Хочу признаться

Идея написать эту заметку родилась у меня летом, но я очень долго вынашивал ее и не решался начать ее излагать в виде заметки. В какой-то мере мне не очень удобно ее писать, потому что сам я стараюсь лучиться позитивом и оптимизмом, веря в то, что с каждым днем игры становятся лучше и доступнее. Мне показалось забавным представить, что есть настольный психолог, к которому можно придти на прием, и признаться ему в том, о чем при людях стесняешься сказать. Например, я хочу признаться, что порою скептически отношусь к буму авторских игр в странах-соседках. Например, в России…

Очень надеюсь, что никого не задену этим своим скепсисом, потому что он сидит где-то глубоко в моем подсознании и не всегда вылазит наружу. Как я уже сказал — стараюсь не терять оптимизма.

Летом меня смутил тот факт, что после мероприятия Грани, которое проходило в Санкт-Петербурге, очень много авторских игр были куплены издательствами. И если некоторые компании говорили об одной-двух играх, но другие заявляли о куда бОльших цифрах. Естественно, я задумался — а вырос ли уже уровень разработки игр до такой степени, что теперь авторские игры можно издавать целыми пачками?

В начале нулевых я не различал беларуские игры, российские, украинские или американские. Они все были настольными, и я верил, что их делают профессионалы, которым можно доверять. Т.е. если выходит условное Зельеварение, игра продается в магазинах, значит она годная и сделана не мутным Пупкиным, а опытным и талантливым Мачиным. И у меня, и у моих друзей в 00-ые был большой интерес к играм с постсоветского пространства. Критику я стал замечать только после того, когда на рынке стало появляться значительно большее количество зарубежных новинок. Конечно, когда ты можешь выбрать между Эволюцией и Small World, то у тебя есть множество доводов, чтобы покритиковать Эволюцию. В принципе, это сейчас и происходит, когда, допустим, российские игры начинают сравнивать с американскими или немецкими.

У меня на руках нет статистики, по которой я мог бы сделать анализ продаж настольных игр авторов из экс-совка. Продаются ли сейчас такие игры лучше, чем раньше? Больше ли стали тиражи? Есть ли спрос на отечественные игры? То, что сейчас пытаются максимально заменить забугорные игры своими — это видно невооруженным глазом. На такие настолки меньше затраты, и если игры годные, то их можно продать зарубежному издательству.

Я более-менее доверяю Hobby World, поэтому если они готовят игру российского автора, то значит будут ее вылизывать до блеска (на сколько это возможно). HW обычно не набирает кучу отечественных проектов, они выбирают игры поштучно и только те, в которых уверены на 100%. Вряд ли мы когда-нибудь услышим, что ХВ на авторской игротеке подписали контракты с 20 разработчиками, поэтому весь следующий год ждите фонтана из российских настолок. Поэтому к их проектам я отношусь как-то спокойно.

А вот GaGa Games иногда торопиться издать игру, недостаточно ее оттестировав. Совсем сырой у них получилась игра Урбис. Идея у настолки прикольная — еврогейм+манчкин. В этом плане автор молодец и ему хочется пожать руку. Но эффекты тайлов до того рандомные, что после нескольких партий играть как-то не хочется, потому что понимаешь, что в игре слишком много везения и случайности. Ты можешь получить за ход как -5, так и +20, а так не должно быть. Весело — да, умно — нет.

Мне кажется, что у авторов настолок с территории экс-СССР есть такой бич — у них интересные задумки/идеи, но после 3-4 партий интерес к их играм может пропасть. Конечно, я не ровняю всех под одну гребенку — есть интересные авторы, которые умеют делать свои игры реиграбельными.

Сейчас постоянно на Бумстартере появляются какие-то самобытные настольные проекты. Но какие из них сумели набрать нужную сумму? Порою без слез на такие проекты смотреть не можешь — ни дизайна, ни идеи, ни геймплея.

Поэтому когда кто-то из издателей заявляет, что он приобрел 5-10 игр, то мне немного страшно становится. Сколько шедевров может получится из этих 5-10 игр? Ноль? Один?

Покупаете ли вы игры российских, украинских, беларуских авторов? Считаете ли вы их хорошими?

28 Responses to Хочу признаться

  1. zinzy5 says:

    На самом деле я думаю, что выпуск большого количества авторских игр не проблема. Просто при выборе игры, нужно больше исследовать обзоры по ней, распаковки и правила. Уж если быть честным, то и за бугром выходит много никакущих игр. Просто у них не так заметно, т.к. рынок больше. Поэтому и кажется, что в России выходит много посредственных игр.Хотя это тоже, взгляд с моей собственной колокольни.
    Вот лично у меня в коллекции 6 российских игр и 1 белорусская(«Паўстанцы», которую я и купил то больше для поддержки отечественного производителя). Из российских очень нравится Master of Orion, Артифициум, Метро 2033, Наместник. Немного хуже, но все же очень хорошо Зельеварение, Метро 2033. Прорыв.
    Дело ведь только во вкусе. Вот к примеру Runewars (Revised Edition). Оценка 8.49 на Тесере, значит многим людям нравится. А как по мне, так довольно посредственная игра.
    Что меня действительно начало радовать, так это качество издания и локализации в России. Вспоминать о покупке Королевской почты, когда из 3-х коробок в магазине еле удалось собрать один экземпляр, уже не хочется. И я рад, что российские издатели сделали шаг вперед навстречу качеству.
    Тем более Наместник и Находка для шпиона снискали свою популярность за рубежом.

    • scafandr says:

      Т.е. со стороны качества тебя все более-менее устраивает?
      По поводу рекламы я с тобой согласен. В начале недели писал обзор по МоО и хотел для сравнения почитать другие обзоры. Как оказалось, их практически нету! А игра ведь вышла несколько месяцев назад. Неудивительно, что у меня в личке спрашивают, буду ли я писать обзор на игру, так как почитать особо нечего. В ситуации с ХВ еще все более-менее нормально, а вот более специфические игры российских авторов, которые издавали игры сами или через маленькое издательство, там вообще швах — практически ноль информации.
      Полностью согласен с тобой, что зарубежом много рожна выходит, просто такие игры не имеют большого хайпа, о них крайне мало пишут и нигде не пиарят. Все крупные издательства спокойно могут разрекламировать свои игры и жить спокойно. Мелким с рекламой труднее. Год-два назад на выставки стали ездить активно поляки, но их игры пока совсем никакущие, к сожалению.

      • zinzy5 says:

        В плане качества, нет предела совершенству :)… Однако последние купленные мной локализации довольно приличного качества. Единственная проблема это карты. Обычно они тонковаты. Но все решается протекторами. И еще смещение печати на жетонах. Это тоже огорчает, но не критично. Мои последние приобретенные локализованные игры или игры российских авторов:

        — Master of Orion. Карты тонковаты, но решил проблему протекторами. С жетонами в моей копии все гуд. Меня даже устраивает, что планшеты игроков из плотной бумаги, т.к. если бы они были из картона, стоимость коробки бы возросла.

        — Наследие. Завещание герцога де Креси. Опять же плотность карт. И довольно странный выбор их размера 45 на 68(хотя это скорее к авторам). Все остальное прекрасно.

        — Пэчворк. Съехала центровка на жетонах пуговиц. В остальном гуд.

        — Порт Ройал. Та же песня, что и в других настолках с картами. Тонковаты и бла-бла-бла…

        — Замки безумного короля Людвига. Все норм, вот только…угадай что? 🙂 Толщина карт снова не на высоте, хотя покрытие лен, так что мне пофиг.

        Так что да. В сравнении с качеством игр типа Королевская почта или Дикий-дикий Запад, есть несомненные успехи.

        • scafandr says:

          Хех, тут у тебя в списке есть игры, которые печатались не в России, так что их, к сожалению, для сравнения не возьмешь;)
          МоО — а меня устраивают карты. Например, в Порт Ройал или Звездных Империях карты тоньше. После нескольких партий прям сразу видно, что они загибаются, когда их берешь с колоды и кладешь перед собой. Они выгнутыми становятся. В МоО карты покрече. Может у меня второй тираж.
          Наследие — это копринт. И Пэчворк тоже. Т.е. печатались игры там же, где печатались англоязычные версии. Наследие точно печатали в Польше. В плане копринта все ФФГшные игры ХВ печатались на тех же станках, что англоязычные базы;) Поэтому Копринт лучше сравнивать с копринтом.
          Замки тоже печатались зарубежом.
          ХВ старается сейчас улучшать качество печати. С тем картоном, с которого облазила краска, их китайцы нагрели…

        • Gort says:

          > И довольно странный выбор их размера 45 на 68
          Странный? Стандартный мини-евро, который в куче игр. А, учитывая, что при игре вчетвером даже с такими небольшими картами игре требуется места столько же, сколько какому-нибудь эпичному Scythe, то выбор очевиден вообще.

          • zinzy5 says:

            Ну значит странный выбор делают наши белорусские магазины, т.к. самые популярные размеры это 41х63 и 44х67

  2. Вітаю!
    Вось ты і закрануў тэмку, наконт якой усе звычайна адмоўчваюцца, хаця маўчаць тут ужо як бы і не палаген. У мяне, ты пэўна ўжо і так ведаеш, пэўная перадузятасць да гульняў, скажам так, рускамоўных ці калярускамоўных аўтараў. Кінуў позіркам на сваю паліцу з настолкамі, а на мяне ў адказ мутным балотнага колеру вокам зерыць клятая-бяры-яе-халера «Эвалюцыя» =)
    Я пэўны час разважаў пра гэта. І ведаеш: як на маю думку, то такім гульням не стае менавіта распрацаванасці. Банальных працагадзін. Працагадзін аўтара, працагадзін выдавецтва, працагадзін мастакоў, працагадзін дызайнера, працагадзін тэстэраў. Спіс можна працягваць, мне пакуль толькі гэтыя людзі ўзгадваюцца. Як мне бачыцца, сітуацыя тут даволі простая: нехта недапрацаваў. Самае галімае тут тое, калі вылазіць вялізны смачны такі на паўстала касяк, то пра яго ніхто нічога не кажа, а кажуць пра афармленне, пра працу мастака, пра арыгінальную ідэю. Хаця наконт гэтага ўсяго можна было і не пускаць вады. Усяго і трэба было, што папрацаваць (Арбайт махт фрай!) =))))
    На гэтым фоне вельмі прыгожа выглядаюць гульні украінскіх распрацоўшчыкаў. Я тут кажу менавіта пра «Ферму», «Піратаў» і «Імаджынарыум». Ведаеш, я разглядываю іх менавіта як тыповыя еўрапейскія найменні. Тая ж гісторыя з літоўцамі ці латышамі (хай мяне прабачаць і тыя, і тыя, я іх блытаю), каторыя прыдумалі «Айс-клас». Ну прыкольная ж штукенцыя, куды не кінь па ўсіх параметрах
    Пра беларускія гульні… Ведаеш, тут сітуацыя крыху іншая. Вось узяць спіс беларускіх гульняў, якія можна на месцы прыгадаць: «Паўстанцы» (мафія ў эпоху Каліноўскага), «Разам» (беларускі аналаг «Эліаса»), «1514» (нейкая бладзілка), «Багач» (кампіляцыя на манапольную тэму), «Мова» (моўная гульня), «Прастол ВКЛ» (тыпу гістарычны варгейм ці «варгейм», я магу памыляцца), «Вежа» (самая стыльная «Джэнга», якую я толькі бачыў, людзі кажуць, сыравіну для гульні распрацаўшчыкі паспелі ўратаваць з падступных рук супрацоўнікаў Барысаўскага запалкавага завода ледзь не з-пад распілачнага станка =))))), «Гаспадар цмокаў». Сапраўды крута, што настолкі на мове з’яўляюцца, але калі паглядзец на гэтыя настолкі бліжэй, то ўвесь інтарэс прынамсі ў мяне губляецца. Бо асноўнай тэмай і мэтай амаль усіх гэтых гуляў (за выняткам, здаецца, «Гаспадара цмокаў» і, вядома, «Вежы») з’яўляецца праслаўленне беларускай і без таго ўнікальнай унікальнасці. Я лічу, што на дадзены момант Беларусі гэта ў той ці іншай ступені патрэбна, але цяперака гэта ўсё робіцца самамэтай. Настолкі ж у першую чаргу патрэбныя, як ты кажаш, для фану. А фану тут звычайнаму беларускаму абывацелю неяк не так каб шмат было… У гэтым плане варта прыгадаць беларускі ПнП «Мачкіна». Мы ўвогуле рэдка калі гуляем у манчкіна, але калі гуляем, то гуляем у бел.вершн http://img-fotki.yandex.ru/get/6419/109094909.9/0_b0a82_719d230b_orig, таму што ён нашмат сцябнейшы за рускі аналаг. Здаецца, беларускім распрацоўшчыкам трэба развівацца ўсё ж больш у гульнёвым кірунку, чымся ў патрыятычна-выхаваўчым (хоць паўтаруся, гэта цяпер вельмі важна). Гульня — яна на тое і гульня, каб у яе гуляць.

    • scafandr says:

      I табе прывiтанне, сябра!
      Дзякуй за такi вялiкi каментар.
      Я таксама паглядзеў на сваю калекцыю — у мяне хапае рускамоўных гульняў, але цi купляў бы я iх, каб мне не даслалi iх на рэцэнзiю? Мусiць не. Некаторыя цiкавыя — Касманаўты, Гiльдзii Лаара, нават апошнi Master of Orion нармальны.
      Эвалюцыя, як я бачу, хвалюе цябе больш за ўсё=) Думай, што гэта толькi пачатак эвалюцыi рускамоўных гульняў=)
      Пра недапрацаванасць згодзен з табой i крышку пра гэта пiсаў у артыкуле. Часта выдавецтва спяшаецца надрукаваць гульню, але гэта рабiць не трэба. Лепш больш часу правесцi за тэстамi.
      Пра беларускiя гульнi ведаю, што яны ёсць i ўсё. Амаль што усе яны капiююць заходнiя гульнi, так званыя «пацi». Гаспадар Цмокаў i Легенда, цi як там, больш цiкавыя, але здаецца мне, што i яны на пару разоў.
      Так, зараз гiсторыя i нацыянальныя адрозненнi больш уплываюць на рэч, чым яе прызначэнне. Вось калi на талерцы будзе беларускi арнамент, тады гэта добрая талерка=) Калi каму ў падарунак купляць — можа i добра. Сабе? Ну ня ведаю. Будзе на палiцы ляжаць, я ўпэўнены.
      Пра беларускi Манчкiн не чуў — цiкава=) Я гуляў у ўкраiнскую версiю — мне вельмi спадабалася — весялей на 100 адсоткаў=)

  3. Если говорить про игры российских авторов, то я совсем не жду от них чудес, и, скорее всего, упоминание такого авторства заставит меня пройти мимо такой игры. Ни Master of Orion, ни Артифициум не произвели на меня сильного впечатления. Разве что только Находка для шпиона на десяток-другой партий увлекла.

    Совсем же по другому обстоят дела, если говорить про беларуских игроделов. Меня радует, что наши научились делать визуально очень приятный продукт — эти игры действительно хочется приобрести, хотя бы просто для коллекции. Но в нынешних экономических условиях приходится основательно подходить к выбору покупок. Хочется отдавать свои деньги за реально стоящий продукт. А вот тут беларуские гейм-дизайнеры уступают даже российским. Распишу чуть подробнее.

    У самого есть игра Паўстанцы. Покупал именно из-за визуальной составляющей. Но на деле это вариация на тему самой обыкновенной Мафии. Идём дальше — игра 1514 — мощная раскрутка через соцсети, модный современный сайт, хорошие дизайнерские решения, но только начинаешь читать правила и сразу понимаешь, что это банальный «кинь-двинь». Ещё одна игра — Багач, на неё, если не изменяет память, прямо сейчас идёт сбор средств на каком-то из отечественных аналогов кикстартера. Коробка, арты, стиль — всё на высоте. Но буквально по паре фотографий становится ясно, что перед тобой уже тысячный клон Монополии. Для 2016 года это просто смешно! Следующий экземпляр — Гаспадар цмокаў. Даже искушенная публика Тесеры выразила восхищение артами этой игры. Но, ясное дело, что вряд ли кто-то из тесеровцев будет в неё играть. Да и мне самому игры на реакцию кажутся не совсем теми самыми настольными играми. Теперь новинка — Прастол ВКЛ. На днях даже на презентацию сходил у нас в Бресте. Надеялся, что поиграв изменю своё мнение, составленное после прочтения правил. В итоге, как я и ожидал, передо мной оказалась самая настоящая игра-викторина, которая, на мой взгляд, тоже не вызывает диких восторгов. Разработчики, конечно, молодцы, что решили использовать апликейшен для игры, но почему-то не сделали iOS-версию. В моей компании, например, нет пользователей Android-устройств. Да и цена для просто викторины, пусть и очень красивой, немаленькая — 65 рублей. Ну, и как же без отечественной версии Дженги? Тут у нас она называется Вежа. Визуально не придраться, и при прочих равных я выберу из всех Дженг именно нашу. Но вот вопрос — нужна ли она мне?

    Вывод — беларуские разработчики игр на голову опережают коллег из других стран СНГ в плане создания красивого, яркого продукта. Эти игры действительно хочется приобрести , чтобы поставить на полку. Но не больше. А правильно было бы, чтобы эти игры ещё и вызывали желание в них играть.

    P.S. Но, всё-таки, есть обратный пример. Точнее, я очень надеюсь, что получится анти-пример. Это игра Палескія археолагі. Я пока в глаза не видел правил, но похоже, что это будет реально новая настольная игра, а не очередной клон уже известных нам Монополий и Мафий. По крайней мере, мне так это видится при просмотре фотографий.

    • scafandr says:

      Большое спасибо за описание беларских настолок. Я видел о них информацию только как товар, который можно купить. Разве что про Паўстанцаў писали в свое время больше. К сожалению, пока наши игры не выходят за рамки идея сделать игру, а не сделать что-то историческое и национальное. Одни сплошные клоны. Про Прастол ВКЛ у меня такие же мысли были- почему Андроид-то??? В это кстати интересно было бы попробовать сыграть. В прошлом году с братом ездили в Несвиж, там в замке есть компьютер, на котором есть викторина по истории Несвижа. Возле него вообще никого не было, а мы с большим удовольствием поотвечали на вопросы. Только вот много ли раз можно поиграть в Прастол? Игра на один раз наверное. Проще приложение сделать.
      Про Палескiх Архэолагаў ничего не слышал. Буду следить за игрой.

      • Если хотите поиграть в Прастол ВКЛ, то можете связаться с авторами, которые приедут и проведут презентацию. Кстати, они с собой даже пару Android-смартфонов возят)) Спрашивал у них про iOS-приложение — говорят, пока нет в планах. А по поводу реиграбельности, пообещали, что если игра окупит себя, то будут выпускать новые паки вопросов в приложении, т. е. карточка при повторном считывании будет выдавать новый вопрос. Но я не верю в коммерческий успех — они напечатли сразу 1000 копий и пока они продаются, мягко говоря, не очень.

        Про Археологов можно тут посмотреть) https://vk.com/arxeolagi

    • Yury Yamshchikov says:

      А Galaxy Scouts? Вроде тоже белорусская и по обзорам довольно интересна, как минимум настоящая игра, не кинь-двинь и не викторина.

      • scafandr says:

        Юра, не могу ничего сказать по поводу этой игры. Я ее в глаза не видел. Когда-то еще видел ее в продаже в магазинах, но сейчас нет.
        Судя по отзывам, игра получилась староватой по механике. Сначала бегаешь по простым планетам и качаешься, потом переходишь на более сложные. Об игре и раньше мало говорили, а сейчас вообще тишина

  4. d says:

    master of orion 10+ партий, играем всё ещё. эволюция — 3 партии восторга, потом плач и покупка иностранной версии. другие отечественные разработки не воспринимаются всерьез как правило из-за слишком детской графики. больше всего слёз пролито из-за «находки» ещё ни одна игра так не заходила.

  5. Catman says:

    Стоить вспомнить об украинской компании «IGames» — «Мистериум», «Пираты 7 морей», «Весёлая ферма», чем не удачные проекты? Даже их филлер «Низам», совсем простенький, но все равно нравится. Неплохо отзываются и о новинке «Серый кардинал», хотя мне она чем-то напоминает «Порт-Ройал» Пфистера! И с артом у них всё в порядке и с качеством печати.

    • scafandr says:

      Айгеймз большие молодцы. Они всегда вылизывают свои игры до блеска. Никогда не бросают сырой продукт на рынок. Им я всегда доверяю.

    • zinzy5 says:

      «Серый кардинал» помесь «Порт-Ройал» и «Корье». Ну это судя по правилам.

      • scafandr says:

        Скорее Корё + Остров Сокровищ (Dead Man’s Draw). Хотя с Порт Ройалом тоже можно сравнить. Прикольная игрушка со своими нюансами

  6. Владимир says:

    К сожалению/счастью не доводилось сталкиваться с СНГшными настольными играми, разве что в детстве «Менеджер», «Фортуна» и «Конверсия», и что я хочу сказать, так вот если все таки выпустят «Конверсию» то я ее с удовольствием куплю, ибо это детство и она действительно была самобытная. Возможно когда-нибудь и довдется сыграть в СНГшную игру, но пока я довольствуюсь Десцентом, ужасом аркхэма и патфайндером (карточный).

    • scafandr says:

      Сейчас поднимается небольшая волна выпуска старых игр для тех, кто ностальгирует по былым временам. Разные кинь-двинь переиздают, думаю, что и Конверсия тоже реанимируется, ибо многие помнят об этой игре

      • Catman says:

        Как по мне, нет ничего хорошего в этой ностальгии! Не думаю, что люди, поиграв не в одну хорошую современную игру, будут играть в перелицованный раритет! Лучше деньги потратить на что-нибудь новое и стоящее, а эти игры пусть останутся приятными воспоминаниями!

        • scafandr says:

          Монополию до сих пор покупают не потому, что это супер крутая игра, а из-за ностальгии по прошлому. Кому и игры из 90-х поднимают настроение. Хотя бы один разок=)

Добавить комментарий

