Правит тот, у кого больше… — обзор настольной игры Koryo

Несколько лет назад в моду вошли настольные карточные игры с цифрами. Это я сам их так называю — карточные игры с цифрами, потому что в набор такой игры входят карточки с цифрой в углу и, как правило, больше ничего на них нету. Иногда на картах можно увидеть текст, который раскрывает суть цифры. Но чаще всего вместо текста есть символы, поясняющие действие карты. В данном случае я говорю о таких настольных играх, как Love Letter, Seventh Hero, Parade и т.д. Каждый раз, когда я распаковываю игру с цифрами, думаю — чем же эта игра будет отличаться от других похожих игр? И там и сям есть единички, двойки, тройки, четверки и т.д., многие из которых повторяются в колоде далеко не один раз. Кажется, что можно сделать одну универсальную колоду карт и просто периодически печатать к ней новые правила игры.

Приобретал я Koryo как что-то чуть более стратегическое, чем Love Letter. Тайное Послание — чудная игра, которая приятно удивила меня своим минимализмом. В этой игре есть персонажи с цифрами и уникальными свойствами. Единица может убить другого персонажа, двойка может смотреть чужие карты, тройка провоцирует секретную дуэль с другим игроком, четверка защищает от чужих действий и т.д. В Koryo тоже есть карты с цифрами, которые скрывают в себе некое свойство. Только карт в этой игре значительно больше, чем в LL.

Сегодня я попробую рассказать, чем хороша корейская игра о политической борьбе.

Только карты, только хардкор

Игра переносит нас в альтернативное корейское прошлое, в 10-ый век, в котором есть место политической неразберихе и стимпанку. Хотя почему в альтернативной Корее завелся стимпанк, я так и не понял. Эта тема в игре фигурирует только в одежде персонажей.

В игре нужно завоевывать авторитет среди влиятельных семей Империи. Чем больше вы заработаете очков авторитета, тем выше ваш шанс на победу. Всего в игре 9 семей — каждой семье соответствует одна цифра от 1 до 9. Самое классное, что цифра означает не только количество авторитета, но и количество карт с такой цифрой в колоде. Например, в колоде находятся девять девяток (максимум) и одна единица (минимум).

Всего в коробке с игрой вы найдете 45 карт персонажей, 10 карт событий (похожи на персонажей, только в конце игры они приносят -1 ПО), 8 карт сезонов (отсчитывают время до конца игры), 8 жетонов победных очков (используются банкиром) и жетон первого игрока. Если вы знакомы с качеством игры GOSU, то спешу вам сообщить, что в Koryo аналогичное качество карт и жетонов, т.е. вполне приятное (но карты протектить обязательно!).

Главное, сделать правильный выбор

На протяжении игры вам все время предстоит делать выбор. В каждом раунде вам в руку будут приходить карточки, одни из которых нужно будет оставить себе, а другие отправить в сброс. Делать выбор приходится исходя из того, что воспользоваться полезным свойством персонажа можно только в том случае, если сыгранных ранее карт этой семьи у вас больше, чем у других игроков. Представьте себе, что в Love Letter можно было применить действие стражницы только в том случае, если у вас лежит 2 или 3 стражницы, а у других игроков 0-1. В этом и заключается основное отличие Koryo от других игр — у вас должно быть больше карт одного типа, чем у других игроков, чтобы вы могли применить его свойство.

Игровой раунд состоит из четырех фаз. В начале раунда вскрывается карта из стопки сезонов. Как я уже говорил, сезоны отсчитывают время до конца игры. Помимо этого карты сезонов дают информацию о том, сколько нужно раздать игрокам карт с колоды и сколько карт перед игроками может лежать в конце раунда. Так, в первом раунде каждому игроку раздается по 10 карт, а в конце раунда перед игроком должно лежать не более трех карт. С каждым новым раундом игроки будут получать все меньшее количество карт, а иметь карт перед собой смогут больше.

После раздачи карт игроки по очереди должны выложить перед собой взакрытую с руки сколько угодно карт, но они должны быть одинаковыми по номиналу. Т.е. только единица, двойки, тройки и т.д. Потом по очереди, начиная с первого игрока, карты вскрываются. Если у игрока появляется преимущество по одной или нескольким семьям, то он может этим воспользоваться и разыграть свойство карт.

Вот их свойства:

1 — в случае ничьи при разных обстоятельствах дает игроку победу;

2 — имеет 2 способности: можно или украсть жетон у другого игрока, или защититься от одной из карт событий;

3 — во время фазы завершения раунда можно оставить на столе на 2 карты больше;

4 — можно уничтожить одну из карт событий, лежащих перед игроком (т.е. избавиться от -1 в конце игры);

5 — вместо нескольких карт одного типа в одном раунде можно сыграть 2 карты разных типов;

6 — можно взять один жетон ПО;

7 — нельзя выбирать игрока целью c помощью карты события «варвары»;

8 — игрок во время фазы раздачи карт получает на одну карту больше;

9 — не имеет способностей.

Наверное, у вас появился вопрос — зачем же собирать «девятки», если они ничего не дают? А вот тут следует рассказать о том, как выявляется победитель. В конце игры (по окончанию восьмого раунда) за каждую семью, по которой у игрока есть преимущество, он получает столько очков, сколько указано на карте. Т.е. за преимущество по «девяткам» игрок получает 9 очков (в этом и заключается ценность этой карты).

Стоит упомянуть о картах событий — их всего 2 вида: варвары и лоббирование. Первая карта может уничтожить карту у другого игрока (если тот не защищен стражами (цифра 7)), а вторая карта может поменять местами две карты персонажей у двух игроков. Событие играется один раз за раунд и в конце игры приносит игроку -1 очко (за хорошие карты приходится дорого платить).

Кто наберет больше победных очков, тот и побеждает.

Когда Лав Леттера становится слишком мало

Не могу вспомнить, было ли что-то типа Love Letter до нее самой? Чтобы вот так же игроки разыгрывали карты с руки и сравнивали цифры на картах. Наверное, как часть основной механики что-то похожее все-таки было (вспомним хотя бы Lord of the Rings Confrontation). Игра Koryo мне напомнила именно Тайное Послание, а не какую-то другую настольную игру. По сути Корё решает известную проблему Лав Леттера, а именно тотальный хаос и отсутствие выбора. Мне, например, этот хаос нравится, но некоторые мои знакомые ругают игру за то, что тебе в руку может придти что угодно и попробуй из этого что угодно еще выбери, что лучше сыграть. В Корё с этим получше — обычно после раздачи у вас будет много карт на выбор, и у вас будет возможность выбрать то, что принесет вам бОльшую выгоду.

Я бы даже сказал, что этот самый выбор — чуть ли не главный конек игры. Весь игровой процесс завязан на преимуществе. Если оно есть, то вы молодец и можете воспользоваться спецсвойством. Если преимущества нету — сидите и ждите своего звездного часа и бойтесь, чтобы другие игроки не сделали вам чего плохого. Безусловно, иметь преимущество по всем картам совершенно нереально. Как правило, вы будете влиять на 1-4 семьи в одном раунде. Но в каждом новом раунде вы будете стоять перед выбором — или укрепить влияние на семью, в которой вы уже имеете преимущество, или попробовать получить преимущество в другой семье. Причем в некоторых моментах вам будет помогать простая математика. Например, если у вас одна четверка на столе, у соседа их две штуки, в руках у вас, значит, находится последняя четверка из возможных. И если вы ее сыграете, то ни вы, вы ваш сосед не будете иметь преимущество по четверкам. Плохо это или хорошо? Если у соседа есть единица, которая дает победу при ничье, то это плохо. Если вы хотите избавиться от сыгранного ранее события, то тоже плохо, потому что не сможете этого сделать. А если хотите помешать соседу использовать четверку, тогда смело выбирайте эту карту на раунд.

Эту игру ни в коем случае нельзя назвать песочницей. Все, что делаете вы или любой другой игрок, касается всех игроков. Нужно обязательно следить за тем, что собирают другие игроки. На протяжении всей игры игроки то получают преимущество, то теряют его. Особенно часто это происходит с более малочисленными семьями — с цифрами от 1 до 5. Самое классное, что все карты, которые были сброшены игроками во время раунда, в следующем раунде будут снова перешафлены и розданы игрокам. Поэтому даже если вы очень хотели взять двойку, но выбрали тройку, то в следующем раунде у вас будет шанс заполучить двойку снова. А может быть она попадется другому игроку, тогда придется думать о другой стратегии.

Чем ближе конец игры, тем тревожнее играть. По моим личным ощущениям показатель азарта сильно вырастает, когда 8-ой раунд практически стучится в двери. Чем ближе последний раунд, тем ваша финальная ситуация будет лучше проясняться. Именно в финальном раунде каждому из игроков предстоит задуматься сильнее всего, ведь даже если у вас не так много шансов на победу, вы можете кого-то сделать победителем. Это тоже одна из интересных фишек игры. Каждый игрок играет свой ход отдельно, начиная с ведущего игрока. Поэтому в свой ход вы можете получить новые преимущества, но потерять их в ходы своих соперников. Вы можете убрать у лидера одну карту, чем разрушите всю его стратегию, которой тот должен был придерживаться в раунде.

Свойства персонажей довольно интересные. Разве что банкира игроки не очень любят использовать, потому что вор отбирает его монетки. Мне кажется, что все свойства персонажей хороши для самых разных тактик.

Интересно ли играть минимальным количеством игроков, т.е. вдвоем? На мой взгляд нет. В Корё я играю только вчетвером. Вполне ничего играется и втроем. Но дуэли в подобных карточных играх я не люблю. Когда играешь максимальным составом (четыре игрока), то в игре встречается больше неожиданностей. Например, если вы ходите последним, то пока до вас дойдет ход, то ситуация на столе может сильно измениться. Если же играть вдвоем, то это будет просто жесткая дуэль с просчетом.

Арт… Не могу сказать, что я восхищен рисунками, но также не буду утверждать, что они мне не нравятся. Человечки как человечки, символы понятные, цифры четкие. Сойдет.

Теперь же попробую найти в игре минусы. Наверное, самый очевидный минус (или скорее не баг, а фича) — это уже упомянутый мной кингмейкинг. В конце игры может возникнуть ситуация, что какой-то игрок может решить, кто будет победителем (причем это точно не он сам). Именно поэтому я предпочитаю играть в эту настолку не один раз за вечер. 2-3 партии вполне хватит, чтобы получить удовольствие от игры и сильно ни на кого не обидеться.

Далее хочется упомянуть продолжительность игры. Лично у меня к нему претензий нету, но если Love Letter является микроигрой, в которой одна партия может закончиться через 1-2 минуты, то Koryo совсем другого поля ягода. В этой игре нужно думать, поэтому паралич анализа вполне легко может испортить вам удовольствие от игры. Выбрать между двух карт гораздо легче, чем выбрать из 5 карт и проанализировать ситуацию у других игроков. Партия растягивается на полчаса, а то и больше (если играть с новичками). С опытными игроками играется значительно быстрее, но опыт же нужно еще набрать, правда? Так вот Корё — это вроде и филлер, но играется дольше, чем кажется. Вроде примерно все как в Love Letter, но думать нужно значительно больше. Получается эдакий филлер+.

Ну и последнее, что может расстроить настольщика — в Коре можно запросто переиграть, к чему я, наверное, уже близок. Как ни крути, а эта игра всего лишь про 11 разных карт с цифрами. Никакой замены ролей, как в Цитаделях, в Корё нету. И раз уж вспомнил Цитадели — в Ц помимо выбора ролей можно строить районы и расширять свои возможности. В Корё вы только выбираете роли и пытаетесь получить преимущество. Из игры в игру у вас будут одни и те же персонажи, поэтому рано или поздно ваша стратегия начнет повторяться. К Корё не выходило никаких дополнений, но есть продолжение в виде отдельной игры — Choson. В этой новой игре примерно тот же игровой процесс, но совсем другие роли и другие события, которые добавляют больше взаимодействия между игроками. К сожалению, в эту игру я так и не сыграл.

Еще следует упомянуть, что новичкам сложно играть с опытными игроками. Новичок запросто может упустить из виду тот или иной момент, который приведет соперника к победе. В Корё нужно не только доминировать, но и контролировать ситуацию.

В итоге

Настольная игра Koryo мне очень нравится. Для меня эта игра класснющая и до недавнего времени она входила в мой топ-20 настольных игр. Игра значительно превысила мои ожидания, потому что я ожидал получить что-то типа Love Letter, а получил игру, в которой нужно хорошенько поработать мозгами и немного рисковать. Koryo отлично помогает скрасить вечер или заполнить паузу между сложными настольными играми, но советовать всем поиграть в эту игру я не буду, так как если кому-то не нравятся игры с выбором ролей, то вряд ли понравится и Корё. Для меня же это одна из лучших игр в своем жанре. Мне очень нравится просчитывать свои ходы, пытаться обмануть соперника, контролировать преимущество по самым сильным семьям и т.д. В игру может быть быстро не въедешь, но если со временем запомнить свойства всех семей и начать их комбинировать, то становится играть очень интересно.

Если кто-то заинтересовался игрой, но боится рисковать покупать ее, то тот может попробовать сыграть в нее на сайте boardgamearena.

15 Responses to Правит тот, у кого больше… — обзор настольной игры Koryo

  1. zinzy5 says:

    Отличная игруха. Но я тоже думаю, что если очень много играть, то может надоесть. Поэтому достаю с полки ее не так часто как хотелось бы. Экономлю 🙂

  2. Саша, спасибо!
    Наконец прочитал обзор игры, с которой несколько раз сравнивали Экслибриум 🙂

    • scafandr says:

      Судя по описанию твоей игры, действительно есть похожие элементы. Я думал, что ты знаком с Koryo=)

      • Yury Yamshchikov says:

        Я про нее слышал, но играть не играл, подробных обзоров тоже не читал (или напрочь про это забыл).

  3. Velial says:

    Пытались играть в разных компаниях, сложилось впечатление что игра вообще не играбельна, играть в это можно но неинтересно.

    • scafandr says:

      А почему у вас получилась неиграбельной? Чем именно не понравилась игра? Я помню свой первый опыт, так мы играли где-то 7 или 8 партий за раз и разошлись после часу ночи

  4. Velial says:

    Как то скучно, берешь карточки кладешь карточки, но я и в тайное послание играть не могу, впечатления примерно те же. Видимо дело во мне и филеры не мое)))

    • scafandr says:

      А тогда все понятно. Я про это и писал, что если Тайное Послание не зашло, то и с Корьё будет то же самое. Все люди разные, каждому нравится что-то свое;)

  5. Привет, обзор как всегда хорош. Даже захотелось приобрести игру. Но вопрос есть не по теме. Будут ли статьи про Шпиль? Они мне очень нравяться))))

    • scafandr says:

      Привет! Спасибо за добрые слова в мой адрес=)
      Статья по Шпилю не планировалась сразу. Я думал в этом году махнуть рукой на все выставки и забить, но не смог=) Все-таки не вытерпел и смотрел трансляции БГГ, изучал списки новинок, поэтому статья по Шпилю уже в процессе написания. Надеюсь, на следующей неделе она будет уже готова (пока в списке 29 игр).

  6. Gheist says:

    Сейчас уже есть локализованная версия от HobbyWorld. Они, правда слегка изменили оформление: убрали значки действий и заменили их текстом на залитом фоне. Понимать смысл карт теперь проще, но, с другой стороны, закрыли часть арта на картах, чем слегка поломали дизайн.
    И, видимо, из-за вышедшей локализации Игровед раздает оригинальные Koryo и Choson по 400 деревянных, так что есть отличный шанс попробовать желающим.

    • scafandr says:

      Теоретически текст хорош для тех, кто только начинает играть в Корё — меньше переспрашивать будет. Но через 2-3 партии все действия запоминаются и в тексте уже смысла нету. Не знаю, хорошо это или плохо

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.