Симулятор польского портного — обзор настольной игры «Прет-а-Порте»

Настольных игр про шитье, моду и выкройки не очень много. Как показывает практика, вспахивать огород в Средневековье настольщикам нравится чуть больше, чем придумывать дизайны одежды. Тем не менее хватает смелых издателей и авторов, которые двигают тему моды в массы. Например, таким издателем является Звезда, которая сначала выпустила Рококо (как же я жалею, что не сумел купить эту игру на распродаже остатков), а в прошлом году она порадовала нас игрой «модной» игрой Прет-а-Порте.

Игру эту придумал многим знакомый польский автор Игнаций Тшевичек. Сначала в 2010 году он ее издал на польском языке, потом через год было второе издание на английском, а то, что предлагает сейчас Звезда — это самое свежее переработанное, обновленное издание.

Открывая коробку, я надеялся, что уж теперь-то я точно научусь орудовать иголкой с ниткой!

Набор для кройки и шитья

Сразу видно, что Прет-а-Порте — солидная игра. Коробка тяжелая, внутри нее вы найдете море картона, которому могут позавидовать многие уважаемые еврогеймы. Для ведения успешного модельного бизнеса вам понадобится большое игровое поле, планшеты игроков, карточки дизайна, контрактов, зданий, работников, карточки кредитов и ссуд, огромное количество картонных жетончиков и деревянных фишек.

Наполнение коробки, скажу вам честно, меня порадовало. Все очень красивое, добротно сделанное, качество на высоте. Не зря сделали редизайн, очень не зря!

Искусство вдевать нитку в иголку с первой попытки

Итак, о чем же эта игра? В отличие от Рококо, Прет-а-Порте совсем не про то, как шить платьишки и брючки. Эта игра про ведение дизайнерского бизнеса, которая предлагает вам развить свое дело за 12 раундов. Вам предстоит нанять команду, арендовать здания под офис, покупать лекала, шить костюмы, показывать их на международных выставках и продавать успешные модели за большие деньги.

Играть вы будете один игровой год, который разбит на 12 частей. Но более правильно будет сказать, что на самом деле частей не 12, а 4, каждая из которых состоит из подготовки к показу мод и непосредственно самого показа. то есть январь-февраль готовимся, в марте показываем, апрель-май готовимся, июнь показываем и т.д.

На начало игры у каждого игрока будет свой планшет, 40 денежных купюр, 3 фишки действия и 2 стартовые карточки с дизайном одежды.

Раунды создания коллекций и показа мод отличаются друг от друга, поэтому о каждом из них я расскажу отдельно.

Перед раундом показа мод всегда идут два раунда создания коллекций. В этих двух раундах мы активно взаимодействуем с игровым полях, выставляя на него по очереди жетоны действий.

Раунд создания коллекций разбит на 4 фазы.

В фазу планирования игроки выставляют свои фишки действий на ячейки поля (происходит так называемый action selection, т.е. выбор действий). На некоторые ячейки можно выставить ограниченное количество фишек, поэтому кто первый встал, того и тапки.

Во вторую фазу отыгрываются все выбранные действия, начиная с первой локации и заканчивая последней, девятой.

В первой локации (Банк) можно взять деньги в кредит. Денег в этой игре всегда не хватает, поэтому если у вас совсем туго с ними, а покупать что-то хочется, то лучше взять кредит (хоть и потом его обязательно придется выплатить с процентом).

Вторая, третья и четвертая локации — это места, в которых можно набрать карточек-помощников (контракты, здания и работники). Все эти карты потом располагаются рядом с планшетом (слева, справа и внизу — зависит от типа карт). Работники и контракты бесплатные, за здания же нужно платить. Контракты действуют только 2 раунда, после чего выходят из игры. Здания и работники увеличивают ваши затраты на их содержания. Т.е. чем больше у вас будет таких карт, тем больше денег придется тратить в конце раунда.

Все эти типы карт дают игроку полезные свойства. Например, удешевляют наем работников или покупку других карт, дают за что-то деньги, приносят жетоны престижа или качества и т.д. От грамотного подбора этих карт зависит ваш шанс на победу.

Пятая локация содержит карточки дизайнов. У каждой карты дизайна есть свой тип (различается по цвету). На таких картах написано, сколько нужно потратить ткани (какого цвета), чтобы пошить одежду, сколько такая карта приносит денег и какие дает бонусы.

Шестая, седьмая и восьмая локации предлагают вам купить материалы для пошива одежды. Различаются они стоимостью и предложением. Например, у местного производителя можно купить сколько угодно материала одного цвета и получить в качестве бонуса жетон качества. На складе материалы стоят дороже, купить там можно только разные по цвету материалы в количестве 1 шт., плюс бонусом идут 2 жетона качества. Самые дорогие материалы — импортные — купить там можно только один цвет, но в довесок идут целых 3 жетона качества.

В девятой локации можно взять на выбор либо 2 жетона качества, либо 1 жетон пиара, либо 1 жетон тренда, либо 5 денег наличкой.

Третья фаза — фаза развития. Мы можем перевернуть некоторые свои карты на обратную сторону, заплатив за это деньги. Улучшенные стороны дают более крутой бонус.

Четвертая фаза — фаза затрат. Придется платить по счетам! За каждого работника и здание придется платить деньги в банк. Если не хватает — придется брать ссуду, которая больно бьет по кошельку (дает 20 денег, а возмещать придется целых 28!).

Раунд показа мод имеет совсем другие фазы.

В первой фазе мы меняем полученный за прошлый раунд престиж на победные очки.

Во второй фазе мы выбираем, какую коллекцию будем использовать в дефиле. Эти карточки должны быть в одном стиле! Т.е. иметь один цвет. Также у игрока должны быть материалы (т.е. жетоны) для пошива всех выбранных карт одежды.

В третьей фазе мы получаем вознаграждения за наши труды. Награждения проходят по нескольким категориям — качество, тренд, пиар и количество карточек дизайна. Причем в каждом раунде показа мод количество категорий будет уменьшаться!

Вознаграждения происходят очень просто. Возьмем, к примеру, качество. У кого из игроков больше жетонов качества, тот и берет первое место. Соответственно определяются второе, третье и четвертое места. Чем выше место занимает игрок, тем больше жетонов престижа он получает (как мы помним, в следующем раунде показа мод мы обменяем эти жетоны на ПО). Аналогично смотрят количество жетонов тренда и пиара, а также карточек дизайна в коллекции.

В четвертой фазе мы сначала получаем деньги за престиж (умножаем количество полученных жетонов престижа на количество карт в дизайне и берем столько денег из банка), потом продаем коллекцию (сколько стоит одежда, написано на карте; материалы, потраченные на ее пошив, уходят в сброс). Также в конце этой фазы сгорают все жетоны качества, тренда и пиара (да, придется все копить заново).

В пятой фазе нам опять необходимо платить всем нашим работникам и оплатить аренду зданий.

В конце 12-го раунда происходит финальный подсчет очков и определяется по итоговому результату победитель.

Суровые будни модельера

Вы, возможно, как и я, будете удивлены, что игра про моду Прет-а-Порте на самом деле не про шитье одежды и показ мод, а про экономику и бизнес. Я до знакомства с игрой знал о ней не очень много. Мне доводилось читать истории создания игры, как Тшевичек ее перерабовал, немного осовременил, я знал, что первая редакция не сразу нашла путь к сердцам настольщиков. Но я все равно думал, что в этой игре нам больше нужно заниматься именно дизайном. А на самом деле мы выступаем тут в роли директора фирмы, которому нужно нанять работников, арендовать офис, купить материалы и дизайны одежды и т.д. Здесь мы скорее управленцы, чем творцы. И главная наша задача — грамотный подбор карточек, чтобы они между собой отлично работали и приносили максимальную прибыль.

В основе игры лежит 2 механики — выбор действий и не сильно массивный таблобилдер. Под не сильно массивным я имею в виду то, что карточек перед игроком может лежать не очень много, как обычно это бывает в такого рода играх. Карты четко располагаются по областям вокруг планшета, поэтому вы всегда знаете, что вот здесь временные действия на картах, тут постоянные.

Мне понравилась идея, что карты контрактов работают только 2 раунда, причем во втором раунде карты переворачиваются на другую сторону, которая содержит более слабое свойство. А карты зданий и работников на обратной стороне наоборот имеют более сильное свойство, но за поворот этих карт нужно заплатить. Вы сами решаете, стоит ли тратить на апгрейды деньги, которые достаются большим трудом, стоит ли расширять штат сотрудников.

Ваша основная задача состоит в грамотном подборе карточек, чтобы они между собой отлично комбились. Это действительно очень важно, потому что можно брать все подряд, а потом страдать от того, что карты есть, а пользы от них нету. Карты в игре встречаются очень разные, при этом, как мне кажется, среди них есть как очень крутые, которые всем одинаково полезны, так и довольно специфические, которые нужны только в определенной ситуации. Вам придется «охотиться» за классными картами, которые вам отлично подходят, чтобы их не забрал кто-то другой. За ячейки на игровом поле будет идти нешуточная борьба. Дилемм будет море — закупиться дешевым материалом или взять карточку контракта? А может взять здание? Но денег нет, поэтому придется брать кредит… Брать, к примеру, работника, чье действие вам не подходит, это значит постоянно потом платить зарплату за ничто. Так делать категорически нельзя!

Карты на новый раунд попадают на ячейки поля из колоды всегда строго в конце последнего раунда. Если кто-то взял карту, на ее место новая карта не выкладывается (до начала следующего раунда). Из-за этого очень часто возникают ситуации, когда вроде карты есть, а взять особо и нечего. Очень жалко, что нельзя докладывать карты или брать их вслепую (хотя бы!). Правда, с картами дизайна чуть проще, т.к. есть такие карточки, которые позволяют брать карты дизайна с колоды. Но это казино, если честно. Повезет-не повезет. По сути вся игра основана на том, что повезет вам с картами или нет. К примеру, сопернику могут идеально лечь карточки, и у него очки и жетоны попрут как из рога изобилия. И сделать с этим ничего нельзя, к сожалению.

Собственно, возможность собрать хилый механизм может понизить вашу оценку игре. Допустим, если вы к третьему показу мод видите, что денег у вас немного, соответственно материалов у вас всего чуть-чуть, на пошив кучи одежд рассчитывать не приходится, а из доступных карт на поле все какое-то такое себе, то быстро исправить это практически невозможно. Игра довольно кризисная, и она моментально наказывает игрока за просчеты и ошибки. Если ваш движок проигрывает движку соперников, вам точно придется забыть про победу. В лучшем случае посоревнуетесь за второе место. При этом к середине игры уже четко видно, у кого все идет гладко, а кто еле выживает в суровых условиях модного бизнеса. Успех вашей компании строго зависит от того, как вы провели предыдущую выставку. Успех на показе даст вам хорошую прибыль, которую можно потратить и на новый дизайн, и на работников, и на здания, и на дорогие материалы. Если у вас все было плохо, то у вас будет прямая дорога в банк за кредитами. А это, поверьте, совсем не передовой путь к победе. Потому что пока ваши соперники тратят сразу действия на плюшки, вам придется потратить действие на взятие кредита, который хоть чуть-чуть поможет вам в подготовке к новому сезону.

А концовка игры так и вовсе может снести огромной волной очков, т.к. все накопленные деньги за последний показ вдруг превращаются в победные очки. У вас могло быть 60 очков, а потом фух — и у вас +200. Поэтому заранее предсказать лидера довольно сложно. Только если у вас не такая ситуация, когда кредиты не берет только один человек. В таком случае победитель будет известен заранее. Такой спурт на финише выглядит весьма забавно. Обычно в играх или в самом конце происходит начисление, или более-менее все набирается ровно по ходу игры. В Прет-а-Порте в конце всегда будет нежданчик.

В этой игре очень важно готовиться к показам заранее. Т.е. на текущем этапе нужно думать уже про следующий, потому что все жетоны, которые вы копили два раунда подряд, в третьем сгорят, и вам все придется копить заново. Снова покупать материалы, снова искать дизайны одежды под определенный стиль. Все, что вы успешно делали до этого, вы продали и конвертировали в очки. И если у вас нет в новом раунде никакой заначки в виде пары карт дизайна или горстки материалов, то стартовать будет несколько сложнее. Гораздо проще, если у вас что-то остается с прошлых раундов. Так что девиз «здесь и сейчас» в этой игре не особо работает.

Для меня пока остается острым в этой игре вопрос «как догнать лидера?». Такое ощущение, что никак. Тут ведь такая ситуация, что если у тебя все прет, классные карты, классные комбы-вомбы, ты в итоге имеешь хорошую прибыль, которую потом вкладываешь в развитие бизнеса и получаешь еще большую прибыль. Как сделать так, чтобы тому, у кого все хорошо, стало все плохо? Никак. Только если он сам себя не обманет и не сделает какую-нибудь ерунду. Честно говоря, такое мне не очень нравится в настольных играх, но ничего не поделаешь. Например, часто в такого рода играх лидер начинает ход последним, или действий у него становится меньше. В Прет-а-Порте ничего такого нету.

Партия занимает около 2-3 часов. При этом 2 часа — это смелая цифра для опытных игроков. Если тупить или еще кому-то объяснять правила, то смело можно играть часа 4. Опять же кому-то может показаться, что играется слишком долго вопреки всему тому, что есть в игре. Создается это впечатление из-за того, что в этой игре много мелких автоматических действий. Типа, постоянные периодические оплаты за наемных работников и аренду помещений, обновление поля, выдай жетоны-забери жетоны. Т.е. хватает таких моментов, в которых не думаешь над игрой, а просто тратишь время на какую-то обязаловку. И за счет этого время партии удлиняется. Плюс может показаться скучным, что подготовительных раундов много и все они идентичные — выставил фишки, получил карты-жетоны, заплатил деньги в банк, убрал фишки.

Также из-за того, что игра весьма критична и сложна по стратегии, любители игр попроще могут отсеяться. Здесь я могу привести пример Агриколы, в которой можно уйти в минус, если что-то не так делать, из-за можно сильно расстроиться. Прет-а-Порте тоже кризисная игра. Нет денег — беда. А их нет практически все время. Если вы любите купаться в золоте и возможностях, то это немного другая игра. Тут как раз таки в том и суть, чтобы суметь выжить в кризисных ситуациях. Весьма жизненная игра, кстати=)

Помню, что первую редакцию очень ругали за отвратительно написанные правила. Я те правила в глаза не видел, поэтому не могу оценить работу по модернизации игры. Но все равно хочу сказать, что Тшевичек есть Тшевичек, и как бы он ни старался, все равно правила у него выходят так себе. В Прет-а-Порте я тоже находил сложные и непонятные для себя места, ответы на которые искал на БГГ или несколько раз внимательно читал, чтобы понять написанное. Имхо, Тшевичек до сих не умеет писать правила.

Тема в игре передана на отлично. И для меня это один из главных плюсов игры. Дело в том, что в этом плане у Прет-а-Порте практически нет конкурентов. Считается, что тема моды в настольных играх абсолютно не востребована. Как и космос (сарказм mode on), она плохо продается. И тут я снимаю шляпу перед паном Тшевичеком за его смелость. По сути, он через пару лет мог сделать редизайн игры, перенеся ее в другой сеттинг, но вместо этого он решил все оставить, как есть, отредактировав только геймплейные и иконографические моменты. Скажу честно, что мне тема показалась свежей и не избитой. А оформление игры просто выше всяческих похвал — очень стильное и запоминаемое. Мне очень нравится, как художник отрисовал арты и оформил игру. Модно, стильно, молодежно.

И если внешне игра сразу бросается в глаза, а тема щекочет ваше любопытство, то суровый геймплей таки может оттолкнуть вас от игры. Честно скажу, что не могу рекомендовать эту игру всем подряд. Она все-таки на любителя. В моей компании мнения разделились. Такого, чтобы игра прям сильно-сильно кому-то понравилась, не было. Либо говорили, что игра вполне неплохая, можно играть, либо говорили, что больше за нее не сядут. Да, геймплей все-таки немного специфический, отдает стариной (игре больше 10 лет). Да, можно расстроиться, что карты не заходят, что шмотки противников моднее и ноги у их моделей более длинные — да, такое имеет место быть. Кому-то просто можно повезти. Такая игра, что поделаешь.

При этом хочу отметить еще раз, что аналогов Прет-а-Порте нету. На самом деле это весьма показательный симулятор ведения бизнеса дизайнерского агентства. Именно экономический, а не развлекательный симулятор. А такие игры нельзя назвать массовыми. Запросто может получиться, что в компании из четырех человек одному все будет класс, а остальным так себе.

Мои впечатления от игры умеренные. Я готов поставить Прет-а-Порте что-то около 6,75 баллов из 10. Раз-два в год сыграть можно ради разнообразия и необычной темы. Но часто играть в такое точно не хочется. Я все-таки тоже не большой любитель игр, в которых мозги скрипят, а денег постоянно не хватает=)


Страница игры Прет-а-Порте на сайте издательства Звезда

10 Responses to Симулятор польского портного — обзор настольной игры «Прет-а-Порте»

  1. Ирина says:

    Спасибо за обзор) Меня игра какое-то время интересовала, но… Сколько читаю отзывы об игре, складывается стойкое впечатление, что игру, всё-таки, не допилили. Игра, которая играется 2+ часов и такая зависимость от прихода карт и проблема убегающего лидера, печаль😀 А тема мне нравится:)

    • scafandr says:

      Ну, есть такое чувство и у меня. Я бы часть карточек выбросил, часть изменил. Идея хорошая, реализация чуть хромает

  2. Evgeniy Shelamov says:

    Помню, slim_slam_snaga традиционно в стиле «за непопулярное» ратовал и за эту. Поискать, есть его весьма чтимая развернутая заметка по Прет-а-Порте. По поводу того, что тут про экономику, а не про сеттинг — так это везде так. Разве есть хоть один обратный пример подобного в настолках? Подумал было, вот Робинзон Крузо, и тот же кстати Тшевичек, там про остров 🏝, но как бы выживалка — и тут легко кореллируется. И тем-не-менее всё же не про романтику срубания кокосов, любования закатами и прочее. Один к одному укладывается, и не так заметно, ведь тут как бы не про романтику, а про выживание. В реальной жизни на необитаемом острове в мечтах оказаться рано или поздно мечтает каждый, но мало думает о выживании. Игра про моду, автомобили, строительство замков — всё это экономические соревнования. Та же Агрикола, но с ней опять всё просто, как с островом. В реальной жизни мало кто к сельскому хозяйству относится с должным романтизмом: козы, овцы, сенокос, навоз лопатами, игра лишь сбыт и физический процесс вкалывания упраздняет, оттого возможно и тянет почувствовать себя крутым фермером. Лучшее, что может заложить в картон создатель — иллюстрациями и текстом выразить побольше тематики, и на том спасибо.

    • scafandr says:

      Ну да, Паша это умеет=) Что-нибудь экзотическое попиарить и быстренько смыться=)
      Тут нормальный сеттинг и геймплей, просто он не про шитье. Не совсем про одежду и подиумы. Я думал, что мы больше будем именно этим заниматься и соревноваться, у кого платьишки покрасивше. А на самом деле мы тут занимаемся экономикой. Как купить дешевле и продать дороже.
      Агрикола тоже кризисная, поэтому я ее и привел в пример. Сразу кажется, что все будет красиво и легко, а на деле все лучшее забирают соперники, а у тебя три палки и кирпич никому не нужный

  3. WindUpBird says:

    Спасибо за обзор! Очень интересно было почитать, так как тема не избитая)
    Зная свою супругу, ей бы точно не зашла. Так как она сразу расстраивается, если понимает, что лидера уже не догнать или дела идут совсем плохо. Так что на половине игры понять, что уже проиграл и тратить ещё 1-1,5 часа… Ну такое себе.
    Надо было автору выкатить переработанное издание не только в плане оформления, но и механик.

    • scafandr says:

      Вот же супруга досталась… =) Вообще, хорошо, что вообще играет в настолки с тобой=) не всем так везет. Ей надо предлагать что-то взамен, если лидер убегает. Например, ужин или поход в кино на мелодраму=)

  4. Тимур says:

    Довелось игру попробовать какое-то время назад. Как результат, впечатления неоднозначные. Вроде бы тема (ведение модельного бизнеса) и процесс планирования действий через интересное выставление фишек-рабочих настраивают на игру посерьезнее. А в итоге вся серьезность как-то разбивается о везение в получении карт проектов одежды одного цвета. У нас так вышло и в итоге разрыв между первым и вторым местами почти двукратный.
    Очень вероятно, что я ошибаюсь, играл-то всего один раз, но «осадочек остался».

    • scafandr says:

      У тебя правильные ошущения, все так. Очень много зависит от предлагаемых карт на рынке. Бывает видишь, что в раунде выпадает одна убер-карта, но ты не первый игрок. Ее забирает кто-то другой. Тебе приходится думать, брать ли что-то из отстоя… Прям вот четко видно, что вот это клевые карты, эти так себе. И движки такие же получаются. Если во втором раунде приходится брать кредит — все, дальше играть нет смысла.
      С одеждой то же самое. Кстати, забыл про это написать в обзоре. Допустим, у тебя есть две желтые шмотки и по одной зеленой и синей. Ты желтые продаешь на показе, а потом надеешься, что на рынке появятся зеленые или синие дизайны. А их нету! Одни красные и желтые. Это немножко бесит.
      И да. разрывы могут быть огромные. Сначала все идут примерно вровень, а потом финал и кто-то получает 100 очков, а кто-то 300=)

  5. Николай Золотарев says:

    Про популярность темы шитья:
    Звезда на распродаже раздавала Рококо по 500 рублей.
    Сейчас деклюкс издание стоит 140$, вроде так что какая-то аудитория заинтересованная в этой теме есть.

    А вообще описание геймплея и проблем Прет-а-Порте наводит на мысль, что в реакции на первое издание виновата не тема…

    • scafandr says:

      К сожалению, не видел у нас нигде таких цен на Рококо, хотя вроде кому-то в Беларуси удалось взять по хорошей цене.
      Первое издание вроде было польское, второе уже английское. И вот его ругали за ужаснейше написанные правила и кривую иконографику. Очень мелко все было. Очень прикольно, что Тшевичек таки решил еще раз перезапустить игру. И ты знаешь, на БГГ многим как раз это издание зашло. Отзывы более позитивные, чем в рублогосфере=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: