Что снится настольщикам? — обзор настольной игры «Сомникум»

Издательство GaGa Games под конец прошлого года выпустило много разных интересных новинок. К их изучению я приступил только пару недель назад (дал немного вылежаться настолкам=)). Начал с Картахены, в которую я давно умел играть, поэтому на изучение потратил немного времени, а следующей игрой выбрал Сомникум, который придумал Константин Домашев (прекрасный человек, между прочим! Очень хочу у него скоро взять интервью).

Игра Константина посвящена снам. И хоть я люблю больше бодрствовать, чем спать, но его настолка мне показалась весьма занятной.

IMG_0179.jpg

Коробка мистера Сэндмена

Итак, откроем же коробку с игрой, чтобы узнать, что приготовили нам «гаговцы».

IMG_0182.jpg

В нескольких отсеках органайзера  лежат карточки двух размеров, 2 крупные деревянные фишки, тканевый мешочек и горсть маленьких кругленьких жетонов. Все картонные компоненты выдавлены за нас, поэтому игрокам останется только вынуть готовые компоненты и сразу играть. Может оно и правильно, если честно. Ни у кого не будет порванных или надломанных жетонов, соответственно будет меньше процент брака, т.к. за качеством пристально следит сам сортировщик.

Мешочек приятный на ощупь, гладенький. Карты довольно плотные. Мое мнение — с качеством все ок.

Учимся восстанавливать сны

Представьте себе, что неожиданно из Сонного Царства пропал Морфей, он же Песочный Человек. Людям ведь не может по ночам не сниться что-нибудь, правильно? Поэтому вам придется поработать за Морфея. Вы — помощники Песочного Человека, и в ваши обязанности входит создание сновидений спящих людей.

IMG_0189.jpg

Сны складываются из карт большего размера. Они делятся на 3 типа — сказки, космос и подводный мир (отличаются фоном и частицами, изображенными на карте). На каждой карте нарисованы от 1 до 3 предметов (частицы). Чем больше предметов изображено, чем меньше очков приносит карта. За очки отвечают звездочки, расположенные в правой части карты.

IMG_0190.jpg

Игра разбита на 3 раунда, в течение которых игроки собирают цепочки из карточек снов. В каждом раунде разыгрывается от 16 до 24 карт (зависит от числа в игроков), которые выкладываются на столе в форме круга. Все мелкие круглые жетоны складываются в мешочек. Перед началом игры каждый игрок получает одну карту цели с символами, за которые в конце игры получают победные очки. В зависимости от очередности хода каждый игрок (кроме первого) берет себе из мешочка несколько жетонов сонного песка.

IMG_0194.jpg

2 деревянные фишки ставятся между картами напротив друг друга. Фишки — это маховики, которые игроки двигают по ходу игры, выбирая себе нужные карты.

IMG_0199.jpg

Ход игрока состоит из трех простых действий.

IMG_0208.jpg

Действие первое (необязательное) — добавление новой частицы на карту сна. Это значит, что на любую крайнюю правую карту, лежащую перед игроком, можно выложить жетон сонного песка с изображением частицы. Этим самым мы добавляем новый символ на карту. Данное действие помогает нам потом присоединить без особых проблем новую карту сна.

IMG_0205.jpg

Действие второе — движение маховика сна (по часовой стрелке) и получение карты сна. Двигать можно любой маховик — хоть белый, хоть черный. Минимальное движение — 1 шаг (одна карта). До трех шагов двигаться можно бесплатно. После трех — за каждый новый шаг нужно сбросить один жетон сонного песка. Карту, на которой вы оставили маховик, забираете себе.

IMG_0211.jpg

Разрыв сна

Действие третье — присоединение карты сна. Вот тут становится очень интересно, т.к. присоединяются полученные карты по особенным правилам. Картой сна можно расширить свое сновидение или углубить его. При расширении полученная карта сна выкладывается справа к уже существующей. Но помните, что на обеих картах должна находится хотя бы одна одинаковая частица сна! Если одинаковых частиц нету, то во сне происходит разрыв (между картами выкладывается жетон сонного песка), что негативно влияет на углубление (а это, поверьте, плохо).

IMG_0213.jpg

При углублении карта сна выкладывается ниже верхнего ряда (всего же может быть только 3 ряда!), при условии, что между картами верхнего ряда нет разрыва. За карты нижних рядов в конце игры получают больше победных очков, поэтому углублять более выгодно, чем расширять.

Раунд заканчивается в двух случаях — карт на столе остается столько же, сколько игроков, или маховики встречаются в одном месте (о нюансах встречи рассказывать не буду). Далее начинается новый раунд — выкладываются новые карты сна, расставляются заново маховики друг напротив друга и т.д.

IMG_0224.jpg

Вместо звездочек на картах может быть нарисован вопросик. Это значит, что игрок может взять случайную карту встреч, которая дарит игроку какую-нибудь полезную возможность (например, можно ходить против часовой стрелки, не платить за четвертый шаг и т.д.).

Чтобы не делать разрывы в снах, можно использовать карты кошмаров, которые встречаются в круге между карт сна на столе. Кошмары — это своеобразные джокеры, которые содержат в себе гораздо больше символов, к которым легче подобрать пару. Но есть у кошмаров один минус — в конце игры они приносят штрафные очки.

IMG_0220.jpg

В конце третьего раунда игра заканчивается и начинается подсчет очков. Игроки получают очки за звездочки на своих картах снов. Звездочки со второго ряда умножаются на 2, с третьего — на три. Стоит отметить, что штрафы за кошмары также умножаются на 2 и 3, поэтому с ними нужно быть осторожнее. Неразыгранные карты встреч приносят по одному баллу. Каждая частица на картах сна игрока, которая совпадает с частицей на карте цели, также приносит по одному очку. Кто в итоге наберет больше всех очков, тот и объявляется победителем.

Пока будильник молчит…

Ну что ж, давайте теперь поговорим об ощущениях, которые дарит нам Сомникум. Думаю, многие из вас подумали, глядя на фотографии, что сия настолка очень похожа на Пэчворк. И действительно — глянув на круг из карточек, можно подумать, что перед нами вариация недавней игры Уве Розенберга. Но на самом деле это не так. Внешне это может быть и Пэчворк, но по игровому процессу это совсем другая игра.

Это игра про сбор сетов. Мы собираем сны, которые приносят очки, но они расположены в строгом порядке, поэтому не любая карта сна легко доступна. Можно взять ближайший сон и нарушить порядок стройной цепочки в своем сновидении, а можно пойти фишкой дальше, потратив дополнительные жетоны, и взять нужную карточку сна, которая ничего не нарушит. Игра заставляет игрока задуматься над своим ходом — как взять нужную карту сна, как ее присоединить к своим рядам, продолжать верхний ряд или начать нижний и так далее. На самом деле продолжать цепочки не так легко, как кажется. Некоторые карты сна содержат только одну частицу, поэтому найти к ней пару на другой карте не всегда получается. В таком случае вам помогут жетоны песка с нужным символом, но и их получить не очень просто. Жетоны песка даются, если игрок делает 1 или 2 шага маховиком. За большее количество шагов жетоны не предусмотрены. К тому же никто не гарантирует, что вытянутый жетон вам обязательно пригодится, ведь вам будет нужен какой-то определенный символ, а вы вытянете другой. А еще снов бывает целых три вида, и это тоже делает игру сложнее.

Задумка у игры очень интересная, и сбор сетов у нее работает прекрасно. Константин Домашев прекрасно все продумал — меньше частиц на карте — больше очков в конце игры, хотите взять нужную дальнюю карту — потратьте жетоны песка, нечего взять — берите кошмары со штрафами. Т.е. легкой прогулки у вас точно не будет. Например, когда я играю в Сомникум, то всегда чувствую кризисность. Как только произойдет стартовая раскладка карт, ты сразу видишь нужные карты и продумываешь, как тебе лучше к ним подобраться. Но расположение маховиков или действия соперников не дают воплотить все задуманное тобой в реальность.

IMG_0214.jpg

Кошмары-джокеры неплохо встроены в игру. Правда, по поводу них у меня есть кое-какие претензии, о которых я расскажу позже. Клево, что эти карты не дают разорваться цепочкам, но достигается это путем потери победных очков. На мой взгляд, это честно.

IMG_0216.jpg

Жетоны песка — классная штука. Мне они очень нравятся. Я вообще люблю механику вытягивания жетонов из мешочка (как это делается в Орлеане, например), испытывая легкую тревогу перед тем, как посмотреть на то, что вытянул. Эти жетоны не приносят победных очков, но они позволяют наполнить карты снов нужными частицами или продвинуть маховик дальше бесплатной отметки. Плюс я опустил один момент в описании правил, когда эти жетоны помогают переключить тему вашего ряда снов с одной на другую. Т.е. был у вас космос, а сбросив жетон можно переключить тему на, допустим, сказку. Мне кажется, это очень здорово придумано.

Углублять сны очень выгодно, потому что за это дается больше ПО в конце игры. Но чтобы качественно углубиться, нельзя делать разрывы в снах. Это еще одно доказательство хорошей продуманности игры.

IMG_0223.jpg

Что мне больше всего понравилось в игре? Я люблю игры на сбор сетов, поэтому идея Сомникума мне пришлась по душе. Двигать маховики, получать карты и делать из них цепочки — все это мне понравилось делать. В игре есть над чем задуматься. Идея жетонов песка очень клевая. Прикольно, что ты можешь сам влезть в карту-сон и изменить ее по своему желанию, добавив туда нужную частицу. Мне это чем-то напомнило раскраски из детства, в которых был готовый фон, оставалось только нарисовать персонажей по своему желанию. Игра позволяет творить, делать собственные сюжеты — это клево=)

Еще мне понравилось, что игра длится недолго. Максимум — полчаса. 3 раунда пролетают незаметно. Может быть мне повезло, но игроки, с которыми я играл, не тупили и довольно быстро выбирали нужные карты, поэтому игровой процесс мне показался динамичным.

Ну а теперь расскажу о том, что мне не очень понравилось.

Сомникум очень требователен к размерам игрового стола. Причем самому игроку довольно сложно спланировать, сколько ему места нужно, т.к. ряды постоянно пополняются новыми картами и их периодически нужно сдвигать влево. Я, бывает, по 3-5 раз за игру двигаю ряды, а делать это очень неудобно, если честно. Автор игры в курсе об этой проблеме, но пока не знает, что можно придумать, чтобы игра занимала меньше места.

В некоторых местах мне были не очень понятны правила. В частности, я несколько раз стопорился на условиях окончания раунда. Что значит «между маховиками больше нет карт»? Почему, чтобы закончить раунд, нужно сделать 1 или 2 шага (но не 3 или больше?)? Что такое «пустой оборот жетона»? Может быть в правилах немного не хватает картинок, с которыми было бы легче понять, как правильно играть.

Иногда так получается, что карты вроде на столе есть, а взять нечего. Если честно, это иногда подбешивает. Например, я хожу первым, у меня 0 жетонов. Делаю ход, жетонов не получаю, а в следующий ход я не могу взять ни одну карту, не делая разрывов, потому что жетонов песка у меня нету (чтобы проскочить дальше), а первые карты сна возле маховиков мне не подходят. Или, например, в конце раунда остаются тупо одни кошмары. Поэтому приходится тратить ходы на то, чтобы быстрее завершить раунд, а не прокачать свои сновидения. Скажем так, немного обидно бывает, когда нужные тебе карты уходят сразу, а остается какой-то хлам, который трудно без проблем у себя пристроить. В данным моментах игра не дает развить твои сны, а наоборот сунет палки в колеса.

IMG_0221.jpg

Кошмары аки джокеры придуманы клево. Но если на столе лежит 6-7 никому ненужных кошмаров, то это уже не очень клево. Я бы лучше кошмары сделал всегда общедоступными — если тебе нужно связать сны, ты гарантированно можешь взять из стопочки карту кошмара, но будь добр получи в конце игры за это штрафные очки. В этом случае игра бы не тормозила, как мне кажется. Т.е. кошмары служили бы хорошей связующей, а не выбоинами на дороге маховиков.

Для подсчета очков было бы здорово видеть в коробке специальный блокнот, т.к. считать ПО не очень удобно — очень много сложений и вычитаний.

Карты встреч мне показались неоднозначными. Пока я это сбрасываю насчет своей неопытности в Сомникуме. Карта сна может иметь как звездочки (ПО), так и символ карты встреч. Если ПО — это всегда однозначно полезная штука, то карта встреч тянется случайно, и она может быть как клевой, так и не очень. Если повезет — встречи будут радовать, т.к. среди них есть очень полезные и крутые штуки. Например, четвертый шаг становится бесплатным или можно получить ПО в конце игры за свои жетоны песка. А есть и такие встречи, которые срабатывают только при определенных условиях, которые могут и не произойти в текущей партии. На мой взгляд, было бы хорошо, если бы встречи можно было добавлять в продвинутой версии игры, а без встреч играть по простым правилам. Правда, пообщавшись с автором, я узнал, что на самом деле встречи — это прогрессивной метод достижения победы, которым пользуются большинство игроков. Наверное, мне надо больше поиграть, чтобы постичь этот дзен=)

IMG_0236.jpg

Ну и последнее, что меня тревожит — это арты. Первый раз я увидел игру летом 2017 года на Граниконе в Питере. Антон Сковородин из ГаГи показал свежеотпечатанный экземпляр игры, в который нельзя было поиграть, но посмотреть — это пожалуйста. Если просто смотреть на карточки, то вроде все вполне симпатично нарисовано. Интересно, необычно. Кислотные задники, черно-белые частицы — стильно, модно, молодежно. Но когда я поиграл в Сомникум, то мое мнение изменилось. Знаю, что некоторым людям арты кажутся милыми и хорошими, но я отношусь к тем, кто тупит, когда смотрит на карты. На мой взгляд, в настольных играх элементы на картах должны сильно выделяться, а не бледнеть на фоне заката. Некоторые рисунки мне понятны и милы — осьминог, русалка, кит, например. А некоторые путаются в одной серой массе. Особенно в этом плане выделяются карты кошмаров, на которых вообще непонятно, что нарисовано. Повторюсь, что это очень субъективный момент. Некоторым арты нравятся. Мне они тоже нравятся, но отдельно от игры. В самой же игре я бы предпочел увидеть другие, более ыразительные картинки. Извините.

Итог

Сомникум оказался неплохой игрой на сбор сетов от российского автора. Правила несложные, партии проходят быстро — все это характеризует игру как достойный филлер. Правда, без шероховатостей не обошлось, но тут стоит учесть, что все-таки это одна из первых изданных игр Константина Домашева, которая показывает довольно неплохой потенциал талантливого автора.

Игру можно посоветовать игрокам, которые любят несложные быстрые игры с хитрым гейплеем. Я игре ставлю 7 баллов из 10. Часто играть в нее, наверное, не буду (может быть из-за артов?), но с новичками-настольщиками она должна заходить отлично.


Страница настольной игры Сомникум на сайте издательства GaGa Games

IMG_0233-2.jpg

3 Responses to Что снится настольщикам? — обзор настольной игры «Сомникум»

  1. Yury Yamshchikov says:

    Саша, спасибо за обзор! Мне игра очень нравится еще со времен раннего прототипа. А к графике отношение менялось в обратном порядке: когда увидел на Граниконе — не очень понравилась, а потом привык и сейчас даже вижу некоторый шарм, тем более, что она здорово выделяется на фоне остальных игр.

    • scafandr says:

      Мне всегда интересно следить за реакцией людей, которые состоят в Гильдии. Вы ведь давно играли в эти игры, видели, как она менялась. А мы уже видим готовый продукт. Мы не можем оценить, как игра поднималась по этапам. Если не ошибаюсь, Сомникум вообще состоял сразу из карточек со словами. Арты уже потом появились

      • Yury Yamshchikov says:

        Да, в начале были именно слова, но, если я не путаю, то ради языконезависимости и эстетики решили их заменить на картинки.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.