Хотим еще пятницы! — обзор настольной игры «Стальная Арена: Арсенал»

Практически год назад я писал отчет по уходящему году и вспоминал игры, которые мне больше всего запомнились в 2016 году. В тот период у меня уже лежала на столе запечатанная коробка с игрой Стальная Арена. Бои Роботов по Пятницам Юрия Ямщикова, и у меня были надежды, что игра окажется классной и я о ней напишу в своем отчете за следующий, 2017 год. И мои надежды оправдались. Игра действительно оказалась очень классной. Почитайте мой обзор на эту игру — я там все подробно расписал и добротно зафоткал.

Я всегда положительно отношусь к допам к хорошим играм. Безусловно, я ждал дополнения и к Стальной Арене. Мне было очень интересно, что нового может придумать автор этой замечательной игры. И уже в самом начале лета выяснилось, что подготовка дополнения идет полным ходом.

В конце осени коробочка со свежей Стальной ареной отправилась по магазинам. Мне моя версия попала из рук самого автора, за что ему большое спасибо!

Я с большим удовольствием ознакомился с новинкой Юры Ямщикова, и мне не терпится поделиться с вами своими впечатлениями.

Состав «Арсенала» (не лондонского)

Издательство GaGa Games любит делать стильные коробки, и доп к Стальной арене не оказался исключением. На коробке изображен незнакомый нам доселе робот с «ледяной» экипировкой. Правда, самого робота внутри коробки вы не найдете, к сожалению. Не буду скрывать, что до получения коробки на руки, я не знал, что именно лежит внутри, поэтому распаковка для меня была сюрпризом.

Мне почему-то казалось, что Арсенал будет включать в себя больше компонентов, чем в итоге оказалось, поэтому впечатления от содержимого коробки было примерное такое — и это все??? (да простят меня Юра Ямщиков и GaGa Games). Внутри лежали зиплок с небольшим количеством карточек, зиплок с несколькими жетончиками и зиплок с новыми тайлами (вот это было для меня самым интересным!). Арсенал получился в итоге не очень объемным, но что же можно о его качестве?

Арсенал повел в счете

По большей части дополнение к Стальной арене — это набор модулей, которые можно добавлять в игру по своему вкусу. Арсенал косметически подправляет старую версию игры и не предлагает никаких новых режимов. Обо всем, что предлагает изменить Юра Ямщиков, я вам сейчас и расскажу.

IMG_9568

После выхода игры Юра очень внимательно слушал и читал отзывы игроков, чтобы выловить все неровные моменты, которые нужно было изменить в дополнении. Стальная арена (далее СА) немного тормозила иногда, иногда не позволяла игрокам делать то, что им хочется, немного была имбовой с некоторыми конкретными видами тайлов.

IMG_9581

Помните пушки Квазар и F451, которые могли начисто вывести робота из игры, перегрев все его модули? Это были имба-обвесы, которые давали большое преимущество в игре. Теперь их можно аккуратно положить назад в коробочку, ибо на их место пришли две новые пушки с немного похожими свойствами, но не такими смертоносными, какими они были раньше. Например, Герострат перегревает лишь один модуль и атакует на 1.

За следующее изменение в правилах я готов обнять Юрия Ямщикова — после охлаждения всех своих модулей теперь можно активировать центральный модуль. Это очень ценное изменение, потому что раньше после охлаждения ты стоял как болванчик и готовился принять еще одну порцию урона от соперника в его ход. Теперь же можно стать в сторону или повернуться. Очень хорошее изменение в правилах!

Теперь, чтобы окончить игру, не нужно обязательно добивать центральный модуль — достаточно лишить соперника модулей.

Если выше перечисленные правила являются обязательными, то остальные правила, о которых я буду рассказывать дальше, добавляются по желанию.

IMG_9573

Режим форсирования. Частенько в СА бывает, что вроде модулями ты неплохо обвешан, а сделать ничего толком не можешь. Например, пушкой врага не зацепишь, прыгаешь только как блоха, повороты перегреты — в общем, беда. В таком случае можно включить режим форсирования, которое заменяет правило износа из базовых правил. В этом режиме модули передвижения и поворота, лежащие рубашкой вверх, можно использовать альтернативным способом (как указано на специальной карточке). Поэтому у вас всегда будет возможность повернуться, как вам надо, или передвинуться, куда вам нужно.

Стартовое снаряжение. Если играть по базовым правилам, то первые 3-4 хода тратятся на то, чтобы собрать более-менее интересное снаряжение, ибо стартовые модули мало вариативны. Чтобы немного убыстрить игру, можно на самом старте получить 2 модуля второго поколения (это может быть как атака, так и движение, и поворот). Мне понравилось это правило, потому что оно убирает из игры нудную раскачку и делает игровой процесс интересным сразу с первого хода.

IMG_9575

Способности. Все роботы из базы хоть и имели разные названия и картинки на планшетах, но в остальном различий они не имели. Хоть Тильду бери, хоть Батодо — никакой разницы. Как здорово, что создатель игры решил наделить роботов разными умениями. Теперь в начале игры можно получить двустороннюю карточку своего робота, на сторонах которого есть описание уникальных способностей. Игрок выбирает на игру только одну сторону карты. Например, у Батодо есть свойство, которое позволяет ему после получения урона активировать один свой модуль, и это действие не входит в отыгрыш его хода. Ксеркс может один раз за игру использовать перегретый модуль и сбросить его. Тильда может поворачиваться большее количество раз, чем указано на планшете. В общем, у каждого робота есть свои интересные плюшки. На мой взгляд, данный модуль получился очень интересным.

IMG_9578

Мины. Каждый игрок получает на руки 2 жетона мин (обе мины имеют разные свойства). В свой ход игрок может выложить жетон мины взакрытую на тайл, с которого он начал передвижение или на котором остановился. Если любой робот потом проходит через этот тайл или останавливается на нем, то мина срабатывает. Она переворачивается лицом вверх и либо у робота перегревается один модуль, либо перегреваются все модули одного типа, либо робота отбрасывает на другой тайл, либо робот получает урон. Иногда выгодно стать самому на свою мину, если ваша мина имеет свойство поворота.

IMG_9582

Безусловно, одни из самых важных компонентов игры — это новые тайлы. В Арсенале для вас заготовлены новое оружие и новые тайлы местности. Почти все они получились очень клевыми, поэтому их я рекомендую добавить в игру в первую очередь. Хочется вам рассказать про все новые пушечки, но тогда обзор сильно растянется=) Поэтому расскажу только про самые мои любимые оружия:

  • баран — наносит урон во время столкновения при перемещении (ты тупо разгоняешься и бьешь своим лбом врага);
  • скорпион — при ударе передвигает врага на соседнюю клетку;
  • снежок, сибирь и борей — наносят урон и при этом охлаждают модули соперника;
  • анна и максим шмаляют не только по прямой, но и по параллельным клеткам;
  • карусель и волчок наносят урон вокруг робота.

IMG_9586

Новых местностей всего 4, но они тоже классные. Попав на солидол, можно проехать на одну клетку дальше. Если влезть в грязь, то выбраться из нее можно только потратив на 1 движение больше (нельзя попадать на эту клетку, если ваш движок слабый). Кислота наносит урон роботу, но при этом охлаждает модули, а кислотные испарения блокируют линию выстрела.

Вот я вам все про коробочку с Арсеналом и рассказал. Но! Что делать, если у вас первое издание СА? С циферками которое. Про это расскажу в следующем разделе.

Запасной состав

У первого тиража СА были другие рубашки на тайлах (с единичками, двойками и тройками). Настольщики посчитали, что белые цифры сильно выделяются и режут глаза. Поэтому новые тиражи вышли с другими рубашками, где цифры были заменены символами.

IMG_9589.jpg

У меня была база из самого первого тиража, поэтому Арсенал смотрелся бы на ее фоне нелепо. Что же нам делать? Для этого GaGa Games выпустила набор новых тайлов и планшетов роботов, который можно купить отдельно. Стоит такая радость где-то около 10 уе. Кому-то может это показаться дорогим удовольствием, но на самом деле за 10 баксов вы получаете практически второй комплект игры. К сожалению, на сайте магазина ГаГи я этот набор не нашел, но в розничной сети он есть 100% — проверено на себе=)

IMG_9590

Арсенал без Анри, Глеба и Аршавина

Ну что я вам могу сказать… Доп хоть и получился несколько более худым, чем я думал, но он оказался весьма и весьма хорош. Мне сначала очень хотелось назвать Арсенал работой над ошибками. Но потом подумал — а ведь в базе никаких ошибок не было. База прекрасна сама по себе, но с дополнением она стала еще лучше. Конечно, в СА не обошлось без маленьких шероховатостей, вот именно их Юра Ямщиков с допом и убрал. Уничтожил имбовые пушечки, сделал игру быстрее и вариативнее. Сейчас играть в СА стало еще круче. Из базовых изменений в правилах мне показалось самым ценным то, что теперь после охлаждения можно задействовать центральный модуль.

Дополнительные правила тоже оказались весьма полезными. Теперь я всегда использую модули второго уровня в стартовом снаряжении — с ним игра получилась быстрее, теперь меньше тратится времени на прокачку.

Режим форсирования интересный, но я не всегда играю с этим правилом. Не все игроки его понимают и принимают, потому что нужно держать в голове еще возможность форсирования, а это не все умеют делать. СА — это игра просчетов. Нужно просчитать все варианты ходов, прикинуть, куда лучше двинуться, как повернуться и из чего пальнуть. Режим форсирования — это еще один вариант для просчета, который нравится гикам, но новички про него часто забывают. Но может с опытом все изменится.

IMG_9577

Способности прикольные. Они добавляют игре реиграбельности, ведь каждому игроку хочется попробовать сыграть за всех роботов по 2 раза. Лично мне не каждая способность роботов показалась интересной, но любимые свойства у меня уже есть (мне очень нравится Батодо, например). Теоретически можно сказать, что способности делают игру более хаотичной, т.к. умения роботов не всегда одинаково работают в конкретных ситуациях. Но если кому не нравится, можно играть и без способностей. Но я играю теперь только с ними.

IMG_9579

Мины. Забавная штука. Они просто добавляют еще несколько процентов фана игре. У меня часто возникали забавные ситуации, когда я поставил мину на тайл, а потом не мог сам на него ступить, потому что подорвусь, а отступать было некуда. Поэтому сначала можно кинуть мину себе под ноги, а потом корить себя за это=) Ну и еще забавно использовать свою же мину, которая не наносит урон, а поворачивает или откидывает тебя в нужную сторону.

IMG_9584

Новые тайлы сказочно порадовали. Первое время мне хотелось играть только ими.

Не могу сказать, что Арсенал сильно меняет игру и делает ее прямо в разы круче. В каком-то роде его можно назвать патчем с хорошим новым контентом — добавили пару новых правил и докинули новых тайлов. Если вам нравится базовая СА, то я вам однозначно советую купить и Арсенал. За небольшие деньги вы купите себе возможность снова вспомнить, какая это классная игрушка. У меня именно так и было — я полгода не играл в Арену, а тут снова как заигрался, так пожалел, что полгода не доставал настолку с полки.

IMG_9593

Мне действительно очень нравится СА. Дополнение Арсенал добавило игре еще 0,5 балла (или даже целый балл). Лично для меня, как владельца базовой игры, это маст хэв. Очень рекомендую!


Страница настольной игры Стальная арена: Арсенал на сайте магазина GaGa Games

Группа Стальной арены в ВК

IMG_9565

5 Responses to Хотим еще пятницы! — обзор настольной игры «Стальная Арена: Арсенал»

  1. Yury Yamshchikov says:

    Саша, спасибо за обзор и чудесные фото!

    Забавно, как по разному воспринимают игру люди — знаю хардкорщиков, для которых самым ценным стал режим форсирования, по их мнению преображающий игру за счет стабильного появления цепочек действий. Знаю тех, кто был в первую очень рад персональным свойствам или ускоренному старту, а теперь и того, кто основное удовольствие получил от новых пушек 😉

    Да, по прежнему не считаю старые огнеметы имбой — они сильны только в эндшпиле, в начале и при достаточном развитии в середине партии они практически бесполезны. Но, т.к. многие игроки воспринимали его иначе — было принято решение не объяснять им, что они не правы, а сделать другие огнеметы на более интересном эффекте целевого перегрева.

    К слову, тестировался еще целевой урон, когда можно было выбрать тайл, который соперник сбросит, но это было слишком болезненно в некоторых ситуациях, плюс чрезмерно противоречило базовым принципам игры.

    PS Немного инсайда — уже работаю над вторым дополнением, в котором точно будут новые пушки с новыми эффектами 😉

    • scafandr says:

      Это тебе спасибо за классное дополнение! Я снова вспомнил, какая у тебя крутая игра есть=) С большим удовольствием играл и хвалил тебя.
      Если брать по уходящей новые модули, то на первом месте для меня — это новые тайлы, потом изменение правила охлождения, потом способности, потом режим формирования, потом стартовое снаряжение, потом мины и все остальное.
      Огнеметы не совсем имба, но иногда они реально не дают играть. Не всегде, но бывает. У меня было такое, что меня постоянно перегревали и я ничего не мог сделать.
      Новое дополнение — это офигенски круто! Отличная новость в последний день уходящего года. В июне поиграем?;)

      • Yury Yamshchikov says:

        Да, конечно, буду очень рад показать тебе второй доп во время твоего приезда!

  2. zinzy5 says:

    После такой статьи решил, что надо все-таки взять себе игру. И сразу с дополнением. Очень интригующе.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.