Как шпионы мир делили — обзор настольной игры «Агенты. Щит и Меч»

Холодная война — политический термин, связанный с 1946-1990-ыми годами, но у меня есть такое ощущение, что эта война никогда и не заканчивалась (по крайней мере в наших широтах). Холодная война — это когда «там» все дебилы, а мы молодцы. Мы (без разницы, в какой части мира находимся) главнее, мы круче, поэтому надо их (все, кто живет не с нами) контролировать, чтобы они не распоясались и не наделали бед.

Настольная игра Агенты. Щит и Меч (далее просто Агенты), сделанная руками российских авторов, позволяет нам сыграть за управление внешней разведки одной из крупных стран. И даже если вам не импонирует серьезная тема данной игры, я все равно рекомендую ознакомиться с моим обзором, потому что геймплей этой настолки может показаться вам интересным.

img_3372

Состав

Игра поставляется в большой коробке, он же бигбокс. И я не могу сдержаться, чтобы сразу не написать о том, что размер коробки значительно больше, чем ее содержимое. Внутри вы найдете толстенькие планшетики игроков и такие же толстенькие карты регионов, колоду карт агентов и секретных миссий, мешочки для жетонов и кучу маленьких жетонов денег и агентов.

img_3378

Жетоны лежали в коробке невыдавленными (но все отпанчилось отлично), а все остальное было аккуратно расфасовано по пакетикам. Качество компонентов очень хорошее — ни заусенцев, ни зазубрин я не нашел. В качестве Звезды можно не сомневаться.

Шпион

из мешка выйди вон

В этой игре нужно бороться за контроль над территориями (например, есть СССР, Северная Америка, Западная Европа, а также целые сектора, состоящие из нескольких регионов). Основная механика игры — это вытаскивание жетонов из мешочка и размещение их на планшетах территорий. Но прикол игры заключается в том, что достать вы можете не только своего агента из мешочка, но и чужого.

img_3381

В Агентах довольно простые правила, но довольно муторный подготовительный процесс. Каждый игрок перед игрой выбирает себе разведслужбу, за которую планирует играть, и все сопутствующие ей компоненты — планшет, жетоны агентов и жетон влияния домашнего региона (например, если вы выбрали КГБ, то вы имеете влияние на СССР). Исходя из количества играющих (3 или 4 игрока, но также можно и играть вдвоем (я не советую, правда=))) на стол выкладываются несколько секторов, состоящих из нескольких карт регионов. Каждый регион и сектор получает свой жетон, за которые будут бороться игроки.

img_3391

Дальше начинается немного нудная часть — нужно отделить все полученные жетоны по стопочкам (с темным фоном в одну стопку, с белым фоном в другую), положить 3 случайных жетона с белым фоном на пустые ячейки своего региона, потом положить себе в мешочек 3 случайных своих агентов и по 1 случайному жетону с белым фоном в мешки соперников. В итоге перед каждым игроком должны лежать 7 закрытых жетонов агентов, которые также являются счетчиком раундов. Получив из банка 3 доллара и карточку секретной миссии, можно начинать играть.

img_3393

Игровой процесс очень простой и приятный. В свой ход игрок выполняет по пунктам 5 несложных действий. А именно:

  1. проверка условия победы. Если у игрока на начало раунда 5 и более победных очков, то он побеждает в игре. Очки дают жетоны регионов и секторов, карточка секретной миссии, а также каждая успешная ликвидация чужого агента дает 0,5 очков;
  2. внедрение одного своего агента в чужой мешок. Агент берется из тех самых закрытых жетонов, лежащих перед игроками, а подложить его можно любому игроку. За 1 доллар можно положить дополнительно в тот же мешок один из своих открытых жетонов агентов (с темным фоном);
  3. дислокация агента из своего мешочка. Достаем жетон из своего мешочка и выкладываем его на любую свободную ячейку любого планшета региона. Агент может попасться свой, а может и чужой. За 2 доллара в регион можно выложить жетон своего дипломата (другие игроки никаким образом не могут убрать его из региона);
  4. проведение операции. Их существует 4 вида: получить по доллару за каждого своего агента в активном регионе (это тот регион, в который вы положили жетон из мешочка во второй фазе); посмотреть до 3 агентов в активном регионе; переместить жетон своего агента из любого другого региона в активный регион; перевернуть закрытый жетон агента соперника в активном регионе (если там информатор (печатная машинка), то жетон возвращается в мешок владельца, а вы берете карту агента с полезным свойством; если же там оперативник (пистолет), то жетон остается лежать в регионе в перевернутом состоянии, а карту агента получает владелец жетона);
  5. получение оперативной сводки. Выполняя действия, вы меняете ситуацию в регионах. Жетоны влияния перераспределяются исходя из того, кто владеет регионами и секторами (чьих жетонов больше, тот и владеет регионами и секторами).

Хочу отметить, что карты агентов бывают двух типов — с постоянным и одноразовым эффектом. Свойства карт помогают лучше внедрять своих агентов в регионы или убирать чужих агентов, которые мешают вам доминировать на поле.

img_3407

Также конец игры может наступить и по-другому. Например, игра затянулась, никто не набрал 5 очков, а закрытые жетоны агентов у всех закончились. В этом случае просто побеждает тот, у кого будет больше ПО.

Собственно, это все, что можно сказать о правилах игры. Ах да! Еще у каждой стороны конфликта есть свое уникальное свойство, которым можно пользоваться во время игры.

Впечатления

Об этой игре я узнал несколько лет назад, когда побывал на Граниконе в 2017 году. Тогда она находилась на финальной стадии разработки и ее авторы, Николай Золотарев и Ян Егоров, искали издателя. Помню хорошо, что за столом, на котором раскладывали Агентов, постоянно было столпотворение. Это хороший признак того, что игра достойная. Правда, я как-то тогда не сильно ею проникся. Когда я сначала увидел планшеты регионов и узнал, что эта игра посвящена шпионской тематике, то мне сразу стало очень интересно, т.к. в голове возникли параллели с Twilight Struggle. От игры я ждал только тяжеловесного геймплея. Или хотя бы чего-то среднего по сложности. Сыграть у меня так и не получилось, но я несколько раз подходил к столу, чтобы посмотреть, как играют в Агентов другие ребята.

img_3383

И тогда, честно говоря, у меня было легкое разочарование от того, что игра оказалась проще, чем я ожидал. Я хотел хардкора, а получил филлер про рандомное вытягивание жетончиков из мешочка.

Но который раз я уже себе пытаюсь втемяшить, что заочно никогда нельзя делать выводы. Когда я сел потом за игру, когда она была уже издана Звездой, то мое мнение об игре изменилось в гораздо более лучшую сторону.

img_3388

Если рассматривать Агентов глобально, то перед нами настольная игра про мажорити. Наша задача — иметь большинство в как можно большем количестве регионов. Но реализовано это весьма красиво и занятно — через вытягивание жетонов из мешочка. Как бы хочется сказать, что это бэгбилдинг, но когда я говорю бэгбилдинг, то имею в виду Орлеан или Альтиплано. Здесь же суть мешочка несколько иная. Мешочек служит рандомайзером, вносящим сумятицу в игровой процесс. Безусловно, круче всего, когда вы вытягиваете жетон своего цвета, который можете выложить в нужный вам регион и либо получить там преимущество, либо провести выгодную операцию. Но вот когда вытягиваешь чужой жетон, то тут же начинают активно закипать мозги, т.к. приходится просчитать кучу вариантов, куда лучше выложить чужого агента, чтобы и себе помочь, и другим насолить. И эти продумывания вариантов мне очень-преочень нравятся.

Понимаете, практически любой новый жетон на поле может сильно изменить ситуацию. Например, нарушается численность жетонов в регионе, потом вы успешно ликвидируете чужой жетон и контроль над сектором переходит к другому игроку или же становится ничейным. Получается что-то в духе перетягивания каната, когда игроки, видя, что у кого-то уже есть 4 жетона, начинают активно его прессовать, чтобы перетянуть канат на свою сторону.

img_3396

Во время первой партии мне вдруг открылся дзен на жетоны дипломатов и жетоны оперативников на темном фоне. На Граниконе я не особо понял, почему одни жетоны бросаются в мешочек каждый ход, а другие просто лежат рядом. Оказывается, дипломаты попадают на планшеты за деньги, а оперативники с темным фоном идут в мешки при определенных обстоятельствах (например, когда у вас пустой мешочек). Т.е. на самом деле все просто и понятно. У меня практически не возникло никаких проблем с правилами.

Когда я читал про Агентов на других ресурсах, то там чаще всего упоминали бэгбилдинг и трудность принятия решений. Я же отмечу еще блеф и мемори. В этой игре можно читать по лицам других игроков, что они вытянули из мешочка (пистолет или пишущую машинку). Можно блефовать, выкладывая жетон в такие регионы, борьба в которых практически на нуле, а потом тащить свой жетон из другого региона и выкручивать напряженность в активном регионе на максимум. В Агентах очень много моментов, которых нужно запоминать — какие жетоны и куда вы выкладывали, какие жетоны смотрели, какие жетоны перемещались. Во время моих игровых партий у нас было много забавных ситуаций, когда игрок смотрел 3 жетона, а потом забывал, какие из них какими были, эпично нарываясь на пистолет во время проведения операции.

img_3420

Мне кажется, что в Агентах даже как-то слишком много элементов мемори. Победить ведь хочется, а значит нужно запоминать, что ты выкладывал и что смотрел. Можно играть и наобум, но это это вряд ли приблизит вас к победе=) Но если вам нравится таинственность перевернутых жетонов, игра вам должна принести много положительных эмоций.

О полезности игровых денег я стал задумываться только уже где-то во второй партии. Мне очень понравилось, как в Агентах реализована механика траты баксов. Можно закидывать больше жетонов в чужие мешки, можно размещать «неубиваемых» дипломатов. Деньги заканчиваются быстро, но тем ценнее способ их получения.

img_3405

Карточки агентов показались мне забавными, но не все они мне одинаково интересны. Благо, когда вам выпадает случай взять их в руку, то вы берете 3 карты агентов и выбираете из них одну. Я специально не считал, но вроде бы все карты встречаются в колоде по несколько раз, так что сильно большой вариативности не наблюдается.

img_3403

Секретные миссии… Они добавляют игре особую загадочность. Никто не знает, в какой момент игры у вас может оказаться 5 очков. Вполне неожиданно может оказаться, что кто-то вдруг выиграл, ибо занял регион, отмеченный на карте миссии. Правда, по ходу игры более-менее заметно, кто куда пытается пролезть своими агентами (и вероятно, что его миссия там и скрывается).

img_3401

Свойства сторон мне не показались чем-то выдающимся. Какие-то более интересны, какие-то менее. Я пришел к выводу, что без уникальных свойств, когда все равны, мне играть интереснее. В правилах так и написано, что первые партии можно играть без свойств, а дальше играйте как вам угодно.

Реиграбельность. Она в первую очередь заключена в случайности вытягивания жетонов агентов. В каждой новой партии у вас будут жетоны распределяться по-разному. Поэтому если игра зацепит, играть можно долго и с удовольствием. Но каких-то иных инструментов для изменения каждой новой игры в Агентах, к сожалению, нету.

Количество игроков. Я рекомендую играть вчетвером. Втроем играть тоже можно, а вот вдвоем, имхо, лучше не стоит (играть можно, но не так интересно).

img_3408

Если вы спросить меня, чем мне так понравились Агенты, то я отвечу так: в первую очередь тем, что в этой игре очень быстро меняется ситуация на поле и практически каждое твое решение имеет большую силу. Далее — интересно вытаскивать жетоны из мешка и подкладывать своих агентов в чужие мешки. Можно блефовать, много мемори. Интересно угадывать жетоны при ликвидации чужих агентов. Игра протекает очень быстро и после одной партии можно тут же сыграть еще раз. Хорошее качество компонентов.

Теперь давайте перейдем к тому, что мне не очень понравилось. Если честно, тут сильно много я написать не смогу. Самое первое, что мне приходит на ум, это большой размер коробки. Конечно, это не критическое замечание игре, так как от размера коробки она не становится хуже или лучше. Просто глядя на бигбокс кажется, что внутри спрятана длинная сложная игра, а по факту это филлер.

img_3409

Оформление в игре не крутое, но и не слабое. Мне нравятся, как оформлены планшеты, а вот жетоны мне показались довольно скупыми на красоты. Общий стиль игры неплохой, но и не особо запоминающийся. Я не могу сказать, что коробка может продать мне игру. Собственно, как и тема игры. Меня никогда особо не интересовала шпионская тема, но какое счастье, что я все же решил поиграть в эту игру и она принесла мне много позитивных эмоций. Тема игры на самом деле могла быть абсолютно любой. Просто долгое время Звезда искала игру под их тему и арты, и к великой радости обоих сторон пути авторов Агентов и сотрудников Звезды сошлись.

Еще хочу заметить, что в моей копии один, если не ошибаюсь, лист был вырублен не с той стороны. В итоге некоторые жетоны имеют вырубку с другой стороны. Если играть с внимательными игроками, то можно заранее знать, что находится на обратной стороне жетона, потому что они помечены вырубкой.

img_3411

Мне очень хочется написать о том, что Агенты — реально клевая настолка. Хотя понимаю, что хвалить нужно правильно, находить правильные слова, а не просто хайпить. К тому же на днях на местной барахолке я увидел объявление о том, что кто-то продает эту игру. И я сразу же задумался, чем эта игра может не понравится этому человеку, который решил избавиться от Агентов. Может быть ему не понравилась механика вытягивания агентов из мешочка, может быть не нравится запоминать, что скрыто под жетонами, может быть не понравились арты. Я не знаю. Но как же здорово, что в моей игровой компании Агенты зашли. Я могу спокойно играть в эту игру и не париться о том, что кому-то где-то игра не нравится.

Мне не очень хочется сейчас перехваливать игру и ее авторов, тем более, что по моей шкале оценок я бы ей поставил что-то около 7,5-8, а не 10 баллов, но безусловно я не могу не отметить интересную идею игры и ее отличную реализацию. Это очень хороший филлер, который почему-то скрывается в большой коробке, а не в коробке поменьше. Не знаю, что есть в настольном мире очень похожего на эту игру (можно вспомнить любой area control, например, Этнос), но как по мне, то в Агентах много уникального. Стоит же игра в магазине ровно столько, сколько она и должна стоить.

img_3415

Рекомендую попробовать эту интересную новинку российского игропрома, а ваши впечатления буду рад прочитать в комментариях! И да — очень жду дополнения! Хотя и без него Агенты играются очень приятно=)


Страница настольной игры «Агенты. Щит и Меч» на сайте издательства Звезда

img_3419

Реклама

4 Responses to Как шпионы мир делили — обзор настольной игры «Агенты. Щит и Меч»

  1. Yury Yamshchikov says:

    Я бы назвал «Агентов» антибэгбилдингом — задача правильно закидывать не в свой мешок, а в чужие 🙂
    У нас игра здорово зашла, при том, что это не совсем мой жанр — игра больше про перетягивание каната, а не построение движка, как я люблю.

    • scafandr says:

      Вот-вот, ты очень правильно написал мои ощущения на момент незнакомства с игрой. Не построение движка, а перетягивание каната. Но при этом игра хорошо работает, правда же? Хорошая игра для отдыха от евриков=)

  2. WindUpBird says:

    Нужно промо-карта агента «Красный воробей» 18+😆

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: