Обзорум настолум Экслибриум — обзор настольной игры «Экслибриум»

Наверное, я ни с кем так плодотворно не сотрудничаю из российских авторов настольных игр, как с Юрием Ямщиковым. Мы с ним часто общаемся посредством интернета, не раз я брал у Юры интервью для блога (раз, два, три), и на две его первые игры я уже делал обзоры (Космонавты, Лабиринт Зеркал). Совсем недавно питерское издательство GaGa Games выпустило новую игру Юры — Стальная арена. И копия этой игры уже находится где-то на почте моего города (когда выйдет этот обзор, Стальная арена совершенно точно будет у меня на руках). Но между Ареной и Лабиринтом Зеркал была еще одна игра, которую я честно хотел купить, но с покупкой все тянул. Спасибо Юрию, что он первым не выдержал и подарил мне свою игру, за что ему очередной раз огромное спасибо. Называется эта настолка Экслибриум. Слово непонятное, но оно точно связано с одноименным российским комиксом, по которому и сделана игра. Приступим-с.

Мелкокоробочный филлер?

Скажу честно и сразу — я не знаком с серией комиксов под названием Эклибриум (как-то вот не интересуюсь российскими комиксами), поэтому мне неведомы герои этого произведения и все они мне на одно лицо. Меня в этом обзоре интересует только сама игра, о ней я и буду рассказывать.

Коробочка игры небольшая. Внутри нее находятся правила и колода карт. Если кто боится, что карты с протекторами не влезут в коробку, того спешу обрадовать, что все влезет. Экслибриум — это полноценная карточная игра. Все игровые карточки разделены на две половины, на каждой из которых изображен один персонаж (прямо как в обычных игральных картах — валет, дама, король). Помимо таких «двойных» карточек есть еще карточки-памятки для каждого игрока.

Карточки гладенькие, обычненькие. На одной карте рубашка заметно темнее, т.е. читерная. А это значит, что сортировщица (или сортировщик) просмотрела, за что ей ставим 2 балла без возможности пересдачи.

Корё-неКорё

О самой игре и как в нее играть я немного знал раньше, ибо слежу за разными настольными блогами и иногда посматриваю настольные youtube-каналы. Казалось, что правила я прочитаю за считанные минуты и сразу приступлю к подготовке к игре, т.к. уже примерно знаю, как играть, но не сразу у меня получилось с правилами подружиться. Хотя на самом деле все легко и просто.

В Экслибриуме игроки пытаются добиться влияния на персонажей, коих насчитывается 7 штук. Влиять можно с помощью карточек влияний. Это те самые двойные карточки, о которых я уже писал. Игроки выкладывают карточки нужной стороной вверх (на верхнего персонажа влияют, на нижнего не влияют) и стараются иметь преимущество по разным типам карт влияний. Имея преимущество, игроки могут пользоваться разными полезными (но иногда не очень полезными) свойствами персонажей. В конце игры игрок с самым большим влиянием побеждает.

Игра разбита на 3 раунда (т.е. всего в одной партии будет 3 раздачи карт). Каждый раунд разбит на 3 простые фазы.

1 фаза — раздача карт. В зависимости от номера раунда и количества игроков за столом количество получаемых карт может меняться от 3 до 7.

2 фаза —  набор карт влияния, он же драфт. Полученные карты игроки драфтят между собой. Выбрали карту, выложили ее на стол, передали стопку карт соседу. Так как на карте изображено сразу 2 персонажа, то только верхний персонаж (который не перевернут вверх тормашками для игрока) является активным. Карты с одинаковыми активными персонажами накладываются друг на друга, образовывая один ряд.

3 фаза — активация персонажей. Это, наверное, самая интересная фаза игры. В ней игроки получают возможность разыграть свойства персонажей, по которым у тех есть преимущество. У каждого персонажа есть порядковый номер, поэтому активация происходит с «единицы» берсерка по «семерку» алхимика. Активировать конкретного персонажа может только тот игрок, который владеет бОльшим влиянием (т.е. числом карт) на него, чем другие игроки. При равенстве влияния побеждает тот, у кого больше единичек (берсерков). Если единиц поровну, то двоек и т.д., пока не выявится победитель. Активирующий игрок обязан применить свойства персонажа.

А именно:

1. Берсерк — переворачивает одну карту влияния в одной из стопок активирующего игрока.

2. Наемник — перемещается всей толпой наемников в любую другую стопку игрока, увеличивая тем самым влияние на другого персонажа.

3. Волшебник — удваивает с помощью волшебной карты количество влияния в стопке любого персонажа.

4. Ассасин — переворачивает карту другой стороной у любого из соперников, тем самым меняя персонажа, на которого оказывает влияние соперник.

5. Рыцарь — позволяет взять карту с общей колоды и выложить ее любой стороной в одну из своих стопок.

6. Бард — позволяет обменять одну карту активирующего игрока на карту другого игрока (персонажи при этом сохраняются, т.е. не переворачиваются).

7. Алхимик — можно сбросить одного алхимика, перевернуть его рубашкой вверх, и это будет одно победное очко.

На этом текущий раунд заканчивается и начинается новый. В новом раунде игроки опять получают карты на руки (только меньше, чем в первом раунде), драфтят их, выкладывают на стол и играют их свойства. В конце третьего раунда игра завершается.

В Экслибриуме существует две версии правил (как это очень любит делать Юрий Ямщиков) — обычные и продвинутые. По обычным правилам в конце игры определяются игроки, которые обладают наибольшим влиянием на персонажей, начиная с берсерка под номером 1. Причем в призерах оказываются первый игрок и игрок, занявший второе место. Первый получает 2 победных очка, а второй одно. Когда разрешится ситуация с последним персонажем (алхимиком), игроки суммируют свои очки и выявляют победителя.

Продвинутые правила позволяют получать победные очки во время игры не только с помощью алхимика. В каждом раунде определяются по 1, 2, 3 персонажа, которых можно сбросить вместо розыгрыша свойства и получить за это ПО. Подробнее об этом расскажу в своих мыслях по поводу игры. Также в продвинутых правилах в конце игры определяется только один игрок по влиянию на персонажа, а не два.

На стыке нескольких игр

Не могу сказать, что в Экслибриуме я увидел что-то новое, уникальное. Наверное, самое необычное — это карты с двумя персонажами на выбор. Все остальное я уже где-то видел. По ощущениям действительно очень похоже на Koryo, хотя вы будете удивлены тому, что Юра не играл в эту игру корейского разработчика. Честно говоря, я не знаю, как было все на самом деле — Юре подсказали механику или он сам к ней пришел. Я буду часто вспомнить Корё в обзоре, потому что для меня это основная игра с механикой «большинства» (на самом деле такой механики нету, это я ее придумал). Украинцы из IGames в этом году выпустили свою похожую игру под названием Behind the Throne, которая представляет собой сплав Koryo и Dead Man’s Draw. Экслибриум же напоминает Koryo и… любую игру про драфт. Пускай это будет 7 Wonders. В Корё мы в каждом раунде получаем некоторое количество карт, выбираем из них нужные, играем их и применяем свойства, если можем. В Экслибриуме мы сначала драфтим-драфтим-драфтим, а только потом играем свойства.

Самое главное, что ощущения от игр поначалу несколько похожи. Суть Корё и Эксли одна и та же — получать преимущества.

Но давайте пока на время забудем про Корё и рассмотрим Экслибриум отдельно.

Это карточный филлер, как вы поняли из моих выкладок из правил, на 2-5 игроков. Если хорошенько вчитаться в правила, переварить все в голове, то можно сделать простой вывод, что в игре необходимо стараться держать большинство у 3-4 персонажей. Но после первой же раздачи карт вы растеряетесь, как это было у меня, так как на руке у меня были все возможные персонажи, какие только есть в игре. Так получается благодаря двойному разделению карт. У меня реально случился затуп, потому что я не знал, кого выбрать. Возможно, когда у игрока за плечами есть много сыгранных партий, то ему проще сделать выбор. Наверняка, потом у каждого из нас могут появиться свои любимчики. Но самый первый раунд был для меня довольно тяжелым. Представьте себе начало игры, в котором можно делать все. Для человека, который не любит думать, это хорошо, потому что он может просто наугад выбрать персонажа и выложить его на стол. Для меня же, любящего подумать, делать первые шаги было сложно, так как я не знал, кого лучше выбрать. Поэтому для меня двойственность карт — это палка о двух концах. С одной стороны здорово, что ты не ограничен в выборе. В Коре тебе раздают случайные карты, но там может быть далеко не то, что ты хотел получить. В Эксли тебе раздают карты и там ну практически все цвета радуги, т.е. все возможные персонажи. С другой стороны в Эксли не чувствуется кризисности. Ты, конечно, вряд ли сможешь за один раунд выложить перед собой 5 или 6 ассасинов (да и смысла в этом нету), но все равно в большинстве случаев у игрока будет широкий выбор персонажей, т.е. сама игра не пытается тебя озадачить, поставив в трудное положение, а своими действиями вы просто стараетесь предугадать действия других игроков.

В Эксли карты распределяются методом драфта. Это старый добрый метод, который нравится многим настольщикам. Меня опять тянет сравнить драфт с методом распределения карт в Корё, в котором карты не драфтятся, а просто случайно раздаются игрокам. Раздали игрокам карты — выбрали нужные карты — вернули остатки — перетасовали колоду — снова раздали. Метод Коре более случайный, более кризисный, более непредсказуемый.Метод Эксли больше понравится тем, кто не любит риски, неожиданности и просто тем, кому нравится драфт.

В чем мне видится основное отличие Эксли от Корё — свойства персонажей. В Корё не так много взаимодействия между игроками. В той игре есть только 2 очень «вредные» карты, которые опасны для других игроков, и все они приносят -1 ПО в конце игры, поэтому их не часто применяют. Эксли имеет в своем распоряжении несколько интересных персонажей — ассасин и бард напрямую воздействуют на других игроков, а берсерк же, наемник, рыцарь, волшебник и алхимик модифицируют возможности. Т.е. таких тухлых персонажей, которые бы в течение игры ничего не делали, а в конце приносили несколько очков, в Эксли нету. Все персонажи довольно ценные и полезные (разве что барда не всегда выгодно применять).

Давайте поговорим про обычные и продвинутые правила. В правилах написано, что если вы знакомы с современными настольными играми, то можете сразу смело играть по продвинутым правилам. Но это не значит, что обычные правила скучные. Вполне нормально играется и по ним. Просто в этом режиме партии проходят быстрее и игроки не отвлекаются на второстепенные задачи. Игроки получают меньше карт при раздаче и в конце игры выбирается не 1 лидер по персонажам, а 2 лидера. Это значит, что игроки меньше тратят времени на драфт и они получают больше возможностей выиграть в конце игры, так как второму месту тоже даются очки. Такой вариант игры больше подходит семьям, новичкам и тем, кто не знаком с механиками, которые предлагает игра.

Мне больше симпатичен продвинутый вариант, потому что он вводит новые условия получения победных очков. По обычным правилам очки можно получать в каждом раунде с помощью действия алхимика. Продвинутые правила в каждом раунде предлагают набирать дополнительные очки вместо выполнения действий персонажей. В первом раунде есть всего один такой персонаж, во втором два, а в третьем три. Чтобы получить очки, нужно сбросить 1-3 карты конкретного персонажа рубашкой вверх и положить их рядом с собой. С этим правилом в игре появляются сложные дилеммы — лучше собирать то, что именно сейчас нужно, или сосредоточиться на персонаже, который в текущем раунде принесет победные очки; а также сыграть свойство персонажа или сбросить его за очки. Игрокам, которые хотят только фана от игры, такой трудный выбор будет неинтересен. Мне еще этот режим нравится за то, что он заставляет игроков более внимательно следить друг за другом. Ведь если не заметить, как кто-то наберет персонажей, которые приносят ПО в конце раунда, то скорее всего этот игрок и одержит победу в игре.

Играть в Эксли можно от 2 до 5 игроков. Мне больше всего понравилось играть вчетвером (впятером не пробовал). При таком количестве игроков у меня была постоянно загружена голова, потому что я следил за всеми игроками, за всеми их раскладками на столе. Если кто-то усиляется ассасинами, значит в конце раунде он перевернет чужую карту. У меня ассасинов мало, но можно набрать волшебников и удвоить количество своих ассасинов. Или же можно перекинуть своих наемников к ассасинам. Вот такие мысли постоянно были в моей голове. С каждым новым выбором карты я представлял себе финальную ситуацию и старался к ней лучше подготовиться.

При игре вдвоем драфт получается вялым. Вам приходится следить всего лишь за одним игроком. В таком варианте можно довольствоваться преимуществом всего в одну карту.

Ага, он взял берсерка, это плохо, у него преимущество, следующий раз возьму и я берсерка. 

При игре вдвоем ходы становятся чуть более просчитываемыми и сухими. Но думать все равно придется, конечно.

Втроем играть вполне ничего. Чуть хуже чем вчетвером и лучше, чем втроем. С этим все понятно=)

Мой выбор — лучше играть вчетвером по продвинутым правилам.

Оформление игры на любителя. Я прекрасно понимаю, как появилась эта игра и почему она так оформлена. Юрий делал игру на заказ. Нужно было придумать настольную игру по существующей вселенной из комиксов. Меня этот комикс ничем не привлек, никакой изюминки в стиле художника я не вижу, поэтому и оформление настольной игры меня ничем не цепляет. В первую очередь карточки для меня выделяются цветом, а не картинкой. Особенно хорошо заметны красный берсерк и желтый ассасин. Не очень удачен цвет у рыцаря (я иногда его путаю с наемником). Понимаю, что все это вкусовщина, и что по-другому быть не могло. Но мне было бы приятнее видеть на карточках более ярко выраженных персонажей (пускай даже приевшихся всем скелетов, гоблинов, драконов и магов), чем героев какого-то аниме. Если бы в игре были арты из Welcome the the Dungeon, мне кажется, игра бы только выиграла.

О минусах мне говорить довольно сложно, потому что явных недочетов в Эксли я не вижу. Когда я начинал играть в эту игру, то думал так: «Это же Корё! Здесь почти все как в Корё!«. А когда сыграл первую партию, то задумался — Эксли лучше или хуже Корё? Какую бы из этих игр я бы себе оставил? В итоге я пришел к выводу, что обе игры одинаково хороши, и между ними я могу поставить знак «равно». В Корё мне больше нравится арт и метод распределения карт. Эксли — более яркая игра с интересными свойствами персонажей и несколькими вариантами правил.

Из того, что мне меньше нравится, я могу выделить то, что зачастую в обозреваемой игре все персонажи доступны для выбора. Когда на руках остается 2-3 карты, тогда уже выбор более интересный. Из-за этого начало игры имеет слишком много свободы — бери и играй что хочешь. Может быть из-за этого некоторые настольщики играют в Эксли бездумно, потому что игра не сильно наказывает игрока за неверные действия. Я даже могу себе представить такой вариант, когда игроки вслепую выкладывают карты на стол. Мы с Юрой уже общались на эту тему, и он сказал, что стиль игры сильно зависит от того, как играет ваш соперник. В Эксли можно сыграть и за 5 минут, а можно и на каждый раунд тратить по 10 минут. Если не просчитывать ходы и не моделировать расклад в конце раунда, то игра превращается в веселый пасьянс, в котором правит рандом. Если же думать над каждым ходом, то игра перестает быть похожей на легкий филлер, как это может кому-то показаться. В редких обзорах на эту игру я находил такие слова — несложный филлер, нет мук выбора, предсказуемый выбор, ненапряженный геймплей. Да, если соперник вам позволяет так играть, то можно и не думать над тем, что брать. Особенно это легко делать при игре вдвоем. Но если играть большими составами, то у меня не получается не напрягаться, потому что приходится делать такой выбор, который будет полезным не только против одного игрока, но и против других.

По поводу покупки или не покупки Экслибриума я могу сказать так — если вам нравится Корё, то и Эксли вам покажется интересной игрой. Если вы не знаете, что такое Корё, и ни разу не играли в игры такого рода, но вам интересно попробовать, то берите то, что вам ближе по оформлению и выгоднее по цене. Если карточные игры не нравятся вовсе — не понравится и Эксли. Я между обеими играми поставил знак «равно». И та, и другая игра хорошая. Правда, есть один нюанс. Эксли ко мне очень долго добиралась, и когда она это все-таки сделала, то первый ее тираж уже практически разошелся. Теперь игру можно купить только на остатках. В Минске видел в нескольких местах (в частности в комикс-шопах) по ну просто очень приятной цене — всего 13 рублей! Хотя и Корё от HW будет стоить примерно столько же… Про второй тираж Экслибриума пока что издатель молчит. Возможно его и не будет. Так что если вы заинтересовались игрой, но поторопитесь.

Итоги

Экслибриум — это третья игра Юрия Ямщикова, в которую я поиграл. И в первую очередь она отличается от других его игр тем, что она карточная. По-моему, у Юры получилось сделать достойную игру в новом для него формате. Эксли не уступает по фану игре, на которую она похожа, т.е. на Koryo. Игра вдвоем мне кажется немного скучной, а вот вчетвером и по продвинутым правилам играется здорово. Если вам нравятся карточные игры, если вам нравится комикс Экслибриум или вы просто любите комиксы, то попробуйте настольную игру Экслибриум, если, конечно, сможете ее найти в продаже. Меня Эксли не разочаровал и сумел порадовать.


Настольная игра Экслибриум была предоставлена для обзора самим автором игры — Юрием Ямщиковым, за что ему большое космическое спасибо=)

19 Responses to Обзорум настолум Экслибриум — обзор настольной игры «Экслибриум»

  1. Забавно, как ровно 100% обзоров на карточную игру «Экслибриум» начинается с фразы «вы знаете, я не знаком с серией комиксов под названием Эклибриум».

    Поправьте, если я ошибаюсь, но игры, выполненные по франшизе, делаются скорее для аудитории поклонников данной франшизы, а не самого игрового медиума. И издателям таких игр следовало бы отправлять свою игру на обзор не тем, кто собаку съел на настольных играх (а к каким-нибудь комиксам зачастую питает примерно то же предубеждение, которое другие испытывают к настольным играм), а обзорщикам как раз комиксов (ну или компьютерных игр, если у нас речь про настольную игру по Doom, X-COM, Master of Orion и т.д.).

    Потому что дальше ты вот пишешь, что тебя «в этом обзоре интересует только сама игра», но что есть «сама игра»? Разве сюда не входит арт, персонажи, сюжет, сеттинг? Как ты можешь оценить ощущения от данной части игрового процесса, если ты не в теме?

    Да и вообще, игра продаётся в комиксшопах, и логично было бы продвигать её среди комикс-аудитории, а не в настольной индустрии, разве нет?

    P.S. Прошу не принимать данный комментарий на личный счёт.

    • scafandr says:

      В данном случае безусловно проект рассчитан на поклонников комикса. Баббл попросил сделать им игру на заказ. Но я посчитал нужным предупредить, что с комиксом я не знаком. Избранным блоггерам рассылали копии игры вместе с комиксом, чтобы они знали, с чем имеют дело. Эту игру мне прислал Юра просто так, не настаивая, чтобы я писал обзор. Я решил, что все-таки можно и поделиться своим мнением с моей аудиторией. А среди комиксистов я вообще не видел ни одного обзора на эту игру. Может быть их и нету.

  2. zinzy5 says:

    «Скажу честно и сразу — я не знаком с серией комиксов под названием Эклибриум (как-то вот не интересуюсь российскими комиксами)»
    А мне нравятся комиксы от Bubble. Пока в моей скромной коллекции только Бессобой, но думаю со временем и другие начну скупать.
    А вот настолку точно покупать не буду, хватит мне и Коре. 🙂

    • scafandr says:

      На сколько я помню, Бесобой — это их первый проект, да? И Инок еще.
      Я только вчера узнал, что Баббл уже выпускает ТПБшки, а то мне казалось, что они только синглы выпускают. В принципе, можно и мне что-нибудь взять при случае ради интереса

  3. Yury Yamshchikov says:

    Саша, спасибо за классный обзор!

    Небольшой нюанс — Берсерк обязывает переворачивать именно верхнюю карту в любой из стопок. Это, кстати, не всегда выгодно, но Берсерк все равно ценен не свойством, а решением при равенстве.

    Надо будет все-таки сыграть в Koryo — прямо интересно, как там все работает 🙂

    PS Обожаю твои фотки!

    • scafandr says:

      Тебе спасибо за игру, Юра!
      Про Берсерка так и есть, просто я стараюсь не сильно пересказывать правила, чтобы читать не сильно скучно было. В целом понятно — идем дальше=)
      Если не сыграешь до лета — привезу, сыграем. Очень умная игра тоже.
      За фотки спасибо=) Обещаю, что к Роботам будут еще лучше=)

      • Yury Yamshchikov says:

        Да, прости за педантичность — помню, что обзор это не пересказ правил, но ничего не могу с собой поделать 🙂

        Будет здорово, если привезешь Корё (ударение на последний слог?) — не видел ни у кого из знакомых, а до игротек уже давно не добирался (кроме авторских, где сам же и объясняю правила своих игр).

        Надеюсь Арена тебе понравиться — вроде получилось тематично 🙂

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.