Игры, которые не взлетели

У любого блогера есть, наверное, легкий мандраж за то, что он пишет в статье. Хвалит или нет, рекомендует или не рекомендует. Думаете, я не переживаю, когда игру похвалил, а кому-то она не зашла, и обиженный человек зашел ко мне в гости написать, что я продажный блогер? Переживаю, конечно… Бывали случаи, когда мне писали — я повелся, купил игру, а оказалось, что она отстойная. Простите, конечно, но мне эта игра зашла… Это же вкусовщина. А еще бывает такое, когда я сильно топлю за игру, очень уж она мне понравилась. А она почему-то плохо продается и никто ее больше не издает. И вот я решил написать статью, в которой расскажу об играх, на которых я надеялся, а они не взлетели. Или у меня самого поменялось отношение к игре со временем… В общем, время очередных удивительных историй=)

Wiraqocha

Это была моя первая спонтанная покупка во время проведения Шпиля в Эссене. Раньше я покупал игры после тщательного изучения, анализа, взвешивания «за» и «против». А тут просто несколько моих знакомых купили Wiraqocha, плюс я посмотрел в лайве презентацию этой игры с Эссена и загорелся…

У игры был весьма хороший потенциал. Она была очень клево оформлена, имела сеттинг стимпанковой викторианской эпохи, была похожа по механике на Catan. Мы бросаем кубики, захватываем тайлы своими фишками, добываем руду, деремся, прокачиваем технологические умения. В принципе, это отличная семейка с тремя способами победы! И я могу смело вам сказать, что в моей игровой ячейке мы заигрывали Виракочу на ура.

Спустя пару лет мы решили как-то вспомнить Виракочу и разложить ее на столе. Мы были уже более опытные, матерые такие, просто-таки львы. И вот тут мы увидели, насколько игра сырая. В принципе, это видел и сам автор, который через пару лет выпустил дополнение, которое вроде как исправляет косяки. Из трех вариантов побед одна была более явная, было много рандома. Если ты лидируешь — тебя трудно догнать. Если все твои фишки выбиты противником — тебе нереально вообще догнать хоть кого-то. Это такая типичная первая игра начинающего автора. Она прикольная, она милая, она ламповая, но сырая. И если что-то начать править, то вся механика летит в тартарары. Т.е. проще сделать новую игру. Про это все сам автор мне рассказывал лично в переписке. Он сам прекрасно понимал, где в его игре были недочеты, но исправить их было сложновато. Проще сделать что-то новое.

Конечно же я сейчас не могу рекомендовать эту уже недоступную к покупке игру, но я ее очень люблю, правда. Всем сердцем. С ней много разного связано, что греет мне душу.

Почему не взлетела: сырая.

Ундервуд

Это игра про сбор слов из карточек-букв. Сейчас такой вряд ли кого-то удивишь, а для меня она была первой в своем роде. Неожиданно для меня Ундервуд оказалась очень-очень играбельной игрой. У нас каждая игровая посиделка в 2012 году заканчивалась этой настолкой. Ну скажите, какой нормальный человек не любит складывать слова из букв? Для меня это однозначный хит, который до сих пор для меня хитом и остается.

General view.

Но почему-то я так и не увидел, чтобы Ундервуд стал легендарной игрой. Как-то очень спокойна она прошла. А вот другие игры издательства Правильные игры (Зельеваренье, Эволюция) продаются до сих пор.

Люди проголосовали иначе.

Почему не взлетела: высокая конкуренция?

Локалка

Про эту игру я обязательно напишу отдельно в рамках статей «О старом по-новому«. С этой игрой у меня связана одна очень интересная история.

Локалка | Frogged Dice - блог о настольных играх

Игру придумали ребята из одного российского журнала о компьютерах. Они сами мне написали и предложили игру на обзор. Я получил ее, поиграл, и мне Локалка показалась очень прикольной игрой. Как раз такой, какая нужна большой веселой компании. В этой игре хакеры боролись с админами. Из карточек собиралась сеть, каждый игрок получал роль со своим заданием. Ты играешь карточки, атакуешь других игроков хакерскими хитростями и наносишь им урон, от которого они исчезают из сети.

И да, мне игра понравилась, авторы молодцы. А потом кто-то на Тесере написал — а не кажется ли вам, что это копия игры Бэнг!? На тот момент я не играл в Бэнг!, но ради интереса прочел правила по диагонали. И мне показалось, что это все-таки разные игры. Ну не копия, точно не копия! Я даже написал автору игры, что я за него, что игра классная, и я напишу обязательно хороший отзыв. И написал! Берите Локалку, игра хорошая.

А потом я поиграл в Бэнг!. И мне стало стыдно… Блин, это реально самая настоящая пиратка… Взяли Бэнг!, нагло все скопипастили (даже свойства карт) и перевели все в компьютерный сеттинг… Фэйспалм… Это был мой первый такой серьезный эпик фэйл.

Но при этом авторы игры все равно ребята отличные. Они вроде уже забили на придумывание игр и занимаются чем-то другим.

Почему не взлетела: пиратка.

Септикон

Где-то в дремучей тайге Сибири Тимофей Бокарев из Игрологии откопал прототип игры Септикон. Ее автора, Константина Селезнева, никто не знал, но это не помешало вызвать фурор на конкурсе авторских разработок.

Игра представляет собой дуэльное галактическое сражение с помощью кубиков и двух роботов-помощников. Если помните игру Galaxian, то тут примерно тоже самое, только сражаются базы и снизу, и сверху. Я сразу же пришел в восторг от этой игры. Такое ощущение, что это игра прямиком из моего восьмибитного детства. И игровой процесс простой, но азартный — бросаешь кубики, двигаешь роботов и активируешь ячейки, на которых останавливаются помощники. Единственный бич игры — к концу партии образуется много пустых клеток и становиться сложнее играть.

Когда я показывал игру друзьям, то она не вызывала у них такого восторга, какой был у меня. Кто-то наотрез отказывался играть, кто-то играл, но без офигенных эмоций. И похоже, что я один был такой, кому игры вштырила по полной программе=)

И вот прошли уже годы, как Септикон появился на свет, а он мне все равно очень нравится. Я не прочил игре слишком уж светлое будущее, но был немного удивлен, что игра как-то вяло была воспринята аудиторией. А фишка в том, что игра оказалась сильно специфической. Тут и оформление на любителя, и рандом, и сугубо дуэльный режим. Ну и ладно. В 2018 году я подошел к Константину Селезневу на Граниконе и искренне признался ему в том, что Септикон — офигенная игра, которую я люблю до сих пор=)

Почему не взлетела: слишком инди, слишком специфическая, очень на любителя.

Madame Ching

Игра зацепила своим описанием, оформлением и несложным игровым процессом. Помню, как я читал обзоры, облизывался-облизывался и решил рискнуть, заказав ее. Риск был в том, что в русскоязычном комьюнити ее ни у кого не было, поэтому посоветоваться было не с кем.

Madame Ching, Hurrican, 2014 — components on display (image provided by the publisher)

С игрой у меня возникли забавные ощущения. В принципе, все, что было написано об игре — все это правда. Никаких подводных камней в ней нет. Вы играете карты с руки по возрастающей, стараясь продвинуть дальше по клеткам свой кораблик, чтобы получить больше бонусов. Клево, да. Но я четко видел минусы игры — она порою слишком рандомная. Могут попасться корявые карты, которые трудно разыграть длинной цепочкой, а также есть очень обидные бонусы. Например, вы с трудом получили несколько драгоценных камней за несколько ходов, а потом у вас одной картой все камни кто-то может забрать. Прикольно? Ммммм, не очень.

Я тогда написал автору игры, Бруно Катала, чтобы он подсказал, как можно с этим рандомом бороться. Оказалось, что это не баг, а фича. Т.е. игра именно такая. Это типа как бы должно быть весело и прикольно по задумке автора. А на мой взгляд, она дисбалансная. Но, блин, красивая же!..

Почему не взлетела: слишком рандомная, простая семейка, стоит не дешево.

Древний мир

После семейной Пятиминутной империи Райан Локит выпустил игру Ancient World, которая позиционировалась как большая серьезная игра, построенная на механике выставления рабочих.

Выглядит игра шикарно (Локит же художник, напомню). Компоненты классные. Играешь как в сказку. Я люблю, когда игра умеет погрузить игрока в особенную атмосферу. И вот прям все говорило о том, что игра с большим потенциалом. Если бы не одно но, которое приходит к концу игры — «блин, это же просто игра на сбор сетов что ли?..».

Да, мать его, это игра не про выставление рабочих, а про сбор сетов. Древний мир мог быть запросто небольшим карточным филлером, но коробку раздули до размеров большой настолки. Т.е. игра в некотором роде обманывает игрока, а игроки такой обман не любят и обижаются.

Я до сих пор считаю, что Древний мир — игра хорошая, но ее пытаются выдать за что-то серьезное. Сработал как раз тот случай, когда игра должна быть меньше и дешевле.

Почему не взлетела: под видом игры ААА-класса нам попытались втюхать филлер про сбор сетов.

Тичу

Как вам известнj наверное, я обожаю карточные игры. В том числе игры на взятки. Про Тичу я слышал очень много на БГГ. Там все прям кипятком писались от этой игры. Поэтому я с большой радостью воспринял новость о локализации данной настолки.

По геймплею Тичу меня ни капельки не разочаровало. Все верно — отличная игра на взятки. Смущало в игре только одно — почему взяли это страшное классическое оформление? От артов как-то немного тошно становится. Как будто левые дешманские карты на барахолке купил. В интернете я видел кучу классных редизайнов, на которые смотришь и хочется сыграть. Взять хотя бы итальянскую версию. Но почему-то оригинальная убогость победила.

И мне кажется, что на затишье по отзывам и плохие (я думаю, что это так) продажи повлиял именно внешний вид игры. На мой взгляд Тичу — отличный вариант в дорогу, в отпуск или на дачу. Довольно гуманная замена «Тысяче» или «Дураку». Но что-то пошло не так.

Признаюсь честно, для меня было удивительным то, что игра продавалась плохо. Я искренне топил за нее. И я рад, что все-таки некоторые любители Тичу таки есть (привет, Аганов, если ты меня читаешь=)).

Почему не взлетела: наверное, подвело оформление игры, которое почему-то решили не менять, хотя следовало.

7 драконов

Издательства крайне редко навязывают мне какие-то свои игры. И если навязывают, то просят не писать плохой обзор, если вдруг игра не понравилась. Но такое было крайне редко.

Так вот игру 7 драконов мне никто не навязывал, я сам изъявил желание сделать обзор по ней. Довольно неплохие отзывы в сети и то, что я держал в руках эту игру в 2012 или 2013 году в Украине повлияло на моq интерес к игре. И хочу вам сказать, настолка меня не разочаровала. В ней мы собираем паззлы из карт, стыкуя разные цвета друг к другу. Т.е. по сути это абстракт с притянутой за уши темой драконов. И мне зашло как раз таки нормально. Мои ожидания были такими — скорее всего игра хорошо зайдет на семейных посиделках, а из-за невысокой стоимости продажи должны быть ок.

В итоге игра что-то забуксовала. Опять скудное количество отзывов, среди которых попадаются и ругательные, соответственно пошли плохие продажи… И даже как-то раз один представитель одного издательства мне на эмоциях сказал: «Мне очень интересно, кто это говно предложил вообще издать?». Я вообще не ожидал услышать от него такую реакцию. Мне-то игра понравилась… И коробочка удобная…

Почему не взлетела: если честно, то мне довольно сложно ответить на этот вопрос. Могу предположить, что многим людям игра показалась скучным абстрактом. Обещали мир ярких драконов, а получили какой-то детский пазл.

Бэнг! Меч самурая

В оригинальный Бэнг! я играл, и это не совсем мой тип игр. Он довольно рандомный и это скорее пати, чем какая-то серьезная игра. Тем не менее игра прекрасно продается, к ней вышла куча дополнений и море альтернативных версий, поэтому я в глубине души немного завидовал тем, кому игра очень нравится. Ведь они имеют доступ к широкому числу расширений.

Samurai Sword, dV Giochi/ABACUSSPIELE, 2013 – box and sample components (image provided by the publisher)

Меч самурая использует примерно тот же механизм, что и в Бэнге!, но с клевыми нововведениями. И хоть оформление у игры так себе, но японская тема для меня добавила игре пару плюсов. В общем, неожиданно эта версия мне понравилась гораздо больше оригинала. Но я не могу сказать, что игра сильно прижилась в моей компании. И это вина не игры, а компании, безусловно. Так бывает. Именно по этой причине я пока держу Меч самурая выставленной на барахолке. Тут как раз та ситуация, когда не игра плохая, а просто играть особо никто не хочет.

У данной игры есть дополнение, но оно не выходило на русском. А знаете почему? Да, опять из-за плохих продаж базы. Понятно, что расчет был сделан на фанатов оригинального Бэнга!, но что-то пошло не так.

Почему не взлетела: такое в бизнесе бывает. Допустим, находится что-то, что отлично продается. Спрос огромный. В результате ты ищешь что-то очень похожее, чтобы еще больше расширить продажи. А в итоге облом — люди на новье не кинулись, как планировалось. Наверное потому, что если людям нравится Пугачева, то Ротару они уже потянуть не могут. Интересно, миллениалы поймут шутку?…=)

Бастион

Что-то я пытался вспомнить, как началось мое знакомство с игрой, и почему-то не вспомнил. Ждал я ее или получил случайно от издателя — не помню. Но зато прекрасно помню, как она мне закатила практически с первой партии.

Tough start, Nightmare difficulty
(c) Mario

Бастион — это российская версия в жанре tower defense. Вы управляете магами, которые охраняют замок, окруженный со всех сторон монстрами. Пока монстры передвигаются, в них нужно бросать фаерболы и кастовать магию. Когда магия заканчивается, ее можно подзарядить на специальных точках в разных районах замка.

Игра имеет некий заскриптованный элемент, но для меня это скорее плюс, чем минус. Т.е. все колоды монстров формируются заранее, но выходят враги из колод всегда по-разному. По сути нам надо просто в некоторых моментах угадать, когда использовать магию помощнее, а когда лучше ее оставить на потом. В конце игры вы узнаете, были вы правы или нет.

Сценариев много и все они отличаются сложностью, так что разнообразие есть.

В Бастион я играл с большим удовольствием. После каждой неудачи мне хотелось повторить попытку, чтобы пройти сценарий и перейти к следующему. На мой взгляд, игра получилось отличной, учитывая, что это российская разработка молодого автора.

Далее был конфликт автор с издателем. Оказывается, по оригинальной задумке никаких сценариев не должно быть, а колоды формируются всегда случайным образом. Автор остался недоволен решением издателя влезть в игру, издатель сделал выводу по автору… В общем, все пошло совсем не так, как надо, чтобы было.

Что интересно — я находил достаточное количество людей, которые также были в восторге от Бастиона. Включая даже совсем неопытных игроков. Как-то раз познакомился с одной девочкой Машей, заговорили про настолки и оказалось, что в тот период она с сестрой тоже активно проходила Бастион. Хотя за плечами у нее были только патигеймы и филлеры.

И я дико ждал дополнения. Николай Пегасов (продюсер игры) говорил, что по допу уже есть мысли (нежить) и кое-какая работа идет, но все покажут продажи. А продажи были… такими себе…

В итоге игра не взлетела. Была попытка закинуть ее на Запад, выходила обновленная версия игры с миньками, но вроде как на общую ситуацию это никак не повлияло.

Почему не взлетела: Во-первых, мне кажется, что повлияло то, что это российская игра. Типа, игра из России не может быть хорошей по умолчанию. Во-вторых, игровой процесс где-то в чем-то однообразный. В каждом сценарии вы будете делать одно и то же, просто монстры разные будут. В-третьих, ссора автора с издателем не могла не сказаться на реакции простых настольщиков.

Camel Up

По-моему до этой игры у меня не было в коллекции игр-гонок. А тут появилась прекрасная возможность разжиться Camel Up, в которой мы делаем ставки на гонки верблюдов.

Close up - Box & Components

И это прекрасная семейка! Она очень простая, очень красивая, очень азартная! И я никого не собираюсь убеждать в этом или переубеждать, т.к. все было испытано не раз на разных компаниях. У меня даже папа с удовольствием играл в Camel Up!

И я был бы рад всем советовать эту настолку, если бы не одно но — она почему-то была очень дорогой… Эта игра — яркий пример того, как игра может прогореть в продажах из-за цены. Это когда по ощущениям игра — филлер, а ее продают по цене около-хардкора. Сейчас все-таки не совсем те времена, когда за игру хочется переплачивать. Но я знаю, что по тем временем нельзя было сделать цену меньше. Там было много кастомных компонентов, деревянные компоненты, которые изготавливались в Германии, кажется… Поэтому про дополнение можно было даже не мечтать. Обидно, конечно, игрf-то прикольная.

Почему не взлетела: простая семейная игра не должна стоить так дорого. Или она быть просто супер-пупер меганереальная.

Стой на своем

На заре своей издательской деятельности GaGa Games выпустила несколько своих разработок в маленьких коробочках. Одна из них — игра Стой на своем. В этой карточкой настолке нужно с помощью аукциона собирать сеты карт с цифрами. Делая ставку на одну карту, нужно отказаться от какой-то другой.

Box and components (image provided by the publisher)

Мне понравились в этой игре свежие идеи на старые темы. В частности, что нужно отказываться от претендования на другие карточки. Плюс в игре есть немножко блефа. Такой открытый аукцион мне нравится. Всякие закрытые аукционы с монетами, зажимаемыми в кулачками, вызывают у меня приступы уныния. А тут все хорошо, нравится.

Конечно, я не думал о том, что игра может стать хитом продаж. Вообще редко когда российские авторы удостаиваются большого внимания со стороны простых настольщиков. Вот плюнуть в их сторону — это пожалуйста. А похвалить — зачем?

Тем не менее, мне хотелось верить, что эту игру все-таки раскусят и хотя бы немножечко полюбят. Но, как я понимаю, Стой на своем пошла по пути всех простых филлеров от непонятных авторов.

Почему не взлетела: простой филлер, коих на рынке море. Тут надо действительно чем-то сильно удивить, чтобы настольщики разглядели что-то в игре. Плюс нужен хайп, плюс арты офигенные, а не обычные циферки… В общем, эта игра сама себя никогда не продаст.

Повелители времени

Я люблю колодостроительные игры, с радостью берусь за любого представителя данного жанра. В Повелителях времени интересно то, что свойства карт в ней позволяют собирать карты в интересные временнЫе цепочки. Т.е. можно сыграть карту сейчас, а ее свойство применить в следующий ход. Это дает возможность собрать классные комбинации в одном раунде.

Помню, что эта игра сначала появилась на boardgamearena и в нее играли люди достаточно активно. Но на то время Повелители времени у меня не вызывали большого интереса, чтобы сесть самостоятельно за изучение правил. А потом вдруг ее в итоге издали в физическом виде, а ГаГа этот вид локализовала. Вот тут уже мой интерес и проявился.

И вы знаете, игра меня не разочаровала. Не могу сказать, что это лучший декбилдинг, в который я играл, но и однозначно не худший. С удовольствием играл, не плевался… Написал вполне хороший обзор и надеялся, что моя точка зрения будет совпадать с мнением большинства. К сожалению, чужие отзывы были или нейтральными или ругательными. И я не могу полностью согласится с претензиями к игре. Такое ощущение, что блогеры просто нашли козла отпущения. Понятно, что это не проект ААА-класса, это обычная индюшка. Я даю игре послабление именно за это. Для меня Повелители времени — игра самобытная, все-таки это не просто калька с типичных колодостроев, как какие-нибудь Звездные империи.

Почему не взлетела: инди-игра с простым оформлением и не самыми передовыми идеями остро нуждается в поддержке издателя и блогеров. У Повелителей времени ничего такого не было. А от блогеров игра вообще получила отметку «неуд». Честно признаюсь, не помню, что было с ценой, может быть игра дофига стоила, что тоже имеет большое значение. Ну и еще можно ж бесплатно играть на БГА — тоже одна из причин не покупать игру.

Порт Пирей

В один год ГаГа подписала несколько игр на Граниконе и чёхом издала все практически одним залпом. Но издательство совершило одну большую ошибку — оно не выделило ресурсы на последующее тестирование игр и выпустило их практически в таком же виде, в каком они были у авторов изначально. Таким образом была похерена (прошу прощения за грубое выражение, но так и было) неплохая по задумке игра Урбис. В этой игре вообще нет никакого баланса.

Box and components (image provided by the publisher)

На фоне Урбиса Порт Пирей выглядел более привлекательно. Это такая экономическая игра с плавающим рынком. Вы продаете и покупаете карточки и собираете из них сеты. При продаже цена на товары растет, при продаже — падает. Очень простая система, но довольно неплохо работающая.

Другое дело, что и в ней тоже чувствуется сырость игрового процесса. Я сейчас не могу точно вспомнить нюансы, т.к. играл очень давно (но все планирую как-нибудь освежить впечатления), но точно помню, что там некоторые колоды между собой плохо играют. Каждый игрок начинает игру со своей уникальной колодой. И в некоторых случаях у одного игрока оказываются более выигрышные товары, чем у другого.

Ну и плюс сама система обмена очень простая. Ее можно было бы еще чем-нибудь нагрузить для полноты ощущений.

Почему не взлетела: как говорится, пилите правила, Шура, пилите. Когда эта игра вышла, у меня была надежда, что у русскоязычных настольщиков немного поменяется отношение к проектам российских авторов. Теперь, спустя несколько лет, я вообще сижу, думаю об этом и улыбаюсь, потому что такое ощущение, что до сих пор не было таких проектов=) Даже обожаемая мною Стальная арена все равно не хит хитов. А вывод я сделал такой — наш народ пока не готов к экспериментам. Никто не хочет рисковать и поддерживать рублем непонятные проекты, которые могут порадовать, а могут и не порадовать.

Пираты 7 морей

С этой игрой тоже связана одна интересная поучительная история.

В 2013 году я поехал в Львов на настольный фестиваль, на котором мне показали игру Пираты семи морей, которую разрабатывало издательство IGames. тогда у них было 3 проекта в работе — Пираты, потом новая версия Веселой фермы и Мистериум. В Веселую ферму я сыграл еще до начала фестиваля в антикафе в центре Львова с Александром Невским и Олегом Сидоренко. На следующий день мы пошли в какой-то местный клуб пробовать другие разработки. И я выбрал Пиратов, т.к. в один день не мог посмотреть обе игры.

Components

В Мистериум я, кстати, так и не сыграл ни тогда, ни потом. Кто ж знал, что так получится, что именно эта игра выстрелит на весь мир. Моя ставка была сделана на Пиратов семи морей!

Пираты очень впечатлили. Это такая веселая семейная игра с необычной боевкой на кубиках. Каждый ход мы выбираем роль, которую отыгрывают все игроки, но игрок, сыгравший роль, получает бонус. Во время игры можно организовать атаку на корабли, груженые товарами, и пополнить свои трюмы разным добром. Для этого мы бросаем жменю своих и чужих кубиков на крышку игры и линейкой вымеряем итог сражения.

В 2013 году я был не такой прошаренный в настолках , как сейчас (да и сейчас есть к чему стремиться=)). В то время Пираты мне показались настоящим украинским прорывом. Мешанина разных простых механик, классное оформление, азартный игровой процесс — я просто влюбился в эту игру! Сейчас уже понимаю, что в данной игре многое использовалось из других игр, но в целом винегрет выглядел весьма гармонично.

В итоге я себе заПНПшил игру, пока ожидал ее официального выхода, и играл до посинения. Но была проблема — Пираты семи морей все никак не могли издаться. Авторы игры все пилили ее, пилили, пилили… В то время как я все ее активно хайпил и ждал. И вот, честно говоря, в какой-то момент моя «хайпилка» сломалась. За то время, пока я ждал Пиратов, вышло много новых классных игр, я познакомился с еще большим списком настолок, поэтому на фоне новья Пираты как-то просели. И когда они наконец-то уже вышли, я не мог уверенно сказать, что это однозначно хит. Это хорошая игра, да, прикольная! Для Украины это вообще огонь. Но в целом — это просто прикольная семейка. Весьма необычная, если брать в расчет боевку.

Мне кажется, выйди Пираты в 2013 году, было бы супер. Народ был еще не такой разъетый, каким стал потом. Я следил за отзывами, спрашивал у своих знакомых. Но отзыв практически у всех был примерно такой — «нормальная«. Это когда играть можно, но не огонь. Хотя пилили ее много лет, перерисовывали арты несколько раз, облизывали, как самый вкусный леденец в мире.

А вот Мистериум выстрелил сразу, да так, что у всех аж уши заложило.

Почему не взлетела: имхо, игра вышла позже, чем нужно. Очень важно, чтобы конкуренты были слабыми, чтобы была помощь от блогеров (необязательно русскоязычных), чтобы цена была отличной. И я действительно думал, что игра все-таки больше зацепит настольщиков, потому что она яркая, веселая, довольно азартная, ну и, что немаловажно, от братiв-украинцев. К сожалению, Пираты семи морей проплыли мимо практически бесшумно…

Банда братьев Райт

Есть у меня несколько настолок, которые ассоциируются у меня сугубо с какими-то застольями. Изучение этих игр пришлось аккурат на какие-то праздники, поэтому было шумно и весело. Это и Зомби! Спасайся кто может, и Липкие хамелеоны, и Camel Up, и вот Банда братьев Райт тоже. Ощущения от этих игр всегда были приправлены дополнительными эмоциями от компании, алкоголя и всеобщей радости. Наверное, когда собирается классная компашка, то любая настольная игра будет веселой.

Box and components (image provided by the publisher)

С Бандой была такая история. Мы играли в нее на НГ. Было реально весело, т.к. игра подразумевала блеф, подставления, угадайку, расчет… И это всего лишь какой-то проект неизвестного российского автора, который издала ГаГа. Мы тогда вместе решили, что было угарно, поэтому можно смело клепать 9 и ждать реакцию других блогеров.

И вы знаете, быть первым по обзорам всегда не очень комфортно. Тут надо проявлять смелость в выводах. Например, вы знаете, что Брасс — это офигенная игра, которую все давным-давно облизали, и если вы в своем обзоре напишете, что эта игра крутая, то вам все поверят. Если напишете, что она хорошая, но не совсем ваш тип игр — тоже поверят. Если напишете, что фигня какая-то, то вам напишут или скажут, что это вы фигня какая-то, а не игра. Если на обзоре игра от какого-то ноунейма со свежим проектом, то вам не с кем сравнить свои впечатления. Ну вот вы сыграли с парочкой друзей, вам понравилось. Можно написать огненный обзор и получить потом по шапке за продажность. Можно написать сдержанный обзор, не разглядев жемчужины, и ваш обзор не станет передовым, потому что вы профукали хит. А лучше всего написать что-то среднее. Мол, нормально, сойдет для сельской местности. тогда и волки сыты будут, и овцы целы.

Но я написал, как есть. Мы повеселились? Ага. Вот и получите. Конечно, я рисковал. Мне уже даже пару моих знакомых писали в личку — что, правда такая игра крутая, что ты ей 9 поставил?

Ожидаемо, что в целом игра не вызвала большого интереса у игроков, да и у блогеров. Тут еще стоит учесть, что в целом к собственным гаговским проектам настольщики всегда относились с подозрением (как мне кажется).

По прошествии времени мне сложно сказать, изменилось ли что-то. Надо снова взять игру, поиграть в нее в разных компаниях, и сделать новый вывод.

Почему не взлетела: собственно, я взлета никакого и не прогнозировал, просто сразу поставил высокую оценку, наплевав на мнение масс. Конечно, Банда братьев Райт ни на какой шедевр не тянет, а в комплекте с игрой должна идти бутылка вина и пара классных девочек и мальчиков. Тогда все будет как в лучшем кино=)

Звездные войны: Путь к надежде

Когда кто-то вспоминает имена интересных российских авторов настольных игр, почему-то никто не вспоминает о Петре Тюленеве. А на самом деле Петр проделал колоссальную работу по многим играм по Ужасу Аркхэма разных вариаций, оттестировал кучу российских проектов и выпустил парочку своих интересных настолок. И я вот честно скажу, что чертовски рад, что знаком с Петром, которого когда-то с радостью читал в журнале «Мир фантастики«, когда он был там редактором.

Звёздные Войны. Путь к надежде — настольная игра. Купить в Минске в  интернет-магазине. Звёздные Войны. Путь к надежде : отзывы, цены — OZ.by

Эту игру я брал сугубо из-за автора. Я планировал пройти мимо, а потом глянул, кто автор, и резко остановился — эта игра мне точно интересна!

В основе игры лежит интересная механика, основанная на мемори и розыгрыше карт ролей с руки. Это кооперативная игра, в которой нужно сообща найти среди нескольких колод карточки чертежей. До начала игра каждый игрок смотрит одну из колод и запоминает, что в ней находится. Потом колоды перемешиваются между собой и игроки уже точно не могут сказать, в каких колодах есть чертежи, а в каких нету. Но зато они помнят примерный состав каждой колоды.

Далее мы просто по очереди играем с руки карты персонажей и раскрываем верхние карты выбранной колоды. Пока персонаж может проходить открытые карты, вы шерстите колоду дальше. Как только случается затык, персонаж сбрасывается, а ход передается другому игроку.

Мне данная механика показалась занятной. Она вроде простая, но прикольная. Я не мог вспомнить, на какую другую игру похож Путь к надежде. Вполне себе уникальная настолочка. К сожалению, я не поклонник ЗВ, поэтому не могу оценить топовость тематики. Имхо, у Петра получилась хорошая игра для широкого круга настольщиков.

Почему не взлетела: все же игра оказалась на любителя. Я давал коробку поиграть другим людям, одну разыграл у себя в блоге и отправил в Витебск, поэтому имел под рукой несколько сторонних мнений. И мнения были такие, что игра не представляет собой ничего особенного. «Ну как-то так«. Пишу, как есть. Я никого не собираюсь переубеждать — каждый человек имеет право на свое мнение. И мне сложно сказать, почему игру не раскусили. Наверное, потому что таких филлеров море. Вот если бы филлер выходил раз в год — играли бы и радовались, я вас уверяю=)

Бронза

До знакомства с Бронзой я много раз слышал об игре Джаз-бэнд, в которой нужно было набирать музыкантов и играть музыку по карточным нотам. Игру сделал никому не известный до этого Константин Домашев, и его проект довольно быстро заметили менеджеры Hobby World.

4p at FalCon 2019
(с) Deb J

Далее от темы музыки решили избавиться (потому что она, оказывается, плохо продается) и заменили ее древнеисторическим периодом. Ну, ок, не мне пререкаться с этим решением. Бронзу я увидел на Граниконе, которую любезно мне показал Петр Тюленев.

В первую очередь меня восхитил арт. Игра очень классно нарисована. Цвета такие яркие, привлекательные.

На том Граниконе мы сыграли неполную партию, но игровой процесс мне показался очень клевым. Мы выбираем карточки действий из предлагаемого ряда и двигаем свои фишки по разноцветным трекам, выполняя определенные требования и переходя из одной эпохи в другую. Мы строим всякие крупные города, которые в конце игры могут позволить нам набрать кучу ПО. Помимо этого из выбранных карт действий мы собираем эдакую матрицу действий, которая позволяет нам двигаться по трекам быстрее или плодотворнее. Также эти карточки влияют на выполнение целей. Примерно как-то так. Кому не понятно, те могут почитать мой готовый обзор.

Когда я сыграл неполную партию в Бронзу, то был дико восхищен. Я не мог вспомнить, что есть похожего из других российских игр. На мой взгляд, Бронза выглядела просто 100%-ным хитом на фоне других игр из России. Я даже подумал о том, что и в Эссене игра может сделать фурор — почему бы и нет? Когда-то же нужно начинать=)

После Граникона мне предстояло еще ждать выхода самой игры. Я же сыграл только в прототип, а презентация игры должна была состояться на Игроконе в ноябре аккурат после моего др=) Кстати, приятные воспоминания остались от той поездки в Москву (Алексей Кабанов, спасибо, дружище!). Но и на Игроконе я как-то прошляпил момент, когда мог забрать игру, и улетел на поезд. Т.е. игра пришла мне еще позже… Это дикое ожидание первой полноценной партии не передать словами.

Когда я наконец-то добрался до Бронзы, то вывод был таким — игра на самом деле хорошая. Правда, очень хорошая. Но в ней как будто спрятаны две разные игры — семейные гонки по трекам и мидвейтовый сбор сетов на картах. Т.е. игра как будто имеет несколько векторов, а вместе все выглядит все чуточку странно. Я, например, до сих пор не могу точно сказать, что мы делаем в игре. Строим домики, гоняем по трекам, возводим столицы и развиваем промышленность. А в целом вообще не знаю, как все это назвать=) Мульти-макро-цивилизация?=) И все-таки мне кажется, что если бы тема осталась музыкальной, то это было бы все-таки как-то более правильно. И со мной согласны многие мои знакомые.

А в игру я играю с удовольствием до сих пор. Меня никто не убедит в том, что игра на самом деле проходняк. И даже если вдруг моя коробка Бронзы пропадет, то я сразу же пойду в магазин за новой, потому что я однозначно хочу иметь ее в коллекции. До сих пор считаю, что это одна из лучших российских игр.

Почему не взлетела: в чужих отзывах я читал о том, что Бронза — это сухая игра немецкой школы с запахом нафталина. Мол, выйди игра 10 лет назад, может было бы еще ок, а так не ок. Еще писали, что игра должна быть либо легче, либо сложнее. А так получилось нечто непонятное среднее. И вот со второй претензией я в принципе согласен. Мне-то это не мешает, но у меня примерно те же ощущения. А вот старая школа — не старая… Это вкусовщина. На самом деле мне самому интересно узнать, какие претензии предъявляют игре те, кому она не зашла. Имхо, положа руку на сердце, маркетинг ХВ сработал как-то не так. Тестировщики сделали конфетку, а вот фантик и подача как-то вот не получилась. Хочется хорошего качественного джаза…

Барбария

Еще одна игра с того же Граникона, на котором я увидел Бронзу. По демо-партии уже было понятно, что перед нами простой карточный филлер с кубиками. Бросаешь кубики, завоевываешь карточки, которых потом используешь как модификации к свойствам, мочишь монстров, собираешь драгоценные камни и побеждаешь. Очень простой игровой процесс — почитайте обзор, если об игре не слышали.

Barbaria - cards

Хитом такую игру назвать, конечно, сложно, но мне она показалась весьма клевой. Имхо, это как раз то, что нужно для большой пивной компании. Берешь игру в паб, заказываешь темного пивка и погнали рубится! Барбария отлично преобразила игру в кости. А некоторые товарищи, наверное, до сих пор не в курсе, что игру придумал не какой-нибудь ноунейм из России, а ноунейм из Германии=) Мужик очень классный, кстати! Я с ним и в Москве пообщался, и потом по имейлу…

В случае Барбарии я снова за нее буду топить (в хорошем смысле этого слова), потому что считаю игру действительно достойной. Мне все равно, кто что о ней будет говорить плохого — мое мнение не изменится.

Но у Барбарии есть один нюанс, который сильно влияет по восприятие игры. Мне кажется, именно из-за него у игры не было феерических продаж. И называется этот нюанс «оформление». Оно весьма специфическое для среднестатистического настольщика. На карточках изображены варвары обоих полов в довольно забавном облачении под картинки с журналов эротического содержания. Там все прикрыто, конечно, но забавный варварский эротизм присутствует, безусловно.

И мне это кажется интересной фишкой, ибо я ни капельки не пуританин. Я люблю стенд-ап и мой любимый комик Джимми Карр, и кто в теме, тот понимает, какого уровня юмор и сарказм я могу вытерпеть. А вот если вам гульфики и бронелифчики мозолят глаза, то конечно Барбария вам покажется ужасной игрой про сиськи и кубики.

Сам автор дико переживал потом (надеюсь, его тревоги все-таки прошли), что из-за того, что издатель решил не перерисовывать арты и менять тему, его игра оказалась на уровне 6,5/10. В принципе, для пивного филлера это нормальная оценка=) Но все-таки немного обидно, наверное, когда из-за твоя шутки на конкурсе авторских игр ты получаешь тумаки за отвратительные арты… Я его полностью понимаю!

Почему не взлетела: простая игра про кубики и карточки с любительским шуточно-эротическим оформлением. Некоторые шуток не поняли=)

Космополис

Моя любовь к играм с цифрами на карточках пошла от игры Koryo. Это когда вы собираете сеты из карт, и если ваш сет с одной цифрой больше, чем аналогичные сеты других игроков, то вам доступно бонусное свойство. В Koryo я сыграл много раз с друзьями, потом 4 раза на БГА (все 4 победы). После БГА я как-то испугался, что перешел неожиданно в режим godmode, и решил больше там не играть, чтобы не портить статистику=)

game setup

Космополис — игра из той же серии. Я с большой радостью взял игру в коллекцию, поиграл, получил море удовольствия — игра ни капельки не разочаровала. Более того — цена у игры просто божественная, поэтому я очень надеялся, что игра взлетит в продаже и мы в будущем увидим другие локализованные игры с той же механикой.

К сожалению, правда оказалась не такой оптимистичной.

Почему не взлетела: сам не знаю. Дешевый угарный филлер — для меня это просто счастье. Но я же не диктатор, чтобы заставлять всех соглашаться со мной, правильно? Это как кто-то выращивает дома червей, и ему нравится. Но не обязательно должно нравится всем. Я вот книги про животных люблю. Или про грибы. А кто-то любит автомобиль в гараже перебирать. Мне игры на мажорити — это кайф. А кому-то скукота и сволота. Вот такое я меньшинство, что поделаешь.

450 вещей, которые вам не слабо

Эта игра мне самому не сразу раскрылась. Под нее нужно собирать компанию определенного типа, т.е. такую, чтобы ей было интересно поговорить и поиграть в психологию. 450 вещей помогают игрокам лучше узнать друг друга. Игра задает каждому игроку вопросы — ваши друзья, сидящие за столом, могли бы отправиться в джунгли прямо сейчас? А ванна из роз могла бы вызвать романтические слезы? А насекомое на спор съели бы? И некоторые мои друзья после таких вопросов были удивлены тому, что недостаточно хорошо знали меня или друг друга.

450 вещей, которые вам слабо сделать в жизни – купить настольную игру  (обзор, отзывы, цена) - Игровед

Я не могу сказать, что это типичная игра для игрового вечера. Понятное дело, что когда настольщики собираются, то они играют в еврогеймы, америтрэши, карточные игры и т.д. Но вряд ли настольщики соберутся только для того, чтобы поиграть в 450 вещей. А вот занять себя в поезде, на даче, на пати или в какой-то группе людей, если вы групповой психолог — вот для этого игра Павла Атаманчука и нужна.

Уже после обзора я еще раз переоценил игру и понял, что она еще круче, чем я думал, и что я не хочу от нее избавляться даже если переиграю все карточки. Под карточки можно собирать совершенно разные группы — вот в чем прелесть.

Почему не взлетела: специфика игры, отсутствие пиара. Скажем все-таки, что это не уникальная игра. Аналоги есть самые разные. Например, Детектор правды, который более «горячий» из-за вопросов о сексе. 450 вещей — более добрая игра, она не заставит вас подозревать кого-то в участии в групповушке. Об этой игре, по-моему, писал только я один. По крайней мере больше обзоров я не видел. В магазине тоже вряд ли вам скажут — вот, берите, офигенная игра для большой и веселой компании. Эта настолка имеет свои задачи и цели, которые немного разнятся с массовым направлением настольных игр. Не каждому настольщику она нужна. Да и тем, кому игра зайдет, может быть хватит одной партии для полного счастья. Такова специфика 450 вещей. Конечно, если бы продажи были крутыми, то мы бы увидели и другие версии данной игры. Может быть даже и с вопросами 18+.

Мой клад

Еще одна игра из закромов «непонятых» игр ГаГи. Хотя может быть я и ошибаюсь… Я не имею доступа к отчетам продаж. Может быть Мой клад переживает уже 10-ый тираж=) Хотя я очень сомневаюсь в этом. Обычно хитовые игры сразу раскрываются и их знают все — от продавцов в магазине до потребителей.

Material Mein Schatz

На мой взгляд игра Мой клад — жемчужина «милипиздрических» игр на сдачу в настольном магазине. В маленькой коробочке кроется стопка карт и жетончики. Игровой процесс построен на мемори — вы берете карты клада и собираете их по разным стопочкам. Важно помнить, в каких стопочках какого-то вида клада у вас больше. На картах может быть изображено много разной хрени, но выбрать в итоге вы можете только один вид хрени. И вы не можете перебирать свои колоды — вам видна только верхняя карта!

Прикольная малюпасенькая игра, которой можно занять паузу. Мне очень понравилась.

Почему не взлетела: снова те же самые претензии — никто игру не пиарил, она маленькая, таких игр много. Для мелких игр быть незамеченным — это нормально. Но все-таки меня порою поражало, что некоторые ребята мне писали, что об этой игре никогда не слышали, и только после моего обзора купили игру (и, к счастью, она их не разочаровала!). Еще есть такая тенденция — настольщик охотнее купит игру побольше, чем какой-то малюпасенький филлерок.

Зодчие

Я тут недавно подумал, что я все-таки немного по-другому анализирую российские проекты. Обычный настольщик любые игры оценивает по шкале понравилось-не понравилось. А я еще смотрю на рост качества. Т.е. вот игры 5 лет назад делали так, а сейчас уже смотрите какие штуки научились делать! Молодцы!

Игру Зодчие мне показывал Петр Тюленев во время поездки в Минск. Мы заказали себе WOK, и пока он готовился, сыграли 2 партии в Зодчие. И оказалось, что это еще одна миленькая игра с несложными правилами, быстрым игровым процессом и хорошей реиграбельностью. Мы строим ряды из зданий, но каждый пристыкованный тайл влияет на поворот соседних тайлов. После поворота тайл может приносить меньше или больше очков его владельцу. В этом и заключается хитрость данной игры.

Отличная идея, кстати. Я не могу сказать, что Зодчие рвут и мечут, но это правда очень хорошая игра. Я и в подарок ее покупал даже пару раз.

Почему не взлетела: мне кажется, что российским играм пока еще не очень доверяют. Если бы Зодчих придумал Мартин Уоллес, то мне кажется, что игра бы продавалась лучше. Потому что блогеры и настольщики писали бы в интернете — ммм, любопытненько, что там наш любимый Мартин придумал! И все такие — вау! Да! Очень любопытно! Про Зодчих, как мне кажется, маловато писали и вспоминали. Даже после выхода игры на зарубежном рынке, все равно какая-то тишина была. А хотя чего я тут растекаюсь мыслями по древу — это ж еще один филлер…

Цивилизация: Новый рассвет

В этой статье полно филлеров, но мало больших игр. Почему? Наверное потому, что большим настолкам проще раскрыться. Из последних больших коробок, которая сильно наложила себе в штаны, я могу припомнить разве что Остаться в живых. А вот проходных филлеров — уймища.

Я в свое время прошляпил настольную Циву Сида Мейера. Сначала были какие-то непонятные отзывы, потом вышел один доп, потом второй. С допами стало все распрекрасно, но за базу и доп нужно было выложить нормальную такую сумму… Я подумал — куплю потом! Но потом все взяло и пропало из продажи. Вот такая вот печальная история.

Поэтому безусловно я очень надеялся на новую новейшую Цивилизацию, что она продолжит то лучшее, что было раньше, и добавит чего-то нового, еще более крутого.

Оказалось, что новая Цива — другая. Она ничего не продолжает, но предлагает совершенно новую и, как мне показалось, интересную систему приказов/выборов действий. Каждый игрок стартует с одинаковым рядом действий. Вы можете сыграть любое действие, но чем оно будет правее в ряду, тем лучше бонус вы получите. Выбранное действие перемещается в крайнюю левую позицию, сдвигая все остальные карты вправо. Таким образом вы сами смотрите, что лучше сыграть и как лучше прокачать карту действия. В остальном это все то же завоевание клеточек, перемещение, постройка чудес.

Мне очень понравилась основная идея игры. Она классная. Но у меня сложилось ощущение, что игру недостаточно «накачали» мясом. Т.е. скелет есть, а мышц и мяса нету. Есть ощущение, будто бы в игру забыли положить доп. При этом она все равно нормально играется! Но могло ли быть лучше? Конечно могло.

Игре помешало то, что на коробке написано Цивилизация. Просто многие люди сравнивают ее со старой Цивой и четко видят, кто победитель в этой схватке. Я признаю, что большинство игру не распробовало, не поняло, в чем тут прикол. И я очень ждал, что потом может быть когда-нибудь выйдет дополнение, с которым база станет отличной полноценной игрой. И вы знаете, это дополнение все-таки выйдет! Хотя все было похоже на то, что разработчики махнули на игру рукой. Однозначно буду брать доп!

Почему не взлетела: иногда так бывает, что нам больше продают идею, чем отлично работающую игру. Вот эта Цива из этой категории. Или вот еще Кассиопею Пегасова могу вспомнить. Очень клевая идея, но ее надо как-то более интересно реализовать, чтобы влюбить в себя настольщиков. И если ваша новая Цива точно не лучше старой Цивы, лучше ее назвать по-другому, потому что люди все равно будут сравнивать игры между собой.

Мстители

Последнее на сегодня — игра про карточные бои. По задумке это должна была быть игра про Мортал комбат с Саб-зиро, Скорпионом, Шао Каном, Соней, Джаксом и т.д. Но лицензия стоила огромных денег, поэтому издатель решил воспользоваться имеющейся лицензией на супергероев.

Love Mstiteli или супергеройское послание — обзор настольной игры «Мстители.  Битва супергероев» | Frogged Dice - блог о настольных играх

На самом деле в этой игре нет разницы, кто с кем сражается. Хоть ежики с белочками. Тут важна система розыгрыша. Чем ниже номер карты, тем быстрее вы отыграете свою карту. В каждом раунде все игроки играют карту с руки лицом вниз, потом одновременно переворачивают и разыгрывают свойства карт, нанося друг другу урон.

Карт в игре на самом деле не очень много, но комбинаций уйма! Я пробовал играть в Мстителей с новичками, и у них плоховато получалось. Сами признавались, что не ожидали, что тут нужно много думать.

На мой взгляд, игра отличная! Она небольшая, дешевая и азартная. Но тематика сказалась на ее продажах. Про игру либо никто ничего не знает, либо заочно считают, что нормальных игр про супергероев просто не существует.

Я был в нескольких настольных магазинах и наблюдал там одну и ту же ситуацию. Покупатель просит показать что-нибудь про супергероев для ребенка, продавец делает озадаченное лицо и говорит, что вот есть парочка игр про Человека-паука, но они очень простые и не интересные. Есть еще Мстители, но он не знает, что это такое.

Вот так и валяются Мстители в уголке мелких игр для детей, и никто их не покупает.

Почему не взлетела: неудачно выбранная тематика для игры, полное отсутствие пиара. С другой стороны, не так давно вышло продолжение про новых супергероев. Так что скорее всего я не прав, и игра продается хорошо. Просто я пока не знаю, кто эту игру покупает=) Может быть случайно?=)

53 Responses to Игры, которые не взлетели

  1. Yury Yamshchikov says:

    А мне как раз новая Цива понравилась гораздо больше старой!
    К слову, Бронза и Зодчие были изданы на других языках, так что провалом их никак не назвать 🙂

    • scafandr says:

      В старую не играл, к сожалению, не могу сравнить:(
      Бронза и Зодчие изначально планировались для захвата западного рынка=) Как и Акватика, например=) Бастион тоже выходил на английском, и Наместник.. И Септикон! Да много чего. А зайди глянь оценки… Только у Барбарии 7,1, что приятно=)

      • Yury Yamshchikov says:

        Ну, одно дело небольшой англоязычный тираж на Эссен, другое — партнерские локализации 😉

        • scafandr says:

          Ну тут да, я с тобой согласен. Но в данном случае ты больше оцениваешь игру с авторской и издательской позиции. А я с игровой. Находка для шпиона или Мистериум — это да, это удачно выстрелившие игры. Выстрелил ли Бастион?

          • Yury Yamshchikov says:

            Тут вопрос, что считать успехом. Так-то можно сказать, что большинство книг, которые я вижу в твоём Инстаграме не взлетели, ибо до популярности Гарри Поттера или Игры престолов им как до луны 🙂

            PS Абсолютно не хочу обидеть, просто пример показался наглядным.

            • scafandr says:

              Ты ничего обидного и не сказал. Все так и есть — им до ГП или ИП как до луны. И это все книги, которые одним тиражом издаются и все.
              В этой статье я перечислил игры, которые мне понравились, но большинство почему-то за них не проголосовали. Судя по отзывам. Или оценки низкие. Собственно, вот тебе критерий.

              • Yury Yamshchikov says:

                Ну, у Находки для шпиона сейчас 6.9 на BGG 🙂
                https://boardgamegeek.com/boardgame/166384/spyfall
                Зато продажи хорошие.

                Это, кстати, обычно так и связано — простые игры лучше продаются, но оценки у них ниже. У того же Карманного детектива совокупный тираж трех дел в разных странах около 100 тысяч. Но оценки болтаются около семерки (https://boardgamegeek.com/boardgame/275589/pocket-detective)

                • Николай Золотарев says:

                  7 для маленькой игры отличная оценка. Люди обычно не могут поставить 10 и Сумеркам Империи, и Находке для шпиона. Одна огромная стратегия, другой маленький патигейм. Не умещаются они обычно в одну категорию)

                  • scafandr says:

                    Угу, тоже заметил, что для филлера нормально иметь оценку 6,5-7,0. Это вполне удачный проект. Вот уже 4-5 — это плохо.

  2. Yury Yamshchikov says:

    Ну и в целом — чтобы взлететь игра должна быть не просто хорошей, она еще чем-то должна цеплять заметную аудиторию игроков. И издатель должен уметь её донести до этой самой аудитории.

    • scafandr says:

      Да, безусловно, так и есть. Вот эти игры меня зацепили почему-то=)

    • Николай Золотарев says:

      Цеплять недостаточно. Как было идеально сказано — «игра сама себя не продаст». Даже самая хорошая. А конкурировать сейчас надо с Серпом, Крыльями, Сумерками Империи (в общем, Стегмаером и FFG).
      А конкурировать с ними очень дорого.

  3. mazzooo says:

    Как много хочется покивать и подтвердить…но в одном я протестую — про 450 вещей точно не ты один писал, мой обзор даже в яндексе выпал выше твоего. ))

    • scafandr says:

      Прости, может в голове не отложился твой обзор. Просто я обычно после своего обзора еще читаю чужие, чтобы сравнить свои впечатления.
      Я Яндексами не меряюсь=) рад, что твой длиннее=)

      • mazzooo says:

        Ладно с ними, яндексами. =) Немного написанному тобой:

        1) Ундервуд. Дело в том, что игры в слова — довольно нишевый рынок, который прочно занят Скрэбблом, остальные при всех достоинствах не смогут ничего здесь сделать. Я люблю игры в слова, я в компании соавторов тоже придумал свою игру с буквами. Но по ощущениям издатель будет сильно опасаться взять её под крыло.

        2) Тичу, как я слышал, очень требовательна к количеству игроков. Плюс оформление под простую колоду делает её совершенно невостребованной на нашем рынке. Провал был обеспечен. Я даже больше скажу — один дистрибьютор хотел локализовать Skull King, которую я успел популяризовать на небольшом клочке пространства. Игра красочная, тематичная, весёлая, бомба в общем, но родство с играми на взятки испугало.

        3) Повелители времени. Совершенно непонятный для покупателя продукт. У меня лежит нераспечатанный и никому не нужен, судя по моим потугам на барахолках. Что-то накрутили, непонятно зачем.

        4) Порт Пирей. Просто бомбическая игра…должна была быть, мы на неё возлагали большие надежды. Купи-продайка. Но в итоге она оказалась слишком механизирована, каждый ход просто не успеваешь кайфонуть от удачных торгов. К слову, такой же исход был у Grand Bazaar бакинского автора Санана.

        5) Барбария. Очень хочу в неё поиграть. Но подобный простой процесс подразумевает более маловозрастных игровых партнёров. Такие картинки домой нести тупо не хочу.

        6) 450 вещей — игра с отличной идеей и даже процессом, но совершенно неудобной организацией процесса для экономии производства.

        7) Зодчие. Достаточно самобытный игровой механизм был убит совершенно попсовой тематикой. Лучше бы оставили Цирк, как было изначально.

        В целом, большинство игр не взлетает, потому что они могут быть хорошими, но без претензии. Маховик производства набрал амплитуду, поэтому проходняка будет всё больше и больше и лишь единицы закрепятся…

        • scafandr says:

          Ух, спасибо за такой подробный комментарий!
          1. Мне тоже потом показалось, что игры в слова поперли как грибы после дождя. Через год или два вышла «нет слов» (или как там правильно?) Пегасова. Практически один в один Ундервуд со свистелками. Т.е. выбор большой, ты прав.
          2. Как по мне, то в Повелителях времени ничего не понятного нету. Все вроде просто. Просто что тема размытая. Не знаю… Надо еще раз сыграть спустя пару лет.
          3. Ну да, в Порте Пирей чувствуется, что есть идея, но она не развита. ей чего-то не хватает.
          4. Барбария с детьми — можно, конечно, если дети адекватно воспринимают бронелифчики=) Я бы не сказал, что игра детская в плане геймплея. Но она на широкий круг игроков, конечно. От мала до велика.
          5. По поводу 450 вещей не очень понял, какую экономию производства ты имеешь в виду. Пояснишь?
          6. Я даже не знал, что изначально Зодчие про цирк были. Прикольно… Кстати еще невышедшую игру Космодрома про строительство башен тоже думали, в какую тему лучше одеть. В итоге выбрали архитекторов и башни=) тянет издателей на эту тему=)
          Полностью согласен, что игр море сейчас и есть из чего выбрать. отбор жесткий. Как сказал недавно Коля Золотарев — игр много, а в коллекциях одни Брассы и Покорения Марса=)

          • mazzooo says:

            в «450 вещей» двусторонние карты, на которых по 6 этих самых «вещей». такой подход не очень удобен в процессе: сыграл карту с одним вопросом, отбросил сразу 6. Впоследствии какие-то вопросы в глаза не видел, какие-то повторяются и всё это в одном.

            Плюс степень «жёсткости» вопросов, от детских до пикантных, разбросано рандомно. Можно словить кайф от партии, а можно заскучать. Поэтому я считаю, что отличную идею просто не отшлифовали.

            • scafandr says:

              Ааа, понял, полностью согласен! Я часто замечаю такое в играх с заданиями на карточках. Вроде, скажем, 400 заданий, а по факту карты двусторонние, на каждой стороне по 3 вопроса. В итоге карты начинают повторяться гораздо быстрее. Но я к такому отношусь спокойно, потому что понимаю, что это не многоразовые игры для одной компании. тут реиграбельность заключается в разных компаниях, а не в составе игры.
              Может и не отшлифовали. Что Паша придумал, то и вышло. Идей у него еще много было. Обещали, что если будут продажи, то будут и допы. Но, как видишь=)

      • mazzooo says:

        Ладно с ними, яндексами. =) Немного написанному тобой:

        1) Ундервуд. Дело в том, что игры в слова — довольно нишевый рынок, который прочно занят Скрэбблом, остальные при всех достоинствах не смогут ничего здесь сделать. Я люблю игры в слова, я в компании соавторов тоже придумал свою игру с буквами. Но по ощущениям издатель будет сильно опасаться взять её под крыло.

        2) Тичу, как я слышал, очень требовательна к количеству игроков. Плюс оформление под простую колоду делает её совершенно невостребованной на нашем рынке. Провал был обеспечен. Я даже больше скажу — один дистрибьютор хотел локализовать Skull King, которую я успел популяризовать на небольшом клочке пространства. Игра красочная, тематичная, весёлая, бомба в общем, но родство с играми на взятки испугало.

        3) Повелители времени. Совершенно непонятный для покупателя продукт. У меня лежит нераспечатанный и никому не нужен, судя по моим потугам на барахолках. Что-то накрутили, непонятно зачем.

        4) Порт Пирей. Просто бомбическая игра…должна была быть, мы на неё возлагали большие надежды. Купи-продайка. Но в итоге она оказалась слишком механизирована, каждый ход просто не успеваешь кайфонуть от удачных торгов. К слову, такой же исход был у Grand Bazaar бакинского автора Санана.

        5) Барбария. Очень хочу в неё поиграть. Но подобный простой процесс подразумевает более маловозрастных игровых партнёров. Такие картинки домой нести тупо не хочу.

        6) 450 вещей — игра с отличной идеей и даже процессом, но совершенно неудобной организацией процесса для экономии производства.

        7) Зодчие. Достаточно самобытный игровой механизм был убит совершенно попсовой тематикой. Лучше бы оставили Цирк, как было изначально.

        В целом, большинство игр не взлетает, потому что они могут быть хорошими, но без претензии. Маховик производства набрал амплитуду, поэтому проходняка будет всё больше и больше и лишь единицы закрепятся…

  4. WindUpBird says:

    Ооо, пираты… Как же я их ждал. Прочитал про них у тебя в блоге. Помню, что ты её хвалил. Но блин, как же это было долго. Пока презентовали, пока геменот разродился дистрибуцией. Да даже с того момента как авторы выложили правила, прошло полгода. А потом первые отзывы и цена добили моё желание. Не люблю когда вся колода проматывается за игру, а тем более на двух игроков, дополнительно её затягивая.

    Верблюды были очень классные. Дарил их другу. Качество было хорошее, кто-то жаловался на пирамиду, мол расклеивается, но остальные компоненты были из толстого картона — вообще супер.
    Цена и правда была на «пати». Если меня не подводит память — около 2000.

    • scafandr says:

      Пираты вроде 2 или 3 года на рынок шли. Хотя по сути за 2 года игра изменилась лишь косметически.
      По поводу колоды — да, полностью согласен. И я им, разработчикам, писал об этом, что колода должна быть толще и неожиданнее. А так ты точно знаешь, что выйдет абсолютно все — это не интересно! Должен быть рандом.
      У меня пирамида не расклеивалась, но резинки постоянно рвались. Благо дома в запасе полно.

  5. Hoot says:

    Ох, много текста, пока ещё не всё осилил 🙂
    Бэнг Меч самурая у нас очень зашёл — прежде всего, на фоне ностальгии по совместным просмотрам Сёгуна на даче 🙂 специально достаточно рано вставали и у кого-то собирались.
    Ковбойский даже не покупали. В мече самурая есть отличное нововведение, что никто не выбывает, постоянно все в игре.

    Сейчас ХВ анонсировали рескин бэнга в ЗВ, посмотрим на него, ЗВ у нас тоже все любят.

    • scafandr says:

      Бэнг вообще как-то удачно пошел с русскоязычном комьюнити. И мне не очень понятно, почему самурайская версия продавалась так себе. ЗВ, мне кажется, тоже нормально продаваться будут. ХВ использует лицензию по полной программе=)

  6. Анатолий Скобелев says:

    Отличная статья, прочитал с удовольствием. Спасибо!

  7. volt says:

    Классная была задумка в Wiraqocha с контролем территорий при помощи кубов.
    Но, к сожалению, раз за разом игровые партии заходили в тупик. Или кто-то сильно отрывался, или сильно отставал, или игра просто зацикливалась. Готов был бы даже сейчас приобрести подобную игру, если бы она была доведена до ума.

    • scafandr says:

      У нас тоже в каждой партии, особенно на четверых, кого-то выносили полностью. И для него игра заканчивалась в середине партии. Плюс пока кто-то думает, что может выиграть по технологиям, другой спокойно выигрывает по ресурсам.
      К сожалению, Кермаррек сказал, что с игрой ничего не сделаешь. И вообще он отказался потом от придумывания больших игр=) Сейчас только детские игры и филлеры клепает=)

  8. Сергей Григораш says:

    Да, статья-бомба, было очень интересно.
    Свои 5 коп:
    1) Тичу очень крута, но да, только строго на 4х и арт отстойный. Но игропроцесс очень классный.
    2) Про Циву все верно написано. Какая-то гонка, а хочется и ожидается вдумчивого развития цивилизации.
    3) Барбарию в свое время очень искал. Купил, поиграл раз пять и выставил на продажу. Слишком бесхитростно как-то, хотя арт мне наоборот вполне норм.
    4) А вот непопулярность японского бэнга меня удивляет. Много играли компанией в ковбойский, но японский уделывает его всем позициям именно из-за механики невыбывания. В классическом порой оставалось два игрока, которая 15 минут шмаляли друг в друга и пили пиво, а выбывшие скучали рядом.
    После покупки самурайского классику продал без сожаления. Очень жаль, что к Японии нет русского допа.

    • scafandr says:

      Барбарию как-то частенько продают. Я -то себе оставил. Есть с кем играть=)
      По поводу самурайского бэнга тоже удручен, что доп не выпустили. Не думал, что он не зайдет массам=) Согласен с вами, что он лучше классики

  9. Юрий says:

    Да, любопытно, почем одни игры остаются десятилетиями популярны (Катан тот же), а другие сходят на нет чуть ли не сразу после издания. Поскольку к Кэмелу, Мечу самурая и новой Циве сделали допы, все-таи они не в достаточной степени взлетели. А вот про некоторые из описанных я даже не слыхал.

    • Николай Золотарев says:

      Катан, Каркассон, Манчкин вышли, когда игр было совсем мало. Они вошли в культуру и теперь уже никуда не денутся. Современные игры выходят тысячами в год. Даже если игра очень хороша, в нее не будут играть все, как в Катан. А средние игры сменяют друг друга каждую неделю.

    • scafandr says:

      Мне кажется, что с играми примерно так же, как с книгами. Когда человек спрашивают, что почитать, ему сразу же советуют Брэдберри, Кинга, Аберкромби, Сапковского, Оруэлла. И как бы выбор очевиден, не надо сильно париться. У настолок тоже есть свои гиганты. Периодически появляются новые громкие имена. А кто-то может и хороший, но один тираж — и давай до свидания. Но это уже скорее вопрос хайпа, а не качества игры

  10. Николай Золотарев says:

    Ох, вот эта статья. Со всем хочется согласиться и забрать себе несколько цитат.

    «В общем, эта игра сама себя никогда не продаст.»
    Мне кажется, это можно сказать про любую игру. И именно этот момент многиe недооценивают. Про неразкрученную игру никто не узнает, будь она хоть тысячу раз хороша. А на продвижение игр у нас часто забывают.
    И отсюда сразу следует то, чтo недавно обсуждали под другой статьей:
    «А вывод я сделал такой — наш народ пока не готов к экспериментам. Никто не хочет рисковать и поддерживать рублем непонятные проекты, которые могут порадовать, а могут и не порадовать.»
    Сейчас все покупают только «супернадежные» расхайпованные гробы. А мелким играм от неизвестных авторов очень сложно раскрутиться, да и миллион на их продвижение никто тратить не будет.

    «Вообще редко когда российские авторы удостаиваются большого внимания со стороны простых настольщиков. Вот плюнуть в их сторону — это пожалуйста. А похвалить — зачем?»
    Ну и это тоже влияет) Хотя сейчас, мне кажется, наметился сдвиг в отношении.

    «Дешевый угарный филлер — для меня это просто счастье. Но я же не диктатор, чтобы заставлять всех соглашаться со мной, правильно?»
    Вот это мне кажется, очень важный фактор. Большие и сложные игры как-то легче и престижнее любить. В приличном обществе иногда стыдно признаться, что тебе нравится что-нибудь без тонны миниатюр, огромного поля и 50 страниц правил.)

    • scafandr says:

      Да, да — настолки — это продукт, который нужно толкать в массы. Мне кажется, что чаще всего толкают настолки, рассчитанные на массы. Прекрасно помню, как ГаГа старалась пиарить Коднеймз, потому тираж огромный был. А какие-то другие проекты — ну вышли да вышли. С другой стороны, комьюнити тоже может пиарить. Недавно читал, как одно книжное издательство пинали за то, что они не тратят деньги на рекламу своих книг. Они ответили — а вы на что? Если вы прочитали и вам понравилось, так напишите об этом в соцсетях, на форумах, где угодно.
      Я еще заметил, что очень просто продаются игры, которые были обласканы пользователями на БГГ. Просто берешь оттуда рейтинг, пишешь, что игра входит в топ 20 какой-нибудь категории, пихаешь сюда любого человека из Дайс Тауэр — и корова для доения готова=)
      Да и народ переелся, согласись=) Игр просто огромное количество! Все купить нереально, приходится выбирать. Я «Тайную власть» Селезнева полгода все думаю, как купить=) А тут завтра On Mars готовится к взлету=) Где уж тут Тайной власти?=)
      Я очень надеюсь, что новые российские игры потиху распробуют и бояться не будут=) Акватика не за горами… Посмотрим=) Главное, чтобы «Одержимостей» было поменьше=) Хотя грешить не буду — не играл.
      Большие и сложные игры — это престижно. Как два телевизора и машина в гараже=) Без этого просто никак=) И полки с филлерами совсем не смотрятся=) Их можно прятать в большие коробки с тонной воздуха.

      • Николай Золотарев says:

        Вот мне кажется, что перенасыщенность рынка игр — очень важный факт. Даже интересно, что будет дальше. Настольные игры в этом плане очень интересны — они относительно дешевы, поэтому даже такой пузырь может сущесствовать долго. А может быть возникнет какое-нибуть неожиданное развитие.

        • scafandr says:

          Я читал лет 5 назад про мыльный пузырь в Эссене. Мол, раньше было меньше игр, но было больше качественных. А сейчас игр очень много везут на выставку, но тех, в которые ты будешь играть годами, мало. И мол рано или поздно мыльный пузырь лопнет, и все опять вернется к тому, что было раньше, когда игр было меньше. Но это было 5 лет назад. Значит пока пузырю есть куда расти=)

  11. Николай Золотарев says:

    Про Бронзу
    «И все-таки мне кажется, что если бы тема осталась музыкальной, то это было бы все-таки как-то более правильно. И со мной согласны многие мои знакомые.»

    Я согласен на 100%. Была бы свежая интересная тема. А еще подходила бы куда лучше, чем древние цивилизации. А на примере Крыльев, видно, что неожиданные темы могут очень круто выстрелить. (там, конечно, не только в теме дело, но она вносит свою лепту) В любом случае — тема Джаз бэнда не какая-то жуткая. Да и иллюстрации можно было сделать отличные. Эх… Один из худших выборов темы для меня.

    Про Бастион
    «Далее был конфликт авторa с издателем.»
    И очень серьезный. Помню, как Женя Никитин был очень подавлен всей этой ситуацией. А критика в таком случае становится еще более болезненной. Хорошо, что такое случается не так часто.

    Про Древний мир
    «Древний мир — игра хорошая, но ее пытаются выдать за что-то серьезное. Сработал как раз тот случай, когда игра должна быть меньше и дешевле.»
    Про соответствие формы, сеттинга и механики я тоже недавно задумался при обсуждении статей в Грани. Думаю, свои рассуждения собрать в статью, сейчас довольно активно обсуждали разные связанные темы.

    • Николай Золотарев says:

      И про новую Цивилизацию, мне кажется, тоже проблема несоответствия формы и сеттинга/механики. При том, что она гораздо лучше реализована, как настольная игра (я, правда, сам не играл, сужу по отзывам и правилам). Но люди ожидают от нее одно, получают другое (хоть и хорошее) — неоправданные ожидания — разочарование в игре.

      • scafandr says:

        100% так. Ожидаешь чего-то такого мощного, а получаешь хороший рабочий… ну не филлер, но что-то такое. Обязательно сыграй, мне понравилась центральная механика. Ее можно реализовать в любых других играх

        • Николай Золотарев says:

          Да, основная механика привлекла сразу, как про нее узнал. Но мне кажется, что от игры-цивилизации никто не ждет простоты и изящества — должна быть куча параметров, карточек и путей развития. И даже самая хорошая простая игра не будет работать в представлении игрока, как цивилизация.

          Другой похожий пример — Эпохи.

    • scafandr says:

      Я когда-то думал над парочкой своих проектов. И у меня были темы про пчел и зодиак. И мне тоже опытные ребята сказали, что темы ужасные в плане продаж. Мол, лучше вообще не думай про тему, пили игру и все. Может и есть что-то такое, что некоторые темы отрицательно влияют на продажи. Имхо, это смотря как подать продукт. По поводу Крыльев ты полностью прав. Плевались-плевались, а продажи вон какие огромные.
      Я даже не знаю, оправился ли Женя. Что-то я новых его проектов и не вижу. Ты сам знаешь, чем чревато поссориться с издателем… Даже если он издал что-то совсем трэшово, лучше тихонько об этом со своими друзьями обговорить, чем писать что-то где-то в интернете.
      Статью пиши — с удовольствием почитаю

      • Николай Золотарев says:

        Лично мне кажется, что с необычной темой игра становится лучше. Еще лучше, когда тема подпитывается механикой, связана с ней.

        Тоже хочу написать поподробнее про разные темы. Но общая мысль такая, что необычный сеттинг может, и правда, отпугнуть издателя. Настольное сообщество достаточно консервативное. Ломать привычные устои надо уметь.

        • scafandr says:

          Имхо, может быть когда-нибудь настольщики и издатели перестанут мыслить шаблонно, что есть продаваемые темы, а есть непродаваемые. Мне не понятно, почему на выставках в каждом году выстреливает одна тема. Понятно, что игра разрабатываются не один год, но почему-то то Марс, то музеи, то детективы, то динозавры, то пираты… Я тоже за то, чтобы сломать устои. А то получается, что кроме огородов, Ктулху и Средневековья ничего не продается=)

          • Николай Золотарев says:

            Я в последнее время задумываюсь об этом и нахожу много параллелей между играми и кино. Ведь сейчас фильмы тоже делятся на две категории — авторское кино и блокбастеры. Авторские фильмы могут быть с любым сеттингом, самыми безумными идеями. А блокбастеры берут масштабом и ярким визуалом, зато сеттинг чаще всего — комиксы.

            Так и с играми — если походить по Эссену, видно, что игры бывают совершенно любые, но большая часть из них известна лишь небольшой кучке игроков. А большие хиты, обычно, это коробки набитые миниатюрами и иллюстрациями по Лавкрафту, с кучей сиквелов.

            • scafandr says:

              Видишь, тебе кино ближе, а мне книги. Я постоянно параллели с книгами провожу=) И там то же самое=) Чуть больше экспериментов, и книга выходит тиражом хорошо если 2000. А про вампиров, про попаданцев — это пожаааалуйста, 7 тысяч как минимум.
              Сейчас массы задают вектор. Мне самому опостылели фильмы про супергероев, но что поделаешь=)
              Мне уже не раз опытные настольщики говорили, почему у меня мало редких игр, которых нет в масс-маркете. Но я сам заложник ситуации, покупаю то, что издают. На эксперименты нужны дополнительные деньги и шаманизм с заказом из-за бугра. Но если мне подсказывают что-то интересное, то стараюсь обращать внимание. Например, на днях хороший чеовек подсказал филлер про птичек — после зарплаты закажу вместе с допом для Legendary (ага, супергерои, но игра хорошая=)).
              Зато после Эссена будут отличные раритеты, которых нигде потом не найдешь=)

          • Николай Золотарев says:

            Как выстреливает одна тема каждый год, я тоже замечал. Еще такое бывает с механиками и компонентами. В прошлом году было очём много игр с кубиками, например. Мне кажется, это бывет из-за того, что кто-то запускает тренд, а на следующий год всe привозят настолки на похожую тему.

            Про необычные сеттинги — некоторые умеют удивлять. Тот же Стегмаер — почти все игры на не самые обычные сеттинги, но отторжения не вызывают, а привлекают даже больше внимания. Вот он умеет с этим работать. У многих просто более консервативный подход.

            • scafandr says:

              В этом плане Стегмайер мне нравится, что он развивает идеи, а не старается брать сугубо проверенными способами. Хотя иногда его агрессивный пиар играет на минус для некоторых людей=) С другой стороны, это отлично влияет на продажи. Сам чуть Эпохи не купил=)

  12. Ирина says:

    Из всего перечисленного у нас есть только 7 драконов, купленные еще до локализации и до сих пор играемые с удовольствием)) Меня, на самом деле, мало волнует вопрос «взлета» игр (за исключением плохого рейтинга из-за сырости и недоработанности). У меня есть игры (филлеры), которые не входят не то что в топ 100, а даже в топ 1000, 2000… Главное, чтобы их хоть кто-то заметил и оставил отзывы на bgg, в инстаграме, блоге, или на Тесере. Мне довольно часто нравятся вещи (не только настольные игры), которые не нравятся другим, поэтому я к этому привыкла и поэтому очень избирательно подхожу к чьему-то мнению☺️

    • scafandr says:

      Я тоже думаю, что обычному настольщика по барабану, что там продается, главное, чтобы доп выпустили=) А я еще все-таки общаюсь с авторами и издателями, поэтому мне интересно, как что продается. И почему одно хорошо, а другое плохо.
      Бывает конечно hidden gem и в низах. Но все-таки чаще всего лучшее плавает наверху. И хорошо, если найдется хороший человек, который подскажет, что такая-то игра с рейтингом 1000+ на самом деле очень клевая.
      Очень важно найти человека, у которого более-менее похожи вкусы. Я так по книгам ориентируюсь. Бывают с кем-то диаметральные взгляды на вещи. Значит, если он хвалит, то мне не понравится, и наоборот=) А кому-то веришь, доверяешь его вкусам…

      • Ирина says:

        Ну, чисто теоретически, и мне интересно почему) А насчёт совпадения вкусов… Я уже давно пришла к выводу (просматривая профили настольщиков и их оценки играм на Тесере и bgg), что у меня нет ни с кем такого совпадения, чтобы я купила игру, основываясь только на чьих-то похожих вкусах. При подборе игры я, скорее, приму во внимание что называется «взвешенные», аргументированные отзывы без истерик и категоричности от самых разных людей, даже если у меня с ними совсем разные вкусы.

        • scafandr says:

          На Тесере сходимость плохая. По ней не стоит ориентироваться. На БГГ я с таким не встречался, не знаю, где эти сходимости.
          По вкусам я Владимирса могу послушать, Аганова, Олега Мелешина… Конечно, не на 100% доверяю, но по большей части можно

  13. Ирина says:

    Я к тому, что, как любительница, в основном, семейных игр, за все время увлечения настолками не встретила ни одного такого же любителя семеек, к чьему мнению я бы могла прислушиваться постоянно и быть уверенной, что купленная по его рекомендациям и отзывам игра мне подойдёт. Я, как ни странно, больше слежу за отзывами и обзорами людей, вкусы с которыми у меня совпадают может процентов на 50-60 (в лучшем случае). Мне важно не только «что» пишет человек, но и «как». Поэтому даже «негативнве» отзывы от таких людей для меня значат больше, чем «позитивные» от настольщиков с вроде бы совпадающими со мной вкусами…

    • scafandr says:

      Вот кстати да, некоторых людей читаешь потому, что интересно узнать, что человек думает о чем-то, а некоторых читаешь, потому что они пишут прикольно. Даже если пишут о том, что тебе не интересно.
      Маззо вроде хороший семейщик. Других таких чисто по семейным даже и не знаю=)

Ответить на Yury Yamshchikov Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.