Интервью с Иваном Лашиным

Сегодня у меня очень интересный и очень умный собеседник. Я не могу сказать, что очень хорошо знаю Ивана Лашина, потому что каждый год, как я приезжаю в Питер, постоянно узнаю о нем что-то новое. И это новое у меня всегда вызывает чувство восхищения. Каждый год Иван растет в плане развития своих настольных умений. Уверен, что у него есть и другие полезные умения, но я пока про них не знаю. В этом интервью я попробую раскрыть личность Ивана, чтобы показать вам, какой он многогранный и весьма талантливый разработчик, чей Смартфон покоряет западные вершины, а издательство Cosmodrome Games радуется, имея такого ценного сотрудника в штате.

Итак, Иван Лашин, высокий и бородатый парень из Питера, любящий настольные игры!

1. Ваня, привет! Мне на самом деле будет немного трудно сегодня задавать тебе вопросы, потому что много всего хочется спросить и в голове из-за этого творится бардак. Но начнем с самого простого – как ты попал в мир настольных игр? И почему этот мир так тебе близок?

Саша, здраствуй! Ничего страшного, у меня там тоже вечный склад идей, поэтому также буду страдать, вытаскивая из него ответы) В каком-то смысле я всегда там был – у меня с самого раннего детства были российские/остатки советских настолок – Менеджер, Завоеватель, Зоолото, Битвы фентези. Но по настоящему в настольный мир меня утащил однокурсник – поиграл у него на дне рождении в Каркассон – и пропал, стал ходить на игротеки только-только появившейся Гаги, потом встретил Лешу и стал частым гостем Гражданина Игрока, а дальше попал в ГРаНИ и меня окончательно затянуло)

2. Ты помнишь, когда произошел перелом, из-за которого ты решил, что можешь еще и разрабатывать сам игры, а не только в них играть? Помнишь свой первый прототип?

То, что прям «могу» разрабатывать игры пришло поздно, уже когда стал призером Корней и Игрокона. А вот что хочу попробовать – это было довольно рано, еще в Гражданине игроке. Собственно, после этого и пошел в ГРаНИ. Первый прототип помню — это была игра-бэгбилдинг с выставлением фишек из мешка на поле для строительства зданий. На самом деле я даже собираюсь к ней вернутся в ближайшем времени — так что через годик-два скорее всего очень переработанную версию можно будет найти на полках)

3. По-моему я еще никому не задавал этот вопрос – что тебе интереснее – делать игры или играть в них? И играешь ли ты в свои игры после издания?

Это как разные потребности – интересно и то, и другое, оба процесса приносят удовольствие. Конечно играю, но стараюсь не играть с новичками – дабы не заиграться и не испортить для них впечатления от игры)

4. Что для тебя самое сложное в процессе разработки игры?

Определенно написание правил. О боже как это сложно и долго. Мое самое слабое звено.

5. Тебя посещает чувство зависти? Например, кто-то делает игры лучше, кто-то больше понимает, как надо делать игры, кто-то сделал игру с той же механикой раньше, чем ты.

Нет. Меня чаще посещает боль от того, что такую прекрасную идею недоразвили, а если бы еще вот чуть-чуть поработали – было бы настолько лучше!

6. Как ты относишься к плагиату? Например, представь себе, что через полгода кто-то скопирует твои идеи из Смартфона и сделает такую же игру, но лучше. Какая твоя реакция будет?

Сложный вопрос. Плагиат не одобряю, но если кто-то вдохновится Смартфоном и разовьет его идеи в другой игре – с удовольствием поиграю и порадуюсь. Развитие идей – то, что мне очень нравится в индустрии настольных игр, благодаря ему с каждым годом появляются все более и более «продвинутые» игры)

7. Смартфон же первая твоя изданная игра? Сам я знаю историю появления этой игры, а можешь рассказать читателям блога, как она появилась в твоей голове?

Ага, первая) Появилась она как внутренний челендж – хотел сделать микро-игру, где при помощи двух карт ты делаешь действительно интересные и сложные решения. В процессе развития от микро пришлось отказаться, как вы поняли)

img_3652

 

8. Как ты думаешь, если бы Смартфон не пошел в массы, его бы не взяло ни одно издательство, изменилась ли бы твоя жизнь по сравнению с теперешней? Можно ли сказать, что Смартфон – это твой трамплин в новый мир?

У меня не было столь больших ставок на Смартфон, его в какой-то степени взяли «за компанию». Здесь важнее, что он получил отличный отклик на западе и позволил мне развиваться дальше – поэтому да, определенно его успех мне сильно помог и без этого было бы сильно хуже)

9. Какая была твоя реакция на первый сбор денег на Смартфон? Успел ли ты после него разочароваться в игре, настольщиках, друзьях?

Ты имеешь ввиду предзаказ? К сожалению, из-за технических сложностей все прошло не так ярко, как хотелось, но я тогда не питал особых надежд, не рассчитывал на успех Смартфона в России и ждал Эссена)

10. В чем по твоему заключается основной фан игры Смартфон?

Для меня – определенно в планировании и построении своей стратегии победы. Но люди больше отмечают задачу програмирования действий с планшетами и толкание локтями в продаже. В общем, каждый найдет что-свое)

img_3078

11. Какие у тебя наметились планы по этой игре? Дополнения может быть?

Определенно, и даже не одно) В следующем году выйдет полноценное дополнение с новым полем на 2-3 игрока, технологиями и целями, собранное из разблокированных целей кикстартера. А в моих планах большое сценарное дополнение – но будет ли оно в итоге подскажут продажи в следующем году)

12. Ты работаешь в издательстве Cosmodrome Games. Твоя задача – допиливать чужие проекты. Более того ты это часто делаешь в одиночку, без участия самих авторов. В итоге иногда получается совершенно новый проект. Тем не менее, имя на коробке размещено не твое=) Тебе не обидно?=)

Без участия авторов – это не совсем верно) Я как раз стараюсь привлекать авторов, просто, к сожалению не всегда получается по разным причинам. Ваня Тузовский, Леша Сойер, Сергей Притула, Сергей Усминский, Дамир Хуснатдинов все проявляли активное участие в развитии своих проектов, и моя работа в одиночку – это больше план Б на случай, когда у авторов нет времени или возможности заниматься развитием. Так что мой вклад тоже не стоит преувеличивать) А имя есть в правилах – мне этого вполне достаточно)

13. Я очень сильно удивился, когда узнал, что Павел Атаманчук поиграл в этом году в новую версию своей игры Коллекционер впервые. Думал, что он разыгрывает меня, когда сказал про это. Как я понял, Космодром теперь покупает настольные идеи, а дальше сам доводит игру до ума? Или я не прав?

У Павла как раз грустно со временем, поэтому он оставил нам доработку проектов. Но в целом очень мало игр издаются в том же виде, в котором они были взяты – это нормальный процесс.

14. Можешь рассказать нам о том, над чем ты сейчас работаешь и какие классные игры выйдут с твоей помощью в ближайшее время?

Сейчас я работаю над прекрасной игрой Followers, которая будет на кикстартере через годик-другой. А про другие проекты пока не могу рассказывать) Но игр будет много, и все они потрясные)

15. Подскажи, как не надо разрабатывать игры?

Через силу. Если совсем не идет у вас – лучше займитесь чем-нибудь другим)

16. Что нужно по-твоему сделать, чтобы настольные игры стали еще более крутыми и популярными в твоей стране? Чего не хватает российским настолкам?

Играть) На мой взгляд все уже отлично – проекты вполне себе мирового уровня, за рубежом нас нормально встречают. Хотите помочь индустрии – притащите игры на работу и подсаживайте людей)

img_3721

17. В Питере есть еще один замечательный разработчик – Юрий Ямщиков. У тебя не было идеи сделать что-нибудь вместе с ним или с каким-нибудь другим автором? И в целом как ты относишься к совместным проектам?

Были, даже проект делали, но он заглох после окончания сериала (это был проект игрушки по спортивной игре из Аватар: Легенда о Корре). Сейчас совместно с Юрой, Германом и Денисом делаем проект по Сказкам Старой Руси.

18. Кто из забугорных разработчиков является твоим кумиром?

Прям кумиром нет. Но слежу за творчеством Влада Хватила, Мартина Уоллеса, Ричарда Бриза, Александра Пфистера, Витала Ласерды, Вольфганга Ворша и многих других авторов.

19. Над какими своими проектами ты сейчас работаешь? Именно твои, а не допилы чужих проектов.

Над тем самым дополнением для Смартфона, Сказками старой Руси, еще двумя проектами для издательства Мир Хобби (один чисто мой, один совместно с Андреем Колупаевым), потихоньку обдумываю развитие того самого первого проекта. И еще 4-5 проектов сейчас в пассивной стадии записи идей в заметки.

img_0721

20. Бывает ли у тебя кризис мысли? Когда ничего в голову не приходит, ты заходишь в тупик и понимаешь, что все самое лучшее из настольных идей у тебя было в прошлом году. Если бывает, то как ты с этой хандрой борешься?

Прям такого не было. Но бывали тупики с развитием конкретной игры. Переключаюсь на что-то другое, потом снова возвращаюсь со свежей головой. Еще можно Валере показать – его иногда стреляет на хорошие идеи по развитию)

21. Бывает у тебя такое, что ты распаковываешь новую игру, чужую, играешь в нее и думаешь – «Ну и олеееень, ну кто так делает игры? Фельд уже не тот! Я бы сделал лучше».

Я чуть более мягок и обычно с грустью думаю о моих коллегах по цеху, которым скорее всего не хватило годика-другого на доделки.

22. С кем ты играешь в игры? С кем тестируешь? И вообще есть ли люди, с которыми ты никогда не сел бы за один стол?

Со всеми, кто позовет. Но предпочитаю, конечно, опытных игроков из друзей – у нас сформировались некие ячейки под разные задачи.

23. Почему ты такой добрый? 

Рискну предположить, что так воспитали.

24. Видеообзоры или текстовые обзоры?

Оба два. Главное, чтоб обзорщик понравился.

25. Граникон или Игрокон?

И то, и другое конечно!

26. Расскажи нам историю, как ты связал свою жизнь с Граниконом. Что он тебе дает? Не надоел ли он тебе?

Я предложил его организовать) Он дает много офигительного общения с прекрасными людьми, возможность быстро продать игру издательству по выгодным условиям и посмотреть на лучшее от наших разработчиков. А еще огромный пинок что-то сделать.

img_1209

27. Почему надо поехать со своей игрой на Граникон? Может лучше дома полежать на диване и погрустить?

Чтобы прочувствовать «пульс индустрии» и показать свои проекты профессионалам, посмотреть чужие. Если интересна вообще разработка – это самый настоящий левел ап.

28. Как ты относишься к челябинским настольным играм? Нравится ли тебе их местная Акватика? Ждешь ли ты ее выход так, как ее ждет один добрый челябинский преподаватель?

Строго положительно) Очень нравится и очень жду ее выхода. Без обид другим авторам, но я мечтал поиграть в эту игру еще 6 лет назад (причем тогда и подумать не мог, что приложу к ней руку) – и теперь хочу еще больше! Пока это мой любимый проект, над которым я работал, включая все свои игры.

29. Ты вот доводишь чужие игры до ума, а не было ли у тебя опасений, что когда-нибудь кто-нибудь обидится и скажет – «Ну все, была у меня игра классная, а сделали отстой! Ваня Лашин – @&%!!!»?

Конечно есть! Причем я уверен, что кто-то даже говорит так. Извините, я старался как мог. И всегда готов объяснить, почему все стало так и преклонить голову под отсечение)

30. Ждешь ли ты выхода какой-нибудь игры в этом году?

Жду, и не одной) Конечно, в особенности Акватики, Скайтопии, Сквайера и других игр от знакомых авторов, хоть и не уверен, что они выйдут в этом году.

31. Во что предпочитаешь играть, когда есть свободный вечер? Какие-нибудь конкретные игры или направления, механики?

Мы сейчас играем компанию в Глумхэвен – пожалуй, для меня сейчас игра номер один. А так с удовольствием поиграю в любое новье для меня и забористое евро.

img_0711

32. Самая лучшая и худшая партия в твоей жизни – помнишь такие?

Худшая партия была в ТИ3. 15 часов и жуткий кингмейкинг на последних 9 из них – до сих пор леденят мою душу. Лучшую не смогу выделить – было слишком много крутых. Из последнего запоминающегося — пара партий в Глумхэвен и партии в Декрипто на кэмпе.

33. Чувствуешь ли ты, как растешь в творческом плане? Ваня Лашин 3 года назад и теперь – это разные люди?

Определенно чувствую. Я стал более терпим ко всему и менее идеалистичен. Наверное, самое важное из того, что я понял – это то, что девелопмент процесс бесконечный и очень важно вовремя остановится)

34. Если не настолки, то что?

Кино, сериалы, готовка. Надеюсь, в ближайшее время путешествия)

35. Под какую музыку тебе было бы кайфово играть или придумывать новую игру?

В тишине. Музыка – изредка мелодайс, но в целом тишина ок.

36. Ты бы хотел, чтобы настольные игры стали и твоим хобби и твоей работой? Ты готов посвятить им всю свою жизнь?

Так случилось, что уже стали. Вполне планирую, правда не всю – меня все же не только настольные игры интересуют) Но у нас с ними надолго)

37. Как ты относишься к критике? Например, если кто-нибудь напишет, что Смартфон – это худшая игра в его жизни, играть в него не интересно, а автор дурак. Твоя реакция?

Постараюсь узнать, что именно человеку не понравилось и ответить как-то на его критику, если это возможно. Я стараюсь прислушиваться к критике и отвечать на нее действиями – дополнение к Смартфону, которое было на кикстартере, в основном создано опираясь на критику)

38. У тебя выдался сложный день и тебе нужно выбрать на вечер что-то одно – поиграть в настолку, поесть, поспать, погулять улицам Санкт-Петербурга, провести вечер с подругой=)

Мне надо все из этого в разных дозах)))

39. Спасибо большое, что потратил на меня свое драгоценное время. Я готов был писать вопросы и дальше, но их и так получилось слишком много! Удачи тебе и твоим играм! Увидимся в Питере=)

Тебе большое спасибо за такие интересные вопросы!) С нетерпением жду встречи и новых статей на сайте!)

13 Responses to Интервью с Иваном Лашиным

  1. Ирина says:

    Люблю, Александр, ваши интервью, большое спасибо) И отдельная благодарность Ивану Лашину☺️

  2. timmyfoox says:

    Спасибо за интервью 🙂

  3. Тимур says:

    Спасибо за интервью! Оно мне напомнило, что все-таки надо взять себе игру и поддержать автора и издателя. Надеюсь, дополнение все-таки выйдет и в России, несмотря на невысокие продажи.
    И надеюсь, что ряд потенциально успешных российских разработок «Космодром» также выпустит. Жду.

    • scafandr says:

      Пока, как я понимаю, Космодром больше нацелен на Запад, к сожалению. Для СНГ у него Имаджинариум=)

      • Тимур says:

        Я так тоже понимаю. Хотя задавал вопрос им самим, сказали многое будет зависеть от успеха игр на «Эссене». Так что скрестим пальцы, и, глядишь, нам перепадет хотя бы локализации 😦

  4. Сергей Григораш says:

    Спасибо, интересно! Сам жду доп к Смартфону на 2-3 игрока ибо в основном вдвоём играю

    • scafandr says:

      Если у вас уже есть Смартфон, то это здорово. Я тоже жду. Но больше жду какого-то «мяса» с новыми игровыми эффектами

Ответить на scafandr Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.