Если пробежать 20 кругов вокруг озера, то можно построить пирамиду — обзор настольной игры «Теотиуакан: Город Богов»
11.01.2020 14 комментариев
В декабре у меня был отпуск, и я решил сгонять в Брест, потому что не был там давно и уже забыл, как Брестская крепость выглядит. В городе над Бугом не мог не встретиться с местным настольщиком. О чем могут говорить тру-настольщики, даже если видят друг друга первый раз? Правильно, о настолках. Валерий упомянул о том, что ему недавно дико зашел Теотиукан. «Любимый автор, который Цолькин сделал, любимая механика, все в ней классно, игру рекомендую«.
У меня дома давно лежала запечатанная коробка Теотиуакана, но как обычно руки до нее все никак не доходили. Столь позитивный отзыв моего собеседника очень сильно повлиял на то, чтобы я сразу по возвращению домой распечатал свою копию и принялся изучать правила. Я же сам давний фанат Tzolk’in! Вдруг Теотиуакан, который тоже связан с бытом мезоамериканских индейцев, окажется не менее эпичным?
Очень хотел сделать обзор в декабре, но немного не успел. Придется открывать этой игрой новый 2020 год.
Картона насыпали щедро
Теотиуакан — это еврогейм. Обычно игры этого направления можно измерять килограммами картона, которых набита коробка, и данная настолка смело может похвастаться своим весом. Коробка тяжелая, ибо битком набита жетончиками, плашками, фишками и игровым полем, сложенным в несколько раз.
Я не буду подробно описывать, сколько там чего лежит, так как не вижу в этом смысла — по фоткам вы сами все увидите и поймете. Компонентов уйма. Для всего этого добра есть зиплоки, которые кстати толстенькие и удобные. Есть разноцветные кубики D6 и прикольные квадратные части пирамиды. Куски пирамиды сделаны из легкого дерева и покрашены белым цветом.
Особенное впечатление на меня произвело игровое поле. Оно очень большое — это раз, и сразу дико непонятное — это два. Глянув на поле, я испытал тяжелое чувство под названием «мне ничего не понятно, как разобраться во всех этих таблицах«. Даже пригорюниться успел. Но все равно с интересом изучал каждый кусочек поля, потому что там реально много всякого разного нарисовано.
Брака не обнаружил, недокомплекта не было. Картон толстый, в руках держать приятно. 5/5.
Вместо кинь лучше двинь
Если у вас тоже кружится голова от вида игрового поля Теотиуакана, как и у меня когда-то, то спешу вас успокоить — все на самом деле гораздо проще, чем кажется.
Теотиуакан — это довольно типичный еврогейм, в котором вы копите ресурсы, потом конвертируете их во что-то другое и получаете за это победные очки. По идее это как бы worker placement, только вместо миплов у вас кубики, и ставить их можно не лишь бы где, а только перемещаясь по кругу на расстояние до трех планшетов (читай, клеток с действием). Мы перемещаем кубики по кругу, активируем действия и получаем разные плюшки.
Все, что расположено в центре поля, — это результат выполнения наших действий. Туда наши кубики никак не попадают. Поэтому давайте лучше разберемся с планшетами действий, расположенных по краю поля.
Планшетов всего 8 штук. А если быть честным, то как бы даже 6. 2 просто статичных планшета (они никогда не меняют свое месторасположение), а 6 динамичных (в каждой партии их выкладывают случайным образом). 3 планшета позволяют получить ресурсы, остальные рассчитаны на то, чтобы потратить накопленное.
В свой ход вы просто берете и перемещаете один кубик своего цвета по часовой стрелке не дальше 3-го планшета. Остановившись, у вас будет выбор между тремя действия: сбор какао (каждый присутствующий цвет на кубиках на этом планшете дает 1 жетон какао плюс еще одно дополнительное какао), поклонение (кубик занимает специальную ячейку с ключиком) и основное действие (применяется действие планшета).
В чем разница между этими действия? Какао — это такой аналог местной валюты. Его нужно часто тратить. Например, каждый раз, когда вы ставите кубик на новый планшет, то вы обязаны заплатить в банк столько какао, сколько было кубиков разных цветов до вашего перемещения. Плюс хватает разных других оплат с помощью какао. Так вот иногда какао заканчивается, поэтому периодически приходится тратить ход на его сбор.
Поклонение — это выполнение специального действия, которое помечено ячейкой с ключиком. Ключик означает, что кубик становится нам недоступным, пока мы не потратим один ход на бесплатный возврат всех залоченных кубиков, либо не заплатим 3 какао за их освобождение. Чаще всего места поклонения позволяют продвинуться по треку храмов (таки мы же поклоняемся!).
Про основные действия каждого планшета можно рассказать подробнее.
Во дворце основных действий нету, там есть только несколько мест для поклонения.
Лес, каменоломня и прииск — это места, где можно получить ресурсы (дерево, камень и золото). На каждом планшете с ресурсами вас ждет таблица, которая подсказывает, сколько и чего именно вы сможете унести с собой. За основу берется количество ваших кубиков на планшете и максимальное количество точек на одном из них. Смотрим горизонталь и вертикаль и получаем результат. Соответственно минимум вы получите, если у вас будет только 1 кубик с одной точкой, а максимум за 3 кубика с 4+ точками на одном из них.
Жрецы. Тут можно выбрать себе жетон технологии, который дает какой-то игровой бонус до конца игры. Если вы выбираете технологию, которая уже изучена другими игроками, то они за это получат победные очки. Технологий 6 и они выбираются случайным образом во время подготовки игры. Например, технологии могут дать 1 какао, когда проходишь планшет вождя. Или выполняя действия на планшетах 5 и 6 ты получаешь 3 ПО. И так далее. Чем раньше будет изучена технология, тем больше пользы она принесет.
Знать — это возможность построить домик. Платим 2 дерева, берем самый крайний слева домик на игровом поле и строим его на планшете на самой крайней левой ячейке. На ячейке указано, сколько очков получает игрок за строительство. Чем больше домиков будет построено, тем меньше очков они приносят.
Ремесленники позволяют украсить центральную пирамиду (о которой я расскажу чуть ниже) специальными жетонами. Происходит это так — вы приходите на планшет, выбираете там один из четырех доступных жетонов и кладете его на одно из мест посередине одной из сторон пирамиды. В правилах вы найдете много нюансов по выкладыванию этих жетонов, но вам это сейчас совсем не нужно знать, поэтому лучше опущу подробности. Если символы на жетоне украшения и на закрываемой части пирамиды совпадают, то игрок за это получает очки. Плюс игрок продвигает свой жетон по треку пирамиды (на промежуточных этапах подсчета очков это дает ПО).
Архитектор позволяет внести свой вклад в строительство пирамиды. Вообще заочно мне казалось, что это будет самым главным действием, ведь под пирамиду отведено много места на игровом поле, а сами плитки пирамиды очень красивые. Оказалось, что это одно из рядовых действий, на котором не обязательно заострять свое внимание. Тем не менее, после траты ресурсов и выкладывания плитки в несколько ярусов вы также получаете победные очки и продвигаетесь по треку пирамиды.
Выполняя некоторые действия, у вас будет возможность увеличить силу вашего работника на 1 или 2 пункта. Т.е. вы просто добавляете немного точек на кубиках. Соответственно, со временем вам будут доступны самые интересные ячейки в таблицах с ресурсами и более мощные действия на других планшетах. Когда на кубике появляется шестерка, то он тут же становится просвещенным и отжившим свое. Вы продвигаете свою фишку по треку Мертвых, кладете этот кубик с цифрой 1 на планшет вождя, выбираете один из доступных бонусов (продвижение по храму, 5 ПО, 5 какао или дополнительный четвертый кубик) и перемещаете светлую фишку на календаре на одно деление вперед (приближает конец игры).
Календарь представляет собой трек с двумя фишками — светлая в начале трека, темная в конце. Когда последний игрок делает свой ход или когда возносится любой кубик с цифрой 6, то светлая фишка перемещается вперед. Когда светлая фишка настигает темную, начинается промежуточный подсчет очков. Очки дают фишка на треке Мертвых, алтарь пирамиды, собранные маски на жетонах. Далее каждый игрок должен прокормить свои кубики (кубики с цифрой 1-3 едят 1 какао, с цифрами 4+ — 2 какао). После чего фишки возвращаются назад на свои места, только темная становится на один пункт ближе к белому. После третьей встречи фишек игра заканчивается (дополнительно в конце игры очки приносят еще храмы). Игрок с самым большим количеством очков побеждает.
Что можно еще добавить? Храмов 3 штуки (как и в Tzolk’in). Каждое продвижение фишки по храму дает какой-то бонус, который нарисован на ступеньке храма. Если дойти до самого или почти до самого конца трека храмов, то можно активировать бонус, который дает очки в конце игры.
В правилах вы найдете раздел для тех, кто любит играть один. Там вам придется играть против бота.
Нет, это точно не Tzolk’in
Долгое время Tzolk’in был одной из моих самых любимых игр. Правда, я не играл в него несколько лет, поэтому мне сложно сказать, любимый ли он у меня сейчас. Может быть мой король еврогеймов все еще держит марку, а может и нет… Настольная игра Теотиуакан привлекала меня прежде всего как убийца или не-убийца Цолькина. Тот же автор, та же тема, тот же тип игры. Может ли меня порвать новая игра Ташини так же, как в свое время порвал Tzolk’in?
Конечно, когда я прочитал правила, то сразу понял, что Цолькиным тут практически не пахнет. Из общего только тема и треки храмов. На этом сходства резко заканчиваются. Зато после первой партии мне в сравнение вдруг пришла другая игра — Альтиплано. Все из-за механики перемещения кубов — вы просто двигаетесь по кругу, останавливаетесь где-нибудь и выполняете действие, получая или теряя ресурсы. Понимаю, что механика ронделя далеко не нова и используется во многих еврогеймах, но так как я не спец по еврикам, то мне все это напомнило почему-то именно Альтиплано.
Собственно, круговые перемещения на меня немножечко напустили грусти. Все такое красивое и интересное было при распаковке, а в итоге ты просто носишься по кругу как угорелый. То ли дело шестеренки в Tzolk’in — вот там была настоящая красота и инновация! А тут что… Видели мы такое и не раз. Рондель у меня не вызывает отвращения, но и не сказал бы, что сильно интригует. После первой партии я сразу же сказал, что игра оказалась проще, чем я думал, по большей части именно из-за механики перемещения кубов.
Но не стоит сразу говорить о всяких минусах и недочетах, ведь так и расстроиться можно легко, поэтому лучше давайте поговорим о том, что меня в Теотиуакане сильно порадовало.
Хорошей и интересной инновацией я назову старение кубиков. Это как раз та игра-обманка, в которой есть кубики, но их бросать не нужно! Ты их перемещаешь по планшетам и иногда меняешь их грани. Чем больше точек на кубике, тем выгоднее его можно использовать. А если достичь максимума (т.е. цифры 6), то кубик дарит весьма полезный бонус и снова становится маленьким индейцем с цифрой 1. Классная идея!
Очень много в игре завязано на какао. Это местная валюта. Мы все привыкли к монеткам, поэтому какао смотрится очень необычно и, главное, правдоподобно! Потому что действительно у ацтеков какао выступало в роли валюты. Как и у японцев валютой был рис (коку). В игре какао много не бывает. Когда его много, вы начинаете выпендриваться и тратить его на всякие дополнительные плюшки. После чего его становится вдруг совсем мало, и вы начинаете пропускать те важные планшеты, на которые вам нужно попасть, но вы не можете это сделать, потому что вам не хватает какао, чтобы заплатить за размещение кубика. Приходится очень тщательно обдумывать свои перемещения, ведь если у вас нет какао, то придется потратить ход на его сбор, а это может замедлить ваш игровой прогресс.
Хорошо продуман момент с таблицами. Чем больше своих кубов на планшете, тем больше прибыль. Но чтобы собрать много кубов, нужно потратить на одно действие 3 хода. А это не всегда выгодно. Например, вам нужно золото, много золота! Вы три хода тратите на получение максимальной прибыли, в итоге у вас золота много, но место, где его можно потратить, далеко от ваших кубов. И вы сидите с кучей желтых фишечек, тратите еще несколько ходов, чтобы просто сбагрить всю эту кучу добытого добра. Поэтому нельзя сказать, что в игре простая стратегия — выставляй побольше кубов на один планшет и будет тебе счастье. Но если есть возможность потратить 2-3 кубика на одно действие, то этим всегда нужно пользоваться, ибо выгода возрастает в разы. К тому же сама игра поощряет игроков, которые используют действие с тремя кубиками — тогда вы можете проапгрейдить не один кубик, а сразу два.
У игры довольно спокойный геймплей. Нет суеты и беготни. Подвинули кубик, сделали действие, передали ход, хлебнули чайку и т.д. Помешать другим игрокам напрямую нельзя. Вы можете своими действиями только усложнить их ситуацию. Например, вы поставили свой кубик на планшет, на который хотел попасть следующий игрок. Но он уже не может это сделать, потому что у него не хватает какао. Либо вы забрали жетон или часть пирамиды, которая очень нужна была другому игроку. Тут работает правило — кто успел, тот и съел. А что-то специально испортить кому-то нельзя.
Эта игра не про долгосрочное планирование, это скорее тактика. Некий пазл, который нужно продумывать заново каждый ход, т.к. ситуация часто меняется. В Теотиуакане нельзя решить в начале игры, что вы качаетесь только через пирамиды и технологии и точка. Чтобы выиграть, нужно постоянно перестраиваться, т.к. то, что было выгодно сразу, может стать не очень выгодным потом. Здесь важно просчитывать сиюминутную прибыль, т.к. вы в течение всей игры получаете очки за разные действия. Построили что-то, выложили, потратили — все дает очки. И вам нужно просчитывать, что даст очков больше — вот этот планшет или другой. Где лучше остановиться? Когда потратить действие на сбор? Освободить залоченные кубы с помощью трех какао, но с сохранением хода, либо потратить ход. но сохранить какао? В целом мне такая система нравится больше, чем когда нужно определяться со стратегией в начале игры. Долгосрочная стратегия не прощает ошибки, а вот такая тактичка, как в Теотиуакане, позволяет немного отстать, но иметь шансы на победу.
Довольно неплохо себя показывает игра при неполном составе. Особо ничего не меняется, просто на поле появляются нейтральные кубики, которые меняют свои положения после каждого затмения. Хорошо это тем, что все остальное играется ровно так же, как и вчетвером. А плохо тем, что какие-то конкретные планшеты будут всегда иметь чужие кубы, поэтому на эти действия вам всегда придется тратить какао. Некоторых это немного расстраивает, но меня нет.
В игре много разных стратегий. Можно качаться через храмы, можно строить пирамиду, можно получать прибыль от технологий, можно качать домики и дорогу мертвых. Пока я не могу сказать, что что-то делать более выгодно, чем другое. Разве что ориентироваться на жетоны масок не стоит (ведь это просто сбор сетов с приятным бонусом), т.к. если концентрироваться на них, то много очков не наберешь.
На мой взгляд, Теотиуакан — игра средней сложности. Книга правил хоть и большая, но там все просто подробно разжевано, а сам геймплей несложный. Конечно, это совсем не Stone Age и не Колонизаторы, поэтому совсем новичкам я бы Теотиуакан не советовал.
Оформление у игры весьма хорошее. Краски не слепят глаза, колор довольно типичный для еврогеймов (много бледно-серого). Поле нарисовано интересно, арты отлично передает атмосферу. Мне, как любителю майя и ацтеков, внешне Теотиуакан понравился. Единственное хочу отметить, что все-таки не все символы понятны без подглядывания в правила. Иногда приходится уточнять, за что точно ты получаешь очки.
О самом положительном я, пожалуй, все рассказал. Перейдем к специфическим моментам.
Реиграбельность. Тут вроде бы все на самом деле весьма неплохо. Во-первых, 6 планшетов в каждой партии могут менять свои места. Во-вторых, в игре есть огромное количество мест для жетонов с бонусами и дополнительными действиями. В-третьих, бонусы в храмах тоже меняются в каждой игре. В-четвертых, в начале игры у всех игроков будут разные стартовые ресурсы. Т.е. на самом деле мелких отличий в партиях предостаточно. Игра не статична от партии к партии. Но для меня это все равно не предел совершенства=) Поэтому где-то внутри меня точит какой-то червячок сомнений, что могло быть еще круче. В принципе, на самом деле переигрывать интересно, но я уверен, что с дополнением все будет еще более круто.
На центральную пирамиду у меня было много надежд. Я смотрел на фотки игры и думал, что почти все, что делают игроки, будет связано со строительством пирамиды. Мы будет скидывать туда свои ресурсы, продвигать определенные храмы, будем гнаться по разным трекам пирамиды. Но оказалось, что строительство пирамиды — не более чем просто действие на одном из планшетов. Т.е. еще одна возможность заработать очки с помощью белых плиток. Сама идея выкладывание плиток пирамиды классная. Плитки объемные, большие, пирамида получается эффектной, глаз радуется. Но иногда не очень удобно добавлять новые плитки, потому что они скользкие, и пока ты пытаешься всунуть свою плитку между трех других, то все начинает съезжать и рушиться. Это иногда немножечко раздражает. Собственно, почему я и называю этот момент специфическим.
Новичку со старичками играть в Теотиуакан будет сложно. Тут все-таки опыт решает. Не скажу, что прям все так фатально, потому что почти за любой чих вы получаете очки, просто опытный игрок будет сразу видеть, где он получит очков больше. А новичок может протупить 3 хода, прежде чем возьмет то, что ему нужно было.
Залочивание кубиков вызывает странные чувства. В первой партии мы мало этим пользовались, так как было банально жалко терять на несколько ходов свои кубики. 3 какао платить за освобождение дорого, целый ход тратить жалко… Но потом мы поняли, что обычно залочивание дает неплохие возможности прокачать некоторые моменты. Например, продвинуться в храме до упора. Без залочивания сделать это довольно сложно. Если грамотно все делать, то можно спокойно тратить кубики на молитвы, платить 3 какао и жить припеваючи. Но это приходит с опытом. В целом сама механика залочивания вроде понятна, но почему-то жаба душит закрывать кубы=)
Что можно сказать о минусах? Я всегда в каждом обзоре стараюсь рассказать о том, чем меня игра расстроила. Каких-то фатальных ошибок в Теотиуакане я не нашел. Игра довольно ровная, дает игрокам ровно то, что от нее и требовалось. Жирных минусов я не нашел. Может быть на первых стадиях знакомства с игрой у меня было больше претензий (повторюсь, вау-эффекта у меня не было), но потом как-то все более-менее сгладилось, и я понял, что играть мне приятно.
Но отметить могу следующий момент, который реально есть и он немного бесит — когда играешь, очень легко что-то забыть сделать. Каждое выполняемое действие содержит несколько обязательных моментов, которые в каждом предпринимаемом действии различаются. Например, сначала нужно передвинуть кубик, потом заплатить какао, потом потратить ресурсы, потом выставить фишку, переместить свою фишку на треке, получить ресурсы, двинуть другую фишку и снова получить ресурсы, потом проапгрейдить свой кубик, если при этом он взял 6-ку, то состарить его, что тоже содержит несколько этапов, потом передвинуть фишку хода… И на каком-то этапе вы вдруг говоришь — а я заплатил? А я очки себе начислил? А я два раза апнул кубик или только один? И ты сидишь и не знаешь, что делать. А другие игроки тоже не следили за тем, что ты там перемещал. Добавить себе 5 очков — а вдруг уже добавил? Это читерство, получается. Не добавлять — а вдруг я это не сделал раньше и поэтому проиграю в игре при отставании в одно очко? И я вам хочу сказать, что с опытом эта проблема все равно никак не решается. В каждой партии по-любому каждый игрок несколько раз что-нибудь забудет или запутается. Это просто специфика Теотиуакана. В других похожих играх ты сразу что-то делаешь, быстро получаешь 1-2 бонуса и передаешь ход. А тут прямо целая цепочка всяких микро-действий идет.
В игре очень-преочень не хватает листов-подсказок. Противоположная часть поля всегда будет лежать вверх тормашками относительно игрока. Постоянно приходится спрашивать других игрокв, что там делает тот или иной планшет или жетон. Часто приходится подсматривать в правила, чтобы понять, как работает, например, технология. Очень странно, что в таком замороченном нюансами еврогейме нет подсказок.
Почему я жду дополнение
Crowd Games, которые выпускали базовую игру на русском языке, обещают выпустить дополнение. В зависимости от того, в какое время вы читаете этот обзор, доп будет или на предзаказе, или уже будет ожидаться с завода, или уже будет в продаже, но в любом случае будет. Я его точно буду брать, потому что там нас ждет 5 новых модулей:
- ассиметричные возможности каждого игрока (скептически отношусь к таким модулям);
- четвертый храм с новыми возможностями (это интересно);
- в каждом раунде будут происходить события, влияющие на возможности игроков (интересно);
- новые жетоны технологий (не то чтобы прям очень интересно, но сойдет);
- обновленная пирамида с новыми условиями постройки (тоже интересно).
Как видите, дополнение сильно расширяет игру, а не просто добавляет новые жетоны. Мне кажется, с этим дополнением игра получит от меня еще 0,5-1 баллов.
Более того сегодня я глянул на БГГ и узнал, что в 2020 году выходит второе дополнение к Теотиуакан. Правда, пока только на английском языке. Оно будет очень маленьким, т.к. в его состав входят всего 10 стартовых тайлов и 10 новых технологий. Говорят, что это просто ответ автора игры на претензии к первому дополнению. Может быть когда-нибудь мы увидим и это дополнение в продаже на русском языке.
Подытожим
Мой вывод может быть не всем понравится, кто-то скажет, что я не прав, так как все красиво расписывал, а тут… Теотиуакан не произвел на меня вау-эффекта, но это хороший, спокойный еврогейм, который меня не отталкивает. Tzolk’in мне все равно нравится больше, потому что там есть замечательные шестеренки. Возможно я кого-то сейчас резану по сердцу, сказав, что в принципе в Теотиуакане нет практически ничего нового. Это просто сплав хорошего старого + кое-что из инноваций. Да, это просто еще один еврогейм, как любят говорить последние несколько лет. Но хороший еврик, без косяков.
Может быть те, кто давно наигрался в евро средней сложности, кто давным-давно сидит «под Ласердой», тот не увидит в Теотиуакане ничего интересного для себя. Если вы еще не наигрались в евры, если любите медитативный игровой процесс и любите обдумывать каждый ход ход по новой, то Тео должен вам полюбиться.
Что касается меня, то сначала я немного расстроился, т.к. думал, что в игре будет больше уникальных моментов, но потом как-то привык и начал получать удовольствие. Не могу сказать, что это мой самый любимый еврогейм, но честно говоря, это для меня лучший еврик прошлого года. Если бы я сделал этот обзор в прошлом году, то Теотиуакан был бы в моем топ-5 за год. Конечно, я еще очень надеюсь на дополнение, которое просто обязано привнести в игру что-то новое и интересное.
Сильно-пресильно рекомендовать не буду, но глянуть стоит. Хороший ровный проект.
Вроде и игра хорошая, но до скрежета на зубах обычная.
::(
А обзор хороший, всё по полочкам, спасибо)
Да, да, все так и есть… Вот такие у меня были ощущения после первой же партии. Просто еще одна евроигра. Хорошая, но обычная. Может быть если бы не ожидание дополнения, то поставил бы оценку 7/10. А так пока 7,5 с надеждой на 8.
Я думаю, пора таким играм не выше шестёрки ставить.
У нас действительно выходит уже много просто хороших игр.
Слишком много…
Тут еще надо понимать личную систему оценок. Оказывается, у каждого свое понятие 6, 7 или 9. Поэтому я и не редко пишу тут об оценках. Потому что то, что по моей шкале имеет 7, у кого-то может быть 5.
В целом я всегда слишком добрый. Я и книгам, и играм не ставлю низких оценок. Только если совсем выбесит. Для меня 5 — это нейтральная игра, которая не вызвала у меня эмоций. Я не буду хотеть в нее сыграть. Но если очень попросят, то сыграю, но в целом нет. 6 — это когда игра почти так себе, но кое-что в ней есть. Или она хорошая, но я не в ее ЦА. Например, детская игра. 7 — это игра хорошая, я в нее точно сыграю, можно не умолять. Но у нее есть недочеты, либо много похожих игр, но лучше. 8 — это классная игра, в которую я хочу сыграть. 9 — почти идеал, которого, как известно, не бывает. 10 — ставлю крайне редко, ибо это шедевр. Поэтому для 7-8 — хорошая оценка. Игра может быть не супер-вау, но косяков в ней немного. А для кого-то 7 — это так себе игра, в которую нужно заставлять себя играть
Нет, я не хочу сказать, что игра плохая, просто вот таких обычных игр так много, что чуть ли не большая часть рынка — это просто хорошая игра. Хотя тут играет и обида от того, что игра не получилась лучше (а где-то, как я понял, даже слабее) Цолькина (под впечатлением от вашего блога купил, отыграл 3 партии на 4-х и что-то пока не зашло. Первая у нас игра с таким даунтаймом и кризисностью. Хотя будет пробовать ещё, тематика игра классная).
У меня к Цолькину по прошествию нескольких партий появилась достаточно субъективная претензия, что игра выглядит излишне пёстрой. В Теотиуакане такая же тематика, но тут, судя по фотографиям, картинка местами кажется уже излишне блёклой. Во время игры это сильно ощущается? И как игра ощущается геймплейно на двоих-троих (с костылями, как в Цолькине, или с этим дела обстоят лучше)?
Да, Цолькин веселее выглядит. Вообще я всегда переживаю, когда я что-то хвалю, кто-то покупает игру, а она ему не нравится. Но, к сожалению, нет таких 100% работающих игр. Любая игра может зайти или не зайти. Читал чужие отзывы — кому-то Тео зашел лучше. Мне обе игры интересны, и ни одна не заменяет другую.
На 2-3 игрока в Теотиуакане костылей нету. Просто на планшетах лежат нейтральные кубы, которые 2 раза за игры меняют планшеты. Т.е. и кризисность остается, и ощущение присутствия еще одного игрока. Все есть. Тут, мне кажется, на 2 играется лучше.
Тео более серый и с большим количеством всяких мелочей на поле. Для евро это нормально. Веселые евро редко попадаются=)
Цолькин кстати более кризисный. Он именно про стратегию на всю игру. И жесткий контроль. В Тео постоянно кубики меняют позиции, поэтому ситуация может резко измениться. Теотиуакан — это больше point salad. И поиск самых оптимальных путей в каждом своем ходе
Я ни в коем случае не хочу обвинить в покупке Цолькина, не поймите неправильно. Главное, что девушке зашло. Сам ещё буду вникать, т.к. игра вызов бросила.
А теперь, видимо, ещё и Теотиуакан брать, ибо планировать не на всё игру, а ситуационно мне ближе)
У меня были случаи, когда обвиняли=) Людям пришлось продавать игру после одной партии=) Поэтому стал всех предупреждать, что это всего лишь мое мнение, а не эталон.
Я очень надеюсь, что максимально полно описал вам игру. Если вам интересен рондель, интересны игры в духе — походил, выполнил действие, где оставил фишку, то все ок. Ну и тема еще мне очень нравится=)
Да, всё очень подробно, как и всегда)
Тематика мне тоже близка, поэтому и заинтересовался, а на счёт механик — в наше хобби только в 2017 попал, первая серьёзная покупка (ДУ) была в 2018, а в 2019 только-только во второй половине внезапно приобщился к евро (всё-таки купил Keyflower с подачи латвийского блога и не прогадал), так что опыта немного, всё в новинку.
А игры в итоге так и покупаю, читаю уже два года вас и блог из Латвии, и по возможности покупаю и пробую) За что вам огромное спасибо)
ДУ- это отличное начало. У меня тоже есть Keyflower, но я так до него так и не дошел пока что. Постараюсь в этом году повскрывать и переиграть во все жирное, что скопилось за последнее время. Всегда есть люди, которые когда-то что-то не купили или недавно присоединились к хобби.
Рад, что вы меня читаете, и благодарен вам за комментарии. Буду стараться писать интересные вам статьи!=)
Атличный😁 обзор, спасибо) Чувствую — хорошая игра, но опять мимо — не цепляет, хотя сыграть бы не отказалась.
Спасибо! Все еще ищу вашу игру. Надеюсь, найду ее=)
Добрый день!) Благодарю Вас за обзор!) Прочитал Ваши обзоры и блога из Латвии. Пытаемся с супругой выбрать между Цолькин и серией Т-Теотиукан, Техену, Тауантисуй(надеюсь правильно написал))) Можетк посоветовать, что выбрать из этой четверки? И может особенности по каждой, какие ее плюсы, какие минусы, чтобы можно было лучше понять, что нам больше зайдет! Заранее благодарю Вас!)
Здравствуйте!
Из этой четверки пока для меня главной любовью является первая игра серии — Цолькин. Но я в него пру лет не играл, так что не могу сказать, на сколько эти ощущения актуальны.
Цолькин прикольный шестеренками. Во всем осталном это стандартная игра серии, в которой мы выставляете рабочих, получаете ресурсы, которые потом тратите на выполнение действий, приносящих победные очки. Строительство храма, продвижение по трекам…
Теотиуакан отличается тем, что там вы перемещаем кубики. Есть своя уникальная фишка, что чем больше кубиков на ячейке, тем круче бонус от ячейки. Во всем остальном снова накопительство ресурсов, храмы, треки…
В Тауантинсуйу интересно выставление рабочих. Я бы не скзаал, что это сильно уникальная игра, просто количество действий можно увеличивать, если рядом будут стоять миплы одного цвета. Чем больше действий, тем больше игровых возможностей. Несколько путей победы — храмы, война, гобелены…
В Техену не играл.
Мне ближе Цолькин. В Тауантинсуйу играл один раз, поэтому не могу сказать точно, больше он мне нравится, чем Теотиуакан, или меньше. Пока что по ощущениям одинаково. Только поначалу Тауантинсуйу кажется перегруженным по правилам. В первой партии тяжеловато было. Но в целом потом игра показалась нормальной.
Я бы не сказал, что эти игры принципиально разные. Может быть, я бы расположил так — Ц, Тео, Тау