди патигеймов)?

    • scafandr says:

      Криминалист весьма годная игра. «Не шедевр» означает, что челюсть не выпадет во время игры от удивления=)
      Чуть лучше, на мой взгляд — это Кодовые Имена, Диксит и Саботер.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: